Термин убеждение. Убеждение

Описанием причин того, почему нечто столь простое, как убеждение, обладает такой силой, можно было бы заполнить целые тома. Так что эта книга служит только началом. В предыдущем разделе мы описывали убеждение как нечто большее, чем просто вера, не нуждающаяся в фактах. Более того, убежден ие - это не согласие и не компромисс, а нечто выше их. С позиции тех целей, которые ставит перед собой эта книга, давайте определим убеждение как переживание, происходящее и в нашем уме, и в нашем теле. Если уж быть более точным, можно сказать, что убеждение - это приятие того, что мы считаем верным на уровне ума, вкупе с тем, что мы ощущаемым верным на уровне сердца.

Убеждение-код № 13: Убеждение можно определить как уверенность, даваемую приятием того, что мы считаем верным на уровне ума, вкупе с тем, что мы ощущаемым верным на уровне сердца.

Убеждение - это универсальное переживание, которое мы можем понять, разделить и развить до уровня мощного агента изменений. В основании характеристики того, что такое убеждение и как можно использовать свои убеждения в качестве эффективной внутренней технологии, лежат следующие моменты.

* Убеждение - это язык. Но не любой язык. И древние традиции, и современная наука определяют убеждение как ключ к тому самому «веществу», из которого сформирована наша Вселенная. Без всяких слов или внешнего выражения кажущееся беспомощным переживание, определяемое нами как «убеждение», есть тот язык, который соприкасается с квантовым веществом наших тел в нашем же мире. Перед лицом наших глубочайших убеждений известные сегодня ограничения биологии, физики, времени и пространства становятся достоянием прошлого.

* Убеждение - это личное переживание. Все в чем-нибудь да убеждены, и у всех есть убеждения. Но каждый относится к убеждению или переживает его по-разному. В царстве убеждений нет верных или неверных путей, как и нет предписаний, что нам должно, а что не должно. Здесь нет древних секретных поз, которые должно принимать нашетело, и нет священных знаков, которые нужно создавать пальцами рук. Если бы таковые были, то силой убеждений обладали бы лишь немногие - те, кто полностью бы владел своим телом. Убеждение есть нечто большее, нежели мы представляем или мыслим. Оно больше того, об истинности чего вам говорят книги, ритуалы или исследования, проводимые другими людьми. Убеждение - это наше приятие того, чтм мы видели, пережили и знаем о самих себе.

* Убеждение - это персональная сила. Убеждения! таят в себе всю силу, которая нам нужна для прове-1 дения в жизнь выбранных перемен: силу передавать целительные команды своей иммунной системе, ! стволовым клеткам и ДНК; силу положить конец! насилию в наших домах и обществах или даже в це-1 лых географических регионах; силу исцелять свои | глубочайшие душевные раны, наполнять собственную жизнь величайшей радостью и в буквальном смысле создавать повседневную Реальность с большой буквы. В виде убеждений нам дана в дар самая мощная сила во Вселенной - сила изменять свою жизнь, свое тело и свой мир путем выбора.

Чтобы постичь силу убеждений, нам необходимо понять сами убеждения на уровне азов: как именно они формируются и где пребывают внутри нас. Поскольку убеждения тесно связаны с чувствами, они подпадают под их особую категорию, несколько отличающуюся от категории простых чувств, вроде гнева или радости. Когда мы выявим это тонкое, но тем не менее кардинальное различие, то поймем, как можно сменить свои убеждения, если они нам больше без надобности.

Здравствуйте дорогие читатели! Сегодня мы рассматриваем сверх важную для развития и жизни каждого человека тему “Убеждения”. Много писем я получил на свою электронную почту с вопросами о том, как правильно работать со своими убеждениями. Но вначале рассмотрим основные положения: что такое убеждения человека? каково их значение? какие они бывают? Другие вопросы.

Начнём с определений и с понимания значения убеждений.

Что такое Убеждение

Система убеждений – мировоззрение человека, знания записанные в его сознание и подсознание в виде жизненных установок (программ) и представлений (образов). Убеждения (представления о мире, о себе, др.) – информация, которая реализована и представлена в человека в виде мыслительных структур (живых и работающих установок).

Другими словами, убеждения – это знания, превращённые в представления (установки, образы и ощущения), которые являются для человека основной принятия всех его жизненных решений.

По сути, убеждения человека – это стержень его , то, во что человек верит по отношению к себе самому, по отношению к окружающему миру и к своей судьбе, то, на что он опирается по жизни, что определяет все его решения, действия и результаты по судьбе.

Сильные позитивные убеждения дают человеку сильный стержень, делая его успешным, эффективным, т.д. Слабые, неадекватные убеждения делают стержень гнилым, а человека, соответственно, слабым и немощным.

Основополагающие направления, по которым нужно формировать свои позитивные убеждения! Какие убеждения составляют ваш Стержень:

Более простым языком, убеждения – это ответы на основные жизненные вопросы, которые и составляют мировоззрение человека.

  1. Отношение к окружающему миру: мир он какой? плохой, ужасный, опасный? или, мир он разный и в нём есть всё, но он прекрасный, и он даёт человеку тысячи возможностей для познания, счастья и успеха? и каждый, раньше или позже, получает по заслугам, или Добра и Зла – нет и любое зло может сойти с рук?
  2. Восприятие себя, отношение к себе: ответы на вопросы – кто я и для чего я живу? я животное, просто тело, которым управляют инстинкты? или я божественная, светлая и сильная по своей природе Душа с огромным потенциалом?
  3. Отношение к своей жизни и судьбе: я рождён, чтобы страдать, быть козлом отпущения и от меня ничего не зависит? или я родился для великих целей и свершений, и всё зависит от моего выбора и я смогу достичь всего, что душа пожелает?
  4. Отношение к другим людям: они все гады, желают мне зла, и моя задача ударить первым? или все люди разные, есть достойные, есть негодяи, и я сам выбираю с кем общаться и связывать свою судьбу, а кого вообще не стоит к себе подпускать?
  5. Отношение к обществу: общество – это грязь, загнивание, и в нём нет ничего хорошего, поэтому – “ненавижу”? или, в обществе во все времена было, как много хорошего, так и плохого, и моя цель приумножать , Благо, делая общество более достойным и совершенным?
  6. Другие.

Из таких ответов и соответствующих обоснований выстраивается не только мировоззрение человека. Такие убеждения являются основой всех личных качеств человека и его принципов: что и определяет – он лживый или честный, ответственный или безответственный, смелый или трусливый, сильный духом и волей или бесхребетный и слабый, т.д. В се качества и жизненные принципы человека строятся на фундаментальных убеждениях (представлениях и установках).

В сознании эти убеждения так и записаны, в виде прямых программ, ответов на вопросы:

  • “Я – достойный, сильный, я всё смогу” или “я – ничтожество, чмо бесхребетное и ни на что не способное”.
  • “Я – бренное и больное тело, жующий организм” или “я – бессмертная Душа в физическом теле, и во мне заложен безграничный потенциал”.
  • “Мир – ужасен, жесток и несправедлив” или “мир – прекрасен и удивителен, и в нём есть всё для роста, счастья и успеха”.
  • “Жизнь – это сплошное наказание, это боль и страдания” или “жизнь – это дар Судьбы, уникальная возможность для развития, созидания и борьбы”.

Такие убеждения можно назвать основополагающими или стержневыми.

Вы можете сами проверить, какие установки по этим вопросам записаны в вашем подсознании, позитивные или негативные, сильные или слабенькие:

Для этого просто произнесите про себя или в слух начало установки, например: “мир это…” и слушайте себя, своё подсознание, какие мысли последуют за началом фразы. Какое определение миру даст ваше подсознание? Выпишите все ответы, которые родятся у вас внутри. И, если вы были искренние перед самим собой, вы увидите фронт предстоящей работы – сколько хорошего, а сколько негатива, и над чем нужно будет поработать.

Сознательные и подсознательные убеждения

Сознательные убеждения – те, которые живут (записаны) в голове человека (в интеллекте). Подсознательные убеждения – те, которые реализованы в жизни человека, и работают на уровне его качеств, эмоций, реакций и привычек. На много сложнее менять подсознательные убеждения. Но именно они и определяют практически всё, на 90%, что происходит в жизни человека и его судьбе.

Как это работает? Вы наверное встречали людей, которые сознательно всё знают и понимаю – как правильно жить, во что правильно верить, что нужно делать, чтобы быть счастливым, успешным, радостным, сильным, богатым, добрым, смелым и т.д. И они отлично и складно обо всё рассказывают, если их спросить. Но в своей жизни они ничего на деле реализовать не могут, оставаясь внешне бедными, внутри несчастными и слабенькими.

Почему так происходит? Потому что, в голове у таких людей записаны одни убеждения, а в подсознании реализованы совершенно другие, часто противоположные. Например , человек прекрасно понимает, что смелым быть хорошо, знает что такое смелость и говорит “да, я так хочу”, но в его подсознании живут убеждения и страха, и эти страхи его делают слабым, ненадёжным и трусливым по жизни. Так рождается множество противоречий в человеке между его и . И пока человек не поменяет свои подсознательные убеждения, пока не уберёт негативные установки и не сформирует позитивные, в жизни его и в нём самом качественно ничего не поменяется, он так и будет славить смелость и мужество, оставаясь при этом трусом и слабаком.

Или , человек знает и понимает, что обманывать не хорошо, что ни к чему хорошему враньё не ведёт, но сам по жизни всё время лжёт и прослыл лжецом. Часто бывает так, что люди с такой пагубной привычкой просто ничего не могут с собой поделать, потому что убеждения, лежащие в основе их лживости, реализованы в подсознании на уровне привычек и реакций: как говориться “сначала соврал, а только потом понял, что наговорил”.

То же касается и всех остальных качеств, убеждений, привычек. Например , такое качества, как . Ответственность – это способность человека держать данное им слово перед другими людьми и перед самим собой, принцип “сказано – сделано”. И в голове он знает что такое ответственность, и очень даже хочет быть ответственным, хочет сдержать слово, но в его подсознании записано много установок подпитывающих его : “сегодня неохота, завтра сделаю”, “та ничего страшного не случиться, если опоздаю на денёк”, “скажу, что форс мажор случился”, и другие оправдания, почему не обязательно держать данное слово.

С эмоциями дело обстоит так же. В основе эмоций тоже лежат ни что иное, как подсознательные убеждения человека. Позитивные убеждения рождают и ощущения (теплота, добродушие, радость, др.), негативные убеждения – (раздражение, гнев, обиды, т.д.).

Так, в основе эмоции “обида” лежат подсознательные убеждения её подпитывающие, обосновывающие, оправдывающие. Например объясняющие – почему другой человек такой негодяй, как он был не прав по отношению к вам, и почему вы такой весь невинный и несправедливо страдающий. Чтобы убрать негативную эмоцию и заменить её на позитивную – нужно определить те установки, которые лежат в её основе (в основе обиды) , и заменить их на позитивные установки, которые являются основной прощения и добродушия . Это называется перепрограммированием своего подсознания.

Позитивные и негативные убеждения

Позитивные или адекватные убеждения – представления (знания) и установки соответствующие Духовным Законам (Идеалам ). Такие представления дают человеку максимальные радость (состояние счастья), силу (уверенность, энергию), успех (эффективность, положительные результаты) и позитивные последствия по судьбе (благодарность и любовь других людей, награды духовные и материальные, рост светлых чувств, благоприятные возможности по судьбе, др.).

Позитивные убеждения – сильные, полные и адекватные ответы на самые важные жизненные вопросы. Ответы, которые дают Душе радость и прилив позитивных сил, снимают ограничения, страдания, боль, максимально раскрывают заложенный в ней потенциал.

Негативные убеждения – заблуждения, неадекватные представления и установки не соответствующие Духовным Законам. Неадекватные представления – ведут к потере радости в сердце (к боли и страданиям), к утрате сил (к слабости, к потере энергии), к неудачам, к негативным эмоциям и ощущениям, а в итоге, к разрушению судьбы (крах целей, страдания, болезни, смерть).

Негативные убеждения, неадекватные представления – всегда ведут к таким же неадекватным решениям и ошибочным действиям, которые в свою очередь приводят к негативным результатам и последствиям: украл – сел в тюрьму, соврал – потерял доверие и отношения, и т.д.

  • Если человек живёт в негативе – в его жизненных убеждениях много ошибок.
  • Если делает, старается, а результатов нет – в убеждениях есть ошибки.
  • Если страдает много – это результат ошибок в подсознательных убеждениях.
  • Постоянно болеет, испытывает боль – ошибки в убеждениях, причём в больших объёмах.
  • Если из нищеты выбраться не может – ошибки в убеждениях в сфере денег.
  • Если одинок и отношений никаких нет – ошибки убеждений во взаимоотношениях.
  • И т.д.

Что с этим делать? Работать над собой! Как? Подробнее читайте в следующих статьях:

С целью научиться работать со своими убеждениями вы можете обратиться к Духовному Наставнику. Для этого – .

Успехов Вам и постоянного роста Позитива!

Представляет собой применяемый в психотерапии метод психологического воздействия на сознание пациента посредством изменения его прежних суждений. У. составляет основу рациональной психотерапии. Коррекция неадекватного восприятия болезни осуществляется преимущественно с помощью У. Психотерапевт в соответствии с поставленной задачей производит отбор фактов и их логическое упорядочивание, с тем чтобы подвести пациента к нужным выводам. В беседе с больным он рассматривает и тщательно анализирует все объективные и субъективные данные, раскрывая пациенту действие механизмов возникновения и развития расстройств. Вслед за этим психотерапевт переходит к У., добиваясь изменения отношения пациента к болезни и лечению.

В рациональной психотерапии Дежерина (Dejerine J.), в отличие от Дюбуа (Dubois P.), У. основано в большей мере на эмоциональном, чем на интеллектуальном воздействии. В его психотерапии рассуждения приобретают действенную силу, если сопровождаются эмоциональным влиянием. Логические доказательства врач предлагает пациенту для обдумывания, переживания и принятия.

Невозможно отделить от У. суггестивный элемент, связанный с авторитетной личностью врача и влияющий на эффективность У. В. М. Бехтерев (1911), описывая метод "лечения перевоспитанием", считал полезным сочетание У. и внушения, особенно для больных со слабо развитой критикой, в частности для детей, с целью укрепления воли и формирования новых ассоциаций. Он подчеркивал важность привития больному с помощью У. более высоких нравственных взглядов для укрепления "Я" пациента или переориентации на другие цели и виды деятельности.

Моральное У. является в той или иной степени составной частью любой формы психотерапии, даже если психотерапевтом оно не декларируется и не осознается. Психотерапевт сознательно или невольно обучает пациента конструктивному образу жизни, т. е. убеждает его принять личную ответственность за собственные поступки и активную роль в управлении своей жизнью, и в целом передает ему свою философию зрелого, независимого и ответственного человека.

Переубеждение (персуазия) - процесс замены (изменения, переделки, трансформации) ранее сформированного убеждения новым под влиянием дополнительной или разъясняющей информации, полученной из разных источников и в различных ситуациях. Переубеждение в психотерапии имеет целью последовательное и направленное формирование убеждений, изменяющих в терапевтическом направлении представления пациента о механизмах его заболевания, его лечении и прогнозе.

Следует отметить, что хотя У. как метод преимущественно рациональной психотерапии приводит к расширению информационной стороны сознания, к укреплению некоторых личностных установок или коррекции ошибочных взглядов, но он недостаточно эффективен при решении задач изменения личности, реконструкции нарушенных ее отношений, послуживших источником патологических расстройств.

См. также Рациональная психотерапия, Сократовский диалог.

УБЕЖДЕНИЕ

1. Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать согласно своим ориентациям ценностным. Представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивацией. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов-политических, философских, эстетических, естественнонаучных и прочих, - совокупность убеждений выступает как мировоззрение.

О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека с серьезными препятствиями.

2. Используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Метод убеждений - основной в полемике научной и в педагогии.

УБЕЖДЕНИЕ

Процесс побуждения человека принять определенный набор ценностей, верований или отношений. Исследования этого процесса были перспективными и включали ряд факторов, как рациональных, так и нерациональных. Например, см. когнитивный диссонанс, достоверность, убеждающая коммуникация.

Убеждение

использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения - логическая аргументация фактов.

Убеждение

способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, соотносящихся по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов, к определенной трансформации мировоззрения, а значит и мотивационной основы поведения. В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. У. эффективно в том случае, когда содержание и взаимное расположение аргументов соответствует основным принципам ораторского искусства: учтены места наиболее ярких примеров, соотношение аргументов "за" и "против", эмоциональный фон ассоциаций, возникающих при произнесении ключевых слов и т.п. Успешность У. зависит от интеллектуального уровня объекта У. и его флексибельности. Люди с гибким мышлением легче усваивают чужие аргументы, интегрируя их в систему своих знаний. Наиболее легко также поддаются убеждению индивиды, имеющие заниженную самооценку и преимущественно ориентированные на адаптацию к социальной среде, а не на индивидуализацию в ней. Труднее всего поддаются У. те, кто враждебен по отношению к другим и стремится прежде всего доминировать над окружающими. Систематическая разработка приемов У. (наряду с приемами целенаправленной дезориентации) была начата философами Древней Греции и привела к формированию основ риторики, формальной логики и математике как науке о доказательстве. И.Г. Дубов

УБЕЖДЕНИЕ

способ вербального влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению нoвых сведений в сложившуюся систему взглядов и У., к определенной трансформации мировоззрения, a значит, и мoтивационной основы поведения. В отличие от внушения, У. оcновано на осмысленном принятии человеком каких-л. свeдeний или идей, на их анализе и оценке. При этом зaключeние м. б. сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и opaтopских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод У. считается основным в наyчной полемике и в процессах воспитания. У. является одним из важных способов воздействия оппонентов друг на друга в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Аргументированное У., достигшее цели, может предотвратить конфликт. Еще большую роль играет У. в деятельности конфликтолога, занимающегося урегулированием конфликта. Овладение навыками У. – профессионально важное качество конфликтолога.

Что же такое убеждение? Мы часто говорим о явлениях, не имея четкого представления о том, что они собой представляют. Большинство людей считают убеждение чувством уверенности относительно чего бы то ни было. Если вы говорите, что считаете себя разумным человеком, то это все равно, как если бы вы сказали: "Я чувствую уверенность в том, что я разумный человек". Это чувство уверенности позволяет вам задействовать внутренние ресурсы, которые дают возможность достигнуть желаемых результатов внутри нас есть ответы фактически на все - или, по крайней мере, мы имеем доступ к необходимым ответам через других. Нечасто недостаточная убежденность, недостаточная уверенность вызывает у нас неспособность использовать все имеющиеся у нас способности.

Простой способ понять, что такое убеждение, - это оценить его основной строительный материал - мысли. Вы можете иметь множество мыслей, но по-настоящему не верить в них. Возьмем, к примеру, мысль о том, что вы сексуальны. Остановитесь на минутку и скажите себе: "Я красивая женщина". Теперь эта мысль, или убеждение, перейдет в уверенность, которую вы будете чувствовать, произнося эту фразу. Если вы подумаете: "Да, но на самом деле я не некрасива", то, по существу, это будет означать: "Я не чувствую уверенности в том, что я красива".

Преобразование мысли в убеждение

Как преобразовать мысль в убеждение? Позвольте мне предложить вам простую метафору для описания этого процесса. Если представить мысль в виде крышки стола без ножек, то у вас будет определенное представление о том, почему та или иная мысль не воспринимается с такой же уверенностью, как любое убеждение. Не имея ножек, крышка стола не сможет стоять сама по себе. С другой стороны, убеждение имеет "ножки". Если вы действительно считаете, что вы красивы, то откуда вы знаете об этом? Разве не правда, что у вас есть кое-какие подтверждения этой мысли - некоторый жизненный опыт, поддерживающий ее? Это и есть те "ножки" , которые делают вашу крышку стола устойчивой, которые делают ваше убеждение уверенностью.

Каков же имеющийся у вас подтверждающий опыт? Возможно, кто-то из знакомых говорил вам о том, что вы красивы . Или, глядя на себя в зеркало и сравнивая отражение своего лица с лицом тех, кого другие люди считают красивыми, вы говорите: "Хм, я похожа на них!" Или, скажем, прохожие на улице оглядываются на вас и подают знак рукой. Все это ничего не значит до тех пор, пока вы не соберете все вместе в одну мысль, что вы красивы. Когда вы сделаете это, "ножки" дадут вам почувствовать уверенность относительно данной мысли и заставят вас поверить в это. Ваша мысль обретет уверенность и станет убеждением.

Как только вы постигнете смысл этой метафоры, вы начнете понимать, как формируются ваши убеждения и как можно их изменить. Во-первых, важно заметить, что мы можем вырабатывать убеждения относительно чего угодно, если только найдем достаточно "ножек" -достаточно подтверждающих событий , - чтобы их построить. Подумайте об этом. Возможно, что у вас достаточно жизненного опыта или вы знаете таких людей, которые прошли через такие же тяжелые испытания, что и вы, на основании чего, при желании, вы легко могли бы выработать убеждение о том, что люди нравственно испорчены и, стоит им дать хотя бы малейший повод, они тут же вас обманут. Возможно, вы не хотите в это верить - мы уже обсуждали, что это убеждение подействовало бы расслабляюще, - но разве у вас не было случаев, которые могли бы подтвердить эту мысль и заставить вас почувствовать уверенность в этом, если бы вы только захотели? Разве не правда также, что в вашей жизни есть случаи - подтверждения,- укрепляющие мысль, что если вы действительно заботитесь о людях и хорошо относитесь к ним, то они в самом деле хорошие и, в свою очередь, захотят вам помочь?

Вопрос в том, какое из этих убеждений является истинным? Ответ гласит: неважно, какое является истинным. Важно, какое является наиболее вдохновляющим.

Все мы можем найти кого-нибудь, кто поддержит наши убеждения и заставит нас почувствовать себя более уверенно относительно того или иного явления. Вот таким образом можно наблюдать способность человека давать рациональное объяснение. Ключевой вопрос, опять-таки, в том, является ли это убеждение в повседневной жизни вдохновляющим или расслабляющим, поднимающим или принижающим. Поэтому, каковы возможные источники подтверждений в нашей жизни? Конечно, мы можем извлечь их из нашего личного опыта. Иногда мы собираем подтверждения с помощью информации, которую получаем от других людей или из книг, кассет, кинофильмов и так далее. А иногда мы формируем подтверждения исключительно на основе нашего воображения. Эмоциональная сила, которая проявляется в нас относительно любого из этих подтверждений, будет определенно влиять на прочность и толщину "ножек".

Самые крепкие и прочные "ножки" формируются путем личного опыта, с которым связано много эмоций, так как это был либо болезненный, либо приятный опыт . Другим фактором является количество имеющихся подтверждений - ясно, что чем больше подтверждающих мысль событий, тем сильнее будет ваше убеждение в этом.

Должны ли ваши подтверждения быть точными для того, чтобы вам хотелось их использовать? Нет, они могут быть реальными или воображаемыми, точными или неточными - даже наш личный опыт непоколебим настолько, насколько мы это ощущаем.

Так как люди способны к такому разрушению и изменению, то количество и качество поддерживающих "ножек", которые можно использовать для монтажа наших убеждений, фактически не ограничено. Суть этого состоит в том, что, независимо от того, откуда происходят наши подтверждения, мы начинаем принимать их как реальные, и поэтому больше не возникает никаких сомнений. Это может иметь очень существенные позитивные последствия. Короче говоря, мы обладаем способностью использовать воображаемые подтверждения, которые толкают нас в направлении осуществления нашей мечты. Люди могут преуспеть, если представят что-нибудь достаточно ярко и с такой же легкостью, как если бы это было на самом деле. Это происходит потому, что наш мозг не видит разницы между тем, что мы отчетливо воображаем, и тем, что испытываем в действительности . При достаточной эмоциональной интенсивности и повторении наша нервная система даст реакцию на то или иное воображаемое явление как на нечто реальное, даже если этого еще не случилось.

Каждый выдающийся руководитель, у которого я брал интервью, обладал способностью вызвать в себе чувство уверенности и преуспеть в том, чего он никогда не мог достигнуть раньше. Он мог создать подтверждения там, где не существовало подтверждений, и достичь того, что казалось невозможным.


"Побуждение становится для меня истиной... которая позволяет мне наилучшим образом использовать мою силу и предоставляет наилучшее средство для приведения в действие всех моих способностей"
. АНДРЕ ЖИД

Ограничивающие убеждения

Как часто люди вырабатывают в себе ограничивающие убеждения относительно того, кто они и на что способны? Из-за того, что они не преуспели в прошлом, они приобретают уверенность, что не способны преуспеть и в будущем. В результате, боясь огорчений, они стараются все время сосредоточиваться на том, чтобы быть "реалистами". Большинство людей, которые постоянно говорят: "Давайте будем реалистами", на самом деле просто живут в страхе, смертельно боясь опять разочароваться. В силу этого страха они вырабатывают в себе убеждения, заставляющие их колебаться, не выкладываться полностью - а вследствие этого получают ограниченные результаты.

Великие лидеры редко бывают "реалистами" . Они умны, точны, но далеко не реалисты по общепринятым меркам. И то, что считает реалистичным один человек, в корне отличается от того, что считает реалистичным другой, - ведь все это основано на их личных подтверждениях. Ганди верил, что может добиться независимости для Индии, не применяя насильственных методов в отношении Великобритании, -это было нечто такое, чего никогда не делалось прежде. Он не был реалистом, но, безусловно, доказал справедливость своего решения. А что реалистичного в представлении человека, верившего в то, что он может дать счастье человечеству, построив сказочный парк посреди апельсиновой рощи и приглашая людей не только прогуляться там, но и войти с ним в пай. В то время такого парка не было нигде в мире. Тем не менее, Уолт Дисней обладал чувством уверенности, а его оптимизм преодолел все обстоятельства.

Если вы собираетесь сделать в жизни ошибку, то ошибитесь в сторону переоценки ваших возможностей (разумеется, настолько, чтобы это не угрожало вашей жизни). Между прочим, это трудно сделать, так как человеческие способности намного больше, чем мы предполагаем. В сущности, многие исследования опирались на разницу между людьми, подверженными депрессии, и людьми необычайно оптимистичными. После попыток освоить новый навык пессимисты всегда более точны в оценке своих действий, в то время как оптимисты воспринимают свои поступки как нечто гораздо более эффективное, чем это есть на самом деле. Тем не менее, эта нереалистическая оценка собственной работоспособности и является секретом их будущего успеха. Оптимисты в конце концов заканчивают тем, что овладевают необходимым навыком, в то время как пессимисты терпят неудачу. Почему? Оптимисты - это те, кто, несмотря на отсутствие подтверждений успеха, или даже подтверждений неудачи, игнорируют подтверждения, не прибегая к таким выводам, как: "Я неудачник" или "Я не добьюсь успеха". Вместо этого оптимисты создают подтверждения с помощью веры, призывая на помощь все свое воображение, представляя себя совершающими нечто особенное и сулящее непременный успех. Это та особая способность, та уникальная сосредоточенность, которая позволяет им упорствовать до тех пор, пока они в конце концов не добьются того, что поднимет их на вершину успеха.

Причиной же того, что большинство людей не могут добиться успеха, является то, что у них недостаточно подтверждений прошлых успехов. Но оптимисты пользуются такими убеждениями: "Прошлое не может служить примером для будущего" . Все выдающиеся лидеры, все люди, добившиеся успеха в той или иной области, знают, что такое сила упорного следования цели, даже если отдельные детали этого процесса все еще недостижимы. Если вы выработаете чувство абсолютной уверенности в том, что обладаете твердыми убеждениями, то сможете заставить себя в конечном счете достичь

Глобальные убеждения

Глобальные убеждения - это твердые убеждения относительно всего, что есть в нашей жизни: нашей индивидуальности, людей, работы, времени, денег и самой жизни. В этих крупных обобщениях обычно используются глаголы есть (является): "Жизнь есть...", "Люди являются представителями..." и т.д. Нетрудно представить, что убеждения этого масштаба могут сформировать и придать соответствующую окраску любому аспекту нашей жизни. Иногда, произведя лишь одно изменение в ограничивающем глобальном убеждении, вы можете изменить каждый аспект своей жизни в один момент! Помните: укоренившись, убеждения становятся неоспоримыми командами, посылаемыми в нашу нервную систему, они обладают силой расширить или разрушить возможности нашего настоящего или будущего.

Наши убеждения способны в один момент сделать нас больными или здоровыми ведь документально подтверждено, что убеждения воздействуют на нашу иммунную систему . И что гораздо важнее, убеждения могут либо дать нам команду предпринять решительное действие, либо ослабить и разрушить наше побуждение. Вот и в данный момент убеждения формируются в соответствии с вашей реакцией на только что прочитанное и на то, как вы собираетесь использовать знания, почерпнутые из этой книги . Иногда у нас вырабатываются убеждения, создающие ограничения или, наоборот, стимулирующие к действию в очень узком, конкретном контексте: например, как мы оцениваем свои способности к пению и танцам, починке автомобиля или умению производить вычисления. Другие убеждения носят общий характер и могут доминировать фактически в каждом аспекте нашей жизни, положительно или отрицательно.

Интерпретирование неудач

Одной из величайших проблем в жизни любого человека является умение верно интерпретировать "неудачи" . То, как мы справляемся с нашими жизненными "поражениями" и правильно ли устанавливаем причину их возникновения, и будет формировать нашу судьбу. Нам необходимо помнить, что то, как мы справляемся с напастями и проблемами, будет формировать нашу жизнь в большей степени, чем что-либо другое. Иногда у нас так много подтверждений для страданий и неудач, что мы начинаем строить на них убеждение: что бы мы ни делали, лучше не станет. Некоторые люди начинают сознавать бессмысленность всяких попыток, собственную беспомощность или бесполезность; у них появляется уверенность в том, что любые предпринятые ими шаги все равно ни к чему не приведут. Вот ряд убеждений, которым никогда не следует давать волю, если вы хотите преуспеть и чего-то добиться в жизни. Эти убеждения удерживают нас от проявления личной силы и разрушают нашу способность действовать. В психологии есть название этой разрушительной мысленной установке - приобретенная беспомощность. Когда люди терпят в каком-то деле неудачу - вы бы удивились, что у некоторых людей это бывает крайне редко, - они считают все свои усилия бесплодными и в них укореняется постоянный упадок духа -приобретенная беспомощность.

Приобретенная беспомощность

Доктор Мартин Селигман из Пенсильванского университета провел интенсивное исследование на тему "Что создает приобретенную беспомощность". В своей книге "Приобретенный оптимум" он приводит три конкретных модели убеждений, которые вызывают у нас чувство беспомощности и могут разрушить в конечном счете любой аспект нашей жизни. Он назвал эти три категории перманентными, искаженными и личностными.

Многие из выдающихся деятелей в нашей стране преуспели, несмотря на навалившиеся на них гигантские проблемы и препятствия. Разница между ними и теми, кто отступил в борьбе, заключается в их убеждениях относительно перманентности или отсутствия у них проблем. Выдающиеся руководители редко, если не сказать никогда, не смотрят на проблему как на нечто перманентное, в то время как неудачники даже самую незначительную проблему воспринимают как перманентную. Если вы выработали убеждение, что ничего не можете сделать, "чтобы хоть что-то изменить", просто потому, что никакие усилия до сих пор не могли этого раньше, то в вашу систему начинает проникать губительный яд. Восемь лет назад, когда я стремительно катился вниз и впал в отчаяние от сознания, что мои обстоятельства никогда не изменятся, я считал свои проблемы перманентными. Это было что-то очень близкое к эмоциональной смерти- чувство, которое я никогда прежде не испытывал. Я связывал так много страданий с этим убеждением, что оказался способным его разрушить и никогда больше не потворствовать ему. Вы должны сделать то же самое. Если вы узнаете, что кто-нибудь из ваших близких или вы сами поддались убеждению, что та или иная проблема перманентна, то самое время хорошенько его или себя встряхнуть. Что бы ни происходило в вашей жизни, вы должны научиться верить, что "и это тоже пройдет" и что если вы проявите упорство, то найдете выход.

Вторым различием между победителями и неудачниками, между оптимистами и пессимистами являются их убеждения-искажения, когда проблемы кажутся всеобъемлющими . Преуспевающий человек никогда не смотрит на проблему как на что-то всеобъемлющее, то есть что одна какая-то проблема управляет всей его жизнью. Он всегда смотрит на нее так: "Ну что ж, это всего лишь связано с моей привычкой много есть".

Он никогда не скажет: "Да, это проблема. Из-за моего постоянного переедания рушится вся моя жизнь". И наоборот, у пессимистов - тех, кто привык поддаваться чувству беспомощности, - вырабатывается убеждение, что раз их "прижало" в одной какой-то области, то весь мир для них стал с овчинку! Они считают, например, что так как у них проблемы с финансами, то вся их жизнь теперь разрушена. они не смогут воспитать детей, их брак развалится и т.д. Вслед за тем, обобщая, они приходят к выводу, что все вышло у них из-под контроля и начинают чувствовать себя совершенно беспомощными. А представьте совместное действие перманентности и искажения! Ответом на оба этих фактора было бы стремление найти что-то такое в жизни, что вы могли бы взять под контроль и начать действовать в этом направлении Как только вы начнете предпринимать какие-то шаги, некоторые из ограничивающих убеждений сразу исчезнут.


И последнюю, третью категорию убеждений, которую Селигман называет "личностной"
, я отношу к проблемам личного характера Если мы смотрим на неудачу не как на вызов, требующий изменить наш подход, а, скорее, как на проблему с нами самими, как на личный дефект, то сразу почувствуем, что она овладевает нами В конце концов, как вы можете изменить всю свою жизнь. Не окажется ли это гораздо труднее, чем просто изменить свои действия в конкретной области Посмотрите, нет ли у вас подобного убеждения личного характера. Как вы можете заставить себя воодушевиться, постоянно занимаясь самобичеванием.

Поддерживание этих ограничивающих убеждений равноценно систематическому потреблению небольших доз мышьяка, что через какое-то время приводит к фатальному исходу И хотя в данном случае нам не грозит неминуемая смерть, мы начинаем эмоционально умирать с того момента, как приняли то или иное пагубно действующее убеждение. Поэтому необходимо избегать их во что бы то ни стало. Помните: пока вы верите во что-то, ваш мозг работает на автопилоте, отфильтровывая любую поступающую из внешней среды информацию и выискивая подтверждения, чтобы оценить ваше убеждение, независимо от того, какое оно.
"Не что иное, как разум, делает добро из зла, определяет несчастье или счастье, богатство или бедность".
ЭДМУНД СПЕНСЕР

Как изменить убеждения

Теоретические понятия «убеждения»

Анализ определения понятия «убеждения»

Общество -- это единый организм, составляющие которого тесно взаимосвязаны. Иными словами, человек является неотделимой частицей общества, в то время как нить, связующая всех людей, - это общение. В процессе общения происходит тесная взаимосвязь между людьми, устанавливаются контакты, передается информация, происходит развитие личности. Общаясь, люди выражают свои эмоции, впечатления, рассуждения. Более того, в процессе общения формируется взаимное отношение собеседников друг к другу. В наше время также ни для кого не секрет, что при помощи общения, построенного определенным образом, можно влиять на собеседника, в том числе и убеждать его в правильности взглядов.

Убеждение -- это метод воздействия на людей, обращенный к их собственному критическому восприятию, это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-либо проступка.

Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющие своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.

Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения:

  • 1. Убеждение - это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю .
  • 2. Убеждение - это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств .
  • 3. Убеждение - это побуждение человека к определенной деятельности . Убеждать -- это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленной организацией социальной сферы .
  • 4. Убеждение - личностное образование, представляющее отношение человека к действительности и характеризующееся единством когнитивного и потребно-личностного компонента. . Качества убеждения зависят от способа усвоения определённых знаний, мнений оценок.
  • 5. Убеждение - это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить существующие взгляды, установки, позиции, отношения и оценки либо разделить мысли или представления говорящего .

Убеждение - основной, наиболее универсальный метод руководства и воспитания . Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на обращении к рациональной стороне сознания. Предполагается, что убеждаемый должен осуществить сознательный выбор путей и средств достижения цели, т.е. чтобы убедить, надо привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы.

Убедить кого-либо в чем-либо - значит добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логичных рассуждений и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет готов защищать ее или действовать в соответствии с ней .

Основными средствами убеждения выступают графический знак, образ, тембр речи, жест, мимика, эмоционально-волевые состояния, ритм речи и действий, свет и цвет наглядного средства, результаты труда, статус и авторитет убеждающего. Следует добавить, что не все люди в равной степени обладают готовностью принять точку зрения воздействующего лица. Чаще всего воспринимается лишь та информация, которая согласуется с имеющимися установками .

По мнению Майерса , существует два способа убеждения: прямой и косвенный.

Прямой способ убеждения - это убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает всё внимание на благоприятных аргументах .

Косвенный способ убеждения - это убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, например: привлекательность автора .

Прямой способ убеждения имеет место, когда люди от природы склонны анализировать происходящее или заинтересованы в предлагаемой теме. Если тема не привлекает устойчивого внимания аудитории, убеждение может осуществляться посредством косвенного способа, когда люди используют случайные признаки или эвристику для поспешных выводов . Убеждение, осуществляемое прямым способом, является более аналитическим и менее поверхностным, оно более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение .

Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия. Это информирование, разъяснение, доказательство и опровержение .

Информирование - это сообщение, во имя чего личность должна действовать. Для того чтобы побудить личность к деятельности, требуется целый спектр побудительных воздействий . Это связано с тем, что субъект воздействия, прежде чем действовать, хочет убедиться, что надо делать и сумеет ли он это делать. Никто не начнет действовать, если считает, что действовать, либо не стоит, либо невозможно. Психолог Т. Томашевский вывел вышеизложенную зависимость и выразил её следующей формулой:

по которой решение, приводящее к действию, является функцией (f) ценности цели (У) и вероятности ее реализации (р) " . Между оценкой ценности цели и оценкой вероятности ее реализации существует отношение псевдопроизведения (если один элемент приближается к нулю, тогда и все произведения" приближается к нулю, несмотря на величину другого элемента).

В формуле Томашевского отражена очень важная для руководителя мысль: чтобы побудить работника к нужной деятельности, следует информировать его о ценности цели и вероятности ее достижения, т. е. убедить его в целесообразности действий .

Ярким примером в этом плане является работа с людьми по стимулированию их на внедрение новой технологии и новой техники. Следует подчеркнуть, что все известные нам нововведения по степени принятия их людьми можно разделить на две группы:

  • а) нововведения, имеющие отношение исключительно к технической (технологической) стороне производства;
  • б) нововведения, связанные с социальными аспектами производства.

Первая группа нововведений - это, например, совершенствование какого-либо технического устройства, облегчающего труд работника.

В начале 2000 годов на многих предприятиях появилась проблема, связанная с компьютеризацией. Она заключается в том, что это техническое устройство значительно облегчит труд работника, при условии, что сотрудник владеет навыками работы с этой машиной. Зачастую специалисты в своём деле и большим опытом работы сталкивались с тем, что они беспомощны перед компьютером. Сотрудники обычно с негативизмом ждали такого нововведения, это связано было боязнью нового, ригидностью. Важно в таких случаях информировать персонал о пользе всякого нововведения, отправлять работников на курсы по овладению необходимыми навыками. Необходима работа с информацией для руководителя, как и по каким каналам, она поступает к подчинённым.

Вторая группа нововведений обычно также внедряется не гладко. Дело здесь заключается в том, что такое нововведение ломает устоявшиеся стереотипы поведения персонала .

Информирование о результатах работы - ознакомление с результатами деятельности оказывает стимулирующее воздействие на сотрудников. Рядом исследователей доказывается, что информирование исполнителя способно повысить результаты труда на 12 - 15% .

Речь идет об информации, как об успехах, так и о неудачах. В то же время отсутствие какой-либо информации приводит к снижению результатов, напряженности, конфликту . Кроме того, информирование способствует налаживанию благоприятных деловых отношений "по вертикали", улучшает взаимопонимание, облегчает процесс воздействия в целом. Хорошо организованное обсуждение результатов работы способствует мотивации подчиненных, а также необходимо для ощущения ими собственной значимости и внесения тех или иных изменений в их поведение . Сила цифры иногда оказывается более действенной, чем убеждения и наказания .

Информирование о результатах деятельности будет действенно при условии, что до этого произведена объективная оценка работы сотрудников на основе выделенных и согласованных критериев . Желательно, чтобы для молодого сотрудника их было немного (два-три). В дальнейшем можно включать в набор оценок результатов работы другие критерии, например коммуникабельность, обязательность, дисциплинированность, взаимодействие и т.п. Обсуждение результатов работы должно проводиться регулярно: один раз в квартал и по истечении года . В условиях дефицита количественных показателей деятельности подчиненных наибольшую трудность для руководителя будет представлять преодоление "эффекта ореола", т.е. позитивной оценочной пристрастности при благоприятном отношении к сотруднику и гипертрофированном внимании к недостаткам при антипатии .

Следующий вид убеждающего воздействия, который занимает не менее важное место, чем информирование - это разъяснение . Сама должность обязывает руководителя производства разъяснять многие насущные вопросы. Можно выделить наиболее типичные виды разъяснения: а) инструктивное; б) повествующее; в) рассуждающее .

Инструктивное разъяснение - это схематическое раскладывание деятельности подчиненных, побуждаемых к усвоению инструкции . При таком разъяснении мышление подчинённого не загружается, а задействуется память. Следует заметить, что такой прием не очень нравится творческим натурам или лицам с художественными наклонностями. У тех же, кто привык к строгим, можно сказать алгоритмическим, правилам и указаниям, инструктирование не порождает противодействия .

Повествующее разъяснение - это своеобразный рассказ нацелен на изложение фактов в виде живого повествования, которое последовательно приводит к вполне определенным выводам . Во многих случаях такой вид разъяснений привычнее (знаком еще со школьной скамьи) и потому предпочтительнее. Но его использование обязывает руководителей производства тренироваться в компоновке материала сообщения, в постановке голоса, мимики и жестов .

Рассуждающего разъяснения - это разъяснение с полемикой, активизирует мыслительную деятельность, побуждает внимательнее отнестись к предлагаемым конкретным выводам . Приёмы рассуждающего разъяснения важны для руководителей, общающихся с творческими, инициативными людьми, которые жаждут активного участия общения .

Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что руководитель ставит перед собеседником вопросы "за" и "против", заставляя его мыслить самого . При рассуждающем разъяснении можно, поставив вопрос, самому ответить на него, а можно побудить к ответу слушающего. Именно побудить, всем ходом рассуждения возбудить у собеседника желание дать ответ. Здесь нельзя требовать ответа. Как только руководитель начнет побуждать к ответу, рассуждающее разъяснение теряет смысл. При рассуждающем разъяснении слушающий вместе с руководителем ищет пути разрешения ситуации (конечно, под направляющим влиянием руководителя). Слушающий (подчинённый) при этом ощущает свою значимость. Когда же из него вытягивают ответы, то он, лишаясь такого ощущения, переходит в состояние психологической защиты. И тогда рассуждающее разъяснение превращается в инструктивное .

Естественно рассуждающее разъяснение очень полезно и в устном выступлении руководителя перед аудиторией . В этом случае желателен переход от рассуждений к постановке проблемы. Таким образом, в рассуждающем разъяснении ответ на поставленный вопрос высказывается в основном руководителем, а в проблемном он формируется самими слушающими . Проблемное разъяснение практикуется главным образом перед аудиторией в специальном выступлении .

Доказательство - логическая операция, строящаяся на основах законов логики: законе тождества, законе противоречия, законе исключённого третьего и законе достаточного основания . Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис, и подыскиваются аргументы или доводы для доказывания тезиса .

Сама процедура обычно называется демонстрацией . Чтобы убедить сотрудников или доказать им истинность какого-либо положения необходимы факты. Без фактов нет доказательства. Факты создают у работников соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку .

Оценка труда подчинённых очень сильно сказывается на мотивации их трудовой активности, если эта оценка воспринимается ими, как реальная, истинная, то она выполняет свою побуждающую функцию, если же она воспринимается, как заниженная, надуманная, не реальная, то и побуждения нет . Подчинённым нужны факты, доказывающие истинность оценки. Не менее важная роль в доказательстве принадлежит личным качествам руководителя . Успех доказательства зависит от его чувства такта, от умения ладить с людьми . Доказывая что-либо, мы тем самым отвергаем идею нашего собеседника, а значит для опровержения слово, дело и личность руководителя также свойственны, как и для доказательства .

Опровержение - критика устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей, с разрушением и формированием его установок . Во время опровержения мы встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента. В связи с этим одной логики оказывается недостаточно. Нет смысла вступать в спор, чтобы опровергнуть что-либо. Наш оппонент не признается, что был не прав, для замены одной установки на другую требуется не один день.

Существуют специфические социально-психологические правила:

1. При опровержении доводов оппонента следует обращаться к его чувству собственного достоинства. Чувство собственного достоинства равно отношению величины успеха данного лица к его притязаниям.

Чем выше успех и чем меньше притязания, тем выше. Под успехом здесь понимается не материальная, социально-психологическая величина, выступающая в виде оценочных суждений со стороны окружающих . Во всех случаях добиваются успеха в тех случаях, если дают человеку почувствовать его собственное "Я": называют его по имени и отчеству, подчёркивают реальные заслуги, дают возможность проявить инициативу, побуждают к самостоятельным действиям, стараются не навязывать чужой образ мыслей, а стимулируют к размышлению .

Эффективность убеждения зависит от личностных свойств тех, кого убеждают . Согласно исследованиям американских учёных убеждению не поддаются: люди с ограниченной фантазией, внутренне ориентированные личности, социально не контактные люди, лица с явно выраженной агрессивностью, индивиды с параноидальными тенденциями .