Основные виды и формы девиантного поведения. Концепции девиантного поведения. Что такое девиантное поведение

​​​​​​​Девиантность, девиантное - это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, или , который не типичен для общей популяции.

Девиантное поведение (от. англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Виды девиантного поведения

Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации.

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.

С точки зрения теории аномии (Р. Мертон), девиантное поведение растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно.

Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая внимание к социальной реакции на девиантное поведение. Согласно этой концепции, отклонение является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка какой-либо девиации (например, «врун», «алкоголик», «наркоман», "сексуальный маньяк") и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии девиантного поведения сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья, проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации.

Изучение девиантности

Изучение девиантности основывается на двух различных точках зрения:

  1. Девиантность определяется через единичные критические события. Случаи необычного и крайне активного поведения, характеризуемого безумием и насилием.
  2. Девиантность составила главное содержание многих важных аспектов теории , и

Сравнительная характеристика поведенческих феноменов

Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.

Основные варианты социального поведения.

1. Нормативное поведение («стандартное») - соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.

2. Маргинальное (пограничное) поведение - находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.

3. Нестандартное («ненормативное») поведение - выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:

Креативное (творческое) поведение - реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;

Девиантное (отклоняющееся) поведение - непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.

4. Патологическое поведение - отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение

неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах.

.Основные формы девиантного поведения

1) Преступность 2) Наркомания 3) Алкоголизм 4) Проституция 5)Суицид

Побеги из дома и бродяжничество

Страхи и навязчивости

Вандализм и граффити

Преступность. В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. И если криминология - наука, признанная дать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика - о средствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология - о действиях социальных законов, то роль психологии - раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка. Исследователями выделяются следующие внутренние, психолоические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

Потребность в престиже, в самоуважении;

Потребность в риске;

Эмоциональная неустойчивость;

Агрессивность;

Наличие акцентуации характера;

Отклонения в психическом развитии;

Низкое самоуважение;

Неадекватная самооценка .

Противоправные действия в подростковой возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания.

Наркомания - это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы - наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания - это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

Лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;

Отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

Конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;

Употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

Хранение наркотиков дома;

Наркотическая наследственность;

Состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, не осуществились.

Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направление учебно-воспитательных учреждений - предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей .

Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством и алкоголизмом - просветительные запрещающие меры. Профилактические действия:

Запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках;

Проведение групповой антиалкогольной терапии;

Постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха .

Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности - повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, и правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию .

Суицид. От латинского «убивать себя» - это умышленное лишение себя жизни. Крайняя точка в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют - собственно-суицидальные действия, - суицидивные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания). Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели .

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Примером может служить поведение подростков, следующих примеру своих кумиров.

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска. Психологическая превенция суицида осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.

Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек - демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики.

Страхи и навязчивость. Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение влияния к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны, легко проходят, после успокаивающей беседы. В других случаях могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причиной таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Страхи проявляются в форме навязчивости, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. Для устранения страха у детей и подростков могут использоваться игровые психо-корректирующие технологии и методики.

Вандализм и граффити. Вандализм - одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований. Рассмотрим одну из классификаций мотивов вандализма представленную Кантером Д.К.:

Скука. Причина - желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений; острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.

Исследование. Целью разрушения является любопытство, желание понять как работает система.

Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.

Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечение внимания к себе (Яркий пример Герострата, который сжег храм только ради славы).

Граффити - оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин «граффити» обозначает всякую неразрешимую надпись, знак, деланный любым способом на объектах и частной собственности. Граффити относятся к тому виду разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения.

Классификация граффити не является строгой и абсолютной, но все же они помогает выделить различные формы этого феномена. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли выделяют публичные и личные граффити. М.Кокорев выделяет три вида:

Разрушительные граффити;

Специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково-молодежной субкультуре. Выполнены чаще всего пульверизатором и краской. Кокорев отмечает в последние годы преобладание именно такого типа.

На основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков, можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити:

а) утверждение личности и групповой идентичности, выполнение российских граффитчиков на английском языке объясняется тем, что он является языком молодежной субкультуры;

б) протест против социальных и культурных норм;

в) злобные реакции, содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия;

г) мотивы творчества;

д) сексуальные мотивы;

е) развлекательные мотивы.

Таким образом, вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково-молодежной девиантности .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение должно быть рассмотрено и известно во всех его проявлениях как родителям, так и учителям, воспитателям, руководителям молодежи. Правильное поведение взрослых при появлении факторов, приводящие к девиантному поведению подростков, поможет решить создающуюся проблему на этапе ее раннего становления.

Социальная дезадаптация

школьная дезадаптация

Неуспевающие

Одаренные,

педагогически запущенные дети,

дети и подростки с задержкой психического развития,

с нервно-психическими нарушениями.

(Форма, степень выраженности, динамака, частота, мотивация, опыт)

Природа отклоняющегося поведения различна. Нарушения поведения рассматриваютмся в тесной связи с особенностями личности.

Признаки девиантного поведения (девиация - только если присутствуют все признаки):

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.

Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.

Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.

Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.

Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между рассматриваемыми понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное асоциальный.

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

В рамках рассмотренных видов выделяют следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное.

В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». В строгом смысле определение понятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты. В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями или характеристиками. Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчетачастоты , с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50 % случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2 - 3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству (интеллект, общительность, эмоциональная устойчивость), а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно - небольшие отклонения. Следовательно, конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей.

Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах (при небольших дозах и частоте), но отклоняющимся - при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.

Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные (скрытые) правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Л.Б.Филонов подчеркивает, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.

Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, существует понятие Первичная девиация. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действия и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.

Но есть второй уровень отклоняющегося поведения Вторичная девиация. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Т.е., когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.

При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать Индивидуальные и коллективные формы девиации .

*индивидуальные , когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры.

*групповые, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры)

При определении мотивации отклоняющегося поведениямы можем выделить две группы мотивов.

К первой группе мотивов относятся:

    мотивация вора, афериста, махинатора;

    мотивация наркозависимого, страдающего алкоголизмом;

    мотивация сексуального извращения.

Вторая группа мотивации, так называемая негативная, охватывает спектр опасных и неприятных для мотивируемых лиц действий со стороны социума: от угрозы лишения жизни, до наказания в виде штрафов и общественных порицаний. К этой группе относятся:

    мотивация избегания всех видов наказаний, предусмотренных законодательством;

    мотивация таких вариантов социальных воздействий, как: предупреждение, осуждение, порицание и пр.

Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут попадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.

Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведение

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в "нормальную" жизнь. Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение).

Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

Виды и формы девиации.

Девиация делится на негативную и позитивную.

Позитивная девиация - это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, но не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхтрудолюбие.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения и/или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство и т. д. Причины негативной девиации социологи ищут в самых разных направлениях в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, зависть, гедонизм(получение наслаждения есть цель всей жизни); в их биологических и психологических особенностях (умственные дефекты, психопатия); в социальных условиях жизни (воспитание, человеческое окружение, бедность).

Различают первичную и вторичную девиацию.

Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» индивида; стремление к самореализации, которая почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения и т.д.). Вторичная девиация – это подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

Кроме того, различают девиантное поведение в широком и в узком смысле. В широком смысле девиантное поведение – это поведение любого человека, сбившегося с пути или отклонившегося от социальной нормы.

В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными.

Социальные отклонения агрессивной направленности проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои и такие тяжкие преступления, как изнасилование и убийство).

Отклонения социально-пассивной направленности выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, в нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода отклонениям можно отнести уклонение от работы или учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство (суицид).

Таким образом, девиантное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушения норм морали и незначительных правонарушений до тяжких преступлений.

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные формы девиантного поведения:

1.Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам-накопительство, конформизм(отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд), мазохизм.

2.Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям(семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве.

3. Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

А)поступка (ударить человека, дать пощечину)

Б)деятельности человека(постоянное занятие проституцией, вымогательством)

В)образ жизни человека(преступный образ жизни, бродяжничество)

Ученые классифицируют социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:

1) 3/4социальные отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду(хищения, кражи, мошенничество)

2) 3/4 агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования)

3) 3/4социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Так же подразделяют девиантов: -на несоциализированных - агрессивных одиночек; - социализированных - объединенных в группы несовершеннолетних правонарушителей; - ситуативных правонарушителей - совершающих преступления в зависимости от ситуации.

Охарактеризуем кратко содержание каждой из названных форм девиантного поведения. Отметим также, что, обладая собственным содержанием, так или иначе каждая форма (вид) отклоняющегося поведения имеет связь с другими формами, пересекается с ними.

Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.

Формы проявления насилия разнообразны.

1)Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений жертве.

2)Психическое насилие можно определить как длительное или постоянное психическое воздействие насильника (агрессора, другого субъекта) на жертву, приводящее к психологическим срывам, формированию у жертвы патологических черт характера или тормозящее развитие личности.

3)Сексуальное насилие интерпретируют как вовлечение жертвы в сексуальные действия (без ее согласия) с целью получения удовлетворения или выгоды со стороны насильника.

4)Эмоциональное насилие тесно связано с психическим и означает принуждение, вызывающее душевные переживания.

Различают несколько видов насилия.

1. Садизм (описан французским писателем де Садом) – это насилие, направленное на кого-то. Он выражается, во-первых, в половом извращении, при котором для достижения удовлетворения человек причиняет партнеру боль и страдания. Во-вторых, садизм означает стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями.

2. Другим видом насилия является мазохизм как насилие, направленное на себя. Проявляется в двух формах:

1) полового извращения (описан австрийском романистом Л. Захер-Мазохом), при котором удовлетворение достигается лишь при условии, если партнер причиняет физическую боль;

2) самобичевания, причинения себе страданий. В качестве крайней формы проявления человеком насилия по отношению к самому себе рассматривают самоубийство.

Насилие является одной из форм проявления агрессии. Она представляет собой такое поведение, цель которого заключается в нанесении ущерба, вреда другому человеку, группе, в стремлении унизить, уничтожить, принудить кого-либо к каким-либо действиям.

Различают два основных вида агрессии:

1) реактивную, проявляющуюся в форме гнева, ненависти, враждебности (экспрессивная, импульсивная и аффективная агрессия);

2) инструментальную, то есть целенаправленную и заранее спланированную.

Готовность субъекта к агрессивному поведению называют агрессивностью.

Агрессия является одной из деструктивных форм развития как социальных, так и внутриличностных конфликтов.

Наркомания

Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Развернутое определение наркомании дает комиссия экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Согласно этому определению наркомания – это «психическое, а иногда также физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и другими реакциями, которые всегда включают потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое воздействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием».

Токсикомания

Токсикоманией называют заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, то eсть употребление таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой техники. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.

В результате употребления наркотиков, токсических веществ у человека возникает психическая и физическая зависимость, то есть желание во что бы то ни стало удовлетворить потребность в наркотике, поскольку без него развиваются тревога, страх, аффективное напряжение, внутреннее беспокойство, чувство усталости, слабости, головокружение, ломящие боли в костях и суставах, сердцебиение, озноб или, наоборот, жар в теле, потливость. Все эти понятия можно объединить в одном понятии «синдром абстиненции».

Абстиненция – это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость, или после введения их антагонистов. Она характеризуется психическими, вегетативно-соматическими и неврологическими расстройствами. Протекание абстиненции зависит от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления.

Пьянство и алкоголизм

Пьянство и алкоголизм как виды девиантного поведения тесно связаны между собой, однако имеют и отличия.

Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. Алкогольная зависимость развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые проходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.

Различают три вида алкоголизма:

1) бытовой алкоголизм характеризуется привыканием к алкоголю, однако пьющий человек еще способен контролировать количество спиртного, даже временно прекратить его употребление в неподходящих для выпивки ситуациях;

2) при хроническом алкоголизме утрачиваются характерные для бытового алкоголизма возможности. Толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному принимает патологический характер;

3) осложненный алкоголизм отличается от предыдущих форм тем, что пьющие наряду с алкоголем употребляют барбитураты или наркотики.

Потребление алкоголя в России более чем в 2 раза превышает критический показатель, установленный ВОЗ, за которым алкоголизм представляет уже реальную угрозу для здоровья всей нации. В России на каждого человека, включая младенцев, приходится около 17.литров алкоголя в год (критическое значение в мировой практике – 8 л). Алкоголизм стремительно молодеет, в последнее время средний возраст приобщения к алкоголю снизился с 13-14 лет. По состоянию на 2011 год,на учете в полиции состоят почти 254 тыс. хронических алкоголиков и более 212 тыс. семейных дебоширов на почве пьянства»

Проституция

Проституция означает практику половых сношений вне брака, осуществляемых за вознаграждение (в той или иной форме), которое служит основным либо существенным дополнительным источником средств для избранного (ведомого) образа жизни. Выделяют следующие наиболее важные признаки проституции:

3/4 род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

3/4характер занятий – систематические половые связи с разными лицами без чувственного влечения и направленные на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме;

3/4мотив занятий – заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основными или дополнительными источниками существования проститутки.

Основные виды проституции: мужская и женская, взрослая и детская.

Насчитывается более десятка видов проституток. Среди них: вокзальные, основную их массу составляют малолетние проститутки, беженки из семей алкоголиков и наркоманов; вагонные проститутки; автомобильные, работающие непосредственно в автомобиле клиента; плечевые - женщины, периодически скрашивающие суровый походный быт водителей-дальнобойщиков; воздушные, сезонные, выезжающие в теплое время года на курорты «подработать»; оседлые; мигрантки; организованные «леди», работающие по вызову, с охраной; элитные - изысканные танцовщицы стриптиз-баров, манекенщицы, фотомодели, горничные дорогих отелей; экспортные проститутки, работающие в ночных клубах, стриптиз– барах, цель которых развлекать одиноких гостей.

Патологические и непатологические девиации на почве сексуальных заболеваний

Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний: патологические и непатологические девиации:

1) патологические выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии.

2) непатологические девиации означают отклонения в пределах нормы и служат предметом социально-психологических исследований, поскольку включают отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. Выделяют несколько групп сексуальных девиаций:

3/4отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения - зоофилия (по-другому – скотоложество, садомия). Это такая разновидность полового извращения, при которой половое влечение направлено на животных;

3/4отклонения в способах реализации половой страсти - садизм;

3/4нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам - гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение;

3/4 отклонения, связанные с нарушением полового самосознания, - транссексуализм;

3/4 отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения, - маскулинизация, феминизация (развитие у особей мужского или женского пола вторичных половых признаков противоположного пола, у женщин – усов, бороды, грубого голоса; у мужчин – тонкого голоса, молочных желез и т. д.).

Известны многочисленные формы сексуальных отклонений. Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, нарочитой грубости и циничности. У подростков оно часто сопровождается агрессивностью и особой жестокостью. Главными чертами такого поведения являются пренебрежительное, хамское отношение к женщине и садистские наклонности в контактах с половыми партнерами.

Садизм, как уже отмечалось ранее, – это форма сексуального отклонения, которая проявляется в получении полового удовлетворения или возбуждения страсти с помощью причинения объекту половой связи болей, истязания его, избиения. В форме мазохизма сексуальное отклонение означает получение полового удовлетворения, накала страсти в результате самоистязания или привлечения для этого полового партнера.

Получение полового удовлетворения от созерцания или соприкосновения с вещами женского туалета называется фетишизмом. Его разновидностью считается переодевание в одежды противоположного пола, что ведет к усилению либидо (полового влечения, желания, стремления). В целом это явление называется трансвестизмом. Нередко переодевание используется также для подчеркивания своей принадлежности к другому полу.

Любование собой, половое влечение к собственному телу получило название нарциссизма.

Эксгибиционизм как форма сексуальных извращений означает стремление к обнажению собственного тела, особенно полового органа перед лицами противоположного пола.

Педофилия проявляется в половой жизни с детьми, в принуждении их к этому различными способами.

Скопофилия означает тайное подсматривание за половым актом.

Геронтофилия - это половое влечение к лицам старческого возраста.

Обозначенные формы сексуальных отклонений могут проявляться у отдельных людей не в чистом виде, а сочетаться с другими формами извращений.

Правонарушения

Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

С точки зрения юриспруденции поведение граждан может быть правомерным и неправомерным. Неправомерные действия, или правонарушения, означают такие юридические факторы, которые противоречат нормам права. Они нарушают установленный в стране порядок.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление – это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами. Это – общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, виновно (с умыслом или по неосторожности) совершенное вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности.

Различают разные формы преступности:

3/4 по признакам общественной опасности и уголовно-правового запрета - общегосударственную и общеуголовную преступность (насильственную, корыстно-насильственную, включающую грабежи и разбои);

3/4по формам вины - умышленные и неосторожные преступления;

3/4по субъектам - преступность несовершеннолетних и взрослых, мужчин и женщин, первичную и рецидивную.

Проступок – это тоже противоправное и виновное деяние, однако не представляющее собой большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым.

Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества.

Самоубийство (суицид)

Самоубийство (суицид) – намеренное лишение себя жизни, одна из форм отклоняющегося поведения. Различают завершенный суицид, суицидальные попытки (покушения) и намерения (идеи).

Под самоубийством понимают два разнопорядковых явления:

1) индивидуальный поведенческий акт;

2) относительно массовое, статически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей (например, члены секты) добровольно уходят из жизни.

Не признается самоубийством лишение себя жизни лицом, не осознающим смысла своих действий или их последствия. К таким лицам относят невменяемых и детей в возрасте до 5 лет. При совершении таких действий фиксируется смерть от несчастного случая.

Различают несколько видов самоубийств. Среди них:

3/4эгоистическое самоубийство как результат недостаточной интеграции общества, ослабления связей между индивидом и обществом;

3/4альтруистическое, совершаемое ради действительного или мнимого блага других людей;

3/4аномическое, имеющее место в кризисном обществе, которое находится в состоянии аномии, когда старые нормы не действуют, а новые отсутствуют или не усвоены людьми, когда существует конфликт норм. Все это выражается в отчуждении человека от общества, в апатии, разочаровании в жизни;

3/4искупительное самоубийство как самообвинение, самонаказание; проклинающее, выражающееся в проклинании кого-либо, в протесте против чего-либо или кого-либо;

3/4дезгеллюционное как результат разочарования, неудовлетворенности своим социальным статусом: демонстративное самоубийство как стремление показать реальность суицидальных намерений, обратить на себя внимание, вызвать сочувствие;

3/4аффективное, совершаемое в результате сильного переживания и страдания;

3/4истинное самоубийство – это обдуманное, укрепившееся желание покончить с собой.

Самоубийство – это сложное явление, имеющее философский, нравственный, социальный, культурологический, медицинский и психологический аспекты.

По некоторым данным, в России ежегодно совершается около 100 тыс. самоубийств, включая также самоубийства детей. За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место. К 2011 году число самоубийств составило 21 человек на 100 000 жителей.

Теории девиантного поведения.

Все мы разные и по-разному ведём себя в обществе. Среди различных типов поведения выделяют девиантное. Девианты отличаются от других - нестандартным мышлением и неклассическими путями достижения своих целей.

Асоциальное поведение чаще всего имеет отрицательный окрас, хотя оно не является абсолютно негативным.

Понятие (определение) и виды

Девиантное поведение – это действия, которые отличаются от установленных стандартов и зачастую переходят границы закона, отклонения от общепринятых правил. Понятие весьма абстрактное, оно отталкивается от стандартного поведения и рамок «нормальности», однако в каждом обществе таковые могут отличаться. Поэтому то, что считается девиантным поведением в одной группе людей, во второй называется нормой.

Причины такого поведения

Точные причины данного поведения еще досконально не изучены. Они рассматриваются с точки зрения социологии, психологии, педагогики, медицины и криминалистики, поэтому на сегодняшний день их обнаружена масса в любой из областей жизни. Весьма логично заявить, что для асоциального поведения существует целый комплекс причин.

Основные из них следующие:

  1. Несогласованность целей и средств, которые общество предлагает для их достижения.
  2. Маргинализация, обуславливающая снижение уровня ожиданий и потребностей социума.
  3. Социальные патологии, в частности психические заболевания, алкоголизм, наркомания, ухудшение генетического фонда населения.
  4. Психические причины, среди которых слабоумие, психопатия, дегенеративность, навязчивые страхи.
  5. Туманность мотивации, вроде наставления «делай как можно лучше» - других, не позволяющих адекватно вести себя в конкретной ситуации.
  6. Социальное неравенство.
  7. Войны, техногенные и природные катаклизмы, нарушающие психику людей.

Не менее важной причиной считается излюбленное обществом навязывание ярлыков. Человек, который случайно попал в тюрьму, выйдя из неё априори будет девиантом, ведь нормально относиться к нему мало кто станет.

Факторы, определяющие его развитие

Факторами, определяющими развитие асоциального поведения, можно назвать аддикцию, то есть, стремление убежать от своего внутреннего дискомфорта, поменять своё измененное социально-психическое состояние, решить конфликт внутри себя любыми путями.

Именно этому чаще всего девиантами становятся люди, не обладающие возможностью сделать это легально. Общество давит их, не даёт самореализоваться, ставит ярлыки и всячески напоминает про низкий социальный уровень личности. В итоге последняя считает мир несправедливым, идёт на девиантные поступки, которые, по её мнению, мир заслуживает.

Некоторые девианты говорят, что для них это был единственный вариант, чтобы позволить себе жить, а не исключительно существовать.


Примеры девиантного поведения

Так как девиантным мы можем назвать любое поведение, выходящее за рамки нормальности, указанной в обществе, примеры могут быть любые.

Каннибализм – девиантное поведение почти во всём мире, но ученые до сих пор находят африканские племена людоедов, где каннибализм считается адекватным образом жизни.

В нашем обществе девиантами можно назвать всех, кто пытается сбежать от действительности, используя для этого любые средства, воздействующие на психику, будь то курение, алкоголизм, наркотики или странное поведение, граничащее с безумием.

Например, бунт, который утроили девушки несколько лет назад в Москве, ходя почти без одежды по городу – яркий пример подобного поведения.

Примеры такого поведения в обществе

Если говорить про общество и на более конкретных примерах, то девианты – это:

Девиантом можно родиться, а можно стать, точно так же, как от данного поведения можно избавиться, при желании.

Конфликтность в семейных отношениях

Семья – первый образец поведения, с которым сталкивается человек. Поэтому конфликты в семье, побои, насилие и оскорбления априори приводят к девиантному поведению. Личность «ломается» или наоборот – бунтует, требуя справедливости и уважительного к себе отношения. В конфликтных семьях у детей два пути – стать агрессивной личностью или спокойным маньяком. Девочки из таких семей с детства отдают своё тело всем желающим, чтобы взамен получить хотя бы долю любви.

Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

Формы девиантного поведения в организации

Существует несколько форм ненормального поведения в организации, которые были составлены социальными работниками и психологами:

Инновация – подчинение заданным целям, но совсем не средствам для их достижения. Например, вор может желать разбогатеть, как любой нормальный человек, но достигает данной цели неадекватным путём грабежа.

Ритуализм – цель кажется человеку недостижимой, но он продолжает следовать традициям. В этой форме сейчас живёт большинство граждан СНГ, ежедневно ходя на работу, но не получая наслаждения, продвижения по карьерной лестнице и чувствуя свою нереализованность.

Ретретизм – уход из обществами в следствии несогласия, как с целями, так и со средствами их достижения. Так ведут себя монахи, путешественники, пилигримы.

Мятеж, бунт – попытка создать и ввести свой социальный порядок, изменив цели и средства. Яркий пример – Эрнесто Че Гевара.

Нормальной считается форма подчинения, когда индивидуум подчиняется и цели, и средствам её достижения, указанными обществом.

Чем характеризуется человек – девиант?

Девиант отличается от других людей, его можно охарактеризовать следующими утверждениями:

  • вызывает негативную оценку со стороны общественности;
  • приносит ущерб себе или другим;
  • поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;
  • согласует свои действия с общей направленностью личности;
  • выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

Девиантное поведение находится в пределах медицинской нормы, однако сопровождается специфическими явлениями социальной дезадаптации.

Позитивные и негативные девиации в психологии

Отклонения от норм социума могут быть не только негативными, а и позитивными. Святые люди, гении, первооткрыватели, художники, поэты, писатели, скульпторы, философы – все они девианты, которые мыслят творчески, неординарно. Однако они приносят обществу пользу.

Негативные девиации делятся на две группы:

  • приносящие вред окружающим;
  • приносящие вред самому девианту.

В последнем случае говорится обо всём, что разрушает человеческую личность – от принятия алкоголя и наркотиков до суицида.

Причины девиантного поведения детей и подростков

Данный термин применим к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности.

Среди детей и подростков данное поведение встречается наиболее часто, так как эта социальная группа более уязвима.

К причинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

  • наследственность;
  • ошибки воспитания;
  • конфликты в семье;
  • деформация характера;
  • психические заболевания;
  • психические и физиологические отклонения;
  • негативное влияние СМИ;
  • несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребенка.

Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого.

Проблемы социального характера

Проблемы социального характера заставляют вести себя неадекватно в первую очередь детей и подростков, которые только знакомятся с тем, как устроено общество.

Чтобы девиантность не приобрела острые формы, нужно расширить доступ к легальным способам достижения успеха во всех сферах жизни, соблюдать социальное равенство, совершенствовать законодательство, стремиться к адекватному правосудию.

Именно отсутствие этого всего является социальной проблемой, которую нужно исправлять на государственном уровне.

Профилактика и работа с девиантными детьми

Первоначальная профилактика нацеливается в первую очередь на детский и подростковый возраст. В её рамках выявляются и корректируются условия и факторы, вызывающее асоциальное поведение.

Социологи забирают детей у неблагополучных родителей и отдают хорошим семьям с правильным примером поведения. Педагоги и психологи в школах проводят работы по улучшению поведения и мировоззрения учащихся, объясняют, как устроен мир, и что ожидает, если действовать деструктивно.

Работа с девиантными детьми весьма сложна и требует профессиональной подготовки. Поэтому так важно выпустить из учебных заведений опытные и разумные кадры, которые могут помочь изменить судьбы детей и подростков.

В заключение

Девиантное поведение почти всегда поддаётся корректировке при помощи профессионалов и собственного желания девианта. Однако в некоторых случаях оно имеет позитивную роль в обществе. Девиация как разрушает, так и строит общественную мораль и духовность. Она является неотъемлемым атрибутом здорового мира.