Что такое экология души. Эссе «Экология души

Очистим экологию души,
И экология Земли сама воспрянет.
Ведь каждая безнравственная мысль
Последствием своим планету ранит.

Очистим душу, смоем с мыслей грязь,
И вся Земля очистится от сора.
Природа благодарно возродясь,
Моря очистит, реки и озера.
Нина Уманская

В нашей современной жизни появляются различные понятия, связанные с термином «экология» - социальная экология, инженерная экология, экология человека, глобальная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология души, экология духа. Это говорит о том, что интересы и внимание экологии вышли далеко за ее привычные биологические рамки. Таким образом, слово «экология» не является только биологическим термином, понятие экологии становится универсальной категорией и связано с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек - общество - природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души.

Классическая экология связана с охраной окружающей человека биологической среды. Экология же души - это охрана души от разрушения. Слишком много факторов в нашей повседневной жизни влияют на неокрепшую душу подростка. И как важно бороться за ее сохранение. Не секрет, что современные дети очень сильно отличаются от нас, когда-то далеко в прошедшем времени находящихся в таком же возрасте. С развитием науки и техники жизнь человека, несомненно, становится богаче и ярче. Передовые технологии, применение различной техники дома и на работе, позволяют, несомненно, занятому современному человеку иметь больше свободного времени и есть возможность его тратить на спорт, увлечения, хобби, путешествия. А безграничные возможности Интернета дают иллюзорные ощущения свободы, пространства, уверенности в себе. Для поколения, выросшего без персональных компьютеров и гаджетов и сформировавшихся как личности на книгах, советских фильмах, реальном патриотизме, физическом труде, спорте и, главное, на примере жизни своих родителей, добросовестно трудившихся на благо Родины, - все современные достоинства научно-технического прогресса воспринимаются адекватно и благодарно. Но поколение наших детей и внуков растет в других, более комфортных условиях, оберегаемых нами от всяческих трудностей и, зачастую, не знающих чувства ответственности за себя и свои поступки. Было бы все не так волнительно и печально, если бы мы были уверены, что воспитываем детей правильно и полноценно, даем все самое лучшее, и что будущее у них безоблачно и чисто. А уверенность эта разрушается реалиями современного мира. С экранов телевидения транслируются сцены агрессии, насилия и ненависти, распространяется культ силы, мгновенного успеха и денег, прагматические отношения в сфере любви, дружбы, общения. И реалии таковы, что во многих семьях подростка невозможно оторвать от экрана компьютера, телевизора. И это проблема большинства родителей. Многие подростки агрессивны в общении, путаются в реалиях, живут виртуальной жизнью.

Как же сохранить, а не разрушить душу ребенка, сохранить ее чистой в нашем нестабильном, агрессивном, соблазнительном мире? Ответ на это вопрос заключается в том, чтобы задачи духовного воспитания приобрели первостепенную значимость, стали приоритетными в сфере образования. Воспитание должно строиться на основе духовно-нравственных ценностей, как в семье, так и в системе образования на всех его уровнях. Именно такое образование станет условием духовного процветания, как отдельной личности, так и общества в целом.

Часто образование отождествляется с накоплением знаний, владением информацией, а педагогические инновации нацелены на поиск эффективных технологий получения все большего объема знаний. Безусловно, знания важны и необходимы, но знания, направленные не на созидание, могут оказаться вредными и даже опасными. Кроме того, полноценное образование должно воздействовать на ум, чувства и волю воспитанника. Ребенок приходит на урок не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать новую тему, выполнить работу на заданную тему. А для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т.е. приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. Такой опыт он приобретает на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, истории, географии, биологии и многих других, изучаемых в школе предметах.

Что мы понимаем под термином «эмоционально-ценностный опыт отношения к миру»? Это язык чувств и эмоций. Но они не возникают у человека сами по себе. Они являются его реакцией на явления окружающей жизни. Смыслом этих чувств и эмоций является выражение отношения человека к различным объектам и событиям, то есть их оценка. Оценка – способность человека осознавать и формировать собственное отношение к окружающему миру и к самому себе. Передача ребенку знаний в процессе учебы, это передача опыта, накопленного человечеством, и не просто опыта, а оценки разными людьми, в разные эпохи, разных явлений на основе выработанных человеческим родом нравственно-эстетических критериев. Главным смыслом обучения является духовно-нравственное развитие ребенка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Современная школа должна быть нацелена на создание условий для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека.

Для эффективной работы по духовно-нравственному развитию с детьми нужен педагог, который сам обладает высокой духовной культурой и постоянно совершенствуется в духовном росте. Он должен быть не только профессионалом, но и духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, и одной из главенствующих задач педагога является формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров. Очень важно развивать гражданскую культуру педагога-воспитателя, формировать его национальный характер, так как духовный человек - это носитель национальных ценностей.

1

1 Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Статья посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе. Показано, что проблема экологии охватывает не только привычные биологические рамки, но и касается человеческой личности. В работе дан краткий анализ представлений некоторых известных философов, психологов, педагогов о внутреннем мире человека, а по сути, об экологии его души. В статье указывается, что решение проблемы сохранения чистоты души связывается с организацией воспитания и образования на основе духовно-нравственных ценностей как в семье, так и в образовательных организациях. Подчеркивается, что важно создать систему духовно-нравственного воспитания с соблюдением принципа взаимодействия детей, педагогов, семьи, общественности, различных социальных институтов в реализации работы этой системы, анализируется роль семьи, педагога в решении обозначенной проблемы. Рассматриваются формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми, родителями, педагогами.

экология души

образование

духовно-нравственные ценности

духовно-нравственное воспитание

система духовно-нравственного воспитания

образовательная организация

православная культура

дошкольник

школьник

1. Акутина С.П. Пути преодоления духовно-нравственного кризиса в образовании // Приволжский научный вестник. – 2014. - № 12-4 (40). – С. 8-11.

2. Гармаев А. Нравственная психология и педагогика. Свет Православия. - Макариев-Решемская Обитель, 1999.

3. Кулагина Я.М., Федосеева Н.В. Значение роли отца в процессе становления личности ребенка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. - № 39-2. –

4. Левкина Е.В. Пути совершенствования гражданского воспитания будущих педагогов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 88. – С. 193–198.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - Москва: Издательство МГУ, 1981.

6. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Приветствия участникам Глинских чтений 28-29 июля 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// magister.msk.ru›library/Alexy/alexy688.htm.

7. Россова Ю.И Вопросы здоровьесбережения в «новой педагогике» В.П. Вахтерова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. – 2013. - № 2. – С. 101 - 108.

8. Россова Ю.И. Властная мать как аномальный вид родительской любви // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. - № 34-2. – С. 36-40.

9. Россова Ю.И. Влияние неблагополучного семейного воспитания на развитие детского невроза // Гуманитарные научные исследования. – 2015. - № 5-1 (45). – С. 70-73.

10. Россова Ю.И. Культура толерантных отношений в сфере «родитель – ребёнок» // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 3. – С. 76-86.

11. Россова Ю.И., Трухманова Е.Н. Родительские директивы и ошибки в общении с ребенком // Труды СГА. – 2010. - № 10. – С. 101 - 113.

12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - Москва: Педагогика, 1973.

13. Сборник мыслей, изречений, афоризмов. Сост. Н.Я.Хоромин. - Москва: ГИТИС, 1993.

14. Св. Иоанн Кронштадтский - О воспитании детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// semyaivera.ru›…sv-ioann-kronshtadtskiy…vospitanii.

Данная работа подготовлена в рамках работы над проектом «Православная педагогика: от науки к практике», который был разработан профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики Арзамасского филиала ННГУ. Проект победил в международном конкурсе «Православная инициатива - 2015» и связан с разработкой идей духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций и внедрением их в педагогический процесс образовательных организаций.

В настоящее время появляются различные понятия, связанные с термином «экология» - социальная экология, инженерная экология, экология человека, глобальная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология души, экология духа. Это свидетельствует о том, что интересы и внимание экологии вышли далеко за ее привычные биологические рамки. Таким образом, слово «экология» не является только биологическим термином, понятие экологии становится универсальной категорией и связано с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек - общество - природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души.

Классическая экология связана с охраной окружающей человека биологической среды. Экология же души - это охрана души от загрязнений. Человек может выступать творцом и хранителем, но может являться также и разрушителем своей души. А последствия этих разрушений, загрязнений собственной экологии очевидны и известны - наркомания, алкоголизм, преступность, эгоцентризм, снижение роли коллектива, отчуждение детей и родителей, нарастание психологического дискомфорта, снижение ценности образования, отсутствие интересного досуга, пропаганда с экранов телевидения сцен агрессии, насилия и ненависти, распространение культа силы, мгновенного успеха и денег, прагматические отношения в сфере любви, дружбы, общения, бездуховность, уход в Интернет и т.д.

О внимании к внутреннему миру человека, о всматривании в человеческую душу, а по сути дела, об экологии души говорили многие философы, психологи, педагоги.

Например, известный психолог и философ С.Л. Рубинштейн понимал, что существует не только зависимость личности от условий жизни и обстоятельств, но и зависимость жизни от личности. По мнению ученого, судьба личности определяется ее собственным судом над собой, ее самоопределением. Самоопределение, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, - это свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации .

Другой известный психолог, педагог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что каждый жизненный этап должен характеризоваться тем, что человек будет что-то утверждать в себе, а от чего-то освобождаться. В процессе самоопределения, с точки зрения ученого, должно происходить глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, в результате которого будет формироваться избирательное отношение к миру и осуществляться выбор тех деятельностей, которые личность делает своими .

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии И. Кант видел счастливое душевное состояние в спокойствии духа, то есть чистой совести, что зависит от отсутствия чувства вины и глубокого осознания ничтожества земных благ, и всегда веселом сердце, что является, по мнению, ученого, даром природы .

Проповедник, духовный писатель И. Кронштадтский отмечал, что в воспитании опасно развивать только ум, гораздо важнее развивать чувства, сердце. «Сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни», - пишет святой .

Выдающийся педагог-просветитель конца XIX - начала XX веков, известный как создатель «новой педагогики» В.П. Вахтеров, уделяя значительное внимание в своих трудах проблемам воспитания, говорил о важности воспитания «нравственного чувства». Он подчеркивал, что у детей имеются как здоровые наклонности, так и дурные, которые необходимо искоренять с самого детства. Ученый затронул и проблему связи экологии природы с экологией души. В. П. Вахтеров указывал на «противоестественность» школ конца XIX в., поскольку в них, по его мнению, забывалось всякое живое естественное чувство природы, прерывалась умственная связь с ней, а результатом этого являлось притупление всех человеческих чувств, что создавало серьезные препятствия для гармоничного развития. Вражда с природой влечет за собой людские болезни и страдания, она же приводит к существенным, коренным аномалиям в жизни общества, - считал педагог .

Экология связана с чистотой и естественностью, а значит, и со здоровьем. Экология души - это сохранение чистоты души, а значит и душевного здоровья, это эффективный путь к укреплению духовного иммунитета человека. Как же сохранить, а не разрушить свою душу, сохранить ее чистой в нашем нестабильном, агрессивном, соблазнительном мире? Ответ на это вопрос заключается в том, чтобы задачи воспитания приобрели первостепенную значимость, стали приоритетными в сфере образования, в том, чтобы дать правильное образование сердцу человека. Воспитание должно быть душесозидательным и строиться на основе духовно-нравственных ценностей как в семье, так и в системе образования на всех его уровнях. Именно такое образование станет условием духовного процветания как отдельной личности, так и общества в целом.

Часто образование отождествляется с накоплением знаний, владением информацией, а педагогические инновации нацелены на поиск эффективных технологий получения все большего объема знаний. Безусловно, знания важны и необходимы, но знания, направленные не на созидание, могут оказаться вредными и даже опасными. Кроме того, полноценное образование должно воздействовать на ум, чувства и волю воспитанника.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Задача просвещения и духовно-нравственного воспитания должна пронизывать собой и подчинять себе всю нашу образовательную систему. В ее основе необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к образованию одного лишь ума наших учащихся, но развитие в них внутренних сил благочестия, формирования цельной и целомудренной, нравственной личности, осознающей свой долг перед Отечеством и ближними. Наша цель - воспитание молодежи на основе неизменных духовных и нравственных ценностей» .

Возможность сохранения как самой личности, так и всего общества, в современной социокультурной ситуации связывается именно с духовно-нравственным образованием, а также с возвращением традиций Православия, которые очень долгое время были определяющими в воспитании подрастающего поколения. В условиях поиска путей духовного возрождения России особенно актуальным и значимым становится формирование духовно-нравственных ценностей, обращение к опыту православной педагогики и внедрение ее идей в педагогический процесс образовательных организаций.

В настоящее время в системе образования начинают решаться вопросы духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования в качестве предметной области выделен раздел «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленный на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. С 2012 года в общеобразовательных организациях стал обязательным для изучения в 4 классе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого является «Основы православной культура». Таким образом, решение проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения становится важной задачей политики современного образования и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В условиях важности и значимости формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения необходима четко продуманная система духовно-нравственного воспитания и образования , в реализации которого равнозначными субъектами должны стать воспитанники дошкольных образовательных организаций, учащиеся общеобразовательных организаций, родители, педагоги, различные социальные институты.

Важными направлениями реализации системы по духовно-нравственному воспитанию должны стать определение целей, задач, принципов этой работы, разработка содержания данной проблемы, развитие и обогащение методической базы, определение комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, повышение квалификации педагогов в вопросах духовно-нравственного развития детей, включение в процесс решения проблемы различных социальных институтов (образования, семьи, государственных и общественных организаций) и Русской Православной Церкви, поскольку решить эффективно в полном объеме обозначенную проблему возможно только совместными усилиями.

  • Целями и задачами в решении обозначенных вопросов могут выступать следующие: изучить и проанализировать психолого-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста, проводить постоянный мониторинг сформированности духовно-нравственной сферы детей; способствовать обогащению содержания, форм и методов учебной и воспитательной работы в системе дошкольного и школьного образования с учетом идей духовно-нравственного воспитания; повышать духовно-нравственную культуру родителей воспитанников и учащихся, расширять их знания о проблемах воспитания подрастающего поколения; формировать у учащихся старшего школьного возраста представления о духовно ориентированной семье; повышать духовно-нравственный уровень педагогического коллектива через приобщение к духовным традициям.

Безусловно, начинать работу по оздоровлению души, а значит и по очищению ее экологии, необходимо в дошкольных образовательных организациях. Дошкольный возраст является благодатным для духовно-нравственного развития детей, поскольку именно в этот период закладываются основы человеческой личности, ее духовные, нравственные и культурные ценности. В это время вырабатываются ориентиры, связанные с установкой ребенка - служить или потреблять в жизни, созидать или разрушать. В решении обозначенных задач важно обеспечить преемственность в системе «детский сад - школа». В школе также необходимо создать единое образовательно-воспитательное пространство, основанное на духовно-нравственных ценностях и традициях национальной культуры.

Формами и методами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию могут быть: разработка цикла занятий (для дошкольников), уроков (для школьников), внеклассных мероприятий, направленных на обогащение духовного опыта ребенка; проведение цикла православных праздников с совместным участием детей, родителей, педагогов; подготовка и проведение музейных уроков; организация мероприятий гражданско-патриотической направленности (циклов развивающих занятий, праздников, тематических вечеров, литературно-музыкальных композиций, экскурсий); посещение театров, выставок, музеев; организация продуктивной деятельности детей, их участие в мастер-классах, творческих мастерских c изготовлением и вручением сувениров родным, ветеранам, пожилым людям; организация выставок детского творчества, конкурсов работ, конкурсов семейного творчества; организация клубной и кружковой работы; выпуск газеты, в которой будут отражены результаты работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, и т.д.

Важной сферой духовно-нравственного становления личности растущего человека является семья. Важно сделать семью субъектом образовательно-воспитательного процесса, поскольку ребенок является носителем традиций своей семьи и на всю последующую жизнь сохраняет приобретенное им в детстве. Родители должны стать постоянными участниками духовно-нравственной деятельности детского сада и школы, поскольку именно в таком тесном симбиозе семьи и образовательной организации можно эффективно и плодотворно решать обозначенные задачи.

Родители и дети могут принимать совместное участие в различных мероприятиях (занятиях, праздниках, фестивалях, выставках, творческих мастерских, конкурсах, акциях и др.). Также важно организовать работу родительского университета «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей», который может объединить ряд мероприятий для родителей (родительские лектории, семинары, беседы, издание буклетов), цель которых - повышение духовно-нравственной культуры родителей дошкольников и школьников, а также развитие их компетентности в вопросах духовно-нравственного становления детей. В ходе организации такой работы родителей важно познакомить с основами православной педагогики и психологии, формировать у них представления о духовно ориентированной семье, о формах традиционного православного семейного уклада, возрождать традиции православного семейного воспитания. Также необходимо родителей знакомить и с ошибками семейного воспитания, с формами родительской любви, которые выступают в аномальном виде, что, естественно, несовместимо с христианским устроением семьи .

Необходимо подчеркнуть, что для эффективной работы по духовно-нравственному развитию с детьми нужен педагог, который сам обладает высокой духовной культурой и постоянно совершенствуется в духовном росте. Он должен быть не только профессионалом, но и духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, и одной из главенствующих его задач является формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров. А. Гармаев подчеркивает, что, если воспитатель или школьный педагог не несут в себе резервов нравственной красоты, не руководствуются в своих действиях и в сокровенных движениях души тем, о чем говорят и чему учат своих подопечных, то подлинное нравственное воздействие и воспитание невозможно . Важно также развивать гражданскую культуру педагога-воспитателя, формировать его национальный характер, так как духовный человек - это носитель национальных ценностей .

С целью повышения духовной культуры педагога и подготовки их к работе с подрастающим поколением по вопросам духовно-нравственного воспитания целесообразно в образовательной организации проводить методические объединения, серии обучающих семинаров по организации и проведению православных праздников и занятий на православную тематику, научно-методические семинары с совместным участием педагогов, родителей, научных сотрудников, администрации города, общественности.

Таким образом, видим, что в вопросах экологии души отдельного человека и духовного оздоровления общества необходимо соблюдение принципа интеграции усилий дошкольников, школьников, педагогов, родителей. Также в системе духовно-нравственного воспитания важна взаимосвязь с разными социальными институтами, общественностью. Необходимо формировать основы взаимодействия образовательной организации с Русской Православной Церковью, обозначить и активизировать формы участия Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания как воцерковленной, так и нецерковной части детей и молодежи.

Таким образом, для оздоровления и очищения души растущего человека, а значит и сохранения ее экологии, необходима продуманная система духовно-нравственного воспитания с четким определением целей и задач, обогащением содержания современного образования, форм, методов работы, с вовлечением широкого круга субъектов образовательного процесса в решение проблемы духовного взросления - детей, педагогов, семьи, общественности, различных социальных институтов.

Библиографическая ссылка

Россова Ю.И. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ ДУШИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23777 (дата обращения: 14.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Светлана Стукалова
Статья «Экология природы как экология души человека»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 47»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья на тему :

«Экология природы , как экология души человека »

Подготовила :

музыкальный руководитель

Стукалова С. А.

Есть одна планета

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нет!

(Я. Аким)

Читая стихотворение нашего соотечественника детского поэта Якова Акима «Наша планета» невольно переносишься в далёкое детство, где попадаешь в волшебный сад с бабочками и ландышами, босиком по зелёной траве бежишь к речке и наблюдаешь, как с травинки на травинку перелетают стрекозы, как тёплым летним деньком собираешь землянику в лесу. «Берегите свою планету» - просит нас автор, но в детстве мало кто задумывается, что её может не стать , что природа , как и человек , может испытывать боль, страх, огорчение. По истечению многих лет человек приходит к осознанию того, что хочет изменить мир вокруг себя – начни с самого себя! Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда мы поймем, что мы дети нашей Планеты, и принося вред природе , люди наносят вред себе и своим детям, только тогда появиться любовь на Земле ко всему живому, и человеческая душа будет на высоте. Но к этому нужно идти, иногда всю человеческую жизнь . Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем об утренних зорях, о вечерних зарницах, о сверкающих звездах, насколько прекрасен и удивителен наш мир.

С самого раннего детства взрослые стараются научить детей основным понятиям и природным явлениям , и фактам : как правильно вести себя вне дома, как «общаться» с животными и заботиться о природе . В детском саду и школе воспитание происходит посредством :

- литературы : «Кто не любит природу , тот не любит человека » (Ф. Достоевский, «Охранять природу – значит охранять родину» (М. Пришвин, «Для того, чтобы жить – человеку нужно солнце , свобода и маленький цветок.» (Г. Х. Андерсен, «Никогда не поздно посадить деревце : пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения» (К. Паустовский.) ;

- музыки : «Весенняя песня» (Ф. Мендельсон, концерт «Весна» из цикла «Времена года» (А. Вивальди, «Утро» (Э. Григ, «Песня жаворонка» из «Детского альбома» (П. Чайковский, «Жаворонок» (М. Глинка, «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года» (П. Чайковский) ;

- кинематографа : «Паровозик из Ромашкова» , «Мальчик и Земля» , «Улыбка природы » , «Будь здоров зелёный лес» , «Почти невыдуманная история» , «Книга джунглей» , «Против природы » , «Самый близкий друг» .

Данные произведения помогают нам прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу окружающий нас мир – мир природы и животных .

Уже в детском саду для детей вводится такое понятие, как понятие – экология , рассказывают о животных, знакомят с растениями. Для подростков это понятие связано с защитой нашей планеты от загрязнения, борьбой за чистоту воздуха и воды.

Гармония. баланс. целостность. согласованность. как часто в современном мире мы сталкиваемся с этими понятиями и неосознанно относим их к здоровой счастливой жизни человека . А ведь с древних времен человек стремился к духовности и нравственности и жил по законам природы . Не зря говорят, что гармония души связана с гармонией природы . Мир не стоит на месте, постоянно развивается, но мы забываем о простых законах нашей природы . Чётко передает фраза Бернард Шоу : «Мы научились летать в небе как птицы, мы научились плавать в океане как рыбы, теперь осталось жить на Земле, как человек »

Загрязнение заводами, выхлопы автомобилей, опасные выбросы, химикаты, все это последствия деятельности человека и это же всё неблагоприятно действует на экологию нашей планеты . Чтобы защитить и сберечь нашу природу нужно развивать в ребенке от рождения и до понятия, как правильно относиться к окружающему вокруг себя. К сожалению, проходит очень много времени для того, чтобы душа человека выросла и поняла , что жить на чистой планете, значит прожить долгую и здоровую жизнь.

Мы, взрослые ответственны за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы детский сад, школа, детская литература, музыка пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Мы должны помочь детям найти правильный путь к современной жизни, развивать чувство ответственности за свое здоровье и благополучие.

Именно сейчас нельзя забывать о том, что когда человек передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость, накопленную веками, этим он изменяет душу ребёнка, ведь душа будет расти вместе с ребенком, а щедрая, добрая, ласковая душа не допустит разрушение нашей планеты. Мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания природы .

«Поведение человека в природе – это зеркало его души »

(К. Зелинский) .

Человек, познай самого себя!

Сократ

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха... Нас учат бережно относиться к окружающей среде, призывают поддерживать чистоту, порядок и уважать природу. Редко нас учат тому, что мы можем загрязнять окружающее пространство не только отходами, но и своими мыслями, чувствами, словами? Часто мы проявляем необоснованную агрессию и этим постепенно разрушаем пространство семьи, наша критика негативно сказывается на нашем рабочем пространстве, от наших резких слов и отрицательных эмоций страдают наши друзья, родственники, коллеги. В результате, мы разрушаем себя и общество вокруг нас.

Экологию души, развитие духовности несут нам нравственные постулаты Шакарима, Слова назидания Абая. Мы обязательно должны о них помнить, так как они несут свет в наши души, прививают моральные ценности, учат бороться не только за экологию природы, но и за экологию человеческой души. Развитие экологии души предполагает самопознание человека. А самопознание – это самый трудный, но и самый почетный труд людей на земле. Познавая себя, человек познает весь мир.

Еще мудрец Сократ говорил, что человеку нужно прежде всего «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Немецкий философ И. Кант тоже полагал, что «культура душевных сил» достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает humaniora. Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимания, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. Так, часто в других людях нам неприятны некоторые свойства или особенности поведения, которые в себе самом кажутся приемлемыми и простительными. И только немного отойдя и посмотрев на себя со стороны, можно увидеть недопустимость тех или иных свойств своего характера или поведения.

В наш век технического прогресса и космических скоростей тема нравственности и духовности становится все более актуальной. Ведь страшен безнравственный политик, способный развязать ядерную войну, страшен безнравственный ученый, одержимый идеей уничтожения человечества, страшен безнравственный врач, не понимающий ценности человеческой жизни, страшен безнравственный журналист или писатель, пропагандирующий идеи зла и жестокости среди молодежи. Не зря Л.Н. Толстой писал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мы должны и в словах, и в делах наших стремиться быть благороднее и чище, стараться не унижать достоинство друг друга. Стремление отдельных людей к нравственному совершенствованию сделает мир более гармоничным, а если нравственных людей станет чуть больше, нас ждет прекрасное будущее.

Стремление объединять людей на началах нравственности, человечности, любви и справедливости получает последовательное воплощение в стратегии национального единства, толерантности и согласия Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. А благодаря Первой леди молодое поколение нашей страны на уроках самопознания учится:

Понимать значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни;

Свободно выражать свои мысли и чувства;

Строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде;

Отстаивать свои принципы и убеждения;

Вести поиск решения разных вопросов, находить нестандартные решения в стандартных ситуациях;

Осознавать важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

Распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

Принимать ответственные решения в непростых ситуациях, придерживаясь гражданской позиции, и т.д.

В разделах программы нравственно-духовного образования «Самопознание» с 8 по 11 классы ключевым словом является «Человек». Так, первый раздел имеет название «Быть человеком», второй – «Человек и общество», третий – «Мир и человек», четвертый раздел – «Мир человечества». Это связано с тем, что для каждого из нас очень важно понять, для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание – это ключ к преображению современного общества.

О своевременности появления данного предмета в образовательных учреждениях страны можно судить по отношению учащихся к предмету. Они также как и взрослые понимают, что «наш образовательный мир и общество в целом стали страдать от сердечной недостаточности, от бессердечия» (Ш.А. Аманошвили). И дети с радостью приветствовали новый предмет в школе. Отвечая на вопрос «Что дает тебе предмет «Самопознание»? они пишут: «С первого урока меня заинтересовал этот предмет. Я с нетерпением ждал следующего занятия. На этом уроке ты можешь быть самим собой, и каждый тебя поймет. После уроков самопознания мне стало легко находить общий язык с людьми и легко заводить друзей, я стал более открытым для всех» (Зыков Евгений, 6 «Б» класс), «Мы слушаем музыку и пение птиц, от всего сердца передаем пожелания близким. Я стал больше и с удовольствием помогать друзьям, родителям, пожилым людям» (Успанов Мадияр, 7 «Б» класс), «Я люблю «Самопознание» за то, что на этом уроке я могу свободно выразить свои чувства. Мы изучаем на уроке все, что нас окружает в жизни, что мы видим, чувствуем, понимаем. Благодаря этому предмету наш класс стал дружнее, а я сам стал добрее. На уроках самопознания я очень люблю разговаривать с учителем и общаться с друзьями» (Понамарев Валерий, 7 «А» класс), «Благодаря самопознанию я стала намного лучше, чем была до этого» (Цыбань Татьяна, 6 «Б» класс), «Мне нравится предмет «Самопознание» потому, что он учит жизни, любви к людям и миру. Я очень рад, что появился такой предмет» (Александров Виктор, 7 «А» класс). Можно ли сомневаться после таких слов в необходимости данного предмета? Думаю, что нет.

Помните слова Абая? «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние… Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» (Слово 38, С. 75) . По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. И Сара Алпысовна Назарбаева правильно считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства, так как не каждая семья может дать уроки нравственности и духовности, говорить языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души является охрана душевного состояния человека, его забота о чистоте и развитии души. Более того, я считаю, что экология мира начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом. Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.

Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно. А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».

Итак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, он связан с ними бесконечными духовными и материальными нитями. Вне этого взаимодействия жизнь человека невозможна, он живет в постоянном окружении мира и в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его своей жизнедеятельностью каждый миг. Но и мир нуждается в нас, в активной преобразующей деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие экологии души человека – одно из важнейших условий развития гармоничного общества.

Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей». Нам всем необходимо стремиться к величию души, ведь только духовно богатый человек способен на бескорыстную дружбу, на истинную любовь, способен проживать наполненную жизнь и быть по-настоящему счастливым.