Особенности преподавания экономики в начальной школе.

Аудиторные (классные) занятия в школе при преподавании экономики играют главенствующую роль, т.к. самостоятельное изучение данной науки достаточно сложно для школьников. Главным видом аудиторного занятия является урок. Урок Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. -- М.: Педагогическое общество России, 1998. -- стр. 120. (640 с). -- это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

В настоящее время выделяют несколько критериев, по которым можно классифицировать типы уроков Азимов Л.Б. Уроки экономики в школе. М.: Аспект - Пресс, 1995 г. стр. 30. (71 с.):

1. В зависимости от различных психолого-педагогических этапов усвоения материала учащимися:

· Уроки изучения нового материала;

· Уроки закрепления знаний, умений и навыков;

· Повторительно-обобщающие уроки;

· Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся;

· Комбинированные уроки.

2. В зависимости от используемых в уроке методов обучения:

· Уроки - лекции;

· Уроки - семинары;

· Уроки - практикумы.

Главная особенность преподавания экономики в школе заключается в том, что преподавателю необходимо учитывать то, что в отличие от ВУЗа, в школе нет разделения уроков на лекции и семинары. Следовательно, при изучении данного учебного курса, необходимо учитывать данные особенности, по-разному организовывать различные типы уроков.

Урок изучения нового материала может проходить в различных формах: лекции, практикума, игровой форме. Целью такого типа урока является изучение и первичное осознание нового учебного материала учащимся, осмысление связей и отношений в объектах изучения Типы уроков: [Электронный ресурс]:(http://planetashkol.ru/teachers/method/section.php?ELEMENT_ID=4372).

Основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. На уроке применяются разные приемы активизации деятельности учащихся: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал различных примеров, в том числе реальных примеров из окружающей действительности, вовлекающих учащихся в активное обсуждение поставленных учителем вопросов. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность учащихся, систематизирует полученные ими знания.

Структура урока изучения нового материала по экономике:

1. Организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, связывание уже пройденных на предыдущих уроках понятий с новым материалом);

3. Изложение и объяснение нового материала, включающее в себя как объяснение преподавателя, так и самостоятельное ознакомление учащихся с материалом (вовлечение учащихся в беседу о рассматриваемых проблемах, работа со справочной литературой и т.д.);

4. Выполнение практической работы учащимися для закрепления нового материала (постановка заданий для работы в малых группах, обсуждение примеров, приведенных преподавателем, применение активных и игровых методов обучения);

5. Озвучивание домашнего задания и комментариев к нему;

6. Подведение итогов урока, ответы на вопросы учащихся по теме урока.

При проведении урока по изучению нового материала, учителю необходимо учитывать следующие рекомендации: необходимо мотивировать учащихся к запоминанию нового материала, работать с различными материалами, способствующими развитию памяти у учащихся. Также для наилучшего усвоения пройденного материала, необходимо постоянное применение полученных учащимся в прошлом знаний и навыков для усвоения нового материала.

Следующим типом урока является урок закрепления новых знаний, умений и навыков. Обычно такие типы уроков проводятся сразу после изучения нового материала. Целью такого урока является вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Задачи уроков данного типа направлены на развитие и формирование умений и навыков в процессе учебной и практической деятельности.

Начиная урок указанного типа, учитель, прежде всего, должен определить, достаточно ли правильно понят учащимися изученный ранее материал, в какой степени он ими усвоен, какие затруднения возникают у учеников при оперировании теоретическими знаниями в ходе выполнения практических действий.

Если будет выяснено, что отдельные факты теоретического характера недостаточно глубоко осмыслены учащимися, необходимо позаботиться о том, чтобы в ходе выполнения практических упражнений обнаруженный пробел был устранен с помощью проведения дополнительных разъяснений по данной теме.

Структура урока закрепления новых знаний и умений:

1. Организация начала урока;

2. Постановка целей и задач урока;

3. Практические задания различных видов и уровней сложности по изученному материалу, включение учащихся в самостоятельную работу под руководством учителя (проведение деловых игр, внедрение кейс-метода, проведение обсуждения проблематики нового материала, слушание и обсуждение рефератов и докладов, подготовленных учащимися);

4. Подведение итогов работы, показ достигнутых результатов, коллективное обсуждение понятий, терминов, ситуаций, уточнение каких-либо особенностей, выставление отметок учащимся, обсуждение ошибок, допущенных учениками и их коррекция;

5. обобщение основных идей, положений, гипотез, выводов, определение тенденций развития темы в науке и ее связей с другими темами учебного курса по экономике;

6. постановка домашнего задания и комментарий к его выполнению.

Такой тип урока интересен тем, что на нем почти не применяется классическое объяснение материала учителем. Новые сведения, пояснения, отдельные сообщения делаются учащимися непосредственно по ходу выполнения намеченных работ. Готовясь к уроку, учитель подбирает соответствующий материал и виды работ, постановочные вопросы для урока.

Достижение дидактических целей урока связано и с организацией контрольно-оценочной функции. Разнообразие заданий и видов работ предполагает оптимальное сочетание индивидуального и общего опросов на материале проблемных вопросов и ситуаций с переходом к устным и письменным практическим заданиям.

Повторительно-обобщающие уроки обычно проводятся в конце изучения темы или большого раздела программы. Целью повторительно-обобщающего урока является освоение учащимися знаний по экономике в системе, обобщение единичных понятий в систему знаний о предмете. Дидактические задачи таких уроков:

· формирование у учащихся системы теоретических знаний по основным темам или разделам экономики;

· выделение узловых положений, изученных на предыдущих уроках, взаимосвязь изученных фактов, событий, формирование понятий, систематизация знаний;

· проведение проверки и учета знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему учебному материалу за различные отрезки времени (четверть, полугодие, год).

Видами повторительно-обобщающих уроков являются деловая игра, семинар, конференция, круглый стол. Повторительно-обобщающие уроки должны включать целый ряд дидактических компонентов, которые являются важными дифференцирующими признаками уроков данного типа: проверка дифференцированных домашних заданий; углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений; выполнение учащимися дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием их уровня сложности; контроль за усвоением знаний, умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся.

Структура повторительно-обобщающего урока:

1. Организация начала урока, постановка его целей и задач;

2. Непосредственное повторение учебного материала: использование разных видов опроса: устный в виде изложения темы, фронтальный, собеседование, дискуссия; письменный - в виде решения задач, разбора экономических ситуаций, проверочных работ по теме. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, полученных в ходе предыдущих уроков;

3. Подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы, определение ориентиров работы над новым учебным содержанием;

4. Оглашение домашнего задания.

Уроки обобщения и систематизации знаний формируют потребность в постоянном повторении учебного материала. На них выделяются основные теоретические положения, обобщаются знания по разным темам, устанавливаются межпредметные связи. Школьники учатся переносить приобретенный опыт в новые условия и ситуации.

Следующим типом уроков являются уроки контроля и коррекции знаний и умений. Такие уроки применяются для определения и оценки качества усвоения теоретических знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, системы научных понятий, способов творческой деятельности. Оценка знаний и умений учащихся показывают их качество, отражают степень усвоения программного материала и уровень обучаемости учащихся. Цель урока контроля и коррекции знаний учащихся заключается в определении уровня овладения знаний учащимися.

Структура данного типа урока:

1. Организационное начало урока, психологическая настройка учащихся на собранность, спокойствие, уверенность, готовность к работе;

2. Постановка целей и задач урока, актуализация роли контроля;

3. Основная часть урока - инструктаж, выдача заданий контрольного типа, непосредственно самостоятельная работа учащихся под контролем учителя;

4. Заключительная часть - подведение итогов работы, анализ типичных ошибок и их причин, выбор рациональных способов решений, предупреждение отставания и неуспеваемости некоторых учащихся, определение общей тенденции усвоения программного материала, выделение хорошо написанных работ, комментарий к ним, ориентировка учащихся на изучение предстоящего материала.

К контрольным относятся уроки по написанию контрольных, проверочных работ, зачетные уроки. Данные уроки позволяют выявить систему отношений учащегося к обучению, к различным аспектам учебной деятельности, что способствует применению личностно - ориентированного подхода к обучению, внесению изменений в процесс обучения и корректив в содержание и организацию обучения Лихачев Б. Т. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии / Под ред. Е.В. Бондаревской. -- Ростов н/Д: Ид-во РГПУ, 1995. стр. 173..

Комбинированный урок -- тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:

· организация учащихся к занятиям;

· повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

· работа по осмыслению и усвоению нового материала;

· работа по закреплению изложенного материала;

· работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;

· постановка домашнего задания.

Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного).

Такой тип урока назван комбинированным, потому что на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75--80% от общего числа всех проводимых уроков.

Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.

Кроме своего важного преимущества -- возможности достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Все эти типы уроков входят в комбинированный урок.

Таким образом, комбинированные уроки могут быть разработаны преподавателем в соответствии с целями обучения учащихся, они достаточно эффективны при преподавании экономики.

«Проблемы преподавания экономики в

школе и пути их решения»

Важнейшей задачей современной России является развитие экономического воспитания и экономической грамотности молодежи. Дальнейшее совершенствование экономики и развитие рыночных отношений в стране возможно только поколением, обладающим современным экономическим мышлением, то есть высокой экономической грамотностью, инициативностью, расчетливостью и деловитостью. Особое внимание при этом должно уделяться становлению молодежного предпринимательства, способного вытащить страну из экономического кризиса, решить и снизить остроту социальных проблем.

Проблема улучшения экономического воспитания молодежи существует во многих развитых странах, поэтому накоплен богатый опыт его совершенствования и дальнейшего развития. Собственно экономическое воспитание, тесным образом связано с трудовым и нравственным. Поэтому в его основе лежит, современное профессиональное ориентирование, позитивная трудовая мотивация и общая гуманизация экономических отношений. Сегодня чрезвычайно важной социальной задачей для молодого поколения является успешное овладение экономическими знаниями, так как умение ориентироваться в происходящих экономических процессах, находится в основе многих современных социально-экономических проблем молодежи.

Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на пять групп:

1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.

2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).

3. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.

4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе.

5. Кадровое обеспечение экономического образования.

На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов общеобразовательных для профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. Многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом - рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга представляет определенную трудность для учителя. Не достаточно методических материалов - рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.

Существуют различные подходы к обучению экономики в школе. Но культурно-функциональный подход наиболее, на мой взгляд, приемлемый для экономического воспитания в массовой средней школе. Его основные принципы:

1. Формирование общей экономической культуры,

2. Привитие функциональной экономической грамотности,

3. Формирование способности к развитию,

4. Формирование системы ценности и развитие индивидуальности,

5. Выработка практических навыков хозяйственной деятельности» являются главными задачами, такого подхода в экономическом образование в школе.

Мне кажется, что именно такой подход должен быть заложен в будущий стандарт экономического образования школьников, как основной и обязательный для всех типов школ и образовательных концепций. Другие подходы должны использоваться не массово, а избирательно. Главное, что бы выбор диктовался не административными решениями, а выбором учащихся и их родителей, опыт и потребности которых и формируют социальный заказ образования.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5 и в 10 классе. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные "открытия" учащимися экономических фактов, законов, решений задач, т.е. методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в вузе. Зачастую школьное экономическое образование представляет собой просто ненужное «забегание» вперед, что вынуждает впоследствии студентов скучать на лекциях в вузе и создает неприятные проблемы вузовским преподавателям.

Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников. Проблема подготовки кадров - учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 30% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие - либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Вероятно, это - дело будущего, а также энтузиазма самих учителей.

Зачастую школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:

1. Если нет возможности организовать преподавание нового курса, то лучше вообще не включать экономику в учебный план.

2. Основы экономических знаний можно дать ученикам в рамках других предметов: географии, истории, обществознания.

3. В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.

4. Курс должен реально обучать экономической культуре и грамотности, а не являться просто модным нововведением.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета

Список литературы:

    Зеленко Н.В. Изучение основ экономики в общеобразовательной школе

    Коновалова И.В. Экономическое воспитание школьников

    Эпоева К.В. Проблемы экономического образования школьников в современных условиях

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Книга, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой методическое пособие для учителей средних школ, преподающих экономику по учебнику И. В. Липсица «Экономика (книга 1)» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений или 8-х классов школ с углубленным изучением экономики или учебнику «Экономика. Базовый курс» этого же автора.
Книга написана строго в соответствии с сеткой часов, приведенной ниже и полностью соответствующей первому из названных учебников; нумерация тем и уроков сохранена.
Изучение основ экономических знаний в 9-м классе общеобразовательной школы требует 48 часов занятий (см. ниже сетку часов по темам), т. е. режима занятий, при котором учащиеся посещают один, а на следующей неделе - два урока экономики.
Если в учебном плане школы на занятия по экономике выделяется только 32 часа, что соответствует одному уроку в неделю, то возможно изучение сокращенного курса.

ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
Цель урока: дать определение инфляции, рассмотреть ее причины и способы ее измерения.

Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:
- инфляция;
- покупательная способность денег;
- индекс потребительских цен;
- инфляция спроса;
- инфляция предложения.

Форма проведения урока. Материал этого урока очень насыщен и сложен для детского восприятия. Поэтому большую часть урока непременно нужно посвятить объяснению материа¬ла. В учебнике не введено такое понятие, как индекс потреби¬тельских цен. В то же время это понятие очень важно даже для обывателя: без понимания индекса потребительских цен он даже не сможет читать газеты.

Раздаточный материал: задачи 1 и 2, а также упражнение 1 для домашнего задания.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ: ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
Тема 1. Главные вопросы экономики.
Урок 1. Что такое экономика.
Урок 2. Основы хозяйственной жизни человечества.
Урок 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.
Урок 4. Главные вопросы экономики.
Тема 2. Типы экономических систем.
Урок 5. Традиционная и командная экономические системы.
Урок 6. Рыночная и смешанная экономические системы.
Урок 7. Контрольная работа 1.
РАЗДЕЛ 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Тема 3. Спрос и предложение.
Урок 8. Что такое спрос.
Урок 9. От чего зависит предложение товаров.
Тема 4. Как работает рынок.
Урок 10. Рыночное равновесие.
Урок 11. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.
Урок 12. Контрольная работа 2.
РАЗДЕЛ 3. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.
Тема 5. Что такое деньги?
Урок 13. Формы денег.
Урок 14. Причины возникновения денег. Роль денег |как средства обмена.
Урок 15. Роль денег как средства измерения и как средства сбережения.
Тема 6. Законы денежного обращения. Инфляция.
Урок 16. Факторы формирования величины денежной массы.
Урок 17. Причины и виды инфляции.
Урок 18. Контрольная работа 3.
РАЗДЕЛ 4. РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА.
Тема 7. Рынок труда.
Урок 19. Экономическая природа рынка труда.
Урок 20. Спрос на услуги труда.
Урок 21. Предложение труда.
Урок 22. Формирование заработной платы на рынке труда.
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда.
Урок 23. Профсоюзы на рынке труда.
Урок 24. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и трудовой контракт.
Урок 25. Как добиться, чтобы человек работал хорошо.
Тема 9. Экономические проблемы безработицы.
Урок 26. Что такое безработица.
Урок 27. Виды безработицы.
Урок 28. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы.
Урок 29. Контрольная работа 4.
РАЗДЕЛ 5. ФИРМА. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.
Тема 10. Понятие фирмы и виды фирм.
Урок 30. Зачем создаются фирмы. Виды фирм.
Урок 31. Что такое акционерное общество.
Тема 11. Экономические условия деятельности фирмы.
Урок 32. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.
Урок 33. Виды издержек и их экономическое значение.
Урок 34. Понятие о средних и предельных издержках.
Урок 35. Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Урок 36. Контрольная работа 5.
РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.
Тема 12. Как семьи получают и тратят деньги.
Урок 37. Доходы и расходы семьи.
Урок 38. Инфляция и семейная экономика.
Тема 13. Неравенство доходов и его последствия.
Урок 39. Что порождает неравенство в благосостоянии.
Урок 40. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема.
Урок 41. Контрольная работа 6.
РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.
Тема 14. Экономические задачи государства.
Урок 42. Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции.
Урок 43. Внешние эффекты и общественные блага.
Тема 15. Государственные финансы.
Урок 44. Принципы и методы налогообложения.
Урок 45. Понятие о государственном бюджете.
Урок 46. Причины и следствия возникновения государственного долга.
Урок 47. Контрольная работа 7.
Урок 48. Викторина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы преподавания экономики в школе

По имеющимся статистическим данным в г. Усть-Илимске на 01.09.2013 г. в четырех школах города, что составляет 26 % осуществляется преподавание предмета экономика (МОУ «СОШ № 5, 8, 9, 11) , как правило, ведется в старших классах. В МОУ «СОШ № 8» преподавание экономики начинается в среднем звене (в 5-9 классов). Кроме того, основы экономических знаний изучаются в системе дополнительного образования г. Усть-Илимска.

В течение более пятилетней педагогической деятельности нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами, и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения и перспективами решения в будущем. Попробуем обозначить проблемы и вопросы, возникшие (и возникающие до сих пор) в ходе процесса введения экономики как школьного предмета.

Сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах. С целью его рационального эшелонирования во времени целесообразно выделить ведущую целевую линию экономического образования, состоящую из следующих модулей:

Основная школа : на второй ступени обучение носит интегрированный характер, означающий усиление межпредметных связей познание основных экономических категорий и законов, экономических взаимозависимостей в окружающем мире с активным использованием компьютерных технологий и творческих заданий. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам на доступном для соответствующего возраста детей уровне.

Старшая школа : третья ступень обучение носит профильное направление, когда в учебном плане появляются новые, нетрадиционные учебные предметы, элективные курсы, отражающие тип профилизации, и способствуют формирование способностей применять инструменты экономического анализа различных ситуаций и фактов на микро- и макроуровне и доступно объяснять выявленные закономерности. Самоопределение личности для решения поставленных экономических задач.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на четыре группы:

  1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.
  2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).
  3. Проблемы с восприятием школьников экономики как школьного предмета. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.
  4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе. Кадровое обеспечение экономического образования.

Программные проблемы

Большинство учебников не приводят иллюстраций экономических процессов, или же примеры настолько абстрактны, что ученики воспринимают экономику как предмет далекий от жизни. Представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин в средней школе необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в ВУЗе.

Методические проблемы

Каким образом нужно преподавать экономику в школе? Разговор на эту тему начался с первых шагов по преподаванию нового предмета, но не имеет завершенного ответа до сих пор, так как огромное количество программ, учебников дают разные варианты подхода к преподаванию экономики. Например, можно отметить двухтомник «Экономика» И.В. Липсица, методическое пособие к нему «Уроки экономики в школе» Е. Савицкой, учебник для углубленного изучения «Основы экономической теории» С.С. Иванов с методическим пособием «Преподавания курса. Основы экономической теории». Хорошим дополнением этого блока учебно-методических пособий, сборники задач А.А.Мицкевича, а также пособие С.А. Равичев, С.Э. Григорьев, Т.А. Протасевич, А.С. Свахин «Сборник задач по экономике» - 4-е издание. Скорее всего, ориентироваться надо на социально-психологические особенности каждого возраста.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5-9 классах. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные "открытия" учащимися экономических фактов, законов, решений задач, то есть методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента. Курсовая подготовка института повышения квалификации учителей и различных общественных организаций ведется, но в большинстве своём во время учебного процесса.

Как решить данную проблему? В первую очередь решить эту проблему позволит более активная деятельность по подготовке учителей экономики. Причем эта работа актуальна на сегодня как в областном центре, так и в других городах и районах области. В этой работе, на мой взгляд, полезно использовать положительный опыт стартового семинара по экономике по программе Национального Совета по Экономическому Образованию США (в г. Иркутске) по созданию системы подготовки учителей. Учителя, прошедшие стартовые семинары NCEE, получают в дальнейшем непрерывную поддержку в виде семинаров второго уровня, специализированных семинаров и консультаций опытных методистов по экономике, а также информацию о новых учебно-методических изданиях и программных продуктах по экономике. Такой подход позволяет значительно расширить возможности для дальнейшего повышения квалификации учителей экономики в силу инновационности предмета.

Также необходимо способствовать распространению передового опыта путем проведения конференций, активизации работы ассоциации учителей экономики, проведения конкурсов профессионального мастерства, предоставления возможности школьникам для участия в разнообразных олимпиадах, турнирах и конкурсах при значительной поддержки этой работы городскими и областными органами управления образованием.

Проблемы восприятия

В первую очередь, это проблемы изучения экономики школьниками разного возраста. О них уже немного говорилось выше, но теперь стоит поговорить отдельно. Очень часто приходится слышать от учителей, что кто-то может преподавать экономику только старшеклассникам, а кто-то, наоборот "привык работать с малышами". Каждый преподаватель экономики должен быть готов соотносить предлагаемый материал с возрастом своих учеников. Увы, здесь более всего страдают преподаватели экономики, не получившие педагогического образования - пришедшие работать в школу "на заре перестройки" бухгалтеры, экономисты с разнообразных предприятий, студенты, закончившие экономический вуз и не нашедшие другую работу. Безусловно, такие учителя должны получать педагогическое образование или хотя бы педагогический ликбез. Очень часто ученик воспринимает экономические знания не как структурированную систему, а как достаточно хаотичную смесь из странных понятий, бессмысленных "законов" и решения задач. Где уж тут говорить о том, чтобы полученные знания помогали воспринимать окружающую действительность. Поэтому система базового экономического образования должна реализоваться через технологию, в основе которой лежат следующие положения: Понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов.

  1. Усилия преподавателя должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь учащимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий.
  2. Учащимся должен быть представлен способ мышления, построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании.
  3. Ученик должен не просто прослушивать предлагаемый материал, но быть полноправным участником диалога.
  4. Действительные персональные и социальные преимущества экономической грамотности выявляются лишь тогда, когда учащиеся вырабатывают навык применять свои знания к широкому кругу экономических вопросов, связанных непосредственно с их жизнью.

Преподавание экономики в старших классах целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают создать нужную мотивацию. Это может быть создание реальных или воображаемых школьных компаний по бизнес планированию, где ученики получают навыки предпринимательской деятельности. Подобный проект под названием "Бизнес-план" разрабатывается учащимися группой профессиональной подготовки «Агент (коммерческой деятельности)» в МОУ «СОШ № 8» на протяжении четырёх лет. Другой вариант практической деятельности - экономические и деловые игры. Их использование возможно на любом этапе получения экономического образования - от учеников начальной школы до учащихся старшей параллели. В частности, на данный момент разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс экономическая игра «Экономика вокруг нас», а так же обучающая игра «Рынок» для учеников 10-11 классов.

Материальные и кадровые проблемы

Проблема подготовки кадров - учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 10% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Чаще всего экономику в школе преподают учителя географии или истории, понятно, что даже самая элементарная математика на таких уроках используется с большим трудом. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие - либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Ещё сильнее обостряет эту проблему низкая оплата труда в образовании в целом, ведь для того, чтобы начать преподавать этот новый предмет учителю потребуется затратить особые усилия. Таким образом, если у школы нет возможностей дополнительного стимулирования такой инновационной деятельности, она вряд ли сможет удержать даже уже подготовленного учителя экономики. Вероятно, это дело будущего, а также энтузиазма самих учителей. Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Ниже в таблице приведены данные о дополнительном образовании по преподаванию экономики в школе учителей экономики г. Усть-Илимска.

МОУ «СОШ»

Семинар NCEE

Курсовая подготовка ИПКРО

Выступления на педагогических чтениях

Участие в конференциях

Участие в конкурсах

Выпуск статей

городской

региональный

федеральный

№ 5

№ 8

№ 9

№ 11

Итого

Данные таблицы не утешительные, 60 % учителей не проходили никакой дополнительной курсовой подготовки по преподаванию экономики в школе. Что касается вопроса о необходимости повышения квалификации как на базе институтов повышения квалификации учителей, так и при использовании других возможностей повышения квалификации, то в этом не сомневаются все учителя.

Сегодня для школы не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит познавать и самосовершенствоваться. Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или её перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем, насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.


Уроки экономики в школе. В 2 кн. Савицкая Е.В.

М.: 2006. - 448 с.

Книга 1. Книга, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой методическое пособие для учителей средних школ, преподающих экономику по учебнику И. В. Липсица «Экономика (книга 1)» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений или 8-х классов школ с углубленным изучением экономики или учебнику «Экономика. Базовый курс» этого же автора. Книга написана строго в соответствии с сеткой часов, приведен¬ной ниже и полностью соответствующей первому из названных учебников; нумерация тем и уроков сохранена. Изучение основ экономических знаний в 9-м классе общеобразо¬вательной школы требует 48 часов занятий (см. ниже сетку часов по темам), т. е. режима занятий, при котором учащиеся посещают один, а на следующей неделе - два урока экономики. Если в учебном плане школы на занятия по экономике выделя¬ется только 32 часа, что соответствует одному уроку в неделю, то возможно изучение сокращенного курса.

Книга 2. Тематическое планирование по экономике (базовый уровень) для 11 класса. Программа И.В. Липсица (34 ч.).

Формат: doc / zip - Обе книги вместе.

Размер: 5,4 Мб

Скачать: 05 .07.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "ВИТА-ПРЕСС" (см. примечание)

КНИГА 1
Введение.
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ: ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
Тема 1. Главные вопросы экономики.
Урок 1. Что такое экономика.
Урок 2. Основы хозяйственной жизни человечества.
Урок 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.
Урок 4. Главные вопросы экономики.
Тема 2. Типы экономических систем.
Урок 5. Традиционная и командная экономические системы.
Урок 6. Рыночная и смешанная экономические системы.
Урок 7. Контрольная работа 1.
РАЗДЕЛ 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Тема 3. Спрос и предложение.
Урок 8. Что такое спрос.
Урок 9. От чего зависит предложение товаров.
Тема 4. Как работает рынок.
Урок 10. Рыночное равновесие.
Урок 11. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.
Урок 12. Контрольная работа 2.
РАЗДЕЛ 3. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.
Тема 5. Что такое деньги?
Урок 13. Формы денег.
Урок 14. Причины возникновения денег. Роль денег |как средства обмена.
Урок 15. Роль денег как средства измерения и как средства сбережения.
Тема 6. Законы денежного обращения. Инфляция.
Урок 16. Факторы формирования величины денежной массы.
Урок 17. Причины и виды инфляции.
Урок 18. Контрольная работа 3.
РАЗДЕЛ 4. РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА.
Тема 7. Рынок труда.
Урок 19. Экономическая природа рынка труда.
Урок 20. Спрос на услуги труда.
Урок 21. Предложение труда.
Урок 22. Формирование заработной платы на рынке труда.
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда.
Урок 23. Профсоюзы на рынке труда.
Урок 24. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и трудовой контракт.
Урок 25. Как добиться, чтобы человек работал хорошо.
Тема 9. Экономические проблемы безработицы.
Урок 26. Что такое безработица.
Урок 27. Виды безработицы.
Урок 28. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы.
Урок 29. Контрольная работа 4.
РАЗДЕЛ 5. ФИРМА. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.
Тема 10. Понятие фирмы и виды фирм.
Урок 30. Зачем создаются фирмы. Виды фирм.
Урок 31. Что такое акционерное общество.
Тема 11. Экономические условия деятельности фирмы.
Урок 32. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.
Урок 33. Виды издержек и их экономическое значение.
Урок 34. Понятие о средних и предельных издержках.
Урок 35. Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Урок 36. Контрольная работа 5.
РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.
Тема 12. Как семьи получают и тратят деньги.
Урок 37. Доходы и расходы семьи.
Урок 38. Инфляция и семейная экономика.
Тема 13. Неравенство доходов и его последствия.
Урок 39. Что порождает неравенство в благосостоянии.
Урок 40. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема.
Урок 41. Контрольная работа 6.
РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.
Тема 14. Экономические задачи государства.
Урок 42. Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции.
Урок 43. Внешние эффекты и общественные блага.
Тема 15. Государственные финансы.
Урок 44. Принципы и методы налогообложения.
Урок 45. Понятие о государственном бюджете.
Урок 46. Причины и следствия возникновения государственного долга.
Урок 47. Контрольная работа 7.
Урок 48. Викторина.

КНИГА 2
ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.
Урок 1. К какой категории относится экономика России.
Урок 2. Государство как основа российской экономики.
Урок 3. Особенности российских предприятий и их приватизация.
ТЕМА 2. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА.
Урок 4. Состояние промышленности и сельского хозяйства России.
ТЕМА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПРОСА.
Урок 5. Типы товаров и особенности формирования спроса.
Урок 6. Факторы формирования спроса.
Урок 7. Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос.
Урок 8. Ценовая эластичность спроса.
ТЕМА 4. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ.
Урок 9. Цели деятельности фирмы.
Урок 10. Индивидуальное, рыночное и совокупное предложения.
Урок 11. Эластичность предложения.
ТЕМА 5. ФИРМА НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ.
Урок 12. Экономическая эффективность фирм.
Урок 13. Экономическое значение конкуренции.
ТЕМА 6. МОНОПОЛИЯ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ.
Урок 14. Поведение фирмы в условиях монополии.
Урок 15. Барьеры, защищающие монопольный рынок. Методы антимонопольного регулирования.
ТЕМА 7. РЫНОК КАПИТАЛА.
Урок 16. Сбережения и их превращение в капитал.
Урок 17. Устройство рынка капитала.
Урок 18. Формирование цен на рынке капитала.
ТЕМА 8. РЫНОК ЗЕМЛИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
Урок 19. Особенности функционирования рынка земли.
Урок 20. Частная собственность на землю и ее экономическое значение. Рынок природных ресурсов.
ТЕМА 9. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
Урок 21. Причины появления и виды банков.
Урок 22. Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы.
Урок 23. Как банки создают деньги.
Урок 24. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.
ТЕМА 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
Урок 25. Понятие и факторы экономического роста.
Урок 26. Экономическое развитие.
Урок 27. Цикличность экономического роста и методы ее регулирования.
ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
Урок 28. Причины возникновения международной торговли.
Урок 29. Регулирование внешней торговли и протекционизм.
Урок 30. Валютный рынок. Внешняя торговля и валютный курс.
Урок 31. Глобальные экономические проблемы конца XX века. Экономика и экология.
Урок 32. Викторина.
Приложение.