Что включает в себя портфолио учителя. Что такое портфолио учителя? Подробнее

ПОРТФОЛИО

профессиональной деятельности

Фирсовой Светланы Геннадьевны-

воспитателя школы-интерната

Мой девиз: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанников» (В.Даль) Педагогическое кредо: «Начал дело – доводи до конца», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Лучше сделать один раз хорошо, чем несколько раз плохо», «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой»

Профессиональные и личные качества:

Ценю в людях доброту, порядочность, честность, отзывчивость. Считаю, что я обладаю этими качествами и стремлюсь воспитать эти качества в детях, с которыми я работаю.

Личностные ценности: коммуникабельность, доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Образование: высшее

Барнаульский государственный педагогический институт 04.07.1988

Специальность: немецкий язык

Квалификация: учитель немецкого языка средней школы

Общий стаж работы: 31 год

Педагогический стаж: 22 года

В должности воспитателя: 6 лет

В данном образовательном учреждении: 5 лет

Наименование учреждения:

общеобразовательная школа-интернат

Адрес учреждения:

Алтайский край, г. Алейск, ул. Олешко 70.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Применяю в работе современные образовательные технологии:

1. Информационно-коммуникативная

2. Коррекционно-развивающая

3. Здоровьесберегающая

4. Игровая

5. Личностно-ориентированная

6. Технология портфолио

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

1. ГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия »

Тема: «Комплексное сопровождение детей и подростков с особыми образовательными потребностями» - 72 часа

09.06.2011-20.06.2011г.

2.Филиал ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» г. Канска Красноярского края

Тема: «Организация и содержание коррекционно - развивающего сопровождения образовательного процесса в условиях современного образования» - 108 часов

21.09.2015-03.10.2015г.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников в коррекционной школе»

Период работы: 01.09.2014-01.09.2019

Основные мероприятия:

1. Изучение литературы, подборка материалов по изучаемой теме.

2. Изучение опыта работы передовых педагогов.

3. Создание персонального сайта, использование в работе интернет-ресурсов и распространение опыта своей работы.

4. Самоанализ своей профессиональной деятельности.

5. Анализ анкетирования, тестирования и диагностики воспитанников.

6. Проведение открытых мероприятий.

7. Участие в конкурсах, семинарах, в работе педсоветов, совещаний, МО воспитателей.

8. Участие в проекте «Источник знаний» интернет-портала

Pro Школу. ru

9. Отчёт о работе по теме.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВОЕГО ОПЫТА

1.Открытые мероприятия:

Правовой час «В защиту детства». 2011-2012уч. год

Фольклорный праздник «Озорные посиделки».

2012-2013уч.

Праздник здоровья «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!» 2013-2014уч. год

Новогодний праздник «Здравствуй, Новый год

2013-2014уч. год

Устный юмористический журнал «Весенняя мозаика»

2014-2015уч. год

Выпускной вечер «Прощай, школа!» 2014-2015уч. год

2.Открытые выступления:

- «Создание коррекционно-развивающей, воспитательной и социальной среды в коррекционном учреждении».

2012-2013уч. год (МО)

- «Дети с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью».

2013-2014уч. год (МО)

-«Из опыта работы воспитателей по социальной адаптации воспитанников» 2014-2015уч.год (педсовет)

3. Публикации своих методических материалов на личном сайте infourok.

4.Участие в педагогическом интернет-сообществе «Моё образование».

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Почётная грамота администрации школы

«За большую оформительскую работу в кабинете немецкого языка» 1993г.

2. Почётная грамота администрации школы «За достигнутые успехи в учебно-воспитательном процессе» 1994г.

3. Грамота Алейской общественной организации профсоюза работников образования и науки «За приложенные усилия для сплочения коллектива и отстаивания его социальных гарантий и интересов» 1999г.

4. Почётная грамота отдела образования Администрации Алейского района «За добросовестный труд в деле обучения и воспитания учащихся» 1996г.

5. Почётная грамота комитета образования Администрации Алтайского края «За добросовестный творческий труд, успешную работу по обучению и воспитанию учащихся» 1999г.

6. Удостоверение ветерана труда Алтайского края 2011г.

7. Грамота администрации школы «За добросовестный труд, творческое отношение к воспитанию подрастающего поколения» 2014г.

8. Грамота администрации школы «За долголетний труд, преданность своему делу, направленные на решение актуальных проблем воспитания нового поколения» 2014г.

9. Благодарность администрации школы «За творческий подход в проведении воспитательных мероприятий» 2013г.

10. Грамоты интернет-портала Pro Школу. ru «За участие в проекте «Источник знаний» с рейтинговыми показателями. (2)

11. Бронзовый диплом «За достижение 1 уровня в рейтинге популярности и активности участников педагогического сообщества «Моё образование» 2015г.

12. Диплом за победу во Всероссийском конкурсе «Вопросита»

Блиц-олимпиада: «Методика воспитательной работы» 2015г.

13. Сертификат о подтверждении создания своего персонального сайта в образовательной сети «Учительский сайт» проекта «Инфоурок».

14. Свидетельства о публикации на сайте.(11)

ДОСТИЖЕНИЯ МОИХ ВОСПИТАННИКОВ

2012-2013 учебный год

1. Почётная грамота администрации школы за второе место в конкурсе спален.

2. Грамота администрации школы за третье место в конкурсе «Чистота - залог здоровья».

2013-2014 учебный год

1. Грамота за первое место в школьном конкурсе уголков группы.

2. Грамота администрации школы за второе место в конкурсе «Новогодний сувенир».

3. Грамота за второе место в общешкольном конкурсе «Мы рисуем

маму».

4. Грамота за второе место в общешкольной выставке «Чудеса природы».

5. Грамота за второе место в общешкольном конкурсе «Новогодняя

открытка».

6. Почётная грамота за третье место в общешкольном конкурсе «Осенние пейзажи».

7. Почётная грамота за второе место в общешкольном конкурсе «Новогодний плакат».

2014-2015 учебный год

1. Грамота за второе место в муниципальном конкурсе «Славим Россию».

2. Грамота за второе место в муниципальном конкурсе «Мы рисуем сказку»

2015-2016 учебный год

1. Диплом Победителя (3 место) Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации «Стенгазета».

УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ

АНАЛИЗ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ

в группе мальчиков (6-9 кл. инт.)

2015-2016 учебный год: сентябрь

Цели мониторинга:

1. Конкретизировать цели воспитательной работы для дифференцированного подхода к учащимся разного уровня воспитанности.

2. Объяснить индивидуальный подход к личности каждого ребёнка.

3. Обосновать выбор содержания и методов воспитательной работы.

4. Соотнести первоначальный результат (сентябрь) уровня воспитанности с конечным (май) и разработать рекомендации по воспитанию учащихся на новый учебный год.

В мониторинге уровня воспитанности приняли участие 12 человек. Изучение проводилось по следующим этапам:

1. Заполнение анкеты учащимися и воспитателем

2. Обработка результатов

3. Анализ результатов

Выводы:

1. Любознательность

Высокий уровень – 0

Средний уровень развития любознательности имеют 9 человек:

Виткин С., Моисеев Д., Иост Ю., Волобуев С., Ленешмидт Е., Пытенко А., Морозов Д.,

Воловой В., Карташов А.

Самый высокий балл оценки имеет Виткин С. (3,7б.)

Низкий уровень – 3 человека:

Анненков А., Афонькин А., Щенёв С. (2,9б.)

2. Отношение к школе (обществу)

Высокий уровень – 1 Волобуев С. (4,1б)

Средний уровень развития имеют 11 человек:

Иост Ю., Виткин С., Моисеев Д., Ленешмидт Е.

Самый высокий балл оценки имеет Щенёв С.(3,9б.)

Низкий уровень – 0

3. Отношение к труду

Высокий – 0

Средний уровень развития трудовых умений и навыков имеют 11 человек:

Карташов А., Щенёв С., Воловой В., Морозов Д., Пытенко А., Анненков А., Афонькин А.,

Иост Ю., Виткин С., Моисеев Д., Волобуев С.

Самый высокий балл оценки имеют: Волобуев С., Пытенко А., Виткин С.(3,8б.)

Низкий уровень – 1 Ленешмидт Е. (2,8б.)

4. Отношение к природе

Высокий уровень – 11 человек:

Афонькин А., Ленешмидт Е., Волобуев С., Щенёв С., Морозов Д., Иост Ю., Пытенко А.,

Виткин С., Моисеев Д., Анненков А., Карташов А. (4-5б.)

Самый высокий балл оценки имеют: Виткин С., Афонькин А. (4,8б.)

Средний уровень – 1 Воловой В. (3,8б.)

Низкий уровень - 0

5. Эстетический вкус

Высокий уровень – 3 человека:

Карташов А., Волобуев С., Афонькин А.

Самый высокий балл оценки имеет Афонькин А. (4,4б.)

Средний уровень – 8 человек:

Воловой В., Пытенко А., Иост Ю., Моисеев Д., Ленешмидт Е., Щенёв С., Анненков А., Виткин С.

Самый высокий балл оценки имеет Моисеев Д.(3,9б.)

Низкий уровень – 1 Морозов Д. (3,2б.)

6. Отношение к себе

Высокий уровень – 5 человек:

Карташов А., Волобуев С., Щенёв С., Морозов Д., Виткин С.

Самый высокий балл оценки имеет Волобуев С.(4,4б.)

Средний уровень – 6 человек:

Воловой В., Пытенко А., Афонькин А., Иост Ю., Моисеев Д., Ленешмидт Е.

Самый высокий балл оценки имеет Афонькин А.(3,9б.)

Низкий уровень – 1 Анненков А. (2,8б.)

В результате диагностики установлено:

- в группе преобладает средний уровень воспитанности детей (3- 4б.);

- лучшие показатели уровня воспитанности имеют:

Волобуев С. (24,5б.), Виткин С. (24б.), Афонькин А. (23,5б.)

Низкий уровень воспитанности имеют:

Воловой В. (20,2б.), Ленешмидт Е. (20,1б.), Анненков А. (19,8б.)

Самый низкий уровень воспитанности имеет Анненков А.(19,8б.)

Наиболее высокий уровень воспитанности сформирован по следующим показателям: умение заботиться об окружающем мире, охранять и любить растительный и животный мир;

Представление о нормах и правилах человеческого общежития, закреплённых Уставом школы, правилами поведения в школе, сформированность уровня любознательности, эстетического вкуса, трудолюбия; умения управлять своим поведением развиты на среднем уровне;

Самый низкий показатель сформированности познавательной деятельности воспитанников.

Исходя из результатов диагностики уровня воспитанности детей, необходимо в течение учебного года:

1. Воспитывать положительное отношение к труду, уважительное отношение к рабочим профессиям.

2. Активизировать и стимулировать познавательную и учебную деятельность воспитанников.

3. Развивать способность к объективной самооценке и самореализации в поведении, воспитанию в себе чувств собственного достоинства, социальной адаптации.

НАША ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Устный юмористический журнал «Весенняя мозаика» (2015год)

Праздник здоровья «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»


2013 год

Выпускной вечер «Прощай, школа!» (2015 год)

2015 год

Конкурс рисунков на асфальте (2015 год)

«Великой победе 70 лет»


Першаева К. Морозова Ю .

Экскурсия в городской парк «Сезонные изменения с приходом осени» (2015 год)

Экскурсия в дом-интернат для пожилых людей и инвалидов «Люди нелёгкой судьбы»

НАШИ СПАЛЬНИ

Мои воспитанники принимают активное участие в оформлении спален, чтобы чувствовать себя уютно и комфортно.


НАША ИГРОВАЯ КОМНАТА

Здесь мы проводим своё свободное время, отдыхаем, выполняем домашнее задание


Оформление стены «Звёздная ночь»

НАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА

Виткин Саша Волобуев Сергей Ленешмидт Егор Пытенко Алёша

СТЕНГАЗЕТЫ

«Наше право» «Навстречу 70-летию Победы!» «Берегите природу» «Новогодний праздник»

Данное Положение о Портфолио учителя позволяет накапливать и систематизировать материал о всесторонней деятельности педагога за отчётный период. Все данные располагаются в определённой последовательности и подтверждаются официальными документами, что облегчает работу педагога при подготовке к аттестации и при получении стимулирующих выплат.

Портфолио сдаётся на проверку в администрацию образовательного учреждения два раза в год с целью оценки качества и результативности труда учителя.

Положение о Портфолио учителя.

1. Общие положения.

1.1. Портфолио учителя - индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика его личных достижений в профессиональной деятельности на уровне качества результата.

1.2. Цель портфолио - мотивация учителя на профессиональное развитие и повышение профессиональной компетентности.

1.3. Портфолио учителя основывается на принципах системности и достоверности.

1.4. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой учителю для:

Заполнения оценочного листа для получения стимулирующих выплат,

Прохождения аттестации,

Представления к государственным наградам,

Представления к различным видам поощрения по итогам учебного года,

Представления при переходе в иное образовательное учреждение в качестве сопровождающих материалов.

1.5. Портфолио должно быть представлено на бумажном носителе.

2. Структура Портфолио

2.1. Общие сведения об учителе.

2.1.1. Фамилия, имя отчество учителя, год и место рождения.

2.1.2. Образование: копии документов.

2.1.3. Повышение квалификации: копии документов.

2.1.5. Почётные звания и награды, правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.

2.1.6. Дипломы различных конкурсов.

2.1.7. Другие документы (по усмотрению учителя: автобиография, анкетирование, характеристика, эссе и т.п.).

2.2. Результаты педагогической деятельности учителя.

2.2.1. Качество обучения преподаваемых предметов за четверть, за полугодие, за год в динамике (сводная таблица).

2.2.2. Итоги промежуточной аттестации и итогового контроля по предметам в динамике (сводная таблица, анализы полученных результатов).

2.2.3. Итоги государственной итоговой аттестации (сводная таблица, протоколы экзаменов).

2.3. Внеурочная деятельность по предмету.

2.3.1.Участие учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях разного уровня (приказы, справки, анализы, грамоты, дипломы, благодарности и т.п.)

2.3.2. Участие учащихся в дистанционных международных, всероссийских интеллектуальных конкурсах, в том числе интернет - конкурсах (справки, результаты, анализы).

2.3.3. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий: предметных недель, декад, конференций, чтений, фестивалей, смотров и т.п. (разработка ВМ с указанием даты, участников, приказы директора).

2.4. Научно-методическая и инновационная деятельность учителя.

2.4.1. Работа по программам кружковых, факультативных и элективных курсов (приказ директора по школе об открытии курсов, программы курсов и анализ результатов деятельности курса).

2.4.2. Работа в разновозрастной группе (тематическое планирование уроков и занятий).

2.4.4. Участие в методической работе разного уровня: подготовка и проведение семинаров, открытых уроков, мастер - классов, создание проектов, выступлений, докладов (справки, материалы, разработки, отзывы, приказы и т.п.)

2.4.5. Отчёт о работе по теме самообразования (материалы работы, справка).

2.4.6. Профессиональные конкурсы разного уровня (приказ, справка, грамота, диплом, благодарность и т.п.)

2.4.7. Наставничество педагога (справка, анализ результатов).

2.4.8. Участие в Интернет - сообществах (указание электронного адреса и содержания личной странички, личного кабинета, создание сайта, электронного портфолио, название интернет - публикаций, участие в конкурсах, дистанционном обучении и т.д.)

2.4.9. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий: физкультминутки; экскурсии, походы, прогулки; мероприятия по сохранению и восстановлению психического и физического здоровья детей - диагностики, анкетирования, опросы (разработки, справки, данные диагностик с анализом, выводом и рекомендациями для дальнейшей работы, фотоматериалы, рисунки, отзывы и т.п.)

2.4.10. Публикации разного содержания и уровня (напечатанные материалы, выходные данные).

2.4.11. Образцовое содержание и развитие учебного кабинета (приказ по школе о заведовании кабинетом, анализ работы кабинета, план развития кабинета, фотоматериалы, результаты санитарного состояния, оформление паспорта кабинета).

2.4.11. Участие в работе предметных олимпиад, конкурсов, викторин, жюри, комиссий разного уровня (приказы, распоряжения, справки и т.п.)

2.4.12. Методические разработки учителя (мероприятия, конспекты уроков, дидактические материалы, положения и т.п.)

2.5. Профессиональная деятельность классного руководителя.

2.5.1. Позитивная динамика успеваемости и качества знаний учащихся класса за четверть, полугодие, год (сводная таблица).

2.5.2. Отсутствие пропусков уроков без уважительных причин (таблица-тетрадь с указанием причин).

2.5.3. Активное участие в общешкольных мероприятиях вместе с классным руководителем (справки, грамоты, приказы и т.п.)

2.5.4. Высокий уровень проведения классных мероприятий (разработка мероприятия, отзывы, анализ и т.п.)

2.5.5. Проведение мероприятий с привлечением родителей, общественности (протоколы родительских собраний, разработки, документы, фотоматериалы, отзывы и т.п.)

2.6. Общественная деятельность учителя (справка, отзыв, приказ, фотоматериалы и т.п.).

Портфолио учителя


Что это такое?
Для начала разберемся, что такое портфолио. В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Иными словами, профессиональное портфолио учителя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Для чего это нужно?
В современных условиях у учителя должно быть некое «досье успехов», где отражается все интересное и достойное, что происходит в его жизни. Главное его назначение – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: реализованные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, результаты проведенных исследований. Портфолио помогает проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Раздел 1 . Общие сведения об учителе. - фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография. Несколько советов: имя, отчество и фамилия должны быть обозначены ярко и четко, чтобы они хорошо запомнились с первых секунд просмотра. Шрифт должен быть достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым. Не увлекайтесь изощренными шрифтами с завитушками, с игрой цвета и лишними анимационными эффектами: такие надписи нечитабельны и безвкусны. Поступите по-другому – постарайтесь создать четкую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о вас. - образование. Укажите основную специальность и квалификацию по диплому. Если у вас несколько дипломов, перечислите все. - трудовой и педагогический стаж. Эта часть отражает ваше положение на карьерной лестнице. Перечислите все учебные заведения, где вам удалось поработать - вы продемонстрируете ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один из ключевых параметров оценки учителя. - повышение квалификации. Укажите пройденные курсы, семинары, в которых вы участвовали или были их организатором. Самые значимые курсы опишите более подробно (где, когда прослушаны, проблематика). - награды, грамоты, благодарственные письма. Эта часть дает представление о процессе индивидуального развития педагога. Лучше всего размещать документы в порядке значимости. - копии документов. Это важно для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов, подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя. - материалы, показывающие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету (диагностические таблицы, графики, схемы и т.д.); - сравнительный анализ деятельности учителя за последние годы (обычно за три – пять лет) на основе контрольных срезов, участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях; - результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; - сведения о наличии медалистов; - сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Раздел 3. Научно-методическая деятельность. - обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно-методической литературы, используемых образовательных технологий и средств диагностики; - использование ИКТ и технологий обучения детей с проблемами развития; - работа в методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, вузами и другими учреждениями; - участие в творческих и профессиональных конкурсах; - организация и проведение семинаров, мастер-классов и т.п.; - проведение научных исследований; - разработка авторских программ; - написание кандидатской или докторской диссертации; - подготовка и публикация статьи, доклада, реферата, творческого отчета.

Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету. - творческие и исследовательские работы, выполненные учащимися (достаточно списка этих работ); - список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.; - сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий; - программы работы кружков и факультативов.

Раздел 5
. Учебно-материальная база. Здесь можно поместить выписку из паспорта учебного кабинета: - список справочной литературы по предмету; - список наглядных пособий; - наличие технических средств обучения; - наличие компьютера и компьютерных средств обучения; - аудио- и видеопособия; - наличие дидактического материала; - измерители качества обученности учащихся.

Особый вид портфолио
учителя – папка документов, подготовленных для прохождения аттестации.
Как правило, она представляет собой бумажный вариант портфолио и содержит те же основные разделы. Однако перечень документов в ней строго регламентирован органами образования региона или города; как правило, «лишние» документы на заседании экспертной комиссии не рассматриваются. Большинство документов заверяет администрация школы, многие справки и диагностические таблицы также составляет и подписывает завуч по учебной работе или директор

Габбасова Наталья Геннадьевна
МОУ СОШ № 15 Советского района г. Уфы
Республики Башкортостан
учитель русского языка и литературы

. Образцы портфолио учителя

В условиях модернизации российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием результатов деятельности школьников. В последнее время всё настойчивее в педагогическом сообществе идут разговоры об использовании портфолио для учителей не только профильной, но и общеобразовательной школы.

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

1) это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);

2) рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);

3) проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;

4) тематический, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;

5) методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.

Составленное мной портфолио имеет комбинированный тип. В нём можно найти компоненты всех вышеупомянутых типов. Его созданию предшествовала систематическая самообразовательная деятельность в течение многих лет, что практически позволяло идти в ногу со временем, меняться вместе со всем образовательным сообществом. При его составлении использовались: 1) карта карьеры учителя, 2) критерии конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на премию Президента Российской Федерации, 3) материалы из Интернета, в частности фестиваля “Открытый урок”, 4) критерии для проведения аттестации учителей общеобразовательных школ; 5) собственные наработки по обобщению опыта работы учителей; 6) различные статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие работы учащихся, фотографии. Разделы II, III и IV написаны с учётом всего периода моей педагогической деятельности, остальные охватывают в основном последние пятнадцать лет.

На первой странице данного портфолио указаны фамилия, имя и отчество учителя, его должность, категория, образование (вуз), квалификация, общий стаж работы и стаж работы по специальности, последняя курсовая переподготовка, время последней аттестации и время заполнения портфолио.

В разделе I “Статус учителя” указывается то положение, какое занимает педагог в своей профессиональной области. Здесь могут использоваться такие слова, как “учитель”, “эксперт”, “автор”, “участник”, “член”, “соискатель”, “руководитель”, “выпускник”, “победитель”, “лауреат премии”, “Почётный работник”. Желательно в скобках указывать год освоения каждой ступени в профессиональном росте учителя. После статуса в моём портфолио помещена уменьшенная копия страницы диплома об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации “учитель английского и немецкого языков средней школы”.

Раздел II “Личная карта учителя” составлена на основе представления для участия в конкурсе учителей, проводимом в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. В ней указываются все данные местонахождения учителя и его общеобразовательного учреждения, вплоть до электронного адреса. Кроме этого, я внесла в неё фамилии, имена и отчества директора школы, заместителей директора по учебно-воспитательной и методической работе.

Раздел III называется “Профессиональная автобиография”. В него входят подразделы: “Должности и назначения”, “Самообразовательная карта учителя” и “План по самообразованию на 5 лет (2006–2011 гг.)”. Списки должностей и назначений, награждений и поощрений (раздел IV) составляются на основе записей в трудовой книжке. В самообразовательной карте указываются источники информации, которыми пользуется педагог. В плане по самообразованию необходимо указать тему самообразования, цели и задачи профессионального развития. В него также вносятся виды деятельности, характеризующие этот процесс, включая изучение психолого-педагогической и методической литературы, разработку программно-методического обеспечения учебного процесса, обобщение и распространение опыта работы учителя, а также повышение квалификации.

Раздел V посвящён описанию общественной деятельности, например, членство в профсоюзе и районном комитете профессионального союза работников просвещения, школьном экспертном и методических советах, в общественной организации учителей английского языка и в экспертной группе по английскому языку при районном/городском управлении образования, руководство школьным методическим объединением учителей английского языка и наставничество, участие в районных, краевых и всероссийских ярмарках, а также в профессиональных конкурсах.

Для описания результатов обучающей деятельности (раздел VI) учителю нужно иметь соответствующие данные за несколько лет, которые можно получить при систематическом анализе за четверть, полугодие и год. Указываем здесь уровень обученности, % качества и средний балл в динамике. Учителю следует также фиксировать результаты итоговой аттестации и контрольных срезов, собирать данные о медалистах и выпускниках, продолжающих своё образование (количество поступивших в вузы в % от числа обучавшихся). Сюда же можно поместить результаты контрольных срезов. Желательно иметь данные об успешной учёбе выпускников в вузах, об их участии там в конкурсах и олимпиадах по данному предмету.

С помощью анкетирования, опроса и других методов педагогической диагностики определяем рост мотивации к предмету “английский язык” и предпочитаемые виды деятельности учащихся на уроке. На основе выполненных творческих работ учащихся по данному предмету необходимо описать их количество и качество, использование различных источников информации, включая Интернет-технологии, а также соответствие этих работ требованиям к их содержанию и оформлению. Возможно, они содержат интересную информацию, красочные иллюстрации, рисунки и фотографии.

Особого упоминания заслуживает учебно-исследовательская работа школьников. В своём портфолио я называю темы работ, подготовленных учащимися для итоговой аттестации (по страноведению, по регионоведению, по языкознанию и культуроведению) и указываю их несомненные достоинства.

С помощью интервью, собеседования, наблюдения, ранжирования, анкетирования, срезов знаний, анализа проверочных и творческих работ регулярно провожу наблюдение за результативностью учебно-воспитательной работы по предмету. Например, 95% выпускников 2005–2006 учебного года имеют богатый языковой портфель: 74% из них в 9-м классе посещали элективный курс предпрофильной подготовки “Тайны туманного Альбиона”; 43% посещали курсы довузовской подготовки, проводимые мной; 46,3% участвовали в олимпиадах и различных конкурсах; 100% – в страноведческих викторинах; 24% из них становились призёрами в различных мероприятиях по предмету (некоторые – по несколько раз), все они неоднократно выполняли творческие работы, разучивали стихи, пословицы, поговорки и песни.

К результатам внеурочной деятельности учителя по предмету могут быть отнесены их достижения в мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном, региональном и федеральном. Желательно указать результаты внешней диагностики, если таковые имеются, например, результаты компьютерного и бланкового тестирования, олимпиад и конкурсов, проводимых в вузах, где учатся ваши выпускники. В этом разделе также можно перечислить следующие продукты творческой деятельности школьников: 1) картины по домашнему чтению, 2) кроссворды, 3) ассоциативные сети к прочитанным художественным произведениям, 4) праздничные открытки, газеты, 5) тематические газеты, 6) тексты, переведённые с английского языка на русский, 7) именные акростихи, 8) синквейны; 9) раздаточный материал, 10) мини-сочинения.

В настоящее время учителю в его практической деятельности невозможно обойтись без современных образовательных технологий (раздел VIII), в том числе информационно-коммуникационных. Называя технологии, следует дать их краткую характеристику, как они позволяют (помогают) учителю организовать учебный процесс. Кроме того, можно назвать принципы и методы организации учебного процесса, которые позволяют оптимизировать его. Если есть авторские разработки, следует описать результативность их применения.

В этом же разделе я указываю эффективные приёмы и формы организации деятельности учащихся на уроке и эффективные учебные средства для организации деятельности учащихся на уроке (схемы, планы, карты, таблицы, раздаточный материал, занимательный материал, аудио- и видеокассеты, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, проектор, мяч, карточки с фотографиями, словари, грамматический и лингвострановедческий справочники, памятки, плакаты, глобус). Здесь же можно назвать последние достижения на уроке, которые не вошли ни в один из предложенных разделов, и другую дополнительную информацию (в моём портфолио указаны принципы, соблюдаемые мной в организации учебного процесса, освоенные и апробированные мной методики, а также темы контрольных работ по грамматике, разработанных мной в 4–6 вариантах).

Описывая инновационную деятельность (раздел IX), учителю необходимо указать различного рода новинки, которые не применялись ранее в его работе, которые позволили ему оптимизировать учебно-воспитательный процесс и достичь наилучшего результата. Учителю легче будет освещать этот раздел, если педагогический коллектив школы участвует в эксперименте или занимается инновационной деятельностью. Например, школьная программа развития может быть направлена на осуществление предпрофильного и профильного обучения школьников, а школа может являться экспериментальной площадкой. Учителем могут быть разработаны и апробированы программы расширения по предмету (в рамках государственной программы), элективных курсов предпрофильной или профильной подготовки.

В разделе X “Обобщение и распространение собственного опыта” можно перечислить проведённые открытые уроки за указанный в портфолио период времени, темы и даты выступлений на педсоветах, семинарах и конференциях, формы и темы курсовой подготовки. Упоминания заслуживают также публикации в профессиональных изданиях и материалы для методических бюллетеней, созданные методические разработки и проекты.

Особую ценность в учительском портфолио представляют материалы об участии педагога в различных профессиональных конкурсах, результаты анкетирования, проведённого в школе, и отзывы социума. Желательно отследить все виды и формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя, включая курсы (и дистанционные тоже), семинары, конференции, а также Интернет-ресурсы, составление и апробацию программ.

В раздел “Факты, достойные упоминания” можно поместить то, что не подходит ни в один из указанных разделов (известные имена ваших выпускников, работа в качестве эксперта по аттестации, публикации об учителе в печати).

В Приложения могут быть помещены следующие материалы:

1) автобиография, показывающая раннее проявление склонности к данной профессии (если таковое было), способности к изучению данного предмета и желание изучать его дальше;

2) педагогическая философия – основные подходы к обучению и воспитанию школьников;

3) материалы выступлений на педсоветах, семинарах, конференциях;

4) публикации, если таковые имеются; если их много или они объёмные, достаточно перечислить их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;

5) разработки уроков и внеклассных мероприятий, планы предметных неделей и декад, тематические подборки материалов, каталоги, памятки, программы факультативов или элективных курсов;

6) список литературы из домашней библиотеки, указывающий на профессиональные интересы учителя;

7) каталоги и картотеки дидактических материалов (наглядных, раздаточных);

8) отдельные списки материалов из кабинета (выписки из паспорта);

9) копии рецензий на пособия, разработки, проекты;

10) копии документов, удостоверяющих прохождение курсов, участие в cеминарах и других формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

11) копии дипломов, грамот, сертификатов, полученных учителем и его учениками;

12) образцы творческих работ и проектов учащихся;

13) пояснения учителя к составленному портфолио.

1) готовясь к выступлению на педсовете или семинаре, делайте записи; находите возможность оформить их связным текстом и в печатном варианте;

2) заведите тематические папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами материалы;

3) составляйте картотеки имеющихся материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к урочной и внеурочной деятельности;

4) учитывайте и контролируйте процесс и результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, её оценка и совершенствование;

5) составьте план по самообразованию; это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост педагогического мастерства;

7) используйте компьютер в своей практической деятельности; при отсутствии его найдите возможность приобрести или работать на нём (у родственников, друзей или в компьютерном классе вашей школы); кроме того, для успешной работы на компьютере посетите курсы или обратитесь к специалистам компьютерных технологий. Не лишайте себя возможности получать ещё большее удовлетворение от процесса самообразования и обучения своих учеников! Удачи всем!