Контролирующие программы компьютерные тесты компьютерный контроль кк. Что такое ЕГЭ? Принципы разработки компьютерного тестирования

Проблема отечественной педагогической диагностики активно развивается уже с 80-90-х годов. Одной из линий синтеза педагогической диагностики является связь с математическими методами и информационными технологиями.

В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие с каждым годом все больше прогрессирует. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

Трудностей на этом пути более чем достаточно, основная из которых - недостаточное или нулевое финансирование их развития в наших учебных заведениях. Эти технологии являются дорогими: приобретение компьютеров, их текущая модернизация, а развитие технологической базы и уровня безопасности требуют обновления компьютерного парка не реже, чем каждые 2-3 года, обслуживание компьютеров и сетей, покупка программного обеспечения, подключение к Internet. Помимо этого требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.

Одна из основных задач образовательных систем - воспитание творческой личности. Для этого необходимо на всех уровнях образования выявлять одаренных детей и студентов, чтобы организовывать для них специальные формы учебной деятельности, осуществлять дифференциацию в обучении. Решение последних задач немыслимо без диагностики задатков, способностей и разностороннего развития учащихся. В связи с этим повышается и роль контроля знаний в учебном процессе.

Одним из способов осуществления контроля знаний студентов является тестирование.

Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Использование тестовых форм контроля знаний, на мой взгляд, несомненно, представляет значительный интерес, поскольку результаты тестирования легко подвергаются обработке и, кроме того, именно тестовая форма контроля знаний учащихся является наиболее объективной.

Несмотря на обилие тестов по различным дисциплинам, создание системы диагностирования по конкретному предмету является в каждом случае актуальной задачей. Развитие принципиально новой системы коммуникаций, основанной на информационных и коммуникационных технологиях, позволяет существенно изменить подход к конструированию систем тестирования по любому предмету обучения. Компьютерное тестирование знаний постоянно набирает популярность.

В результате, на протяжении долгих трудов программирования, была создана и апробирована на практических и лабораторных занятиях контролирующая компьютерная программа. Главная задача, которая ставилась перед автором при создании этой программы – это её соответствие уровню развития компьютерной техники и программного обеспечения на сегодняшний день и возможность более глубокого и детального анализа полученных знаний студентами в ходе практических занятий.

Полученные на первых этапах результаты применения контролирующей компьютерной программы в мед. училище №9 г.Москвы показали, что итоговые данные уровня знаний студентов ниже, чем при обычном устном или письменном опросе. Особенно это отмечалось на первых практических занятиях. Это связано с непривычной для студентов методикой контроля уровня знаний. В последующем, при условии регулярного использования компьютерного контроля, средний балл оценок студентов неуклонно возрастал.

Эффективность усвоения информации во многом определяется психофизиологическим состоянием обучающегося. При этом стремление, желание заниматься являются едва ли не основными в структуре любой учебной деятельности. По моему убеждению, в работе студента с контролирующей компьютерной программой, помимо неоспоримых её достоинств, примешивается весомый фактор новизны, повышенного интереса и внимания.

Цели данной работы:

· Выделить основные этапы при создании теста;

· Описать основные свойства, которыми должны руководиться преподаватели при создании теста;

· Выбрать несколько инструментальных систем, предназначенных для разработок тестов учебного назначения;

· Изучить возможности выбранных программ;

· Выявить все «плюсы» и «минусы» программ;

· Провести сравнительный анализ учебных возможностей выбранных программ;

Основные этапы при создании теста

Одним из приоритетных направлений совершенствования методики внутришкольного контроля в настоящее время является тестовый контроль. Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся производятся только по конечному результату, при этом остаются не оцененными деятельность учащегося, его уровень развития и динамика обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.

Разработка тестового контроля включает следующие этапы:

1) определение целей тестирования (прогностические - связаны с профильной ориентацией учащихся, диагностические - связаны с уровневой дифференциацией обучения, ориентированные на обратную связь);

2) отбор и упорядочивание заданий;

3) компоновка тестов по блокам;

4) создание теста;

6) проведение тестовых испытаний.

Тест (проба, испытание) - это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого . Поэтому к тестам предъявляют определенные требования; валидность, определенность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

Информационные навыки (узнает, вспоминает);

Понимание (объясняет, показывает);

Применение (демонстрирует);

Анализ (обдумывает, рассуждает);

Синтез (комбинирует, моделирует);

Сравнительная оценка (сравнивает по параметрам),

Это позволяет определить уровень сложности теста.

Свойства тестов

Тесты должны обладать следующими свойствами:

Валидность (адекватность, обоснованность);

Определенность (общепонятность);

Надежность;

Практичность;

Простота в использовании;

Прогностическая ценность.

Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т. п.), для оценки которого он предназначен. Не обладающие валидностью тесты не пригодны для практического использования. Выделяют три типа валидности :

эмпирическая - означает проверку теста с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный, с целью оценить индивидуальную прогностичность теста;

концептуальная - устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.

Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат I соответствовал поставленной задаче.

Надежность теста - это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т. п.).

Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.

При составлении тестов должны учитываться также следующие требования:

§ строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;

§ простота - каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;

§ однозначность - формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.

§ избегание случайного угадывания – нужно выбрать такую форму задания, которая сокращает вероятность случайного угадывания правильных ответов настолько, насколько это возможно;

§ компактность или точность – нужно выбрать такую форму задания, при которой вопрос формируется настолько сжато, насколько это возможно;

§ отношение между заданиями – нужно следить за тем, чтоб задания не содержали в себе или не раскрывали ответы на другие задания;

Контролирующие программы

Программы этого типа предназначены для проверки (оценки) качества знаний.

Широкое распространение этого вида программ объясняется следующими обстоятельствами:

1) контроль, позволяя оценить знания, умения и навыки уча­щихся, а также качество работы преподавателя, занимает много учебного времени;

2) операция контроля знаний представляет собой набор не­сложных действий, сводящихся в своей основе к схеме "вопрос - ответ - анализ ответа", что позволяет разработать достаточно простые и, что более важно, универсальные программные сред­ства контроля.

Согласно существуют некоторые требования к контролирующей программе:

· ввод ответа в форме, максимально приближенной к общепринятой;

· должны быть обеспечены фиксация результатов контроля, их сбор, распечатка и статистический анализ.

Нетрудно сделать контролирующую программу, если есть единственно правильный ответ. К таким примерам можно стремиться, но к ним нельзя свести всё многообразие ситуаций контроля.

1. Поле "Предмет" - здесь записывается название предмета по которому готовится тест (обязательное заполнение). Данное название будет показываться при открытие теста, при тестировании. И по умолчанию будет предложено в качестве имени папки, в которую будет сохраняться тест.

2. Поле "Тема" - здесь записывается название темы данного предмета по которой составляется тест (обязательное заполнение). Данное название будет показываться при открытие теста, при тестировании. И по умолчанию будет предложено в качестве имени файла, под которым будет сохраняться тест.

4. Поле "Выбор типа теста" - здесь можно выбрать тип теста, который вы хотите создавать. Данный выбор определяет то, как будет вестись подсчет набранных пользователем баллов. Есть два варианта:

· "Контрольный" – позволяет выставить критерии оценок, по которым будет производиться аттестация тестирующегося.

· "Психологический" – позволяет для каждого варианта ответа установить свой балл сложности, исходя из суммы которых будет показан вывод.

5. Поле "Порядок воспроизведения вопросов" - здесь выбирается способ показа вопросов при тестировании. Возможен один из трех вариантов:

· "Прямой" - порядок показа вопросов совпадает с порядком их создания. Начиная с первого к последнему.

· "Обратный" - порядок показа вопросов противоположен прямому, т.е. начиная с последнего к первому.

· "Случайный" - порядок показа вопросов является псевдослучайным. При случайном выборе вопросы не повторяются. Обеспечивается уникальность последовательности вопросов при каждом тестировании.

6. Поле "Описание теста" - здесь вы можете ввести любую информацию, которая будет отображаться пользователю в начале тестирования (не является обязательным).

7. Флаг "Установка возможности оценивать вопросы по баллу сложности" - установив этот флаг вы имеете возможность для каждого вопроса устанавливать свой балл сложности. В соответствии с этим итоговая оценка будет выставляться в зависимости от суммы набранных баллов и установленных критериев оценки. Если этот флаг не устанавливать, то приоритет у всех вопросов будет одинаков и итоговая оценка будет выставляться в зависимости от количества правильно отвеченных вопросов. Данный флаг актуален только для "Контрольного" типа теста.

8. Флаг "Возможность прикрепления к вопросам и ответам рисунков" - установив этот флаг вы имеете возможность для каждого вопроса и варианта ответа (если это требуется) прикрепить свой рисунок. Поддерживаются рисунки следующих форматов: jpg, bmp, wmf, emf, ico.

Примечание: При сохранении теста все выбранные рисунки сохраняются в виде ссылок на имя файла, который, должен находиться в той же папке, что и тест.

9. Флаг "Возможность разделять вопросы по группам" – наличие данного флага позволяет разделять вопросы по тема в рамках одного теста. А затем определять на сколько вопросов из каждой темы предоставить тестирующемуся отвечать. Название групп (тем) можно дать нажав кнопку "Назначить группы..". В появившемся окне добавить группы.

10. Флаг "Использовать специальные группы индивидуальной настройки" – в отличие от обычных групп этот флаг позволяет использовать группы специального назначения. В специальные группы могут быть включены номера вопросов, которые обязательно/необязательно будут выдаваться тестирующемуся. Названия спец. групп с возможность их выбора будут показываться пользователю при тестировании.

После ввода данных можно переходить на следующую вкладку: "Вопросы и ответы".

Размер каждого теста может достигать до 1000 вопросов, а размер каждого вопроса и варианта ответа до 400 символов.

1. Поле "Вопрос" - предназначено для ввода вопроса (обязательное заполнение).

2. Поле "Группа, к которой относится вопрос" – если на предыдущем шаге вы использовали группы, то здесь вы должны выбрать ту группу (тему), к которой относится данный вопрос.

3. Поле "Тип ответа на вопрос" - предназначено для выбора типа варианта ответа. Типов вариантов ответа может быть три:

· "Один вариант ответа" - введя несколько вариантов ответов, правильным вы можете выбрать только один.

· "Несколько вариантов ответов" - введя несколько вариантов ответов, правильным вы можете выбрать тоже несколько.

· "Ввод с клавиатуры" – тестируемый вводит ответ с клавиатуры. Здесь вы можете ввести несколько правильных вариантов ответа, среди которых будет осуществляться поиск ответа введенного тестируемым.

4. Поле "Варианты ответов" - предназначено для ввода и редактирования вариантов ответов к данному вопросу. Редактирование производится при помощи кнопки "Редактировать ответ" или контекстного меню (обязательное заполнение). Количество вариантов ответа может достигать 10.

· "Добавить ответ.." – добавление нового варианта ответа. Если на предыдущем шаге был выбран тип теста "Психологический", то в этом окне у вас будет возможность установить балл сложности данного варианта ответа.

· "Изменить ответ..." – редактирование выбранного варианта ответа.

· "Удалить ответ..." – удаление выбранного варианта ответа.

· "Поднять на верх" – переместить выбранный вариант ответа на одну позицию вверх.

· "Опустить вниз" – переместить выбранный вариант ответа на одну позицию вниз.

· "Копировать" – скопировать в буфер обмена выделенный вариант ответа (для последующего использования в другом вопросе). Поддерживается 7 независимых уровней буфера обмена. Данный буфер обмена является автономным и не пересекается с буфером обмена Windows.

· "Вставить" – скопировать вариант ответа из буфера обмена в вопрос.

· "Очистить буфер" – очистить буфер обмена от вариантов ответа.

· "Прикрепить рисунок к ответу…" – прикрепить рисунок к выбранному варианту ответа. Данный пункт появляется, если на предыдущем шаге вы выбрали флаг "Возможность прикрепления к вопросам и ответам рисунков".

· "Прикрепить рисунок к вопросу…" – прикрепить рисунок к вопросу. Данный пункт появляется, если на предыдущем шаге вы выбрали флаг "Возможность прикрепления к вопросам и ответам рисунков".

5. Поле "Балл" - если на предыдущем шаге вы поставили флаг "Установка возможности оценивать вопросы по баллу сложности" то здесь вы можете при помощи баллов определить сложность вопроса. Начисление баллов допускается в пределах от 1 до 100.

7. Кнопка "Удалить" – удаление выбранного вопроса из общей базы.

8. "Кнопки перехода" – переход к первому вопросу, предыдущему вопросу, следующему вопросу и последнему вопросу представлены на рис.4. А так же, есть возможность, быстрого прямого перехода к заданному вопросу.

После ввода вопросов и вариантов ответа можно переходить на следующую вкладку: "Параметры".

Вкладка "Параметры"

Для того, чтобы тест соответствовал определенным требованиям, его нужно настроить. Настройка теста сводится к выбору определенных параметров и вводу некоторых значений. Настройка производится на специальной вкладке "Параметры", которая в свою очередь подразделяется еще на 5 вкладок узкого назначения:

· Вкладка "Общие"

· Вкладка "Группы"

· Вкладка "Оценка результатов"

· Вкладка "Защита теста"

· Вкладка "Статистика"

Вкладка "Общие"

1. "Балл сложности вопроса или варианта ответа" – если на первом шаге вы установили флаг "Установка возможности оценивать вопросы по баллу сложности", то выбрав этот флаг, при тестировании, будет показываться балл сложности текущего вопроса.

2. "Сумму набранных баллов" – если на первом шаге вы установили флаг "Установка возможности оценивать вопросы по баллу сложности", то выбрав этот флаг, при тестировании, будет показываться сумма всех набранных баллов сложности.

3. "Предварительную оценку" – выбрав этот флаг, при тестировании, будет видна предварительная оценка результатов тестирующегося. Оценка может быть представлена в целом виде (2, 3, 4, 5) или в дробном (2.38, 4.56 и т.д.), для отображения более детальной информации об уровне знаний.

4. "Результат ответа на вопрос" – если вы хотите, чтобы, при тестировании, показывался диалог информируя пользователя о правильности ответа на вопрос, то установите этот флаг.

5. "Затраченное время на тестирование" – если вы ограничили время тестирования, то установив этот флаг, при тестировании, будет показываться информация о количестве времени прошедшего с начала тестирования.

6. "Сколько времени осталось" – если вы ограничили время тестирования, то установив этот флаг, при тестировании, будет показываться информация о количестве оставшегося времени до конца тестирования.

7. "Группу, в которую входит вопрос" – если на первом шаге вы установили флаг "Возможность разделять вопросы по группам", то выбрав этот флаг, при тестировании, будет показываться название группы в которую входит текущий вопрос.

8. "Комментарий о количестве вариантов ответа" – если выбрать этот флаг, то при тестировании будет показываться информация о количестве правильных вариантов ответа на текущий вопрос.

9. "Количество вопросов предоставляемых для тестирования N из" – если на первом шаге вы не устанавливали флаг "Возможность разделять вопросы по группам", то в этом поле устанавливается количество вопросов, которое будет предоставляться тестирующемуся. Если флаг "Возможность разделять вопросы по группам" был установлен, данный параметр регулируется на вкладке "Параметры - Группы".

10. "Упорядочить вопросы по степени их сложности" – если на первом шаге вы устанавливали флаг "

Установка возможности оценивать вопросы по баллу сложности", то установив этот флаг, при тестировании, вопросы будут упорядочены по степени их сложности (от легкого к сложному).

11. "При тестировании случайным образом перемешивать варианты ответов" – если установить этот флаг то, при тестировании, случайным образом будут перемешиваться варианты ответа всех предоставляемых вопросов.

12. "Возможность при тестировании вернуться на предыдущий вопрос" – если установить этот флаг, то тестирующемуся будет предоставлена возможность возвращаться на предыдущий вопрос назад.

13. "Возможность ограничить время тестирования в размере N минут" – здесь можно ограничить время прохождения теста, в минутах. Если тестируемый не уложился в заданное время, то все не отвеченные вопросы автоматически защитываются как неправильные.

14. "Возможность при тестировании пропустить N вопросов" – если установить этот флаг, то тестирующемуся будет предоставлена возможность пропустить N вопросов. Пропущенные вопросы в тесте не появятся, но вместо них придут другие N вопросов.

15. "Возможность ответить позже на N вопросов" – если установить этот флаг, то тестирующемуся будет предоставлена возможность ответить позже на N вопросов. Оставленные "на потом" вопросы поместятся в конец списка.

16. "Перейти на следующий вопрос только если ответ правильный" – если установить этот флаг, то после первого неверного ответа тестирование завершается и все оставшиеся вопросы автоматически защитываются как неправильные. Используется для ужесточения условий тестирования.

17. "Разрешить использовать калькулятор" – если установить этот флаг, то тестирующемуся будет предоставлена возможность использовать калькулятор.

Вкладка "Группы"

Данная вкладка предназначена для настройки параметров обычных и специальных групп. Если на первом шаге вы установили флаг "Возможность разделять вопросы по группам" и/или "Использовать специальные группы индивидуальной настройки", то на этой вкладке вы настраиваете параметры этих групп.

1. Настройка параметров общих групп:

· Здесь показаны названия групп и количество вопросов в каждой группе. У пользователя есть возможность настройки количества вопросов из каждой группы предоставляемых для тестирования.

2. Настройка параметров специальных групп:

· Здесь определяются номера вопросов, которые будут или не будут показываться тестирующемуся.

· В окне "Комментарий при выборе спец. группы" вводится то сообщение, которое будет выдаваться тестирующемуся при выборе спец. группы.

Вкладка "Оценка результатов"

Данная вкладка предназначена для настройки параметров оценивания тестирующегося.

1. Поле "Использовать систему выставления оценок" – в данном поле можно выбрать по какой системе будет оцениваться тестируемый: по 5, 10, 20 или 50-и бальной.

2. Поле "Настройка критериев выставления оценок" – в данномо поле можно регулировать критерии оценки в процентах.

3. Поле "Выбор системы оценивания" – в данном поле можно выбрать систему, по которй будет будет оцениваться тестируемый. Существует два типа систем:

· "Учет только 100%-ного правильного ответа" - при выборе данной системы, вопрос будет защитан как правильный только если тестируемый выбрал все правильные варианты ответа.

Например: Есть вопрос с 5 вариантами ответов. 3 из 5 ответов являются верными (т.е. это вопрос с несколькими правильными вариантами ответа). Если выбрана данная система, то ответ защитается как правильный только, если будут выбраны все 3 правильных варианта ответа, иначе ответ будет защитан как не правильный.

· "Равномерное распределение процентов на правильные и не правильные ответы" - при выборе данной системы, вопрос будет защитан частично правильно, даже если ответ был не полным.

Например: Есть вопрос с 5 вариантами ответов. 3 из 5 ответов являются верными (т.е. это вопрос с несколькими правильными вариантами ответа). Если выбрана эта система, и тестирующий выбрал из 3 только 2 правильных ответа, то ему будет защитано (100/3)*2=66% правильности ответа. Если же тестирующий выбрал из 5 ответов 2 правильных и 1 неверный ответ, то ему будет защитано 33%+33% (это за 2 правильных ответа) и –20% (100/5 - за один неверный ответ) = 66%-20%=46% правильности ответа. И так далее.

Вкладка "Защита теста"

Основной отличительной особенностью программного комплекса SuperTest, является то, что в нем большое внимание уделяется вопросам защиты от несанкционированного пользования тестом.

Данная вкладка предназначена для настройки параметров защиты файл-теста от несанкционированного пользования.

1. Поле "Пароль для редактирования теста" – здесь вы можете установить пароль на возможность просмотра и редактирования теста в модуле TestMaker.

2. Поле "Повторите" – данное поле необходимо для подтверждения ранее введенного пароля.

3. Поле "Пароль для проведения тестирования" – здесь вы можете установить пароль, который будет запрашиваться в начале тестирования в модуле TestInfo.

4. Поле "Пароль для выхода из режима тестирования" – здесь вы можете установить пароль, который будет запрашиваться, если тестирующий, в модуле TestInfo, попытается прервать процесс тестирования.

5. Поле "Источник паролей" – в этом поле выбирается способ запроса введенных паролей:

· "Запрашивать установленные пароли с клавиатуры" – запрос пароля осуществляется путем его ввода с клавиатуры.

· "Запрашивать установленные пароли с ключевой дискеты" – запрос пароля осуществляется путем чтения информации с, заранее приготовленной, ключевой дискеты. Запрос на создание ключевой дискеты автоматически появляется при выборе данного источника.

6. Флаг "При тестировании запретить переключение на другие задачи" – установив этот флаг, в процессе тестирования, будет запрещено переходить на другие задачи. Не работает в Windows NT.

7. Флаг "При тестировании блокировать меню Пуск и Панель задач" – установив этот флаг, в процессе тестирования, будет запрещен доступ к меню "Пуск" и "Панели задач". Не работает в Windows NT.

8. Флаг "При тестировании блокировать доступ к рабочему столу" – установив этот флаг, в процессе тестирования, рабочий стол будет дезактивирован.

9. Флаг "При тестировании спрятать программу в Диспетчере задач" – установив этот флаг, в процессе тестирования, программа не будет видна в "Диспетчере задач". Не работает в Windows NT.

10. Флаг "Запретить повторное прохождение теста" – установив этот флаг, по окончании тестирования, кнопка для повторного прохождения тестирования будет заблокирована.

11. Флаг "Ограничить движение курсора мыши в пределах рабочей формы" – установив этот флаг, в процессе тестирования, курсор мыши будет находиться только в области программы.

12. Флаг "Защитить тест путем его привязки к…" – данный флаг позволит вам привязать тест к уникальным параметрам комплектующих компьютера. Тест можно привязать к серийному номеру жесткого диска, модели и серийному номеру материнской платы (Не работает в Windows NT), к аппаратным параметрам центрального процессора и к содержимому дискеты. Таким образом, при попытке протестироваться на каком-нибудь другом компьютере будет выдаваться запрещающий диалог (данная возможность включена для защиты от несанкционированного копирования тестов с целью изучения их на других ПК).

Установив полный набор этих защит вы полностью блокируете пользователя от несанкционированного доступа к тесту или другим приложениям во время тестирования.

Данная вкладка предназначена для настройки параметров вывода статистики результатов тестирования.

1. Флаг "Показать результаты тестирования" – если установить этот флаг, то по окончании тестирования, тестирующемуся будет показан его результат. Иначе результат тестирования будет недоступен.

2. Флаг "Результат тестирования записывать в файл" – если установить этот флаг, то по окончании тестирования, все результаты будут записаны в файл "result.txt" (с целью их дальнейшего анализа).

3. Кнопка "Выводы" – если в результирующий отчет вы хотите включить некоторые выводы, в зависимости от качества успеваемости, то нажмите эту кнопку. Рис.7. Количество выводов ограничено: не более 7. Слева устанавливаются границы (в баллах или процентах), в которые должен попасть результат. Справа вводится вывод соответствующий заданным границам. Максимальная сумма баллов, которыми вы располагаете будет автоматически подсчитана и выведена в строке "Максимальная сумма баллов".

Дополнительные возможности компонента TestMaker.

1. Меню "Тест - Новый" – создание нового теста.

2. Меню "Тест - Открыть" – открытие для редактирование уже созданного теста.

С помощью программы TestMaker возможно создание не только электронных тестов, но и возможна подготовка "бумажных тестов". Они предназначены для распечатки на обычной бумаге для проведения тестирования без использования компьютера. Обработка таких тестов происходит вручную.

4. Меню "Тест - Печать" – создание "бумажного теста", распечатка теста или его экспорт в файл формата RTF. Данная возможность позволяет гибко настроить параметры печати для создания нескольких копий и вариантов теста.

· Флаг "Без ответов" – вывод вопросов и вариантов ответа без указания правильных.

· Флаг "С эталонами ответа" – вывод вопросов и вариантов ответа с указанием правильных. Правильные варианты ответа помечаются жирным шрифтом.

· Флаг "Показывать группу, в которую входит вопрос" – если, в процессе создания теста, были использованы группы, то при выводе вопросов будет указано к какой группе он относится.

· Флаг "Показывать балл сложности вопроса/варианта ответа" - если, в процессе создания теста, были использованы баллы сложности, то при выводе вопросов они будут указаны.

· Флаг "Тип ответа на вопрос" – при выводе вопосов будет указано сколько в нем находится правильных ответов (один или несколько).

· Флаг "Перемешивать вопросы" – вывод вопросов происходит в случайном виде.

· Флаг "Перемешивать варианты ответов" – вывод вариантов ответа каждого вопроса происходит в случайном виде.

· Поле "Количество показываемых вопросов" – выбор количества вопросов содержащихся в каждом варианте.

· Поле "Количество создаваемых вариантов" – выбор количества различных вариантов.

· Флаг "Добавить надпись Вариант №-x" – при выборе нескольких вариантов, каждый вариант будет сопровождаться надписью "Вариант №".

5. Меню "Сервис - Настройки" – настройка параметров работы TestMaker.

· Флаг "При редактировании вопросов удалять лишние пробелы в предложении" – если установить этот флаг, то при редактировании вопросов лишние и повторяющиеся пробелы будут автоматически убираться.

· Флаг "При редактировании вопросов в конце предложения ставить вопросительный знак" – если установить этот флаг, то при редактировании вопросов в конце предложения будет автоматически ставиться вопросительный знак.

· Флаг "При редактировании вопросов первую букву предложения делать заглавной" – если установить этот флаг, то при редактировании вопросов первая буква предложения автоматически будет становиться заглавной.

· Флаг "При редактировании ответов удалять лишние пробелы в предложении" – если установить этот флаг, то при редактировании ответов лишние и повторяющиеся пробелы будут автоматически убираться.

· Флаг "При редактировании ответов в конце предложения ставить точку" – если установить этот флаг, то при редактировании ответов в конце предложения будет автоматически ставиться точка.

· Флаг "При редактировании ответов первую букву предложения делать заглавной" – если установить этот флаг, то при редактировании ответов первая буква предложения автоматически будет становиться заглавной.

· Поле "Путь расположения тестов" – это поле предназначено для указания пути по которому будет осуществляться поиск тестов, а так же их сохранение.

· Флаг "Проверять вопросы на повтор" – наличие этого флага подразумевает, при сохранении вопроса, автоматически проверять его на наличие повтора. Бывает полезно, когда не помнишь вводил ты этот вопрос или нет.

Помимо всего выше перечисленного в TestMaker есть еще удобная возможность для перевода вопросов и вариантов ответа из сторонних редакторов (WordPad, MS-Word, Internet Explorer и др.) в редактор тестов. Для этого необходимо:

· Открыть введенный тест в стороннем редакторе.

· Открыть окно ввода вопросов в программе TestMaker.

· И используя технологию Drag&Drop, путем перетаскивания, выделить необходимые слова и перенести их в окно ввода вопроса или вариантов ответа.

Компонент TestInfo

TestInfo – модуль предназначен для проведения тестирования учащихся на основе созданного файл - теста.

Данный модуль предназначен для непосредственного проведения тестирования обучающихся. Все настройки теста выполнялись в модуле TestMaker, а модуль TestInfo использует эти настойки и параметры.

Тестирование проходит в 3 этапа:

1. Ввод данных о тестируемом и выбор теста.

1. Поле "Введите Ф.И.О." - ввод инициалов тестируемого. Необязательно для заполнения.

2. Поле "Введите номер группы" - ввод номера группы или подразделения тестируемого. Необязательно для заполнения.

3. Поле "Выберите тему для тестирования" - выбор предмета и темы для прохождения тестирования.

4. Поле "Выберите свою специальность" - в данном поле выбирается название спец. группы, которые были определены при создании теста. Название поля так же определяется при создании теста.

5. Поле "Дополнительная информация" - в данном поле отображается информация заданная преподавателем при создании теста.

В нижней части окна отображена дополнительная информация о выбранном тесте. Для перехода на следующий этап и для начала тестирования следует нажать кнопку "Начать тест".

2. Ответ на предоставленные вопросы.

1. Поле "Вопрос №" - отображение номера и текста вопроса с возможностью просмотра прикрепленного рисунка.

2. Поле "Комментарий" - отображение комментария о количестве правильных вариантов ответа. Отображение данного поля определяется на этапе создания теста.

3. Поле "Варианты ответа" - просмотр вариантов ответа на вопрос с возможностью просмотра прикрепленного рисунка.

4. Флаг "Я думаю, этот ответ является верным" - ставим галочку, если считаем, что выбранный вариант ответа является верным. Если правильных вариантов ответа несколько, то данную галочку необходимо поставить у каждого ответа.

5. Кнопка "Принять ответ" - после выбора всех правильных вариантов ответа, для подтверждения ответа на вопрос, нужно нажать данную кнопку.

6. Кнопка "Вернуться назад" - возможность возврата на предыдущий вопрос. Данная возможность определяется на этапе создания теста.

7. Кнопка "Пропустить вопрос" - возможность пропустить данный вопрос. Этот вопрос больше не появится, но вместо него придет другой. Данная возможность определяется на этапе создания теста.

8. Кнопка "Ответить позже" - возможность на вопрос ответить позже. Данный вопрос переносится в конец списка. Данная возможность определяется на этапе создания теста.

Так же, при тестировании, на экране выводится предварительная оценка за правильные ответы, сумма набранных баллов, прошедшее и оставшееся время тестирования. Отображение данных параметров определяется на этапе создания теста.

После ответов на вопросы выводится результат.

· Поле "Ф.И.О. тестируемого" – это поле предназначено для ввода инициалов тестируемого (необязательно).

· Поле "Файл-тест" – имя файл-теста, который будет автоматически запускаться.

· Поле "Спец. группа" – выбор спец. группы используемой в данном тесте.

· Поле "Пароль для тестирования" – ввод пароля для подтверждения доступа к тестированию.

· Флаг "Автоматически загружать заданный тест" – если установить этот флаг, то при загрузки программы выбранный тест будет запущен.

Примечание : в модуле тестирования есть возможность работать с несколькими конфигурационными файлами. Т.е. если вы хотите автоматически запускать несколько тестов, то можно создать несколько конфигурационных файлов и по очереди запускать их в виде параметра из командной строки. Пример: " tinfo.exe st.ini" - где "st.ini" конфигурационный файл.

Примечание : Все конфигурационные файлы должны находиться в той же папке, что и модуль тестирования.

· использование рисунков и ЛЮБЫХ OLE-объектов непосредственно в вопросах

· полноценное форматирование описание теста и вопросов (каждый символ может быть написан своим шрифтом, цветом и т.д.)

· предварительный просмотр теста

· экспорт теста в формат RTF

· печать теста: только вопросы, вопросы и ответы, вопросы и ответы + правильные ответы

· защита теста паролем (отдельно для режимов изменения и тестирования)

· возможность ограничения времени тестирования

· сопровождение вопросов мультимедийными файлами

· возможность копирования вопросов

· шифрование и сжатие тестов

· использование мыши, клавиатуры и горячих клавиш.

· работа с буфером обмена Windows.

· простой и интуитивно понятный интерфейс

· выбор варианта показа вопросов при тестировании: от первого к последнему; от последнего к первому; случайным образом;

· каждый вопрос может оцениваться своим уровнем сложности (назначение балла сложности);

· возможность разрешить/запретить повторное прохождение теста;

· поддержка различных типов вопросов;

· число вопросов в тесте не ограничено

· число вариантов ответа в каждом вопросе не ограничено

· шифрование и сжатие тестов

· возможность внесения дополнительной информации, которая будет показана перед началом тестирования;

«-» отсутствует :

· возможность использования групп специального назначения (определение обязательных/ необязательных вопросов для каждой группы тестирующихся);

· возможность ответить позже на несколько (задается преподавателем) вопросов;

· возможность при тестировании блокировать доступ к рабочему столу;

· возможность при тестировании ограничить движение мыши в пределах рабочей формы;

· разработка тестов в стиле WYSIWYG (что видишь, то и получаешь) существенно облегчает работу с программой и позволяет освоить ее интерфейс в кратчайшие сроки.

Типы вопросов, используемые в программе

· вопросы закрытого типа:

- одиночный выбор;

Основной тип вопросов, применяемых для контроля знаний и умений. Вопросы этого типа предполагают выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов.

Преимущество вопросов этого типа:

Низка вероятность угадывания правильного ответа;

Для правильного составления этих вопросов важно соблюдать следующие требования:

Правильный и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов;

- множественный выбор;

Основной тип вопросов, применяемых для контроля знаний и умений. Вопросы этого типа предполагают выбор нескольких правильных ответа из списка возможных вариантов.

Применение этого типа вопросов наиболее целесообразно к крупным определениям, сложным процессам, графикам, диаграммам, таблицам, т.е. к тем элементам знания, которые могут быть структурированы или разбиты на более мелкие части.

Особенно это важно как в части проверки усвоения знаний, так и контроля умения анализировать данные, работать с разной формой представления результатов (графики, диаграммы, таблицы и т.д.)

Преимущество вопросов с множественным выбором:

Вопросы достаточно надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность;

Низка вероятность угадывания правильных ответов;

Для правильного составления вопросов с множественным выбором важно соблюдать следующие требования:

Все варианты ответов должны бать грамматически согласованны с основной частью задания;

Вопросы должны содержать только одну мысль или утверждение;

Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобранны, не должно быть явных неточностей;

Как можно реже использовать отрицание в основной части;

Вопрос не должен содержать лишних деталей;

В традиционной педагогике выделяют следующие задачи контроля:

· установить готовность учащегося к восприятию и усвоению новых знаний (восстановить внутрипредметные и межпредметные связи);

· получить информацию о характере самостоятельной работы учащихся в процессе обучения;

· выявить трудности и ошибки, причины их возникновения;

· определить эффективность организации, методов и средств обучения;

· выявить степень правильности, объем и глубину знаний и умений учащегося

Обобщив можно сказать, что функциями контроля являются информирование о результатах работы и отражение динамики развития обучаемого.

Изучив и проанализировав, выбранные мною программы (SuperTest and TeachLab),я сделала вывод, что не смотря на небольшие «минусы», обе программы подходят для использования их в учебном процессе. В обеих программах есть возможности для создания тестов, удовлетворяющих свойствам и требованиям (перечисленных выше). Остается лишь основная задача – правильно составить тест.

1) Баранов В.Ю. Формы ответов при автоматизированном контроле знаний.-М.: Информатика и образование, №8, 2004г.

2) Плотникова И.А. Методика тестового контроля в старших классах.-М: ИНФО, №1, 2000г.

3) Трояновский В.М. Автоматизированный контроль знаний в системе взаимосвязных понятий.-М: Информатика и образование»,№3,2002г

4) Черничин А.Н. Лабораторный практикум по курсу «Технические и аудиовизуальные средства обучения».-Смоленск: СГПУ, 2005. Ч3

5) Шафрин Ю.А. Методический обзор для учителя по теме «Многопользовательские информационные системы».-М: Информатика, №38, 2004г.

Приложение


Возможности программы



Возможное количество вопросов в тесте

Не ограничено

Поддержка различных типов вопросов

- (отсутствует тип вопроса соответствие, область на рисунке


Группировка вопросов теста по темам


Использование рисунков и других OLE- объектов в вопросах

Поддерживает технологию drag&drop


Внесение дополнительной информации перед самим тестом


Предварительный просмотр теста

Печать теста

Защита теста паролем

Возможность ограничения времени

Число вариантов в вопросе

Не более 10

Не ограничено

Использование «горячих клавиш»

Работа с буфером обмена Windows

Возможность быстрого перехода к вопросу с заданным номером

Возможность проверки вопросов на повтор

Возможность ответить позже на несколько вопросов

Каждый вопрос имеет свой уровень сложности

Выбор показа вопросов при тестировании

возможность перехода на след. вопрос, если ответ не правильный

* - присутствует

- - отсутствует

Контролирующие программы

1. Идея обучения с помощью компьютера появилась давно. Первые попытки относятся к концу 50-х годов. В то время уже имелась возможность "общения" человека с компьютером посредством используемого в качестве устройства ввода/вывода телеграфного аппарата-телетайпа. Надлежащим образом запрограммированный компьютер заносит в свою память набираемый человеком на клавиатуре телетайпа текст запроса, а по окончании ввода этого текста производит некоторый анализ его и печатает на телетайпе заранее заготовленный, или конструируемый из подходящих элементов текст ответа. Или проще - компьютер выдает на телетайп текст вопроса или условия задачи и ждет ввода с клавиатуры ответа, который затем сверяется с имеющимся эталоном, чтобы выдать оценку: верно/неверно. С тех пор во всем мире ведутся непрерывные научные поиски решения проблемы эффективного и дешевого способа обучения с помощью компьютера.

Сегодня престиж и рейтинг учебного заведения определяются не только общим уровнем преподавания, наличием в штате сотрудников ученых с мировым именем и материально-технической базой, но и эффективностью и качеством системы контроля знаний учащихся. Несомненно, что его наиболее оперативной, современной и объективной формой является тестовый контроль в компьютерном варианте.

Широкое распространение в настоящее время получают инструментальные авторские системы по созданию педагогических средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных тестов. Особую актуальность для преподавателей школ и вузов приобретают программы для создания компьютерных тестов – тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество и программисты-разработчики готовы строить новые варианты так называемых авторских систем. Однако широкое распространение этих программных средств сдерживается отсутствием простых и нетрудоёмких методик составления тестовых заданий, с помощью которых можно «начинять» оболочки.

Известно большое количество программных продуктов, позволяющих создавать тестовые задания и использовать их для контроля знаний учащихся. Однако большая их часть не ориентирована на использование графических и других иллюстраций, или же это требует настолько неудобно, или трудно, что требует привлечения других специалистов.

Создание обучающих и контролирующих средств - сложная и трудоемкая работа, требующая совместных усилий опытных преподавателей-лекторов, разработчиков программных средств, программистов и др. Наиболее сложной является работа по созданию учебников и учебных пособий, лабораторных практикумов, тестовых материалов. Широкомасштабному ведению такой работы в вузах препятствует отсутствие финансовых ресурсов для ее стимулирования. В результате она проводится бессистемно, главным образом силами отдельных преподавателей и работников ИТ-подразделений.

Серьезным препятствием при создании обучающе-контролирующих программ является и недостаточный уровень компьютерной подготовки профессорско-преподавательского состава.

2. В конце 80-х годов проблемной лабораторией электронных вычис­лительных машин Московского государственного университета была создана микрокомпьютерная система обучения "Наставник".

Типовой вариант системы рассчитан на обучение одновременно до 32 учащихся, обслуживаемых одним микрокомпьютером. Система проста и удобна в управлении, не требует специальной подготовки преподавателей и удобна для обучаемых. Все общение с компьютером происходит по подсказкам и контролем с его стороны.

Программное обеспечение системы состоит из пяти частей. Три части, "Обучение", "Экзамен", "Тест", обеспечивают возможность проведения соответствующих заня­тий.

Подсистемы "Экзамен" и "Тест" предназначены для контроля знаний и умений. В режиме "Экзамен" обучаемый получает от преподавателя набор секций, в которых получает определенное преподавателем число упражнений с ограниченным числом попыток ответов. Верные ответы подтверждаются, а неверные отрицаются, однако справки не выдаются. "Тест" отличается от "Экзамена" тем, что каждый учащийся отвечает на все имеющиеся в учебном материале вопросы, причем попытка ответа предоставляется только одна. Ответы не подтвержда­ются и не отрицаются. Вся работа учащегося протоколируется. Учебно-методическое оснащение наименее фиксировано и наиболее открыто для наращивания и развития. Жестко определены только форматы и правила оформления учебных материалов. Никаких ограничений по тематике и содержанию учебных материалов, равно как и методик или дидактических приемов, кроме необходимости выражаться в форме множественного выбора, нет.

3. Последние годы в педагогической практике все большее распространение получают компьютерные обучающие программы, разработанные для совершенствования и поддержки учебного процесса. Компьютерные обучающие программы служат учебным пособием преподавателю и студенту, могут не только обучать, но и контролировать знания, выдавать справочную информацию и т.д.

Предлагается модуль компьютерных обучающих программ, рассматривающий фрагмент курса «Дискретная математика» - тему «Разбиение графа на максимальные сильно-связные подграфы». Исследуются два метода решения задачи – метод Мальгранжа и матричный метод.

Работа с модулем компьютерных обучающих программ возможна в режимах обучения и контроля. В режиме обучения студенту предоставляется возможность ознакомится с теоретическим материалом и рассмотреть основные этапы алгоритма на примерах, в которых иллюстрации сопровождаются комментариями. Контроль знаний осуществляется посредством тестирования. В качестве тестового задания студенту предлагается решить задачу отыскания прямого и/или обратного транзитивного замыкания на графе, заданного матрицей смежности. Студенту выставляется оценка с учетом сложности теста и числом допущенных ошибок. Полученная оценка может быть улучшена, для этого необходимо пройти тест заново, изменив уровень сложности задания.

При работе с модулем компьютерных обучающих программ формируется база данных, в которой накапливаются сведения о студентах, прошедших тестирование (фамилия, группа, оценка), т.е. предусмотрена возможность ведения электронного журнала преподавателя.

Использование модуля компьютерных обучающих программ в учебном процессе позволит повысить эффективность учебного процесса (занятия), сократить непроизводительные затраты времени обучаемого, оптимизировать преподавательскую деятельность посредством высвобождения времени для индивидуальной работы со студентами, а также стимулирует студентов к повышению уровня знаний.

Предлагаемый модуль компьютерных обучающих программ универсален, т.е. может быть использован и при очном обучении, и в компьютерной библиотеке, и при самостоятельной работе дома.

4. Тесты бывают двух видов :

  • традиционные ; Традиционные тесты представлены в виде системы заданий возрастающей трудности, имеющие специфическую форму, позволяющие качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности студентов. При этом в зависимости от того, по скольким учебным дисциплинам включены в тест задания, традиционные тесты разделяют на гомогенные (проверяющие знания по одному предмету) и гетерогенные (по нескольким предметам).
  • нетрадиционные. Нетрадиционные тесты представлены интегративными, адаптивными и критериально-оценочными тестами. интегративные - нацелены на общую итоговую диагностику подготовленности выпускника учебного заведения. В одном тесте предъявляются знания из двух и более учебных дисциплин. Проведение подобного тестирования проводится, как правило, при интегративном обучении. Адаптивные тесты позволяют регулировать трудность предъявляемых заданий в зависимости от ответов тестируемого. При успешном ответе компьютер выдает следующее задание, более трудное по сравнению с предыдущим, а в случае неудачи - более легкое. Критериально-оценочные тесты предназначены для того, чтобы узнать, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены, а какие - нет. При этом они определяются из так называемой генеральной совокупности заданий, охватывающей всю дисциплину в целом.

Cтраница 1


Контролирующая программа позволяет при наличии достаточного количества ЭВМ провести оперативное и объективное тестирование знаний студентов по данному вопросу.  

Контролирующие программы для машинной и безмашинной проверки знаний - правил, норм и конструкций по технике безопасности для предприятий нефтяной и газовой промышленности разрабатываются на кафедрах охраны труда МИНХ и ГП им. Губкина и Грозненского нефтяного института.  

График изменения среднеарифметических показателей успеваемости в ходе учебного процесса. сплошная линия-экспериментальные группы, пунктир - контрольные группы.  

Контролирующие программы д проверки знаний правил, норм и пасности для предприятий нефтяж разрабатываются на кафедрах им.  

Контролирующие программы для машинной и безмашинной проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности для предприятий нефтяной и газовой промышленности разрабатываются на кафедрах охраны труда МИНХиГП им. Губкина и Грозненского нефтяного института.  

Контролирующие программы могут содержать любое количество комментариев, позволяющих помечать модули программы и писать к ней некоторые пояснения.  

Контролирующие программы могут включаться в случайные моменты времени, определяемые, например, тем, свободно или занято устройство решением функциональных задач, или в фиксированные (заранее определенные) моменты времени. Ниже рассмотрены вопросы временнбй организации регулярных программных проверок.  

Структура контролирующей программы аналогична обучающей, отсутствует только эталонный ответ.  

Представленная структура контролирующей программы является типовой и может быть использована, при создании контролирующих программ такого типа по любому предмету. При этом управляющая часть программы может быть использована без изменения. Часть программы, содержащая блок вопросов, должна быть составлена по тематике предмета. Количество вопросов в блоке можно варьировать по своему усмотрению, но при этом необходимо ввести соответствующие изменения в управляющей части программы, в строках, где используются сведения о количестве вопросов.  

Структурная схема контролирующей программы показана на рис. 9.1. На схеме блоки расположены в последовательности, соответствующей расположению их в тексте программы. Такое расположение блоков отражает их разделение по функциональному назначению: шесть блоков в верхней части схемы непосредственно связаны с работой преподавателя (включая блок 4, который участвует как в работе руководителя, так и студента); шесть блоков нижней части схемы (включая блок 4) обеспечивают работу ЭВМ со студентом.  

Большинство же контролирующих программ составляются по примитивной схеме - обучаемому предлагается вопрос и несколько ответов, один из которых верный.  

И Известны специальные контролирующие программы, позволяющие автоматически производить отладку программы на цифровой машине. В процессе работы цифровой машины в режиме вычислений или управления могут быть ошибки и неисправности. Наиболее характерными ошибками являются сбои, которые подразделяются на систематические и случайные. Обычно сбои появляются чаще, чем неисправности.  

Таким образом, контролирующая программа, построенная по указанной выше схеме, позволяет вывести на печать замечания по работе студента и оценить ее. Если же студент, составляя алгоритм, сделал синтаксические ошибки, то в процессе трансляции эти ошибки печатаются с помощью транслятора.  

Порядок отладки задается контролирующей программе в виде специально закодированной информации.  

Учебник поддерживается компьютерной контролирующей программой Ордана, имеющей аналогичную структуру распределения материала.  

Компьютерный контроль (КК) - процедура проведения педагогических измерений для установления соответствия уровня знаний и качества выполнения конкретного задания/операции запланированной модели знаний с целью управления процессом усвоения материала/подготовки в обучающих системах.

Эффективность компьютерного контроля зависит от: гибкости и разнообразия созданных контролирующих материалов способов их использования степени адаптивности созданной системы к особенностям и уровню подготовленности обучающегося от возможности системы распознавать ответы или действия обучающегося при выполнении тестовых заданий

Предназначение контролирующих программ в короткие сроки выявить уровни знаний у всех учащихся по любому объему учебного материала.

Требования к контролирующей программе: ввод ответа в общепринятой форме; адекватный анализ ответа; фиксация результатов контроля, их сбор, распечатка и статистический анализ.

Определение понятия «Тест» Тест – набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика экспертной модели знаний предметной области.

Применение тестов 1864 г. -Дж. Фишер впервые применил тест для проверки знаний учащихся 1890 - Дж. Кеттел ввёл термин "тест" 1926 г. –в России была опубликована первая серия тестов для школ 1970 г – развитие компьютерного тестирования

Компьютерное тестирование - аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать соответствие личностной и экспертной модели знаний с использованием компьютера и специально организованных тестов.

Основные виды компьютерных тестов: Психологические (тесты интеллекта) Педагогические (тесты достижений или тесты успешности)

Преимущества компьютерного тестирования Массовость и кратковременность Демократичность Технологичность Дифференцирующая способность Валидность Объективность Статистический анализ информации

Недостатки компьютерного тестирования Элемент случайности Не способствует развитию устной и письменной речи невозможность диагностики навыков общения (коммуникации); невозможность диагностики изобретательских качеств; невозможность диагностики оригинальности мышления в решении учебных проблем и задач

Тестовое задание – это чёткое и ясное задание по предметной области, требующее однозначного ответа или выполнения определённого алгоритма действий.

Четыре основные формы тестовых заданий: 1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов 2. Задания с открытой формой 3. Задания на установление соответствия 4. Задания на установление правильной последовательности.

Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов 1. 1. Выбор одного правильного ответа по принципу: один правильный, все остальные (один, два, три и т. д.) – неправильные. 1. 2. Выбор нескольких правильных ответов

Задания открытой формы -нет готовых ответов -отвечая на задание, ученик дописывает ответ -применяется на разных этапах обучения

Выбор формы зависит от: цели тестирования; содержания теста; технических возможностей; уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.

Классификация видов и уровней знаний 1. Знание названий, имен. 2. Знание смысла слов, названий и имен. 3. Знание фактов. 4. Знание определений. 5. Сравнительные, сопоставительные знания. 6. Знание противоположностей, противоречий, антонимов и т. п. объектов. 7. Ассоциативные знания. 8. Классификационные знания. 9. Причинные знания, знание причинно-следственных отношений, знание оснований. 10. Процессуальные, алгоритмические, процедурные знания. 11. Технологические знания. 12. Вероятностные знания. 13. Абстрактные знания. 14. Методологические знания.

Общие требования к заданиям в тестовой форме логическая форма высказывания; краткость; наличие определенного места для ответов; правильность расположения элементов задания; одинаковость правил оценки ответов; одинаковость инструкции для всех испытуемых; адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Принципы разработки компьютерного тестирования Тест должен соответствовать целям тестирования; Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания; Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки; Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным; Содержание теста должно быть системным

Что такое ЕГЭ? Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов школ Российской Федерации

Особенности ЕГЭ: единое расписание единые правила проведения использование заданий стандартизированной формы (КИМ) использование специальных бланков для оформления ответов на задания проведение письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам)


В практике учебной работы наибольшее применение получили обучающие и контролирующие компьютерные программы.
Обучающие программы. Это дидактические средства, обеспечивающие посредством ЭВМ управляемую самостоятельную работу учащихся (студентов) в изучении заданного материала.
При разработке сценария-кадроплана обучающей программы составитель решает ряд вопросов. Формирование информативно-содержательной части. Производится отбор учебного материала (идеи, положения, события, факты, личности, даты и т. д.), которые должны войти в программу в соответствии с темой занятия. Размещение учебного материала в сценарии и распределение его по блокам и фрагментам (кадрам). Здесь учитывается последовательность изучения материала и места для осуществления промежуточного и итогового контроля. Выработка форм преподнесения учебного материала с экрана компьютера пользователю (учащемуся). Материал лучше воспринимается, если он конкретен, требует таких же ответов, художественно оформлен, отдельные эпизоды включают музыкальные паузы (например, веселая или грустная музыка как реакция на правильный или неправильный ответ) и т. д. Ориентирование программиста на набор материала в строгом соответствии со сценарием-кадропланом. Если программист опытный, он сам может предложить учителю оригинальные варианты обработки материала.

Обучающая программа включает три составляющих: введение, основную часть, заключение.
Введение содержит: название темы; цели изучения; время на отработку; перечень справочной литературы; структуру компьютерной программы; порядок работы на клавиатуре.
В ходе введения учитель и программист особое внимание уделяют разъяснению назначения клавиш, несущих основную нагрузку при работе.
Основная часть содержит: учебный материал; ориентировку в дальнейших действиях в случае слабого усвоения того или иного положения; организацию текущего, промежуточного и итогового контроля.
Учебный материал компонуется на основе дифференциального алгоритма (см. § 38). Ошибку допускают те, кто переносит в программу текст книги без изменений. Это и нерационально с точки зрения большого объема информации, и накладно с точки зрения стоимости машинного времени и работы программиста.
Критериями текста, вводимого в компьютерную программу, являются: текст по объему меньше, чем в печатных источниках; текст сформирован не только из материала учебника, но и с использованием других источников; текст скомпонован с удобствами для его восприятия, осмысления, запоминания; текст содержит в себе только ту информацию, которая несет смысловую нагрузку.
Далее приводятся два варианта текста: из источника и программный.
При формулировании текстов для программ используются различные шрифты, курсив и т. п., чтобы главное и основное не выпало из поля зрения пользователя.
Часть материала может быть представлена и в виде схем, таблиц, графиков и других средств наглядности.


Текст из источника

Программный
вариант

Ордынское иго на Руси сыграло, несомненно, отрицательную роль. Это признает подавляющее большинство ученых: историков, публицистов, литераторов. Хотя и в прошлом, и в настоящем столетиях высказывались мнения о том, что иноземное владычество оказало и положительное воздействие на развитие Руси - укрепление там государственного порядка, ослабление княжеских усобиц, заведение ямской гоньбы. Конечно, почти двух с половиной вековое господство ордынцев привело, помимо прочего, к обоюдным заимствованиям в хозяйстве, быту, языке и прочем. Но главное - нашествие и иго отбросили русские земли назад в их развитии. Ордынские властители отнюдь не содействовали централизации на Руси, объединению их земель; наоборот, препятствовали в этом. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями, не допускать их единства. Все, что делалось в этом плане, делалось против их воли, воли русских людей, оплачивалось ими дорогой ценой

Существует мнение о пользе ордынского ига на Руси: обоюдное заимствование в хозяйстве, языке, быте, государственном управлении. В действительности монго- ло-татары сыграли отрицательную роль: иго отбросило русские земли назад в их развитии. Пришельцы не содействовали централизации Руси, объединению ее земель, разжигали вражду между ними

В основной части программы учитывается то, что учащийся слабо усвоил (полностью не усвоил) тот или иной вопрос. Здесь предусматривается подсказка в виде указания, где можно найти материал по данному вопросу.
Важным фактором самостоятельной работы учащегося по обучающей программе является самоконтроль за ходом и итогами усвоения материала. С этой целью в программу закладываются контрольные вопросы теоретического, обобщающего и практического характера. Допустимы варианты: контрольный вопрос по результатам прочтения наиболее сложных фрагментов текста; два-три контрольных вопроса по результатам прочтения значительного отрезка текста; контрольные вопросы по всем важным положениям текста; обобщающие и практические вопросы по итогам прочтения всего текста и т. д.
Заключительная часть содержит: оценочные показатели; направления дальнейшего изучения материала; источники и дидактические средства для дальнейшей самостоятельной работы;
учебно-практические задания.
Контролирующие программы. Это дидактические средства, обеспечивающие в минимальные сроки качественный и всеобъемлющий контроль за ходом и результатами усвоения изученного материала.
Разработка сценария-кадроплана контролирующей программы осуществляется на основе пятиблокового алгоритма:

Какие виды работ включают блоки? Выбор круга проблем, тем, положений для контроля. В каждой школе имеются государственный, национально-региональный (в известных случаях и школьный) стандарты, программы, учебники. Ими и руководствуется учитель в решении данного вопроса. Формулирование вопросов. Вопросы ставятся разнообразно: часть - на репродуктивной, часть - на продуктивно-познавательной, часть - на проблемной основе. Таким образом, отвечающему на вопросы предстоит в одних случаях что-то вспомнить, в других - о чем-то подумать, в третьих - решить историческую задачу. Выработка полных ответов на сформулированные вопросы. Ответы должны быть предельно сжаты и лаконичны. Выделение из сформулированных ответов основополагающей терминологии, несущей смысловую нагрузку. От правильности выбора этих слов часто зависит качество оценки учащимся. Составление сценария-кадроплана. При этом важно соблюсти спокойный, оптимистический тон, корректный стиль общения в связке «учитель - ученик».
Методы проведения занятий с использованием компьютеров. Они разнообразны и в первую очередь зависят от типа программы - обучающей или контролирующей.
Занятия по обучающей программе проводятся в один этап. Учитель вводит учащихся в обстановку работы на компьютере, определяет цели и задачи занятия. Учащиеся приступают к отработке программы. Учитель контролирует их деятельность посредством внешнего наблюдения, готовый в любую минуту оказать помощь каждому, кто по какой-то причине испытывает затруднения в работе.
В заключительной части занятия учитель, имея распечатку оценок учащихся (программа предусматривает это), делает разбор самостоятельной работы каждого пользователя. Заслужившие отличные и хорошие оценки получают одобрение. Для получивших низкие результаты определяются задания на доработку (отработку) материала по учебнику или пособиям.
При работе с обучающими программами необходимо придерживаться определенных правил: не усвоив сути одного вопроса, не переходить к другому; оценки за ответы на контрольные вопросы должны быть не ниже «хорошо»; по завершении изучения темы, даже при отличном результате, необходимо «пройтись» по программе еще раз, но в более высоком темпе.
Занятия по контролирующей программе. Здесь вариантов занятий (работы) несколько: учащиеся по личной инициативе эпизодически контролируют ход усвоения ими курса истории (отдельной темы, вопроса и т. п.); учащиеся по личной инициативе систематически контролируют ход усвоения ими курса истории; предусмотренные расписанием занятия в условиях функционирования в школе рейтинговой оценки знаний; предусмотренные расписанием занятия по выявлению индивидуальных знаний у всех учащихся класса (группы) за четверть, полугодие, год (назовем их индивидуальными контрольными занятиями) и т. д..
Учитывая, что первые три варианта по различным причинам пока маловероятны, остановимся на четвертом варианте - организованном двухчасовом занятии для всего класса по выявлению индивидуальных знаний каждого учащегося.
В первой части занятия учитель, наряду с общепринятой постановкой целей и задач, знакомит учащихся с правилами работы на компьютерах. Каждый учащийся получает задание - ответить на вопросы:
а) для всех одинаковые;
б) по нескольким вариантам;
в) по персональным вариантам.
На 35-40 минут работы на первом уроке количество вопросов может составить 4-6. Распределение вопросов, вариантов осуществляется таким образом, чтобы исключить заимствование учащимися готовых ответов с экранов компьютеров у рядом или впереди сидящих соседей.
Вторая часть занятия посвящена выработке, формулированию и набору на клавиатуре компьютеров ответов на вопросы. Учитель в это время наблюдает за деятельностью учащихся, готовый в любую минуту оказать им помощь в случае необходимости.
Третья часть занятия посвящена персональному разбору выполнения учащимися заданий.
Контролирующие программы обеспечивают выставление персональных оценок каждому пользователю за ответ на каждый вопрос. В распечатке ответов учащихся и журнале контроля зафиксировано, кем и за какие ответы получены отличные, хорошие, удовлетворительные и неудовлетворительные оценки, а также общая оценка за работу.
Учащиеся, получившие низкие оценки, ориентируются учителем на дальнейшую отработку слабо усвоенных ими вопросов.
Завершается занятие постановкой задания на самоподготовку, определением форм контроля и отчетности на завершающем этапе изучения очередной темы или раздела.
В чем преимущества отработки учебного материала и контроля за качеством его усвоения с использованием компьютерной техники?
Во-первых, обязательность работы для всех без исключения учащихся, причем с полным напряжением сил, поскольку каждый из них за свой труд получает оценку.
Во-вторых, полная самостоятельность учащихся в выполнении заданий.
В-третьих, особое психологическое состояние учащихся: занятие проводится нетрадиционно; он сам управляет «ящиком с мозгами» и т. д.
В-четвертых, огромная экономия времени. Нетрудно сравнить, какое количество учащихся и по какому количеству вопросов бывает опрошено без компьютерной техники с аналогичными показателями при работе в компьютерном классе.
Историческое образование - через Интернет. Столь смелая постановка вопроса небеспочвенна. В 2000 г. в целом по России к Интернету были подключены уже около 300 школ.
В современном мире все шире распространяются информационные технологии образования, позволяющие школьнику, студенту, учителю, при наличии компьютера и его подключенное™ к интернетовской сети, вызывать из банка данных любые материалы по истории: лекции, тематические разработки, другие дидактические и справочные данные.
Имеются адаптированные компьютерные программы, которые обеспечивают пользователю, к примеру, чтение лекций и осуществление самоконтроля за ее усвоением. Компьютер может быть соединен с научными, университетскими, школьно-образовательными центрами. Данная проблема требует скорейшего разрешения, поскольку в ряде регионов приняты законы, закрепившие право самостоятельного выбора каждым учащимся формы обучения: очной, заочной, самообразования, экстерната, семейного образования и т. д.
Практикум
Задание. Отработайте фрагмент сценария-кадроплана контролирующей программы по изучению вопроса «Что такое патриотизм?»
Наш вариант ответа см. на с. 170-171.