Что значит экология души. Экология души


Профессиональное образовательное учреждение облпотребсоюза «Брянский кооперативный техникум»
Автор: Корначева Арина Валентиновна
Научный руководитель: Борисенко Валентина Павловна
Эссе «Экология души»
Среди основ человеческого бытия особое место принадлежит душе. Многие мыслители древности и современности пытались ответить на этот вопрос. У античных философов Фалеса, Анаксимена и Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира, например, воды, воздуха, огня. Аристотель дает три определения души, близких друг другу, но не тождественных. Он говорит, что «душа...есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же, как форма есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела»; что «душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью»; что «душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».
В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого тела. То, благодаря чему человек живет, ощущает и размышляет, - это душа, так что она есть некий смысл и форма, она придает смысл и цель жизни. Между душой и телом имеется, согласно Аристотелю, тесная связь.
Современная научная концепция трактует душу как внутренний мир человека. Это что-то бестелесное, но очень значимое для человека.
Болит душа…. Казалось бы, как может болеть то, что не имеет ни формы, ни цвета, ни физической основы. Мы не можем ее увидеть, но она проявляется в поступках человека, его действиях.
В современную эпоху актуален вопрос об экологии души. В этом контексте, я понимаю ее чистоту, сохранение внутренней гармонии за счет положительных эмоций и поступков по отношению к другим.
Душа, как сосуд, который наполняется либо чистым и животворящим содержанием, либо опасной, разрушающей и губительной для человека сущностью. Если ты относишься к людям с жестокостью, злобой, ненавистью, то не только отношение людей к тебе будет меняться в худшую сторону, но и твоя душа будет «загрязняться», а твой разум будет заполняться негативными эмоциями и мыслями, которые в дальнейшем могут вырваться и причинить вред самым близким и дорогим тебе людям. Для того, чтобы душа оставалась чистой и «незапятнанной», нужно честно оценивать ситуации, в которые ты попадаешь сам или в которые тебя просят вникнуть люди.
Размышляя о том, что для чистоты души нужно совершать только добрые поступки и поступки на благо общества и себя самого, мы забываем, что всё-таки людям свойственно ошибаться. Существует такое высказывание: «Раскаяние – «чистящее средство» для души». Безусловно, все могут оступиться и выбрать неправильный путь для своих действий. Но если у человека «просыпается» совесть и он готов признать ошибку, то его душа очищается. Чтобы очистить душу, необходимо начать с себя, с освобождения своих чувств и тела. Человек, который заботится об экологии души, не станет разрушать мир вокруг себя.
В высказывании знаменитого древнегреческого целителя и врача Гиппократа говорится о том, что душа человека развивается до самой смерти. Я согласна с этими словами, ведь на протяжении всей жизни человек потребляет множество информации. Она по-разному влияет на мысли человека, его поступки по отношению к себе и другим людям, к окружающему миру. Но, получая какие-то новые сведения, на их основе совершая определенные поступки, человек развивается духовно: меняется мировоззрение, характер. Соответственно меняются качества человека, а значит и меняется восприятие мира душой. Развитие во многом повлияет на внутренний мир человека или даже полностью изменит его.
«Внешний мир – отражение души». Ещё одна интересная мысль, которая заставляет задуматься о том, что всё окружающее человека – это его видение реальности. На самом деле, если на душе печаль, то ты непроизвольно пытаешься найти родственную душу среди тех, у которых есть похожая проблема. Ты просто не замечаешь счастливых и весёлых людей, потому что тебе не до них. Человеку просто хочется быть в такой атмосфере горя, в которую погружены его мысли. И в этом и ошибка таких людей. Не смотря на все неудачи нужно не погружаться в себя, а наоборот, искать то, что взбодрит и не даст закрыться в себе. Ведь мир вокруг нас такой, каким мы его представляем.
«Величие души должно быть свойством всех людей», - так считал римский философ, поэт Луций Сенека. Я считаю, что величие души присуще далеко не всем людям. Вообще, величие – это возвышенное состояние и связано с такими понятиями, как благородство, великодушие. Эти качества олицетворяют людей, живших во времена рыцарей, королей. Раньше честь, отвага, благородство было в почёте. Люди готовы были отдать всё, чтобы иметь качества, присущие высшим слоям общества. Причиной бездушия, я считаю, равнодушие и безразличие.
Реальность такова, что мы уже не верим во что-то доброе, так как окружающий нас мир меняется. Внутренний мир человека уже не имеют такую высокую ценность, как раньше. «Мир настолько испортился, что когда перед тобой чистый искренний человек, ты ищешь в этом подвох». Смысл этого высказывания навевает ужасные мысли. Если вдуматься, то это действительно так, люди становятся меркантильными, пытаются в любом деле извлечь какую-то выгоду для себя. И все как один становятся такими. Но вот когда встречается человек добрый, отзывчивый, бескорыстный, то появляется сомнение в искренности.
Многие в растущем бездушии обвиняют прогресс. Наверно, частично прогресс изменил наше мировоззрение, но от нас зависит, какими ценностями мы наполняем нашу жизнь, как мы относимся друг к другу и к окружающей среде. Экология души влияет на экологию природы. Человек с добрыми помыслами не станет разрушать природу. Он будет видеть в природе дом, в котором он живет и котором необходимо заботится.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что экология души – это охрана души и ее красота. Главное для человека - очистить свою душу. Ведь для того, чтобы помочь людям разобраться в их проблемах, нужно сначала решить свои проблемы. Для того, чтобы поддерживать чистоту нашей души, мы должны быть терпимыми, бескорыстно помогать другим людям найти себя, быть честными сами с собой и с другими людьми, но прежде всего мы должны понять свою сущность. Но, наверное, самое сложное для людей - признание своих ошибок и раскаяние в них. На это способны немногие, но в этом и заключается очищение души. Ведь если мы заботимся об экологии души, то окружающий мир станет чище и лучше.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЭКОЛОГИЯ ДУШИ

заседание философского стола в виде беседы

Иркутск

2007

Предназначены для преподавателей цикла гуманитарных и социально- экономических дисциплин.

Рассмотрено на заседании ЦК

ОГ и СЭ дисциплин

Рассмотрено на заседании НМС

Протокол № от « » ………….2008г.

Выполнила: Куркутова Ирина Витальевна - преподаватель ФГОУ СПО

«Иркутский аграрный техникум»

Рецензенты: З.В. Верюжская, О.А. Обоева - преподаватели ФГОУ СПО

«Иркутский аграрный техникум»

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….....5

1.1.План проведения мероприятия……………………………………......5

2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...9

3.ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………10

4.ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..11

4.1.Сценарий проведения заседание философского стола……………....11

4.2.Памятка…………………………………………………………………...21

ВВЕДЕНИЕ

Внеурочная работа с учащимися имеет большое значение в формировании нравственных качеств. Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Такая форма работы позволяет привлечь внимание учащихся к наиболее актуальным проблемам, сформировать навыки публичной дискуссии, стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Вопрос у нас один, но очень важный и проблемный. На протяжении веков он решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

Путь к "Красоте, к Истине, к Добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте, се­годня на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поко­ления, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер.

Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению самой земной цивилизации.

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.ПЛАН

проведения внеклассного мероприятия

Тема: «Экология души»

Цели:

Образовательная: Помочь учащимся определить нравственные позиции через понятие «душа»;

Помочь обратить внимание на окружающий мир и на самого себя со стороны.

Воспитательная: Обратить внимание учащихся на то, что духовно- нравственное падение человека это - путь к самоуничтожению жизни земного сообщества.

Развивающая: Пробудить у учащихся желание к духовному самосовершенствованию.

Вид занятия:

Методы проведения : В виде беседы

Место проведения: читальный зал

Оборудование: Столы расставлены кругом, на стенах тематические плакаты.

ТСО: Магнитофон (с кассетами песен о душе), мультимедийный проектор, экран.

Оформление: Зал оформлен плакатами:

«Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную»

Хилон из Эфора ( VI в. До н. э.)

«Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собой»

Ж.Лафонтен.

«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находиться в тебе самом».

Пифагор (576-496 г.г.до н.э.)

«Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой»

Эпиктет

«Жизнь учит лишь тех, кто её изучает... По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям-они начало поступков.»

Лао-Цзы (579-499г.г. до н.э.

«Велика власть ваша, если вы собой владеете»

Сенека

«Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд»

Аристотель

«Человек в известной степени вырастает, когда он познаёт самого себя и свою мощь. Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть также тем, чем он должен быть»

Ф.Шеллинг

Ход мероприятия:

1.Сообщение темы, постановка целей и задач

2.Основная часть.

2.1.Фразеологизмы со словом «душа»

2.2.Видеоинтервью с преподавателями и студентами техникума «Что такое душа?»

2.3.Диалектика души

2.4.Интервью с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником о добре, зле, о душе

2.5.Чистота и красота слова

2.6.Интервью с Иркутским поэтом Владимиром Скифом

2.7. Нравственность

2.8.Хорошее здоровье – хороший дух

3.Заключительная часть

Подготовительный этап:

1.Подготовка сценария заседания клуба

2.Съёмка интервью с преподавателями и студентами техникума

3.Подготовка аудиозаписи

4.Оформление зала

5.Подготовка памятки

Очень важен первый этап – подготовка заседания. На одном из заседаний ставится вопрос «Что такое душа?», предлагается обратиться к философским источникам, (найдены высказывания философов и оформлены в виде плакатов.). В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова найдено определение понятия «Душа». В художественной литературе тема «Души» волнует поэтов и писателей, звучит эта тема и в музыке. Проводится работа по выявлению мнения окружающих по данному вопросу (интервью и анкетирование студентов и преподавателей), предлагается написать ЭССЕ «Что такое душа?» и красочно оформить свою работу.

Следующий этап – работа над сценарием заседания, т.е. определяются временные рамки, форма проведения заседания, использование стихотворений, высказываний знаменитых людей по данному вопросу, аудио и видеоаппаратуры, что оживит заседание.

Следующий этап – выработка памятки для участников заседания, которая будет способствовать самосовершенствованию духовно и физически.

Тема: «Экология души»

Вид занятия: Заседание философского стола

Вступительное слово учителя:

Преподаватель открывает заседание философского стола. Говорит об очень важном и проблемном - о душе. На протяжении веков этот вопрос решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

Знакомит с гостями: поэтом Владимиром Скифом и с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником.

Фразеологизмы со словом «душа».

Преподаватель предлагает поразмышлять над устойчивыми сочетаниями слов, включающих понятие «душа», предварительно, напомнив лексическое значение слова «душа» по толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Присутствующие приводят примеры и анализируют, подбирают синонимы к фразеологизмам: (Предан душой и телом кому-нибудь - верен. Мне это не по душе - не нравится и т. Д.)

Преподаватель подводит итог анализу и предлагает соотнести своё выступление с мнением преподавателей и студентов Иркутского аграрного техникума, посмотрев видеоинтервью.

Видеоинтервью с преподавателями и студентами техникума «Что такое душа?»

Присутствующие обмениваются мнениями.

Диалектика души .

Преподаватель предлагает определение понятию «душа» из философского словаря, анализируя высказывания философов разных эпох и направлений: Что такое « Душа»? Затем берут слово заранее подготовленные студенты и рассуждают о Духе, Ду­ховности, Душе, соотнося с современностью и беспокоясь, «что миром бу­дут править люди бездуховные, нездоровые». Преподаватель читает стихотворение В. Шефнера «Словом можно убить, словом можно спасти» и подводит присутствующих к выводу, что слова имеют огромную силу и что любое слово нужно произносить осмысленно.

Интервью с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником о добре, зле, о душе.

Преподаватель предлагает выслушать мнение настоятеля Михайло-Архангельского прихода протоиерея Калинника о добре, зле, о душе

Чистота и красота слова.

Рассказ настоятеля Михайло-Архангельского прихода протоиерея Калинника Вопросы по теме. Студент читает стихотворение о словах.

Интервью с Иркутским поэтом Владимиром Скифом .

Учитель предлагает Иркутскому поэту Владимиру Скифу выразить свои размышления, обращаясь к нему со словами:

«Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами

Незлыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми…»

Преподаватель благодарит Владимира Скифа за прекрасное выступление:

«Спасибо, после Ваших слов хочется говорить стихами» и читает стихотворение Эдуарда Асадова «Доброта».

Нравственность.

После прочтения стихотворения слово представляется заранее подготовленным докладчикам, они дают информацию о нравственности, о здоровье, о самопознании, о самосовершенствовании и приходят к выводу, что знание достоинств укрепляет уверенность в своих силах, поднимает человека в собственных глазах, а знание недостат­ков мобилизует на их преодоление. Кроме того, зная себя, луч­ше поймешь других. Нелегко сделать правильную самооценку. Здесь не обойтись без сравнения себя с другими людьми.

Студент читает стихотворение Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Хорошее здоровье – хороший дух.

Преподаватель подводит итог сказанному: «В реальной жизни у каждого человека свой идеал. Сейчас человек должен осознать из глубины души свои дела и поступки, очистить свой внутренний мир. А мир есть согласие с самим собой»

Заключительная часть.

Преподаватель предлагает высказаться всем присутствующим по исследуемой теме, мнения разные, но все они объединены одной идеей:

« Как много вмещает в себя слово «ДУША», состоящее всего из четырёх букв: И дружбу, и честность, и доброту, и порядочность, и любовь, и радость, и веру, и человечность…»

Присутствующим предлагаются памятки, способствующие самосовершенствованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заседание философского стола - хлопотная и трудоёмкая работа, но эффект от хорошо проведённого заседания несомненен, поиски и размышления по данному вопросу дают возможность поучаствовать в дискуссии, сформировать своё мнение, определённую жизненную позицию, стремление самосовершенствоваться.

Проведение такого мероприятия позволяет нацелить учащихся на получение знаний по таким дисциплинам, как философия, обществознание, литература, история, психология.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Москва. 2000 г.

2.Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. Москва. Издательство политической литературы 1986 г.

3.Философия. Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. Москва. Юнити. 2007 г.

4.Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф. Введение в обществознание: уч. пособие для 8-9 кл. М.: Просвещение, 2002 г.

5.Горбачёв В.Г. Основы философии. Курс лекций. Брянск. 2002 г.

6. Золотухина – Аболина Е.В. Страна философия. Ростов – на – Дону. Феникс.1995 г.

7. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов – на – Дону. Феникс. 2004 г

Приложение 1

СЦЕНАРИЙ

проведения заседания философского стола в виде беседы

Звучит музыка: «Душа поёт, а сердце стонет…»

Вступительное слово учителя:

Уважаемые господа! Сегодня мы проводим заседание философского стола. Вопрос у нас один, но очень важный и проблемный. На протяжении веков он решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

На нашу встречу, мы пригласили поэта Владимира Скифа и Батюшку православной церкви с просьбой высказать своё мнение по этому вопросу. Кроме того, у нас присутствуют гости и, я надеюсь, что они не откажутся поучаствовать в нашем заседании.

Прежде я предлагаю определить значение двух слов: «Экология» и «Душа».

(Экология-чистота, бережное отношение; душа - внутренний духовный мир человека).

1. Итак, можно сказать, чистота внутреннего мира человека!? Чтобы

нам определиться по правильному ли мы пути идём, я прелагаю обратиться к фразеологизмам. Вспомните, пожалуйста, устойчивые сочетания слов.

2. Д/и «Назовите устойчивые сочетания со словом «Душа».

В русском языке душа, - А, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-нибудь. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём душа держится (о хилом, больном че­ловеке; разг.). Душа не лежит к кому--чему-нибудь. (нет расположения, интереса к кому-чему-нибудь). Душа не принимает чего-нибудь. (Не хочется; разг.). Душа меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Душа радуется (очень радостно, приятно; разг.). Душа в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить душа в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-нибудь (неотступно находиться около кого-нибудь, торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-нибудь, (бестактно вмешиваться в чью-нибудь жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой, ни телом не виноват (ни­сколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). На душу брать что-нибудь (на свою со­весть; разг.). За душу берёт что-нибудь (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-нибудь, (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-нибудь (измучить чем-нибудь нудным, томительным; разг.). Душа нараспашку у кого-нибудь, (о том, кто всегда открыт, откровенен, чисто­сердечен; разг.). Душа не на месте или душа болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Душа с телом расстается),см ерть пришла; разг.). О душе пора поду­мать (довольно думать о житейской суете: дело идёт к старости, скоро умирать; разг.).

2. То иди иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. До­брая душа. Низкая душа.

3. В религиозных пред­ставлениях: сверхъестественное, немате­риальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших.

4. перен., чего. Вдохнови­тель чего-нибудь главное лицо. Душа всего дела. Душа общества,

5. О человеке (обычно в устой­чивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу при­ходится, досталось (на одного человека). 6. В царской России: крепостной крестья­нин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская душа. Мёртвые души (умершие крепостные, также перен.,: о людях, фиктивно числя­щихся где-нибудь.

Душу тянуть (вытяги­вать, мотать) из кого (прост.) - чем-н. надоедливым, томительным, не чаять в ком (разг.) - очень ли Души не чаять в детях. Душа моя! (разг.) - в обращении: милый (-ая).

Душа-чело­век (разг.) - очень хороший, отзывчивый человек. Без души - без воодушевления, без подъёма. С душой - отдаваясь цели­ком, с вдохновением. В душе - 1) мыслен­но, про себя. В душе согласен; 2) по природ­ным склонностям. Поэт в душе. Для души (разг.) - для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов. По душе (разг.) - нравится. Работа ему по душе. За душой нет ничего - ничего нет у кого-нибудь. По душам (говорить, беседовать) - откровенно. С дорогой душой (разг.) - очень охотно. За милую душу (разг.) - легко, без усилий. Как бог на душу поло­жит (разг.) - как придётся, кое-как. С души воротит от чего (прост.) - о чувстве отвращения.

II . уменьш., -ласк, душенька, -и ж. (к 1 и 2 знач.) II . Пренебр. душонка, -и ж. (к 1 и 2 знач.). II . прилагат. душевный, -ая -ое (к 1 знач.) « душевой, -ая, -бе (к 5 знач., спец.; к 6 знач., устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Совокупный душевой доход (на душу насе­ления). Душевой надел.

3. УЧИТЕЛЬ: Посмотрите сколько выражений и значений у одного слова! Ваше мнение не изменилось? Может быть, дополнения есть?

Что такое « Душа»?

Что же думают по этому поводу преподаватели и студенты Иркутского аграрного техникума:

Интервью у студентов и преподавателей нашего техникума.

(Видеозапись)

Учитель:

Философский словарь даёт определение

ДУША - термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории фи­лософии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождеств­ляемый в идеализме с особой немате­риальной субстанцией. В представле­ниях первобытных людей Душа рас­сматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.).

В религии под Душой понимается некая бестелесная, бес­смертная нематериальная сила, имею­щая самостоятельное, независимое от тела существование в „потустороннем" мире.

В идеалистической философии Душа отождествляется с тем или иным эле­ментом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля - низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.). В дуа­листических учениях Д. понимается как нечто изначальное и существую­щее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джемс). В домарксовском ма­териализме (Демокрит, метафизиче­ский материализм) Душа понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом душа, психическая дея­тельность, сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Нередко отдельные философы-материа­листы допускали всеобщую одушевлен­ность мира (Гилозоизм). Подлинно на­учное объяснение человеческой психи­ки дается в диалектическом материа­лизме, который на основе данных современного естествознания опровергает ненаучные, идеалистические представления о душе.

Докладчик №1

Путь к "Красоте, к Истине, к Добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте, се­годня на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поко­ления, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер. Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению самой земной цивилизации.

Сегодня перед человеком остро стоят вопросы о Духе, Ду­ховности, Душе. Душа человека - загадочное и великое по­нятие.

Докладчик № 2

В словаре русского языка С.И. Ожегова значение этих слов истолковываются так:

Дух - сознание, мышление, психические способности.

Духовность- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Душа - внутренний, психический мир человека, его со­знание.

Мышление - работа мысли, умение сопоставлять данные и обобщать познанное; высшая ступень познания - ее отраже­ние объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Психика - совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной дей­ствительности; душевный склад человека.

Согласие - единомыслие, общность точек зрения; друже­ственные отношения, единодушие.

Единодушие - полное согласие в мнениях, действиях.

Экология - наука об отношениях растительных и живот­ных организмов друг к другу и к окружающей среде.

Душу человека творит окружающая действительность, культура и общество.

Докладчик № 3

По словарю С.И. Ожегова - культура есть совокупность производственных, общественных и духов­ных достижений людей. Каковы будут культура и общество, такой будет и душа человека. В настоящее время кризис куль­туры в обществе повлек за собой весьма плачевные явления - Это неустойчивые, слабые, больные и безвольные люди с раз­рушенной психикой, богатые и бедные-живут без высокой туманной цели, ради денег, а это в глобальном смысле говорит о деградации личности.

Это ведет к тому, что миром бу­дут править люди бездуховные, нездоровые.

Поэтому надо трубить во всеуслышание, что наступает эпоха кризиса чело­веческой Души. « SOS ! - Люди, спасайте свои Души!»

Учитель: Слова В. Шефнера

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

И это, действительно, так. В последнее время очень много публикаций об удивительных воздействиях слов на духовное и физическое состояние человека. Есть слова разрушительные и созидательные. В словах есть скрытый ритм, усиливающий их воздействие. Замечено, что умело подобранная музыка, звучание молитвы и даже стихов, а также образы, возникающие в сознании, оказывают целительное воздействие на людей, избавляя их от различных недугов. А вот сквернословие ломает жизнь многим, призывает зло.

Батюшка православной церкви о добре, зле, о душе.

Учитель:

Спасибо! Очень интересно и, я думаю, что каждый присутствующий здесь не раз задумается и поразмышляет над вашими словами.

Студент:

О словах

В. Полторацкий

Слова бывают разные - то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.-

Есть слово - утешение и слово - удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные. ...

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни, помогут выпрямить, другие - душу вытравить

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Учитель:

Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.

Незлыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми…

Слово Иркутскому поэту Владимиру Скифу:

« Я и предположить не мог, что в Иркутском аграрном техникуме студенты решают философский вопрос: «Что такое душа?» Поэт – Владимир Скиф.

Учитель:

Спасибо, после Ваших слов хочется говорить стихами:

Студент:

ДОБРОТА

Эдуард Асадов

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

И, коль дружба у вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимой в ссоре,

А тоска по ней горяча,

Это тоже еще не горе,

Не спеши, не руби сплеча.

Пусть не ты явился причиной

Той размолвки и резких слов,

Встань над ссорою, будь мужчиной!

Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться.

И, коль ваша любовь крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай:

На разрыв иди, на разлуку,

Только подлости не прощай

И предательства не прощай

Никому: ни любимой, ни другу!

Докладчик № 4

Сегодня мы много говорим о нравственности. А что это такое?

Нравственность- внутренние, духовные качества, ко­торыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Тесно связано с этим понятием призвание - склонность к тому или иному делу.

Надо уметь защитить внутреннюю склонность человека к положительным качествам: Укреплять в себе способность обе­регать все свои стремления к лучшему, быть внутренне креп­ким и сильным человеком при любых обстоятельствах. То есть быть настоящим, честным, добрым и чистым человеком. По сути близко подойти или быть похожим на идеального чело­века, состоящего из «положительных полюсов». В реальной жизни у каждого человека свой идеал. Сейчас человек должен осознать из глубины души свои дела и поступки, очистить свой внутренний мир. А мир есть согласие с самим собой.

Докладчик № 5.

Здоровье - прежде всего

Каждый человек должен иметь представление о жизнеде­ятельности своего организма. Такие знания составляют один из элементов общей культуры, они необходимы, чтобы сохранить свое здоровье. Хорошее здоровье отражает хороший дух, опять-таки согласие с самим собой, что влечет за собой лю­бовь, веру» надежду, совесть и долг.

Человек - это живое существо, обладающее даром мыш­ления и речи. 1 /з часть интеллекта ребенка формируется до 6 лет, 1 / 5 часть до 12 лет, 2 /з части до 18 и полное формирова­ние интеллекта завершается в 20 лет.

Докладчик № 5

Духовный мир состоит из строительства трех «Я».

Это вы­ращивание своего «Я», «"Я"» и другие» и «Я» и природа.

В то же время «Я» состоит из таких позиций: Я - человек, в отличие от других живых существ, Я стремлюсь оградить себя от зла.

Ко злу можно отнести вредные привычки, среди которых следует назвать употребление алкогольных напитков и куре­ние. По справедливости, это зло есть пагубное пристрастие.

Человек должен стремиться к прекрасному; увлекаясь музыкой, писать стихи, укреплять свое здоровье - занимаясь спортом.

Я - человек, потому что у меня есть права и обязанности, принятые в Законе РФ «О правах ребенка».

Я - индивид. Да, моя внешность - это мое богатство, я не стесняюсь своей внешности, это моя гордость, так как нет людей с такой внешностью, как моя,

Я- индивид, потому что отличаюсь от других своими желаниями к поступками. Поступки могут быть и хорошими, и плохими. За свои поступки я отвечаю сам.

Я - индивид, потому что я учусь, я занимаю себя сам. Это моя основная обязанность.

Я должен уметь организовать свою деятельность, ставить цель, планировать, анализировать, реализовать, понимать, т.е. рефлексировать, выражать свои мысли, свое мнение, отстаи­вать свою точку зрения, уметь общаться.

Я обязан заниматься самовоспитанием. А для этого мне необходимо знать свои достоинства и недостатки.

Знание достоинств укрепляет уверенность в своих силах, поднимает человека в собственных глазах, а знание недостат­ков мобилизует на их преодоление. Кроме того, зная себя, луч­ше поймешь других. Нелегко сделать правильную самооценку. Здесь не обойтись без сравнения себя с другими людьми.

Студент:

Не позволяй душе лениться

Н.А. Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Гони - ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку:

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Учитель:

Хотелось бы услышать мнение наших дорогих гостей «Что такое душа?»

Выступление гостей.

Спасибо! Тема нашего заседания никого не оставила равнодушным. Я думаю, что ваши мнения разбудят спящих и укажут путь блуждающим и сомневающимся.

А наше заседание «Философского стола» подходит к концу

К какому выводу мы пришли?!

Наверное, можно сказать словами четырнадцатилетнего поэта

Саши Аносова:

Зачем живёшь на свете ты?

И мой ответ таков:

Чтоб розы дивной красоты

Найти средь сорняков;

Чтоб ошибаться и прощать

Нападки злой молвы;

Средь пены облаков искать

Осколок синевы;

Чтоб нежно целовать уста

Того, кто сердцу мил;

Чтоб рассказать, как жизнь чиста,

Тем, кто о том забыл.

Как много вмещает в себя слово «ДУША», состоящее всего из четырёх букв: И дружбу, и честность, и доброту, и порядочность, и любовь, и радость, и веру, и человечность…

Господа, Вы заметили, что все слова и образы, возникающие с ними, созидательные, побуждающие нас совершенствоваться духовно и физически.

А чтобы быть уверенными, что вы на правильном пути, мы разработали для вас памятку, цель которой - помочь вам в самовоспитании и самообразовании.

Приложение 2

ПАМЯТКА

Если ты хочешь работать как взрослый, загляни в будущее

Попы­тайся представить, что тебе надо будет делать во взрослой жизни, что надо уметь делать молодому человеку независимо от будущей про­фессии, и подчини этому свою программу самовоспитания.

Проанализируй свой опыт, наблюдения с такой точки зрения: актив­ному работнику в любой области надо уметь находить способы реше­ния проблемы, внести реальный вклад в общественное производство, значит, понадобится умение быстро и самостоятельно пополнять и об­новлять знания.

Необходимы контакты с другими людьми, надо не только находить с ними общую линию поведения, согласовывать с ними свои действия, но и определить свою позицию.

Важно уметь сформулировать и отстоять свою точку зрения; добавь к этим требованиям те, которые появятся при обсуждении этого вопро­са с товарищами, родителями, старшими друзьями.

Задумайся над своими собственными, индивидуальными особенно­стями. Ответь себе на такие вопросы:

Ради чего ты учишься: чтобы быть полезным обществу; чтобы заслужить одобрение старших товарищей; чтобы получить глубокие знания; чтобы получить хорошую оценку; а может быть, причина не одна?

Что ты считаешь положительным, а что слабым в своей учебе: умеешь ли ты поставить перед собой задачу, умеешь ли ты найти спо­соб ее решения, найти способ проверки, умеешь ли ты намеченный план претворять в жизнь, умеешь ли ты сосредоточиться, даже если от­влекают?

Подумай, какие недочеты твоей работы сегодня могут сказаться в дальнейшем, как могут помешать твоему самообразованию.

А чтобы определить, какие недостатки у тебя выражены больше, какие меньше, посмотри на себя глазами окружающих тебя людей: вспомни, за что те­бя хвалят или упрекают родители, учителя, товарищи. И скажи откро­венно, в чем тебе можно было бы подтянуться. Из этого возникнет твой первый план самовоспитания и самообразования. Начни следовать ему, время от времени возвращайся к заданным вопросам и проверяй себя.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку «Экология души» выполненную преподавателем гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум» Куркутовой Ириной Витальевной.

Тема методической разработки «Экология души» актуальна. Она призвана помочь студентам определить нравственные позиции через понятие «душа», обратить внимание на окружающий мир и самого себя в этом мире, на то, что духовно – нравственные падение человека это – путь к самоуничтожению. Тема «Экология души» раскрывается таким образом, что она охватывает большой объём нравственно – эстетических понятий. В работе представлен богатый материал, способствующий формированию нравственности молодого поколения.

Эта тема волнует молодых людей: нравственный выбор, ответственность за свои поступки, человеческое общение, самоутверждение, самоопределение.

На пороге самостоятельного бытия юношам и девушкам приходится принимать важные решения, последствия которых будут проявляться долгие годы, без преувеличения – всю жизнь.

Эта работа даёт возможность переосмыслить свои позиции молодому поколению и способствовать осознанию своего отношения к постановке целей на будущее.

Материал изложен последовательно, логично, доступно. Кроме того, предложен с разных позиций, что позволяет студентам выслушав несколько мнений отстаивать свою собственную точку зрения, и способствовать переосмыслению нравственных идеалов.

Язык грамотный, формулировки чёткие, стиль изложения - литературный. Работа соответствует методическим требованиям. В работе нет ничего лишнего.

Методическая разработка «Экология души» содержит методику проведения мероприятия,сценарий.

Может быть использована в работе классными руководителями (кураторами учебных групп), воспитателями, социальными педагогами при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

Рецензент:

Рассмотрено на заседании НМС

Протокол № от « »……………2007г.

Выполнила учитель географии, биологии: Иксанова Гузаль Минуллаевна

МБОУ «СОШ №3» г. Альметьевск, Республика Татарстан

Классный час на тему: «Экология души!»

(занятие с учащимися 7-8 класса)

Цель:

    П оказать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Задачи:

    В оспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер (фильм о проблемах экологии), карточки (загадки и вопросы), два стихотворения, памятка экологического календаря.

На доске тема: «От экологии природы к экологии души». (спрятана)

Эпиграфы:

“Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)

“Охранять природу – значит охранять родину”. (М.Пришвин.)

“Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К.Паустовский.)

«Для того чтобы жить - человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок...» (Г.Х. Андерсен)

Методы: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы: Совместные, групповые.

Ход занятия.

    Организационный этап.

Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

II. Постановка проблемы, темы и цели занятия.

Учащийся.“Я – ПЛАНЕТА”. Когда произносишь эти слова – Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить...

Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество. Человек и его планета нас тоже только двое во вселенной.

Учащийся. “Живая душа природы” . “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым...” – так или примерно так сказал однажды Маленький принц.

Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.

Я предлагаю вам посмотреть слайды презентации и попробовать пропустить его через свою душу. (демонстрация слайдов) - Опишите свои чувства после просмотра. (ответы учащихся)

Какие проблемы мы будем сегодня обсуждать на нашем занятии? (экологические проблемы)

Предложите варианты темы занятия. (ответы учащихся)

Все ваши варианты очень хорошие! Посмотрите на доску (открывается тема занятия). Совпали ваши варианты с моим? (ответы учащихся)

Как вы понимаете, что такое “экология природы” и “экология души”? (ответы учащихся)

Как бы вы сформулировали цель нашего занятия? (ответы учащихся)

III. Актуализация знаний учащихся.

Кл.руководитель - Что вы знаете об экологии как о науке? (ответы учащихся)

Сообщение учащегося:

Всё, что вы говорите это верно, я, в свою очередь, хочу добавить. Всякая наука оказывает людям огромную помощь но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Экология – молодая наука. Появилась она сравнительно недавно, но интерес к ней растет с каждым днем, ведь экологические проблемы современности не дают нам отсрочки для их решения, и не замечать их становится все сложнее. Все очевиднее, что при современном темпе развития промышленности Земля не доживет до того, как ее разрушит комета или сожжет Солнце. Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой - усугубляют экологические проблемы.

За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.

Кл.руководитель - Давайте назовем их.

(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение Р. Рождественского и назвать проблему, которую осветил поэт.

(Один учащийся читает стихотворение Р. И. Рождественского «В музее естествознания» )


О загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Назовите проблему. (ответы учащихся)

IV. Работа по группам.

Карточка № 1.

    Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется.

    Что человек всегда видит и чего никогда достать не может?

    Есть на свете конь – всему миру не сдержать.

    И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.

1.Чем страшна пленка нефти толщиной всего в “одну молекулу” на поверхности океана?

а) мешает дышать живым организмам;
б) препятствует испарению;
в) уменьшает поток энергии океана.

Карточка № 2.

    Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.

    Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям улыбается.

    Не зверь, не птица, а в избу просится.

    Лежит птица без крыла, бьет охотник без ружья, повар варит без огня, баран ест безо рта.

2. Можно ли избавиться от всемирной беды – скопление полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок?

а) невозможно;
б) есть надежда;
в) абсолютно невозможно.

Карточка № 3.

    Иди, иди, а конца не найдешь.

    Сито вито кругловато, кто ни взглянет, тот заплачет.

    Расходится детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать.

    Что в руках не удержать?

3.Когда же день именин у Земли?

Карточка № 4.

    Двое стоячих, да двое лежачих, два разбойника, разорителя.

    Что выше леса, краше света, без огня горит?

    Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

    Кругом вода, а с питьем беда.

4. Почему так уязвимо озеро Байкал и его экосистема?

а) очень капризное и своенравное;
б) очень чистое и соленое;
в) очень древнее и глубокое.

Карточка № 5.

    Сито вито, решетом покрыто.

    Мету, мету – не вымету, несу, несу, – не вынесу, пора придет – сам уйдет.

    Горя не знает, а слезы проливает.

    На всех садится, никого не боится.

5. Сколько “дырок” в озоновом слое могут проделать космические ракеты?

а) очень немного;
б) не могут;
в) очень даже могут

(Каждая группа озвучивает свои ответы, если у других групп есть дополнения или противоречия, то идет совместное обсуждение).

Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Классный руководитель . Сегодня мы узнали много об экологии. К сожалению, многие не знают этих законов природы и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа подготовит обращение к учёным.

Третья группа обратится к фермерам и крестьянам.

Четвертая группа напишет морякам и рыбакам.

Пятая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

- А теперь общий вопрос для всех:

Что нас ждет в ближайшем будущем по “большому счету”?

а) ничего хорошего;
б) светлое будущее;
в) никакого будущего.

(ответ учащихся)

Кл.руководитель - Правильно! Ответ (а). Цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бездумно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, ее атмосфера и гидросфера. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

- (сообщение учащегося)

    70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

    Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

    Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

    Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

Кл. руководитель - “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).

А что значит жить как люди? (ответы учащихся).

Совершенно очевидно пользовательское отношение человека к природе, а как гласит народная мудрость: "как аукнется, так и откликнется", - так что пока, к сожалению, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Но медлить дальше уже нельзя, и каждый из нас просто обязан начинать делать свой личный вклад в дело защиты природы. Ведь «если не я, то кто?»

VI. Итоговый этап.

- А теперь вернитесь к эпиграфам нашего занятия и скажите согласны ли вы с этими высказываниями, подходят ли они к нашей теме и обоснуйте свой ответ. (ответы учащихся)

- Вот и я говорю вам ребята: «Будущее планеты в ваших руках! Берегите её!»

Список литературы:

    Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.

    Молодцова З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.

    http://jmkn.ru/rozhdestvenskii/v-muze-estestvoznanija.html

    http://www.rogdestvenskij.ru/

Доклад к родительскому собранию

«Экология души»

Современное общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, переоценке ценностей, потере нравственных ориентиров, безверии, агрессивности.

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха...Но экология – это не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

Предметом экологии души может и должна являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Говорить о воспитании детей всегда трудно.
На протяжении многих веков человечество самым серьёзным образом подходило к этому вопросу.

Для нормального развития в детстве необходима атмосфера порядка и дисциплины. В это понятие входят: определенный распорядок времени, труда и развлечений, исполнение известных обязанностей, вежливость, правдивость, ответственность за порученное дело. Детство, проникнутое любовью к детям, внимательностью и пониманием и в то же время подчиненное определенной дисциплине, дает прочную основу для нормального развития духовной жизни.

Вне семьи - в детском саду, в школе, - ребенок включается в определенный распорядок дня, но это дисциплина другого рода, дисциплина общественная. Ее нравственные ценности заключаются в том, чтобы научиться, как соблюдать очередь, как делать все вовремя, как не портить вещи, не мешать другим, слушаться указаний, делать все, как указано. Цель такой дисциплины заключается в том, чтобы жизнь коллектива шла гладко. Семейная же дисциплина основана на любви и воспитании в детях способности любить и быть внимательным к другим. Нравственные ценности, внушаемые в семье детям, - это, прежде всего не огорчать, не делать больно другому, говорить правду, пожалеть, признать свою вину, попросить прощения, простить...

Семейная дисциплина основана на вере в ребенка, а общественная дисциплина на пользе и нуждах коллектива. Эти два вида дисциплины дополняют друг друга, так как они затрагивают разные области душевной жизни ребенка.

Сегодня на родительском собрании мы поговорим о красивом и безграничном нашем мире, и о том, как можно в семье и в школе воспитывать у детей чувство любви к этому миру, эмоциональную отзывчивость.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Все мы – люди с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами. Но есть одно, что объединяет всех нас – это наши дети, которые могут стать радостью или проблемой. Дети – это наши зеркала. Все хорошие и плохие привычки, которые есть у нас, со временем будут и в наших детях.

Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.

Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь.

Как ведут себя родители – такое поведение и у ребёнка.

Ребёнок копирует поведение взрослых.

Дети видят и то, что родители, как правило, хотят скрыть от них.

Наиболее распространённые родительские ошибки в том, что можно назвать воспитанием чувств.

Игнорируют чувства своих детей, считая их не заслуживающими внимания. Часто они слишком поглощены собой и собственными делами.

Жёсткие, вечно сердитые и высокомерные родители, не уважающие людей вообще и собственных детей в частности. Это родители, которые кричат:

«Не смей огрызаться!», когда ребёнок пытается высказать свою точку зрения на происходящее.

Склонны потакать своим детям во всём. Не стараются научить их справляться с трудными ситуациями более конструктивным образом. Пытаются чем-нибудь «подкупить» разгневанного или расстроенного ребёнка.

Антон Семёнович Макаренко в своей « Книге для родителей» написал:

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

До недавнего времени для определения одарённости человека существовала только одна шкала измерения – коэффициент интеллектуальности (IQ).

Но не так давно ученые выяснили, что в повседневной жизни гораздо важнее интеллекта то, что называется эмоциональной и душевной одарённостью:

Оптимизм,

    способность управлять собой и держать удар,

    умение сопереживать и ладить с людьми.

Психолог Дэниел Гоулман по пунктам расписал понятие «эмоциональная интеллигентность»:

    Самоотчёт, или адекватное представление о собственных чувствах в каждый момент времени.

    Способность управлять своими настроениями – успокаиваться, отбрасывать, когда нужно, заботы и неприятности, быстро оправляться от ударов.

    Способность к самомотивации, куда входят такие качества, как постоянство, оптимизм и трудолюбие.

    Эмпатия, или способность к сопереживанию, состраданию.

    Социальные навыки – способность к гармоничному взаимодействию с окружающими людьми.

Семья является ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит вся дальнейшая судьба человека.

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение.

Семья – это больше чем отец и мать.

Это наследие того, что собрало и передало нам множество поколений наших предков: духовно – религиозные и национальные традиции, традиции рода, патриотизм и верность идеалам добра.

Семья – единый духовный организм. Повреждение одного её члена обязательно отражается на жизни других. Дети всегда восприимчивее. Они сильнее взрослых испытывают на себе малейшие колебания психологического и духовного климата.

Если вы находитесь здесь, значит, у вас есть семья! Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет - это все на втором плане. Главное - что она у вас есть!

Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта.

Семья для ребёнка – это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.

Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным).

Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Отношение к слабым, зависимым, безответным - лакмусовая бумажка для выявления человеческих качеств в ребенке.

Родительский труд очень тяжёл. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.

Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.

Что такое семья?

    Семья – это, где тебя любят.

    Семья – это близкие люди.

    Семья – это вера, надежда и любовь.

    Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту.

    Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, ничего не требуя взамен.

    Семья – это самое ценное, что есть у нас.

    Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть

    Семья – это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках

    Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.

    Семья – это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут.

    Семья – это счастье, крепость, забота, терпение.

    Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой.

    Семья – это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни. Она может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой - приспособить к жизни в обществе.

Семья была и всегда будет основой воспитания подрастающего поколения.

Семья развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а так же служит мостиком в будущее.

Семья характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию: Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки.

Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной" . Так, давайте воспитывать наших детей как духовно богатую личность, у которой есть нравственные ориентиры, сочувствие, сострадание, чувство вины и ответственности за выполненное дело.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда учитель и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.

Только хорошо продуманная совместная работа семьи и педколлектива обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для воспитания нравственных качеств человека.

Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания. И только помогая друг другу, и во всём поддерживая друг друга, учитель и родители смогут воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца – созидателя нашего будущего.

И закончить я хотела бы такими словами:

Душа дана была для счастья человеку,
Мы любим всей душой, душой поём...
Но, видимо, во всём бывает равновесье:
Душой страдаем мы и горечь пьём.

Понять непросто душу век от века,
Но знаю точно, просто убеждён,
Что нет красивей в мире человека,
Кто добротой душевной наделён!

Человек, познай самого себя!

Сократ

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха... Нас учат бережно относиться к окружающей среде, призывают поддерживать чистоту, порядок и уважать природу. Редко нас учат тому, что мы можем загрязнять окружающее пространство не только отходами, но и своими мыслями, чувствами, словами? Часто мы проявляем необоснованную агрессию и этим постепенно разрушаем пространство семьи, наша критика негативно сказывается на нашем рабочем пространстве, от наших резких слов и отрицательных эмоций страдают наши друзья, родственники, коллеги. В результате, мы разрушаем себя и общество вокруг нас.

Экологию души, развитие духовности несут нам нравственные постулаты Шакарима, Слова назидания Абая. Мы обязательно должны о них помнить, так как они несут свет в наши души, прививают моральные ценности, учат бороться не только за экологию природы, но и за экологию человеческой души. Развитие экологии души предполагает самопознание человека. А самопознание – это самый трудный, но и самый почетный труд людей на земле. Познавая себя, человек познает весь мир.

Еще мудрец Сократ говорил, что человеку нужно прежде всего «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Немецкий философ И. Кант тоже полагал, что «культура душевных сил» достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает humaniora. Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимания, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. Так, часто в других людях нам неприятны некоторые свойства или особенности поведения, которые в себе самом кажутся приемлемыми и простительными. И только немного отойдя и посмотрев на себя со стороны, можно увидеть недопустимость тех или иных свойств своего характера или поведения.

В наш век технического прогресса и космических скоростей тема нравственности и духовности становится все более актуальной. Ведь страшен безнравственный политик, способный развязать ядерную войну, страшен безнравственный ученый, одержимый идеей уничтожения человечества, страшен безнравственный врач, не понимающий ценности человеческой жизни, страшен безнравственный журналист или писатель, пропагандирующий идеи зла и жестокости среди молодежи. Не зря Л.Н. Толстой писал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мы должны и в словах, и в делах наших стремиться быть благороднее и чище, стараться не унижать достоинство друг друга. Стремление отдельных людей к нравственному совершенствованию сделает мир более гармоничным, а если нравственных людей станет чуть больше, нас ждет прекрасное будущее.

Стремление объединять людей на началах нравственности, человечности, любви и справедливости получает последовательное воплощение в стратегии национального единства, толерантности и согласия Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. А благодаря Первой леди молодое поколение нашей страны на уроках самопознания учится:

Понимать значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни;

Свободно выражать свои мысли и чувства;

Строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде;

Отстаивать свои принципы и убеждения;

Вести поиск решения разных вопросов, находить нестандартные решения в стандартных ситуациях;

Осознавать важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

Распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

Принимать ответственные решения в непростых ситуациях, придерживаясь гражданской позиции, и т.д.

В разделах программы нравственно-духовного образования «Самопознание» с 8 по 11 классы ключевым словом является «Человек». Так, первый раздел имеет название «Быть человеком», второй – «Человек и общество», третий – «Мир и человек», четвертый раздел – «Мир человечества». Это связано с тем, что для каждого из нас очень важно понять, для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание – это ключ к преображению современного общества.

О своевременности появления данного предмета в образовательных учреждениях страны можно судить по отношению учащихся к предмету. Они также как и взрослые понимают, что «наш образовательный мир и общество в целом стали страдать от сердечной недостаточности, от бессердечия» (Ш.А. Аманошвили). И дети с радостью приветствовали новый предмет в школе. Отвечая на вопрос «Что дает тебе предмет «Самопознание»? они пишут: «С первого урока меня заинтересовал этот предмет. Я с нетерпением ждал следующего занятия. На этом уроке ты можешь быть самим собой, и каждый тебя поймет. После уроков самопознания мне стало легко находить общий язык с людьми и легко заводить друзей, я стал более открытым для всех» (Зыков Евгений, 6 «Б» класс), «Мы слушаем музыку и пение птиц, от всего сердца передаем пожелания близким. Я стал больше и с удовольствием помогать друзьям, родителям, пожилым людям» (Успанов Мадияр, 7 «Б» класс), «Я люблю «Самопознание» за то, что на этом уроке я могу свободно выразить свои чувства. Мы изучаем на уроке все, что нас окружает в жизни, что мы видим, чувствуем, понимаем. Благодаря этому предмету наш класс стал дружнее, а я сам стал добрее. На уроках самопознания я очень люблю разговаривать с учителем и общаться с друзьями» (Понамарев Валерий, 7 «А» класс), «Благодаря самопознанию я стала намного лучше, чем была до этого» (Цыбань Татьяна, 6 «Б» класс), «Мне нравится предмет «Самопознание» потому, что он учит жизни, любви к людям и миру. Я очень рад, что появился такой предмет» (Александров Виктор, 7 «А» класс). Можно ли сомневаться после таких слов в необходимости данного предмета? Думаю, что нет.

Помните слова Абая? «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние… Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» (Слово 38, С. 75) . По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. И Сара Алпысовна Назарбаева правильно считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства, так как не каждая семья может дать уроки нравственности и духовности, говорить языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души является охрана душевного состояния человека, его забота о чистоте и развитии души. Более того, я считаю, что экология мира начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом. Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.

Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно. А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».

Итак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, он связан с ними бесконечными духовными и материальными нитями. Вне этого взаимодействия жизнь человека невозможна, он живет в постоянном окружении мира и в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его своей жизнедеятельностью каждый миг. Но и мир нуждается в нас, в активной преобразующей деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие экологии души человека – одно из важнейших условий развития гармоничного общества.

Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей». Нам всем необходимо стремиться к величию души, ведь только духовно богатый человек способен на бескорыстную дружбу, на истинную любовь, способен проживать наполненную жизнь и быть по-настоящему счастливым.