30 регион варианты по обществознанию гиа

Вариант № 3131

При вы­пол­не­нии заданий 1-20 вы­бе­ри­те один из четырёх пред­ла­га­е­мых вариантов ответа. Ответом на задания 21-25 яв­ля­ет­ся число, по­сле­до­ва­тель­ность букв или цифр. Ответ сле­ду­ет записывать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры.

Если ва­ри­ант задан учителем, вы мо­же­те вписать от­ве­ты на за­да­ния части С или за­гру­зить их в си­сте­му в одном из гра­фи­че­ских форматов. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

Ответ:

Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это

1) духовные потребности

2) социальные потребности

3) физиологические потребности

4) потребности в безопасности

Ответ:

Суждение: «Не спрашивай старого - спрашивай бывалого», - является результатом

1) научного познания

2) художественного творчества

3) обыденного опыта

4) религиозного откровения

Ответ:

Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной конфликтов между людьми нередко является отсутствие умения слушать другого человека.

Б. Разрешить межличностный конфликт можно путём компромисса сторон.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей - критики, искусствоведы - высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1) элитарной

2) народной

3) поп-культуре

4) массовой культуре

Ответ:

Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство воспитывает эстетический вкус человека.

Б. Искусство обращается к эмоциям человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Какой признак отличает традиционную экономику?

1) процветание фабричного производства

2) централизованное ценообразование

3) регулирование производства при помощи обычаев

4) преобладание частной собственности на средства производства

Ответ:

Отличительной чертой рыночной экономики является

1) централизованное распределение ресурсов

2) свободное ценообразование

3) введение подоходного налога

4) товарный дефицит

Ответ:

В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей, а расходы - 357 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о

1) сохранении плановых начал в экономике

2) увеличении налоговых поступлений

3) дефиците государственного бюджета

4) падении курса рубля

Ответ:

Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?

Предприятия различных форм собственности должны

А. ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам.

Б. уплачивать налоги в государственный бюджет.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Какая со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ле­на по де­мо­гра­фи­че­ско­му признаку?

1) преподаватели экономики

2) работодатели

3) петербуржцы

4) мужчины

Ответ:

Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

1) патриархальной

2) многодетной

3) неполной

4) малой (нуклеарной)

Ответ:

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Что является отличительным признаком демократического режима?

1) федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан

4) наличие публичной власти

Ответ:

В Италии президента страны избирает парламент. Ответственность за издаваемые им акты лежит на министрах, которые их предложили. Эти факты характеризуют политический строй Италии как республику

1) президентскую

2) федеративную

3) парламентскую

4) суверенную

Ответ:

Верны ли следующие суждения о политике?

А. Любые властные отношения носят политический характер.

Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Что является административным проступком?

1) безбилетный проезд в метро

2) порча чужого имущества

3) кража продуктов из магазина

4) нарушение трудового договора

Ответ:

Какое право относится к группе социально-экономических прав человека?

1) на доступ к культурным ценностям

2) на охрану здоровья и медицинскую помощь

3) на неприкосновенность частной жизни

4) на равенство перед законом и судом

Ответ:

Гражданин А. заключил с транспортной компанией договор о перевозке мебели из его городской квартиры на дачу. Данные правоотношения регулируются нормами права

1) трудового

2) административного

3) уголовного

4) гражданского

Ответ:

Верны ли следующие суждения об избирательном праве?

А. Право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти - это активное избирательное право.

Б. Право гражданина быть избранным в представительные органы власти - это пассивное избирательное право.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Школьник Иван го­то­вит­ся к эк­за­ме­ну по химии, а его брат иг­ра­ет с мо­де­лью железной дороги. Срав­ни­те две формы (вида) деятельности, упо­мя­ну­тые в усло­вии задания: учёбу и игру. Выберите и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы порядковые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку - по­ряд­ко­вые номера черт отличия:

1) со­блю­де­ние определённых норм и правил

2) со­зда­ние воображаемой обстановки

3) ис­поль­зо­ва­ние различных предметов

4) це­ле­на­прав­лен­ное получение знаний

Ответ:

Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В России действуют десятки политических партий и движений. (Б) Следует учитывать, что успех политической партии во многом определяется её способностью реагировать на меняющиеся потребности общества. (В) Политические деятели никогда не должны забывать о привлечении потенциальных избирателей.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А Б В

Ответ:

В стране X в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления?» Результаты опроса приведены в таблице.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Примерно в два раза увеличилось количество граждан, доверяющих евро.

2) В 2002 г. одна треть населения хранила свои сбережения в евро.

3) Большая часть граждан стала хранить свои сбережения в национальной валюте в 2012 г. по сравнению с 2002 г.

4) В 2005 г. примерно одинаковое количество граждан хранило свои сбережения в долларах и в евро.

5) Большинство граждан хранит свои сбережения в 2012 г. в евро.

Ответ:

В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стране службой Левада-Центр проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Насколько важно для человека, его будущей карьеры хорошо учиться в школе?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Средняя школа нуждается в дальнейшей модернизации для повышения качества подготовки всех учеников.

2) Школьная подготовка, в глазах большинства россиян, более значима для человека, чем дальнейшее профессиональное образование.

3) Под влиянием появившихся в последние годы телефильмов, отрицательно изображающих школьные будни, значимость школьного образования снизилась.

4) В обществе растет понимание роли и значения школьного образования для будущего профессионального роста.

5) Школьное образование в сознании россиян устойчиво относится к важному социальному лифту.

Ответ:

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Третейские суды

Третейскими судами (арбитражами) называются негосударственные органы по разрешению правовых споров. Название третейских судов происходит от слова «третий», так как для решения конфликта две стороны приглашают третью.

Законодательство многих стран признает возможность создания третейских судов. Различают суды для разрешения одного конкретного спора и постоянно действующие арбитражи при различных организациях - торгово-промышленных палатах, биржах, предприятиях и т. д.

В третейский суд могут передаваться споры, возникающие из гражданско-правовых отношений. Споры, вытекающие из налоговых, административных и других не гражданских правоотношений, третейским судам неподведомственны. Правом на обращение в третейский суд обладают все субъекты права, в том числе и с участием иностранных сторон.

Чтобы передать дело в третейский суд, стороны должны заключить письменное соглашение. В отличие от государственного суда третейский суд является добровольным. Еще одно отличие от государственных судов - выбор судей сторонами. Третейскими судьями могут быть избраны любые совершеннолетние граждане, согласившиеся стать судьями. Каждая сторона избирает по одному судье, а те избирают третьего судью. Процедура третейского разбирательства является более гибкой, свободной, быстрой и дешевой, чем в государственном суде, что привлекает стороны.

Третейский суд обязан вынести решение, основанное на законе и являющееся обязательным для сторон. Все материалы дела передаются на хранение в государственный суд. Заинтересованная сторона может обратиться в государственный суд за принудительным исполнением решения третейского суда.

Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Большинство международных контрактов содержат «третейскую оговорку», что стороны в случае возникновения споров будут обращаться в один из международных арбитражей.

(Пронькин В. Н., Гутников А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. СПб, 2000. Т. 1. С. 348−349)

Какие две функции гражданского общества названы в тексте?


Гражданское общество

Гражданское общество - это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я - член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» - очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

(По материалам энциклопедии для школьников)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.


Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

Статья 42

<...>

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...<...>

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Культура - это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа - это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру - теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопо-этическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, - рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, - я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, - что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой...».

Название документа ГИА 2010 вар 2 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 3

26.

1) три рода власти в государстве;

2) условия, создающие угрозу свободе в государстве;

3) умеренный образ правления;

4) законодательная и исполнительная власть: система сдержек и противовесов.

27. О каких видах власти, существующих в каждом государстве, говорится в тексте? К каким последствиям может привести соединение видов власти в одном лице или учреждении?

Согласно тексту, «в каждом государстве существуют три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского». Соединение видов власти в одном лице или учреждении может привести к утрате свободы и к власти произвола

28. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Виды власти

1 Законодательная

Создание законов, их отмена или исправление

2 Исполнительная

Объявление войны или заключение мира, отправление или приём послов, обеспечение безопасности

3 Судебная

Наказание преступников, разрешение столкновения частных лиц

Исключение концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что препятст­вует злоупотреблениям, установлению диктатуры;

Разграничение функций между ветвями государ­ственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственные полномочия каждой из них, осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов;

Гармоничное решение многих проблем обществен­ной и государственной жизни, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Могут быть приведены другие причины разделения властей

30. Рассказывая на уроке о государственной власти, ученица утверждала, что законодательная власть есть верховная, абсолютная, которая, следовательно, может брать на себя полномочия других ветвей власти. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

1) ответ на вопрос, например: в тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса)

Законодательная власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти;

Законодательная власть является верховной, но не абсолютной.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:

- «...различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга;

- «Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим...»;

- «... законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти»

31. Согласны ли вы с тем, что законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Исполнительную власть незачем ограничивать, поскольку границы её действий заключаются в её собственной природе - исполнять то, что принято законодательной властью: принято - исполнять, не принято - не исполнять;

Предметом деятельности исполнительной власти являются вопросы, требующие быстрого решения, поэтому её ограничение законодательной властью может негативным образом отразиться на всей жизни общества;

Отсутствие контроля над исполнительной властью со стороны законодательной может привести к беззаконию, произволу, авторитаризму, поскольку нарушается система сдержек и противовесов и исполнительная власть получает особые права в системе государственной власти;

Законодательная власть должна иметь право останавливать действия исполнительной власти, поскольку в обществе большое значение имеют механизмы, способы реализации постановлений законодательной власти. Непродуманное их исполнение может привести к негативным последствиям для всего общества.

Название документа ГИА 2016 вар 10 Гражданское общество.doc

ГИА 2016 Вариант 10

Часть 2

«В реальной жизни общества всегда остаётся такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют вне и помимо государства. Эти связи между людьми и их группами имеют огромное значение для поддержания социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества и государства. Они поддерживаются и воспроизводятся из поколения в поколение. Интересы и потребности отдельных индивидов и общественных групп должны и могут иметь самостоятельную и независимую от установлений государства основу для своей реализации. Речь идёт о таких институтах общества, как семья, церковь, средства массовой информации, учреждения культуры, научные, профессиональные и спортивные объединения, ассоциации и союзы.

Следовательно, гражданское общество - это совокупность неполитических отношений свободных индивидов и их ассоциаций в различных сферах жизни (экономической, национальной, духовно-нравственной, религиозной и т. д.). Деятельность личности, как индивидуальная, так и коллективная, в названных областях жизни должна быть свободна от директивного (приказного) регулирования со стороны государства. Разумеется, что возможности и глубина функционирования этих процессов отражает степень демократичности общественно-политической системы страны. Независимость граждан, их возможность самостоятельно сосуществовать, реализуя частные интересы и потребности, прямо пропорциональна отношениям власти и подчинения в данном государстве. Задача социальной организации общества - создать условия для удовлетворения первостепенных потребностей человека (в одежде, пище, жилье), которые он может и хочет реализовать по своему усмотрению. Понятие «гражданское общество», таким образом, применимо к сфере частных интересов и потребностей людей.

Государство <...> должно признавать право на существование сферы частных интересов: в экономике - рынок труда и капитала, свобода предпринимательства; в национально-духовной сфере - свобода культурной, национальной и религиозной жизни. Все эти проявления реальной жизни находятся вне сферы политического контроля со стороны государства»

(Адаптировано по книге: Филатова М. Н., Светенко А, С. Политология: Пособие для учащихся средних учебных заведений. М.: Издательство «Литература и политика», 1996. С. 93.).

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

28. Каковы, согласно тексту, обязательства государства по отношению к гражданскому обществу?

29.

Критерии

Гражданское общество

1. Какие интересы индивидов реализует?

2. Каков характер связей и отношений между людьми?

3. Каковы средства реализации?

4. Что представляет собой его основа?

30. Рассказывая на уроке о гражданском общество, ученица отметила, что оно предполагает существование развитого в политическом отношении государства, и наоборот, развитое государство всегда предполагает наличие гражданского общества. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы с тем, что гражданское общество - это общество вражды людей друг с другом, которое может существовать только благодаря государству? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Название документа ГИА 2016 вар 11 Демократия.doc

ГИА 2016 Вариант 11

Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Современное понимание демократии отличается тем, что народ признаётся источником власти, сувереном в государстве, но считается, что саму государственную власть должны непосредственно осуществлять специальные органы, которым народ делегирует своё право на управление общественными делами. Эти органы формируются народом посредством выборов, они представляют народ, поэтому такая демократия называется представительной <...>.

Все современные демократические государства функционируют как государства представительной демократии.

Назовём основные, общепринятые признаки демократии:

Суверенитет народа, т. е. признание народа источником власти, обладающим правом осуществлять её через органы государственной власти и местного самоуправления и путём референдумов. <...> Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы;

Выборность основных государственных органов. Выборы государственных органов должны быть свободными {граждане могут голосовать свободно, не опасаясь репрессий), справедливыми (все голоса должны обладать одинаковым «весом»), частыми (граждане могут регулярно выражать своё отношение к государственным должностным лицам);

Равноправие граждан, прежде всего, равенство их политических прав, а также равенство всех граждан перед законом;

Приоритетность прав человека над правами государства, их надёжная защита, включая неприкосновенность личности, право свободно выражать своё мнение, критиковать правительство;

Политический и идеологический плюрализм, предполагающий существование альтернативных, конкурирующих между собой источников информации, выведенных из-под правительственного контроля, а также свобода создания разнообразных организаций, включая, что особенно важно, оппозиционные политические партии.

Принципы демократии близки и понятны современному человеку. Многие из нас вряд ли согласились бы жить в обществе, где не было бы всеобщего избирательного права, свободы слова, многопартийности. Однако в исторической практике демократия как тип политического устройства общества, обладающий перечисленными чертами, сравнительно молодое явление, и внедрение в реальную жизнь демократических принципов во многих странах проходило в острой борьбе»

(Адаптировано по книге: Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов / Под ред. Ю. Ю. Петрунина. М.: КДУ, 2008. С. 376-377,379.).

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. В чём, согласно тексту, заключается сущность представительной демократии?

28. Какие общепринятые признаки демократии выделяют авторы?

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

Критерии

Демократия

2. Какова роль парламента?

30. Рассказывая на уроке о демократии, ученик отметил, что такой её признак, как суверенитет народа, является, иллюзорным, поскольку фактически народ никогда не правит в государстве: управляют партии, избираемые народом. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы с тем, что демократия представляет собой идеальный политический режим? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Название документа ГИА 2016 вар 11 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 11

26.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1)сущность представительной демократии;

2)современные демократические государства - государства представительной демократии;

3)общепринятые признаки демократии;

4)особенность установления демократии.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. В чём, согласно тексту, заключается сущность представительной демократии?

Согласно тексту, представительная демократия - органы, формируемые народом посредством выборов, представляющие народ

28. Какие общепринятые признаки демократии выделяют авторы?

суверенитет народа;

выборность основных государственных органов;

равноправие граждан;

приоритетность прав человека над правами государства;

политический и идеологический плю­рализм

Критерии

Демократия

1. Существует ли контроль за властью со стороны общества?

Существует

2. Какова роль парламента?

Значительная

3. Допускается ли существование оппозиции?

Конструктивная оппозиция является неотъемлемым элементом политической жизни

4. Реализуются ли основные права и свободы?

Большой объём прав и сво­бод, которые не только про­возглашаются, но и гаран­тируются фактически

5. Каковы способы разрешения конфликтных ситуаций?

Согласование интересов пу­тём переговоров

30. Рассказывая на уроке о демократии, ученик отметил, что такой её признак, как суверенитет народа, является, иллюзорным, поскольку фактически народ никогда не правит в государстве: управляют партии, избираемые народом. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Любая демократия предполагает участие народа в государственной жизни, по крайней мере, в процессе выборов и референдумов, а из этого следует, что народ признаётся самостоятельной силой, мнение которой важно с точки зрения управления государством и других проблем.

2)фрагмент текста, например:

«...признание народа источником власти, обладающим правом осуществлять её... путём референдумов»; «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»

31. Согласны ли вы с тем, что демократия представляет собой идеальный политический режим? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что

Демократия избавляет народ от правления жестоких тиранов, потому что она даёт возможность народу посредством выборов сменять неугодных государственных деятелей;

Демократия в большей степени способствует развитию инициативы, творчества людей;

в случае несогласия может быть указано, что

Демократия предполагает, что решение принимается в соответствии с мнением большинства, но совсем не обязательно, что оно является правильным и приемлемым во всех ситуациях: оно может быть основано на предрассудках или сформировано в результате манипулирования массовым сознанием;

Демократия создаёт реальную угрозу того, что избранные представители при принятии решений будут ориентироваться не столько на интересы народа, сколько на свои личные или узкогрупповые интересы.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Название документа ГИА 2016 вар 14 Авторитаризм.doc

ГИА 2016 Вариант 14

Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«...Авторитарные политические режимы занимают, в определённом смысле, промежуточное между демократией и тоталитаризмом место. С одной стороны, авторитарный режим близок тоталитаризму по диктаторской природе власти, не ограниченной законами и демократическим выбором. С другой - в нём сохраняется автономность отдельных общественных сфер и, особенно, частной жизни, в которые государство не вмешивается своим контролем и регулированием.

Главное существенное отличие от тоталитарного режима заключается в отсутствии тоталитарных амбиций. Авторитарный режим оставляет автономное пространство индивида и групп, особенно в сфере неполитического. <...> В этом контексте философию авторитаризма выражает король Генрих V в одной из шекспировских пьес: «Обязанности каждого подданного - это обязанности короля, но душа каждого подданного - это его личная собственность».

Такое возможно потому, что на вооружении авторитарного режима нет единой идеологии. Как правило, её функцию выполняют достаточно аморфные концепции национального интереса и официальная религия. <...>

Как видим, носителем власти в условиях авторитарного политического режима может выступать один человек или узкая группа лиц (монарх, диктатор, военно-революционный комитет, военная хунта и т. д.). Он или они являются единственным источником и ресурсом власти в государстве, а массы отчуждены от политики.

(Адаптировано по книге: Филатова М. Н„ Светенко А. С. Политология; Пособие для учащихся средних учебных заведений. М.: Издательство «Литература и политика», 1996. С. 61-63.).

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Какое место, согласно тексту, занимает авторитарный политический режим? Чем он близок тоталитарному режиму?

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

1.Существует ли контроль за властью со стороны общества?

2. Какова роль парламента (если она есть}?

3. Допускается ли существование оппозиции?

4. Реализуются ли основные права и свободы?

5. Каковы способы разрешения конфликтных ситуаций?

30. В условиях авторитарного политического режима профессор физики имеет возможность заниматься своей научно-профессиональной деятельностью без участия в различных общественно-политических мероприятиях. От него не требуют в обязательном порядке выражать своё отношение к существующим общественному строю, партии, лидеру страны и, в целом, к политике. Какой указанный в тексте признак авторитарного политического режима проявляется в данном примере?

31. Разделяете ли вы точку зрения, что авторитарный политический режим не может вызывать симпатии граждан? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Название документа ГИА 2016 вар 14 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 14

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

3)отсутствие единой идеологии как признак авторитарного режима;

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27 . Какое место, согласно тексту, занимает авторитарный политический режим? Чем он близок тоталитарному режиму?

Согласно тексту, авторитарный политический ре­жим занимает «промежуточное между демократией и тоталитаризмом место», «...авторитарный режим близок тоталитаризму по диктаторской природе власти, не ограниченной законами и демократиче­ским выбором»

По мнению авторов, главным существенным отличи­ем авторитарного режима от тоталитарного является отсутствие тоталитарных амбиций. Это обусловлено тем, что на вооружении авторитарного режима нет единой идеологии

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

1.Существует ли контроль за властью со стороны общества?

Не существует

2. Какова роль парламента (если она есть)?

Очень незначительная

3. Допускается ли существование оппозиции?

Оппозиция, если она и до­пускается, находится под строгим контролем госу­дарства

4. Реализуются ли основные права и свободы?

Права и свободы сущест­венно ограничены, особен­но в политической сфере

5. Каковы способы разрешения конфликтных ситуаций?

Обычно не прибегает к мас­совым политическим реп­рессиям, но использует при­нудительные меры, вклю­чая насилие (нередки случаи физического уничтожения политических противни­ков)

Могут быть даны в таблице иные, близкие по смыслу формулировки

30. В условиях авторитарного политического режима профессор физики имеет возможность заниматься своей научно-профессиональной деятельностью без участия в различных общественно-политических мероприятиях. От него не требуют в обязательном порядке выражать своё отношение к существующим общественному строю, партии, лидеру страны и, в целом, к политике. Какой указанный в тексте признак авторитарного политического режима проявляется в данном примере?

Правильный ответ должен содержать следующий признак авторитарного политического режима: отсутствие тоталитарных амбиций.

Указанный признак может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

31. Разделяете ли вы точку зрения, что авторитарный политический режим не может вызывать симпатии граждан? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что

в случае несогласия может быть указано, что

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Название документа ГИА 2016 вар 17 Тоталитаризм.doc

ГИА 2016 Вариант 17

Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Проявления тоталитаризма (totalitas, лат.- полнота, цельность; то есть всеобщность власти) стали явлением общественной жизни и сложились в определённую политическую систему только в XX веке. В этом смысле они не сводимы к... самодержавным режимам прошлого. Петр Великий и Людовик XIV были могущественными правителями-деспотами, но примитивность средств коммуникации... предопределяла их власть не настолько эффективной и всепроникающей, чтобы можно было её назвать тотальной. Великие самодержцы прошлых времён объективно не располагали возможностями контролировать всё и вся в жизни своих подданных. <...>

В противоположность самодержавным режимам средневековья тоталитаризм предполагает всеобщность государственного контроля и пытается регулировать каждый аспект жизнедеятельности общества. Другое дело, в какой степени ему удается достичь желаемого. <...>

Общая черта тоталитарных моделей устройства человеческого общества это - всеобщность государства. В социально-экономическом отношении она предполагает планирование и регулирование всех социальных и хозяйственных аспектов деятельности, не оставляет за индивидом свободы в принятии решений, целиком подчиняя его коллективной воле. <...>

В тоталитарных идеях так или иначе присутствует претензия на монопольное право обладания истиной и производная из него неприязнь к инакомыслию и несогласию.

Социально-экономический прогресс изменил облик мира, углубил общественные связи и коммуникации, сделав возможным проникновение государства в сферу индивидуального.

Тоталитаризму присуще коллективно-механистическое мировоззрение, рассматривающее государство как отлаженный работающий механизм»

(Адаптировано по книге: Филатова М. Н„ Светенко А. С. Политология: Пособие для учащихся средних учебных заведений. М.: Издательство «Литература и политика», 1996. С. 52- 54.)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

28. Какая общая черта, согласно тексту, характерна для тоталитарных моделей устройства человеческого общества? В чём состоит её сущность в социально-экономическом отношении?

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

30. Национализация средств производства и планирование позволяют тоталитарному политическому режиму маневрировать трудовыми ресурсами страны для решения актуальных политических задач. Эта ситуация делает возможной реализацию крупных экономических проектов. Сосредоточение усилий на главном для государства направлении может дать результаты. Тоталитарные режимы формируют у граждан особое понимание ценностей и приоритетов общественного развития именно как общегосударственных. Идеологический аппарат развивает чувство гордости за гигантские свершения в масштабе общества и государства, жёстко противопоставляя их «антиценностям» индивидуального характера. Какие указанные в тексте признаки тоталитарного политического режима проявляются в данном примере?

31. Согласны ли вы с тем, что тоталитарный политический режим, полностью продемонстрировав свою сущность, лишился социальной поддержки? С опорой на текст и, обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Критерии

Тоталитаризм

1. Существует ли контроль за властью со стороны общества?

3. Допускается ли существование оппозиции?

4. Реализуются ли основные права и свободы?

Название документа ГИА 2016 вар 17 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 17

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1)тоталитаризм - явление общественной жизни XX века;

2) отличие самодержавных режимов прошлого от тоталитаризма;

3) общая черта тоталитарных моделей устройства человеческого общества;

4) монопольное право обладания истиной - признак тоталитарного режима;

5) коллективно-механистическое мировоззрение - мировоззрение тоталитаризма.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

По мнению авторов, проявления тоталитаризма «сложились в определённую политическую систему только в XX веке». Это было обусловлено тем, что всеобщность государственного контроля, являющаяся основным признаком тоталитаризма, возможна лишь в условиях развитых средств коммуникации и общественных связей, которые дал человечеству лишь XX век

28. Какая общая черта, согласно тексту, характерна для тоталитарных моделей устройства человеческого общества? В чём состоит её сущность в социально-экономическом отношении?

Согласно тексту, общей чертой тоталитарных моделей устройства человеческого общества является всеобщность государства. В социально-экономическом отношении сущность всеобщности государства состоит в планировании и регулировании всех социальных и хозяйственных аспектов деятельности, лишении индивида свободы в принятии решений, полном подчинении его коллективной воле

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

Критерии

Тоталитаризм

1. Существует ли контроль за властью со стороны общества?

Не существует

2. Какова роль парламента (если он есть)?

Незначительная, декларативная

3. Допускается ли существование оппозиции?

Подавление любой организованной оппозиции

4. Реализуются ли основные права и свободы?

Права и свободы лишь декларируются. Люди совершенно беззащитны перед произволом властей.

5.Каковы способы разрешения конфликтных ситуаций?

Используются принудительные меры, включая массовый террор.

Могут быть даны в таблице иные, близкие по смыслу формулировки

30. Национализация средств производства и планирование позволяют тоталитарному политическому режиму маневрировать трудовыми ресурсами страны для решения актуальных политических задач. Эта ситуация делает возможной реализацию крупных экономических проектов. Сосредоточение усилий на главном для государства направлении может дать результаты. Тоталитарные режимы формируют у граждан особое понимание ценностей и приоритетов общественного развития именно как общегосударственных. Идеологический аппарат развивает чувство гордости за гигантские свершения в масштабе общества и государства, жёстко противопоставляя их «антиценностям» индивидуального характера. Какие указанные в тексте признаки тоталитарного политического режима проявляются в данном примере?

Правильный ответ должен содержать следующие признаки:

1) всеобщность государства;

2) претензия на монопольное право обладания истиной;

3) коллективно-механистическое мировоззрение.

Указанные признаки могут быть даны в иной, близкой по смыслу формулировке

31. Согласны ли вы с тем, что тоталитарный политический режим, полностью продемонстрировав свою сущность, лишился социальной поддержки? С опорой на текст и, обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что

Тоталитарный политический режим отрицает такие явления человеческой цивилизации, как конкуренция, соревновательность, свобода личности и свобода выбора, что является противоестественным для сознательного индивида;

Тоталитарный политический режим разрушает сущностные основы деятельности индивида в общественном и социально-экономическом процессе: предприимчивость, инициативу, личный интерес, что лишает его социальной поддержки;

в случае несогласия может быть указано, что

Тоталитарный политический режим воспроизводит социальное иждивенчество, которое устраивает определённые социальные группы;

Тоталитарный политический режим освобождает человека от самостоятельного принятия решений, что может найти поддержку среди слабых и безвольных людей, которым неуютно жить в условиях свободы.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Название документа ГИА 2016 вар 19 Демократ общество.doc

ГИА 2016 Вариант 19

Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путем народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.

Народ может действовать через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент. Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство.

Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.

Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти.

Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента.

Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.

26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

27. Какие два пути выполнения народом законодательной власти в современном демократическом обществе называет автор?

28. Какие четыре функции парламента выделяет автор?

30. В государстве Н. депутаты парламента предложили отказаться от проведения референдумов, поскольку они решают ту же задачу, что и парламентские выборы. Верна ли такая оценка референдумов? Найдите и подчеркните в документе предложение, помогающее ответить на этот вопрос.

31. Согласны ли вы с мыслью о том, что только прямая демократия обеспечивает подлинное народовластие? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.

Название документа ГИА 2016 вар 2 Виды власти.doc

ГИА 2016 Вариант 2

Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут принуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет.

В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение издает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти (которую можно назвать судебной. - Авт. ) он карает преступников и разрешает столкновения частных лиц. <...>

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три ветви: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступников или тяжбы частных лиц.

В большинстве европейских государств установлен умеренный образ правления, потому что их государи, обладая двумя первыми властями, предоставляют своим подданным отправление третьей. <…>

Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим, так как,

имея возможность предоставить себе любую власть, какую оно только пожелает, оно уничтожит все прочие власти.

Наоборот, законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти. Так как исполнительная власть ограничена по самой своей природе, то нет надобности ещё как-то ограничивать её; кроме того, предметом её деятельности являются вопросы, требующие быстрого решения.

(Монтескье Ш. Л. О духе законов. М., 1999. С. 137, 138-139.).

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. О каких видах власти, существующих в каждом государстве, говорится в тексте? К каким последствиям может привести соединение видов власти в одном лице или учреждении?

28. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Виды власти

30. Рассказывая на уроке о государственной власти, ученица утверждала, что законодательная власть есть верховная, абсолютная, которая, следовательно, может брать на себя полномочия других ветвей власти. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы с тем, что законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Название документа ГИА 2016 вар 7 Полит участие.doc

ГИА 2016 Вариант 7

Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

Политические системы современных обществ дают человеку многообразные возможности для участия в политической жизни. И чем сложнее системы, разнообразнее идеологические ориентации, тем большее многообразие политического поведения они закладывают. Кроме того, современный человек более информирован, обладает разносторонними знаниями, навыками, умениями и установками, которые всегда могут быть использованы в политической деятельности. <...>

В широком смысле слова под политическим участием понимается всё многообразие конкретных действий людей, совершаемых ими в политике: от голосования на выборах в государственные органы до совершения террористических актов с целью дестабилизировать политическую ситуацию в стране. <...>

В узком смысле слова под политическим участием понимаются только те виды действий людей, которые способствуют воспроизводству политических отношений, законодательно установленных в данном обществе, и не выходят за рамки политического нормативного порядка. Иными словами, термин «участие» подчеркивает признание индивидом нормативного политического порядка и фактическую готовность действовать в соответствии с требованиями закона.

В демократическом обществе, гарантирующем гражданам политические права и свободы, такое участие не обязательно выливается в безусловную поддержку правительства, оно может принимать и оппозиционные формы, когда индивид руководствуется идеологическими принципами, отличающимися от взглядов правящей группы. Но при этом его деятельность по реализации своих принципов не должна выливаться в противоправные действия, дестабилизирующие политическую обстановку. <...>

Политическая борьба - это неотъемлемое свойство политики. <...> Там, где есть власть, всегда будет борьба за право её осуществлять. Чем сложнее становятся отношения политической власти, тем разнообразнее формы политической борьбы. Обычно в неё вовлекаются не отдельные политические деятели, а партии, организации, социальные группы. Причина этого заключается в том, что цели политической борьбы практически невозможно реализовать в одиночку, требуется поддержка масс или организаций»

(Адаптировано по книге: Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов / Под ред. Ю. Ю. Петрунина. М.: КДУ, 2008. С. 402-403.).

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. На основании текста определите, что понимается под политическим участием в широком и узком смысле слова, заполнив графы таблицы.

Политическое участие

В широком смысле слова

В узком смысле слона

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите основные формы участия граждан в политической жизни.

30. Рассказывая на уроке об участии граждан в политической жизни, ученик отметил, что политическая борьба является одной из форм политического участия. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте. Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы с тем, что доля людей, участвующих в политической жизни, будет сокращаться по мере укрепления стабильности и демократизации общества? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Название документа ГИА 2016 вар 7 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 7

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) многообразие возможностей для участия человека в политической жизни на современном этапе;

2) сущность понятия «политическое участие»;

3) особенность политического участия в демократическом обществе;

4) политическая борьба - неотъемлемое свойство политики.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. На основании текста определите, что понимается под политическим участием в широком и узком смысле слова, заполнив графы таблицы.

Политическое участие

В широком смысле слова

В узком смысле слона

Всё многообразие конкретных действий людей, совершаемых ими в политике

Только те виды действий людей, которые способствуют воспроизводству политических отношений, законодательно установленных в данном обществе, и не выходят за рамки политического нормативного порядка

По мнению авторов, чем сложнее становятся отношения политической власти, тем разнообразнее формы политической борьбы. В политическую борьбу вовлекаются не отдельные политические деятели, а партии, организации, социальные группы, потому что её цели практически невозможно реализовать в одиночку

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите основные формы участия граждан в политической жизни.

Могут быть названы следующие основные формы участия граждан в политической жизни:

Обращения и письма граждан в органы власти;

Встречи граждан с политическими деятелями;

Участие граждан в деятельности политических партии, организаций, движений;

Участие граждан в выборах и референдумах;

Прямые действия граждан (их участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т. д.)

Могут быть названы другие формы участия граждан в политической жизни

30. Рассказывая на уроке об участии граждан в политической жизни, ученик отметил, что политическая борьба является одной из форм политического участия. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте. Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)ответ на вопрос, например: в тексте отражена первая точка зрения (точка зрения ученика)

Политическая борьба является одной из форм политического участия, поскольку оно представляет собой действия индивидов с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2)фрагмент текста, например:

- «В широком смысле слова под политическим участием понимается все многообразие конкретных действий людей, совершаемых ими в политике»

- «В демократическом обществе, гарантирующем гражданам политические права и свободы, такое (политическое. - Авт.) участие не обязательно выливается в безусловную поддержку правительства, оно может принимать и оппозиционные формы, когда индивид руководствуется идеологическими принципами, отличающимися от взглядов правящей группы»

31. Согласны ли вы с тем, что доля людей, участвующих в политической жизни, будет сокращаться по мере укрепления стабильности и демократизации общества? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что

При исчезновении внешнего принуждения со стороны государства к политической деятельности у человека появляется право и реальная возможность воздержаться от политических действий (в отличие от тоталитарных режимов, при которых население практически поголовно участвовало в той или иной форме политической деятельности);

Человек получает возможность руководствоваться мотивами, имеющими для него большую значимость, посвящая своё свободное время общению с членами семьи и друзьями, а не участию в политических акциях;

в случае несогласия может быть указано, что

Человек обладает стремлением быть причастным к организациям, общностям и группам, обеспечивающим жизнедеятельность всех граждан и влияющим на процессы индивидуального развития;

Человеку необходимо самоопределение относительно многообразных политических структур, выражающееся в самооценке собственных качеств, свойств и возможностей.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. Котова О.А., Лискова Т.Е. Серия «ОГЭ. ФИПИ - школе» подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена. В сборнике представлены: 10 типовых экзаменационных вариантов, составленных в соответствии с проектом демоверсии КИМ ОГЭ по обществознанию 2017 года; инструкция по выполнению экзаменационной работы; ответы ко всем заданиям; критерии оценивания. Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в 9 классе, а также объективно оценить уровень своей подготовки. Учителя могут использовать типовые экзаменационные варианты для организации контроля результатов освоения школьниками образовательных программ основного общего образования и интенсивной подготовки обучающихся к ОГЭ.

Смотреть для ознакомления:

После ознакомления с предоставленными материалами, мы рекомендуем приобрести печатное издание.

Предлагаемый сборник содержит 10 типовых экзаменационных вариантов для подготовки к основному государственному экзамену. После выполнения вариантов правильность своих ответов обучающийся может проверить, воспользовавшись таблицами ответов в конце книги. Для заданий, требующих развёрнутого ответа, приводятся подробные примеры ответов и критерии оценивания.
В книге также приведена карта индивидуальных достижений обучающегося, которую можно использовать для отслеживания динамики результативности выполнения заданий типовых экзаменационных вариантов.
Школьное обществознание - это учебная дисциплина, объединяющая знания нескольких гуманитарных и социальных наук: философии, экономики, социологии, политологии, культурологии, правоведения. Обществознание, особенно в курсе основной школы, направлено на изучение наиболее типичных и существенных черт и процессов современного общества, форм и направлений его развития. При этом целый ряд ключевых понятий раскрыт на данной ступени курса на уровне описания существенных признаков и проявлений, что в определённой мере сужает возможности экзаменационной проверки. Заметим также, что в целом объём теоретического содержания курса основной школы, поддающийся формализованной проверке, относительно невелик. Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы выражена практическая составляющая - комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Всё это даёт также некоторое представление о степени социализации выпускников основной школы, их понимании свойственных возрасту социальных ролей.
Результаты государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования могут рассматриваться как ориентиры при определении направления профильной подготовки обучающихся в средней школе. Поэтому значительный блок заданий контрольных измерительных материалов (далее КИМ) направлен на выявление готовности выпускника основной школы к продолжению обучения в классе социально-гуманитарного профиля. Поскольку один из наиболее востребованных в профильном курсе видов деятельности - работа с разнообразными по характеру и знаковым системам (тексты, таблицы и схемы, статистические материалы, представленные в таблицах, диаграммах, графиках и т. п.) источниками социальной информации, во всех частях работы представлены задания, проверяющие сформированность этого вида деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Методические рекомендации по выполнению различных типов заданий 10
Как работать с инструкциями в варианте экзаменационной работы 22
Инструкция по выполнению работы 25
Карта индивидуальных достижений обучающегося 26
Вариант 1 27
Вариант 2 36
Вариант 3 45
Вариант 4 53
Вариант 5 62
Вариант 6 71
Вариант 7 80
Вариант 8 89
Вариант 9 97
Вариант 10 105
Ответы и критерии оценивания 113