Консультации в доу по фэмп. Консультация для воспитателей «фэмп в различных видах детской деятельности

Елена Васильевна Кононенко
Консультация для воспитателей «ФЭМП в различных видах детской деятельности»

В дошкольных учреждениях формирование элементарных математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира. На практике условия для применения у дошкольников математических знаний существуют в различных видах деятельности - в изобразительной , музыкальной, двигательной, трудовой, познавательной, когда ставится задача отсчитать нужное количество предметов, сравнить их по форме и величине.

Обучение детей математике в комплексе с иными видами дошкольной деятельности позволит , с одной стороны, детям лучше осознать математические представления, с другой - поможет решить различные проблемы и в других областях.

На занятиях по лепке мы обращаем внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина. В процессе лепки дети могут практическим путем установить отличие плоских и объемных фигур, объемных фигур между собой. Особенно ценно то, что в ходе изображения предметов дети могут самостоятельно сделать маленькие открытия, например, может ли катиться конус; в каком положении цилиндр устойчив, а в каком - нет и т. п. Дети могут рассмотреть, какой формы основания у объемных фигур и сделать вывод о том, чем они похожи на плоские фигуры.

Аппликация

Важным во время аппликации является то, что в ходе выполнения заданий ребята видоизменяют фигуры : из квадрата получают круг, срезая уголки, из прямоугольника - квадрат, отрезая лишнюю часть, тем самым воочию познавая свойства фигур. Часто встречаются на занятиях задания по определению формы предмета в целом и отдельных его частей, что способствует аналитическому мышлению.

В процессе аппликации возникает необходимость сосчитать или отсчитать нужное количество деталей. Часто нужно применить знание порядкового счета. На многих занятиях дети упражняются в составе числа из отдельных единиц, убеждаются в независимости количества от пространственного положения. Особенно успешно в процессе аппликации формируется умение делить предметы на части, т. к. задания такого рода встречаются очень часто. Дети убеждаются в том, что части могут быть равными и неравными, закрепляют названия равных частей : "половина", "четверть", "одна восьмая".

Рисование

На занятиях по изобразительной деятельности часто необходимо определить, каких деталей много, а какая деталь одна. Например, у дерева один ствол, а веточек много; для изображения цветка нужно много лепестков - овалов и одну серединку - круг.

На некоторых занятиях по изобразительной деятельности возможно решение отдельных программных задач из области временных представлений. Так формировать представления о временах года можно в процессе рисования следующих тем "На яблоне поспели яблоки", "Золотая осень", "Снегурочка", "Маленькой елочке холодно зимой", "Картинка про лето", "Зима».

Конструирование

Конструирование имеет большие возможности для формирования и расширения элементарных математических представлений. Т. С. Будько утверждает, что в процессе строительства различных конструкций , конструирования из бумаги , картона, из природного материала, из готовых форм, при формулировании заданий и анализе детских работ необходимо обращать внимание детей на математические отношения, а именно :

· предлагать группировать детали. Обращать внимание на то, каких деталей много, а какая деталь одна. Побуждать сравнивать количество деталей, определять их количество;

· обращать внимание на отличие деталей по форме, побуждать детей правильно называть форму деталей, обращать внимание на характерные признаки геометрических фигур;

· обращать внимание на отличие поделок и деталей по величине. Побуждать детей определять конкретные размеры. Учить детей употреблять в речи правильные названия протяженностей. Необходимо предлагать сравнивать поделки и детали по величине следующими методами : приложения, наложения, глазомера, условной мерки;

· обращать внимание на пространственные отношения между деталями

Таким образом, конструирование имеет большие возможности для формирования математических представлений.

Формирование математических представлений у детей в процессе занятий по развитию речи и обучению грамоте

Развивая навыки использования обобщающих слов, можно закреплять навыки группировки предметов, количественного и порядкового счета. Обучая детей делить предложение на слова и проводить звуковой анализ слова, можно обратить внимание на количество слов в предложении, слогов в слове; определить, какое слово (какой звук) стоит первым (вторым, третьим) по порядку, какое место занимает определенное слово, каким по счету слог является ударным

Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.

Использование математической составляющей возможно при выполнении различных упражнений , а именно формирование количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге» , «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой» , «Занять домик определенного цвета, формы» ).

Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду , начиная с младшей группы практикуются использование различных считалочек , в которых используется порядковый и количественный счет.

Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг» , Цветные автомобили», «Найди себе пару» , «Классы» , «Сделай фигуру» , «Эстафеты парами» , «Чья команда забросит больше мячей в корзину» .

Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей , в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.

Существует множество возможностей включения заданий по формированию математических представлений в занятия по физкультуре. В ходе почти всех физкультурных занятий дети встречаются с математическими отношениями : сравнить предмет по величине и форме или распознать, где левая сторона, а где правая, и т. д. Поэтому, предлагая детям различные упражнения , следует не только давать им физическую нагрузку, но и обращать внимание на разные математические отношения. Для этого в формулировке упражнений можно делать акцент на специальные слова, побуждать детей использовать их в речи. Обучая детей сравнению предметов по величине (дуги, мячи, ленты и др., следует побуждать их считать движения в процессе выполнения упражнений. Целесообразно также предлагать считать упражнения, определять, сколько раз его выполнил тот или другой ребенок, находить предметы указанной формы. Можно побуждать детей учитывать левую и правую стороны тела при выполнении упражнения не по образцу, а по устной инструкции.

Формирования элементарных математических представлений непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие» , где основной задачей является развитие математического словаря у детей. В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение. Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения («много» , «один» , «ни одного» , «столько - сколько» , «поровну» , «больше» , «меньше» ) должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов;

На занятиях дети учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире - уже» , «выше - ниже» , «толще - тоньше» ); отличать изменения общего объема («больше - меньше» , «большой - маленький» ); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий» , «ниже» , «самый низкий» ); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг» , «квадрат» , «треугольник» , а так же пространственные отношения и временные обозначения («утро» , «день» , «вечер» , «ночь» , «сегодня» , «завтра» , «быстро» , «медленно» ; названия дней недели, месяцев).

Образовательная область «речевое развитие» прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания, а именно математики. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит , поймет ли его ребенок, и каков будет его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики, соответственно будет очень сложно выразить даже и количественно правильный ответ.

Математика неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у детей основ математической культуры : художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений , которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка, многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, обращается внимание на количество частей того или иного произведения. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. Ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере.

На музыкальных занятиях используются музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве. (игра «Найди свой листик» , «Веселый круг» , игра-танец «Мы вместе» и т. п.).Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.

Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни.

Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т. д. Во время прогулок мы с детьми отмечаем сегодняшний день, месяц, время года. Рассматриваем объекты живой неживой природы, называют цвет, форму, размер предмета или объекта. (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.) .

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду , одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи .

Развитие речи, окружающий мир, рисование музыка, математика. … Опять математика! Часто мы можем услышать из уст детей. Ведь «математика всегда… остается для детей, трудной работой» . Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев (русский публицист, литературный критик) . Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе, вузе. А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Динара Хасанова
Консультация для воспитателей «Организация занятий по ФЭМП в старшей группе»

Организация работы с детьми шестого года жизни

Занятия по математике в старшей группе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня во вторник или четверг. А также отводится время на индивидуальные занятия в течение недели. Продолжительность занятий 25 мин, из которых 5 минут отводится на организационный момент, 15 минут – основная часть, 5 минут – итог занятия, а также 1-2 мин – на физкультминутки.

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который привлекает внимание, а далее рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии зрения и слуха. В данной возрастной группе дети рассаживаются за парты подвое лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей, т. е. занятие может начинаться в игровой комнате, спортивном и музыкальном занятии (как предварительная работа).

Начало занятия должно быть эмоциональным и заинтересовывающим. Целесообразно можно использовать проблемные ситуации.

Примерные части «Ход математического занятия»:

1. Математическая разминка.

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Физкультминутка.

5. Дидактическая игра (подвижная игра).

Количество частей и их порядок зависит от поставленных задач.

Внимание детей на занятии у детей старшего возраста сохраняется до 5-7 минут, это и есть примерная длительность 1 части с основного этапа занятия. Далее необходимо провести физкультминутку, которая может быть в виде набора физических упражнений для мышц ног, рук, спины, в стихотворной форме, специальная гимнастика (для коррекционных групп): пальчиковая, артикуляционная и зрительная. Итог занятия в старшей группе воспитатель подводит сам, приобщая детей.

Целесообразно первый месяц работы (сентябрь) отвести на повторение программы предшествующей группы. Это дает возможность выяснить необходимость дополнительных занятий с теми или иными детьми.

Раздел ФЭМП «Количество и счет"

Целесообразно первые занятия по ФЭМП начинать с повторения пройденного.

Сопоставление двух совокупностей, содержащих равное и неравное (больше или меньше на один) число предметов в пределах 5, позволяет напомнить детям, как образуются числа первого пятка.

Для повторения отношений: «равно», «не равно», «больше», «меньше» даются задания на уравнивание совокупностей («Принеси столько чашек, чтобы всем куклам хватило и не осталось лишних» и т. п.)

Большое внимание уделяется закреплению навыков счета: вести счет предметов слева направо, указывая на предметы по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде и числе, именовать итог счета.

В старшей группе начинают развивать память на числа. Для этого постепенно усложняют упражнения в отсчете предметов. Например, детям одновременно называют два числа, сразу предлагают отсчитать два предмета, либо предметы одного вида, но отличающиеся цветом или размером. Названия предметов связывают с местом их расположения.

Дети учатся запоминать числа, брать предметы по оному, четко соотносить числительные с каждым взятым предметом, отчитываться о выполненном задании. Детям напоминают приемы счета звуков и предметов на ощупь. Они воспроизводят определенное количество движений по образцу и указанному числу.

Счет в пределах 10.

Для получения чисел второго пятка обучению счету до 10 используются приемы, аналогичные тем, которые применялись в средней группе для получения чисел первого пятка.

Образование чисел демонстрируется на основе сопоставления двух совокупностей предметов.

Дети должны понять принцип получения каждого последующего числа из предыдущего и предыдущего из последующего. И поэтому всегда сравниваются не менее чем 3 последовательных числа.

Полезно сопоставлять не только совокупности предметов разного вида (например, елочки, грибочки и др., но и группы предметов одного вида разбивать на части и сопоставлять их друг с другом (яблоки большие и маленькие, наконец, совокупность предметов может сопоставляться с ее частью. («Кого больше: серых зайчиков или серых и белых зайчиков вместе?»)

Возможно одновременно учить детей видеть независимость числа предметов от их пространственных свойств и получать новые числа.

Умение сопоставлять совокупности предметов разных размеров или занимающих разную площадь создает предпосылки для понимания значения счета и приемов поштучного соотнесения элементов двух сравниваемых множеств (один к одному) в выявлении отношений «равно», «больше», «меньше». Например, чтобы выяснить, каких яблок больше-маленьких или больших, если последние расположены с большими интервалами, чем первые, необходимо либо сосчитать предметы и сравнить их число, либо сопоставить предметы 2 групп (подгрупп) один к одному. Используются приемы разные способы сопоставления: наложение, приложение, применение эквивалентов.

Уравнивая группы добавлением одного предмета к меньшему их числу или удалением одного предмета из большего их числа, дети усваивают способы получения каждого из сравниваемых чисел.

Дети должны рассказывать, как было получено каждое число, т. е. к какому числу предметов и сколько добавили или от какого числа предметов и сколько отняли (убрали). Например, к 8 яблокам добавили 1, стало 9 яблок. Из 9 яблок взяли 1, осталось 8 яблок и т. п.

Для закрепления навыков счета в пределах 10 используются разнообразные упражнения, например «Покажи столько же».

Отсчет предметов в пределах 10.

Упражнения в отсчете предметов продолжают усложняться. Дают задания не только отсчитать 2 группы предметов, но и расположить их в определенном месте, например в указанной части листа бумаги: вверху, внизу, справа, слева, посередине. Несколько позднее дети помещают предметы вдоль верхнего или нижнего, правого или края листа, в верхнем правом, в нижнем левом углах.

Детей приучают внимательно выслушивать задание, запоминать его, точно выполнять и рассказывать о том, что и как сделали. Приучать давать полный ответ. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему наводящими вопросами. В речи детей должны отражаться связи между количеством предметов, их качественными признаками и пространственным расположением. Детей начинают учить повторять задание до его выполнения, обеспечивая развитие планирующей функции речи.

Счет с участием разных анализаторов.

Для развития деятельности счета существенное значение имеют упражнения в счете с активным участием разных анализаторов: счет звуков, движений, счет предметов на ощупь (считают камешки, перекладывая из руки в руку с закрытыми глазами, считают пуговицы, нашитые на карточку, но карточку держат за спиной). Нашивают на карточку 6-10 пуговиц в 2 ряда.

Упражнения в счете на ощупь, в счете звуков и движений связывают с разностным сравнением чисел. Например, «Присядь на один раз больше, чем услышал звуков».

Показ независимости числа предметов от их размера, площади и формы расположения.

Когда детей познакомят со всеми числами до 10, им показывают, что для ответа на вопрос «сколько?» не имеет значение, в каком направлении ведется счет (слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, в форме разных фигур по кругу, парами, неопределенной группой, изображения предметов на карточке лото, или кружки числовых фигур.

Начинать счет можно с любого предмета и вести его в любом направлении, но при этом надо не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды.

Установление равенства численностей множеств.

Для отсчета 3 разновидностей игрушек используются карточки с 3 свободными полосками. Например, «На верхней полоске 7 квадратов, на средней – 7 прямоугольников, на нижней-7 кругов, всех фигур поровну-по 7».

Деление целого на части.

Детям шестого года жизни показывают возможность дробления на равные доли, их учат устанавливать отношения между целым и частью.

Демонстрируя возможность деления предмета как на 2 равные, так на 2 неравные части, детям дают представление о том, что одна из двух равных частей называется половиной, половинами являются обе равные части. Если предмет разделен на 2 неравные части, то их нельзя назвать половинами. В таком случае говорят: предмет разделен на 2(4) неравные части. Дети должны правильно употреблять слова: «пополам», «половина», «равные части», «целое», «одна из двух», «одна из четырех».

Количественный состав числа из единиц.

Детей знакомят с составом из единиц чисел первого пятка (5-это 1,1,1,1 и еще 1). Наряду с сюжетным используют и бессюжетный материал: модели геометр. фигур, полоски бумаги разной длины или ширины и т. п.

Порядковое и количественное значение числа.

В старшей группе детей начинают впервые учить пользоваться порядковыми числительными.

Когда хотят узнать, сколько предметов, их считают: один, два, три, четыре, пять и т. д., т. е. находят ответ на вопрос: «сколько?». Но когда нужно найти очередность, место предмета среди других, считают по-иному, отвечая на вопросы: «который?», «какой по счету?»,считают: первый, второй, третий и т. д. Дети часто путают вопросы: «который?» и «какой?». «Какой?» используется для выделения качественных свойств предметов: цвета, размера и т. д. А вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?» позволяет раскрыть их значение. Дети учатся определять место предмета среди других, ведя счет в разных направлениях (третий слева, пятый справа и т. д.).

Сравнение смежных чисел.

Используется прием наложения и приложения, прием построения «числовой лесенки» (в пределах первого пятка) (увеличение количества кружков каждого следующего ряда на 1).

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений в семье

у детей младшего возраста

Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года. От того, успешно ли будет организовано первое знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуется непроизвольностью. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы поддержать интерес к самому процессу познания. Важно привить любовь к математике. Занятия по математике в возрастной группе от 3 до 4 лет в детском саду проводится один раз в неделю, а также в игровом уголке по математике дети закрепляют и углубляют свои знания индивидуально. Брать знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира дома, на улице. И в этом ему должны помочь родители.

Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребёнка, то здесь ваша помощь неоценима. Большинство родителей в первую очередь стремятся научить ребенка считать и решать задачи. Они радуются, когда их ребенок считает до ста, складывает и вычитает числа. Однако проверка показала, что дошкольник чаще всего просто запоминает различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретенные подобным способом, представляют для ребенка такой же набор слов, как любая детская считалочка. Такие знания можно сравнить с зданием, построенным над ямой.

С чего же начать? Счет - это лишь одна из сторон математического развития. Современная техника помогает человеку производить счетные операции, а вот мыслить и логически рассуждать, вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости не сможет ни одна машина. Обучение отвлеченному счету и натаскивание в счетных операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии человека, тем более дошкольника.

В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо. Источником познания дошкольника является чувственный опыт.

Начиная занятия с трехлетним ребенком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образцами внешних свойств предметов (основными цветами, геометрическими фигурами и величиной) и умение пользоваться этими представлениями.

Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребёнок не занят каким-либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра - дело добровольное!

Поговорим подробнее о форме и величине предметов. В дальнейшем это будет играть важную роль для развития математических представлений.

Форма является одним из основных свойств окружающих ребенка предметов. Эталоном ее принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяется форма предметов. Вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; научить их различать, запоминать названия и научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. Приступая к обучению трехлетних детей, главное - организовать это в форме игры. Играйте с ребёнком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей пошло на приготовление супа, какой они формы, величины. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть, табурет и стол квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образцу, трехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному образцу составлять картинки из геометрических фигур (дерево, ёлка, домик). Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образец, затем выкладывает его на столе или листе чистой бумаги.

Знакомство с величиной предметов является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство-неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши, которые у вас, родители, есть дома практически у каждого.

Советуем придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные игры дают возможность обратить внимание ребенка не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, учат сравнивать предметы по величине.

Или еще пример. Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машинка больше, какая меньше. Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Какую машину, в какой гараж можно поставить? По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше), дорога длиннее - короче, солнце выше деревьев или ниже).

Остановимся еще на одном свойстве предметов, окружающих ребенка, — их количестве. Что важно для четырехлетнего малыша? Прежде всего, научить его понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Лучше всего снова обратиться к игре и использовать такие ситуации, когда установление равенства - неравенства предметов становится необходимым. Например, мама предлагает малышу: «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком она рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит серьезная обучающая задача. Он показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни. Ребенок охотно будет помогать накрывать на стол: к каждой тарелке положить ложку, нож, вилку, под каждой чашкой поставить блюдце и т. д. Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать? Напоминаем, что это можно сделать без счета, путём попарного сопоставления. Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; ножей столько, сколько вилок, и т. п.).

Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создавайте условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с ребенком показывайте различные параметры величины и относительность признаков. Обогащайте словарь ваших деток (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий) .Показывайте образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол деревца тоньше ствола дерева и т. п.). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Посмотрите, какие предметы находятся над головой, что ниже головы.

Побуждайте ребёнка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Спрашивайте, какое сейчас время года. Называйте текущий месяц, день недели. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.


Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют: * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации). * Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. * Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь. * Успешно овладеть основами математики и информатики.


Логический материал представляет собой набор из 48 объемных геометрических фигур, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; 2. цветом - красные, желтые, синие; 3. размером-большие и маленькие; 4. толщиной-толстые и тонкие. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам!


Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см), на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием. цвет обозначается пятном; форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,); величина - силуэт домика (большой, маленький); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм Рассели жильцов, Найди место фигуре); в) в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками. Почта - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд - билеты, места. Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).


Сначала предлагаются самые простые задания -Найди все фигуры, как эта по цвету (размеру, форме) -Найди не такую фигуру, как эта по цвету (форме, величине) -Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера -Более сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру или такие же по размеру и цвету, но другие по форме. Цепочки. От произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения разнообразны: -чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,толщины) -- чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру. Но разные по форме и т.д.


Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств; в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них; выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока – создают его своеобразную модель. Карточки–свойства помогают детям перейти от наглядно–образного мышления к наглядно–схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно-логическому мышлению.






Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер () разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Для детей 3-7 лет


Задачи: 1.Формировать понятие числовой последовательности, состава числа. 2.Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. 3.Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости. 4.Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. 5.Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. 6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности. 7.Развивать умение работать в коллективе.


Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и длины. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. В состав комплекта входят: белая белая - число штук, розовая розовая - число штук, голубая голубая – число штук, красная красная – число штук, жёлтая жёлтая – число штук, фиолетовая фиолетовая – число штук, чёрная чёрная – число штук, бордовая бордовая – число штук, синяя синяя – число штук, оранжевая оранжевая – число штук.


Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает..


Рекомендации к использованию Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. Дети осваивают состав комплекта, цвет, соотношение палочек по размеру. Дети строят лестницы разной высоты, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Ребенок осваивает умение видеть и понимать последовательность движения по лестнице, что является основой для освоения последовательности чисел. 1.Освоение комплекта. 2. Построение лестницы.


Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания. Возможны различные варианты. Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета. «Сплести» ковер из числа 9 (учесть все варианты состава числа 9. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?« Детям предлагается выложить числовую лесенку, отыскивая последовательно нужное число. Посчитаем. Сколько ступенек получилось? 4. Развитие у детей числовых представлений. 3. Составление ковриков, составление узоров.


Когда дети хорошо освоят цвет палочек и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: "Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?". Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой "1", переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: "К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три" и т. д. Упражнениям придается игровой характер (игра "Поезд"). Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел. 6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.


Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется. Упражнения разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, они начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет). 7. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел). Упражнения. Например, возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой? Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки.
Игры Никитина способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.


" Сложи узор". Сказка про море


Кубики для всех Игра в "Кубики для всех" учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать. Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж. Кирпичики Игра знакомит детей с основами конструирования и черчения, развивает внимание, пространственное мышление, способность к анализу и самоконтролю. Сложи квадрат Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Таким образом, в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.


Технология Воскобовича - это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя, ребенок осваивает цифры; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. "Квадрат Воскобовича" ("Игровой квадрат") или "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами». 32 жестких треугольника наклеены на гибкую основу с двух сторон. Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. Квадрат позволяет поиграть, развить внимание, память, пространственное воображение и тонкую моторику, а также знакомит с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.


В процессе выполнения заданий используются инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка. Для успешной работы с этим дидактическим материалом педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди: -поощрять все усилия ребёнка и его стремление узнать новое; -избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка; - сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.

Тренажер “Бусинки”

Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание

Задачи:

  • развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
  • воспитывать внимательность, усидчивость;
  • развивать мелкую моторику рук.

Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.

  • Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
  • Затем решают простейшие задачи:

1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)

2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

  • Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.

Тренажер “Цветные ладошки”

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи:

  • развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
  • обучать счету;
  • развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек

Динамические паузы

Упражнения для снижения мышечного тонуса

Мы ногами - топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами - чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два -привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Движения выполнять по содержанию текста.

Руки на поясе. Моргаем глазами.
Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Движения выполнять по содержанию текста.
Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.

Вот наш дом,
В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)
Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .
Ходьба по ровной поверхности.
Присесть на корточки.
Сложить ладони, поднять руки над головой.

Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела

Большие ноги

Шли по дороге:
Топ, топ, топ. Т
оп, топ, топ.
Маленькие ноги
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.

Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.

Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.

Динамическое упражнение

Текст произносится до начала выполнения упражнений.

– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))

– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).

Динамическое упражнение “Зарядка”

Наклонилась сперва
К низу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.

Динамическое упражнение “Маша-растеряша”

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)
Маша-растеряша.

Динамическое упражнение

Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.

“Геометрические фигуры”

Цель : формирование элементарных математических навыков.

Образовательные задачи:

  • Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.

Развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.

На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.

Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)

  • “Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.

Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)

  • “Найди фигуры, похожие на кубик”.

Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)

  • “Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.

Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)

  • “Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.

Дидактическая игра “Неделя”

Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели

Задачи:

  • формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
  • уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
  • развивать зрительное восприятие и память;
  • создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.

На столе стоят 7 гномиков.

Сколько гномиков?

Назовите цвета, в которые одеты гномики.

Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.

Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.

Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика - желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.

Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.

Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.

Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.

Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.

Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.

Физкультурная минутка.

В понедельник мы играли,
А во вторник мы писали.
В среду полки протирали.
Весь четверг посуду мыли,
В пятницу конфет купили
А в субботу морс сварили
Ну а в воскресенье
будет шумный день рождения.

Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.

Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.

Умницы, все карточки разложили правильно.

(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).

Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.

Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.

Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).

День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)

Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).

Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).

Что раньше среда или понедельник?

Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.

(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).

Встает ребенок у кого красный круг.

Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.

Встает ребенок с оранжевым кругом.

Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).

Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.

Весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).

Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.

А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).

Встает ребенок с голубым кругом

На шестой день папа не работал, потому что была... (суббота).

Встает ребенок с синим кругом.

Я у брата попросил прощения на седьмой день в... (воскресенье).

Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.

Умницы, со всеми заданиями справились.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.