Как расшифровывается зун в образовании. Проблемы образования и их решение

Как знания, умения и навыки влияют на обучение и развитие ребенка и почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?

Основа основ: Знания. Умения. Навыки

К сожалению, далеко не все родители свободно ориентируются в педагогических понятиях. Даже больше - не все понимают, зачем это им вообще нужно. А зря. Неправильно думать, будто отдав ребенка в школу, вы скидываете с себя ответственность за его обучение. Вы - такой же учитель для него, как и школьные педагоги, даже более близкий, а зачастую и более авторитетный.

И зная хотя бы о базовых понятиях педагогики, вы сможете не только следить за развитием своего ребенка, но и помогать ему преодолевать трудности на пути обучения.

Для начала поговорим о самом понятии обучения и связанной с ним аббревиатурой, неясной большинству родителей - ЗУН. Что же скрывается за этими тремя буквами и почему о них говорят все педагоги?

Обучение и ЗУН - разбираемся с терминами

Не углубляясь в научную терминологию, можно сказать, что обучение - это процесс, направленный на усвоение учениками определенных знаний, умений и навыков. Вот и секрет аббревиатуры ЗУН - это и есть знания (З), умения (У) и навыки (Н).

Естественно, у обучения есть и более дальновидные цели: формирование мировоззренческих позиций, развитие умственных способностей и раскрытие потенциальных возможностей учеников. Но в самом начале - всегда ЗУН. С этим разобрались, но что же представляет собой каждый компонент по отдельности, как они связаны и что дают ребенку?

Что такое знания

Разные теоретики дают разные определения понятия «знание». Для одних это - воспроизведение определенных аспектов реальности, для других - отображение этой же реальности, для третьих - умение оперировать теоретическими обобщениями. Если по-простому, знание - это способность понимать, сохранять и воспроизводить определенные факты.

Приведем пример: когда ваш ребенок начинает изучать алфавит, он формирует именно знание о буквах, а затем - знание о том, что их можно складывать в слоги и слова.

Казалось бы, знания - это, безусловно, хорошо. Ребенок знает буквы, таблицу умножения и математические формулы. Но есть одна загвоздка, о которой говорит известное выражение - без практики теория мертва. Знания - отличный тренажер для мозга и инструмент познания окружающего мира, но сами по себе они еще не приносят видимой пользы. А чтобы приносили, они должны плавно переходить в… умения!

Что такое умения

Умения - это способность применять полученные знания на практике. Это необходимый этап интегрирования знаний в практическую жизнь.

Когда ребенок знает буквы, он учится складывать их в слова и читать. В этом случае чтение становится умением, вытекающим из ранее полученных знаний.

Умения - это тоже хорошо. Ребенок учится применять собственные знания и глубже познает мир. Умения - это всегда сознательные способности, требующие приложения определенных усилий. Можно ли сделать их бессознательными? Конечно, можно - для этого умения должны перерасти в… да, вы правильно догадались - в навыки!

Что такое навыки

Навыки - это умения, доведенные до автоматизма. Ребенок использует полученные знания уже на бессознательном уровне и действует, даже не задумываясь.

Любой процесс обучения направлен на постепенное освоение всех трех компонентов в их логической последовательности: сначала знания - потом умения - затем навыки. Эта схема работает и способствует полноценному усвоению учебного материала. Но вы можете использовать ее и дома - с готовкой, уборкой или творческими занятиями.

Несмотря на кажущуюся простоту, процесс обучения сложен и многогранен. Некоторые умения и навыки формируются годами, а на их совершенствование может уйти вся жизнь. Кроме того, некоторые навыки могут быть вообще недостижимыми - например, не всем дается живопись или игра на пианино.

Как ЗУН влияют на развитие ребенка

Очевидно, что ЗУН как основа процесса обучения непосредственно влияет на развитие ребенка. Более того, сам процесс усвоения ЗУН сопоставим с общим развитием любых способностей человека, таких как:

1) восприятие объекта;

2) узнавание, осмысление и поиск связи с другими объектами;

3) воспроизведение полученной информации (на уровне знаний, умений и навыков);

4) применение новых ЗУН, включение их в собственную картину мира;

5) творческая деятельность на основе приобретенных ЗУН.

Однако стоит отметить, что традиционная школьная модель образования часто игнорирует последнюю, творческую, составляющую процесса обучения. А ведь она учит ребенка эффективно действовать в непредвиденных ситуациях, искать новые пути решения проблемы и проявлять креативность.

Именно поэтому лучше всего позаботиться о дополнительных занятиях для ребенка, которые заполнят пробелы школьного образования. С этой целью отлично справятся курсы ментальной арифметики или мегаскорочтения .

О том, что еще вы можете сделать для полноценного развития ребенка и о каких педагогических понятиях стоит знать каждому родителю, читайте на сайте

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание : определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий . Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

2002 г.

ТРИЗ организация «Восхождение»,

Россия, МО, 140185,
г. Жуковский, а/я 272
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Материал V-ой региональной научно-практической конференции «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ» 24-26 июня 2002г.,
г. Челябинск.

Актуальность.

Растет динамика изменений в различных областях жизнедеятельности человека. Стремительно меняются геополитические, экономические, социальные и другие условия. Наблюдаются процессы активной трансформации общественных ориентиров и жизненных ценностей. Естественно, эти изменения не обходят стороной и систему образования, испытывающую сегодня значительные трудности в реализации возложенной на нее социальной функции. Каковы причины возникновения проблем в системе образования? Где выход из сложившейся ситуации? Каков перспективный путь развития системы образования? Ответы на эти вопросы и предлагается рассмотреть в этом материале.

Ключевая проблема современного образования.

Существенное рассогласование между предлагаемой образовательной услугой и потребностью общества — одна из особенностей современного состояния системы образования.

Система с трудом обеспечивает оперативность жизненно важного для общества образования. Результатом данного рассогласования является наличие у системы образования множества проблем, вытекающих одна из другой, например:

  • неактуальность предлагаемого образования;
  • отсутствие мотивации обучающихся к образованию;
  • падение дисциплины;
  • снижение уровня и качества образования;
  • падение рейтинга системы образования;
  • снижение обеспечения системы образования ресурсами: финансовыми материальными, человеческими, управленческими, информационными и др.

Таким образом, одной из ключевых проблем современной системы образования является рассогласование между предлагаемым и необходимым обществу образованием.

Анализ проблемы.

С целью поиска решения задачи рассогласования между предлагаемым и необходимым образованием, попробуем разобраться в этой проблеме.

Для начала приведем определение понятия «образование», записанное в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996), на которое в дальнейшем будем опираться.

«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» .

Из определения следует, что образование есть совокупность двух составляющих: воспитания и обучения . Тогда формулы процесса и результата образования могут быть представлены в следующем виде:

Формула процесса образования:
Образование = воспитание + обучение
Формула результата образования:
Образован = воспитан + компетентен

Образование является неотъемлемой характеристикой любого общества. От воспитанности человека зависит результат его согласованности с собой и окружающим миром. От компетентности человека зависит результат решения стоящих перед ним задач. Образованность (воспитанность и компетентность) каждого члена общества в сумме и определяют уровень образованности общества, а это качество является основой текущей и дальнейшей жизни общества.

Новые задачи — условие развития общества.

Одно из условий развития общества — это успешное решение новых, ранее неизвестных задач. Разделим жизненно важные задачи, способные развивать общество, на два вида: внешние и внутренние. К внешним задачам развития общества отнесем проблемы, привнесенные извне (природные катаклизмы, военное вторжение, экономическая блокада и пр.). К внутренним задачам развития общества — проблемы, возникшие внутри и связанные с изменением условий и/или целей. В ходе решения новых проблем в обществе модернизируются известные системы или возникают новые, например, была создана современная система образования.

Главная и рабочая функции системы образования.

Рассмотрим условия возникновения системы образования. Основой сохранения и повышения жизненного уровня общества являются ее образованные члены.

Образование далекого прошлого основывалось на процессе копирования деятельности: молодое поколение наблюдало и повторяло то, что делали взрослые. В прошлом темпы развития общества и темпы получения образования методом копирования были согласованы, поэтому новое поколение успевало пробрести образовательные навыки, соответствующее уровню развития общества.

Со временем, когда темпы развития общества увеличились, потребовалось большее количество образованных людей соответствующих достигнутому социальному уровню. Однако образование, основанное на методе копирования деятельности, уже не успевало давать обществу необходимое количество образованных людей требуемого уровня. В обществе возникло противоречие между потребностью общества сохранять и повышать достигнутый жизненный уровень и отсутствием образованных людей, способных обеспечить эту потребность . Разрешением этого противоречия является создание современной системы образования с конкретными функциями.

Главная функция системы образования:
сохранять и повышать жизненный уровень общества через образование (воспитание и обучение) его членов.
Рабочая функция системы образования:
готовить образованных (воспитанных и компетентных) членов общества соответствующего уровня развития.

На начальном этапе своего становления система образования успешно справлялась с поставленной перед ней задачей. Для этого ей было достаточно выполнять свою рабочую функцию: готовить образованных членов общества соответствующего уровня. Главная функция системы образования — сохранять и повышать жизненный уровень общества, выполнялась автоматически т.к. предлагаемое образование было актуальным для членов общества. Полученное ими образование было востребовано и приветствовалось обществом.

Факторы рассогласования.

В последующий период темпы развития общества были таковы, что система образования успевала изменять содержание образования и обеспечивать новые требования общества к образованию своих членов. Со временем, под воздействием различных факторов вновь возникло рассогласование между быстрым темпом развитием общества и темпами развития системы образования. К наиболее существенным факторам, вызвавшим рассогласование межу обществом и системой образования можно отнести два:

  1. фактор со стороны общества — это постоянно меняющаяся техническая оснащенность общества, позволяющая увеличить темпы его развития,
  2. фактор со стороны системы образования — это длительно не менявшаяся и сегодня морально устаревшая модель образования, переставшая справляться с новыми требованиями общества

ЗУН-модель образования и развитие общества.

Традиционную систему образования обычно представляют следующей моделью:

Знания —> Умения —> Навыки («ЗУН»).

Образовательная модель «ЗУН» статична и линейна, т.к. находится в большой зависимости от имеющихся в ее образовательном арсенале накопленных знаний. Пополнение образовательного арсенала системы образования исторически определяет надсистема — общество, создавшее систему образования. Такая технология обеспечения системы образования необходимыми знаниями была оправдана при незначительных темпах развития общества, требующего только воспроизводства образования ее членов. Образовательного ресурса, вложенного обществом в систему образования, было достаточно для обеспечения жизнедеятельности общества. В настоящее время темпы развития общества, как отмечалось ранее, резко возросли.

Если внимательно посмотреть на ЗУН-технологию, то можно обнаружить, что образовательная модель «ЗУН» — это механизм обеспечения рабочей, но не главной функции системы образования, т.е. система образования нацелена только на подготовку членов общества заданного уровня, но не ставит перед собой генеральной задачи: сохранять и повышать жизненный уровень общества.

Традиционная система образования, работая по образовательной модели «ЗУН», естественно отчитывается перед обществом только заданными обществом (государством) ЗУНами образованных (воспитанных и обученных) ею членов общества. В качестве своих достижений система образования демонстрирует обществу отдельные прикладные результаты применения предоставленных ЗУНов. Ситуация подобна той, когда стрелок по мишеням, отчитывается перед членами команды многоборцев количеством сделанных выстрелов и изредка результатами попадания в цель. Обстоятельство, в котором система образования выполняет только свою рабочую функцию, постепенно отражается в виде проблем общества, а затем бумерангом еще больших проблем возвращается в саму систему образования. Возникает вопрос: «Какие же ЗУНы должны лежать в основе системы образования?».

Виды ЗУНов и их влияние на развитие общества.

Говоря о развитии, мы говорим о качественном изменении
чего-либо во времени. В связи с этим, изучая проблему развития системы образования, мы должны учитывать временную характеристику ЗУНов и ее влияние на развитие общества. В качестве временных характеристик будем использовать: «прошлое», «настоящее», «будущее».

ЗУНы прошлого. Если система образования предлагает образование, в основе которого только ЗУНы прошлого этапа развития общества, то такая ситуация постепенно приведет общества к остановке и даже откату

на ранее пройденный уровень развития. Однако члены общества, а затем и само общество, почувствовав рассогласование между предлагаемым и необходимым в новых условиях образованием, постепенно откажутся от системы образования, предлагающей морально устаревшее образование. Такая ситуация чревата серьезными проблемами для системы образования. Об этих проблемах было уже сказано выше. Процесс, при котором система образования предлагает обществу морально устаревшее образование, назовем «процесс отстающего образования» .

ЗУНы настоящего. Если система образования предлагает современный уровень образования, в основе которого ЗУНы настоящего этапа развития общества, то при быстрых темпах развития общества, «ЗУНы

настоящего» быстро перейдут в категорию «ЗУНы прошлого». Активно развивающемуся обществу уже завтра потребуется новое образование, в основе которого должны лежать будущие достижения общества. Даже если система образования будет идти в темпе развития общества, то существующий механизм образовательной модели «ЗУН» все равно будет работать с запозданием, т.к. для его запуска и работы требуется обновление образовательного арсенала, а он обновляется обществом (государством) и на это требуется время. Ситуация напоминает бег белки в колесе: движение белки есть, а поступательного перемещения колеса нет. Процесс, при котором система образования предлагает обществу современное образование, назовем «процесс сателлитного образования» .

ЗУНы будущего. Если система образования предложит необходимое обществу ее будущее образование, т.е. ЗУНы ближайшего этапа развития общества, то общество будет иметь возможность ставить и успешно решать задачи

будущего дня. Для этой ситуации образовательная модель «ЗУН» перестает работать, т.к. в ней неизвестны ЗУНы будущего. Возникает противоречие: нужны ЗУНы будущего (новые знания и умения), а объективно имеются только ЗУНы настоящего (известные знания и умения) .

Нужна другая, принципиально новая, модель образования, способная успешно разрешить это противоречие. Процесс, при котором система образования предлагает обществу будущее образование, назовем «процесс опережающего образования» .

Какой должна быть новая модель образования, способная иметь новые, еще неизвестные знания?

ЗУН + ПТД — модель перспективного образования.

Статичная и линейная образовательная модель «ЗУН», не решающая своей задачи в новых динамично меняющихся условиях жизни общества, в соответствии с законами развития систем, должна согласоваться с этими условиями и тоже стать динамичной. Для этого в технологию образования надо ввести процесс производства новых знаний. Как известно, новые знания появляются в результате познавательной и творческой деятельности. В процессе познавательной деятельности новые знания добываются, в процессе творческой деятельности новые знания создаются. Обе деятельности базируются на уже имеющихся знаниях. Отсюда следует новая образовательная модель.

ЗУН + ПТД => нЗУН

где ЗУН — известные знания, умения, навыки,
П — познавательная деятельность, Т — творческая деятельность, Д — деятельность; нЗУН — новые знания, умения, навыки.

В результате познавательно-творческой деятельности появляются новые знания, являющиеся основой для новых умений и навыков. Новая модель образования «ЗУН+ПТД» по сравнению с моделью «ЗУН» обладает качественно новыми свойствами: динамичностью и

цикличностью (у «ЗУН» — статичность и линейность). Качественно новые свойства позволяют рассматривать систему образования как саморазвивающуюся систему.

Образовательная модель «ЗУН+ПТД» — модель перспективного образования, т.к. дает системе образования перспективные возможности: система образования сама создает необходимый обществу образовательный ресурс, сама активно влияет на сохранение и повышение жизненного уровня общества.

Таким образом, модель перспективного образования действительно позволяет системе образования выполнять свою главную функцию: сохранять и повышать жизненный уровень общества через процесс опережающего образования (воспитания и обучения) его членов.

Заключение.

Эра опережающего образования еще не наступила, но признаки ее появления уже имеются. Модель перспективного образования «ЗУН+ПТД» постепенно начинает наполняться конкретными образовательными механизмами. В прогрессивных образовательных учреждениях системы образования разрабатываются, проверяются и внедряются новые образовательные технологии, в основе которых познавательная и творческая деятельность всех участников образования.

ТРИЗ-образование — одна из образовательных технологий, использующая модель перспективного образования .

Литература

  1. Управление качеством. Руководящие указания по обучению. /Международный стандарт ISO 10015:1999.
  2. Педагогическое ВОСХОЖДЕНИЕ: Сборник статей по «Педагогике Согласований». — Жуковский, 1998. — 35 с.
  3. Современный словарь иностранных слов — М.: Рус. яз., 1992.-740 с.

Закон Российской Федерации “Об образовании” - от 5 января 1996 г.
Компетентность - применение знаний, навыков и качеств в деятельности
Сегодня для системы образования «соответствующий уровень развития» определяется государством.
Сателлит [< лат. satelles (satellites) телохранитель; спутник; сообщник] - 2) зависимое, подчиненное лицо, исполнитель чужой воли, приспешник .

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание : определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий . Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.


Знания, умения и навыки - взаимосвязь

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.


Усвоение знаний - результат

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.

Первые знания ребенок получает в младенчестве

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.

Формирование знаний продолжается практически всю жизнь

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Как формируются навыки - схема

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.


Формирование навыков работы с ножницами

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.


Теория развития умений

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

  • Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
  • Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
  • Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
  • Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
  • Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.


Развитие умений на уроках труда

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

  • 1 группа – условия мотивации действий учащихся;
  • 2 группа – условия обеспечения корректного выполнения действий;
  • 3 группа – условия отработки, воспитания желаемых свойств;
  • 4 группа – условия превращения и поэтапной отработки действия.

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет).


Обучение и воспитание- разницы

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.


Что такое мотивация - определение

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.


Школьное обучение - начало комплексного формирования знаний, умений и навыков

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

Похожие материалы