Принципы и методы педагогического процесса. Принципы организации педагогического процесса

В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, экономические и другие) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и другие).

Принципы обучения наиболее полно были сформулированы К. Д. Ушинским:

Обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

Обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

Порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

Обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

Обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

В основе процесса обучения любого вида лежит система принципов. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения. В качестве дидактических используют следующие принципы:

Наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным в передаваемой информации;

Системности как целенаправленного упорядочивания знаний и умений обучающихся;

Активности и самостоятельности обучающихся или ограничение их зависимости от педагога;

Взаимосвязи теории и практики; эффективности отношения между целями и результатами обучения;

Доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;

4. В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.

Ведущей формой организации процесса обучения является урок. Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

Особенности школьного урока:

    урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

    дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

    определенное организационное начало и постановка задач урока;

    актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

    объяснение нового материала;

    закрепление или повторение изученного на уроке;

    контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

    подведение итогов урока;

    задание на дом;

    каждый урок является звеном в системе уроков;

    урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

    основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

Вопросы и задания

1. Почему педагогический процесс является ведущей категорией педагогической науки?

2. Существует ли разница в подходах к определению педагогического процесса? В чём она выражается и чем обоснована? Заполните второй и третий столбцы таблицы.

3 Что представляет собой педагогический процесс как система?

4. Выберите правильный ответ. В чем заключается целостность педагогического процесса?

4.1. В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

4.2. В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.

4.3. В том, что все процессы, образующие общий педагогический процесс, протекают в одних и тех же условиях.

4.4. В том, что педагогический процесс не делится на составные части.

4.5. В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.

4.6. В том, что все процессы, образующие педагогический процесс, имеют общую методологическую основу.

5.Используя материал учебника «Педагогика» И. П.Подласого сравнить концептуальные основы, цель, принципы, методы, формы, средства, результат обучения, характерные для систем традиционного «поддерживающего» (И.Ф.Гербарт), развивающего (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В,В.Давыдов, Л.В.Занков), проектного обучения (Д.Дьюи).

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М. Ю. Бабанский. – М., 1989.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.,2008.

Вербицкий А.А. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы. – М., 2006.

Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Дидактика в информационном обществе // Педагогика. – 2009. – № 10.

Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.– М., 2001.

Каптерев П. Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. –., 1989.

Карпов А.О. Контуры новой дидактики // Народное образование. – 2010. – №2.

Карпов А.О. Три модели обучения // Педагогика. – 2009. – №8.

Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.

Лихачёв Б.Т. Педагогика:Учебник для вузов. – М., 2001.

Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. – М. 2004.

Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М., 2004.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х книгах. – М., 2000.

Столяренко А. М. Общая педагогика. – М., 2006.

Тестов В.А. Ценности российской цивилизации как стратегические цели образования // Педагогика. – 2009. – №1.

Уман А.И. Теория обучения: от традиционной к антропологической дидактике // Педагогика. – 2010. – №1.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

2. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности).

Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование.

Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.

1. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

Поскольку образование как предмет педагогики - это педагогический процесс, то словосочетания "образовательный процесс" и "педагогический процесс" будут синонимичными. Педагогический процесс -- это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.

С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности. Прежде всего это обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений и надстройки. Уровень образования определяется не только требованиями производства, но интересами господствующих в обществе, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стране, а также от действий субъективного фактора - руководителей органов образования. Объективной является зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается воспитанник. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.

Для непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних закономерных связей между функциональными компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д .

Итак, перечислим основные закономерности целостного педагогического процесса:

1. Закономерность динамики педагогического процесса.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.

4. Закономерность стимулирования.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса.

В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса .

Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей. В то же время они являются итогом научного осмысления достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педагогами и воспитанниками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление "новых" принципов, таких, как развивающий характер обучения, воспитывающий характер обучения, единство обучения и воспитания. Из обусловлен яости педагогического процесса уровнем развития производительных сил вытекает принцип связи обучения и воспитания с жизнью и практикой.

До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников .

С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности. Оно используется в зависимости от складывающейся конкретной педагогической ситуации.

Принципы педагогического процесса отражают требования к организации педагогической деятельности.

Принципы организации педагогического процесса:

1. Гуманистическая направленность - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей.

2. Связь с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

3. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу (воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание). Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.

4. Научность. Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется, прежде всего, при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.

5. Ориентированность на формирование в единстве знаний и умений сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности.

6. Обучение и воспитание детей в коллективе (оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса) - предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

7. Преемственность, последовательность и систематичность. Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития.

8. Наглядность. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

9. Эстетизация (формирование эстетического отношения к действительности). Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов .

Также перечислим принципы управления деятельностью воспитанников:

1. Сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

2. Сознательность и активность учащихся (осознание учащимися технологии учения, владение приемами учебной работы, осознание прикладного значения теоретических идей).

3. Уважение к личности педагога в сочетании с разумной требовательностью.

4. Опора на положительное в человеке.

5. Согласованность требований школы, семьи и общественности.

6. Доступность и пассивность обучения и воспитания.

7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

8. Прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития (смысловая память) .

2. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе

педагогический воспитательный личность ученик

Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе состоит из следующих блоков:

* Философско-мировоззренческая подготовка школьников

* Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

* Формирование основ нравственной культуры личности

* Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

* Формирование эстетической культуры учащихся

* Воспитание физической культуры учащихся

1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников направлена на формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего "Я", своей индивидуальности, своей личности.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззрения надо уделить особое внимание формированию методологических понятий, обобщений, идей, характеризующих действительность и ее теоретические основания .

Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свойства и связи изучаемых объектов. К примеру, на основе межпредметной корреляции у школьников формируются такие методологические идеи, как единство живой и неживой природы, общность естественнонаучных и общественно-исторических основ взаимодействия человека, общества и природы, единство антропогенеза и социогенеза и др.

2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества -- особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем.

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

3. Формирование основ нравственной культуры личности

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении -- как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность -- это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению -- хорошо или плохо поступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма -- это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы -- нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношений между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового - воспитания .

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

· формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

· развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;

· воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

· вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

5. Формирование эстетической культуры учащихся

Формирование эстетической культуры -- это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Формирование эстетической культуры не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кинофильмов, музыкальных произведений. Это -- организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда -- это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

6. Воспитание физической культуры учащихся. Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение ряда задач.

1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма, на закрепление его устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.

2. Развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается высоким и гармоническим развитием всех физических качеств -- силы, выносливости, ловкости и быстроты. Специалисты считают, что на фоне общего, доступного для каждого школьного возраста уровня развития всех физических качеств в начальных классах нужно воспитывать ловкость и быстроту, в средних -- наряду с ловкостью и быстротой частично общую выносливость и только в старших классах -- ловкость, быстроту, силу и специальную выносливость. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества .

3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т.п.).

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получать четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.

К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы .

Заключение

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: 2 целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Список использованной литературы

1. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Просвещение, 1987.

2. Коротов, В.И. Воспитание как предмет педагогической теории/ В.И. Коротов. - М., 1997.

3. Крившенко, Л.П. Педагогика/ Л.П. Крившенко.- М.: Проспект, 2005.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие/ Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1998.

5. Подласый, И.П. Педагогика/ И.П.Подласый. - М.: Просвещение, 2000.

6. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. -- М.: Школа-Пресс, 1997. -- 512 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Формы организации и структура педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность по Б.Т. Лихачеву, К.Д. Ушинскому.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    История возникновения и развития педагогических законов и закономерностей. Специфика проявления законов диалектики в педагогике, основной закон педагогического процесса. Закономерности целостного педагогического процесса, его основные компоненты.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2009

    Сущность педагогического процесса, его целостность, законы, закономерности и принципы. Образование как "воспитывающие обучение" и "обучающее воспитание". Образовательные программы и стандарты. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.

    реферат , добавлен 21.06.2015

    Организация воспитательного процесса, исследование его законов и закономерностей: социальных условий, психических законов, особенностей развития личности и сущности самого педагогического процесса. Современные воспитательные системы, авторские школы.

    реферат , добавлен 29.11.2009

    Понятие педагогического процесса, его структура, этапы, закономерности и общие свойства. Анализ позиции различных авторов при рассмотрении сущности целостного педагогического процесса. Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе.

    реферат , добавлен 25.12.2015

    Целостный педагогический процесс как категория практической реализации воспитания. Понятие целостного педагогического процесса. Цели и задачи воспитательной деятельности. Движущие силы педагогического процесса. Социально–личностное развитие детей.

    реферат , добавлен 23.09.2014

    Авторская концепция организации педагогического процесса. Личностно-ориентированный подход для развития всех сторон личности ребёнка. Образовательный, воспитательный и развивающий блоки педагогического процесса. Личности с умением учиться как результат.

    творческая работа , добавлен 06.08.2009

    Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления, его структура и главные компоненты. Сущность, содержание процесса обучения и воспитания, оценка его значения на современном этапе, направления и особенности исследования.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ. Двусторонний характер процесса воспитания. Закономерности и принципы педагогического процесса. Методы стимулирования и коррегирования познавательной деятельности.

    курс лекций , добавлен 31.12.2010

    Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Сущность педагогического процесса. Взаимодействие всех участников педагогического процесса. Переход от решения одной педагогической задачи к другой. Неразрывность воспитания и обучения.

Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

Закономерности целостного педагогического процесса

Под закономерностями педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.

Выделены законы (закономерности) педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса являются выражением его сущности.

Выделяют следующие группы закономерностей педагогического процесса:

Обусловленные социальными условиями;

Обусловленные природой человека;

Обусловленные сущностью воспитания и обучения.

Закономерность, обусловленная социальными условиями, - зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей, возможностей и условий. От общественных условий и потребностей зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия, в которых они будут осуществляться, как будут использоваться полученные результаты.

Закономерности, обусловленные природой человека:

Определяющая роль характера деятельности и общения в формировании личности;

Зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.

Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности:

Взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;

Взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;

Взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе;

Взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.

В педагогике есть и другие подходы к классификации закономерностей.

Принципы целостного педагогического процесса

Определение и объяснение основных принципов организации педагогического процесса продолжает волновать как педагогов-теоретиков, так и практиков-учителей на протяжении нескольких столетий. Они постоянно уточняются, обогащаются, частично трансформируются в зависимости от изменяющихся воспитательно-образовательных концепций. В последние годы намечается тенденция называть принципами любые условия или правила организации отдельных составляющих частей целостного педагогического процесса, что представляется не очень целесообразным и научно обоснованным.

Принципы целостного педагогического процесса - система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность.

Принципы целостного педагогического процесса - проявление должного в педагогическом процессе: организуй педагогический процесс с их учетом и получишь высокий результат. Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника) и определяют эффективность обучения в различных формах, при различном его содержании и организации. В них выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М. А. Данилов). Безусловно, возникает необходимость в постоянном объяснении и определении, как и при каких более частных условиях сработают те или иные методы, каковы требования применения тех или иных средств воспитания и обучения и т.д. По это уже более частные и конкретные требования, методические, технологические правила. В своей жизни мы тоже пользуемся определенными основополагающими для нас принципами, но мы не называем любое возникающее в жизни требование принципом.

Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа и распространяющиеся на его отдельные стороны. Ими предусматривается типичный способ действия учителя в типичной ситуации. "...Сами эти правила не имеют никаких границ: их можно вместить на одной печатной странице и из них можно составить несколько томов. Это уже свидетельствует, что главное дело совсем не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают" (К. Д. Ушинский).

Принцип гуманизации педагогического процесса может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Гуманистические идеи в философской и педагогической мысли зародились еще в древности. Одним из первых философов, четко определивших гуманистическую основу взаимодействия учителя и ученика, был китайский философ, живший до нашей эры, - Конфуций. Коммунистическая педагогика провозгласила гуманистический характер педагогического процесса в советской школе. По-настоящему гуманистической была педагогика А. С. Макаренко, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, но в последствии этот принцип превратился скорее в лозунг, чем в реальное руководство к действию и вновь был возрожден в отечественной педагогике, прежде всего, в работах и педагогической деятельности В. А. Сухомлинского и учителей, выступавших за педагогику сотрудничества: Шаталова, Лысенковой, Ильина, Щетинина, Караковского и др. Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей.

Правила осуществления принципа гуманизации:

Полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;

Опора па положительные качества воспитанника;

Создание ситуации успеха;

Защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии.

Полная реализация принципа гуманизации ведет к облагораживанию любого педагогического процесса и поведения его участников, к интеллектуализации их взаимоотношений, к правовой защите их от неблагоприятных воздействий среды, а также во взаимоотношениях друг с другом. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных воспитательных отношений.

Принцип демократизации появился еще в ранней буржуазной педагогике. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Правила осуществления принципа демократизации:

Индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;

Организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;

Создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;

Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;

Введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности;

Взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников;

Широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях.

Принцип природосообразности впервые был сформулирован еще античными философами, но наиболее четко и содержательно Я. А. Коменским. В его трудах обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека, согласовывать организацию всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и природой, в которой живет ребенок, ее развитием и изменениями. Практически нет ни одного педагога, так или иначе не внесшего своего вклада в развитие этого принципа. Из русских педагогов следует выделить К. Д. Ушинского, сторонника антропологического направления в педагогике.

В советской педагогике этот принцип менялся несколько раз. Сначала он был сужен до принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, но позднее был дополнен принципом индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 1990-х гг. происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа учащегося, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становятся главными и определяющими факторами. Этот принцип требует, чтобы педагогический процесс строился но правилам:

Организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье учащихся, способствующий созданию здорового образа жизни;

Направлен на самовоспитание, самообразование, самообучение учащихся;

Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

Опирается на зону ближайшего развития, определяющую возможности учащихся.

Принцип природосообразности может рассматриваться и как экологическая защита человека от возможного разрушительного влияния педагогического процесса, его насильственного давления.

Принцип субъектности - развитие способности ребенка осознавать свое Я во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике XIX в. И связан, прежде всего, с именем немецкого педагога А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).

Правша осуществления принципа культуросообразности:

Понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающей их будущее;

Максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры;

Обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании;

Формирование творческих способностей и установки у учащихся па потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности учащегося.

Правила осуществления принципа :

Установление прочных связей и отношений между всеми сферами жизнедеятельности учащихся;

Налаживание взаимодействия всех сфер жизнедеятельности учащихся в целях выявления педагогического потенциала каждой из них, особенно семьи;

Обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер жизнедеятельности учащихся.

Полная реализация данного принципа должна привести к взаимной ответственности всех причастных к образованию структур за результаты их деятельности.

Научность . Этот принцип, прежде всего, реализуется в отборе содержания образования и в его соответствии современному уровню развития науки и техники. Этот принцип является основополагающим при разработке учебных планов, учебных программ, учебников. Кроме того, этот принцип проявляется в том, что учитель в преподавании тех или иных дисциплин применяет методы их изучения, адекватные соответствующим наукам. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали умениями и опытом научного поиска, способами научной организации учебного труда. Этому в большой степени способствуют использование проблемных ситуаций и организация исследовательской деятельности учащихся, овладение ими в процессе учения умениями наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции. В школе необходимо вооружить умениями слушать и фиксировать устное изложение (особенно лекционное), вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, работать в библиотеке, овладевать навыками самообразования.

Доступность. Все, что передается воспитанникам и какие для этого подбираются методы и средства, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности.

Правила реализации принципа, разработанные Я. А. Коменским и другими авторами:

Переходить от близкого к далекому;

От легкого к более трудному;

От известного к неизвестному;

Учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями и.m требованиями.

На первый взгляд, возникает определенное противоречие между этим принципом и принципом научности. По сложность педагогического процесса и заключается в том, чтобы каждому ребенку изложить научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал, но не на столько, чтобы исказить его научную сущность.

Наглядность. Я. А. Коменский считал этот принцип "золотым правилом дидактики", предлагая все что возможно предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них. Но не надо это понимать так, что на всех уроках и всегда необходимо использовать какие-то наглядные изображения или сами изучаемые объекты. Речь идет о разумности и мере, учете специфики предлагаемого материла, возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых и воспитываемых. Польский дидакт Ч. Куписевич и другие дидакты сформулировали правила его реализации:

Прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса;

Познавательной деятельностью ученика в процессе использования наглядных средств надо руководить;

Рационально сочетать слово и наглядное изображение;

Применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, наглядные пособия, ТСО (технические средства обучения) и современные информационные технологии;

Использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;

Предметная наглядность в зависимости от возраста детей заменяется символической.


Похожая информация.


Педагогический процесс имеет свои особые закономерности. Они определяются как объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями и сторонами педагогического процесса.

Среди общих закономерностей педагогического процесса И.П. Подласый выделяет следующие:

динамику педагогического процесса . В педагогическом процессе величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный «ступенчатый» характер. Следствие действия закона: тот ученик обладает более высокими общими достижениями, у которого лучше промежуточные результаты;

развитие личности в педагогическом процессе . Педагогический процесс способствует развитию личности;

управление образовательным процессом . Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;

стимулирование. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов образовательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних стимулов;

единство чувственного, логического и практического в педагогическом процессе;

единство внешней и внутренней деятельности ;

обусловленность педагогического процесса . Течение и результаты образовательного процесса зависят от потребностей, возможностей личности и общества и условий протекания процесса.

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса – исходные, ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций.

принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой . Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

Принцип научности . является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей.

ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения .

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. . Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни., прежде всего обучения и воспитания.

Содержание образования один из основных компонентов педагогического процесса и важнейшее средство формирования личности. Содержание образования – педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности. В истории педагогики выдвигались теории формального, материального, утилитарного (Рассчитанный только на получение пользы, выгоды, узко практический (неод.). 2. Прикладной, практический.)Сторонники «формального образования» (Дж. Локк, И.Г Песталоцци, И. Кант, И.Ф. Гербарт и др.) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению, сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.

Сторонники «материального образования» (Я.А. Коменский, Г.Спенсер и др.) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщение ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления, способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».

К.Д. Ушинский и другие педагоги доказывали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом. Формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств, ремесел. Каждая наука, каждый язык, искусство или ремесло своими особенными приемами и свойствами своего материала, своей методологией воздействуют на развитие ума, интеллектуальных способностей и умений. Известный представитель философии прагматизма, американский педагог Дж. Дьюи (1859-1952) в основу школьного образования положил организацию практической деятельности детей. При этом он утверждал, что «материал обучения нужно брать из опыта ребенка». В ходе практической деятельности учащиеся овладевали знаниями по разным предметам.

В современной педагогике утвердился личностно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, с позиций которого «содержание образования – это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В.С. Леднев).

В последнее десятилетие в Республике Беларусь наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к формированию содержания образования, прежде всего в высшей школе. Компетентностный подход предполагает реализацию в содержании образования практико-ориен-тированного характера профессиональной подготовки студентов, усиление роли их самостоятельной работы по разрешению задач профессионального характера. Компетентность выпускника вуза трактуется как выраженная способность (доказанная возможность) применять знания и умения, решать и реализовать широкий круг вопросов из профессиональной, социальной и личностной сфер (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий).

· Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности , усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это - основные понятия, категории, термины, факты, основные законы науки, теории и концепции; знания о способах деятельности, методах познания и истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе и т.п. Эти знания и составляют когнитивный опыт человечества и отдельной личности.

· Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу, то есть система умений и навыков. Этот компонент содержания образования представлен как интеллектуальными, так и практическими умениями; как умениями, общими для многих предметов (сравнить, выделить существенное, составить план, сделать вывод и др.), так и специфическими для определенного учебного предмета. Умения и навыки являются основой конкретных видов деятельности, овладение ими позволяет новым поколениям воспроизводить и сохранять культуру.

· Опыт творческой деятельности , выражается в готовности к творческому преобразованию действительности. Эта готовность обеспечивается творческими умениями такими, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы; нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных или не являющихся комбинацией известных способов решения.

· Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру. Этот компонент определяет нормы отношений человека, а значит его воспитанность. Именно отношения лежат в основе системы ценностей и мировоззрения личности, культуры ее чувств и привычек поведения.

Источниками содержания образования является культура общества и ее компоненты: наука, материальное производство, духовные ценности, виды и способы деятельности, существующие в обществе, средства, организационные формы обучения и др.

На основе образовательных стандартов разрабатываются нормативные документы, определяющие содержание образования: учебные планы образовательных учреждений, учебные программы, учебники и учебные пособия (см. схему 12, с. 64).

Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов в соответствии с Законом ««Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции от 19.03.2002).

«В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования» (статья 11). Государство определяет стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях образования. Это дает возможность осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, диагностировать результаты образования, обеспечивать единый уровень общего образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений. Кроме того, реализация стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ; нормализации учебной нагрузки; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; принятию обоснованных управленческих решений и т.п. Функции образовательных стандартов: социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

В учебном плане общеобразовательной школы, который упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям.

Типовые учебные планы в Республике Беларусь утверждает Министерство образования. На их основе ежегодно Министерством образования утверждаются учебные планы на текущий учебный год для всех типов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования независимо от формы собственности.

Учебный план содержит базовый (инвариантный) и школьный (вариативный) компонент. Школьный компонент определяется решением педагогического или методического совета школы с учетом пожеланий учащихся и их родителей, наличия соответствующих педагогических кадров и материально-технической базы школы.

Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Обычно учебная программа состоит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В объяснительной записке коротко раскрывается структура содержания учебного предмета, показываются его роль и функции в учебном плане, обосновываются цели и задачи изучения предмета, дается общая характеристика методов, форм, средств обучения. Основная часть программы отражает содержание, структуру учебного предмета. В ней излагаются основные положения каждой темы с указанием количества часов на ее изучение. В этой части должны реализовываться цели и задачи, поставленные в объяснительной части учебной программы; четко разделяться обязательный для изучения и дополнительный материал; указываться возможные средства обучения, а также лабораторные, практические, экскурсионные и т.п. занятия. В данной части программы содержатся также указания на межпредметные связи при изучении тех или иных тем, выделяются ведущие идеи, понятия, проблемы науки, которые изучаются в учебном курсе.

На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогического процесса – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса. В принципах педагогического процесса раскрываются теоретические подходы к построению и управлению педагогическим процессом. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя подходят к организации педагогического процесса, а следовательно, имеют нормативный характер. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогического процесса.

Важно подчеркнуть, что принципы педагогического процесса носят исторический характер. По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. Формулировали принципы обучения Я.А. Коменский, И.Ф. Песталоцци, А.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, в советский период развития педагогики – М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др. Характеристику принципов педагогического процесса начнем с тех из них, которые носят методологический характер , то есть с метапринципов.

1 . Принцип целостного подхода к педагогическому процессу . Данный принцип требует при организации педагогического процесса ориентироваться на интегративные (целостные) характеристики личности. Сама личность должна пониматься как целостность, сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение. Педагогический процесс эффективен, если ученик (воспитанник) в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами, недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к себе и окружающему миру.

Этот принцип отражает необходимость:

Целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности;

Взаимодействия школы, семьи и внешкольных учреждений;

Единого стиля и тона отношений к ребенку;

Гармоничного сочетания применяемых методов, средств, форм педагогического процесса.

2. Принцип природосообразности педагогического процесса (Я.А. Коменский, А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.). К.Д. Ушинский формулировал этот принцип так: «Обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся». Принцип природосообразности в современной трактовке исходит из того, что обучение и воспитание должны основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.

Данный принцип требует опоры на природу ребенка, на законы его развития, создания условий для самопознания и самореализации. В педагогике советского периода этот принцип формулировался как принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе . Принцип природосообразности указывает на необходимость возрастной и половой дифференциации содержания, методов и форм педагогического процесса, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

3. Принцип культуросообразности педагогического процесса определяет отношения между педагогическим процессом и культурой как средой, растящей и питающей личность (П. Флоренский). Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что педагогический процесс должен основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур. Воспитание, с позиции культуры, есть организованное педагогом-профессионалом последовательное и неуклонное введение ребенка в контекст современной культуры посредством овладения всеми основными достижениями мировой культуры и развитие способности к созиданию новых достижений культуры (по Н.Е. Щурковой). Данный принцип требует решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, нравственной, эстетической, политической, экономической и др.). Культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы педагогического процесса.

4.Принцип личностного подхода в педагогическом процессе исходит из представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Этот принцип означает, что при конструировании и осуществлении педагогического процесса педагог должен ориентироваться на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Принцип требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

5. Принцип деятельностного подхода в педагогическом процессе опирается на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности. Поэтому педагогический процесс может рассматриваться как процесс организации разнообразной деятельности учащихся (воспитанников). Этот принцип требует превращения ребенка в субъекта деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической) в процессе воспитания и обучения. Для этого необходимо научить его целеполаганию, планированию, организации деятельности, ее регулированию и контролю, а также самоанализу и оценке результатов деятельности.

6 . Принцип полисубъектного (диалогического) подхода в педагогическом процессе предполагает личностно-равноправные позиции учителя и учащихся. Формы сотрудничества между ними развиваются от максимальной помощи педагога в организации деятельности учащимся к постепенному нарастанию их собственной активности.

В реальной педагогической практике учитываются так же и частные принципы, например, принципы отбора содержания педагогического процесса и принципы организации педагогического процесса . Ими педагог руководствуется в повседневной педагогической деятельности. Назовем их и коротко охарактеризуем.

· Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе) предполагает оптимальное сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм педагогического процесса.

· Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся . Реализация этого принципа обеспечивает формирование отношений воспитанников к окружающей действительности: природной и социальной среде, деятельности людей, различным культурными ценностями и т.п. В конечном счете данный принцип направлен на формирование собственной жизненной позиции человека. Это требование реализуется, если в процессе обучения теоретический материал сочетается с различными видами практических занятий; учитель опирается на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень.

· Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Данный принцип нацеливает педагога стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения. Это выражается в том, что учитель формирует активное отношение школьников к учению, способствует осмысленному и сознательному

усвоению ими учебного материала.

· Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Выполняя этот принцип, педагог исходит их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения к ней.

· Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является современной трактовкой утверждения А.С. Макаренко о том, что «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

· Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Содержание учебного материала включает фундаментальные вопросы основ наук. Принцип нацеливает педагога на ознакомление школьников с некоторыми методами и приемами научно-исследовательской работы.

· Принцип гражданственности отражает социальные аспекты образования, необходимость формирования гражданского самосознания, патриотизма, национальных ценностей. Данный принцип выражается и в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости.

· Принцип наглядности выражает требование применять в процессе обучения разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся.

· Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании . Реализуется в педагогических воздействиях семьи и всех учреждений системы образования; всех педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью; в разнообразных учебных и воспитательных программах; осуществляется между различными ступенями образования (начальной, базовой, средней, высшей школой). В частности, этот принцип предписывает учителю использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала. Кроме того, реализация принципа обеспечивает систематические знания, умения и навыки по учебному предмету.

· Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности . Осуществление данного принципа обеспечивает подготовку учащихся к восприятию учебного материала и изучение этого материала на высшем уровне их возможностей. Иначе говоря, этот принцип направлен на создание условий для развивающего обучения.

· Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатов предписывает так организовывать педагогический процесс, чтобы он обеспечивал достижение целей образования.

Все принципы педагогического процесса проявляются во взаимосвязи. Так, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов предполагает обеспечение сознательности и активности, принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога и т.п.

Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания. В каждой авторской педагогической системе формулируются авторские принципы педагогического процесса, но в них так или иначе отражаются общепризнанные (традиционные) принципы педагогического процесса, охарактеризованные выше.

Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы).

Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока не усвоен хорошо предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему».

Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

Правила имеют относительный характер, их применение оправдано во многих, но не во всех случаях.

В концепциях воспитания также формулируются правила воспитания. Например, создатель концепции педагогической поддержки, известный педагог О.С. Газман советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

Ребенок не является средством в достижении педагогических целей.

Принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий.

Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур!

Самореализуйся в творческой самореализации ребенка.

Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

Доверяя – не проверяй.

Признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее.

Умей признать свою ошибку.

Защищая ребенка, учи его защищаться.

Резюме

Проблема целеполагания одна из важнейших проблем педагогики. Под целью педагогического процесса понимают предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия. Понятия «цель» и «задача» педагогического процесса различаются масштабом своего значения по отношению к результату педагогического процесса и временными рамками.

Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику. Цели педагогического процесса имеют разноуровневый характер, так как задаются на макросоциальном, микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Первоначально они являются социальным заказом общества в виде идеала (эталона) личности, затем конкретизируются в рамках отдельных педагогических систем и в каждом конкретном цикле педагогического взаимодействия в виде общих и частных педагогических задач.

В настоящее время стратегической целью педагогического процесса в рамках общеобразовательной школы выступает формирование базовой культуры личности, структурными компонентами которой являютсягражданская культура, информационная культура, нравственная культура, эстетическая культура, экологическая культура, культура здорового образа жизни, культура трудовой и профессиональной деятельности и др. Владение технологией целеполагания – важный показатель профессионального мастерства педагога.

Проблема закономерностей, принципов и правил педагогического процесса является одной из центральных в педагогике, хотя и не имеет однозначного решения. Однако современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе принципов педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса выражают общие тенденции развития и функционирования педагогических систем. Принципы педагогического процесса как наиболее общие требования к его организации и осуществлению реализуются через конкретные правила обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса имеют исторический характер. В авторских педагогических системах формулируются авторские принципы педагогического процесса, но они так или иначе взаимосвязаны с общепризнанными (традиционными) принципами педагогического процесса, прошедшими испытание временем.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «цель педагогического процесса». Как данное понятие соотносится с понятием «задача педагогического процесса»?

2. Чем обусловлен разноуровневый характер целей и задач педагогического процесса? Охарактеризуйте уровни целеполагания в образовании.

3. Какие воспитательные идеалы общества наблюдались в разные исторические эпохи? Каков современный социальный заказ общества?

4. Обоснуйте актуальность формирование базовой культуры личности как цели образования в средней школе. Какие компоненты составляют базовую культуру личности?

5. Раскройте особенности технологического подхода к педагогическому целеполаганию.

6. Предложите пути решения проблемы согласования целей и задач педагога с целями и

задачами учащихся.

7. Каким образом взаимосвязаны закономерности, принципы и правила педагогического процесса?Определитеэти понятия.

8. Охарактеризуйте основные группы закономерностей педагогического процесса.

9. Назовите метапринципы педагогического процесса. В чем заключается их методологическое значение для педагогической деятельности и педагогического процесса в целом?

10. Раскройте содержание общепризнанных (традиционных) принципов педагогического процесса. Приведите примеры правил их реализации в практической деятельности педагога.

1. Афонина,Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина; под ред. О.А. Абдуллиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 46-54; С. 211-240.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образо- вания / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 65-75.

3. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 193-207.

4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 128-145; С. 154-159; С. 431-436; С. 440-466.

5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. .- Кн. 2: Процесс воспитания. –

С. 22-26; С. 40-57.

6. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. III, IV.

7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 165-184; С. 290-299.

8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. –

С.246-247; С. 216-219.

В ваш педагогический словарь

· Цель педагогического процесса – предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.

  • Задача педагогического процесса – ближайшая, тактическая цель.

· Базовая культура личности – уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций.

· Компетенция – совокупность знаний, умений, и личностных свойств (отношений) человека, которые характеризуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.

· Закономерность педагогического процесса - совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование.

· Принципы педагогического процесса – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса.

Материал для «вставок на полях или по тексту»

«Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна» (Д. Дидро).

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом с самостоятельной волей (Гегель).

…совершенствование твое есть твоя цель (А.Н. Радищев).

Воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами (Н.И. Новиков).

Каждый педагог должен осознавать цели образования, видеть образ того идеального выпускника, которого должна выпустить школа (В.О. Ключевский).

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладевают гражданские отношения (А. Дистервег).

«Вся прелесть детей для нас, особая, человеческая их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что мы, будут лучше нас» (В.С. Соловьев).

Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты (В.М. Бехтерев).

Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина. Мы должны воспитывать человека, который обязан быть счастливым (А.С. Макаренко).

«Реализуемые школой цели обучения… только тогда приобретают для учащихся реальный смысл, когда связываются с конкретными и легко понимаемыми задачами, которые ставит перед ними школьная работа на уроках, во внеклассное время, дома, в работе на ближайшие недели и месяцы (В. Оконь).

Я осуждаю всякое насилие при воспитании… юной души, которую растят в уважении к чести и свободе (М. Монтень).

Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту (Я.А. Коменский).

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому самостоятельность – средство и одновременно результат образования (А. Дистервег).

Все физические и духовные силы человека подлежит развитию сообразно его индивидуальным особенностям (М.И. Демков).

Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуверенность в себе (К.Д. Ушинский).

«Культурное развитие приобретает совершенно своеобразный характер, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся организм ребенка» (Л.С. Выготский).

«…уважайте слезы ребенка, его сегодняшний день и час, его болезни роста» (Я. Корчак).

Чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка. И тем больше риск впасть в непроходимые взаимные заблуждения» (В. Леви).

Все, что есть в человеке как человеке, предстает в виде культуры (М.С. Каган).