Диагностические варианты егэ по обществу

Диагностические и тренировочные работы по обществознанию. 9 класс, подготовка к ОГЭ.

1 вариант

Часть 1.

    Наличие в России Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ является признаком:

А. верховенства закона Б. разделения властей

В. Свободы средств массовой информации Г. Политического плюрализма

    Верно ли, что: а) к социальным нормам относятся обряды и традиции; б) социальные нормы всегда контролируются государством?

3.Верно ли, что: а) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; б) органы местного самоуправления подконтрольны и подотчетны только местному населению?

А. верно только а Б. верно только б

В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны

4.Законы РФ запрещают:

А. критику Правительства РФ Б. участие в политических диспутах

В. поддержку оппозиционных движений Г. пропаганду политического экстремизма

5.Верно ли, что; а) патриотизм – высшее проявление гражданственности; б) патриотизм – качество, свойственное каждому гражданину страны?

А. верно только а Б. верно только б

В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны

6.Какая из социальных норм обеспечивается силой государственного принуждения?

А. традиция Б. закон

В. обычай Г. мораль

7.Верно ли, что а) согласно Конституции РФ владеть собственностью могут только частные лица; б) в РФ все формы собственности равноправны?

А. верно только а Б. верно только б В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны

8.В приведенном списке указаны черты сходства абсолютной и конституционной монархии и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства и черт отличия. Ответ запишите в виде цифр (например 1,2,3,4)

    Законодательная власть сосредоточена в руках монарха

    Глава государства – монарх

    Ответственность правительства перед парламентом

    Передача власти по наследству.

Часть 2.

Ключевой элемент демократии – полноправие граждан.

Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т.д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.

Другой общепризнанный показатель демократии – власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен – идет ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании. Однако здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.

Демократические свободы должны так же способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений – без расчета на каких то властителей. Носители разнообразных социальных интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуются «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан – более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага. По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру

    Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте. Назовите любые три элемента.

    С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.

Диагностическая работа по обществознанию. 9 класс

2 вариант

Часть 1.

    Государство, в котором высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина:

А. федеративное Б. социальное

В. светское Г. правовое

    Политико-правовая связь человека и государства:

А. правовая норма Б. моральная норма

В. гражданство Г. идеология

3.Естественные права человека:

А. социальные и культурные Б. экономические

В. политические и гражданские

Г. все включенные во Всеобщую декларацию прав человека

4.Верно ли, что а) становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства; б) в гражданском обществе возникают многочисленные и разнообразные объединения0 общественные организации?

А. верно только а Б. верно только б

В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны

5.Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов:

А. выборы Б. пикет

В. референдум Г. митинг

6.Что относится к признакам тоталитарного режима?

А. отсутствие всякой легальной оппозиции власти

Б. свобода средств массовой информации

В. разделение властей на три ветви

Г. многопартийная система.

7.Верно ли, что; а) в Конституции РФ Российская федерация провозглашена федеративным государством с республиканской формой правления; б) Конституция РФ закрепляет приоритет частной собственности?

А. верно только а Б. верно только б

В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны

8.В приведенном списке указаны черты сходства и различия парламентской и президентской республик и их отличия. Выберите и запишите сначала черты сходства, а затем черты отличия.

1.является демократической формой правления

2.президент имеет право вводить чрезвычайное положение в стране

3. президент имеет право вето на законы, принятые парламентом

4.органы власти формируются выборным путем

Часть 2.

Слово «демократия» с древнегреческого буквально переводится как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право граждан на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла.

Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике (наличия различных движений, партий, идеологий) и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, живописи и т.д.

Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счете, принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции.

Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а так же осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти.

Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры.

К.С. Гаджиев

    Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    Назовите любые три признака, которые, по мнению автора, свойственны демократическим выборам.

    Какой признак демократического правления назван в тексте главным? Как он влияет на права граждан?

    В тексте говорится, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах общества. Используя текст и обществоведческие знания, проиллюстрируйте тремя примерами многообразие в обществе.

«РЕШУ ЕГЭ»: обществознание . ЕГЭ - 2017: задания, ответы...

Демонстрационная версия ЕГЭ по обществознанию 2018 года с решениями. СтатГрад : Тренировочная работа по обществознанию 13.10.2017 с решениями: вариант ОБ10103 .

Soc-ege.sdamgia.ru > «РЕШУ ЕГЭ»:

Вариант об10103 ответы обществознание статград

статград об10903 2014 ответы - Вариант 2015 issuu is a digital publishing platform that makes it simple to publish magazines, catalogs, newspapers, books, and more online. об10503 2016 об10103 easily share your publications get. обществознание об10103 записывайте статград : 15.

Udhlc.naieuk.delohosting.ru > Вариант об10103 ответы

СтатГрад : Тренировочная работа по Обществознанию 11 класс...

Кимы (задания) и Критерии (официальные ответы с объяснениями) на СтатГрад : Тренировочная работа по Обществознанию 11 класс - 13.10.2017 Дата проведения: 13.10.2017.ОБ10103 .

Otvet.one > СтатГрад: Тренировочная

ЕГЭ 2018 по обществознанию - пробные и реальные тесты...

Общество . Обществознание - подготовка к ЕГЭ: реальные варианты ЕГЭ 2017.02.11.2017 Тренировочная работа Статград ЕГЭ 2018 по обществознанию , 13.10.2017 (1935).

Ctege.info > ЕГЭ 2018 по обществознанию -

Диагностические и тренировочные работы. Обществознание .

Досрочный экзамен 30.03.2016, реальный вариант № 107. 11 класс. Обществознание .Обществознание . Тренировочный вариант № 2 (изд. "Просвещение") с ответами.

Alleng.ru > Диагностические и

статград обществознание 11 класс вариант об10103 ответы kydi...

Таблицы по обществознанию (общество , право, культура).11 класс вариант об10103 статград ... с кратким ответом 11- Обществознание . 9 класс... работы по обществознанию ...

Osyxe.icaga.xn--80acbifq1bh1a.xn > статград обществознание 11

Тренировочная работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Тренировочная работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 класс. 17 сентября 2015 года Вариант ОБ10103 СтатГрад СтатГрад запрещена.

Balakovososh2.edusite.ru > Тренировочная работа по

Ответы к заданиям | Обществознание . 11 класс. Вариант ОБ10303

Обществознание . 11 класс. Вариант ОБ10304. Ответы к заданиям.© СтатГрад 2015−2016 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена.

Yar56sh.edu.yar.ru > Ответы к заданиям |

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | Библиотечка СтатГрад

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ . Библиотечка СтатГрад . Подготовка к ЕГЭ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.Оно содержит варианты диагностических работ по обществозна-. нию, содержание которых соответствует контрольно-измерительным материа

Gorbunovs.ru > ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ |

ответы на егэ статград обществознание 11 класс вариант об...

Обществознание · Литература... СтатГрад : Тренировочная работа по информатике 28.01.2016 с решениями: вариант ИН10303. ... ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ , 11 класс. ... ответы по обществознанию 11 класс вариант об 10103 . (ответы 903 ...

Guro.oveco.danne-clinic.ru > ответы на егэ статград

Кимы и ответы СтатГрад обществознание

Good-answers.ru > Кимы и ответы СтатГрад

Задания и ответы на обществознание 11 класс...

в pdf Zadanie_OB11_04022016 (1) Тренировочная работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 класс 4 февраля 2016 года Вариант ОБ10301 ВыполненаУведомление: статград обществознание 2016 огэ.

Parmenidescenter.com > Задания и ответы на

статград по обществу 11 класс 2014 2015 год вариант об10103

обществознание 11 класс вариант об10103 2014 ... по обществознанию 11 ... 2014-2015 учебный год для 8- 11 ... ответы на статград по обществу 11 ...Досрочный ЕГЭ 2014 по обществознанию : варианты , задания, ответы и... Тренировочная работа МИОО №3 по...

Amaz.uhuv.bimakab.go.id > статград по обществу 11

статград 11 класс обществознание 10103 ... - afev.eqyf.vyhod.ru

Обществознание 11 класс... вариант .. обществознание вариант .. статград вариант 10103 .. статград ... ... согласия СтатГрад Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в... ... решения и ответов на диагностическую работу по обществознанию 11 класс...

Afev.eqyf.vyhod.ru > статград 11 класс

Обществознание 11 класс вариант об10103 статград – Telegraph

Оно является процессом самопознания: общество познает само себя, ученые включены в общественную жизнь, которую они изучают.Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание . Объем этих прав зависит от формы собственности: общей, частной или...

Telegra.ph > Обществознание 11 класс

11 класс

Выполнена: ФИОкласс

Желаем успеха!

Часть 1

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «прогресс»:

1) социальная реформа ; 2) модернизация ; 3) стагнация ; 4) рост продолжи- тельности жизни ; 5) падение уровня образования ; 6) рост уровня благосостояния населения .

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о тенденциях в развитии образования и запишите

цифры , под которыми они указаны.

1) Тенденция гуманизации проявляется в снижении числа домашних работ для учеников.

2) Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.

3) Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.

4) Появление таких форм обучения как дистанционное образование, является проявлением тенденции интернационализации.

5) Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации.

5

Установите соответствие между видами глобальных проблем и их конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЕ ВИД

ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

А) Масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые.

Б) Глобальное изменение климата.

В) Высокий уровень концентрации массо- вой бедности и нищеты в странах Тропической Африки.

Г) Сокращение биоразнообразия Земли.

Д) Ограниченность природных запасов углеводородного сырья.


1) экологические проблемы

2) проблема «Север-Юг»

3) энергетическая проблема

А Б В Г Д

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

которыми они указаны.

1) Коммерчески успешной может быть только массовая культура.

2) Элитарная культура прежде всего проявляется в самореализации художника и не ориентируется на широкую аудиторию.

3) Возникновение массовой культуры связано с появлением и распространением таких СМИ, как радио и телевидение.

4) Элементы народной культуры не используются в массовой культуре по причине отсутствия к ним интереса у широкой аудитории.

5) Одной из функций массовой культуры является рекреационная функция.

6) В современных произведениях искусства часто синтезируются элементы массовой, народной и элитарных культур.

7

Страна Z переживает сложный период в экономике. Какие факты свидетельствуют о том, что в стране наблюдается экономический спад? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) В стране наблюдается высокий уровень занятости населения.

2) Банки сокращают кредитование потребителей.

3) В производстве наблюдается снижение производственных мощностей.

4) Наблюдается устойчивый рост ВВП.

5) Качество жизни населения показывает самый высокий уровень за последнее десятилетие.

позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

ПРИМЕР ТИП БЕЗРАБОТИЦЫ

А) Выпускник ВУЗа не может найти работу по специальности.

Б) Менеджер решил найти более высокооплачи- ваемую работу, после увольнения с прежней находится в поиске выгодного предложения.

В) Сотрудники парка аттракционов в примор- ском городе вынуждены искать источники дополнительного дохода в холодное время года.

Г) Строители дачных домиков не могут найти работу в зимний период.

Д) Секретарь-референт уволилась, чтобы пройти курсы переквалификации и найти работу специалиста.


1) фрикционная

2) сезонная

В стране N – командный тип экономической системы. Какие факты из приведённого списка свидетельствуют об этом? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Экономические пропорции устанавливаются централизованно.

2) Основные средства производства принадлежат государству.

3) Цены на товары определяются соответствием спроса и предложения.

4) производители сами решают, какое количество товара надо произвести

5) В стране законодательно гарантируется многообразие форм собствен- ности.

6) Ресурсы распределяются между производителями централизованно. Ответ:.

Выберите верные суждения о видах социального взаимодействия и запишите

цифры , под которыми они указаны.

1) Взаимоуважение осложняет сотрудничество.

2) Сотрудничество направлено на достижение совместной цели.

3) Успешное взаимодействие обеспечивает укрепление сотрудничества.

4) Столкновение несовместимых взглядов индивидов приводит к конку- ренции.

5) Неравенство в уровне доходов и потребления между богатыми и бедными, нестабильность экономического, политического и социального развития неизбежно ведут к конфликтам на различных уровнях.

6) Если каждая сторона получает то, что считает приемлемым, возникает конфликт.

Интернет-изданием был проведён опрос среди молодых людей крупных городов страны Z на тему: «Распределение основных ценностей молодых людей». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приоритетным для молодых людей является достижение материального благополучия в жизни.

2) Большинство опрошенных считают, что получение профессионального образования необходимо молодому поколению.

3) Пятая часть опрошенных связывают основные ценности с удачной деловой карьерой.

4) Половина опрошенных не связывают стремление получать удовольствие от жизни с получением образования и профессии.

5) Профессиональное образование интересует в качестве основных ценностей примерно треть опрошенных.

Выберите верные суждения о типах политических партий и запишите

цифры , под которыми они указаны.

1) Политические партии в зависимости от участия в осуществлении власти делятся на оппозиционные и правящие.

2) Реформистские партии стремятся к высоким темпам преобразований с использованием нелегальных методов борьбы.

3) Кадровые партии отличает многочисленность и систематическая работа в парламенте.

4) По идеологической направленности партии делятся на консервативные и либеральные.

5) Правые партии выступают за незыблемость существующего общественного порядка.

ФУНКЦИЯ СУБЪЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Б) принятие решения об отставке Прави- тельства Российской Федерации

В) выражение согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации

Г) назначение на должность и освобож- дение от должности заместителя Предсе- дателя Счётной палаты

Д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безо- пасности


1) Совет Федерации

2) Государственная Дума

3) Президент РФ

4) Правительство РФ

Государство N является парламентской республикой. Какие из приведённых признаков характеризуют форму правления в государстве N? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Президент государства определяется процедурой всенародного голосования.

2) Формирует правительство глава фракции, имеющей парламентское большинство.

3) Правительство несёт ответственность перед парламентом.

4) Президент сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров.

5) Президент имеет право роспуска парламента.

6) Парламент может вынести вотум недоверия правительству. Ответ:.

Установите соответствие между примерами правовых санкций и видами юридической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) выговор Б) штраф

В) лишение специального права Г) конфискация

Д) увольнение


1) дисциплинарная

2) административная

Найдите в приведённом списке полномочия Конституционного суда РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

2) надзор за деятельностью судов общей юрисдикции

3) толкование Конституции Российской Федерации

4) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации

5) рассмотрение дел в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций

6) обобщение судебной практики, анализ судебной статистики Ответ:.

(А) Предприятия обычно подразделяют свои финансовые средства на оборотные средства и инвестиции. (Б) Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала в объекты деятельности с целью получения дохода. (В) Различают внутренние и внешние инвестиции. (Г) На данный момент экономическая ситуация такова, что делать долгосрочные инвестиции рискованно. (Д) Большинство финансовых структур опасаются делать вложения в венчурные предприятия.

1) фактический характер;

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Преодоление противоречий в (А) через овладение соответствующими способами её выполнения (умениями, навыками, приёмами, знаниями) ведёт к (Б) и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения (В) принадлежит обучению и (Г) . Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и (Д) ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. В формировании (Е) существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии.

Пропущенные элементы:

1) воспитание

2) деятельность

3) личностный

4) качественный

5) индивид

6) личность

7) развитие

9) потребность


Продуктивный диалог между гражданскими объединениями и властью в продвинутой форме может вести к тому, что граждане добиваются права участвовать в принятии решения по вопросам, имеющим важное общественное значение. Но получить такое право могут лишь те, кто действительно отстаивает значимые общественные, гражданские интересы, кто вступает в диалог с властью, вооружённый всей полнотой информации по интересующему и граждан, и власть вопросу, кто имеет по нему проект согласованного и реалистического решения.

Вместе с тем важно отметить, что в некоторых развитых демократических странах наметился процесс законодательного оформления гражданского участия. Так, например, принятый в ФРГ Закон «О содействии городскому планированию» устанавливает, что любые инновации в городах должны проводиться при непременном согласовании с горожанами и гражданскими объединениями с тем, чтобы не ущемлялись интересы собственников, арендаторов и пользователей (земли, домов или строений). Конечно, сам процесс согласования может быть выхолощен бюрократией или крупными предпринимателями, заинтересованными в инновациях. Но законом именно признаётся легитимность гражданского участия в этих процессах; более того, никакие новационные проекты градостроительства не утверждаются вышестоящими органами власти без соответствующей санкции гражданских организаций.

Одна из идеологем демократического общества заключается в представ- лении, что это – общество активных лояльных граждан, поддерживающих существующую политическую систему, имеющих право и политические средства влиять на её функционирование и принятие политических решений. В целом эта идеологема, безусловно, отражает реальность. Однако одно дело, что граждане имеют право реальным участием воздействовать на полити- ческие процессы в обществе, и другое – в какой мере они желают воспользоваться этим правом и, что более существенно, чувствуют себя компетентными им пользоваться.

Многочисленные конкретные исследования в США с убеждающим постоянством показывают, что большинство граждан довольствуется сознанием, что они могут воздействовать на политические решения, но мало, кто действительно стремится оказывать такое воздействие. Так, если взять такую форму гражданского участия, как голосование на выборах,

то индивидуально-типические мотивы электорального поведения весьма вариативны. Скорее голосуют те, кто чувствует себя более укоренённым в обществе и в местном сообществе и реже голосуют люди со слабой социальной или локальной идентификацией, молодёжь, безработные, работники неквалифицированного труда, малообразованные.

По Р.Г. Апресяну

Какой процесс, характерный для развития гражданского общества западных стран, назван в тексте? Какое препятствие может встретиться, по мнению автора, на пути этого процесса в ФРГ? Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите задачу гражданского общества.

Автор пишет, что даже в зрелом демократическом обществе “скорее голосуют те, кто чувствует себя более укоренённым в обществе”. Выразите свою точку зрения относительно позиции автора. Приведите три аргумента в защиту своей точки зрения.

Назовите и проиллюстрируйте примерами реализацию трёх гражданских

(личных) прав человека в РФ.

Руководство фирмы по изготовлению фейерверков решило расширить производство в связи с приближением праздников. В краткосрочной перспективе были рассчитаны следующие издержки: закупка материалов, привлечение рабочих на сдельную оплату труда, закупка обёрточной бумаги и другие.

Как называется этот вид издержек? Какие ещё издержки этого вида Вы можете назвать? Приведите два примера. Какие решения должно принять руководство для интенсификации производства? Приведите два возможных решения.

Выберите одно

знания понятия , а также факты опыт

Тренировочная работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

11 класс

Выполнена: ФИОкласс

Инструкция по выполнению работы

Тренировочная работа состоит из двух частей, включающих в себя

29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2

содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение тренировочной работы по обществознанию отводится 235 минут. Ответом к заданиям части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Свой ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.

Все задания заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды знаний. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

1) житейское ; 2) трудовое ; 3) научное ; 4) социальное ; 5) гипотетическое ;

6) религиозное .

Установите соответствие между отличительными признаками и основными формами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

А) создаётся по заказу профессиональными творцами

Б) создаётся анонимными творцами

В) адресована узкой группе знатоков и ценителей

Г) преследует основную цель – получение коммерческой выгоды

Д) технически тиражируется в виде множества копий


1) народная

2) элитарная

3) массовая

В прошлом году в крупном европейском городе прошла конференция, в которой приняло участие большинство стран мира. Какие факты свидетельствуют о том, что конференция была посвящена глобальным экологическим проблемам? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) На конференции обсуждались проблемы коренных народов Севера, связанные с глобальным потеплением.

2) Наибольшее внимание привлекло выступление, посвящённое расширению системы образования в странах Центральной Африки.

3) По результатам конференции было принято решение активизировать просветительскую деятельность в природоохранных зонах.

4) Страны-участники заявили о необходимости выделения в госу- дарственных бюджетах средств на природоохранные цели.

5) Страны-участницы приняли решение о совместной разработке инновационных энергосберегающих решений в быту.

6) На конференции осудили попытки некоторых стран работать над разработкой ядерного оружия.

7

В стране проводятся экономические реформы. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на переход от командной к рыночной экономике? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) В стране разрешено создание частных фермерских хозяйств при условии аренды земли у государства.

2) Правительство проводит меры, направленные на ускорение технического прогресса.

3) В стране проводятся широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности.

4) Правительство проводит меры по либерализации цен.

5) Правительство проводит меры, направленные на укрепление национальной валюты.

8

Установите соответствие между примерами и типами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ТИП КОНКУРЕНЦИИ

А) Услуги телефонной связи в стране Z осу- ществляют две конкурирующие компании, которые полностью контролируют рынок.

Б) На сельскохозяйственном рынке городка N представлена продукция местных фермерских и индивидуальных хозяйств.

В) В городе Р большую популярность имеют многочисленные фирмы, оказывающие услуги по мелкому бытовому ремонту.

Г) Компания «Соль и море» является единствен- ным поставщиком поваренной соли для продуктовых магазинов региона.

Д) Компания «Цифровой мир» вывела на рынок города В сигнализацию с функцией смс- оповещения владельца. Через непродолжи- тельное время другие производители сигна- лизации ушли с рынка города.


1) чистая конкуренция

2) олигополия

3) чистая монополия

В стране N наблюдается экономический спад. Какие факты из приведённого списка свидетельствуют об этом? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) В стране наблюдается рост доходов населения.

2) Производители предпочитают не делать инвестиции в долгосрочные проекты.

3) Статистические службы констатируют рост безработицы, особенно среди молодёжи.

4) В стране растёт количество коммерческих банков.

5) ВВП на душу населения за последние три года вырос на 4 %.

6) Банки испытывают недостаток денежных средств. Ответ:.

1) рост цен на комплектующие для планшетов

2) активное внедрение электронных учебников и электронных учебных пособий для школ

3) рост ввозных пошлин на компьютерную технику

4) падение доходов потребителей

5) на рынке появилось много новых фирм-производителей программного обеспечения для планшетов

под которыми они указаны.

1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными.

2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства.

3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность.

4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам.

5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов.

6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются.

По данным социологического опроса, на вопрос «Кем хочет стать

современная молодёжь?» были получены результаты, представленные в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Пятая часть опрошенных связывают профессиональный заработок с популярностью новых видов СМИ.

2) Абсолютное большинство опрошенных имеют представление о своей будущей профессии.

3) Наибольшей популярностью пользуются профессии, требующие экономического образования.

4) Профессия юриста занимает третье место по популярности среди молодёжи.

5) Десятая часть опрошенных стремится работать в таких новых для российской экономики сферах, как PR и реклама.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ СУБЪЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) решение вопроса о доверии Прави- тельству Российской Федерации

Б) утверждение указа Президента РФ о вве- дении чрезвычайного положения

В) утверждение военной доктрины Российской Федерации

Г) отрешение Президента РФ от должности Д) обеспечение проведения в государстве

единой финансовой, кредитной и денеж-

ной политики


1) Совет Федерации

2) Президент РФ

3) Правительство РФ

4) Государственная Дума

Конституция провозглашает Z демократическим государством с респуб- ликанской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют порядок проведения выборов в государстве Z? Запишите цифры , под которыми они указаны.

2) выборы осуществляются на основании имущественного ценза

3) выборы проводятся на реальной альтернативной основе

5) кандидаты имеют в процессе выборов равные права

6) действует принцип ограничения срока выборов Ответ:.

включения в трудовой договор, запишите цифры , под которыми они

1) характеристика условий труда работника

2) виды и условия социального страхования работника

3) оплата проезда до места работы

4) указание даты начала работы

5) медицинское страхование

Установите соответствие между примерами и видами сделок: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРдоговор дарения ВИД СДЕЛКИ1) возмездная
договор хранения с участием сионального хранителя профес- 2) безвозмездная
завещание
договор мены
договор аренды

Молодая пара перед заключением брака обратилась к нотариусу для оформления брачного договора. Запишите цифры, под которыми указаны возможные пункты содержания данного документа.

1) режим совместной собственности на имущество супругов

2) порядок расторжения брака

3) права супругов по взаимному содержанию

4) способы участия в доходах друг друга

5) ограничение мест пребывания одного из супругов

6) регулирование обязанностей в отношении детей Ответ:.

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В современной теории политики существует несколько подходов к решению вопроса о природе власти. (Б) Согласно поведенческой концепции, власть – доминирующая черта человеческой психики и сознания. (В) Однако представляется верной структурно-организационная концепция. (Г) Любая власть предполагает неравенство в отношениях. (Д) Власть – это волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) характер теоретических утверждений.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей(А) целью обеспечить какой-то общественный(Б) , они просто

пытались удовлетворить свои насущные(В) как физиологического, так

и(Г) свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась,

поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же

оценивался, как недостаточный, и сменялся новой(Д) . Таким образом,

прогресс был всегда во многом предопределён (Е) и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы.

Пропущенные элементы:

2) сознательный

3) потребность

4) результат

5) прогресс

6) престижный

7) социальный

8) биологический

9) регрессивный


Одной из принципиально важных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально- экономических факторов, но главным образом в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застаёт многих людей врасплох. Ведь страх перед будущим – «футуршок» – одна из наиболее серьёзных социальных проблем современности.

Перспективная система образования должна формироваться на основе синтеза новейших знаний как в области естественных, так и гуманитарных наук. Исходя из этого основного принципа, можно сформулировать следующие основные требования, которым должна удовлетворять перспективная система образования.

  1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности за настоящее и будущее планеты.
  2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также об особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в природной, социальной и технической сферах.
  3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем, которые оно нам готовит в будущем и с которыми мы уже начинаем сталкиваться в своей повседневной жизни.
  4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях дальнейшего технологического развития цивилизации и в области перспективных информационных технологий, являющихся сегодня стержнем научно-технического прогресса.
  5. Формирование в обществе нового перспективного направления развития культуры – информационной культуры, которая должна дать человеку не только информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации, но также и новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.
    1. Формирование у людей будущего нового качества личной информа- ционной культуры, которая должна быть основана не только на знании закономерностей информационных процессов в обществе, но также и на понимании своей ответственности за обеспечение информационной безопасности других членов общества. Именно поэтому в перспективной системе опережающего образования особое внимание должно уделяться проблемам воспитания у людей высокого гуманизма и нравственности.

К. К. Колин

Какое новое направление развития культуры называет автор? Какие задачи он ставит перед этим направлением? Назовите две задачи. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите любую тенденцию развития современной культуры, не названную в тексте.

Автор пишет, что «страх перед будущим – «футуршок» – одна из наиболее серьёзных социальных проблем современности». Назовите две другие любые глобальные социальные проблемы современности. Объясните их связь со страхом перед будущим.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида социальных норм.

На территории страны Х в период выборов создаётся единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов; список может и превышать число имеющихся вакансий. Возможно также выдвижение общего списка коалицией (блоком) нескольких партий или блокирование без выставления единого списка: партии, составившие такой блок, заранее объявляют, что голоса, поданные за самостоятельные партийные списки, должны тем не менее рассматриваться как голоса за общий список.

Какой тип избирательной системы существует в данном государстве?

На основании каких признаков вы это определили? Назовите два любых признака.

Назовите два любых преимущества данной избирательной системы.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Тренировочная тестовая работа по обществознанию в форме ОГЭ в 1 полугодии.

Вариант – 1.

Часть – 1.

1 . Общество в широком смысле – это

1)человечество в его прошлом, настоящем и будущем; 2)этап исторического развития;

3)группа людей, объединённых общей целью; 4)территория расселения людей.

2 . Примером связи общества и природы является:

1)реформа системы здравоохранения; 2)премьера телевизионной мелодрамы;

3)хозяйственное освоение целинных земель; 4)открытие музея.

3 .Что свойственно командной экономической системе?

1)многообразие форм собственности; 3)преобладание сельского хозяйства;

2)свобода предпринимательской деятельности; 4)централизованное ценообразование.

4 . Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей состоит в том, что выделяются три ветви власти со строго определёнными функциями.

Б. Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов».

5 . Органом законодательной власти в РФ является:

1)Федеральное Собрание РФ 3)Совет Безопасности

2)Правительство РФ 4)Общественная Палата РФ.

6 . Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

7 . Какой пример характеризует человека как личность?

1)у Марины светлые волосы и зелёные глаза;

2)Андрей быстро устаёт во время баскетбольных тренировок;

3)для Ани важно, чтобы однокурсники её уважали;

4)Олег носит очки, потому что у него плохое зрение.

8 . Конституция РФ устанавливает:

1)равноправие всех субъектов федерации; 3)трудовую обязанность;

2)незыблемость Конституции РФ; 4)верховенство власти Президента РФ.

9. К какой сфере общественной жизни непосредственно относится предоставление услуг в парикмахерской?

1)духовной; 2)социальной; 3)политической; 4)экономической.

10 . Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А. В традиционном обществе основным фактором производства является – земля.

Б. В структуре традиционного общества выделяются страты, образованные преимущественно по профессиональному и образовательному критериям.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

11 . В стране К. существует развитое промышленное производство и сельское хозяйство. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны К. имеет рыночный характер?

1)государство устанавливает цены на продукты питания и товары широкого потребления;

2)парламент страны ежегодно принимает закон о государственном бюджете;

3)производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить;

4)нетрудоспособные граждане по старости и состоянию здоровья имеют право на получение пособий.

12 . Фирма построила на арендованном участке земли колбасный завод. Мясная продукция поставляется в магазины области. К труду как к производственному ресурсу фирмы относятся …

1)земля, на которой построен завод; 2)работники фирмы;

3)мясная продукция, произведённая на заводе; 4)здание и оборудование завода.

13

А. Человек только приспосабливается к природной и социальной среде, не пытаясь преобразовать её.

Б. Деятельность человека характеризуется не только целесообразностью, но и целеполаганием.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

14. Что из перечисленного не является обязательным признаком государства?

1)наличие публичной власти, отдельной от общества; 3)суверенитет;

2)разделение государственной власти на три ветви; 4)наличие территории.

15 . Принятие нового пенсионного закона иллюстрирует взаимодействие сфер общества …

1)экономической и политической; 3)социальной и экономической;

2)политической и социальной; 4)духовной и социальной.

16 . Социально – статусная функция семьи проявляется в:

1)поддержание культурных традиций общества; 2)рождение и воспитание детей;

3)определение стартового положения членов семьи в обществе;

4)накоплении и передачи имущества.

17 . Ожидаемое обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы, учёные называют:

1)социальным престижем; 2)социальной нормой;

3)социальным статусом; 4)социальной ролью.

18. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике называется:

1)формой правления; 3)формой административного устройства;

2)политическим режимом; 4)государственным суверенитетом.

19 . Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента:

3)выступление перед Федеральным Собранием РФ;

20 . Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.

Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает голосование за кандидатуры или партии.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

21 . В приведённом списка указаны черты сходства большой и малой социальной группы и отличия большой группы от малой. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)обязательные личные контакты между членами группы;

2)наличие у людей сходных социальных признаков;

3)наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы;

4)количество членов группы: 5 человек.

Черты сходства

Черты отличия

22 . Установите соответствия между примером и типом межличностных отношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Примеры: Типы межличностных отношений:

А)ссора друзей; 1)формальные

Б)собеседование при приёме на работу; 2)неформальные

В)разговор ученика с директором школы;

Г)дружеская беседа соседей;

Д)интервью политика каналу «Россия».

А

Б

В

Г

Д

23

А)В стране Г. прошли выборы в законодательное собрание.

Б)В них приняло участие менее половины граждан, имеющих право голоса.

В)Скорее всего, столь низкая явка связана с их недовольством избирателей.

А

Б

В

24. Установите правильную последовательность деятельности РФ. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А)подписание Президентом РФ; Б)создание законопроекта;

В)рассмотрение и принятие Советом Федерации; Г)обнародование;

Д)рассмотрение и принятие Государственной Думой РФ.

Вариант – 2.

Часть – 1.

1 . К какой сфере общественной жизни относится деятельность по внесению изменений в федеральный закон «Об образовании»?

1)социальной; 2)политической; 3)экономической; 4)духовной.

2 . Общество стремиться властвовать над природой, подчиняя её, преобразуя и извлекая из неё максимальную пользу. Его основой является частная собственность. Социальная мобильность населения высокая. Главным регулятором общественных отношений являются нормы права. К какому типу принадлежит это общество?

3 . Что отличает семью от других малых групп?

1)совместное проведение досуга; 2)сходный социальный статус;

3)наличие групповых правил и норм; 4)совместное ведение хозяйства.

4. Верны ли следующие суждения о развитии общества?

А. Развитие общества связано с наличием природных ресурсов.

Б. Развитие современного общества невозможно без образованных людей.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

5 . Главой государства В. является наследственный правитель. Он издаёт законы, руководит деятельностью Комитета министров, участвует в работе судебных органов. Какова форма правления страны В.?

1)конституционная монархия; 2)парламентская республика;

3)президентская республика; 4)абсолютная монархия.

6 . Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической системе свойственен высокий уровень развития товарно – денежных отношений.

Б. Командная экономическая система предполагает директивное распределение факторов производства.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

7 . Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

1)ликвидация последствий стихийного бедствия;

2)загрязнение реки промышленными отходами;

3)высадка на пустыре деревьев и кустарников;

4)административное ограничение охоты на оленей.

8 . Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончанию учёбы профессионально разрабатывать компьютерные игры. На какой ступени образования находится Иван?

1)основное общее; 2)среднее профессиональное;

3)полное (среднее) общее; 4)высшее профессиональное.

9 . Виктория работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени Виктория тратит на общение с родителями своих учащихся. В действиях Виктории проявляется:

1)социальная роль; 2)социальный конфликт; 3)социальная структура; 4)социальная политика.

10. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства и личности.

Б. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

11 . Фирма А. производит чистку диванов. К капиталу фирмы относятся (- ится):

1)диваны, которые чистит фирма; 2)руководство фирмы;

3)оборудование и чистящие средства; 4)налоговые отчисления.

12 . Главой государства по Конституции РФ является:

1)Президент РФ; 2)Премьер – министр РФ;

3)Председатель Совета Федерации; 4)Председатель Государственной думы РФ.

13 . В государстве Д. действует конституция, в соответствии с которой президент выбирается на заседании парламента. Кандидатуру главы правительства предлагает лидер партии парламентского большинства. Государство имеет простое административно – территориальное деление и одноуровневую систему законодательства. Какая форма правления существует в государстве Д.?

1)смешанная республика; 2)президентская республика;

3)унитарное государство; 4)парламентская республика.

14 . Василий – жизнерадостный общительный человек, всегда готовый прийти на помощь своим многочисленным друзьям. Всё это характеризует Василия как:

1)индивида; 2)гражданина; 3)личность; 4)профессионала.

15 . Загрязнение участка моря и побережья, вызванное аварией танкера с нефтью, служит примером взаимосвязи:

1)цивилизации и культуры; 2)техники и технологии;

3)общества и природы; 4)права и морали.

16. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья регулирует поведение своих членов.

Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

17. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как к науке?

1)производство косметических средств; 3)продажа объектов недвижимости;

2)прогнозирование цен на энергоносители; 4)постепенное обесценивание денег.

18 . Высшим органом исполнительной власти в РФ является:

1)Федеральное Собрание РФ; 2)Генеральная Прокуратура РФ;

3)Государственная Дума РФ; 4)Правительство РФ.

19 . Человека от животного отличает:

1)наличие инстинктов; 2)приспособление к природным условиям;

3)наличие сознания; 4)поведенческая активность.

20 . Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.

Б. Человек в семье выполняет различные роли.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

21 . В приведённом списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)развитие промышленности; 2)наличие норм общественной жизни;

2)признание прав и свобод граждан; 4)создание культурных ценностей.

Черты сходства

Черты отличия

22 . Установите соответствие между характеристиками отдельных видов деятельности и их названиями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Характеристика: Виды деятельности:

А)целью является получение практического результата; 1)общение

Б)необходимость профессиональной подготовки; 2)игра

В)обязательное наличие партнёра; 3)труд

Г)наличие воображаемой обстановки.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

23 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.

А) Каждый человек определяет мораль своего поведения в обществе, взаимодействуя с другими людьми, группами.

Б) Выбор линии поведения определяется не только конкретными обстоятельствами, но и ценностными ориентациями человека.

В) Ценностные ориентации каждого человека вероятно, в наибольшей степени зависят от его воспитания, социального окружения и жизненных позиций.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

24 . Восстановите логическую последовательность процесса составления семейного бюджета. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А)оценка доходов; б)планирование доходов; в)постановка финансовых целей.

Вариант – 3.

Часть – 1.

1 . Что свойственно и человеку, и животному?

1)инстинкты и реформы; 2)сознательная активность;

3)целенаправленная деятельность; 4)словесная речь.

2. Д. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжения главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество Д.?

1)традиционному; 2)индустриальному;

3)информационному; 4)постиндустриальному.

3 . К основным факторам производства (ресурсам) производства относится:

1)капитал; 2)торговля; 3)цена; 4)спрос.

4. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

5 . В государстве П. верховная власть передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство П. является абсолютной монархией?

1)размеры территории государства очень велика;

2)престол передаётся от отца к сыну;

3)полномочия монарха ничем и никем не ограничены;

4)монарх назначает послов в другие страны.

6 . Какое суждение является верным?

А. Смешанная или полупрезидентская республика существует в США.

Б. В смешанной республике сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства, оно ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

7 . В соответствии с Конституцией РФ законодательная власть представлена системой органов государства, к которой относится …

1)Правительство РФ; 2)Государственная Дума РФ;

3)Президент РФ; 4)органы местного самоуправления.

8. Право в отличие от морали:

1)является видом социальных норм; 2)регулирует поведение людей;

3)поддерживается силой государства; 4)обращено ко всему обществу.

9. Исполнительная власть а РФ осуществляет:

1)Государственная Дума; 2)Правительство РФ;

3)Совет Федерации; 4)Общественная палата.

10 . Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.

Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

11. Что относится к основным функциям семьи?

1)освоение новых технологий; 2)поддержание политической стабильности;

3)повышение культурного уровня; 4)воспитание детей и подростков.

12. Президент РФ является главой:

1)главой государства; 2)главой политической системы;

3)главой законодательной власти; 4)главой судебной власти.

13 . Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

А. Социальный статус личности предполагает наличие у неё определённых прав и обязанностей.

Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

14 . Что отличает религию от других областей духовной культуры?

1)использование художественных образов; 2)обращение к сверхъестественным силам;

3)опора на представления о добре и зле; 4)стремление объяснить окружающую действительность.

15 . Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества:

1)экономической; 2)социальной; 3)политической; 4)духовной.

16 . Верны ли следующие суждения о государственной собственности?

А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка.

Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

17. В современных западных странах наиболее распространена семья:

1)многопоколенная; 2)малая (нуклеарная); 3)патриархальная; 4)неполная.

18 . Отличительной чертой рыночной экономики является:

1)централизованное распределение ресурсов; 2)свободное ценообразование;

3)введение подоходного налога; 4)товарный дефицит.

19 . Какой из указанных признаков характеризует правовое государство?

1)отсутствие цензуры; 2)введение всеобщей трудовой повинности;

3)административно – командная экономика; 4)ограничение выезда из страны.

20 . Верны ли следующие суждения?

А. Целью предпринимательства является достижение социальной справедливости.

Б. Предприниматель может быть одновременно собственником и руководителем своего предприятия.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны.

21 . В приведенном списке указаны черты сходства деятельности человека и поведения животного и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.

1)побудителями активности выступают потребности;

2)носит целенаправленный характер; 3)управляется инстинктами;

4)в процессе деятельности используются предметы природы.

Черты сходства

Черты отличия

22 . Установите соответствия между фактом и сферой общественной жизни, к которой относится данный факт: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Факты: Сферы общественной жизни:

А)оказание парикмахерских услуг; 1)политическая

Б)биржевые торги акциями фирм; 2)экономическая.

В)открытие нового супермаркета;

Г)выборы руководителя партии.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

23 . Прочтите приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.

А)Лидеры двух крупнейших партий обсудили вопросы с представителя СМИ.

Б)Можно предположить, что на встрече обсудили те вопросы, по которым они были более солидарны.

В)Похоже, что лидерам партий удалось сблизить свои позиции.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

24. Установите правильную последовательность развития общественного производства. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выраженных элементов.

А)трест; Б)мануфактура; В)ремесленная мастерская; Г)фабрика.

Ответы.

Вариант – 1. Вариант – 2. Вариант – 3.

    1 1) 2 1) 1

    3 2) 2 2) 1

    4 3) 4 3) 1

    3 4) 3 4) 3

    1 5) 4 5) 3

    1 6) 2 6) 2

    3 7) 1 7) 2

    1 8) 3 8) 3

    4 9) 1 9) 2

    1 10) 3 10) 2

    3 11) 3 11) 4

    2 12) 1 12) 1

    2 13) 4 13) 3

    2 14) 3 14) 2

    2 15) 3 15) 3

    3 16) 3 16) 1

    4 17) 2 17) 2

    4 18) 4 18) 2

    2 19) 3 19) 1

    3 20) 3 20) 2

    2314 21) 2413 21) 1423

    21121 22) 3312 22) 2221

    112 23) 112 23) 122

    БДВАГ 24) АВБ 24) ВБГА