Психологическая помощь психологическое консультирование. Основы психологического консультирования

Психологическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности психолога практика, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Психологическое консультирование, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки для специалиста оказывающего подобные психологические услуги, которые нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях.

Психологическое консультирование это вид профессиональной деятельности психолога ориентирован на психически здоровых, нормальных людей, у которых возникли сложные жизненные психологические обстоятельства, требующие психологической помощи в разъяснении и преодолении этих обстоятельств. Если человек самостоятельно не может справиться с навалившейся психологической проблемой, он обращается к частному психологу - психоаналитику Помазкину Антону Сергеевичу.

Чем психологическое консультирование отличается от психиатрии?

У некоторых наших соотечественников, еще не привыкших к принципам работы капиталистического общества, может сформироваться ложное представление о сути психологических услуг. Сразу возникают страхи по поводу постановки на учет психиатрического диспансера и вытекающих отсюда ограничений. На самом деле, все совсем не так, и индивидуальное психологическое консультирование серьезно отличается от медицинского лабиринта.

Во-первых, психологическое консультирование может носить краткосрочный характер (достаточно нескольких очных или по телефону консультаций с психологом, чтобы человек осознал проблему и самостоятельно с ней справился, руководствуясь информацией, полученной от специалиста)!

Очный или по телефону сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся ровно 50 минут. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, старается вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время психологической консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему. Поэтому вам нужно уже сейчас позвонить мне, частному психологу, психоаналитику и записаться на психологическую консультацию!

Во-вторых, в психологическом консультировании различается подходы к работе, как у психиатров, так и как у психологов-консультантов. Первые дают клиенту, который, скорее, является пациентом, учитывая длительность взаимоотношений, строго медикаментозное лечение.

Психологическое же консультирование - это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода внутренних психологических проблем, а так же связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. И суть психологического консультирования состоит в том, что психолог консультант, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресован исключительно психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития и душевного спокойствия.

Цель психологического консультирования?

Психологическое консультирование зависящее от конкретной психологической задачи и его целей состоит в том, чтобы объяснить клиенту психологическую основу его проблем. Оказываемая психологом консультантом клиенту консультация нацелена на поиск последним собственного направления в жизни с использованием так называемых инсайтов. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни. Обязательно позвоните мне и вы тогда сделаете правильный выбор.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Человек, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и оказывает помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — это психологическая помощь человеку в решении его психологических проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Психологическое консультирование проходит в определенных пространственных и временных условиях, условия которых были изначально обговорены между клиентом и психологом, что считается для повышения эффективности психологического консультирования существенное значение. В качестве наиболее подходящего места для проведения психологического консультирования, является специально оборудованный кабинет позволяющий обеспечить уединённость, удобство и комфорт, в котором отсутствуют элементы, которые могут привлечь излишнее внимание клиента, и отвлекающие его от терапевтического процесса.

Время и пространство, так же имеет большое значение для эффективности и успешности психологического консультирования. Во-первых, у клиента и психолога-консультанта должно быть достаточно времени, и выбор этого времени должен быть сделан правильно, то есть должны быть обеспечены возможности спокойно, не спеша, и «на свежую голову» участвовать в консультативном сеансе. Во-вторых, время самой консультации должно быть правильно организовано, под чем подразумевается чёткое обозначение начала и конца консультативного сеанса, а также наличие этапов консультативного сеанса. Часы на стене или на столе, как важный атрибут кабинета консультанта позволят напоминать всем участникам психологического консультирования о том, что время идёт и им обоим необходимо работать активно и динамично. Идеальная среда для очной психологической консультации является психологический центр на Цветном бульваре. Так же подойдет родная и домашняя обстановка для консультации с психологом по телефону. А вы уже решили когда будете звонить мне?

Задачи психологического консультирования?

Во всех практических случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

  1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся обратившейся человек.
  2. Информирование клиента о сути возникшей у него психологической проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)
  3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой или для этого потребуется дополнительный психологический анализ.
  4. Четкое формулирование рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его психологическую проблему.
  5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических рекомендаций, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.
  6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем, т.е. задача психопрофилактики личности.
  7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. Психолого-просветительское информирование клиента.

В отечественной психологической литературе нет четкого разделения понятий «консультативная психология» и «психологическое консультирование». Иногда они используются как синонимы. На наш взгляд, такое разделение необходимо. «Консультативная психология» является термином для описания отдельной отрасли психологии, тогда как «психологическое консультирование» более правильно использовать при разговоре о наиболее общих аспектах консультативного процесса и его субъектах - психологе и клиенте.

Для четкой дифференциации предмета нужно определить, какое именно консультирование имеется в виду: индивидуальное психологическое, семейное, психолого-педагогическое. Далее по тексту под термином «психологическое консультирование» мы будем подразумевать индивидуальное психологическое консультирование как один из разделов консультативной психологии.

На сегодняшний день индивидуальное психологическое консультирование является одной из наиболее разработанных областей консультативной психологии. Становление консультанта любой специализации начинается с основ, т.е. с изучения теории и практики индивидуального психологического консультирования. Как уже отмечалось, для этого необходимо выяснить, что является предметом психологического консультирования.

О широком предметном поле психологического консультирования свидетельствуют его разнообразные определения. Психологическое консультирование рассматривается как:

  • совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений (лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США);
  • отрасль науки и практики, основными функциями которой являются, во-первых, оказание помощи людям, которые испытывают какие-либо трудности в настоящий момент; во-вторых, профилактика трудностей, которые могут возникнуть в будущем; в-третьих, содействие людям в открытии и реализации их потенциала;
  • профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно осуществляется в системе личность-личность (хотя иногда в нем участвуют более двух человек), для помощи последнему в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера (H.Burks, В. Stefflre);
  • процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, выступающим временно в роли его клиентов (устав Британской Ассоциации Консультирования);
  • помощь индивидууму в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих между собой точек; поиск новых, альтернативных способов совладения с ситуацией, «помощь людям в их помощи самим себе» (М.А. Гулина);
  • восстановление логики индивидуальной жизни клиента и оказание профессионального воздействия, не нарушающего эту логику (Г.С. Абрамова).

Наиболее часто встречающимися в этих определениях являются слова «консультант», «клиент» (как человек, личность), «проблема», «взаимодействие», «помощь», «(раз)решение».

Таким образом, консультирование предоставляет клиенту помощь, направленную на выполнение следующих задач:

  • разрешение актуальных жизненных проблем;
  • развитие, социализацию и самореализацию личности;
  • достижение более полной внутриличностной интеграции путем согласования личных и социальных интересов;
  • выработку альтернативных способов поведения, адекватных определенным жизненным ситуациям;
  • осуществление выбора и принятие ответственности за этот выбор.

Анализ различных понятий консультирования позволяет разделить их на две большие группы, стоящие на позициях: 1) воздействия на клиента; 2) взаимодействия с клиентом. Определения консультирования, ориентированные на воздействие, чаще всего отражают позицию «Психолог лучше знает, что и как вам, пациент, лучше...», хотя и не в такой сильной степени, как в медицине. На наш взгляд, сущностью консультирования как личностно-ориентированной практики является консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии (К. Роджерс), диалогичное (М.М. Бахтин), специфических взаимоотношениях между психологом и клиентом («Я-Ты отношения» в терминологии М. Бубера).

Далее мы будем придерживаться следующего определения. Психологическое консультирование как форма оказания профессиональной психологической помощи - это процесс взаимодействия между профессионально компетентным консультантом и клиентом, ориентированный на научение и личностный рост последнего, в ходе которого консультант с помощью адекватных методов и средств стремится способствовать клиенту узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания со своими целями, чтобы достигнуть более полного и гармоничного «бытия-в-мире».

Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии . В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими психологическими проблемами.

Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое (психокоррекционное, психотерапевтическое) воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи (Елизаров А.Н .).

Под психологическим консультированием понимается профессиональная психологическая помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. При этом в качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, страдающие самыми разнообразными как соматическими, так и нервно-психическими заболеваниями. Эти лица становятся пациентами для консультанта, если они предъявляют проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае, как отмечает Б. Д. Карвасарский (1998), пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. В этом и заключается основное отличие психологического консультирования от психотерапии.

Психологическим консультированием, по мнению другого автора, называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций (Немов, 1999). Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы, возможности и жизненный опыт. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. В этом и заключается основная задача психологического консультирования, считает Немов (1999).

Психологическое консультирование, как отмечает большинство современных авторов, включает в себя диагностику и коррекцию.


Значимость психологической диагностики и психологической коррекции как двух основных составляющих психологического консультировании отмечается, в частности, в определении В.Д. Менделевича. Под психологическим консультированием, пишет автор, подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментально-психологического исследования) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых представлений о различных подходах к их решению, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также повышению его психологической культуры и личностному росту (В.Д. Менделевич, 1998).

Таким образом, считает автор, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния (Менделевич В.Д., 1998).

В качестве пациентов могут выступать здоровые люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. От так называемой «дружеской беседы» психологическое консультирование в этом случае отличается нейтральной позицией консультанта. Широкий круг проблем, которые невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии, проблем, связанных с трудностями формирования, развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных взаимоотношений, социальными девиациями, возрастными кризисами, составляет в этой связи предмет психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

Существующее многообразие разнообразных определений психологического консультирования содержит все же пять основных положений, позволяющих очертить предмет этой дисциплины:

1) Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;

2) Консультирование помогает обучаться новому поведению;

3) Консультирование способствует развитию личности;

4) В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;

5) Основой консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

К основным принципам этой философии относятся следующие три положения :

а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, в процессе консультирования, в отличие, например, от психотерапии, консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно, в соответствии с собственными ценностями и целями, потребностями и стремлениями, решать свои проблемы. В широком смысле, в консультировании принимается тезис о том, что эффективное сегодняшнее существование и положительное отношение есть цель психологической помощи. Отдельные теории подчеркивают значение для кардинальных целей оказания психологической помощи таких ключевых психологических терминов, как самоактуализация (Маслоу), самоэффективность (Бандура), о,кейность (Берн, Харрис).

Существует точка зрения, в соответствии с которой психологическое консультирование проводится и в отношении соматически или психически больных. Хотя психологи-консультанты могут работать с лицами, имеющими какие-либо психические расстройства, предполагается, что при консультировании по личностным проблемам, проводимом с отдельными клиентами или с группами клиентов, в центре внимания находятся текущие проблемы и личностный рост, адаптация и вопросы взаимоотношений, ситуационные кризисы и кризисы развития нормально функционирующих людей.

При этом имеется в виду, что при наличии какого-либо психического расстройства личность, страдающая таким расстройством, может параллельно испытывать определенные психологические трудности, иметь определенные психологические проблемы, которые могут быть связаны или не связаны с сопутствующим психическим заболеванием. Консультирование адресуется не патопсихологической или психопатологической симптоматике, а личности, которая может иметь эту симптоматику. Цель консультирования в этом случае состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

При этом психологическое воздействие, не затрагивая непосредственно патологический процесс, направлено на изменение психологических установок, отношения к заболеванию. По мнению Елизарова, спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

Автор полагает, что термин «Психологическое консультирование» более применим к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъект-субъектного общения, в то время как термин «Психологическая коррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характер откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Елизаров А.Н. считает также, что психологическое консультирование более может быть ориентированно на урегулирование отношений клиента с другими людьми, а психокоррекция - на решение внутренних проблем клиента.

Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:

Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, преимущественная обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование, в частности, стало широко использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.

1. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.

2. Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.

3. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент - здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.

4. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.

5. Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.

6. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии (Елизаров А.Н.).

Таким образом, в самом общем виде, выделяются следующие специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

Консультирование ориентировано преимущественно на клинически здоровую личность;

В качестве консультируемых выступают лица, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также лица, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

Консультирование ориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения;

Эта ориентация основана на убеждении в том, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста;

Консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов, чем на их прошлое;

Консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь;

Консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимоотношениях личности и среды;

В консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя и отклоняется навязывание клиентам его ценностей;

Консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии:

1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного - исследуются сны, ассоциации.

3. Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу.

Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом - склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5 - 6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.

6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности.

Психотерапевт не столь привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, гораздо более далеких от психологии). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии (для того, чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя (Алешина Ю.Е.,1994).

Психологическое консультирование — профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Психологическое консультирование ориентировано на психически здоровых людей, попавших в сложную жизненную ситуацию или желающих улучшить качество жизни.

Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Психолог помогает человеку найти свои внутренние ресурсы, осознать ранее подавленные переживания и стереотипы поведения. На психологической консультации люди понимают причины своих трудностей и учатся с ними справляться.

Существует несколько видов психологического консультирования:

  1. Интимно-личностное консультирование. Предполагается работа с внутренними проблемами и состояниями клиента (поиск смысла жизни, повышенная тревожность, сложности во взаимодействии с людьми и т.д.).
  2. Семейное консультирование. Сюда относится не только непосредственная работа с парами, но и консультирование в добрачный период, а также в период развода. Кроме того, сюда же относят консультирование по вопросам детско-родительских отношений, а также взаимоотношений с родителями и родственниками мужа / жены.
  3. Профессиональное консультирование — это психологическая консультация по вопросам выбора профессии (профориентация).
  4. Организационное (производственное) консультирование направлено на решение вопросов взаимодействия в коллективе, эффективного управления, мотивации персонала и т.д.

Этические принципы психологического консультирования

Психолог-консультант в своей работе придерживается своеобразного "этического кодекса", соблюдение которого позволяет создать максимально безопасную атмосферу для продуктивной работы с клиентом. Ниже перечислены основные положения "Этического кодекса психолога".

  1. Конфиденциальность . Любая информация, полученная от клиента, не может быть передана третьим лицам (даже родственникам и друзьям) без предварительного согласия.
  2. Безоценочное и доброжелательное отношение к клиенту. Консультант внимательно слушает клиента, стараясь понять его и принимая таким, какой он есть, не давая собственных оценок совершённым действиям.
  3. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента , а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым.
  4. Отсутствие советов и готовых решений. Психолог помогает клиенту найти оптимальный для него выход из сложившейся ситуации. Но при этом никогда не даст готовых "рецептов" как поступить.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Отношения психолога-консультанта и клиента носят особый характер и сами по себе имеют некий терапевтический эффект. Поэтому присутствие других отношений между психологом и клиентом (дружеских, родственных, рабочих) является крайне нежелательным. По этой причине психологам запрещается консультировать близких друзей, родственников, супругов.

Существует мнение, что человек "должен" сам решать свои проблемы. Это справедливо для тех случаев, когда он действительно способен успешно это делать. Однако следует помнить, что человек вовсе не "должен" оставаться без помощи, когда она ему необходима. Принять психологическую помощь, тем более оказываемую в качестве профессиональной услуги, вовсе не зазорно. Это поступок сильного человека, заботящегося о своем здоровье, хорошем самочувствии и личной эффективности.

Вопрос № 75 . Психологическое консультирование. Виды и методы психологического консультирования.

«Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессио­нальной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений». «Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированно­го консультанта к клиенту, которое обычно представля­ется как «личность-личность», хотя иногда в нем уча­ствуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Психоаналитическое направление - цели консультирования: Перевести в сознание вытеснен­ный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; рекон­струировать базисную личность.

Адлерианское направление - Трансформировать цели жизни кли­ента; помочь ему сформировать со­циально значимые цели и скоррек­тировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства ра­венства с другими людьми.

Терапия поведения - Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.

Рационально-эмоциональная терапия ( A . Ellis ) - Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и по­мочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.

Ориентированная на клиента терапия ( C . Rogers ) - Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распо­знавания факторов, мешающих росту личности; поощрять от­крытость клиента опыту, уверен­ность в себе, спонтанность.

Экзистенциальная терапия - Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможно­сти; побуждать к принятию ответ­ственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блоки­рующие свободу факторы.

Структура процесса консультирования

1. Исследование проблемы. На этой стадии консуль­тант устанавливает контакт (raport) с клиентом и дос­тигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следу­ет поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблемы. На этой ста­дии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не до­стигнут одинакового понимания; проблема определя­ется конкретными понятиями. Точное определение проблемы позволяет понять ее причины, а иногда ука­зывает и способы разрешения.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные аль­тернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подхо­дящими и реальными, помогает выдвинуть дополни­тельные альтернативы, однако не навязывает своих решений.

4. Планирование. На этой стадии осуществляет­ся критическая оценка выбранных альтернатив ре­шения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалис­тичными с точки зрения предыдущего опыта и на­стоящей готовности измениться. Составление пла­на реалистичного решения проблемы должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разре­шимы. В плане решения проблемы следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалис­тичность выбранного решения (ролевые игры, «ре­петиция» действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит пос­ледовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в дости­жении цели. Клиент должен усвоить, что частичная не­удача - еще не катастрофа и следует продолжать ре­ализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивают уровень достиже­ния цели (степень разрешения проблемы) и обобщают достигнутые результаты. В случае надобности возмож­но уточнение плана решения. При возникновении но­вых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Виды консультирования:

1. По объекту помощи: индивидуальное, групповое, семейное

2. По возрасту: консультирование с детьми, консультирование со взрослыми.

3. По пространственной организации: очное, дистанционное (телефонное, письменное)

4. По характеру проблемы: интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое.

5. По продолжительности: экстренное, краткосрочное (от 2 до 5 сеансов), долгосрочное.

6. По моменту оказания помощи: кризисное, развивающее.

ПК включает в себя следующие направления деятельности:

1. Профориентационное консультирование , целью которого является помощь людям в выборе профессиональной деятельности. Профессиональное консультирование проводится как с подростками, так и со взрослыми людьми, изменяющими сферу профессиональной активности.

2. Оргконсультирование , предметом которого является помощь в решении проблем, связанных с деятельностью организаций, формирование оптимальной системы взаимоотношений в коллективе, определение наиболее эффективных методов управления работой персонала и т. д.

3. Семейное консультирование , предметом которого являются взаимоотношения между членами семьи и работа может осуществляться как целиком с семьей, так и с отдельными ее членами.

4. Собственно психологическое консультирование , предметом которого является помощь человеку в решении его личных психологических проблем разного содержания.

ПК представляет собой специальный вид деятельности и потому должно осуществляться с соблюдением соответствующих норм.

Рамки ПК могут быть гораздо менее жесткими, чем рамки терапии и во многих случаях консультации по каким-то очень конкретным и узким вопросам могут быть вполне уместны и эффективны вне специально организованной деятельности, однако подобное касается лишь незначительного круга вопросов. В целом желательно сохранение обычных профессиональных ограничений.

ПК – это вид деятельности, которым могут заниматься психологи и социальные работники, имеющие специальную подготовку.

Клиентами консультирования могут быть люди, начиная с 14 – 15 лет при сохранении здоровых личностных структур.

Консультант может эффективно работать только в пределах достаточно устойчивой нормы психического здоровья, что позволяет человеку опираться на зрелые личностные образования и решать проблему в основном на рациональном уровне.

Принципы психологического консультирования:

    Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

    Ориентация на нормы и ценности клиента.

    Запрет давать советы.

    Анонимность.

    Разграничение личные и профессиональных отношений.

    Включенность клиента в процесс консультирования.

    Непосредственно процесс консультирования состоит из 4 этапов:

    Знакомство с клиентом. Установление контакта.

    Расспрос клиента

    Коррекционное воздействие

    Завершение беседы

Свойства личности консультанта

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: Georg, Cristiani, 1990):

Проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. }