Самоконтроль что входит в него. Определение и особенности

Данная статья о Самоконтроле является раскрывающим продолжением статьи . Самоконтроль – является первым шагом на пути достижения власти над собой и естественным этапом развития для каждого, кто стремиться стать достойным и цивилизованным человеком. Ибо сложно назвать по-настоящему достойным того, кто даже внешне себя не контролирует и, как говориться, не способен держать в руках. Это, кстати, также одно из важных отличий человека от животного.

Что такое Самоконтроль? Немного подробнее

Самоконтроль нужно понимать следующим образом.

С одной стороны, Самоконтроль, как первый шаг к управлению собой, то есть как контроль, прежде всего, над всеми своими внешними проявлениями. Об этапах управления собой – .

С другой стороны, есть более глубокое и профессиональное понимание Самоконтроля. Как поэтапное осознанное овладение всеми составляющими себя самого, для максимального управления собой. Причём многие составляющие достижения власти над собой – чисто энергетические, то есть это достижение контроля над работой своих , энергетических потоков, и т.д. Но данному искусству обучают на соответствующих эзотерических курсах, например в Харькове, и далеко не каждый может на эти курсы попасть.

В первую очередь каждому человеку необходимо научиться контролировать себя хотя бы внешне, а потом уже осваивать все остальные составляющие.

Хочу также развенчать одно глупейшее заблуждение! Самоконтроль это не самоограничение и не загоняние себя в какие-то ограничивающие рамки, нет! Самоконтроль – это власть над собой, это достижение свободы и власти над своими проблемами. Это возможность реализовать свою свободу так, как ты хочешь, а не быть рабом своих слабостей, негативных эмоций, проблем, бесконтрольности. Это способность не дёргаться и не нервничать. когда все вокруг дёргаются и нервничают. Это сила, чтобы никому не дать вывести вас из себя и заставить плясать под чужую дудку. Это возможность всегда вести себя достойно и никогда не терять человеческое лицо.

Что необходимо научиться контролировать в себя? Да собственно все, шаг за шагом: слова и речь (думать, прежде чем говорить), внешний вид (аккуратность, вкус, красота), поведение, манеры, жесты, выражение лица и мимику. Далее – своё внутреннее состояние, свой Дух, силу, веру и уверенность (чтобы никогда не терять силу и опору). Другие составляющие.

Один из первых этапов самоконтроля – это избавление от вредных разрушающих привычек: курение, распитие алкогольных напитков, привычка нецензурно выражаться, и др.

Как научиться в полной мере контролировать себя?

Для формирования Самоконтроля необходимо:

1. Обучение этике и такту.

2. Обучение не входить в стресс и контролировать свои эмоции.

3. Освоить техники снятия напряжения и расслабления.

Определение звучит так. Как психологическое явление он включает в себя внутренние процессы, позволяющие в полной мере владеть собой и отдавать здравый отчет своим действиям. Хорошо развитое умение контролировать свои мысли, слова и поступки позволяет позитивно переживать большие физические и психологические нагрузки на организм.

Определение и понятие в психологии

Разберемся, что такое самоконтроль. Каждый человек ставит перед собой определенные цели, которых стремится достичь, чтобы получить желаемое. Можно в своем воображении быть мегауспешной личностью, которой все удается. Но на деле часто оказывается наоборот. Даже полностью составленный подробный план действий порой не находит выхода в реальность. Почему так происходит? Ответ кроется в механизмах человеческого сознания: прокрастинация, лень и потакание любому желанию отвлечься от намеченной дороги. И самая важная причина - недостаток самоконтроля.

  • Целеустремленные люди знают, что такое самоконтроль. В первую очередь это умение держать себя в руках независимо от внешних обстоятельств.
  • Владение собственными эмоциями на максимально высоком уровне.
  • Сила воли. Она жизненно необходима каждому, кто стремится добиться чего-то стоящего в жизни. человека не важен, главнее - нацеленность на результат.
  • Что такое самоконтроль? Это управление ситуацией и постоянное наблюдение за обстановкой, возможность в любой момент направить положение вещей в выгодную для себя сторону.
  • Колоссальное умение приглушать собственные эмоции и чувства.
  • Жизненный навык ставить разум на первое место, не давая волю страсти.

Что такое высокий уровень самоконтроля?

Уверенность в себе позволяет человеку чувствовать себя комфортно в социуме. Именно уровень самоконтроля влияет на внешнее поведение и действия. Обладатели высокой планки личного самообладания всегда чувствуют себя спокойно, выглядят сдержанно и солидно. Обычно нахождение рядом с такими людьми дарит окружающим ощущение доверия и полную уверенность в возможности избавления от всех проблем. От сильных личностей веет успехом во всех делах. С таким человеком невозможно создать конфликт или потасовку. Обычно стабильно высоким уровнем самоконтроля обладают люди серьезных профессий: руководители больших предприятий, разведчики, учителя. Другие люди незаметно для себя самих начинают подчиняться влиянию спокойного оппонента под впечатлением от проявленной духовной силы.

Возможная опасность

Следовательно, самоконтроль - это в психологии определение и осознание всех протекающих психических процессов, а также полная осознанность в принятии решений. Люди, которые постоянно контролируют свое поведение, находятся на грани постоянной психической напряженности. Повышенное внимание к своим действиям и регулярный анализ поступков способны привести к развитию различных проблем со здоровьем. Зачастую это сердечно-сосудистые заболевания и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Это происходит вследствие тотального подавления эмоций, которые постепенно накапливаются и находят выход через болезненное состояние.

Чтобы не доводить организм до исступления, важно научиться проводить профилактические мероприятия для поддержания хорошего самочувствия. Наиболее действенный метод, рекомендуемый психологами, заключается в высвобождении накопившейся энергии посредством крика. Достаточно приехать в безлюдный лес или парк и, не стесняясь, выплеснуть эмоции через звуки, не жалея голосовые связки. Также в больших городах существуют специальные комнаты разгрузки в виде развлечения. Например, в помещении можно крушить окружающие предметы или бить тарелки. После такой терапии чувствуется прилив сил и бодрости, ощущается легкость во всем теле. Также полезны занятия различными боевыми искусствами, которые позволяют осуществить выброс энергии благодаря силовой тренировке.

Аутотренинг и медитация

Самостоятельное проговаривание мантры, мысленное успокоение помогают жить в гармонии со своим телом и мыслями. Можно выбрать любой удобный для себя способ, который поможет почувствовать облегчение. Развитые способности управления собой хорошо поддерживаются правильной медитацией, йогой и умением сконцентрироваться.

Как научиться контролировать себя

В идеале родители должны учить ребенка самодисциплине с раннего возраста. Умение сохранять самообладание помогает хорошо устроиться в жизни. Вырастая, самостоятельные и владеющие своими эмоциями дети занимают значительные должности и делают успешную карьеру. Будучи взрослым, гораздо сложнее научиться контролировать себя, но это вполне реально для любого человека. Что такое самоконтроль и как его достичь?

  • Воспитание. Дети подражают родителям, поэтому взрослым логичнее начать с себя, показав пример подрастающему поколению.
  • Важно соблюдать приемы самоконтроля. Самый действенный из них - режим. Соблюдение распорядка дня максимально развивает чувство ответственности. К тому же его можно составить самостоятельно с учетом личной загруженности.
  • Правильное питание. Для поддержания фигуры нельзя давать слабину, есть много сладостей и вредной пищи, иначе все насмарку.
  • Выработка пунктуальности. Рекомендуется завести ежедневник, куда можно записывать все дела и важные встречи. Постепенно можно приучить себя выполнять все обещания и доводить начатое до конца.
  • Саморазвитие. Если выдается возможность посетить тренинг или семинар по самоконтролю, необходимо попасть на него. На уроках предлагают различные упражнения, которые помогут в управлении своими эмоциями.

Физический самоконтроль

Спортсменам приходится быть особенно собранными, потому что им необходимо регулярно ходить на тренировки, соблюдать определенный режим питания и образа жизни. Физический самоконтроль на бытовом уровне помогает избежать конфликтных ситуаций и недопонимания, помогая трезво оценить ситуацию и найти компромисс. Эта система действует как в семье, так и в коллективе. Человек способен самостоятельно регулировать свою жизнь, достигая тех целей, которые будут полностью удовлетворять его запросам. Каждый может сделать так, чтобы желания и потребности совпадали. Достаточно просто работать над собой.

САМОКОНТРОЛЬ

Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний. Исследователи последних лет понятие С. применяют к ситуациям, в которых человек пытается изменить первоначальные мотивы своего поведения (контролируемое поведение), приводящего к конфликтным или нежелательным последствиям, при этом стремятся трансформировать те переменные, от которых функционально зависит это поведение. На действия такого индивида могут оказывать влияние изменения окружающей среды, биологические сдвиги, самопоощрение и самонаказание и др., причем таким образом, что изменяется вероятность появления контролируемого поведения. С. определяется как специфическое поведение индивида в конфликтной ситуации, влияющее на те события или действия, которые приводят к конфликту. Но понятие С. не может быть наполнено одним поведенческим содержанием. Необходимо также знание из предыдущей жизни индивида об имеющихся у него возможностях выбора в данной ситуации. Пациентов надо обучать ряду приемов, которые помогают изменить окружение или собственное поведение в различных конфликтных ситуациях.
Поведенческий аспект предполагает, что С. является переходным процессом, пригодным для ограниченного набора ситуаций, имеет неоднозначную эффективность и зависит от биологических и психических свойств субъекта, а также от влияния социальной среды. Выделяют 2 вида С. К первому относится поведение индивида, направленное на преодоление влечения к непосредственно действующему успокоительному средству или привлекательному внутреннему или внешнему раздражению для избежания долговременных отрицательных последствий, например в случае курения, воровства, нарушения социальных запретов, сексуального и агрессивного влечения. Второй вид С. - это стремление терпеливо пережить, преодолеть неприятную, тягостную ситуацию для достижения долговременного положительного эффекта, например при необходимости переносить боль во время медицинского вмешательства, выполнении скучной работы, оказании помощи другим и т. п.
Выделяют следующие компоненты С.:
1) индивид должен взять ответственность по изменению ситуации, поскольку перемена может привести к явно положительным для него последствиям, при этом ее достижение через контролируемое поведение рассматривается как желаемая и оправданная цель;
2) он должен следить за своим поведением и владеть им в конфликтных ситуациях;
3) он должен соотносить свое поведение на данный момент с определенным критерием, который выступает как цель изменения поведения;
4) индивид должен оценивать успех или неудачу в достижении этого критерия с помощью самопоощрения или самокритики.
Процесс С. заканчивается при стабилизации альтернативного поведения, важной в конфликтных ситуациях, например когда бывший курильщик спокойно реагирует на влечение к табаку или на запах и вид сигареты. При изменении поведения с помощью самоуправления для ослабления напряженности важна поддержка извне, усиливающая положительную мотивацию в достижении цели посредством С. Поскольку С. представляет только одну детерминанту конфликтного поведения, его эффективность определяется как биологическими изменениями, так и изменениями окружающей обстановки. Например, утомление, воздействие лекарственных и наркотических средств, а также влияние друзей или другого социального окружения иногда меняют вероятность контролируемости поведения.
Самоконтролируемое поведение различается длительностью, т. е. периодом времени, когда приходится действовать под строгим С. Если решение принято, за ним следуют события, которые могут уже не контролироваться принявшим решение лицом. Так, например, обстоит дело с решением подвергнуться операции, отправиться в центр противонаркотической и противоалкогольной реабилитации, взвалить на себя общественные обязанности. Такое решение, пусть даже на время, выводит индивида из конфликтной ситуации. Контролируемое поведение действует при этом только до принятия данного решения.
При устойчивом С. индивид непрерывно находится в конфликтной ситуации и ему приходится выдерживать контролируемое поведение достаточно долгое время, чтобы уменьшить вероятность срыва контролируемых действий. Так, к примеру, необходимо вести себя человеку при прохождении курса похудания, подавлении агрессивных эмоций и действий в обстановке враждебности или при напряженной психотерапевтической программе.
Варианты базовой поведенческой модели С. различаются в основном ролью, которая отводится познавательным факторам, действующим опосредованно по отношению к факторам внешним. Некоторые авторы подчеркивают важное значение процессов познавательного плана (логических), таких как внимание, предвидение различных последствий поведения, решение проблем или разработка планов и стратегий. Другие же решающим считают последовательность вновь усвоенных оперативных образов поведения. При сугубо поведенческом подходе обе концепции отвергаются с аргументацией, что всякое поведение можно свести к контролю переменных окружающей среды. Последние исследования подчеркивают сложность концепции С. и предлагают изучать влияние на его эффективность следующих факторов: готовность человека к столкновению с различными контролируемыми образами поведения; масштабы поддержки социального окружения для обеспечения самоконтролируемого поведения; мотивация достижения поставленной цели; значение контролируемого поведения и достижение способности к самоуправлению для повышения самооценки; взаимоотношения и взаимовлияние факторов окружающей среды и биологических факторов.
Исследования показали, что в процессе контроля за поведением важную роль играют обязательства индивида, постановка целей, самонаблюдение и самоподкрепление. Помимо управляемой извне программы модификации поведения решающее значение имеет то обстоятельство, что пациент должен почувствовать себя способным к С. и ответственным за процесс перемен. В клинической практике успешно зарекомендовали себя следующие приемы С.: самонаблюдение, договор с самим собой, самоподкрепление, самопоощрение и самокритика, самостоятельный контроль стимулов, самостоятельная мобилизация и релаксация, методика скрытой настройки. Методы С. используются для терапевтических целей при психозах и неврозах взрослых, а также детей и подростков. Некоторые компоненты С. были успешно интегрированы в программу лечения детей с эмоциональными нарушениями и взрослых с психическими расстройствами. Кроме того, методы С. нашли клиническое применение при лечении психосоматических расстройств, депрессий, панических и фобических состояний, нарушений работоспособности, никотинизма, алкоголизма и булимии. Методы С. используются также для снижения утомляемости пациентов при лечении, формировании мотивации и для закрепления терапевтических успехов после окончания лечения.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "САМОКОНТРОЛЬ" в других словарях:

    Самоконтроль … Орфографический словарь-справочник

    Имеет несколько значений: Самоконтроль в поведении людей и организаций. Самоконтроль при заболеваниях. Самоконтроль (мультфильм) … Википедия

    самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие С. определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека… … Большая психологическая энциклопедия

    САМОКОНТРОЛЬ, самоконтроля, мн. нет, муж. (книжн.). Контроль над самим собой, над своей работой. Коллективное соревнование есть один из видов самоконтроля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    САМОКОНТРОЛЬ, я, муж. Контроль над своими действиями, поступками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 контроль (44) самодисциплина (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    См. КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ВНУТРЕННИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    самоконтроль - контроль над своими действиями. ▼ собранность ↓ растеряться … Идеографический словарь русского языка

    САМОКОНТРОЛЬ - САМОКОНТРОЛЬ. Форма контроля, объектом которого является деятельность самого контролирующего субъекта. Сознательная оценка результатов собственной учебной деятельности и последующее (при необходимости) ее регулирование с целью достижения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    самоконтроль - Контроль собственной деятельности, осуществляемый персоналом, подразделениями, службами, с целью оценки затрат времени на выполняемую работу, используемых приемов и технических средств. Тематики… … Справочник технического переводчика

    Самоконтроль - – контроль выполненной работы ее исполнителем в соответствии с установленными правилами. Примечание: Результаты самоконтроля могут использоваться для управления процессом. [ИСО 8402 94] Рубрика термина: Виды контроля Рубрики энциклопедии:… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

В человеке имеются зачатки многих качеств как хороших, так и плохих. Какие-то из них ярко выражены и заметны, какие-то более скрытны. Сочетание этих свойств и формирует характер. Сейчас речь пойдет об интересном и важном качестве, носящим название самоконтроль.

Нет необходимости приводить заумные научные объяснения, так как большинство читателей, услышав данное слово, сразу же поймут его значение. Самоконтроль - это способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением . Самоконтроль идет бок о бок со многими полезными качествами.

К примеру – целеустремленность. Вы можете поставить себе цель, иметь высокий уровень мотивации и просчитать план действий, но в итоге не дойти до цели. С чем это может быть связано? Вас может что-то отвлечь, соблазнить что-то более приятное, да и банальная лень в состоянии дать о себе знать. Собранная и владеющая собой личность сумеет избежать этих ловушек . Таким образом мы подошли еще к одному важному свойству - собранности, которая является предпосылкой самоконтроля. Также в связке с самоконтролем идет осознанность и сила воли.

Психология говорит, что людям сложнее всего взять под контроль свои эмоции. Самоконтроль же позволяет подчинить их своему разуму. Самоконтроль – это понимание своего несовершенства, и стремление стать лучше, максимально управлять собой, избавиться от собственных комплексов, и свести к минимуму влияние на себя всего, что окружает. Это сила характера позволяющая действовать так, как того требует ситуация, несмотря на собственное состояние. Самоконтроль – это то, чем будет полезно овладеть каждому, вне зависимости от вида деятельности.

Итак, краткий перечень качеств, следующих за самоконтролем:

  • Осознанность
  • Хладнокровие
  • Дисциплина
  • Уверенность в своих силах
  • Собранность
  • Целеустремленность
  • Терпение
  • Самоограничение

Преимущества самоконтроля:

  • Управление своими эмоциями и действиями. Наверняка вы и так понимаете, что это жизненно необходимо. На высоком уровне самоконтроля даже окружающие будут попадать под ваше влияние.
  • Свобода от внешних и внутренних ограничений, которые могут сбить с толку и увести от цели.
  • Самоуважение и уважение окружающих.
  • Спокойствие и возможность прекрасно чувствовать себя в социуме.

Теперь давайте рассмотрим на практических примерах, где помогает подобный навык.

Это все хорошо, теперь осталось разобраться, как развить такое полезное качество в себе. Общеизвестно, что тренируется абсолютно все, можно сказать, подобные качества личности это ментальные мышцы.

Хорошо когда родители приучают детей с детства к дисциплине и самоконтролю, однако, если в вашем воспитании были упущены эти нюансы никогда не поздно перестроить свой образ жизни и себя. Начать можно с режима. Вовремя ложиться спать, лимитировать время проведенное в интернете, есть по графику и так далее. К слову, здоровое питание тоже является хорошим средством развития самообладания , ведь не все могут устоять перед вкусной, но вредной пищей.

Следующий метод это развитие пунктуальности и выполнения обещанного. Таким образом развивается осознанность, появляется навык объективно оценивать свои силы, как бонус – людям станет приятно вести с вами дела. Еще один отличный инструмент - это саморазвитие . Касается физической и психологической сферы. Та же самая зарядка, или посещение психологических тренингов, или просто обучение новым навыкам и совершенствование имеющихся.

Как можно заметить, лучшим полигоном для развития самоконтроля является сама жизнь, и достаточно подкорректировать свой график, и больше уделять внимание обсуждаемым выше аспектам, встраивая их в свой обычную деятельность.

Психология предупреждает о возможных негативных последствиях людей регулярно пребывающих в психической напряженности. Постоянный контроль поведения и подавление эмоций вполне может сказаться на состоянии здоровья тела. Но на самом деле самоконтроля много не бывает, главное все делать с умо м. Не нужно подходить к себе излишне самокритично, пребывать в негативе и постоянном напряжении.

Оставайтесь позитивны, учитесь наслаждаться маленькими победами , уделяйте время отдыху и все будет хорошо. Порой можно провести профилактическое мероприятие-разрядку, к примеру, побить боксерский мешок, выплеснуть эмоции где-то в безлюдном месте через крик, или посетить специальную комнату для эмоциональной разгрузки, где можно погромить посуду и тарелки, конечно, если в вашем городе имеется подобное.

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное , а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, . Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же , является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.
Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения. Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.
Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.
Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.
Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.
Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.
Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.