Босова авторские мастерские эор для умк. Школьный гид

Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики в 7-9 классах по УМК Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов. Приведены подробные поурочные разработки, включающие планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные), решаемые учебные задачи. Даны рекомендации по использованию материалов электронного приложения к учебникам и электронных образовательных ресурсов федеральных образовательных порталов, а также ответы, указания и решения к задачам в учебниках и рабочих тетрадях.
Для учителей информатики и методистов.

Работа с базой данных. Запросы на выборку данных.
Планируемые образовательные результаты:
предметные - простейшие умения создания и использования однотабличной базы данных;
метапредметные - представление о сферах применения информационных систем и баз данных;
личностные - понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.

Решаемые учебные задачи:
1) расширение представлений о функциях СУБД;
2) знакомство с возможностями упорядочения (сортировки) записей;
3) знакомство с основными технологическими приемами по формированию запросов; применение аппарата математической логики для формирования запросов;
4) знакомство с основными технологическими приемами по формированию отчетов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
база данных;
СУБД;
функции СУБД;
интерфейс СУБД;
запрос;
отчет.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Авторская учебная программа по информатике для 7-9 классов 7
Пояснительная записка 7
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования 7
Общая характеристика учебного предмета 9
Место учебного предмета в учебном плане 10
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики 11
Содержание учебного предмета 14
Раздел 1. Введение в информатику 14
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования 16
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии 17
Учебно-тематический план 19
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 20
Рекомендуемое поурочное планирование. Базовая модель 32
Рекомендуемое поурочное планирование. Углубленная модель 39
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 7-9 классов 52
Планируемые результаты изучения информатики 52
Раздел 1. Введение в информатику 53
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования 55
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии 57
Как сделать примерную учебную программу рабочей 60
Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения информатики в 7-9 классах 65
Электронные образовательные ресурсы на уроках информатики в 7-9 классах 73
Методические рекомендации по проведению уроков в 7 классе 87
Урок 1. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места 87
Урок 2. Информация и ее свойства 89
Урок 3. Информационные процессы. Обработка информации 92
Урок 4. Информационные процессы. Хранение и передача информации 95
Урок 5. Всемирная паутина как информационное хранилище 100
Урок 6. Представление информации 103
Урок 7. Дискретная форма представления информации 106
Урок 8. Единицы измерения информации 110
Урок 9. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы» 116
Урок 10. Основные компоненты компьютера 118
Урок 11. Персональный компьютер 123
Урок 12. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение 127
Урок 13. Системы программирования и прикладное программное обеспечение 129
Урок 14. Файлы и файловые структуры 131
Урок 15. Пользовательский интерфейс 135
Урок 16. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» 136
Урок 17. Формирование изображения на экране монитора 139
Урок 18. Компьютерная графика 141
Урок 19. Создание графических изображений 146
Урок 20. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации» 148
Урок 21. Текстовые документы и технологии их создания 150
Урок 22. Создание текстовых документов на компьютере 152
Урок 23. Прямое форматирование 156
Урок 24. Стилевое форматирование 157
Урок 25. Структурирование и визуализация информации в текстовых документах 159
Урок 26. Распознавание текста и системы компьютерного перевода 161
Урок 27. Оценка количественных параметров текстовых документов 163
Урок 28. Оформление реферата «История развития компьютерной техники» 167
Урок 29. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации» 169
Урок 30. Технология мультимедиа 171
Урок 31. Компьютерные презентации 173
Урок 32. Создание мультимедийной презентации 174
Урок 33. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа» 176
Уроки 34-35. Обобщение и систематизация основных понятий курса 178
Методические рекомендации по проведению уроков в 8 классе 179
Урок 1. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места 179
Урок 2. Общие сведения о системах счисления 182
Урок 3. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика 189
Урок 4. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления 195
Урок 5. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q 198
Урок 6. Представление целых чисел 201
Урок 7. Представление вещественных чисел 204
Урок 8. Высказывание. Логические операции 207
Урок 9. Построение таблиц истинности для логических выражений 212
Урок 10. Свойства логических операций 216
Урок 11. Решение логических задач 220
Урок 12. Логические элементы 224
Урок 13. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики» 227
Урок 14. Алгоритмы и исполнители 232
Урок 15. Способы записи алгоритмов 242
Урок 16. Объекты алгоритмов 247
Урок 17. Алгоритмическая конструкция «следование» 251
Уроки 18-19. Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления 256
Урок 20. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы 265
Урок 21. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы 277
Урок 22. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным числом повторений 283
Урок 23. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации» 294
Урок 24. Общие сведения о языке программирования Паскаль 296
Урок 25. Организация ввода и вывода данных 298
Урок 26. Программирование линейных алгоритмов 300
Уроки 27-28. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений 308
Уроки 29-32. Программирование циклических алгоритмов 323
Урок 33. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа 340
Уроки 34-35. Обобщение и систематизация основных понятий курса 342
Методические рекомендации по проведению уроков в 9 классе 344
Урок 1. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места 344
Урок 2. Моделирование как метод познания 348
Урок 3. Знаковые модели 355
Урок 4. Графические информационные модели 359
Урок 5. Табличные информационные модели 367
Урок 6. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных 371
Урок 7. Система управления базами данных 376
Урок 8. Работа с базой данных. Запросы на выборку данных 380
Урок 9. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация» 386
Урок 10. Программирование как этап решения задачи на компьютере 388
Уроки 11-14. Программирование одномерных массивов целых чисел 393
Урок 15. Конструирование алгоритмов 410
Урок 16. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль 420
Урок 17. Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа 428
Урок 18. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы 431
Урок 19. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки 434
Урок 20. Встроенные функции. Логические функции 437
Урок 21. Сортировка и поиск данных 441
Урок 22. Построение диаграмм и графиков 442
Урок 23. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа 444
Урок 24. Локальные и глобальные компьютерные сети 446
Урок 25. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера 448
Урок 26. Доменная система имен. Протоколы передачи данных 450
Урок 27. Всемирная паутина. Файловые архивы 452
Урок 28. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет 455
Уроки 29-32. Создание web-сайта 458
Урок 33. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии» 459
Уроки 34-35. Обобщение и систематизация основных понятий курса 461.

Изучение информатики в 9 классе

Каждый ученик в 9 классе изучает эту дисциплину. Учителя часто выбирают учебник Информатика 9 класс Л.Л. Босова, А.Ю. Босова 2013 года для подачи материала. Если Вам нужно найти это пособие, то заходите на наш портал. Учебник доступен круглосуточно, 7 дней в неделю.

Технологии для оптимизации учебы

Информатика учит школьников взаимодействовать с достижениями технологического прогресса. Используйте свои знания на практике.Находите книгу у нас и просматривайте ее в режиме онлайн прямо на уроке, без регистрации и отправки смс-сообщений.

Цифровая, уникальная библиотека

Каждый ученик может создать на своем мобильном устройстве уникальное хранилище цифровых пособий по школьной программе. Оно может прослужить Вам на протяжении всего обучения в школе. Добавьте туда и учебник Информатика 9 класс Л.Л. Босова, А.Ю. Босова .

Хорошие оценки всегда

Наш портал создан для того, что бы сделать жизнь школьников комфортней. Получайте только самые лучшие оценки, обучаясь вместе с нами. Мы создали структура портала удобной и простой, для того, что бы Вам было просто находить и работать с пособиями.

Ждем Вас на нашем сайте!

Докторантура: Институт информатизации образования Российской академии образования, 2009.
Аспирантура: Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, 1999.
Белорусский государственный университет, 1985,

Тема кандидатской диссертации

"Пропедевтическая подготовка сельских школьников в области информатики и информационных технологий" (2000)

Тема докторской диссертации

"Развитие методической системы обучения информатике и информационным технологиям младших школьников" (2010)

Курсы текущего учебного года

Бакалавриат
Методика обучения информатике

Магистратура
Теория и методика обучения информатике младших школьников

Аспирантура
История и философия науки (модуль "История науки")
Информационные технологии в образовании и педагогических науках
Информатика во внеурочной деятельности обучающихся

Публикации

Босова Л.Л. Как учат программированию в XXI веке: отечественный и зарубежный опыт обучения программированию в школе // Информатика в школе. 2018. № 6 (139). С. 3-11.

Босова Л.Л. Школьная информатика в России и в мире // Информатизация образования и науки. 2018. № 3 (39). С. 134-145.

Босова Л.Л., Мирончик Е.А. Множества в задачах с анализом битовых цепочек // Информатика в школе. 2017. № 7 (130). С. 44-47.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Об информационной безопасности в общеобразовательной школе // Информатика в школе. 2017. № 7 (130). С. 5-9.

Босова Л.Л., Сивкова Е.О. Элементы теории множеств в школьном курсе информатики // Информатика в школе. 2017. № 8 (131). С. 11-15.

Босова Л.Л. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра // Педагогическая информатика. 2016. №1. С 3-12

Босова Л.Л. Школьная информатика в Китае: идеи, которые могут быть нам полезны // Наука и школа. 2016. №1. С.112-120

Босова Л.Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной школе // Преподаватель XXI век – 2016. – №4, часть 1.С.108-116

Босова Л.Л. О представлении предметных результатов изучения курса информатики в школе // Информатика и образование, 2015, №7 (266), с.46-50

Босова Л.Л. Параллельные алгоритмы в начальной и основной школе // Информатика в школе, 2015, №2 (105), с. 24-27

Босова Л.Л., Сорокина Т.Ю. Методика применения интерактивных сред для обучения младших школьников программированию // Информатика и образование, 2014, №7, с.61-68.

Босова Л.Л. Электронный учебник: вопросы разработки и оценки качества // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 04 (82). С. 47-57.

Босова Л.Л., Зубченок Н.Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)»Восточно-европейск. секция, 2013. Т. 16, № 3. – С. 697–712.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Подходы к эффективному использованию средств ИКТ и ЭОР на уроках информатики в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2013. № 4(52).С.56-63.

Босова Л.Л. Непрерывный курс информатики в основной школе. УМК «Информатика» для V-IX классов // Информатика и образование. – № 6.– 2013. – С. 25–31.

Босова Л.Л. , Мамонтов Д. И, Козленко А.Г., Теренин В.В. Типовая модель электронного учебника // Открытоеи дистанционное образование. Томск, 2012 № 2(46). С.58-65.

Босова, Л.Л., Босова А.Ю. Вопросы организации учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов нового поколения [Текст] // Открытое и дистанционное образование – 2012 -Т.4 – 48 – С.72-89.

Босова Л.Л. О целях, задачах и результатах обучения информатике и информационным технологиям младших школьников // Вестник Ярославского регионального отделения РАЕН: научно-практический журнал. Том 6. №1. 2012. С.10-14.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Зубченок Н.Е. Создание и использование электронных образовательных ресурсов для общего образования: монография. М.: МГПУ, 2014. – 192 с.

Босова, Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы: Монография. Л. Л. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009, 2012. - 271 с.

Босова, Л. Л. Преподавание информатики в 5-7 классах: учебное пособие.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009, 2010 - 342 с.

Босова, Л. Л. Московский учебник. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.

Босова, Л. Л. Информатика. 6 класс (на армянском языке). - Изд. «Зангак-97», Ереван, 2006. - 159 с.

Босова, Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. [Текст] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-2006. - 324 с.

Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. [Текст] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 464 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 184 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 212 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 222 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 212 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 184 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 144 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 194 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 160 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 160 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 160 с.

Государственные и ведомственные награды

Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2002)
Почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации" (2007)
Медаль К.Д. Ушинского (2016)

Достижения и поощрения

Почётная грамота Министерства образования и науки РФ (2008)
Премия Правительства Российской Федерации в области образования за цикл трудов "Информатизация общего, профессионального и дополнительного образования России в здоровьесберегающих условиях" (2009)
Почетная грамота Российской академии образования (2010)

Профессиональная деятельность

1985-1986 – работа на ПО «Интеграл» (г. Минск), математик-программист

1986-1991 – ВЭИ им. В. И. Ленина (Москва), инженер-программист

1991-2001 – учитель информатики МОУ «Ивановская СОШ» Истринского района Московской области

2001-2011 – ведущий научный сотрудник, зав. лаборатории, заместитель директора по научной работе Институт информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО)

2011-2016 – заместитель руководителя, а позднее главный научный сотрудник Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей ФГАУ ФИРО

2012-2014 – руководитель лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации Научно-исследовательского института столичного образования (НИИСО) МГПУ

2014 – 2017 – заведующий кафедрой математики и информатики в начальной школе МПГУ

2017 – 2018 – заведующий кафедрой теории и методики обучения информатике МПГУ

2018 – заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике МПГУ

С февраля 2016 года – член экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при Министерстве образования и науки РФ

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике \ Л. Босова М.: БИНОМ 2009г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника учебно-методического комплекса:


  1. учебник по информатике для 6 класса автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006г.

  2. Рабочая тетрадь для 6 класса. Автора Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ» – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Windows CD . Версия 6.1. 2008. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  4. Дополнительная литература для учителя : Методическое пособие. Информатика и ИКТ. Для 5-6 класса, автора Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  5. Сетевая програмная оболочка с цифровыми образовательными ресурсами 1С Образование.

Программа рассчитана 35 часов (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:


  • контрольных работ - 5 часов

  • практических работ –13 часов
Изучение информатики в 6 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для 6 класса положены следующие идеи и задачи:


  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ.

  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;

  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

  • развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме рейтинговых контрольных работ.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.

Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ

6 класса

Учащиеся должны:


  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Учебно-тематический план.

6 класс


Номер урока

Тематика урока

Всего

Теория

Практикум

Контроль

ЗУН


Компьютер и информация (12 ч).

1

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

0,5

0,5

2

Файлы и папки.

Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками»


1

0,5

0,5

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

1

0,5

0,5

4

Двоичное кодирование числовой информации.

1

0,5

0,5

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор


1

0,5

0,5

6

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»


1

0,5

0,5

7

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей »


1

0,5

0,5

8

на тему « Создание документов в текстовом процессоре Word»

1

0,5

0,5

9

Растровое кодирование графической информации

Практическая работа №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»


1

0,5

0,5

10

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки»


1

0,5

0,5

11

Единицы измерения информации. Практическая работа №5«Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» (задание 4)

1

0,5

0,5

12

Контрольная работа по теме Компьютер и информация

1

1

Человек и информация (13 ч).

13

Информация и знания.

Практическая работа №6 (задания 1-2)


1

0,5

0,5

14

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6 (задания 3-4)


1

0,5

0,5

15

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7


1

0,5

0,5

16

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 (задания 1-2)


1

0,5

0,5

17

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа


1

0,5

0,5

18

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8 (задание 3)


1

0,5

0,5

19

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №8 (задания 4-5)


1

0,5

0,5

20

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Практическая работа №9 (задания 1-2)


1

0,5

0,5

21

Определение понятия.

Практическая работа №9 (задания 3-6)


1

0,5

0,5

22

Классификация.

Практическая работа №8 (задания 7-8)


1

0,5

0,5

23

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №10 (задания 1-2)


1

0,5

0,5

24

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа №10 (за­дания 3-4)


1

0,5

0,5

25

Контрольная работа по теме «Человек и информация»

1

1

Элементы алгоритмизации (10 ч).

26

Что такое алгоритм. Практическая работа №11

1

0,5

0,5

27

Исполнители вокруг нас. Логическая игра

1

0,5

0,5

28

Формы записи алгоритмов.

Практи­ческая контрольная работа


1

0,5

0,5

29-30

Линейные алгоритмы.

Практическая работа № 12,13


2

0,5

0,5

31-32

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа № 14,15


2

0,5

0,5

34

Контрольная работа по теме «Алгоритмизации»

1

1

35

Резер. Повторение.

1

1

Тема 1.1. Компьютер и информация (12 часов).

1. Компьютер и информация

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное ко­дирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работа с файлами и папками.

Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.

Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.

Практическая контрольная работа по теме «Создание документов в текстовом процессоре Word»
Контроль ЗУН: КР по теме «Компьютер и информация»

Учащиеся должны

Знать/понимать :


  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

  • требования к организации компьютерного рабочего места

  • виды прикладных программ, основные операции с файлами.

  • виды систем счисления

  • виды объектов текстовой информации

  • алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот

  • связь между единицами измерения информации.
Уметь:

  • различать виды информации по способам ее восприятия;

  • приводить примеры обработки информации на компьютере;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека

  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению

  • запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,

  • сохранять документы

  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;

  • выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word

  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием
калькулятора

  • редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи

  • создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу

  • создавать нумерованные списки

  • переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.

Тема 1.2. Человек и информация (13 часов)

Содержание учебного материала

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Со­держание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, под­чинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. .Создание таблицы.

Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу.

Практическая работа №8. Построение диаграмм.

Практическая работа №9. Изучение графического редактора Paint.

Практическая работа №10. . Рисование в редакторе Word.

Практическая работа №11 Рисунок на свободную тему.

Практическая контрольная работа «Преобразование информации»

Контроль ЗУН: тест по теме «Информация»
Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны
Знать/понимать :


  • достоинства и недостатки представления информации в виде текста

  • способы познания человеком мира через органы чувств

  • логические приемы оперирования с понятием

  • отличия текстового редактора и процессора

  • основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом

  • возможности графического редактора Paint

  • виды определений, требования к построению родовидового определения.

  • требования к классификации, признаки классификации

  • виды суждений

  • правила получения умозаключений
Уметь:

  • создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках

  • создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы

  • получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов

  • создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов

  • различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы

  • устанавливать логические отношения

  • делать рисунки, используя основные инструменты и палитру

  • классифицировать понятия по определенному признаку

  • создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора

  • встраивать в текст графические объекты из коллекции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:


  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,

  • различать необходимые и достаточные условия,

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.
Контроль: тест

Тема 1.3. Элементы алгоритмизации(7 часа)

Содержание учебного материала

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12.Линейная презентация «Часы».

Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка».

Практическая работа № 15. Работаем с папками и файлами.

Практическая работа №16 Создание слайд-шоу

Практическая работа №17 Знакомство со средой программирования

Практическая контрольная работа
Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:


  • пошаговое исполнение алгоритма

  • способы описания алгоритмов,

  • понятие блок-схемы, обозначения блоков

  • правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков

  • правила записи разветвленного алгоритма

  • понятие цикла, его разновидности
Уметь:

  • записывать алгоритм известными способами

  • составлять линейные алгоритмы

  • записывать алгоритмы различными способами

  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм

  • составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами

  • создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы

  • составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы

  • выполнять основные операции с файлами и папками.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры,

  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Контроль ЗУН: тест по теме «Алгоритмизация»

Контроль уровня облученности .

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.
Перечень контрольных работ


Класс

Количество работ

за учебный год


Контрольная работа по теме

урока

по КТП


6

5

Создание документов в текстовом процессоре Word.

8

Компьютер и информация.

12

Структурирование и визуализация информации

17

Человек и информация.

25

Алгоритмизация

34

Перечень литературы и средств обучения

Рабочая программа ориентированна на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:


  1. Учебник для 6 класса «Информатика и ИКТ», автора Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  2. Рабочая тетрадь для 6 класса.»Информатика и ИКТ», автора Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  3. Методическое пособие. Информатика в 5-6 классах:./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  4. Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  5. Сетевая програмная оболочка с цифровыми образовательными ресурсами 1С Образование.

Настоящий сборник программ по информатике для 5-6 и 7-9 классов предназначен для использования при подготовке образовательной программы образовательного учреждения для основной ступени общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Сборник содержит все необходимые материалы для планирования, организации обучения в новой информационной среде школы и подготовки отчетных документов, которые требуются в работе учителя и методиста по информатике.

Алгоритмы и начала программирования.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Программа основного общего образования по информатике
Пояснительная записка
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения информатики
Содержание учебного предмета

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5-6 классы
7-9 классы
Рекомендуемое поурочное планирование
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики для основной школы
Планируемые результаты изучения информатики
Раздел 1. Введение в информатику
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Приложения
1. Соответствие учебников требованиям ФГОС ООО по формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД)
2. Соответствие учебников требованиям ФГОС ООО по формированию предметных результатов
3. Содержание учебников и требования к уровню подготовки, выполнение которых проверяется на Государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, по информатике
4. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Информатика, Программа для основной школы, 5-6 класс, 7-9 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.