Составить список общественных наук интернет. Естественные, общественные и гуманитарные науки

Наука, как одна из форм познания и объяснения мира, постоянно развивается: число её отраслей и направлений неуклонно растёт. Особенно ярко демонстрирует эту тенденцию развитие общественных наук, которые открывают все новые и новые грани жизнедеятельности современного социума. Что они собой представляют? Что выступает предметом их изучения? Об этом более подробно читайте в статье.

Общественная наука

Это понятие появилось сравнительно недавно. Учёные связывают его возникновение с развитием науки в целом, которое началось в 16-17 столетии. Именно тогда наука встала на собственный путь развития, объединив и вобрав в себя всю систему околонаучного знания, которая сформировалась на тот момент.

Следует отметить, что общественная наука - это целостная система научных знаний, которая в своём основании содержит ряд дисциплин. Заданием последних является всестороннее исследование общества и составляющих его элементов.

Стремительное развитие и усложнение этой категории в последние пару столетий ставит новые задачи перед наукой. Появление новых институтов, усложнение общественных связей и отношений требуют введения новых категорий, установления зависимостей и закономерностей, открывают новые отрасли и подотрасли этого вида научного знания.

Что изучает?

Ответ на вопрос о том, что составляет предмет общественных наук, уже заложен в нём самом. Эта часть научного знания концентрирует свои познавательные усилия на таком сложном понятии, как общество. Суть его наиболее полно раскрывается благодаря развитию социологии.

Последнюю довольно часто представляют как науку об обществе. Однако такое широкое толкование предмета этой дисциплины не позволяет получить полное представление о ней.

и социология?

Ответ на этот вопрос пытались дать многие исследователи как современности, так и прошлых веков. может «похвастаться» огромным количеством теорий и концепций, объясняющих суть понятия «общество». Последнее не может состоять только из одного индивида, непременным условием здесь является совокупность нескольких существ, которые непременно должны находиться в процессе взаимодействия. Именно поэтому сегодня учёные представляют общество как некий «сгусток» всевозможных связей и взаимодействий, опутывающих мир человеческих отношений. Выделяют ряд отличительных характеристик общества:

  • Наличие некой социальной общности, отражающей общественную сторону жизни, социальное своеобразие отношений и разного рода взаимодействий.
  • Наличие регулирующих органов, которые социологи называют социальными институтами, последние являют собой наиболее устойчивые связи и отношения. Ярким примером такого института является семья.
  • Особое социальное пространство. Здесь неприменимы территориальные категории, поскольку общество может выходить за их рамки.
  • Самодостаточность - характеристика, которая позволяет отличить общество от других похожих социальных образований.

Учитывая развёрнутое представление основной категории социологии, можно расширить и представление о ней как о науке. Это уже не просто наука об обществе, но и интегрированная система знаний о различных социальных институтах, отношениях, общностях.

Общественные науки изучают социум, формируя разностороннее представление о нём. Каждая рассматривает объект со своей стороны: политология - политическую, экономика - экономическую, культурология - культурную и т. д.

Причины возникновения

Начиная с 16 столетия, развитие научного знания становится достаточно динамичным, а к середине 19 в уже отделившейся науке наблюдается процесс дифференциации. Суть последнего заключалась в том, что в русле научного знания стали оформляться отдельные отрасли. Фундаментом для их формирования и, собственно, поводом для отделения стало выделение объекта, предмета и методов исследования. На основе этих составляющих дисциплины концентрировались вокруг двух основных сфер человеческой жизни: природы и общества.

Каковы причины выделения из научного знания того, что сегодня известно как общественная наука? Это в первую очередь те изменения, которые происходили в социуме в 16-17 столетии. Именно тогда начинается его формирование в том виде, в котором оно сохранилось до сегодняшних дней. На смену устаревшим структурам приходит массовое, которое требует к себе усиленного внимания, поскольку возникла необходимость не только разобраться в но и получить возможность ими управлять.

Ещё одним фактором, способствующим появлению общественных наук, стало активное развитие естественных, которые в некотором роде «спровоцировали» возникновение первых. Известно, что одной из характерных черт научного знания конца 19 столетия было так называемое натуралистическое понимание общества и процессов, происходящих в нём. Особенностью такого подхода было то, что социальное учёные пытались объяснить в рамках категорий и методов естественных наук. Тогда появляется социология, которую её создатель - Огюст Конт - именует социальной физикой. Учёный, изучая общество, пытается применить к нему естественно-научные методы. Таким образом, общественная наука — это система научного знания, которая сложилась позже естественной (природной) и развивалась под её непосредственным влиянием.

Развитие наук об обществе

Стремительное развитие знаний о социуме в конце 19 - начале 20 века было обусловлено желанием найти рычаги управления им в быстро меняющемся мире. Естественные науки, не справляясь с объяснением и процессов, обнаруживают свою несостоятельность и ограниченность. Становление и развитие общественных наук позволяют получить ответы на многие вопросы как прошлого, так и современности. Новые процессы и явления, которые имеют место в мире, требуют новых подходов к изучению, а также применения новейших технологий и методик. Все это стимулирует развитие как научного знания в целом, так и общественных наук в частности.

Учитывая то, что стимулом развития общественных наук стали естественные, следует выяснить, как отличить одни от других.

Науки о природе и обществе: отличительные характеристики

Главное отличие, которое позволяет относить то или иное знание к определённой группе, это, конечно, объект исследования. Иными словами, то, на что направлено внимание науки, в данном случае это две различные сферы бытия.

Известно, что естественные науки возникли раньше общественных, и их методы повлияли на развитие методологии последних. Её развитие происходило в ином познавательном русле - путём понимания процессов, происходящих в социуме, в отличие от объяснения, которое предлагают науки о природе.

Ещё одной особенностью, подчёркивающей отличия естественных и общественных наук, является обеспечение объективности процесса познания. В первом случае учёный находится вне предмета исследования, наблюдая его «со стороны». Во втором он зачастую сам является участником тех процессов, которые происходят в обществе. Здесь объективность обеспечивается за счёт сопоставления с общечеловеческими ценностями и нормами: культурными, моральными, религиозными, политическими и другими.

Какие науки относят к общественным?

Сразу отметим, что есть некоторые сложности в определении того, куда относить ту или иную науку. Современное научное знание тяготеет к так называемой междисциплинарности, когда науки заимствуют методы друг у друга. Именно поэтому порой сложно отнести науку к той или иной группе: как социальные, так и природные науки имеют ряд характеристик, которые роднят их.

Поскольку общественные науки произошли позже естественных, то на начальном этапе своего развития многие учёные полагали, что исследовать социум и происходящие в нём процессы возможно, применяя естественно-научные методы. Ярким примером является социология, которая именовалась социальной физикой. Позже, с развитием собственной системы методов, социальные (общественные) науки отошли от естественно-научных.

Ещё одной чертой, объединяющей эти является то, что каждая из них приобретает знания одинаковыми способами, среди которых:

  • система таких общенаучных методов, как наблюдение, моделирование, эксперимент;
  • логические приёмы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция и т. д.;
  • опора на научные факты, логичность и непротиворечивость суждений, однозначность используемых понятий и строгость их определений.

Также обе сферы наук роднит то, чем они отличаются от других видов и форм знания: обоснованность и системность полученных знаний, их объективность и т. д.

Система научного знания об обществе

Всю совокупность наук, изучающих общество, иногда объединяют в одну, которая называется обществоведение. Эта дисциплина, являясь комплексной, позволяет сформировать общее представление о социуме и месте в нём личности. Формируется она на основе знаний о различных : экономике, политике, культуре, психологии и других. Иными словами, обществоведение — это интегрированная система общественных наук, формирующая представление о таком сложном и многообразном феномене, как общество, роли и функции в нём человека.

Классификация общественных наук

На основании того, какие общественные науки относятся к какому-либо уровню знаний об обществе или дают представление почти обо всех сферах его жизнедеятельности, учёные разделили их на несколько групп:

  • первая включает те науки, которые дают общие представления о самом обществе, закономерностях его развития, основных составляющих и т. д. (социология, философия);
  • вторая охватывает те дисциплины, которые исследуют какую-то одну сторону социума (экономика, политология, культурология, этика и т. д.);
  • к третьей группе можно отнести науки, которые пронизывают все области жизни социума (история, юриспруденция).

Иногда общественные науки разделяют на две сферы: социальную и гуманитарную. Обе они тесно взаимосвязаны, поскольку так или иначе имеют отношение к обществу. Первая характеризует наиболее общие закономерности протекания социальных процессов, а вторая относится к субъективному уровню, который исследует человека с его ценностями, мотивами, целями, намерениями и т. д.

Таким образом, можно обозначить, что общественные науки изучают социум в общем, более широком аспекте, как часть материального мира, а также и в узком - на уровне государства, нации, семьи, объединений или социальных групп.

Наиболее известные общественные науки

Учитывая то, что современный социум являет собой достаточно сложный и многообразный феномен, изучить его в рамках одной дисциплины невозможно. Такую ситуацию можно объяснить исходя из того, что число отношений и связей в обществе сегодня огромно. Все мы сталкиваемся в своей жизни с такими сферами, как: экономика, политика, право, культура, язык, история и т. д. Все это многообразие является ярким проявлением того, насколько разносторонним является современное общество. Именно поэтому можно привести не менее 10 общественных наук, каждая из которых характеризует какую-то одну из сторон социума: социология, политология, история, экономика, юриспруденция, педагогика, культурология, психология, география, антропология.

Бесспорно, что источником основных сведений об обществе является социология. Именно она раскрывает суть этого многогранного объекта исследования. Кроме того, сегодня достаточную известность приобрела политология, которая характеризует политическую сферу.

Юриспруденция позволяет узнать, каким образом регулировать отношения в обществе при помощи правил поведения, закреплённых государством в виде правовых норм. А психология позволяет это делать при помощи других механизмов, изучая психологию толпы, группы и человека.

Таким образом, каждая из 10 общественных наук исследует общество со своей стороны при помощи собственных методов исследования.

Научные издания, публикующие исследования общественных наук

Одним из наиболее известных является журнал «Общественные науки и современность». Это на сегодняшний день одно из немногих изданий, которое позволяет познакомиться с достаточно широким спектром самых разных направлений современной науки о социуме. Здесь есть статьи по социологии и истории, политической науке и философии, исследования, поднимающие проблемы культурологического и психологического плана.

Главной отличительной чертой издания является возможность размещения и знакомства с междисциплинарными исследованиями, которые проводятся на стыке различных научных направлений. Сегодня глобализующийся мир предъявляет свои требования: учёный должен выходить из узких рамок своей отрасли и учитывать современные тенденции развития мирового социума как единого организма.

Современные средства естествознания - науки о законах, явлениях и свойствах объектов природы - позволяют изучать многие сложнейшие процессы на уровне ядер, атомов, молекул, клеток. Именно плоды постижения истинных знаний о природе именно на таком глубинном уровне известны каждому образованному человеку. Синтетические и композиционные материалы, искусственные ферменты, искусственные кристаллы - все это не только реальные объекты разработок ученых-естествоиспытателей, но и продукты потребления различных отраслей промышленности, производящих в широком ассортименте товары повседневного спроса. В данной связи изучение естественно-научных проблем на молекулярном уровне в рамках основополагающих идей - концепций - вне всякого сомнения актуально, полезно и необходимо для будущих специалистов высокой квалификации естественнонаучного и технического профиля, а также для тех, чья профессиональная деятельность не имеет прямого отношения к естествознанию, т.е. для будущих экономистов, специалистов управления, товароведов, юристов, социологов, психологов, журналистов, менеджеров и др.

В то же время познание единичных вещей и процессов невозможно без одновременного познания всеобщего, а последнее в свою очередь познается только через первое. И любой открытый нами «частный» закон — если он действительно закон, а не эмпирическое правило — есть конкретное проявление всеобщности. Нет такой науки, предметом которой было бы исключительно всеобщее без познания единичного, как невозможна и наука, ограничивающая себя лишь познанием особенного.

Всеобщая связь явлений — наиболее общая закономерность существования мира, представляющая собой результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений и воплощающаяся в качестве научного отражения в единстве и взаимосвязи наук. Она выражает внутреннее единство всех элементов структуры и свойств любой целостной системы, а также бесконечное разнообразие отношений данной системы с другими окружающими ее системами или явлениями. Без понимания принципа всеобщей связи не может быть истинного знания.

Естественнонаучное миропонимание – система знаний о природе, образующаяся в сознании учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов, и мыслительная деятельность по созданию этой системы.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Акимов О.С., Горелов А.А., Горохов В.Г., Дубнищева Т.Я., Кендрью Дж., Кун Т., Мечников Л.И., Найдыш В.М., Павлов А.Н., Петросова Р.А., Пригожий И., Пуанкаре А., Селье Г., Соломатин В.А., Чайковский Ю.В., Лаптин А.И.

Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции; отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

Как другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины. Вообще, понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

Общезначимость -. получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Обезличенность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.

Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанных пар: универсальность - фрагментарность, общезначимость - обезличенность, систематичность - незавершенность, преемственность - критичность, достоверность - внеморальность, рациональность - чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Общественные науки Энгельс называл человеческой историей, так как каждая такая наука есть прежде всего историческая наука. Человеческую историю можно рассматривать в двух разрезах: как развитие всего общества, во взаимозависимости всех его сторон и элементов и как развитие какой-либо одной или нескольких его структурных сторон, выделенных из общей их взаимосвязи. В первом случае образуется собственно исторические науки в узком смысле слова. Это - история отдельных ступеней развития общества (от первобытного до современного). Сюда относятся также археология и этнография. Во втором случае образуется группа социальных наук, отражающих взаимосвязь отдельных сторон или элементов внутренней структуры общества; его экономического базиса и его надстроек - политической и идеологической. Объективная последовательность перехода от базиса ко всё более высокой надстройке обусловливает порядок расположения наук этой группы. Переход к философии в процессе мысленного движения от базиса к надстройке и от политической к идеологической надстройке есть вместе с тем выход за пределы собственно социальных наук в область общемировоззренческих вопросов, связанных с наукой о наиболее общих законах всякого развития, а также с наукой о мышлении

Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов - «естество» («природа») и «знание». Оно может быть заменено менее употребительным словом-синонимом «природоведение», которое происходит от общеславянского термина «веды» или «веда» — наука, знание. Мы и до сих пор говорим «ведать» в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное — часто в математических формулах — «точное» знание о всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а «природоведение» (подобно пресловутому «обществоведению» или «науковедению») обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными представлениями о предмете своего «ведения».

Когда-то очень давно в русский язык в качестве синонима слова «природа» вошел крайне распространенный латинский термин «натура» (natura). Но только в европейских странах, например в Германии, Швеции и Голландии, на его основе образовался соответствующий термин «Naturwissenschaft»,т.е. буквально - наука о природе, или естествознание. Он стал основанием также по существу международного термина «натурфилософия» (философия природы).

Проблемы устройства, происхождения, организации или самой органической природы всего, что есть во Вселенной (в Космосе), т.е. все проблемы естествознания, космологии и космогонии, первоначально относились к «физике» или «физиологии». Во всяком случае, Аристотель (384-322 до н. э.) называл своих предшественников, занимавшихся этими проблемами, «физиками» или «физиологами», ибо древнегреческое слово «физис» или «фюсис», очень близкое к русскому слову «природа», первоначально означало «происхождение», «рождение», «создание».

Отсюда-естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая является как бы исходной основой науки о Природе.

Но если вопрос о происхождении слова «естествознание» решается легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука, т. е. вопрос о содержании и определении этого понятия, простым назвать нельзя.

Дело в том, что имеются два широко распространенных определения этого понятия: 1) «естествознание-это наука о Природе как единой целостности» и 2) «естествознание-это совокупность наук о Природе, взятая как единое целое».

Как видно, эти два определения отличны друг от друга. Первое из них говорит об одной единой науке о Природе, подчеркивая единство Природы самой по себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о естествознании как о совокупности,т.е. о множестве наук, изучающих Природу, хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как единое целое.

Между этими двумя определениями уж очень большого различия нет. Ибо «совокупность наук о Природе, взятая как единое целое», т. е. не просто как сумма разрозненных наук, а именно как единый комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг друга,- это и есть одна наука. Только наука обобщенная, или интегративная (от латинского «integer»-целый, восстановленный).

Предмет естествознания - факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого - обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать факты опыта, эмпирические обобщения и теории, которые формулируют законы науки. Явления, например, тяготение, непосредственно даны в опыте; законы науки, например, закон всемирного тяготения - варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки, как, скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.

Значение чувств и разума в процессе нахождения истины - сложный философский вопрос. В науке признается истиной то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Не в том смысле, что каждое частное утверждение должно обязательно эмпирически проверяться, а в том, что опыт в конечном счете является решающим аргументом принятия данной теории.

Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую» истину, т.е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности. Другой крупный комплекс наук - обществознание - напротив, всегда был связан с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования. Поэтому в методологии обществоведения наряду с объективными методами исследования приобретает большое значение переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему и т.п.

От технических наук естествознание отличается нацеленностью на познание, а не на помощь в преобразовании мира, а от математики тем, что исследует природные, а не знаковые системы.

Естествознание – совокупность наук о явлениях и законах природы, включающее многие естественно-научные отрасли.

Гуманитаристика – совокупность наук о человеке и отношений между людьми, изучают явления объекты, возникшие как результат деятельности человека.

Основной критерий научности в естествознании это причинность, истина, относительность.

Основной критерий научности в гуманитастике
это понимание процессов, на научность воздействует человек.

Естествознание- наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественно-научных отраслей: физику, химию, биологию, физическую химию, биофизику, биохимию, геохимию и др. Она охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которую можно рассматривать как единое целое.

В наше время естественно-научные знания превратились в сферу активных действий и представляют собой базовый ресурс экономики, по своей значимости превосходящий материальные ресурсы: капитал, землю, рабочую силу и т.п. Естественно-научные знания и основанные на них современные технологии формируют новый образ жизни, и высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности.

Среди многочисленных отраслей знаний естественно-научные знания- знания

Следует учитывать различие между естественными и техническими науками, с одной стороны, и фундаментальными и прикладными - с другой. Фундаментальные науки - физика, химия, астрономия - изучают базисные структуры мира, а прикладные занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. В этом смысле все технические науки являются прикладными, но далеко не все прикладные науки относятся к техническим. Такие науки, как физика металлов, физика полупроводников, являются теоретическими прикладными дисциплинами, а металловедение, полупроводниковая технология - практическими прикладными науками.

Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических - бионика, а комплексной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические разделы, является социальная экология.

2 Проблема двух культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству

Современная наука - сложная и многообразная система отдельных научных дисциплин. Науковеды насчитывают их несколько тысяч, которые можно объединить в две следующие сферы: фундаментальные и прикладные науки.

Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов мира как они существуют «сами по себе» безотносительно к интересам и потребностям человека. К фундаментальным относятся: математические науки, естественные науки (механика, астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология, антропология и др.), социальные науки (история, археология, этнография, экономика, статистика, демография, науки о государстве, праве, история искусства и др.), гуманитарные науки (психология и ее отрасли, логика, лингвистика, филология и др.). Фундаментальные науки потому и называются фундаментальными, что своими основополагающими выводами, результатами, теориями они определяют содержание научной картины мира.

Прикладные науки
нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальной наукой знаний объективных законов мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. К прикладным наукам относятся: кибернетика, технические науки (прикладная механика, технология машин и механизмов, сопротивление материалов, техническая физика, химико-технологические науки, металлургия, горное дело, электротехнические науки, ядерная энергетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные науки (агрономические, зоотехнические); медицинские науки; педагогическая наука и т.д. В прикладных науках фундаментальное знание приобретает практическое значение, используется для развития производительных сил общества, совершенствования предметной сферы человеческого бытия, материальной культуры.

Каждая наука характеризуется собственными особенностями познавательной деятельности. Науки различаются предметом познания, средствами и методами познания, формами результата познания, теми системами ценностей, идеалами, методологическими установками, стилями мышления, которые функционируют в данной науке и определяют отношение ученых и к процессу познания, и к социально-культурному фону науки.

Совокупность таких систем ценностей, идеалов, методологических установок, стилей мышления, присущих отдельным наукам и их комплексам, иногда называют научной культурой; говорят, например, о культуре гуманитарного познания, культуре естественно-научного познания, культуре технического знания и т.п. Характер научной культуры многое определяет и в проблемах организации науки, и в проблемах отношения науки и общества. Здесь и вопросы нравственной ответственности ученого, особенности «этики науки», отношение науки и идеологии, науки и права, особенности организации научных школ и управления научными исследованиями и т.п. Наиболее контрастны такие различия «научных культур» между культурами гуманитарного и естественнонаучного познания.

Широко распространены представления о «двух культурах» в науке - естественно-научной культуре и гуманитарной культуре. Английский историк и писатель Ч. Сноу написал книгу о «двух культурах», которые существуют в современном индустриальном и постиндустриальном обществе, - естествен но-научной и гуманитарно-художественной. Он сокрушается по поводу огромной пропасти, которая наблюдается между ними и с каждым годом все возрастает. Ученые, посвятившие себя изучению гуманитарных и точных отраслей знания, все более и более не понимают друг друга. По мнению Сноу, это очень опасная тенденция, которая грозит гибелью всей человеческой культуре. Несмотря на излишнюю категоричность и спорность некоторых суждений Сноу, в целом нельзя не согласиться с наличием проблемы и оценкой ее важности.

Действительно, существуют немалые различия между естественно-научным и гуманитарным познанием. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное, абстрактное; гуманитарное познание - на специальное, конкретное и уникальное, неповторимое. Цель естествознания - описать и объяснить свой объект, ограничить свою зависимость от общественно-исторических факторов и выразить знание с позиций вневременных принципов бытия, выразить не только качественные, но и количественные характеристики объекта. Цель гуманитарных наук - прежде всего понять свой объект, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и содержания объекта познания и своего отношения к нему и т.д. В 1960- 1970-е гг. в массовом сознании, в молодежной, студенческой среде эти различия отражались в формах разного рода диспутов между «физиками», ориентированными на строго рационалистические и надличностные каноны естествознания («только физика - соль, остальное все - ноль»), и «лириками», воспитанными на идеалах гуманитарного познания, включающих в себя не только объективное отражение социальных процессов и явлений, но и субъективно-личностное их переживание и толкование.

В проблеме, поставленной Сноу, есть два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, второй - с проблемой единства науки.

Сначала о первом из них. Художественно-образный и научно-рациональный способы отражения мира вовсе не исключают друг друга. Ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчеству, а значит, обладать тонким художественным вкусом. Так, многие ученые прекрасно разбираются в искусстве, живописи, литературе, играют на музыкальных инструментах, глубоко переживают прекрасное. Более того, само научное творчество выступает для них как некий вид искусства. В любых, даже исключительно абстрактных отраслях физико-математического естествознания, познавательная деятельность содержит в себе художественно-образные моменты. Поэтому справедливо говорят иногда о «поэзии науки». С другой стороны, художник, деятель искусства творит не произвольные, а типические художественные образы, предполагающие процесс обобщения, познания действительности. Таким образом, познавательный момент органично присущ искусству, вплетен в производство способов образного переживания мира. Интуиция и логика свойственны как науке, так и искусству. В системе духовной культуры наука и искусство не исключают, а предполагают и дополняют друг друга там, где речь идет о формировании целостной гармонической личности, о полноте человеческого мироощущения.

Второй аспект данной проблемы связан с единством науки. Наука в целом - это многогранное и вместе с тем системное образование, все отдельные компоненты которого (конкретные науки) теснейшим образом связаны. Между различными науками имеет место постоянное взаимодействие. Развитие науки требует взаимного обогащения, обмена идеями между различными, даже кажущимися на первый взгляд далекими, областями знания. Например, в XX в. биология получила мощнейший импульс для своего развития именно в результате применения математических, физических и химических методов исследования. В то-же время биологические знания помогают инженерам создавать новые типы автоматических устройств и проектировать новые поколения авиационной техники. Единство наук определяется в конечном счете материальным единством мира.

Естественно-научные методы познания все в большей мере используются в общественных и гуманитарных науках. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для уточнения дат исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа массы источников, фактов и др. Археологам они позволяют воссоздать значение астрономических знаний в повседневной жизни людей разных эпох, культур, этносов, в разной природно-географической среде, выявить закономерности исторического развития астрономии (археоастрономия). Без применения методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества. Новые перспективы взаимообогащения естественно-научного и гуманитарного знания открываются с созданием новейшей теории самоорганизации - синергетики.

Одна из всеобщих закономерностей исторического развития науки — диалектическое единство дифференциации и интеграции науки. Образование новых научных направлений, отдельных наук сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли науки, с образованием интегрирующих отраслей науки (кибернетика, теория систем, информатика, синергетика и др.), взаимным обменом методами, принципами, понятиями и т.п. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качественное своеобразие каждой конкретной науки. Таким образом, не конфронтация различных «культур в науке», а их тесное единство, взаимодействие, взаимопроникновение является закономерной тенденцией современного научного познания.

3 Традиционные исследования и исследования проблемного характера

В науке можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических законов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т. е. с целью познания сущности явлений. Оперирование с объектами теоретического уровня, с одной стороны, может осуществляться без обращения к эмпирии, а с другой - предполагает возможность перехода к ней, реализующуюся в объяснении уже имеющихся и предсказании новых фактов. Наличие теории, единообразным способом объясняющей подлежащие её ведению факты, является необходимым условием научности знания. Теоретическое объяснение может быть как качественным, так и количественным, широко использующим математический аппарат, что особенно характерно для современного этапа развития естествознания.

Формирование теоретического уровня науки приводит к качественному изменению эмпирического уровня. Если до формирования теории эмпирический материал, послуживший её предпосылкой, получался на базе обыденного опыта и естественного языка, то с выходом на теоретический уровень он «видится» сквозь призму смысла теоретических концепций, которые начинают направлять постановку экспериментов и наблюдений - основных методов эмпирического исследования. На эмпирическом уровне познания широко используются сравнение , измерение , индукция , дедукция , анализ , синтез и др. Для теоретического уровня характерны также такие познавательные приёмы, как гипотеза , моделирование , идеализация , абстракция , обобщение , мысленный эксперимент и т.п.

Все теоретические дисциплины так или иначе, уходят своими историческими корнями в практический опыт. Однако в ходе развития отдельных наук отрываются от своей эмпирической базы и развиваются сугубо теоретически (например, математика), возвращаясь к опыту только в сфере своих практических приложений.

Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции ; освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации наук, к дроблению её на всё более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции наук. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку - сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности.

Для современной науки становится всё более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определённой крупной теоретической или практической проблемы. Так возникло значительное количество стыковых (пограничных) наук типа биофизики и т.п. Их появление продолжает в новых формах процесс дифференциации наук, но вместе с тем даёт и новую основу для интеграции прежде разобщённых научных дисциплин.

Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям наук выполняют философия, которая обобщает научную картину мира, а также отдельные научные дисциплины типа математики , логики , кибернетики , вооружающие науку системой единых методов.

Развитие научного метода долгое время было привилегией философии, которая и сейчас продолжает играть ведущую роль в разработке методологических проблем, являясь общей методологией наук. В 20 в. методологические средства становятся гораздо более дифференцированными и в конкретном своём виде всё чаще вырабатываются самой науки. Таковы новые категории, выдвигаемые развитием науки (например, информация), а также специфические методологические принципы (например, соответствия принцип). Важную методологическую роль играют в современной науке такие её отрасли, как математика и кибернетика, а также специально разрабатываемые методологические подходы (например, системный подход).

В результате структура отношений между наукой и её методологией весьма усложнилась, а разработка методологических проблем занимает всё более важное место в системе современных исследований.

Заключение

Один из старинных девизов гласит: «знание есть сила». Наука делает человека могущественным перед силами природы. С помощью естествознания человек осуществляет свое господство над силами природы, развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения. Только благодаря знанию законов природы человек может изменить и приспособить природные вещи и процессы так, чтобы они удовлетворяли его потребности.

Естествознание – и продукт цивилизации, и условие ее развития. С помощью науки человек развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения, образовывает и воспитывает новые поколения людей, лечит свое тело. Прогресс естествознания и техники значительно изменяет образ жизни и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей.

Естествознание – один из важнейших двигателей общественного прогресса. Как важнейший фактор материального производства естествознание выступает мощной революционизирующей силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно неожиданное) воздействие на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в ХVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную технологию цивилизации; открытие в ХIХ в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в ХХ в, теории атомного ядра, а вслед за ним — открытие средств высвобождения ядерной энергии; раскрытие в середине ХХ в. молекулярной биологией природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью; и др. Большая часть современной материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее создании научных теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др.

В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение и преклонение, но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате испытаний ядерного оружия, «озонная дыра» над планетой, резкое сокращение видов растений и животных – все эти и другие экологические проблемы люди склонны объяснять самим фактом существования науки. Но дело не в науке, а в том, в чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней стоят, какие общественные и государственные структуры направляют ее развитие.

Нарастание глобальных проблем человечества повышает ответственность ученых за судьбы человечества. Вопрос об исторических судьбах и роли науки в ее отношении к человеку, перспективам его развития никогда так остро не обсуждался, как в настоящее время, в условиях нарастания глобального кризиса цивилизации. Старая проблема гуманистического содержания познавательной деятельности (т.н. «проблема Руссо») приобрела новое конкретно-историческое выражение: может ли человек (и если может, то в какой степени) рассчитывать на науку в решении глобальных проблем современности? Способна ли наука помочь человечеству в избавлении от того зла, которое несет в себе современная цивилизация технологизацией образа жизни людей?

1. Естественные и социально-гуманитарные науки

Естественные и социально-гуманитарные науки изучают человека. Его биологическую природу изучают естественные науки, а социальные качества человека - общественные .
Естественные и общественные науки заметно отличаются друг от друга.
Естественные изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека. Общественные науки не могут изучать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нём, их мысли и стремления. Если в естественных науках объект и субъект различны, то в общественных - объект и субъект совпадают => общественные науки не могут быть объективными.
Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденции его развития.

2. Классификация социально-гуманитарных наук

  • Исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография и т.д.)
  • Экономические науки (экономическая теория, бухгалтерский учёт, статистика и т.д.)
  • Философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и т.д.)
  • Филологические науки (языкознание, литературоведение, журналистика и т.д.)
  • Юридические науки (история правовых учений, конституционное право и т.д.)
  • Педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования и т.д.)
  • Психологические науки (общая психология, психология личности и т.д.)
  • Социологические науки (теория, методология и история социологии, демография и т.д.)
  • Политические науки (теория политики, политические технологии и т.д.)
  • Культурология (теория и история культуры, музееведение и т.д.)
3. Социология, политология, социальная психология

Социология - наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов.

Другими словами социология - это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития.

Политология (в узком смысле) - одна из наук, изучающих политику, а именно - общая теория политики, исследующая специфические закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, особый тип взаимодействий между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми.

Политология (в широком смысле) включает в себя все политические знания и представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику: историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию, политическую психологию и др.

Иными словами, в такой трактовке политология выступает как единая, интегральная наука, всесторонне исследующая политику. Она опирается на прикладные исследования в которых используются различные методы, в том числе существующие в социологии и других общественных науках.

Социальная психология - изучает закономерности поведения и деятельность людей, обусловленные фактором из включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих самых групп.

4. Специфика философского познания

Вечные проблемы философии - вопросы, которые поставила человеческая мысль давно, сохраняют они своё значение.

Философия всегда обращена к истории. Создаваемые новые философские системы не отменяют раннее выдвинутые концепции и принципы, а продолжают сосуществовать с ними в едином культурном и познавательном пространстве, поэтому философия всегда плюралистична , многообразна в своих школах и направлениях.

Философствование - это вид умозрительной деятельности. Философия отличается от науки. Философское знание многослойно. Внутри философии достаточно давно сформировались относительно самостоятельные области знания: учение о бытии - онтология ; учение о познании - гносеология ; наука о морали - этика ; наука, изучающая прекрасное в действительности, законы развития искусства - эстетика .

К философскому знанию относятся такие важные для понимания общества и человека области, как философская антропология - учение о сущности и природе человека, о специфически человеческом способе бытия, а также социальная философия .

Свой полноценный вклад социальная философия вносит в разработку большого круга проблем: общество как целостность; закономерности общественного развития; структура общества как системы; смысл, направленность и ресурсы общественного развития; соотношение духовных и материальных сторон жизни общества; человек, как субъект социального действия; особенности социального познания.

Домашнее задание

  1. Сам термин "социально-гуманитарное познание" указывает на то, что обществознание включает в себя два вида познания: социальные науки , ориентированные на изучение структур, общих связей и закономерностей и гуманитарное познание с его установкой на конкретно индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей.
  2. Для социальных наук люди являются элементами той объективной картины, которую эти науки определяли, то для гуманитарного познания , напротив, формы научной деятельности проясняют своё значение как схемы, включённые в совместную и индивидуальную жизнь людей.
  3. Социальные игуманитарные научные дисциплины имеют одно общее и в то же время главное звено - человек. Некоторое количество людей составляет общество (его изучают социальные науки), в котором каждый человек играет свою роль (это изучает гуманитарное познание).

- — EN social science The study of society and of the relationship of individual members within society, including economics, history, political science, psychology, anthropology, and …

общественная наука - общественные науки науки о человеческой личности и обществе. гуманитарный. ▼ филология … Идеографический словарь русского языка

Наука об управлении - (точнее, комплекс наук, занимающихся вопросами управления) социальная, общественная наука о принципах и закономерностях управления общественным производством на различных его уровнях. Степень научности управления определяется … Экономико-математический словарь

наука об управлении - Точнее, комплекс наук, занимающихся вопросами управления, социальная, общественная наука о принципах и закономерностях управления общественным производством на различных его уровнях. Степень научности управления определяется глубиной познания… … Справочник технического переводчика

Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

Добровольное объединение граждан, возникшее по их инициативе для реализации их интересов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - – общественная психика – совокупность групповых, коллективных, массовых психических явлений, состояний и процессов в обществе, образующих систему психосоциального отражения действительности. На основе О.п. возникают и развиваются экономическое,… … Политическая психология. Словарь-справочник

I Наука сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в… … Большая советская энциклопедия

Основная статья: Наука Содержание 1 История науки в России 2 Российская наука накануне октябрьской революции … Википедия

Книги

  • Невидимые руки, опыт России и общественная наука. Способы объяснения системного провала , Хедлунд Стефан. В этой книге исследуются ситуации, в которых деятельность на национальном и международном уровнях приводит к катастрофическим последствиям, а сложные аналитические модели общественной науки…
Химия Экология Общественные науки История Лингвистика Психология Социология Философия Экономика Технология Вычислительная техника Сельское хозяйство Медицина Навигация Категории

Общественные (социальные) науки - науки об обществе (социуме); крупная классификационная группа, соответствующая:

б) в контексте утилитарных задач управления и планирования учебным процессом, организационной структуры учебных заведений, категоризацией и рубрикации областей науки для прикладных нужд (напр. библиографии , см. УДК) - некий набор дисциплин , составленный по признаку объекта (предмета) изучения: отношение к обществу, его социальным группам и индивидам.

Основные социальные науки: юриспруденция, экономика, психология, филология, лингвистика, риторика, социология, история, политология, педагогика, культурология, география, антропология.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Отнесение к общественным наукам может варьироваться в зависимости от различия между задачами (фундаментальные, утилитарно-прикладные) и, отчасти, объектами (области, охватываемые познанием человечества по ходу общецивилизационного процесса, с одной стороны, и дисциплины в учебно-академическом понимании, с другой).

    Методология и принципы, положенные в основу той или иной утилитарной классификации , могут различаться по причинам: государственно-специфическим, религиозно-культовым, историческим (конъюнктурным), субъективно-авторским и пр. При этом, независимо от формулировок, предпосылаемых таким перечням наук, при их взаимном сопоставлении следует иметь в виду неизбежное влияние утилитарных и/или узкоспецифических задач «заказчика» и/или «потребителя» той или иной классификации.

    Оставаясь верным в контексте условий своего появления и стоящих перед ним задач, ни один из вариантов утилитарной классификации не может претендовать на абсолютную объективность. Попарное сопоставление вариантов может быть полезным, например, в плане совершенствования той или иной национально-государственной классификационной системы. Однако за пределами этой целеустановки споры, «какая классификация правильнее» - чаще всего ненаучны и схоластичны. Не могут привести к позитивному результату и попытки противопоставить какую-либо из утилитарных классификаций - фундаментально-эпистемологической: последняя сформулирована на качественно ином философском уровне, предполагающем абстракцию не только от национально-культурной, но и от, в известном смысле, исторической специфики (одновременно охватывая всю историю познания, от нерасчленённой философии древности до глубоко дифференцированной системы современных наук).

    Место философии в системе научного знания

    Наиболее яркий пример коллизии фундаментального и утилитарного подходов - определение места философии в системе научного знания.

    Как видно из приведённого ниже реестра, в утилитарной классификации философия по признаку предмета помещена в разряд общественных наук наряду с другими науками «об обществе». Однако при решении вопроса классификации наук в его фундаментальной постановке науковедение различает два принципа: объективный (когда связь наук выводится из связи самих объектов исследования), и субъективный , когда в основу классификации наук кладутся особенности субъекта. При этом, методологически, сами принципы классификации различают соответственно тому, как понимается связь между науками (как внешняя - когда науки лишь ставятся рядом друг с другом в определённом порядке, или как внутренняя , органическая - когда они с необходимостью выводятся и развиваются одна из другой).

    Вопрос о взаимоотношении между философией и частными науками - своего рода стержень всей истории классификации наук. В этой истории выделяются три основных этапа, соответствуюцие: 1) нерасчленённой философской науке древности (и отчасти средневековья); 2) дифференциации наук в XV-XVIII вв. (аналитическому расчленению знаний на обособленные отрасли); 3) реинтеграции (синтетическому воссозданию, связыванию наук в единую систему знаний), отмечаемой с XIX в. Соответственно этим этапам ведётся и поиск самих принципов классификации науки.

    Взяв, в качестве примера т. н. энциклопедический ряд, составленный Сен-Симоном , и развитый Контом (здесь науки классифицированы соответственно переходу от более простых и общих явлений к более сложным и частным, причём механика земных тел включена в математику, психология - в физиологию, а социологии Конт - один из создателей этой науки - отводит особое место):

    мы видим, что философия , с одной стороны, как бы поглощается социологией, но с другой - присутствует в математике в виде логики . В дальнейшем, по мере реинтеграции (а осознание её необходимости пришло в XX веке в силу появления множества наук, находящихся «на стыке» ранее диффкеренцированных категорий) научного знания, виток диалектически замкнулся, и наукознание пришло к необходимости выделить философию - не столько как «исторически первую», сколько как системообразующую, в отдельную категорию.

    Этого принципа придерживалось и советское науковедение. Приводимая ниже таблица (источн. : БСЭ, статья «Наука») представляет собой один из вариантов линейной формы представления иерархии наук (ему соответствует сложная двумерная схема, где проведено много не отражённых здесь соединительных линий, демонстрирующих взаимосвязи между науками).

    Философские науки
    Диалектика
    Логика
    Математические науки
    Математическая логика и практическая математика, включая кибернетику
    Математика
    Естественные и технические науки
    Астрономия и космонавтика
    Астрофизика
    Физика и техническая физика
    Химическая физика
    Физическая химия
    Химия и химико-технологические науки с металлургией
    Геохимия
    Геофизика
    Геология и горное дело
    Физическая география
    Биология и с.-х. науки
    Физиология человека и медицинские науки
    Антропология
    Социальные науки
    История
    Археология
    Этнография
    Общественная география
    Социально-экономическая статистика
    Науки о базисе и надстройках : политическая экономия,
    науки о государстве и праве,
    история искусства и искусствоведение и т. д.
    Языкознание
    Психология и педагогическая наука

    Коллизия заключается в том, что, признавая за философией особое место во всей системе научного знания в рамках фундаментальной классификации , при переходе к утилитарным схемам советские науковеды - как и современные систематизаторы - были вынуждены помещать философию в одну системную группу с политической экономией, научным коммунизмом и пр. В учебных планах, организационной структуре ВУЗов эта группа фигурировала под названием кафедр общественных наук (КОН; в техникумах и ПТУ - комиссий по общественным наукам). Это, повторим, - не противоречие, а функциональное различие, обусловленное утилитарной необходимостью; оба подхода - и фундаментальный, и утилитарный - имеют равное право на существование в контексте задач, на решение которых они нацелены.

    Комментарий : термин «Социальные науки» употреблён в первоисточнике как синоним «общественным наукам» (отчасти ввиду необходимости формального избежания указанной коллизии). Описательный термин «Науки о базисе и надстройках» приблизительно соответствует современной политологии. Дидактико-иллюстративная задача была при составлении таблицы главной, и потому общий перечень указанных в ней наук не претендует на исчерпывающую полноту. При этом часть названий, соответствующих известным самостоятельным наукам, использованы в качестве собирательных, под которыми предполагаются целые группы «подотраслей» - напр., космонавтика.

    Антагонистические коллизии

    Антагонистические, то есть неразрешимо противоречащие друг другу (см. Законы философии) коллизии в классификации тех или иных наук (включая общественные науки ) выводят на щепетильную проблематику соотношения понятий «наука » и «лженаука ». Некоторые примеры такого антагонизма порождены фундаментальными различиями базовых форм мировоззрения : идеалистической и материалистической . Заняв отстранённую позицию, невозможно дать позитивный ответ на вопрос, относятся ли некоторые дисциплины, изучаемые в религиозных учебных заведениях, к разряду общественных наук ? Является ли общественной наукой дисциплина «Научный коммунизм», значащаяся в дипломах десятков миллионов советских специалистов с высшим образованием? Исходя из принципа уважения личного права каждого на собственное мировоззрение, защищаемого правилами Википедии, здесь эти (и подобные им) агрессивные противопоставления на идейно-мировоззренческой почве следует признать неуместными. Оставляя за каждым выбор «правильного» ответа - в литературе соответствующего мировоззренческого направления, где ответ этот надлежаще обоснован в системе тех категорий миропознания, которыми оперирует то или иное течение общественной мысли.

    Вышеуказанные коллизии следует отличать от попыток пополнить «официальный» перечень общественных наук категориями, сконструированными в сугубо коммерческих целях извлечения дохода от продажи знаний из якобы «новой» области науки. Примером этого являются эвфемизмы , за которыми скрывается набор дисциплин, ранее продававшихся под другими «фирменными названиями»: маркетинг, пиар, НЛП и т. п. Спам-реклама их платных курсов под видом статей о соответствующих «науках» с завидным упорством лезет на страницы Википедии. Не приводя конкретных названий, здесь можно порекомендовать действенный лакмус-индикатор , позволяющий отличить истинную науку от псевдонауки: изучить перечень (и происхождение) публикаций, выводимых поисковыми системами при вводе спорного названия на английском или другом распространённом иностранном языке.

    Другие коллизии

    Ряд коллизий, то есть нестыковок или, наоборот, неоправданных пересечений в определениях и трактовках понятия «общественные науки» и сопутствующих ему категорий, обусловлен следующими основными группами причин: а) лингвистическими, б) кросс-культурными, в) субъективно-академическими.

    Лингвистические концентрируются вокруг понятий «общественный » и «социальный ». Исторически термин «общественные науки» пришёл в русский из европейских языков, где чаще всего он образован на базе латинских праформ scientia = знание, и soci(etas) = общество (ср. англ. social sciences, фр. sciences sociales и т. п.). Одновременное внедрение в XIX веке в русский язык, наряду с «общественный », понятия «социальный » не было обусловлено объективной необходимостью (напр., описания качественно нового объекта, ранее не известного данной языковой культуре). Несмотря на очевидный вред (неоправданное смешение с однокоренными в латинском терминами из ряда «социалистический »), термин «социальный » из оборота не вышел. В ряде случаев с его участием в конце XX века образованы новые понятия, напр. «социальная сфера».

    Наличие продолжительной практики употребления «социальный » в качестве синонима русскому «общественный » (в сочетании с «науками ») лишает основания возможность противопоставить один другому, сформировав на их основе качественно различные категориальные ряды. Такие попытки были бы надуманными, а их результаты - контрпродуктивными. Не отрицая равноправие категорий «общественные науки » и «социальные науки », видимо, следует отдавать предпочтение русскому «общественные » - в силу отмеченного выше пересечения с другими категориальными рядами, восходящими к тому же латинскому soci(etas).

    Кросс-культурные коллизии, как результат национально-государственной обособленности процессов формирования систем научного знания, наблюдаются в Википедии. Сопоставив между собой русскую, английскую, итальянскую версию настоящей страницы, нетрудно заметить, что приведённые на них перечни «общественных наук» как множества отнюдь не конгруэнтны ; они лишь «во многом пересекающиеся». Слепо копировать с одной национальной странички на другую, либо брать какую-либо из них за образец - недопустимо. Кажущиеся «пропуски» чаще всего результат не недосмотра, а национальной специфики формирования перечней учебных дисциплин с утилитарными целями. Целесообразность их унификации , подведения под единый «мировой стандарт» (фактически, переход на чужой, уже существующий) - также сомнительна: борьба с национальной спецификой процессов научного миропознания означала бы де-факто признание антинаучной гипотезы наличия «монополии на истину» (что также идёт вразрез демократическому праву на уникальность философско-мировоззренческих позиций, особенно на совокупном уровне суверенных государственных составляющих современной цивилизации).

    Субъективно-академические коллизии возникают, как правило, между разработками соперничающих научных школ, хотя иногда авторами оспариваемых классификаций могут выступать и индивидуальные учёные, стремящиеся сказать новое слово в науке. Оценивать эти попытки априорно (тем более в системе эмоционально-субъективистских критериев «амбиций» одной и «косности» другой стороны) - ненаучно и непродуктивно. Констатируя отсутствие монополии на истину и демократические свободы, и исходя из презумпции научной добросовестности , сопоставлять их между собой возможно, например, по признаку конечной целесообразности. Как и другие науки, общественные науки не стоят на месте, в своём развитии они неизбежно вторгаются в поле ранее «чужих» наук, вызывая, рано или поздно, необходимость проведения дифференциации или, наоборот, интеграции.

    Соотношение категорий общественных и гуманитарных наук

    Использование словосочетания «гуманитарные дисциплины» в русском языке ограничено узкоспецифической сферой организации учебного процесса в классических университетах, то есть учебных заведениях, в составе которых есть факультеты как «естественных» (физики, химии, биологии), так и остальных наук - философия, языковедение, география и пр.