Нужно ли менять систему аттестации учителей? Защита педагогов. Система аттестации должна быть простой и понятной

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

ЕФОМ: директора московских школ считают новую систему аттестации устаревшей

  • 16089
  • 17.08.2018

Сегодня по планам Минпросвещения должна завершиться обработка результатов проведённой апробации новой модели аттестации учителей и проекта типового комплекта единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Общественно-профессиональное обсуждение пройдет в октябре, но уже сейчас известные директора московских школ выражают мнение - процедура, предложенная Минобрнауки, откатит педагогов назад и отвлечёт от главной работы - учить детей.

Так, по мнению председателя Ассоциации содействия развитию столичного образования «Лига столичных директоров», директора школы 1505 «Преображенская» Леонида Наумова, любая модель аттестации должна прежде всего предполагать «не столько региональный или общенациональный характер процедуры, а именно содержание и смысл аттестационных процедур», а также ориентировать педагогов на будущее, на новое содержание образования.

А та процедура, которая предлагается Минобрнауки, - старая, потому что она, в первую очередь, ориентирует на контроль процесса, а не на результат. В этой ситуации создание единой федеральной системы оценки процесса нас ни к чему не приведет.

Система, нацеленная на результат, уже существует в природе: с 2014 года в Москве реализуется новая система аттестации. По словам Леонида Анатольевича, о на ориентирует педагогов на образовательные результаты, а не на сбор подтверждающих бумаг - все результаты представлены в открытом доступе, с ними можно познакомиться в любой момент.

По мнению директора школы 548 «Царицыно» Ефима Рачевского, московская система аттестации позволяет еще и отслеживать динамику результативности. Кроме того, «она освобождена от экспертных суждений». Экспертные суждения - крайне редкая форма, поясняет Рачевский. Найти экспертов по всей России для оценивания профильной части ЕГЭ удалось с большим трудом. А если принять во внимание «массу учительства, которая аттестуется», то об объективности говорить не приходится: «Как можно говорить об объективности, если сегодня я «экспертирую» тебя, а завтра - ты меня?»

По сути, считает Ефим Лазаревич, ЕФОМ - это попытка вернуться к единой тарифной системе, при которой заработная плата учителя зависела от его категории. Но на практике эти две вещи не совпадают, поясняет Рачевский.

У меня сложилось ощущение, что при формировании федеральной модели аттестации, забыли про существование Федерального закона №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который делегирует как бюджетным, так и автономным организациям полномочия самостоятельно распоряжаться выделенными субсидиями.

И еще один момент отмечает Рачевский: главная работа учителя - учить детей. Формат новой процедуры аттестации отвлекает от этой главной задачи не только учителей, но завучей, и директоров.

«Полагаю, что от этого нововведения удовольствие получат только работники муниципальных систем управления образованием и районные методисты, получающие новый шанс заниматься контролем и, увы, инспектированием», - резюмирует директор 548-й школы.

Комментарии (8)

    Замечательная идея - оторвать от работы учителя, чтобы он решал тесты и записывал видеоуроки. Удивительно, что такие инициативы находят поддержку, ведь они способствуют не росту результатов школьников, а новой бестолковой нагрузке на учителя. При этом московская модель практически автоматической аттестации педагога на основании результатов его учеников уже отработана и принята столичным учительским сообществом. Одна проблема - если принять московскую модель аттестации учителей для всей страны, то станут очевидны все реальные результаты школьников. Видимо, именно это и хотят скрыть за завесой отрепетированного видеоурока.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 6 месяцев

    Род деятельности : Руководитель в дошкольной организации

    Регион проживания : —

    • Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 6 месяцев

      Род деятельности : Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания : —

      Есть очень интересный рассказ Михаила Бугакова на эту тему. Вот отрывок из его:

      "...Когда между уроками у него были «окна», учитель закрывался в каком либо пустующем учебном кабинете и, глядя в окно, мрачно размышлял над своей бедной судьбой. «Вот, – думал он, – все нормальные люди помнят школу в начале жизни, а мне приходится её запоминать в конце». И далее в том же духе. Так вот и протекал его рабочий день: то уроки, то невесёлые размышления.

      И однажды в один солнечный весенний день ему так стало себя жалко, что решил он повеситься. Раздобыл он в спортзале верёвку, закрылся в кабинете математики, залез на парту и, привязав верёвку к трубе центрального отопления, смастерил достаточно искусную петлю. И только начал он просовывать свою голову в эту петлю, как вдруг раздался стук в дверь. Учитель чертыхнулся, слез с парты и пошел открывать. За дверью стоял директор.

      « Так я и знал», – сказал он, глядя на слегка покачивающуюся петлю. И продолжил: «Хорошо, что успел». Далее он усадил бедного учителя за парту и повел с ним следующий разговор. «Тебе уже всё равно, – говорил директор, – ты уходишь, а мы остаемся. Поэтому окажи нам последнюю услугу. Возьми на себя ответственность за мелкие финансовые недочёты, подпиши кое- какие счета, накладные и фактуры». И он вывалил на парту целую кипу бумаг. «Хорошо» – сказал учитель и все бумаги подписал. Ведь он, прежде всего, был учителем этики.

      «Спасибо», – сказал директор, вставая и забирая бумаги. «Помочь», – ещё спросил он, кивнув на петлю. «Спасибо», – ответил учитель, – сам справлюсь».

      Директор ушёл.

      Бедный учитель опять залез на парту и просунул голову в петлю. В этот момент он не знал, что посмертно станет крутым бизнесменом и миллионером."

      Https://bugakovasblogas.wordpress.com/2012/07/07/%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE %D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания : Ярославская область, Россия

      (19) А.С. Макаренко ПСС т.5 стр. 469
      «Незавершенные педагогические работы»
      «Воспитание характера»
      «Одни говорят:
      «Коллектив как реальность не существует. Реальна только личность».
      Другие говорят:
      «Индивид как что-то самостоятельное в социальной действительности не существует, существует только общество.
      Третьи рады, что существует весь этот вздор, и пишут о нем целые тома.
      И первые, и вторые, и третьи – «ученые люди».
      Мы не будем бросаться в волны подобной болтовни. Примем без доказательства, что личность и коллектив существуют.
      Не подлежит сомнению, что нам приходится иметь дело и с коллективом и с личностью».
      Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества (476)
      Если вычеркнуть из досужих педагогических разглагольствований все украшающие революционные фразы, термины и призывы, то в полученном остатке мы найдем конгломерат самых разнообразных идеологий, теорий и систем. Больше всего здесь окажется отрыжек свободного воспитания, толстовства, непротивленчества, на втором месте стоят сентенции так называемой школы Дьюи и Натона, потом немного соленой воды бременцев и, наконец, так называемая общественно полезная работа. Теория ограничивалась декларированием принципов и общих положений, а переход к технике был предоставлен творчеству и находчивости каждого отдельного работника. В этом тоже видели педагогическую мудростью То, что натворили самодеятельные творцы педагоги и есть практика. В оправдание можно, правда, сказать, что и творить им как следует прожектеры от педагогики тоже не давали (478).
      Суждение о работе детского дома часто происходили по одному рецепту.
      Проверялась не действительная работа, не ее результаты, а исключительно НОМЕНКЛАТУРА общих рекомендованных средств:
      проводилась ли общественно полезная работа,
      не употреблялись ли наказания,
      имеются ли органы самоуправления,
      есть ли простор для инициативы,
      имеется ли самокритика.
      Если все это налицо, значит, дело поставлено хорошо, если чего-либо нет, значит плохо. Такой простой способ изменения с одной стороны, представляет широкий простор для всякого очковтерательства, с другой стороны он очень скоро превращается в догматический шаблон, мертвый список, в содержание которого не способна пробиться жизнь. Методическая догма представляет собой разумеется недопустимое условие для дела воспитания. Но если она выведена из живых действенных требований жизни, она еще не так опасна (479).

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Журналист

      Регион проживания : Москва, Россия

      А я ещё помню времена, когда аттестации не было. Работали мы себе и работали. Помогали друг другу, обсуждали уроки после смены, делились наглядностью, книгами. Именно тогда меня научили работать.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Учитель в

      Регион проживания : Ямало-Ненецкий АО, Россия

      • Детьми занимались, а не статистикой!

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

        Регион проживания : Московская область, Россия

        Любая аттестация - стресс. Предыдущая - с видеоуроками, обязанностью их сбросить на диски, а перед этим отредактировать и т.д. - выбила меня не только из уроков примерно на 3 - 4 месяца. Там на одном видео я куда-то пропала, на следующем - полчаса - "всадник без головы", на третьем - не включили запись вообще. А так же на четвертом, пятом, шестом - проблемы. Другие учителя обращались к специалистам для съемок урока и оплачивали их.
        Я помню, как в начале моей учительской деятельности методисты из ГорОНО (которые действительно были методистами с учительским стажем и с учительскими умениями) приезжали к нам на уроки, все было довольно просто: провели уроки, проанализировали свои плюсы и минусы, затем методисты высказали свое видение моего урока. Зачем сейчас так огород городить-то! Ни одна камера не даст увидеть в полной мере того, что может ухватить человеческий глаз! Вот и приезжали бы к учителям на уроки!
        Еще: я могу решать многие задачи по физике (т.е. думаю, что экзамен по предмету для меня не будет проблемой), но не могу гарантировать, что мои ученики дойдут до такого уровня - генетика, образ жизни семьи, влияние родителей, нацеленность на то, что государство предлагало - экономику, юриспруденцию, информатику и т.д. В результате мой предмет сейчас в загоне. Да, дети восхищаются, да, дети любят ходить ко мне на уроки, с трудом, но учат, но выбрать физику?! Боже упаси! Следовательно, я, как учитель, ничего не добилась - дети не сдают ЕГЭ (однако вот уже одиннадцатый год участвуют в Международной дистанционной олимпиаде по физике Санкт-Петербургского госуниверситета с грамотами за хорошие и отличные успехи). В результате работаю с тем, что есть, с теми, кто есть, даже с УО. Несмотря на активную методическую работу, на диссеминацию опыта претендовать на высшую категорию поопасалась (да и д иректор отсоветовала(!)). Предложили год назад написать заявление на аттестацию на высшую, я отказалась - много бумаги, много стресса, опять буду выдернута из жизни.
        И таких как я, немало. Давно уже отвлекла! Дети давно мешают учителям заполнять отчеты, оформлять справки по результатам контроля, проверять ВПР, готовиться к проверка по результатам ВПР (не дай Бог, они завышены или занижены), заполнять э/дневник и самое страшное готовиться к очередной подошедшей аттестации! Это кошмар! Голова учителя вынуждена «болеть» только о качестве и % успеваемости. Что происходит коллеги? Вместо того чтобы оставить ребенка после уроков на дополнительные занятия как не усвоившего материал урока (так по крайней мере учили нас, рожденных в 70-е) мы вынуждены поскорее их отправить домой, так как надо заполнять бумажные всевозможные отчеты и пр. Плюс подготовка детей к конкурсам, проектной деятельности, соревнованиям. Так как если в них не участвовать, то школа и учитель получат каждый в свое время «минус». Ну а новая экзекуция приведет к окончательному оттоку молодых кадров из школы. Мы, старые учителя если не выдержим напора, то уйдем, а вот новые я думаю, глядя на нас хорошо подумают, прежде чем переступить порог школы.
        И еще одна боль и разочарование, отработав по 30 лет и больше, мы не заслужили права называться «ветеранами труда»! Отменено все, что раньше давало на это право! А знак МО РФ получат только «избранные» коллеги! Это больно и обидно коллеги…. Знать бы раньше, сразу, возможно выбор был сделан в пользу другой сферы, более благодарной к своим работникам!

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

        Регион проживания : Московская область, Россия

Есть ли в законе форма Экстернат?
В Законе сохраняется форма аттестации экстерном. По сути это ничем не отличается от экстерната как формы обучения по старому Закону. Ведь и прежде все взаимоотношения учащихся-экстернов и образовательного учреждения сводились именно к аттестации. Все остальное, что выходило за рамки аттестации, школами проводилось только как платные образовательные услуги.

По какой форме обучения возможно пройти обучение, если Экстерната больше в законе нет?
Сейчас школы могут принимать документы на семейное образование, на самообразование, аттестация по обеим этим формам проходит экстерном.

Чем отличаются обычные школьники от экстернов?
Вопрос об отличии традиционных школьников от экстернов волнует и родителей, и учащихся. Разница между ними существует, но она не в пользу… школьников. Казалось бы, уровень знаний школьников, которые существенно больше занимаются с учителями в школе, чем экстерны (речь идет об экстернате с дополнительными консультациями), должен быть выше по сравнению с обучающимися по «скоростному» методу. Но давайте разберемся.
Педагоги отмечают: экстерны имеют положительную мотивацию на учебу. Они понимают, что окончание школы - только ступенька на пути к их будущему, а последнее для них уже осязаемо (практически все они готовятся поступать в ВУЗы). Эти ребята хотят самостоятельности и получают ее. Экстернов отличает здоровый напор в учебе. Они не задают преподавателям вопрос «зачем мне это надо?», потому что сами знают ответ на него. Они не говорят фраз типа «мне неинтересно», так как у каждого из них - своя цель, причем жизненно значимая.

Можно ли учиться экстерном в своей школе, или это отдельная специализированная школа?
Экстернат – это форма аттестации, которая, возможно, есть и в той школе, где Вы обучаетесь. Специализированных школ, которые обучают только экстернов, нет. Если Вы готовы полностью самостоятельно заниматься, а в школе только сдавать экзамены, то не стоит переходить в другую школу.
Если же Вам нужны дополнительные занятия по подготовке к экзаменам (интенсив, дистанционное обучение), тогда есть смысл переходить в другую школу, которая имеет опыт проведения таких занятий для экстернов. Но в этом случае нужно учитывать, что выбирать будете не только Вы, но и Вас.

Нужно ли переводить ребенка на альтернативные формы обучения?
Прежде всего, необходимо решить, какая форма обучения Вам более подходит: очная, очно-заочная, заочная, семейное, самообразование. Можно использовать дистанционные технологии, индивидуальный учебный план, ускоренное обучение, сочетание разных форм обучения.

Имею ли я право перейти на экстернат? Имеет ли право обычная, моя школа отказать мне в экстернате?
Вы имеете право перейти на самообразование, но это не значит, что каждая школа обязана работать с экстернами. Школа может отказать в переводе учащегося, если в ней не проводится аттестация экстерном.

Можно ли совмещать обучение в своей школе и обучение в экстернате?
Одновременно учиться в двух общеобразовательных школах нельзя. Вы можете только дополнительно готовиться к экзаменам во втором учебном заведении, но сдавать экзамены Вы можете только в той школе, где находятся Ваши документы.

Требуется ли подготовка к экстернату, на что обратить внимание в 8 классе?
Если говорить о специальной подготовке к экстернату, то это в первую очередь способность работать самостоятельно. Вот на это и нужно обратить внимание.

Сроки обучения в экстернате

Какой график занятий у 11 класса - они проходят программу за 6 месяцев? а во второй половине года занятий нет?
Во всех школах независимо от расписания во втором полугодии проходят консультации и пробные ЕГЭ. Промежуточная аттестация как правило проходит в декабре-январе, иногда занятия проходят до марта.

Можно ли закончить 11 класс за половину учебного года?
Пройти интенсив (занятия по подготовке к экзаменам по программе 11 класса) за одно учебное полугодие можно, но ЕГЭ Вам нужно будет сдавать вместе со всеми, просто у Вас будет больше времени на подготовку к ЕГЭ. Итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена проходит единовременно по всей стране в мае-июне.

Можно ли учиться в экстернате без сокращения сроков обучения?
В экстернате можно учиться без сокращения сроков обучения. Сокращение или увеличение сроков обучения возможно только по желанию учащегося и родителей.

Возможно ли закончить 8-9 класс экстерном за один год, а потом завершить 10-11 в нормальном темпе, за 2 года?
Экстернат возможен с сокращением сроков обучения, но это только по желанию родителей и ребенка. Вы в любой момент можете перейти на обучение без сокращения сроков обучения.

Какие предметы входят в программы - 10+, 10-11, 11?
Занятия проходят по всем предметам школьного учебного плана, по этим же предметам проходят экзамены. По положению об экстернате не нужно было проходить аттестацию по физкультуре, искусству и технологии. Сейчас по Закону об образовании необходимо пройти аттестацию по всем предметам общеобразовательной программы, включая МХК, физкультуру, ОБЖ, если таковые предусмотрены учебным планом.

Обучение в экстернате

Что получают учащиеся по программам Интенсива?
Интенсив - занятия в школе по всем предметам, изучение предметов в основном блочное (основные предметы - в течение всего года, остальные – с погружением, в течение нескольких недель, потом сразу учащиеся сдают экзамен и больше к этому предмету не возвращаются). Изучение предмета проходит по базовой программе, т.е. дается все основное содержание предмета.
Подготовка к ЕГЭ дается при изучении основной программы, во втором полугодии проходят пробные ЕГЭ и консультации.

Можно ли мне будет не заниматься по тем предметам, которые мне не нужны, и не сдавать по ним экзамены в школе, вообще отказаться от этих предметов?
Нет. При обучении на любой форме Вы должны пройти аттестацию по всем предметам государственного стандарта и выполнить учебный план. В противном случае Вы не будете переведены в следующий класс, а в 9 и 11 классе не будете допущены до государственной итоговой аттестации и, как следствие, не получите аттестат об образовании.

Экстернат и дистанционное обучение

Как занимаются дистанционно?
- Получаете доступ к учебным материалам.
- За Вами закрепляется куратор, к которому Вы можете обращаться в любое время за консультациями по всем организационным вопросам.
- Составляется расписание изучения каждого предмета, назначаются тесты и контрольные работы.
- Вы прорабатываете все материалы, которые включают в себя:
теорию (справочники, основные правила, формулы и положения, наглядные схемы и таблицы, примеры, цитаты, таблицы с данными, исторические справки и биографии);
дополнительные материалы;
интерактивные практикумы;
тренировочные тесты.
По расписанию проводятся онлайн-уроки, где учащиеся общаются с учителем.
Вы можете обратиться за консультацией к преподавателю.

Насколько сложно пройти аттестацию по непрофильным предметам в случае дистанционного обучения? Можно ли сдавать экзамены очно?
Дистанционное обучение позволяет максимально сэкономить время не только за счет отсутствия необходимости тратить его на дорогу и обзорные лекции, которые зачастую мало что дают учащемуся. Дистанционные технологии позволяют тщательно организовать подготовку по всем предметам, распределив время в течение учебного года.
Непрофильные предметы обычно даются в течение первого полугодия, чтобы максимально освободить второе полугодие для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Учебные материалы составлены таким образом, чтобы при минимальных затратах времени получить максимальный результат. Кроме текстов есть видео-лекции, видео-консультации, например, с разбором задач, тестовые задания, которые позволят проверить свой уровень подготовки. Если же учащийся что-то не понял, в любой момент он может обратиться за консультацией к учителю.
Конечно, аттестацию можно проходить очно, более того, по основным предметам она всегда проходит очно. И только в случае невозможности очного присутствия (болезнь, непредвиденная ситуация) организуется дистанционная аттестация в режиме онлайн. Это очень важно не только для того, чтобы своевременно обнаружить проблемы учащегося, это крайне необходимо для уверенности учащегося, что он готов к экзамену.
Формат очной аттестации дисциплинирует учащегося, одновременно давая ему уверенность в своих силах.

Что такое интернет-обучение?
Интернет-обучение используется в различных формах обучения, в том числе в очном обучении. Это дистанционные технологии, о которых достаточно подробно говорится в Законе об образовании. В соответствии с Законом возможно не только дистанционное образование во всех классах, можно дистанционно пройти промежуточную аттестацию. Дистанционное обучение в Онлайн(интернет-школе) включает обязательное обучение по всем базовым учебным предметам: русский язык, литература, английский язык, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, биология, физика, химия.

ЕГЭ в экстернате

Какие предметы сдаются на ЕГЭ в экстернате? Можно ли подготовиться к ЕГЭ хорошо, занимаясь в 11 классе 2 раза в неделю в течение 1 полугодия?
Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена – это обязательное требование для всех выпускников 11 класса, независимо от формы обучения. Без ЕГЭ выпускник не получит аттестат. ЕГЭ для учащихся-экстернов ничем не отличается от ЕГЭ для всех остальных учащихся. Более того, учащиеся все вместе сдают экзамены.
Выпускники 11 класса сдают 2 обязательных предмета – русский и математику (математику можно сдать базовую и/или профильную), остальные – по выбору (не обязательно).
Занятия в интенсиве 2 раза в неделю позволят справиться с основной программой 11 класса, не стоит рассчитывать на какое-то чудо, за это время нереально дать программу 11 класса и подготовить к ЕГЭ. Для подготовки к ЕГЭ требуются специальные занятия. Конечно, если учащемуся достаточно сдать русский и математику на удовлетворительные результаты, занятий в интенсиве вполне может хватить.

Какие результаты получают дети? Как достигаются такие результаты?
Среди наших выпускников результаты ЕГЭ (ОГЭ) выше, чем при традиционном обучении, т.к. учащиеся могут целенаправленно готовиться к экзаменам.
Отчисление - только в случае, если учащийся не посещает занятия в школе и не занимается. Программа обучения подбирается так, чтобы учащийся смог подготовиться.
Причины достижения высоких результатов просты:
Школа с большим опытом организации обучения.
Опыт работы с альтернативными формами обучения, использование современных педагогических и информационных технологий.
Ответственный подход к работе с учащимися, сопровождение учебного процесса.
Разумная стоимость обучения, которая позволяет с одной стороны, организовать полноценный и эффективный учебный процесс, с другой, привлечь к обучению сильных учащихся.

Как совместить обучение в школе и подготовку в ВУЗ?
Собственно, экстернат и можно рассматривать как решение этой проблемы. Выбор обучения экстерном – продуманный и взвешенный результат обсуждений форм обучения между ребенком и родителями. В экстернат очень часто поступают учащиеся именно для совмещения занятий по базовой программе школ и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

В экстернате я буду сдавать ЕГЭ вместе с обычными 11-классниками?
Да, все учащиеся школы независимо от формы образования сдают ЕГЭ все вместе в основные сроки.

Можно ли в экстернате сдать ЕГЭ досрочно?
Имеют право сдавать ЕГЭ досрочно:
выпускники вечерних (сменных) школ, призываемые в ряды Российской Армии;
выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы;
выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения;
направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения государственной (итоговой) аттестации;
выпускники общеобразовательных учреждений Российской Федерации, расположенных за пределами Российской Федерации, в государствах со сложными климатическими условиями.

Можно ли не сдавать ЕГЭ после окончания 11 класса (мне сказали, что он не влияет на аттестат) и сдать его на следующий год? Я хочу еще год готовиться и сдать ЕГЭ на следующий год.
Аттестат без сдачи ЕГЭ Вы не получите. Аттестат получают учащиеся, успешно сдавшие ЕГЭ. А вот результаты ЕГЭ действительно не влияют на оценки в аттестате.
Для поступления в ВУЗ результаты ЕГЭ действительны в течение четырех лет.

Можно ли получить медаль в экстернате?
Выпускники экстерната имеют равные права и при получении медали. Никаких ограничений по форме обучения нет. Надо помнить, что порядок получения медалей определяется субъектами федерации самостоятельно.

Поступление в вуз после экстерната

После экстерната в какие ВУЗы можно поступить? Сдают ли точно также ЕГЭ, как и все остальные?
- В аттестате не указывается форма обучения.
- Ни один вуз никогда не ограничивал поступление в связи с формой обучения.
ЕГЭ сдают наравне со всеми, документы получают такие же, как и учащиеся очной формы.

Какой документ выдается экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию?
Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в государственном аккредитованном учреждении, выдается документ государственного образца (аттестат) об основном общем или среднем (полном) общем образовании.

Смогу ли я поступить в высшие учебные заведения без проблем, как обычный выпускник? Или же в аттестате будет написано, что я заканчивала школу экстерном? Как это повлияет на поступление в вуз?
Во-первых, в аттестате не указывается форма получения образования.
Во-вторых, получение образования в форме экстерната не только не мешает поступлению в вузы, а как раз способствует. Значительное количество студентов и выпускников лучших московских вузов закончили школу в форме экстерната.

Какие школы закреплены за ВУЗами?
Сотрудничество с вузами имело смысл, когда выпускные в школе одновременно были вступительными в вуз, этого давно уже нигде нет. Все вузы обязаны принимать по результатам ЕГЭ, + некоторые проводят дополнительные испытания. Все остальное сотрудничество со школами якобы для последующего поступления в эти вузы – только для сбора денег с родителей.

Обучение в экстернате после колледжа

В случае перехода после 1 курса колледжа в школу на программу 10-11 за 1 год, какие предметы засчитываются?
Засчитываются предметы, по которым объем часов в академической справке соответствует объему часов в школьном учебном плане. В лучшем случае 1 курс закрывает 10 класс, но не по всем предметам.

Я поступила в колледж после 9 класса, в колледже закончила 10 класс и получила оценки. Можно в школе-экстернате сразу 11 класс начинать?
Обучение по программам среднего профессионального образования не предполагает получение школьных документов об образовании. Нельзя автоматически приравнять аттестацию за 1 семестр в колледже к 10 классу, ее можно частично зачесть при аттестации за 10 класс.

Можно ли учиться в экстернате и колледже одновременно? Сейчас я на 2 курсе, мне еще 4 года учебы, а я хотела бы получить аттестат о среднем образовании через год. Учеба в двух местах возможна?
Учиться можно, документ об образовании не сможете получить, т.к. в школу нужно сдать аттестат за 9 класс, а он в колледже.

Можно ли, проучившись на первом курсе колледжа с сентября по февраль, забрать документы и вернуться обратно в школу в 10 класс?
Можно. Но не откладывайте, в конце года это труднее сделать. И не забирайте документы из колледжа без предварительной договоренности со школой.

Экстернат для младших классов

Можно ли закончить экстерном 3-4 класс за один учебный год? Что нам нужно сделать? Куда обратиться?
Закон об образовании не ограничивает возраст или уровень образования для аттестации экстерном. Прежде всего четко сформулируйте, что Вы хотите. Эти вопросы помогут Вам принять решение:
- Вы хотите пройти аттестацию по программе 3-4 класса в течение одного учебного года. Когда Вы готовы будете пройти промежуточную аттестацию за 3 класс? За 4 класс?
- Вы готовы пройти аттестацию в своей школе или хотите сделать это в другой?
- Вы самостоятельно будете готовить ребенка к аттестации?
После того, как ответите для себя на эти вопросы, можете позвонить в наш образовательный центр и получить консультацию.

В Московском центре качества образования состоялся семинар по вопросам аттестации педагогических кадров в рамках проекта «Просветительские среды» для ветеранов педагогического труда города Москвы.

В мероприятии приняли участие более 80 ветеранов педагогического труда, более трети из которых – бывшие директора московских школ.

Начальник отдела сопровождения аттестации педагогических кадров Юлиана Тарасова выступила с презентацией современной модели аттестации педагогов московских школ.

Городской аттестационной комиссией принят ряд решений, которые позволяют пройти аттестацию в упрощенной форме. Это четыре алгоритма: для педагогов школ, набравших более 100 баллов в рейтинге, для экспертов ГИА, для победителей профессиональных конкурсов и для учителей, награждённых почетным знаком «заслуженный учитель города Москвы» в период между аттестациями.

Перечень профконкурсов был обновлен в сентябре этого года. В него вошли: Грант за вклад в развитие Московской электронной школы, а также как и ранее, конкурс «Педагог года Москвы», городской этап конкурса «Лучший профсоюзный урок» и т.д. Механизм аттестации также могут использовать преподаватели или мастера, подготовившие победителей национального чемпионата WorldSkills.

«Финалисты, призеры и победители этих конкурсов могут претендовать на установление категории в упрощенном порядке. Победа в таких мероприятиях уже является подтверждением высокого уровня педагога», – отмечает начальник отдела Московского центра качества образования Юлиана Тарасова.

Также на упрощенный порядок аттестации могут рассчитывать педагоги школ, попавших в ТОП в рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников. Учитель школы с высоким рейтингом подает заявление, а экспертная группа образовательного учреждения анализирует его результаты и определяет вклад этого педагога в образовательные результаты школы. При этом никакие данные у педагога не запрашиваются. Если есть конкретный и соизмеримый вклад педагога в общие результаты школы, то он получает право на аттестацию в упрощенном режиме.

С сентября этого года на аттестацию в упрощенной форме могут претендовать педагоги, работавшие экспертами в течение трех лет в межаттестационный период (необязательно подряд), и не допустившие нарушений в ходе экспертной деятельности и педагоги, которые в межаттестационный период награждены почетным знаком «Заслуженный учитель города Москвы».

На сегодняшний день уникальным сервисом, который объединяет в себе возможности создавать материалы и работать с материалами, созданные коллегами, является Московская электронная школа. В списке есть и «Слово учителю» Городского методического центра и сайты ЦГУ.

«Нам нравится такой подход и оперативность в решении всех вопросов, с которыми сталкивается учитель. Когда он знает конкретную дату своей аттестации, когда он полностью информирован о требованиях, предъявляемых к нему. Мы относимся к этому положительно. Это очень актуально как для престижа самого учителя, так и для его профессионального развития и роста заработной платы. Мы всячески это поддерживаем», – отметила Надежда Брагинская, председатель Московского городского Совета ветеранов педагогического труда при Департаменте образования города Москвы.

Напомним, что с 2013 года аттестация учителей упростилась. Подать заявление можно в два клика в интернете через личный кабинет. Процедура аттестации проводится также в электронном виде, по единым прозрачным параметрам, основанным на динамике предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. Для оценки используются объективные, измеримые результаты, которые связаны с показателями рейтинга и с реализацией ключевых городских проектов.


​Официально тема конференции заявлена так: "Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей".

В мероприятии принимают участие представители региональных министерство и департаментов образования, руководители и педагоги образовательных организаций, а также представители общественно-профессиональных объединений и ассоциаций педагогов.

Согласно программе, сегодня планируется обсудить новую модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в рамках Национальной системы учительского роста, ЕФОМ как механизмы определения уровня сформированности профессиональных компетенций, участие общественно-профессиональных объединений в оценке уровня квалификаций иперспективы внедрения и применения разработанной модели аттестации учителей.

Программа конференции предусматривает проведение четырех круглых столов и пленарного заседания. В числе модераторов круглых столов - первый проректор МГППУ Аркадий Марголис, учитель физики и информатики липецкой, гимназии №12, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2015 Алла Волкова, директор московской школы №109, президент педагогической ассоциации "Педагог XXI века" Евгений Ямбург и другие эксперты.

На пленарном заседании ожидаются выступления министра просвещения РФ Ольги Васильевой, замминистра просвещения РФ Татьяны Синюгиной, главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, президента РАО Юрия Зинченко, ректора МПГУ Алексея Лубкова, профессора МГППУ Виталия Рубцова и директора московской школы №109 Евгения Ямбурга.

11.30

Тема одного из круглых столов - "ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям - механизм определения уровня сформированности профессиональных компетенций и персонифицированного маршрута дополнительного профессионального образования". В ходе него выступил Андрей Милехин, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по внеучебной и социальной работе.

Он напомнил, что апробация новой модели состоялась ранее в 19 регионах страны среди учителей и студентов - будущих педагогов. Сегодняшняя конференция предполагает обсуждение именно результатов этой апробации, а не принятие самой модели аттестации, "чтобы понять, на что обратить внимание при дальнейших апробационных процедурах".


Он сформулировал цель аттестации:

Если рассматривать аттестацию как часть Национальной системы учительского роста, нам кажется, что она призвана, прежде всего, стимулировать этот рост и, самое главное, демонстрировать педагогам те профессиональные дефициты, устранение которых позволит этому росту развиваться в дальнейшем.

Говоря об оценке коммуникативных компетенций, эксперт пояснил, что она подразумевает оценку воспитательных аспектов педагогической деятельности и оценку создания мотивирующей образовательной среды. Он представил ключевые составляющие этой оценки.

Первая - это анализ образца профессиональной деятельности учителя - плана-конспекта, сценария урока в свободной форме, видеоурока с указанием фрагментов, иллюстрирующих оценивание компетенций. Сюда же входят образцы самостоятельной работы учащихся с оцениванием этих работ учителем и рефлексивный самоотчет в свободной форме.

"Сформированность компетенций профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов и педагогических ситуаций, направленных на оценку сформированности профессионального мышления", - добавил Андрей Милехин.

При этом он подчеркнул, что учителю оставляют возможность выбора: например, при оценке одной из компетенций он может выбрать кейс, по другой - предоставить образец профессиональной деятельности.


12.05.

По итогам апробации была организована обратная связь с ее участниками. Как рассказал Андрей Милехин, учителям и директорам предлагалось ответить на несколько вопросов. Например, у них спросили, насколько объективна, на их взгляд, модель аттестации учителей, построенная только на учете результатов обучающихся. Подавляющее большинство дало ответ - "не знаю". Примерно такой же результат оказался при ответе на вопрос "Возможна ли оценка квалификации учителей на основе ЕФОМ?".

"Целесообразно ли установление возможности выбора учителем прохождения аттестации по ныне действующей системе или аттестации с использованием ЕФОМ?". За и против высказали примерно одинаковое количество респондентов. Более 60% учителей считают применимыми указанные выше средства оценки компетенций (анализ образца, решение кейсов и пр.), но были и несогласные с этим.

Андрей Милехин отметил, помимо прочего, что каждому региону требуется конкретный подход при внедрении новой системы.


12.30.

Эксперт перечислила риски, выявленные в связи с использованием этого инструментария.

1. Демонстрация учителем постановочного урока.

По словам Аллы Волковой, если учитель демонстрирует хорошо отрепетированный, срежессированный урок - это неплохо ("Значит, можно делать вывод о том, что человек это делать умеет"). Но иногда уроки бывают полностью подготовленными - вплоть до того, что ученики заранее знают ответы на вопросы учителя.

Такой материал не представляет ценности. Опытному эксперту видно, когда уроки постановочные и с заготовленными ответами, а когда это хорошо подготовленные уроки, - констатировала учитель.

2. Завышенные требования к качеству видеоматериалов.

"Качество видеоматериалов моет быть различным", - утверждает Алла Волкова. По ее словам, участники апробации использовали камеры, которые работали на ЕГЭ, мобильные телефоны, профессиональную технику.

Главное, чтобы был виден класс, была видна доска и было видно поведение детей на уроке. Но при этом качество звука - того, что говорят учитель и дети, - должно быть высоким.

3. Недостаточная согласованность экспертов при проведении оценочных процедур

Необходимо проводить обучающие семинары по толкованию критериев для экспертов, - убеждена педагог. Она добавила, что в одном критерии должна содержаться только одна смысловая единица во избежание расхождений при его толковании.

4. Низкий уровень цифровых компетенций учителей.

Алла Волкова констатировала, что учителя по-прежнему имеют проблемы в этой области, призвала решать их и напомнила о предстоящей реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда":

В современном обществе для современного учителя это не должно становиться проблемой. Нужно учиться и выходить из этой ситуации грамотно.

5. Процедурные сложности.

Говоря об этом моменте, эксперт затронула проблему соблюдения закона о персональных данных в части сбора согласия родителей на использование изображения учащихся.

Одним из ведущих направлений в 2018-2019 годах для Правительства РФ является реформирование системы образования, целью которого является повышение социального статуса учителя, престижности профессии и общего уровня преподавания. Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам. Каким будет учитель 2019 года, и какие новые механизмы профессионального роста готовит государство для будущих и уже работающих по специальности педагогов? Предлагаем разобраться более детально в тонкостях нового законодательства.

Профессия «учитель»

Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:

В результате достаточно большой процент подающих надежды и ранее мечтавших о работе с детьми молодых специалистов ищут возможности самореализации и достойного заработка в других сферах, что приводит в дефициту качественных педагогических кадров, который особенно ощутим в небольших городах, поселках и деревнях.

Реформа, запущенная Правительством, а также новая аттестация педагогических работников, которая придет на смену старому порядку повышения квалификации уже в 2019 году, должны кардинально изменить положение молодых учителей, открыв им широчайшие возможности личностного и карьерного роста.

Зачем нужна аттестация?

Система аттестации учителей – своеобразная карьерная лестница в сфере образования. Более высокая категория открывает для учителей новые возможности, а именно:

  1. рост заработной платы и сопутствующих выплат согласно установленной тарифной сетке;
  2. возможность дополнительно брать «классное руководство»;
  3. право заведовать кабинетом и др.

Педагоги со стажем знают, что на протяжении многих лет молодого специалиста, окончившего университет, ожидал длительный и непростой путь к вершине с учетом таких норм:

  • Первая аттестация учителя через 5 лет после начала работы.
  • Внеочередная аттестация (при наличии серьезных заслуг) не ранее чем через 2 года после предыдущей.
  • Поэтапный рост, не позволявший молодым специалистам претендовать на «высшую» категорию ранее, чем будут покорены нижестоящие уровни (вторая и первая).
  • Можно было аттестоваться на соответствие уже достигнутого уровня, либо повысить категорию.
  • Оценивалась сама работа учителя и ее результативность, но тестов на знание предмета как таковых не было.

Готовясь к аттестации, учителю предстояла масштабная работа по подготовке портфолио, в котором необходимо было детально описать работу за отчетный период, предоставив на рассмотрение комиссии весомые доказательства того, что учитель активно работает по всем основным направлениям:

  • преподавание предмета;
  • организация внеурочной деятельности учеников;
  • взаимодействие с родителями;
  • участие в общешкольной жизни;
  • методическая работа;
  • самообразование, обуславливающее личностный и профессиональный рост.

При этом, достигнув определенных вершин, многие теряли желание продолжать работу над собой, что особенно ярко проявилось на фоне введения новых норм и методов преподавания. Именно поэтому стране необходима новая форма аттестации учителей, которую планируют внедрить в 2019 году.

Новый формат оценки деятельности учителя

В 2019 году аттестация ожидает тех учителей, которым необходимо подтверждать квалификацию по истечению 5 летнего термина и тех, кто желает повысить свою категорию. По мнению Минобрнауки дополнительным стимулом для активной работы и стремления к карьерному росту учителям будет увеличение разрыва между минимальной и максимальной ставкой в тарифной сетке, которая уже в следующем году должна в среднем возрасти с 16 000 руб. до 50 000 руб.

Главной инновацией 2019 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.

Также последние изменения затронули саму суть оценивания эффективности деятельности педагога, и в 2019 году новая по формату аттестация учителей позволит активно работающим молодым специалистам быстро добиться успехов и признания.

Основными нововведениями будут:

  • Возможность «перескакивать» через категорию.
  • Возможность раньше «выходить» на аттестацию при наличии определенного ряда заслуг и достижений.
  • За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике «вчера» и «сегодня».
  • Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг.
  • От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.

Конечно, многие специалисты «старой закалки» посматривают на нововведения с некоторым опасением, ведь им предстоит не только показать эффективность своей работы, а и подтвердить знание предмета, что может вызывать некоторые трудности у тех, что длительный период читает в определенных параллелях и успел несколько подзабыть тонкости некоторых тем.

Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию?

Больше всего страхов, возникающих у педагогов связаны с вопросом – что будет с теми, кто не сможет сдать НКТ или не пройдет аттестацию по каким-либо иным причинам.

В Минобрнауки четко заявили, что увольнять учителя, которому не удалось пройти «экзамен на профпригодность» в новом формате никто не будет.

Не достаточно высокие результаты теста – сигнал о том, что человеку необходимо обратить немного больше внимания на свой профессиональный уровень. «Подтянуть» квалификацию помогут на специальных курсах при соответствующих региональных Институтах усовершенствования учителей. Стоит заметить, что посещение таких курсов было обязательным для всех аттестующийся педагогов и ранее. Просто по новым правилам, «проваливший» тест должен будет вернуться к самообразованию еще раз и отнестись к вопросу своей профессиональной подготовки более серьезно.

Новые должности для успешных учителей

Молодые или уже давно работающие в сфере образования учителя получат реальную возможность карьерного роста. Новый Профстандарт 2019 года предполагает введение таких должностей, как:

  • Старший учитель (на звание может претендовать специалист 1 категории).
  • Ведущий учитель (для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию).

Естественно, что оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по более высокому разряду.