Системно деятельностный подход в образовании доу. Системно-деятельностный подход в доу в условиях внедрения фгос

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС ДО

« Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
  • развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;
  • признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Задача современного ДОУ - подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника ДОУ.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Этого позволяет добиться системно-деятельностный подход в обучении, основная цель которого - научить учиться.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ребёнок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе).

4 . Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7 . Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Целостная структура включает в себя шесть последовательных этапов :

  1. Введение в ситуацию;
  2. Актуализация;
  3. Затруднение в ситуации;
  4. Открытие детьми нового знания (способа действия);
  5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка;
  6. Осмысление (итог).

Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом.

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все предыдущие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

Первым вопросом («Хотите?») педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности. Не случайно следующий вопрос звучит: «Сможете?» На этот вопрос обычно все дети отвечают: «Да! Сможем!» Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.

На этапе введения в ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей и формирование важнейших интегративных качеств личности.

Актуализация

Данный этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, класси-фикация и пр.), а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям.

Помимо тренировки мыслительных операций и актуализации опыта детей, воспитатель обращает внимание на развитие таких интегративных качеств, как умение слушать взрослого, выполнять его инструкции, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки и т.д.

Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей первичных ценностных представлений о том, что хорошо и что плохо (например, нельзя драться, обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т.д.).

Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым, так как содержит, как в «зернышке», основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности.

Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, т. е. теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей любознательности, активности, познавательного интереса.

В младшем дошкольном возрасте данный этап завершается словами взрослого: «Значит, что нам надо узнать ...», а в старших группах вопросом: «Что сейчас в ам надо узнать ?» Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Открытие детьми нового знания (способа действия)

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), воспитатель организует самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия), которое фиксируется детьми в речи и знаках. У детей развивается такое важное интегративное качество, как «способность решать адекватные возрасту интеллектуальные и личностные задачи (проблемы)». Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, постепенно осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»). В старшей и подготовительной группах отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях (например, при игре «в школу»).

Развиваются умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем). Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.

Осмысление (итог)

Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов «Где были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Таким образом, он сводит «детскую» и учебную («взрослую») цели и создает ситуацию успеха: «Вам удалось... потому что вы узнали (научились)...» В младших группах воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах дети уже способны самостоятельно определить и озвучить условия достижения цели. Учитывая значение эмоций в жизни дошкольника, особое внимание здесь следует уделить созданию условий для получения каждым ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела.

Системно-деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистерверг


Анна Сы
Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОУ как основа ФГОС дошкольного образования

«Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому - и я научусь»

Китайская мудрость.

Системно- деятельностный подход – это организация образовательного процесса , в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка . Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Деятельность – система действий человека , направленная на достижение определенной цели.

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон) .

Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить) .

Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика , так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе . Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе , а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога , ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все : и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

Рассмотрим системно- деятельностный подход как основную форму организации НОД. Проанализируем технологию деятельностного метода , который используется во время проведения НОД.

1. Создание проблемной ситуации.

2. Целевая установка.

3. Мотивирование к деятельности .

4. Проектирование решений проблемной ситуации.

5. Выполнение действий.

6. Анализ результатов деятельности .

7. Подведение итогов.

Создание проблемной ситуации. (процесс вовлечения в деятельность )

1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.

2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д) .

3. Создать интригу («Подождите, скоро покажу что-то интересное» и т. д.)

Целевая установка.

1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочками сахара)

2. заранее о чем-то договориться с коллегами.

Мотивирование к деятельности .

1. Во время прогулки осенью.

– Ребята, красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.

Дети заинтересованы : «Какого сюрприза?»

2. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается к детям : «Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас».

Проектирование решений проблемной ситуации.

1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить сделать выбор.

2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь» , чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.

Анализ результатов деятельности .

Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо : «зачем вы все это делали?» , чтобы понять, осознал ли ребенок цель.

Подведение итогов.

Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе .

Признаки различных моделей организации образовательного процесса .

1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения) .

2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей , в который входит не только образовательная деятельность , осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность

3. Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность »

Сравнения :

Учебная модель

1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет, манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию).

2. Большая регламентированность образовательного процесса , использование готовых шаблонов (готовых конспектов занятий) и образцов .

3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная .

4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) . Рассадка «взрослый напротив ребенка»

5. Обязательность участия в образовательном процессе .

Основной мотив в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) .

Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса .

Совместная деятельность взрослых и детей :

1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослыми (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому, ребенок активен не менее взрослого). Гибкость в организации образовательного процесса , учет потребностей и интересов детей.

2. Организация детской деятельности в различных формах , адекватных дошкольному возрасту . Диалог (общение) взрослого с ребенком. Рассадка взрослых и детей «по кругу»

3. Необязательность участия. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса .

Публикации по теме:

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО» «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем.

Системно-деятельностный подход в детском саду Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового.

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ДОКЛАД на семинар для.

Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь. Китайская мудрость Цель: совершенствование теоритической.

Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Слайд В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Система методического сопровождения педагогов сегодня создаётся в каждой дошкольной образовательной организации.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы развития дошкольного образования в стране указывают на необходимость непрерывного повышения воспитателями уровня квалификации и профессионального мастерства.

Согласно ФГОС ДО для эффективной реализации образовательной программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогов. Исходя из этого методическая работа в нашем детском саду направлена на реализацию новых требований к организации образовательного процесса, осваивание современных технологий, применение новых методов и приёмов. Одна из годовых задач направлена на реализацию системно-деятельностного подхода, как основу воспитательно - образовательного процесса. Для этого разработан комплекс методических мероприятий, который включает в себя:

· консультации для воспитателей: «Партнерская деятельность взрослого и ребенка - залог интересного и успешного занятия»,«Методика применения технологии деятельностного метода- образовательная технология «Ситуация», «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ», структура проведения занятий»;

· мастер - класс«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»;

· анкетирование педагогов«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»;

· разработка конспектов образовательной детальности;

· разработка карты анализа образовательной деятельности на основе системно-деятельного подхода;

· «Недели педагогического мастерства», просмотр открытых мероприятий;

· тематическая проверка «Реализация системно- деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу;.

· педагогический совет «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».

Системно - деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченного возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Он предусматривает развитие умения:

· ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);

· решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной поляне;

· отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.).

При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов.

Системно-деятельностный подход к развитию ребенка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка в разных видах детской деятельности.

Принципы реализации системно-деятельностного подхода.

1. Принцип субъектности воспитания заключается в том,что каждый ребенок- участник образовательных отношений - способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.

2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании лмчности ребенка. Если в раннем детстве - это манипуляции с предметами (катится - не катится, звенит - не звенит и т. д.), то в дошкольном возрасте - игра. В процессе игры дошкольники становяться спасателями, строителями, путешественниками и решают возникающие проблемы (например,из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т. п.).

3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т. п.).

4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например: бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит, он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).

5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например, он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме-утке, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.

6. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т. д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Что нам надо будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре? и т. д. Так ребенок учится анализировать - что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.

7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности - это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально- коммуникативное развитие (умение договариваться, работая в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т. д.).

8.Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве»), находиться рядом, а не «над детьми».

9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной Королеве?», «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к зайчатам?» и т.д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина замечательно выполнила трудное задание»).

Структура образовательной деятельности на основе системно- деятельностного подхода

Образовательная деятельность на основе системно- деятельностного подхода имеет определенную структуру.

1.Введение в образовательную ситуацию (организация детей);

2.Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности;

3. Проектирование решения проблемной ситуации;

4. Выполнение действий;

5. Подведение итогов, анализ деятельности.

Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое (Красная книга, энциклопедия, игра, игрушка).

Важным этапом образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например: «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?».

Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?» На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детенышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

Также данный этап предусматривает:

· нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);

· возможность применения «нового» знания в повседневной жизни (например: «Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую полянку цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относится к природе»);

· самопроверку и коррекцию деятельности (например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

Этап подведения итогов и анализа деятельности включает:

· фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»);

· выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то,что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?»);

· эмоциальную оценку деятельности («У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»;

· рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

· рефлексия собственной деятельности ребенка «А у кого что-то не получилось?»).

Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, направлен на формирование у детей тех качеств, которые понадобятся им не только в процессе получения образования, но и в жизни. Преподаватель, руководствуясь главными принципами метода, учит воспитанников включаться в самостоятельный поиск знаний и информации, результатом которого является открытие новых знаний и обретение каких-то полезных умений. А это именно то, что нужно детям на начальном этапе образования.

Основные положения

Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, опирается на целый ряд дидактических принципов. Каждый из которых учитывается при формировании и планировании педагогом учебной деятельности.

В основе лежит принцип целостности. Благодаря ему у воспитанников складывается правильное представление о мире. Они учатся воспринимать его, как систему.

Следом идёт принцип вариативности. Его соблюдение подразумевает регулярное предоставление воспитанникам возможности выбирать себе деятельность. Это очень важно. Ведь в таких ситуациях дети обретают навык осуществления осознанного выбора.

Важен и принцип деятельности. Он подразумевает активное включение ребёнка в образовательный процесс. Дети должны учиться не просто слушать информацию и воспринимать готовый материал, но и самостоятельно её добывать.

Психологический аспект

Помимо перечисленного, соблюдается и принцип творчества, направленный на развитие различных способностей воспитанников.

Ещё учитывается психологическая комфортность, напоминающая о важности выстраивать деятельность детей по их интересам. тоже важен. Он заключается в обязательном учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка в процессе образования. Все дети развиваются в разном темпе, и каждый из них отличается друг от друга. Хороший педагог обязан об этом помнить всегда.

И ещё один принцип заключается в непрерывности образовательного процесса. Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, включает его в обязательном порядке. Данный принцип обеспечивает формирование и последующее развитие у воспитанников на каждом возрастном этапе. Соблюдение этого положения способствует личностному саморазвитию на всех ступенях образования без исключения. Именно поэтому так важно заложить соответствующую «базу» на раннем этапе.

Взаимодействие с родителями

Есть ещё несколько нюансов, которые необходимо отметить вниманием. Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, имеет понятные и подробно изложенные положения. Но что касательно их реализации? Она возможна лишь в том случае, если родители воспитанников будут в этом заинтересованы. Их включенность в деятельность ДОУ обязательно. Без тесного взаимодействия ничего не получится.

Преподаватель, в свою очередь, должен сформировать у родителей правильное представление о единстве задач и целей ДОУ и семьи. Ему нужно поспособствовать росту их психолого-педагогической компетентности. Для этого в учреждениях организуются консультации, беседы, собрания, конференции, тренинги. Родители, принимая в них участие, демонстрируют неравнодушие к своему ребёнку и заинтересованность в его разностороннем развитии. К тому же они могут оказать воспитателям помощь, рассказав об особенностях своих детей.

Реализация подхода

Она осуществляется в несколько шагов. Системно-деятельностный подход, как методологическая основа ФГОС, подразумевает строгое соблюдение последовательности. Педагог работает с маленькими детьми, которым всё нужно тщательно объяснять, причём так, чтобы они поняли.

Поэтому первый шаг подразумевает ознакомление воспитанников с ситуацией. На втором этапе происходит Затем - коллективная работа по выявлению затруднений в решении ситуации. Последствием этого шага становится открытие воспитанниками нового знания или способа действий. Последним шагом является осмысление полученных результатов.

Так и реализуется системно-деятельностный подход в преподавании. Благодаря такому методу обучения дети не стесняются проявлять активность, думать и выражать свои мысли. В основе способа лежит диалог и общение, так что воспитанники не только приобретают новые знания - они ещё и развивают свою речь.

Действия педагога

Системно-деятельностный подход, как основа реализации ФГОС, требует от преподавателей профессионализма. Чтобы осуществить первый шаг и ввести детей в образовательную ситуацию, педагог должен поспособствовать созданию психологической направленности на осуществление действий. Для этого нужно использовать приёмы, соответствующие особенностям возрастной группы и ситуации.

Также педагог обязан уметь грамотно подобрать тему. Она не должна быть им навязана. Напротив, преподаватель обязан предоставить детям возможность действовать в той ситуации, которая является им знакомой. Только на основе их предпочтений он её моделирует. И это правильно, ведь лишь что-то знакомое и интересное может активизировать детей и вызвать у них желание участвовать в процессе. А чтобы выявить тему, преподавателю стоит обозначить несколько вариантов, являющихся привлекательными для воспитанников. Они потом сами выберут наиболее интересный.

Затем педагог при помощи подводящей беседы помогает детям найти способы решения проблемы. Основная задача заключается не в оценивании ответов. Преподавателю нужно научить детей искать выход из ситуации, опираясь на их знания и опыт.

Другие аспекты преподавательской работы

Есть ещё немало других нюансов, которые включает в себя понятие системно-деятельностного подхода в обучении. Кроме осуществления развивающей работы со всем ученическим коллективом, преподаватель занимается и другими аспектами, которые подразумевает сфера педагогики.

Каждый воспитатель обязан проводить психолого-педагогическую диагностику имеющихся у детей учебных универсальных действий, и участвовать в мониторинге реализации ФГОС. Также учитель осуществляет коррекционно-развивающую и консультативную работу с отдельными воспитанниками. Обязательно проведение и психолого-педагогического просвещения детей.

На раннем этапе образования (в ДОУ и начальных классах) преподаватель играет роль не только учителя, а ещё и воспитателя, второго родителя. Он должен создать все необходимые условия для реализации индивидуально-личностных возможностей детей.

Метод игры

Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС ДОУ, реализуется различными способами. Но наиболее популярным и действенным является метод игры. Это уникальная форма обучения, позволяющая сделать увлекательнее и интереснее процесс получения детьми базового образования.

Игровые формы дают возможность эффективно организовать взаимодействие преподавателя с воспитанниками и сделать их общение более продуктивным. Также этот метод развивает детскую наблюдательность и позволяет получить знания о явлениях и предметах окружающего мира. Ещё в игре заложены образовательные и воспитательные возможности, которые при грамотном преподавательском подходе реализуются в полной мере.

Также этот развлекательный способ хорошо сочетается с «серьёзным» учением. Игра делает процесс получения знаний занимательным, формирует у детей хорошее и бодрое настроение. Как следствие, воспитанники с большим интересом усваивают информацию и тянутся к получению знаний. К тому же, игры способны совершенствовать мышление детей, их творческое воображение и внимание.

Отбор компетенций

Это ещё не все аспекты, которые включает в себя системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС. Круг обсуждаемых вопросов в педагогической сфере намного шире. И особое внимание уделяется отбору компетенций. На сегодняшний день их пять, если не включать учебно-познавательный и коммуникативный аспекты, о которых говорилось ранее.

К первой категории относятся ценностно-смысловые компетенции. Они направлены на развитие у детей моральных устоев и нравственных принципов, а также на привитие им навыка ориентироваться в мире и осознавать себя в обществе.

Также имеют место быть информационные компетенции. Их цель заключается в формировании у детей умения искать, анализировать и отбирать информацию для дальнейшего её преобразования, сохранения и использования. К последним двум категориям относятся социально-трудовые и личностные компетенции. Они направлены на овладение детьми знаниями в гражданско-общественной сфере и на освоение различных способов саморазвития.

Важность методологии

Что ж, как уже можно было понять, системно-деятельностный подход в обучении - основа ФГОС, которая действительно реализуется в современной сфере образования. Он направлен на формирование у детей основных учебных умений. Которые позволят им быстро адаптироваться в начальной школе и приступить к овладению новыми знаниями и навыками.