Принцип толерантности подразумевает в педагогике. Основная цель воспитания

1

Эффективная система менеджмента качества на уровне вуза должна опираться на систему критериев, социальный и педагогический смысл которых обращен и к образовательной деятельности, и к ее текущим результатам, включая компетенции выпускников. Известны различные системы критериев, которые используются в практике деятельности вузов, однако каждая из них неполна. Кроме того, большинство критериев основано на рассмотрении частных аспектов деятельности вуза (учебный процесс, воспитательный процесс и др.), а не на анализе интересов прямых «потребителей» образования. В то же время анализ этих интересов позволяет определить основополагающие принципы аксиологической ориентации профессионального образования . Рассматривая образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Закон Российской Федерации «Об образовании» ), в указанной работе было, в частности, получено, что интересы общества олицетворяют следующие принципы: а) гуманизм образования; б) демократизм образования; в) толерантность в образовании. В совокупности указанные принципы реализуют такие социальные ценности, как человечность, равенство, ответственность.

Для дальнейшего анализа каждый из этих принципов следует рассматривать как теоретический базис, на основе которого конкретизируются адекватные критерии характера образовательного процесса и его результатов. При формировании системы таких критериев необходимо: а осмыслить указанные признаки и сформировать максимально широкое поле частных следствий из них, проявляющихся в деятельности и ее результатах; б) преобразовать совокупность таких проявлений в критерии образовательного процесса и его результатов.

Рассмотрим принцип толерантности, обеспечивающий устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в социальном взаимодействии, и учтем его специфику в сфере образования. Принцип толерантности, в первую очередь, заключается в понимании того, что современная цивилизация должна базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, а также на требовании ко всем людям проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи. Понятно, что реализация данного принципа является необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов .

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность означает отказ от догматизма, от абсолютизации истины, активное утверждение норм, установленных в российских и международных правовых актах в области прав человека. Толерантность ‑ это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. С морально-этических позиций толерантность ‑ это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии, правопорядка и ни при каких обстоятельствах не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Психологические установки толерантного сознания определяют устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп.

«На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. В интересах международного согласия... важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества» .

Образование может лишь частично повлиять на процессы, предопределяющие толерантность человека, причем такое влияние проистекает, прежде всего, из того, насколько образовательная деятельность организуется на основе принципа толерантности.

Толерантность необходима и в отношениях между отдельными людьми, и на уровне семьи, общины, общности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому принцип толерантности в образовании означает, что во всех образовательных учреждениях, а также в неформальном образовании должен укрепляться дух толерантности и формироваться отношения открытости, внимания друг к другу, солидарности. Образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» .

Отметим, что в настоящее время образование в духе толерантности рассматривается в качестве безотлагательного императива. Это означает защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства. Это означает всемерное поощрение методов обучения толерантности, не только раскрывающих разнообразные источники нетерпимости, насилия и отчуждения, но и способствующих формированию навыков независимого мышления, критического осмысления, самостоятельной выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Освоенность человеком принципа толерантности формируется в различных сферах его жизнедеятельности. Отсюда следует, что профессиональное образование может лишь частично повлиять на реальное принятие человеком принципа справедливости, причем такое влияние проистекает, прежде всего, из того, насколько толерантно реализуется сама образовательная деятельность.

Представленное выше поле смыслов принципа толерантности и следствий из него позволяет сформулировать совокупность соответствующих критериев. Эта совокупность неоднородна, она содержит следующие пять групп критериев.

1. Критерии качества условий образовательной деятельности.

  • Аксиологические основания образовательной деятельности, способствующие становлению и укреплению духа толерантности на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
  • Условия образовательной деятельности, формирующие гармонию в многообразии проявлений человеческой индивидуальности участников.
  • Условия образовательной деятельности, способствующие формированию психологических установок толерантного сознания участников.
  • Условия образовательной деятельности, содействующие взаимопониманию, терпимости и дружеским отношениям между всеми участниками вне зависимости от их расовой и религиозной принадлежности.
  • Условия образовательной деятельности, способствующие активному утверждению в образовательной деятельности прав человека.
  • Условия образовательной деятельности, предоставляющие возможности для личностного и профессионального развития участников без какой-либо их дискриминации.

2. Критерии качества совместной деятельности участников.

  • Организация совместной деятельности, обеспечивающая свободу мысли, совести и убеждений участников.
  • Формирование в совместной деятельности отношений открытости, внимания друг к другу и солидарности.
  • Утверждение в совместной деятельности прав человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии, правопорядка, предотвращение любых посягательств на эти основные ценности.
  • Согласованность принципов, которыми руководствуются участники образовательного процесса, с нормами, установленными в российских и международных правовых актах в области прав человека.
  • Формирование в совместной деятельности уважения, признания, принятия и правильного понимания многообразия культур современного мира.
  • Всемерное поощрение в совместной деятельности методов обучения толерантности, способствующих формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и самостоятельной выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

3. Критерии оценивания хода и результатов деятельности.

  • Справедливость и беспристрастность правил, процедур и критериев оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса.
  • Отказ от догматизма и от абсолютизации истины, в том числе, от признания в качестве истины мнений, соображений и заключений кого-либо из участников образовательной деятельности при оценивании ее хода и результатов.
  • Уважение, признание, принятие и правильное понимание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности в образовательной деятельности.

4. Критерии безопасности участников.

  • Защищенность всех участников образовательного процесса как носителей национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.
  • Защищенность всех участников образовательного процесса от воздействия разнообразных источников нетерпимости, насилия и отчуждения.

5. Критерии качества участников.

  • Устойчивость поведения в обществе отдельных участников и групп участников образовательного процесса.
  • Отказ от догматизма и от абсолютизации истины, в том числе, от признания в качестве истины собственных мнений, соображений и заключений.

Представленные критерии совместно с критериями реализации принципа гуманизма образования (см. в ) и принципа демократизма образования (см. в ) могут быть положены в основу нормативной модели качества образовательного процесса, оцениваемого с позиций общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гринкруг, Л.С., Фишман, Б.Е. Основополагающие принципы аксиологически ориентированного образования//Высшее образование в России. - 2006. ‑ №12, с. 26-32.
  2. Декларация принципов толерантности / Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. ‑ Электронный ресурс /http://www.investreal-uk.com/_rus/gb/impressions/graveyard/index_tolerance_1.htm.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Книга сервис, 2005. - 48с.

Библиографическая ссылка

Гринкруг Л.С. ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ И КРИТЕРИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 2. – С. 68-70;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2619 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Мне не нравится слово «толерантность».

Но лучше этого слова в мире нет.

Махатма Ганди

В настоящее время наиболее остро встает вопрос о воспитании толерантной личности, умеющей уважать, любить, понимать других людей, умело разрешать конфликты.

16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла декларацию принципов толерантности.

Толерантность понимается как терпимое, уважительное отношение к людям, признание прав каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Терпимость – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и свобод человека.

Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Не даром говорят, что толерантность – это привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться к истине через разнообразие мнений и позиций.

Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно способствовать формированию у детей навыков независимого мышления, осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Задача педагога заключается в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую помощь и поддержку.

Педагогическая толерантность требует соблюдения основных законов:

  1. Все работники ОУ в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение.
  2. Педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних, за счет унижения других.
  3. Оценки должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога.

Кто же занимается воспитанием толерантной личности нового времени? Такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом.

Высокий инновационный потенциал определяется как совокупность творческих характеристик личности и готовность совершенствовать педагогическую деятельность.

Для того чтобы пытаться воспитывать толерантную личность сами педагоги должны обладать следующими характеристиками:

  1. тактичностью
  2. терпимостью в отношениях с детьми и взрослыми
  3. готовностью принимать и поддерживать учащихся, а если нужно, то и защищать.
  4. Умением предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.

Толерантность – профессионально необходимое качество педагога.

Толерантный учитель должен осознавать, что дети воспринимают, прежде всего, как образец для подражания.

Несформированность толерантности – профессиональная драма для педагога, которая впоследствии приведет к быстрой «амортизации сердца и души». И все это осложняется тем, что жертвами такой драмы, в конечном счете, оказываются дети, с которыми этот педагог работает. А чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности.

Для тех, кто хочет стать толерантным.

1. Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

2. Не навязывай другим свою собственную волю, выслушай их мнение.

3 . Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

4. Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

5. Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

6. Найди повод, чтобы сказать «спасибо» своим близким и знакомым.

Особое внимание необходимо уделить коммуникативной толерантности каждого учителя. Мастерство взаимодействия с подопечными жизненно необходимо педагогу. Без этого не может состояться профессионал.

Среди учителей нашей школы было проведено тестирование, целью которого было выявление уровня коммуникативной толерантности. Результаты вы видите на экране

46% высокий уровень толерантности

43% норма

11% средний с тенденцией к норме

0% низкий

Это означает, что все принципы толерантности педагогами нашего ОУ выполняются, а именно:

Принципы:

  1. Принцип ненасилия
  2. Принцип ответственности
  3. Принцип уважения различий
  4. Принцип понимания индивидуальной неповторимости
  5. Принцип уважения человеческого достоинства.

В духе толерантности необходимо воспитывать с раннего возраста, так как оно жизненно необходимо при формировании личности

Один учитель долго объяснял ребятам из начальной школы, что такое толерантность. Когда он спросил, как они понимают это слово, то услышал в ответ:

Это, когда мы бьем Ваську, а он терпит!

Действительно, опыт толерантности, положительный (нормальные отношения) или отрицательный (негативизм), имеется у каждого человека, в том числе ребенка.

Тем более такой опыт есть у школьников, обладающих разными характерами, темпераментами, манерой поведения, но вынужденных принимать школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, одноклассника.

Процесс воспитания толерантности происходит эффективней, когда он обоюдный. Конечно, создать такую атмосферу весьма не просто, но в «контактных» условиях очень даже вероятно. При этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Наличие или создание такого поля – серьезная удача педагога!

Среди учащихся среднего и старшего звена наше школы мы также провели тестирование на выявление уровня толерантности, то есть целью было узнать, насколько толерантны наши ученики. Обратите внимание на экран:

Среди учеников среднего звена выявилось 17%

46% - средний уровень

37% - низкий

Среди детей старшего звена показатель более высокий:

25% - высокий уровень толерантности

58% - средний

17% - низкий

Несмотря на то что результаты достаточно высокие, считаем необходимым продолжать проводить совместно с учителями – предметниками, родителями - тематические вечера, классные часы, круглые столы, беседы, направленные на развитие толерантной личности, так как в настоящее время эта проблема является наиболее актуальной и воспитывать это качество (толерантность) необходимо со школьной скамьи.

Предлагаю вам определить ваш уровень коммуникативной толерантности. Перед вами лежит тест, состоящий из 20 вопросов. Вам нужно как можно точнее ответить на вопросы. Напротив каждого вопроса проставьте выбранный вами балл. Подсчитайте сумму баллов.

Если вы набрали от 1 –до 20 баллов, то у вас высокий уровень толерантности

От 21 – до 40 баллов - средний

От 41 и выше – низкий

В основе любых жизненных ситуаций, лежат взаимоотношения людей и главное в них терпимость, уважение, любовь, понимание и прощение. Это и называется толерантность.

У греческого народа существует одна притча, которая лучше всего подведет нас к пониманию толерантности.

Ладная семья.

Жила – была на свете семья. Занимала она целое село, так как в ней насчитывалось более 100 человек. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете, но дело в том, что семья эта была особая. Мир и лад царили в той семье, и стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни раздоров.

Дошел слух об этой замечательной семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, порядок и мир. Удивился владыка. Пришел он к главе семьи и спрашивает:

Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?

Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, три слова были на ней начертаны: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Школа – это наша большая семья, поэтому данные принципы мы обязаны не только уважать и принимать, но и максимально использовать в своей работе.

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» - терпение.

Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами - членами ЮНЕСКО.

Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, которые способны донести до каждого человека суть такого понятия, как толерантность.

Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года, толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира". Толерантность определяется Декларацией как "гармония в многообразии".

Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.

Толерантность не означает только признание факта существования "Другого". Толерантность означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.

Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность не могут быть объектами толерантности.

Существует даже лозунг "Никакой толерантности к нетолерантности!".

В связи с этим одной из задач является не только воспитание толерантности, но и профилактика экстремизма на национальной, расовой, религиозной и иной почве.

Основные принципы толерантности

1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
2. Уважение различий.
3. Понимание индивидуальной неповторимости.
4. Взаимодополняемость как основная черта различий.
5. Взаимозависимость как основа совместных действий.
6. Культура мира.
7. Сохранение памяти.

Также к числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.

- умение принудить себя, не принуждая других . Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

Толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям . Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

- принятие другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Каждый из нас должен стремиться поддерживать принципы терпимости, плюрализма, взаимного уважения и мирного сосуществования. Мы должны быть всегда готовы устранять стереотипы и искаженные представления и выступать в защиту жертв дискриминации. В Международный день терпимости необходимо находить подтверждение идее о том, что многообразие, воплощенное в мыслях, верованиях и действиях, является ценным даром, а не угрозой. Необходимо стремиться к созиданию более терпимых общин, в жизни которых укоренится этот основополагающий идеал.

Материал подготовила Белорусова В.А. При подготовке материала использованы статьи с сайтов: http://www.calend.ru/holidays/0/0/102/
http://boomerang-kdm.ru/calendar.php?s1=42

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие куль­туры мира на Земле.

В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:

Воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

Обучение пониманию необходимости отказа от насилия,

Использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

Прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существова­ния в различных культурных и социальных контекстах.

Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI-XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и же­стоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах».

Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и со­гласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.

Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению».



В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школьного учителя.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и цен­ностям других людей.

Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важ­но знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потреб­ностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толе­рантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толеран­тного человека. В психологии искреннее сопереживание эмо­циональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в предлагаемой разработке уделено особое внимание.

Толерантность - достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами. Перечисление возможных критериев толерантно­сти или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кон­чая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них доступны лишь подготовленным и заинтересованным наблю­дателям.

7.2.1 Критерии толерантности:

Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим воз­можностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным груп­пам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

Сохранение и развитие культурной самобытности и язы­ков национальных меньшинств;

Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую рассматривают как воплощение толерантности на уровне общества в целом. Многие люди надеются на утверждение этой модели, следуя которой, современное общество сможет разрешить проблемы, связанные с толерантностью. Модель либерального плюрализ­ма предполагает два полюса. На одном - разнообразные убеждения нравственного и религиозного характера, которых придерживаются различные группы внутри общества. На другом - беспристрастное государство, подтверждающее права каждого гражданина на справедливое отношение, включая и право вырабатывать и выражать свои убеждения. Эта модель описывает присущее толерантности сочетание убежденности и согласия: люди получают прибежище для своих убеждений в группах или сообществах, стоящих ниже государства, тогда как принятие мно­гообразия заключено в структуре самого государства.

Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающими потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

В сегодняшней школе классному руководителю необходимо знать, что цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Важными принципами толерантности признаются:

Отказ от насилия , как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности его убеждений. Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто еще не «просвещен».

Умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы.

Толерантность в европейском понимании задает отношения безропотного подчинения законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественным потребностям. Подчинение законам, а не воле властелина или большинства, представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении.

Принятие Другого , который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. И как гласит еще Библия, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Деятельность по формированию установок толерантности нам кажется более успешной при косвенной работе в данном направлении через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели только просветительским путем.

В качестве основных целей обучения правам человека, которое должно носить непрерывный характер (начиная с этапа дошкольного образования), выдвигаются следующие цели:

Воспитание человеческого достоинства;

Формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;

Трансляция знаний о правах человека в национальном и международном измерении;

Воспитание понимания неразрывной связи прав человека и поддержания мира на планете.( Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования// Педагогика.,1999, № 2.С.5)

Важной частью поликультурного образования являются различные системы свободного воспитания, базирующиеся на принципах многофакторности и полифункциональности педагогического процесса. Так, в настоящее время уже получили распространение школы вальдорфской педагогики, диалога культур, педагогики «нового гуманизма».

Обучение толерантности в современной школе включает следующие направления педагогической деятельности:

ü толерантность - признание прав других на жизнь и достоинство;

ü узнавание - доброжелательное осознание присутствия в своей социальной среде представителей других групп;

ü отношение к различиям - признание позитивных аспектов разнообразия;

ü понимание уникальности - умение ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей;

ü дополнительность как принцип отношения к различиям - способность сочетать различия так, чтобы они обогащали и укрепляли общество;

ü взаимность как основание для стремления к сотрудничеству - способность видеть общие, взаимовыгодные для различных групп цели и интересы и добиваться их достижения; культура мира - признание взаимозависимости человеческого существования и универсальности ряда ценностей.

ü осуществление усилий по конструктивному взаимодействию различных социокультурных групп.

Вся работа по воспитанию толерантности должна основываться на следующих подходах:

Личностно-ориентированный:

· признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

· признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

· опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;

индивидуально – деятельностный подход:

· опора на активность, сознательность и самостоятельность;

· ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

· обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

· построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

В основу работы по воспитанию толерантности должны быть положены следующие принципы:

Принцип целенаправленности .

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка).

Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей, развитие интереса к проблеме толерантности, а также ряда других:

· развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;

· четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;

· постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

· ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества

· Учет индивидуальных и половозрастных особенностей Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) (Роберт Кайл. Тайны психики ребенка, СПб-Москва, 2002, стр. 322). При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок). В младшем школьном возрасте: продолжение развития морального мировоззрения, трансформирование толерантности в один из нравственных законов внутри личности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир, развить толерантность как средство предотвращения противопоставленности социальному миру. В юношеский период - духовность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию с социумом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и потребность в самовыражении и самоутверждении и, в то же время напоминать о границах толерантности.

· тщательное изучение особенностей личности воспитанника;

· организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);

· определять методы, приемы и формы воспитания толератности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

· минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности;

· включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальную жизнь

«Воспитание - это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых - от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого - дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель - создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок - чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

. содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
. способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Список литературы:
1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001
4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Трегубова Ольга Ивановна
учитель информатике и ИКТ
МОУ «Нижнесортымская СОШ»
Тюменская обл
Сургутский р-он
ХМАО - Югра