Как, по вашему мнению, влияет воображение на развитие творческих способностей? Воображение - мастерская бога. Использование вашего воображения

Ваше воображение - это действительно мастерская Бога. С его помощью вы способны сделать что угодно: получить любую творческую идею, осуществить любой план, достичь фантастического успеха, излечиться от болезней, встретить свою любовь, получить любую материальную вещь или выплатить кредит.

Для этого вам необходимо просто научиться им пользоваться. Вы уже используете своё воображение по умолчанию. Только не всегда правильно. Подумайте, какие картины в течении дня вы создавали в своём разуме?

Если в вашем воображении доминируют образы страхов, плохих предчувствий, катастроф, болезней - вы получите всё это со временем. Вы всегда получаете то, что представляете чаще всего, хотите вы этого или нет. Это один из законов Вселенной.

Но есть и хорошая новость. Всё в ваших руках, а точнее - в вашей голове. Если вы научитесь рисовать в своём воображении картины успеха, радости, любви и здоровья - тогда, пожалуйста. «Получайте заслуженную любовь, радость и счастье» - ответит вам Вселенная.

Воображение можно использовать как для достижения маленьких целей, так и для глобальных изменений в своей жизни и жизни всего человечества. Вы только подумайте, если бы Эйнштейн не верил в свою идею о создании электричества, то скорее всего, мы бы до сих пор обходились свечами, не говоря уже об интернете. Но он знал эти принципы, он видел окончательный результат в своей голове, и его абсолютно не беспокоило мнение других. Он нарисовал в своём воображении картинку электричества. И благодаря этому мы сейчас с вами общаемся;)

Ваше воображение обладает такими же свойствами.

Для начала, давайте научимся с помощью воображения устранять проблемы и получать желаемое, а потом перейдём к более глобальным целям.

Например, вы хотите поехать в путешествие. Воображайте себя, совершающим путешествие. Каждый вечер, перед сном, закрыв глаза, представляйте себе всё в мельчайших подробностях.

Ощутите запах моря, пройдитесь по тёплому песку, радуйтесь этому так, как будто это уже произошло, и вы даже не заметите, как ваша мысленная картинка начнёт проявляться в реальности.

Если вам нужно отдать долг - представляйте, как вы отдаёте всю сумму долга. Вообразите счастливую улыбку человека, который вам занимал деньги и почувствуйте облегчение от долгов. И вскоре всё действительно произойдёт именно так, как вы представляли.

Если вам тяжело ходить, бегать, вы чем-то больны, подумайте, чем бы вы занимались, если бы были абсолютно здоровыми? Может, вы хотели бы бегать, играть в футбол, плавать, кататься на велосипеде? Представляйте именно это! Сделайте себя абсолютно здоровым в своём воображении, и вы выздоровеете наяву!

Может быть, вы хотите новую шубку или автомобиль? Что ж, почувствуйте приятный мягкий мех своей шубки, оденьте её, покрутитесь перед зеркалом. И будет вам шубка!

Почувствуйте запах кожаного салона своего авто, покрутите руль, включите любимую песню на новенькой магнитоле - всё в своём воображении! Делайте это так часто, пока не получите желаемое!

Никогда не стоит пренебрегать идеями в своём разуме. Помните, что ваши идеи могут принести вам состояние! Если вы чего-то очень хотите - идите к этому. Как говорил Наполеон «Воображение правит миром!»


Существование свободной воли вопросов не вызывает. Вы - мыслящее существо, способное делать выбор. Более того, вся ваша жизнь - непрерывный процесс сознательного выбора. Вопрос заключается не в противопоставлении свободной воли и предначертанной судьбы, а в том, как то, что выбираете, согласуется с вашей способностью поступательно двигаться в сторону исполнения ваших желаний. В этой книге под намерением мы понимаем не просто сильное желание, подкрепляемое твердой решимостью. Пытаться достигать своих целей за счет непреклонной воли и решимости - значит делать своей руководящей силой эго. «Я добьюсь своего, я никогда не отступлю». Замечательно, но это не воссоединяет вас с намерением. Ваша сила воли значительно уступает по эффективности вашему воображению, которое является звеном, связующим вас с силой намерения. Воображение - это движение универсального разума внутри вас. Ваше воображение создает внутренний образ, который позволяет вам участвовать в акте творения. Это невидимое звено, соединяющее вас с проявлением вашей судьбы.

Попробуйте представить, будто вы принуждаете себя делать то, чему противится ваше воображение. Ваша воля является частью вашего эго и верит, что вы отделены от других людей, отделены от своих целей и желаний и отделены от Бога. Она также верит, что ваше имущество, ваши достижения, ваша репутация составляют вашу сущность. Воля эго хочет, чтобы вы постоянно приобретали все новые свидетельства вашей значимости. Она подталкивает вас постоянно доказывать ваше превосходство и приобретать вещи, за которыми вы готовы охотиться со всей решимостью, забыв обо всем другом. С другой стороны, ваше воображение есть концепция Духа внутри вас. Это

Бог внутри вас. Почитайте, что писал об этом Уильям Блейк в своей поэме «Иерусалим». Он верил, что благодаря воображению мы можем иметь все, чего желаем.


Я без отдыха бьюсь над великой задачей!

Открыть Вечный Мир,

Повернуть человеческий взор

В Мир Мысли,

Вечно расширяющийся

В Лоне Господа,

В мир Человеческого Воображения.


Теперь вернемся к идее принуждения себя делать то, чему противится ваше воображение. В качестве примера мне на ум приходит хождение по раскаленным углям. Вы можете силой воли заставить себя пройтись по ним, но, если вы полагаетесь только на силу воли, дело кончится сильными ожогами. Но когда вы воображаете себя защищенным Божьей силой - говоря словами Блейка, ощущаете себя в Лоне Господа - и видите в себе еще что-то помимо тела, вы сможете идти по углям, не причиняя себе вреда. Воображая себя невосприимчивым к жару раскаленных углей, вы начинаете ощущать себя бестелесным. Вы представляете себя сильнее огня. Ваш внутренний образ чистоты и защищенности позволяет вам пройтись по углям и не обжечься. Именно ваше воображение обеспечивает вам безопасность. Без него вы бы неминуемо обожглись!

Я вспоминаю, как впервые в жизни пробежал марафонскую дистанцию - 42 километра. Отнюдь не одна сила воли помогла мне бежать без остановки три с половиной часа. Главную роль сыграло воображение. Я настроился на внутренний образ и тогда уже усилием воли заставил свое тело проявить его возможности до предела. Без этого образа мне бы не хватило никакой силы воли, чтобы выдержать это испытание.

И так во всем. Когда вы волевым решением принуждаете себя быть счастливыми, успешными, богатыми, знаменитыми, эти идеи рождаются из эго, будучи проявлением чрезмерного самолюбия. Во имя этой силы воли люди бегут по головам тех, кто встречается на их пути, они мошенничают, крадут, обманывают, стараясь реализовать свое намерение. Такая практика в конечном счете ведет к краху. Вы можете достичь физической цели, которую наметили для себя. Однако ваше воображение, то место в нас, где и протекает ваша истинная жизнь, не позволит нам достичь душевного покоя.

В своей работе я всегда ставлю силу воображения выше силы воли. Например, я вижу себя закончившим эту книгу. Такое мышление от результата побуждает меня вести себя так, словно всего, чего я хотел бы достичь, я уже добился. Мое кредо - каким себя вообразишь, таким и станешь, и этот образ помогает мне в любых ситуациях. Я заканчиваю начатую книгу не благодаря колоссальной силе воли. Это означало бы, что все делаю я сам, тело по имени Уэйн Дайер, в то время как мое воображение не имеет ни телесной оболочки, ни имени. Мое воображение - это моя собственная копия силы намерения. Оно обеспечивает меня всем необходимым, позволяет мне в эту самую минуту сидеть и писать, направляет ручку в моей руке, заполняет все пустоты. Не я, Уэйн Дайер, превращаю эту книгу в реальность своей волей. Мой внутренний образ настолько ясен и точен, что материализуется сам. В древности божественный Гермес (Имеется в виду мифический Гермес Трисмегист (он же греческий бог Гермес, он же египетский бог Тот), которого алхимики и мистики считают автором «Герметического корпуса» (собрания метафизических книг, написанных на рубеже повой эры). - Прим. перев. ) писал:


То, что ЕСТЬ, явлено;

То, что было, и то, что будет, не явлено, но и не мертво;

Потому что душа, вечный промысел Божий, оживляет всё.


Над этими важными словами следует поразмыслить, если вы хотите восстановить свою связь с силой намерения и обрести возможность воплощать все, что создается в вашем воображении. Вы, ваше тело и ваше эго не способны что-либо создать и оживить. Отставьте свое эго в сторону. Поймите меня правильно. Цель в жизни и решимость, чтобы ее достичь, иметь необходимо, но избавьтесь от иллюзии, что вы воплощаете свои желания в жизнь усилием воли. Я хочу сконцентрировать ваше внимание на воображении, чтобы вы увидели все свои цели и всю свою деятельность с помощью воображения, которое направляет, поддерживает, даже подталкивает вас в направлении того, что было назначено вам намерением, пока вы были еще в неявленном состоянии. Вы должны стремиться к совпадению энергетических частот вашего воображения и Источника Созидания.

Ваше воображение позволяет вам сказочную роскошь - мыслить от результата. Того, кто мыслит подобным образом, ничто не может остановить. Вы сами создаете условия для исполнения своих желаний и преодолеваете все ограничения и барьеры. Воображайте свою цель и будьте абсолютно уверены, что она уже существует в материальном мире и что вы имеете возможность пользоваться любыми ресурсами всемогущего Источника, чтобы сделать свое желание осязаемым. Поскольку Источник имеет семь прекрасных ликов, вы тоже должны примерить эти лики на себя: только так вы сможете стать сотворцом того, что вам предназначено.

Оставайтесь равнодушными к сомнениям и зову воли. Будьте уверены, что, всецело полагаясь на воображение, сможете материализовать свои образы. Воссоединение с намерением предполагает проявление вами тех же семи качеств, которые использует создающий все сущее Источник, превращая неявленное в явленное. Если воображение помогает Богу, вам оно тоже поможет. Что Бог воображает реальным, то и становится реальностью. Такой должна быть и ваша стратегия.



| |

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются. Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее. Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения. Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые — неповторимые и уникальные.

Виды воображения

В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.

Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  • Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность. Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения. Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации. Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhe...
Воображение - погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок и представлений. Если восприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.
Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память.
Возможности воображения очень велики. Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла - изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения». - Такие возможности воображения - основа мысленных экспериментов.
Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым.
Виды воображения
Воображение бывает непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре. Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.
Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает восприятие или память. Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой, у бездельника - пустыми мечтаниями.
Воображение в практической психологии
Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом. Это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.
Воображение
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.
Разновидность творческого воображения - фантазия. Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.
Классификация процессов воображения
1.По результатам:
Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
Продуктивное (творческое) воображение:
с относительной новизной образов;
с абсолютной новизной образов.
2.По степени целенаправленности:
активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
3.По виду образов:
конкретное;
абстрактное.
4.По приёмам воображения:
агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
5.По степени волевых усилий:
преднамеренное;
непреднамеренное.
Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
Основная статья: Творчество как процесс
Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
Инсайт (озарение).
Проверка решения.
Механизмы воображения
агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
беглость;
гибкость;
оригинальность;
точность.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
ситуации незавершенности;
разрешение и даже поощрение множества вопросов;
стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
билингвистический опыт;
позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
конформность;
неодобрение воображения;
жесткие полоролевые стереотипы;
разделение игры и обучения;
готовность к изменению точки зрения;
преклонение перед авторитетами.
Воображение и реальность
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
регулирование эмоциональных состояний;
произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий , и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
Воображение в когнитивной психотерапии
Материал книги Е. Томас Даут "Когнитивная гипнотерапия" (СПб.: Питер, 2003, с. 29-31).
Дж. С. Бек (Beck, 1995), показал несколько способов использования воображения, отдельные из которых напоминают, как это рассмотрено ниже, гипнотические техники.
При идентификации образов психотерапевт учит клиента вызывать спонтанный образ, касающийся неприятной ситуации. Часто, однако, клиенты не догадываются о возможном характере этих образов или отказываются в них признаваться. В отличие от стандартного в когнитивной психотерапии вопроса: «Какие мысли возникали в вашем сознании непосредственно в тот момент?», вопрос, предназначенный для идентификации образа, мог бы звучать так: «Какой образ (или картина) свя­зывался (или связывается) в вашем сознании с этим событием?» Не исключено, что этот образ придется вызывать неоднократно, возможно-в состоянии транса, прежде чем клиент почувствует себя достаточно комфортно, чтобы описать его полностью.
При прослеживании образов до их завершения психотерапевт побуждает клиента не останавливаться на печальной сцене, а представить оставшуюся часть сценария. Например, клиентку, которая видит себя цепенеющей при начале выступления, можно попросить представить, как она справляется с этим в течение нескольких следующих минут речи (ибо она вряд ли простоит без движения неопределенно долгое время). Юмор, примененный с осторожностью и тактом, может помочь клиентам довести воображаемую картину до завершения.
В случае преодолевающего воображения, которое можно рассматривать как расширение предыдущей техники, психотерапевт просит клиента представить наилучший способ преодоления только что вызванного образа. Например, клиент, который испытывает неуверенность при общении с сердитым начальником, может вообразить, как становится выше и смотрит боссу в глаза. Этот противоборствующий образ, будучи вызван вновь и вновь, может постепенно заменить прошлый, принижающий его образ.
Дальнейшее усовершенствование этих техник можно обнаружить в изменении образа. В этом случае происходит управляемое изменение образа, с которым клиент связывает свою проблемную ситуацию. Например, терапевт может осведомиться об ином, более предпочтительном развитии событий и после работать над представлением этого отличного сценария. Такая гибкая техника может помочь модифицировать болезненные воспоминания (рассмотренные в данном труде ниже).
Прыжок в будущее аналогичен гипнотической возрастной прогрессии и связан с тем, что клиента просят представить себя в тот или иной момент будущего, возможно - в минуту завершения длительного проекта (вроде этой книги!). Это можно сочетать с предыдущей техникой, чтобы помочь клиенту построить альтернативный, не столь печальный сценарий существующей болезненной ситуации.
Повторение образа является новой вариацией на старую тему: репетиция нового поведения и когниций - эффективный способ произвести изменение. Это можно рассматривать как разновидность систематической десенсибилизации, при которой клиент вновь и вновь восстанавливает картину болезненного события так, что она теряет часть своего заряда. В результате на нее удается взглянуть даже с юмором! По ходу этой книги вы встретитесь с многочисленными примерами принципа повтора.
Помимо сказанного, психотерапевт может тренировать клиента в подстановке на место существующего огорчительного образа другого (не столь печального). Новый образ может значительно отличаться от старого. Например, навязчивый огорчительный образ можно заменить видом себя, лежащего на берегу моря. Как упоминалось выше, важно, чтобы клиент занимался этим снова и снова, тем самым облегчая вызов образа.
Полезным может быть и дистанцирование - пространственное или временное. При пространственном дистанцировании клиента просят представить, что его проблемы отодвигаются все дальше и дальше, растворяясь вдали. При временном дистанцировании ему предлагают представить, как проблемы отступают во времени или устаревают по мере взросления клиента. Здесь часто применяются высоко метафорические образы. Примером дистанцирования является телескопическая техника, которая будет рассмотрена в дальнейшем. Исследованием воображения занимались и Альберт Эллис с коллегами, практикуя рационально-эмотивное воображение: версия /?£T(Ellis, 1993). Эллис предлагает следующую очередность действий.
Представьте самое худшее, что может с вами случиться... Живо вообразите, как это прискорбное Активирующее событие, или Бе­да (А), происходит...
Позвольте себе глубоко ощутить неадекватное, пораженческое
чувство, которые вы часто испытываете... Дайте себе изо всех сил почувствовать - в точке С, обозначающей эмоциональный результат - крайнюю тревогу, депрессию, ярость, ненависть или жалость к себе...
3. Как только вы ощутите неадекватное страдание (в точке С), представив эту Беду (Л), удерживайте это чувство на протяжении
ми­нуты или двух... затем прикажите себе испытать уместное негатив­ное чувство (С2)... Так, если вы пришли в ярость (С1)... то можете приказать себе заменить ее на адекватное ощущение крайнего не­удовольствия и сожаления из-за свершаемых поступков - вместо того чтобы приходить в ярость и предаваться проклятиям... (р. II-8-II-9)
Эллис подчеркивает, что важно изменить не образ исходного Акти­вирующего события, а только эмоциональный Результат (С). Для изме­нения этих неадекватных чувств нужно прибегать не к отвлечению, а к преодолевающему воображению. Клиент должен сохранить негативный образ и затем работать над динамикой чувств (эмоционального Резуль­тата), чтобы вызвать реальное изменение. Эллис также предлагает прак­тику повторов (по несколько раз в день в течение 30 дней для каждого неадекватного негативного чувства!) для создания устойчивого измене­ния. Что характерно, он призывает клиентов не «проклинать себя», если им поначалу не удается выполнить это трудное обязательство, но про­должать свои усилия, пока они не окажутся в состоянии справиться с ним лучше.
Работа над образами и гипнотический транс являются феноменами одного ряда. Образные идеи можно применять в условиях гипнотиче­ского транса.

Активное воображение
Материал
Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений. В результате ускоряется процесс психического созревания, так как образы, появляющиеся в процессе активного воображения, предвосхищают работу сновидений.
Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.
Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления. Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.
В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.
Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни. В отличии от сновидений, переживаемых пассивно, процесс активного воображения сопровождается деятельным и творческим участием сферы Я. Этот метод предоставления сознанию того материала, который лежит непосредственно под порогом бессознательной сферы, может оказаться очень опасным. Юнг обращал внимание прежде всего на три момента:
Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов.
Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами.
Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).

Активное воображение подробнее
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnoe_...
В сущности, Активное Воображение - это диалог, который вы ведете с различными частями вашего "я", живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее.
В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.
Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.
Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего "я". Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают "своим собственным разумом", они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.
В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой "место встречи", "нейтральную полосу", на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую "божественную" функцию, "я", которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.
Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения.
Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия - это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия - это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.
Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.
Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство - это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно. В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.
Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего "я", которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.
Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего "я", и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним "я".

Примеры активного воображения
Из книги К.Г. Юнга «Отношение между «Я» и бессознательным»
«...Речь идет о фантазии ярко выраженного визуального характера… «видением», которое возникло просто благодаря интенсивной концентрации, направленной на дальний план сознания, что, конечно могло проявиться лишь после долгих упражнений. (Этот метод в другом месте я определил как активное воображение). Пациентка увидела следующее (передаю ее рассказ дословно):
«Я поднялась на гору и пришла в место, где увидела семь красных камней впереди, по семь по сторонам от меня и семь – за спиной. Я стояла в центре этого квадрата. Камни были гладкие, как ступени. Я попыталась поднять четыре ближайших камня. При этом обнаружила, что камни были пьедесталами четырех статуй божеств, зарытых в землю головами вниз. Я их выкопала и установила вокруг себя, оставшись в середине между ними. Внезапно они накренились к центру, соприкоснувшись головами так, что словно образовали некую палатку надо мной. Я упала на землю и сказала: «Падайте на меня, если вам нужно. Я устала». Тут я увидела, что снаружи, вокруг четырех божеств, образовался огненный круг. Вскоре я поднялась с земли и опрокинула статуи божеств. Там, где они упали на землю, выросли четыре дерева. После этого из круга пламени вырвались синие огни, начавшие пожирать листву деревьев. Я решила: «Этому надо положить конец, я сама должна войти в огонь, чтобы листва не сгорела» - и вошла в огонь. Деревья исчезли, а огненный круг собрался в одно большое синее пламя, которое подняло меня с земли».
…Активно вмешиваясь в бессознательные процессы, пациентка получает власть над ними благодаря тому, что дает им охватить себя. Так она связывает сознание и бессознательное…»

Здраствуйте, Олег.На такой красивый и сложный вопрос можно ответить на нескольких уровнях.Начнем со специального и соответствующего моим знаниям.

Воображение в астрологии относят ко свойствам Нептуна.Это способность человека впадать в метидативные состояния, испытывать связанные с этим ощущения и влечения.Все уровни мечтательгого, иллюзорного, фальшивого, вдохновенного, возвышенного, циничного, наивного можно отнести к этим энергиям.На самом приземленном уровне в такое состояние вводят простые химические вещества, к примеру алколоиды.Просто опьянение просто и быстро дает эти эффекты.Врослый с помощью этого чувствует себя более уверенно, эмоционально, пропадают сомнения и ограничения.Ребенку же оно позволяет с помощью палки или совочка погрузиться в глубокий воображаемый интересный мир(естественно, безо всякой химии).
Взрослый человек накапливает опыт.Он вольно или невольно видит, что воображение и иллюзии не дают ему ясно видимого социального успеха.В обществе, как правило, ценится здравый ум и трезвый рассчет.А иллюзии помогают увлечь и обмануть.Телевидение и искусство пиара тоже можно частично отнести к нептунианским энергиям.Фильмы, многие книги пытются погрузить зрителя и читателя в воображаемый мир автора, отключить на время от реальности.
В этом и есть один из ключей к практической пользе воображения.Первый и самый простой позволяет «переключать вокруг себя миры», а именно из достаточно предсказуемой реальности уноситься на время в более увлекательную, подчиненную другим правилам.Это дает отдохнуть от стрессов.Второй уровень позволяет говоря современным языком «создавать креатив», а именно из готовых преподносимых жизнью и опытом «кирпичиков», чужих произведений и героев создавать своих собственных.Не только писать книги, писать картины или снимать фильмы… Но даже для написания текста, пересказа сказки или истории, общения с другим человеком очень важно уметь воображать и создавать собственные небольшие «умственные картины», синтезировать и создавать новое.Это позволяет действовать на воображение другого человека, зрителя или собеседника.Преподнести ему информацию, сделать ему интересно.Некоторые пользуются этим для обмана.

Развить воображение помогает «рисование умом», простейшие медитации.Для них желательно присутсивие другого человека, чтеца и ведущего.Он будет под спокойную музыку читать текст, который необходимо представить.На самом простом уровне поможет обычная аудиокнига.Требуется просто закрыв глаза максимально подробно представлять происходящее в произведении.Кто во что одет, кто как выглядит, как герои проявляют эмоции… И так далее.Другой вариант это слушать музыку, которая увлекает.Это важно.Например под классику такого рода достаточно легко представлять картины и эмоции и чувства, которые вложил в музыку автор.

Фантазия несколько не противоречит логике, она ее дополняет.Слишком механистичная и логичная теория не работает, если она не способна увлечь фантазию ее последователей, которые невольно наполняют ее уже своим эмоциональным и чувственным посылом.Даже у самых материалистичных теорий есть свои пылкие последователи.

И еще.Взрослые и зрелые люди, которые полностью пытаются отказаться от своего воображения… Просто разочаровались, неправильно его применяя.Да, вокруг много пиара и обмана.Но отказываясь от всего непроверяемого, что предлагает нам мир мы рискуем «выплеснуть с водой ребенка»… Если не врать самому себе и учиться понимать свое воображаемое и не смешивать его с реальностью, жизнь лишь становится богаче.Удачи вам Олег!

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здраствуйте, Олег.На такой красивый и сложный вопрос можно ответить на нескольких уровнях.Начнем со..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом