Столяренко л д основы психологии. Основы психологии

Изд-е 7-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 704 с. — (Высшее образование).
БМ 5-222-08177-Х.Данный практикум содержит материал для проведения практических занятий по курсам: «Психология и педагогика», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология общения», «Психодиагностика».В учебном пособии проведен теоретический анализ основ психодиагностики, обзор наиболее признанных психодиагностических методик, включен практический материал для проведения тестов и интерпретации результатов по следующим направлениям: «Психодиагностика познавательных психических процессов, интеллекта и креативности», «Психодиагностика топологических особенностей темперамента» и личности», «Психодиагностика психических состояний, мотивации и эмоционально-личностной дезадаптации», «Диагностика межличностных отношений и коммуникативности».Предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Психология и педагогика», «Психодиагностика», а также для. практических психологов и всех лиц, интересующихся проблемами психодиагностики, самопознания и самосовершенствования.Оглавление .
Предисловие.Психодиагностика: теоретические основы .
Предмет и задачи психодиагностики.
Характеристики психодиагностических методик.
Надежность, валидность и стандартизация психодиагностических тестов.
Классификация психодиагностических методик.
Типы тестов .
Тесты интеллекта.
Тесты учебных и профессиональных достижений.
Тесты способностей.
Личностные тесты.
Проективные методики.Познавательные психические процессы .
Восприятие, внимание, память.
Ощущения и восприятие.,
Иллюзии.
Тест «Корректурная проба».
Тест «Распределение и переключение внимания».
Методика * Красно-черная таблица».
Методика Мюнстерберга.
Прием информации.
Тест «Непроизвольная память».
Тест «Объем кратковременной памяти».
Опыт П. Методика «Память на числа».
Методика «Память на образы».
Различие между узнаванием и воспроизведением.
Осмысленность восприятия в запоминании.
Методика «Оперативная память».
Тренировка и развитие памяти.
Тест «Долговременная память».
Мышление.
Тест Липпмана «Логические закономерности».
Тест «Логически-понятийное мышление.
Образование сложных аналогий».
Тест «Логичность умозаключений».
Роль представления в решении мыслительной задачи.
Обобщение.
Сопоставимость понятий по объему.
Тест «Художник— Мыслитель».
Тест «Особенности творческого воображения».
Методика «Интеллектуальная лабильность».
Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой).
«Ключи» и интерпретация результатов.
Диагностика интеллекта в креативности.
Интеллект И творческие способности {креативность).Диагностика интеллекта.
Теоретический обзор.
Оценка интеллекта.
Краткая характеристика тестов интеллекта.
Тест Векслера.
Тест Равена, или прогрессивные матрицы Равена.
Тест интеллекта Р. Амтхауэра,
Аналитический тест интеллекта Мейли.
Краткий отборочный тест В. Н. Бузина.
Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка.
Тест возрастающей трудности (методика Равена).
(сокращенный вариант).
Культурно-свободный тест на интеллект (СРГГ).
Ключи к тестам интеллекта.
Психодиагностика креативности.
Теоретический обзор.
Тест креативности Торраиса.Типологические особенности личности .
Структура личности.
Опросник Айзенка по определению темперамента.
Тест «Формула темперамента» А. Белова.
Опросчик для изучения темперамента Я. Стреляу.
Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест).
Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс).
Тест «Определение социотипа личности».
Цифровой тест «Социотип» В. Ме гель и А. Овчарова.
Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова.
Ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта.
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппинг-тест).
Личностные особенности.
Опросник Шмишека. Акцентуации характера.
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела.
Тест Кеттела (сокращенный вариант).
Тест «Самооценка».
Тест «Уровень притязаний».
Психодиагностическая шкала (разработана К. Шварлладером).
Тест «Как совмещаются ваши характеры».
Тест «Психогеометрическая типология».
Методика определения «Типа личности» и «Вероятностных расстройств» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса.
Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК).
Тест «Способность самоуправления».Педагогическая психология и педагогика .
Педагогическая деятельность и процесс обучения.
Деловая игра «Методы общения».
Анкета «Индекс воспитанности школьников» для 7—11 классов.
Обработка результатов (ключ).
Психодиагностика педагогических способностей (склонности к стилю, ориентированному на «результат» или на «развитие») H.A. Аминова.
Теппинг-тест.
Анкета преференций Аминова—Шаивена.
Психодиагностические методики определения социально-психологических предпосылок склонности к тому или иному стилю педагогической деятельности.
Шкала ауторейтинга H.A. Аминова.
Шкала «Эффективности педагогического стиля» А. Аминова, Н. И. Шелиховой.
Опросник «Стили педагогических воздействий».
Нарушение в развитии.
Диагностика нарушений развития.
Диагностика готовности ребенка к школе.
Ориентационный тест школьной зрелости ч Керна — Йерасика.
Тест «Диагностика уровня развития поступающих.
в начальную школу» Г. Витцлака.Психодиагностика психических состояний и эмоционально-личностной дезадаптации .
Мотивация,психические состояния, дезадаптация личности.
Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор.
Краткий обзор проективных тестов.
Методики диагностики психических состояний и дезадаптации.
Диагностика мотивационной сферы.
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере Ф. Потемкиной.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Проективные методики.Диагностика межличностных отношений .
Группа и межличностные отношения.
Социальная психология.
Тест «Групповые роли».
Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе.
Референтометрия.
Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов.
Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства).
Методика Р. О. Немова.
Изучение психологического климата коллектива.
Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К. Томаса.
Тест «Стили руководства».
Тест «Жесткий ли вы руководитель?».
Тест «Управленческая ситуация и направленность руководителя».
Методика «р-сортировка тенденций поведения в группе».
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева.
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе.
С. Михалюка. Ю. Шалыта.
Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).
Матрица мотивационного поведения руководителя на разных должностях.
Методика диагностики межличностных отношений Т Лири.
Межличностные отношения в семье.
Тест «Каков ваш брак?».
Тест «Какие у вас характеры?».
Тест «Ревнивы ли вы?».
Тест «Ревнивы ли вы?».Коммуникативная компетентность .
Психология общения.
Тест «Общительность».
Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении».
Тест «Ведущая репрезентативная система».
Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабисна, Н. Эпштейна.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
Тест «Можете ли вы влиять на других»?
Тест «Умеете ли вы слушать?».
Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко.
Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко.
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко.

Исследование самооценки личности.

Вариант I
Инструкция к тесту

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Этап 1

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

I. Межличностные отношения, общение.

  1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
  2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
  3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
  4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
  5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
  6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
  7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
  8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
  9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
  10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
  11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
  12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
  13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
  14. Общительность – способность легко входить в общение.
  15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
  16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
  17. Откровенность – открытость, доступность для людей.
  18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
  19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
  20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение

  1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
  2. Гордость – чувство собственного достоинства.
  3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
  4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
  5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
  6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
  7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
  8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
  9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
  10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
  11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
  12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
  13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
  14. Настойчивость – упорство в достижении целей.
  15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
  16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
  17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
  18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
  19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
  20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

III. Деятельность

  1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
  2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
  3. Мастерство высокое искусство в какой-либо области.
  4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
  5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
  6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
  7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
  8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
  9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
  10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
  11. Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
  12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
  13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
  14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
  15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
  16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
  17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
  18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
  19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
  20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

  1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
  2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
  3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.
  4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
  5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
  6. Нежность – проявление любви, ласки.
  7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
  8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
  9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
  10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
  11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
  12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
  13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
  14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
  15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
  16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
  17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
  18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
  19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
  20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Этап II

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально . Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р ).

Подсчитайте количество идеальных качеств , выписанных вами (И ; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:

С = (Р / И) * 100%.

Уровни самооценки
Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий
Мужчины
0-10 11–34 35-45 46-54 55-63 64-66 67
Женщины
0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69
Вариант 2
Инструкция к тесту

Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал » под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то – нет), под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик «Я » под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Образец бланка к тесту
Обработка результатов теста

В колонке №3 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например : такое свойство как «аккуратность» в первой колонке (Идеал) стоит на 1 ранговом месте, а во второй (Я) – на 7; d будет равно 1-7=-6; такое качество как «принципиальность» и в первой, и во второй колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «равнодушие» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а во второй – на 2. В этом случае d будет равно 20-2=18 и т. д.

В колонке №5 подсчитывается сумма d 2 , то есть:

Σd 2 = d 1 2 + d 2 2 + d 3 2 + … + d 20 2 ;

R = 1 – 6Σd 2 /(n 3 – n) , где

  • n – количество сравниваемых пар

В случае n=20 формула приобретает следующий вид:

R = 1 – 0,00075Σd 2

Значения R будут находится в пределах [-1; +1].

Уровни самооценки
Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий
[-1; 0] (0; 0,2] (0,8; 1]
Интерпретация результатов теста

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной . При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень » и «выше среднего уровня » (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень » (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной , т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита , она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:

I. Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения . С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.

II. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы , отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.

III. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам . Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

Источники
  • Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480

7-е изд. - М.: 200 6. - 7 04 с.

Данный практикум содержит материал для проведения практических занятий по курсам: «Психология и педагогика», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология общения», «Психодиагностика».
В учебном пособии проведен теоретический анализ основ психодиагностики, обзор наиболее признанных психодиагностических методик, включен практический материал для проведения тестов и интерпретации результатов по следующим направлениям: «Психодиагностика познавательных психических процессов, интеллекта и креативности», «Психодиагностика топологических особенностей темперамента» и личности», «Психодиагностика психических состояний, мотивации и эмоционально-личностной дезадаптации», «Диагностика межличностных отношений и коммуникативности». Предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Психология и педагогика», «Психодиагностика», а также для. практических психологов и всех лиц, интересующихся проблемами психодиагностики, самопознания и самосовершенствования.

Формат: pdf

Размер: 8 ,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
Предисловие 3
Глава 1. Психодиагностика: теоретические основы 5
1. Предмет и задачи психодиагностики 5
2. Характеристики психодиагностических методик 7
3. Надежность, ВЗЛИДНОСТЬ И стандартизация психодиагностических тестов 11
4. Классификация психодиагностических методик 17
5. Типы тестов 25
Тесгы интеллекта 25
Тесты "учебных и профессиональных достижений 26
Тесты способностей 31
Личностные тесты 35
Проекгивные методики 37
Глава 2. Познавательные и£ИХМчеемие процессы 40
Занятие 1. Восприятие, внимание, память. 40
Опыт 1. Ощущения и восприятие 41
Опыт 2. Иллюзии 41
Опыт 3. Тест «Корректурная проба» 42
Опыт 4. Тест «Таблицы Шульте^-. 44
Опыт 5. Тест «Распределение и переключение внимания» 45
Опыт 6. Методика * Красно-черная таблица» 46
Опыт 7. Методика Мюнстерберга 47
Опыт 8. Прием информации 47
Опыт 9. Тест «Непроизвольная память» 48
Опыт 10. Тест «Объем кратковременной памяти* 49
Опыт П. Методика «Память на числа» 49
Опыт 12. Методика «Память на образы» 50
Опыт 13. Различие между узнаванием и воспроизведением 51
Опыт 14. Осмысленность восприятия в запоминании 52
Опыт 15. Методика «Оперативная память» 52
Опыт 16. Тренировка и развитие памяти 54
Опыт 17. Тест «Долговременная память» 55
Занятие 2. Мышление 58
Опыт 1. Тест Липпмана «Логические закономерности» 58
Опыт 2. Тест «Логически-понятийное мышление.
Образование сложных аналогий» , 59
Опыт 3. Тест «Логичность умозаключений» . 60
Опыт 4. Роль представления в решении мыслительной
задачи 61
Опыт 5. Обобщение 62
Опыт 6. Сопоставимость понятий по объему. 62
Опыт 7. Тест «Установление закономерностей* 62
Опыт 8. Тест «Художник- Мыслитель» 65
Опыт 9. Тест «Особенности творческого воображения» 66
Опыт 10. Методика «Интеллектуальная лабильность» 66
Опыт 11. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой) , 70
«Ключи» и интерпретация результатов ~ 79
Глава 3. Диагностика интеллекта в креативности 84
Занятие 3. Интеллект Ятворческие способности {креативность) 84
1. Диагностика интеллекта 85
Теоретический обзор 85
Оценка интеллекта 89
2. Краткая характеристика теетов интеллекта 90
Тест Векслсра 90
Тест Равена, или прогрессивные, матрицы Равена 96
Тест интеллекта Р. Амтхауэра.. 96
Аналитический тест интеллекта Мейли 100
Краткий отборочный тест В. Н. Бузина 103
Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка, 108
Тест возрастающей Трудности (методика Равена) (сокращенный вариант) 115
Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) S20
Ключи к тестам интеллекта 148
3. Психодиагностика креативности 153
Теоретический обзор 153
Тест креативности Торраиса 158
Глава 4. Типологические особенности личности 176
Занятие 4. Структура личности 176
Опросник Айзенка по определению темперамента 176
Тест «Формула темперамента» А. Белова 180
Опросчик для изучения темперамента Я. Стреляу. 183
Определение свойств нервной системы по психомоторным
показателям (теппинг-тест) 189
Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс) 191
Тест «Определение социотипа личности» 196
Цифровой тест «Социотип» В. Метель и А. Овчарова 201
Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова 229
Ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта 232
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы
по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппикг-тест) 233
Занятие 5. Личностные особенности 235
Опросник Шмишека. Акцентуации характера 236
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела 243
Тест Кеттела (сокращенный вариант) 269
Тест «Самооценка» 275
Тест «Уровень притязаний» 285
Психодиагностическая шкала
(разработана К. Шварпладером) 286
Тест «Как совмещаются ваши характеры» 287
Тест «Психогеометрическая типология» 288
Методика определения «Типа личности» и «Вероятностных
расстройстз» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса 290
Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК)332
Тест «Способность самоуправления» 339
Глава 5. Педагогическая психология и педагогика 348
Занятие 6. Педагогическая деятельность и процесс обучения 348
Деловая игра «Методы обучения». 349
Анкета «Индекс воспитанности школьников» для 7-11 классов 369
Обработка результатов (ключ) 376
Психодиагностика педагогических способностей (склонности к стилю, ориентированному на «результат»
Или на «развитие») Н. А. Аминова 377
Теппинг-тест. 377
Анкета преференций Аминова-Шалвена 382
Психодиагностические методики определения социально-психологических предпосылок склонности к тому
или иному стилю педагогической деятельности.386
Шкала ауторейтинга Н.А. Аминова 397
Шкала «Эффективности педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой 400
Опросник «Стили педагогических воздействий». 400
Занятие 7. Нарушение в развитии „. 403
* Диагностика нарушений развития 404
Диагностика готовности ребенка к школе. 409
3.1. Ориентационный тест школьной зрелости ч Керна - Йерасика 412
3.2. Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Витцлака 415
Глава 6, Психодиагностика психических состояний и эмвщиональна-лйчноегаэй дезадаптации 442
Занятие 8„ Мотивация,психические состояния, дезадаптация личности 442
1. Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор 443
2. Краткий обзор проективных тестов 447
3. Методики диагностики психических состояний и дезадаптации 454
4. Диагностика мотивационной сферы 511
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребчостной сфере 0. Ф. Потемкиной 521
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 527
5. Проективные методики 530
Глава 7. Диагностика межличностных отношений 580
Занятие 9. Группа и межличностные отношения.
Социальная психология 580
1. Тест «Групповые роли» 581
2 Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе. 586
3. Референтометрия 596
4. Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов, 597
5. Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства). Методика Р. О. Немова 600
6. Изучение психологического климата коллектива 601
7. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К. Томаса 603
8. Тест «Стили руководства» 606
9. Тест «Жесткий ли вы руководитель?» 608
10. Тест «Управленческая ситуация и направленность руководителя» 609
11. Методика «Q-сортировка тенденций поведения в группе» 618
12. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева 621
13. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто. 624
14. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) 629
15. Матрица мотивационного поведения руководителя на разных должностях 632
16. Методика диагностики межличностных отношений Т Лири 632
17. Межличностные отношения в семье. 641
Тест «Каков ваш брак?» 656
Тест «Какие у вас характеры?» 657
Тест «Ревнивы ли вы?» 660
Тест «Ревнивы ли вы?» 663
Занятие 10. Коммуникативная компетентность. Психология общения 665
1. Тест «Общительность» 666
2. Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» 668
3. Тест «Ведущая репрезентативная система» 669
4. Опросник для диагностики способности к эмпатки А. Мехрабисна, Н. Эпштейна 671
5. Методика диагностики уровня эмгтатических способностей В. В. Бойко 673
6. Тест «Можете ли вы влиять на других»? „ 676
7. Тест «Умеете ли вы слушать?». 678
8. Методика диагностики коммуникативной установки
9. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко 690
10. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко 695

ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие включает основные сведения о теоретических основах психодиагностики, о сущности диагностируемых психических качеств, о наиболее признанных психодиагностических методиках и тестах, которые могут применяться для диагностики тех или иных психических качеств. Методики психодиагностики широко используются при решении вопросов профессионального отбора и расстановки кадров, для контроля психического развития личности и оптимизации обучения, прогнозирования поведения, изучения личности в сфере образования, а также в медицинских и экспертных целях. Предложенные в учебном пособии психодиагностические методики и тесты позволят практически определить индивидуальные психологические особенности человека, особенности его памяти, мышления, интеллекта, творческих способностей, темперамента, характера, психосоциотипа, мотивации, психических состояний, уровня тревожности и агрессивности, особенности межличностных отношений, стили общения и т. п.
Данное учебное пособие может применяться для знакомства с теоретическими основами и практическими методиками по курсу «Психодиагностика и практическая психология», а также является необходимым дополнением к учебнику «Основы психологии» Столяренко Л.Д., поскольку включает примерные планы семинарско-практических занятий по базовой дисциплине, изучаемой во всех вузах, «Психология и педагогика» с приложением практических заданий, деловых игр, психологических и педагогических упражнений, психологических тестов, которые позволяют и глубже понять теоретические темы по курсу «Психология и педагогика», и создают возможность применения этих знаний для лучшего понимания самого себя и других людей, для выявления и объективной оценки индивидуальных психологических особенностей людей, для построения коррекционных программ развития и самосовершенствования.
Книга будет полезна всем студентам, и как учебное пособие8 и как средство самопознания, самооценки и самосовершенствования. Одновременно данная книга является хорошим помощником психологам, педагогам, психотерапевтам, социальным
работникам, менеджерам, поскольку содержит собрание полноценных методик и тестов, которые подтвердили свою валидность и надежность многолетним применением в практической психодиагностике и позволяют объективно оценить психологические качества и способности людей.

Учебник отражает основное содержание дисциплины «Общая психология». Авторами раскрываются предмет и объект психологии, ее методы; приведены основные направления психологии и концепции выдающихся психологов: З. Фрейда, А. Адлера, Э. Берна, К. Юнга и др. Широко освещены такие разделы, как психология личности, когнитивная психология. Также внимание уделено взаимодействию людей в группах и развитию деятельности человека. Для лучшего усвоения материала после каждой главы приведены контрольные вопросы и задания.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Серия «Учебники, учебные пособия»

    Л. Д. СТОЛЯРЕНКО

    ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

    Издание третье, переработанное и дополненное

    «Феникс» Ростов-на-Дону

    ББК 22. ЗЯ72 С 81

    Рецензенты:

    профессор, доктор психол. наук А. И. Галактионов (Институт психологии РАН)

    профессор, доктор психол. наук Б. Б. Коссов (НИИ высшего образования Госкомитета РФ) профессор, доктор биол. наук П. Н. Ермаков (РГУ)

    Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.

    В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

    Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.

    ISBN 5-222-00483-Х

    ББК 22. ЗЯ72 цгаБим.Н.А.Некрасова

    " Огжл абонемента пбсдужжиип Cacrop ... ___,-------------

    © Столяренко Л.Д., 2000 © Оформление: издательство «Феникс», 1999

    Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.....................

    Психология как наука...............................................

    1.1. Задачи и место психологии в системе наук.........

    1.2. Отрасли психологии.....................................

    1.3. Методы психологии.......................................

    Понятие психики....................................................

    2.1. Психика и организм....................................

    2.2. Психика, поведение и деятельность................

    Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.......................

    Краткий экскурс в историю психологии......................

    Фрейдизм, психоанализ............................................

    Бихевиоризм............................................................

    3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера...........

    3.2. Теория социального научения.........................

    Когнитивный подход в психологии............................

    4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли)......

    Гуманистические теории личности...................

    5.1. Феноменологический подход Роджерса............

    5.2. Теория личности Г.Тома..............................

    6. Аналитическая психология К. Юнга............................

    6.1. Коллективное бессознательное и архетипы.........

    Трансперсональная психология.................................

    7.1. Трансперсональный подход к человеку

    Станислава Грофа...................................

    Психогенетический подход Ч. Тойча..........................

    Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ......136

    Ощущения и восприятия.........................................

    1.1. Восприятие................................................

    1.2. Внимание..................................................

    Закономерности памяти..........................................

    2.1. Расстройства памяти....................................

    Мышление.............................................................

    3.1. Развитие мышления в персоногенезе..............

    3.2. Понятие и представление.............................

    3.3. Способы активизации мышления...................

    3.4. Расстройства мышления...............................

    Основы психологии

    Воображение...........................................................

    4.1. Виды воображения......................................

    Речь......................................................................

    5.1. Виды речевой деятельности и их особенности..212

    Интеллект..............................................................

    6.1. Оценка интеллекта......................................

    6.2. Креативность, или творческая одаренность.......

    6.3. Коррреляция между креативностью и инди-

    дуальными характеристиками.....................

    Глава 4. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ .........................................

    Сознание как высшая ступень развития психики............

    Самосознание.........................................................

    2.1. Нарушения самосознания............................

    Взаимодействие сознания и подсознания...................

    Эмоциональные процессы и управление эмоциями.........

    4.1. Теории эмоций...........................................

    4.2. Стресс и фрустрация...................................

    4.3. Физиологические механизмы стресса.............

    Воля как характеристика сознания...........................

    5.1. Структура волевого действия....................

    Состояния сознания..................................................

    6.1. Нарушения сознания...................................

    Глава 5. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ

    ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.....................

    Индивидуальность и личность..................................

    1.1. Свобода воли.............................................

    1.2. Общее и индивидуальное.............................

    1.3. Психологическая структура личности..............

    Способности как проявление индивидуального

    в психике.............................................................

    Типология темперамента..........................................

    3.1. Типы темперамента и их психологическая

    характеристика..........................................

    3.2. Роль темперамента в деятельности.................

    Конституционные типологии....................................

    Диспозиционное направление и факторный анализ

    личности..............................................................

    5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией-

    интроверсией.............................................

    Типологический подход.........................

    Характер, акцентуации характера и неврозы..........

    Акцентуации характера...............................

    Самооценка, уровень притязаний и фрустрации.....................................................

    Неврозы.....................................................

    Характерный

    мышечный

    препятствия

    развитию

    личности.....................................

    Типологии характера...............................................

    9.1. Классификация А. Ф. Лазурского...................

    9.2. Типология социальных характеров Фромма

    9.3. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь)

    ................................

    9.4. Типология манипулятивных типов харак-

    тера (Э. Шостром).......................................

    9.5. Типологические модели индивидуальных

    характеров................................................

    9.6. Типологическая модель К. Юнга....................

    9.7. Типология психосоциотипов.........................

    9.8. Сенсорная типология...................................

    9.9. Психогеометрическая типология.....................

    9.10. Клинические типологии личности................

    9.11. От «комплекса неполноценности» к лич-

    ностному росту........................................

    9.12. Типы людей и «локус контроля».................

    9.13. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности....................

    Мотивация...........................................................

    Психические состояния..........................................

    11.1. Агрессивность и агрессивное поведение.........

    Глава 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ.......

    Психология общения...............................................

    1.1. Функции и структура общения.....................

    1.2. Трансактный анализ общения.......................

    1.3. Вербальные и невербальные средства общения...419

    1.4. Общение как восприятие людьми друг друга___423

    1.5. Синтоническая модель общения.....................

    1.6. Виды и техники слушания...........................

    Психология взаимодействия людей. Межличностные

    отношения...........................................................

    2.1. Межличностные отношения и взаимодействия...

    2.2. Взаимодействие в группе.............................

    2.3. Взаимодействие людей в неорганизованных

    группах...................................................

    2.4. Личность и группа: проблема лидерства и

    руководства..............................................

    Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. .496

    Предмет педагогической психологии и предмет

    педагогики...........................................................

    1.1. Целеполагание в педагогике и педагогиче-

    ские принципы.........................

    ................

    1.2. Основные понятия дидактики.......................

    Психологические особенности обучения......................

    2.1. Стратегии формирования новых знаний и

    способностей................................

    2.2. Стратегия экстериоризации............................

    2.3. Психологические факторы, влияющие на

    процесс обучения......................................

    Основы психологии

    Структура педагогической деятельности.......................

    3.1. Методологическая структура педагогической деятельности..............................................

    3.2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность........................

    3.3. Основные дидактические концепции..............

    обучения

    особенности

    традиционного

    обучения.....................................................

    4.1. Программированное обучение....................

    4.2. Проблемное обучение и деловые игры

    4.3. Производственно-профессиональное обучение...559

    4.4. Инновационное обучение.............................

    5. Педагогическое общение..........................................

    5.1. Стили педагогического общения.....................

    5.2. Воспитание и его закономерности

    .................

    Глава 8. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

    И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ............................

    1. Жизненный цикл развития человека..............

    1.1. Развитие нервной системы...........................

    1.2. Физическое развитие...................................

    1.3. Половое развитие........................................

    1.4. Когнитивное развитие........................

    1.5. Нравственное развитие................................

    2. Формирование и развитие личности..........................

    2.1. Социализация личности...............................

    2.2. Эпигенетическая теория развития личности

    Эриксона..................................................

    3. Психологические особенности возрастных периодов.......

    3.1. Кризис новорожденности...............................

    3.2. Стадия младенчества...................................

    3.3. Ранний возраст...........................................

    3.4. Кризис трех лет...........................................

    3.5. Дошкольный возраст....................................

    3.6. Младший школьный возраст.........................

    3.7. Подростковый возраст..................................

    3.8. Психологические особенности юношеского

    и студенческого возраста..............................

    Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

    1. Психология как наука Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим

    данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

    С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существованиидуши, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначальнопсихология

    выступала как наука о душе.

    Основы психологии

    Происхождение Своим названием и первым on-

    слова «психология» ределением психология обязана греческой мифологии.

    Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом

    так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков- превратить Психеюв богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

    Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие,- стала символом души, ищущей свой идеал.

    Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

    Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

    I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап -психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

    III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

    IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и

    механизмы психики.

    Введение в психологию Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических

    процессов и практическое применение получаемых знаний.

    Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

    Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

    Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вноситьв него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

    1.1. Задачи и место психологии в системе наук Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной

    сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его Основы психологии

    центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана систорией общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия

    религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природыи человека. Дискуссионной областью являетсяпарапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

    Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными наукамии т. д.).

    Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 1. 1) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

    Рис. 1.1. Классификация А. Кедрова

    Введение в психологию Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входит в нашу жизнь;

    все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практиков. Кратко укажем функции некоторых из этих профессиональных психологов-практиков. Годфруа выделяет следующие прикладные области психологии:клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант. Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессия, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочнокишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

    Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специалистомуниверсалом, «невозможно все делать хорошо»), например, семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и родительски-детских отношений, детский психологконсультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

    Основы психологии

    истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически Основы психологии

    достоверные закономерности развития психических явлений.

    Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым.

    Метод тестов - метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

    2. Понятие психики Традиционно дают определение понятию психики -как свойства живой высокоорганизованной

    материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

    Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи.

    Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это

    Отражаемое (весь мир) Отражающая система Отраженное (психическое явление)

    Введение в психологию

    виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

    Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение

    Это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира,т. к. принадлежит всегда субъекту,

    вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

    Но в этимологии слова «психика» содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа вышла из тела», «душа ушла в пятки от страха», «волнение души» - здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и пр. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждаетсяпроблема субстрата психики.

    Проблема может ставиться так: психика- это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат!

    Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

    Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять

    через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны - мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью

    которого обусловлена психика, но содержание этой психики

    Основы психологии

    производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

    Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразование сигналов, совершающееся в мозге, воспринимается человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз».

    Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в

    теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем - как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга.

    Т. о. предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам.

    Теория механического тождества,"напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теориив том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

    Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

    В концепции френологии предполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функция, которая реализуется этим участком мозга. Френологи составляли «карты шишек и впадин черепа» и ставили им в соответствие определенные психические функции. Однако взаимосвязь психических функций и мозга оказалась значительно сложнее, чем предполагали френологи.

    Введение в психологию Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с

    отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е.

    психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые

    функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности иопыта человечества через

    собственную активную деятельность.

    Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека - человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общенияс людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом,

    специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение - полноценная

    деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

    Психическое отражение характеризуется рядом особенностей.