Методы личного развития. Личностно-ориентированные технологии в развивающей среде (выступление на педсовете)

Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая.

Технология личностно-ориентированного обучения Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ рассматривается нами как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека Индивидуальность - обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно - и это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства) .

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

27.Технологии эффективного управления процессом обучения. Альтернативные технологии в зарубежной школе.

Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия. В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. Соответственно, во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология - это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования" и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. -- Лондон - Нью-Йорк, 1978). Следует отметить, что в настоящее время в зарубежной литературе встречается как первоначальное понимание сущности педагогической технологии (педагогическая технология как максимальное использование в обучении возможностей ТСО), так и понимание педагогической технологии, связанное с идеей управления процессом обучения (т. е. целенаправленное конструирование целей обучения в соответствии с целями проектирования всего хода процесса обучения, проверка и оценка эффективности выбранных форм, методов, средств, оценка текущих результатов, коррекционные мероприятия. Раскрывая сущность педагогической технологии, сопряженной с идеей управления процессом обучения, японский ученый Т. Сакамото писал, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного обучения».

Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия «педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий. Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий: а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностьюсодержания. б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова, и др. в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др. г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича, и др. д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др. е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка. ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др

28.Гуманистические воспитательные системы и технологии.

Воспитательная система школы может быть авторитарной или гуманистической. ^ Гуманистическая воспитательная система - воспитательная система, ориентированная на личность воспитанника, на развитие его способностей, на создание условий для его саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности и педагогической поддержки. Исследователями выделены признаки гуманистических воспитательных систем: наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях; событийный характер в организации жизнедеятельности детей и взрослых, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни); педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации; реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей. Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, учащимися, родителями, учеными, представителями производства, спонсорами и др.

Важным аспектом проблемы воспитательных систем является идея создания единого воспитательного пространства, то есть целенаправленного освоения школой окружающей среды. Это делает школу «открытой» воспитательной системой. Средовой подход в теории воспитательных систем определяется как совокупность теоретических положений и действий со средой, превращающих ее в средство управления процессами формирования и развития личности ребенка (М.Б. Чернова). Каждая воспитательная система находит свойственную ей связь с окружающей социальной и природной средой, расширяя диапазон возможностей воспитательного влияния на личность. Эффективная воспитательная система способна стать центром воспитания в школе и социуме. Процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию.Управленческая деятельность невозможна без изучения и оценки эффективности воспитательной системы.

29.Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой. Направленность развития инновационной деятельности в образовании.

. Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям и школьным планам развития. Контроль удобно проводить с помощью диагностических средств.

Для оценки продвижения школы в своем развитии обычно оценивают следующие показатели:

1.Инновационная деятельность школы: обновление содержания образования (знание обновленного базисного и дополнительного компонентов, программы обучения и воспитания); обновление методов и форм работы (рефлексивные методики освоения программ, модульная и циклоблочная система организации УВП; преобладание групповых и индивидуальных форм организации познавательной деятельности над общеклассными); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнера по совместной познавательной деятельности.

2. Способ организации учебно-воспитательного процесса (УВП): самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся, родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; права выбора содержания профиля, форм получения образования учащимися.

3. Эффективность УВП, соответствие конечных результатов запланированным: высокий положительный уровень воспитанности и обученности учащихся (выше 75%) (начитанность т глубокое познание какой-либо области науки, отношение к общественным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе).

Наряду с постоянным внутришкольным контролем (самоконтролем) для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников проводится и государственный контроль деятельности школы. Этот контроль осуществляется органами управления образованием. Объектом их инспектирования (экспертизы) является управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя. Контроль за качеством работы учителя, качеством знаний учащихся, их воспитанностью проводится и оценивается внутришкольным управлением педагогического процесса.

Педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.

Педагогическая инновация – целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики. Нововведение, новшество, направленное на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации.

Главное отличие инновационного образования от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы воспитанник был готов к любому, даже непредвиденному будущему, и способен адаптироваться к новым ситуациям.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

1) интуиция педагога;

2) опыт, рождённый в данной школе;

3) педагогический опыт других школ;

4) нормативные документы;

5) мнение потребителя образовательных услуг;

6) потребности педагогического коллектива работать по–новому и др.

Инновации выступают как способ решения проблем, возникающих в нестандартных ситуациях функционирования и развития образовательных процессов.

Виды инноваций:

По технологии образования;

По форме организации учебного процесса;

В педагогической практике выделяют следующие стадии развития инноваций:

    Формирование идеи, разработка путей реализации.

    Апробация – опробование того, что изобрели; подтверждение плюсов и коррекция.

    Распространение новой практики.

    Устаревание новшества.

Сложность оценки инновации : инновационные процессы программируются на будущее, а оцениваются в настоящем, т.е. оценке подвергается то, что не представлено, чего ещё нет.

Инновационный педагогический опыт –нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

30.Педагогическая профессия и её особенности. Лидеры педагогической профессии.

Своеобразие педагогической профессии. педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности. В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям" . В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя. История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе. Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы "человек-человек" результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива. Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач. Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя. Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно - при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же способствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций. Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Российский новый университет


Ключевые слова

субъектогенетический подход, технологии личностного развития, профессиональное образование, subject-genesis approach, technology for personal development, professional education

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье раскрывается сущность, возможности и эффективность использования технологии личностного развития (ТЛР), которая получила многократное подтверждение в целом ряде исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков, работающих над решением задач личностного развития в системе профессионального образования

Текст научной статьи

Сегодня человеческий капитал как способность человека к созидательному труду всеми ведущими политиками страны назван главным богатством России, одним из способов преумножения которого считается развитие образования. При этом многие специалисты по развитию такого вида ресурсов сходятся во мнении, что национальным достоянием его делает не просто накопление человеком некоторой суммы знаний, а именно обретение и применение качеств зрелого субъекта жизнедеятельности . Для операционального описания таких качеств чаще всего используются общекультурные и общепрофессиональные компетенции как ожидаемые и измеряемые результаты обучения, к которым относятся: - готовность к ответственному целеполаганию и реализации своих намерений, способностью к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия; - умение строить партнерские отношения, готовность к взаимодействию с коллегами, готовность к руководству коллективом в сфере профессиональной деятельности, умение организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения, способность к работе в команде; - способность к проектированию траектории своего профессионального развития, готовность развивать инициативу и самостоятельность, способность выпускника к самоорганизации и саморазвитию, умение выстраивать персональную жизненную стратегию. Казалось бы, что при такой мощной политико-административной поддержке и вполне понятных параметрах цели вузы без труда должны были развернуть активную работу по формированию указанных компетенций. В ряде случаев даже появилась группа дисциплин, которые часто обозначают как технологии личностного развития - ТЛР. Но единой системы по-прежнему нет. Более того, на фоне вполне справедливо сохраняемой традиционной формы сугубо предметной подготовки ТЛР все еще относят к разряду маргинальной части образовательной программы и не без оснований полагают ответственным за развитие перечисленной группы компетенций воспитательный блок образовательной работы вуза, который часто сводят исключительно к культурно-досуговым формам активности студентов. Как показал наш опыт многолетнего внедрения образовательных модулей, включающих и технологии личностного развития, только привычным для вузов консерватизмом проблема в этом случае не ограничивается. Прежде всего, разработчикам и организаторам исполнения образовательных программ не вполне ясна теоретико-методологическая основа работы по формированию указанной группы компетенций. Есть и другая группа проблем, в значительной степени связанная с традиционной системой организации всей работы отечественной системы профессионального образования. Привычная для отечественной высшей школы система трансляции знаний и сохраняющаяся практика доведения владения этими знаниями в лучшем случае до уровня умений просто мешают организовывать образовательный процесс (т.е. не только учебный, но и сопряженный с ним воспитательный!) в ориентации на выработку устойчивых навыков. Указанные проблемы не следует относить к разряду проявлений принципиальной невозможности наладить такую работу в отечественной системе профессионального образования. Более четверти века мы успешно реализуем в ряде классических, технических и гуманитарных университетов образовательную программу подготовки квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями, целью которой как раз и является развитие субъектного потенциала студентов. Теоретико-методологическим основанием для этой работы стало субъектно-деятельностное направление в изучении природы человеческой личности. В его рамках нами был сформулирован субъекто-генетический подход к организации и реализации различных видов психолого-педагогической практики , в котором учебная и воспитательная работа рассматривается как единая образовательная деятельность. В ней главной считается задача становления и развития личности студента в качестве детерминирующего начала собственной активности, организующего всю свою жизнедеятельность в ориентации на социально приемлемый персональный успех, благополучие и процветание. Успешно внедренные как составляющие ТЛР образовательные модули «Прикладная психология личности», «Технологии эффективного общения», «Жизненная навигация» предполагают сочетание аудиторных занятий с повседневной практикой, направленной на преобразование полученных знаний и умений в устойчивые навыки. При этом в качестве ключевых образовательных задач студенты овладевают приемами оценки личности как субъекта жизнедеятельности, технологиями проектирования и организации переговоров как способов разрешения межличностных конфликтов, алгоритмами планирования и оптимизации различных видов собственной жизнедеятельности . Инвариантной основой для всех этих разновидностей технологий личностного развития служат такие осваиваемые студентами процедуры, как: - организация - целесообразное упорядочение ими различных видов собственной жизнедеятельности; - оптимизация - наилучшее использование ресурсов в ходе решения жизненно важных задач; - регуляция - формирование и поддержание психического и физического состояния, обеспечивающего требуемый уровень результативности и наиболее подходящего для конкретной ситуации. ТЛР субъектогенетической ориентации также подразумевает освоение студентами технологий принятия решений в индивидуальном и групповом режимах работы, алгоритмов эффективного межличностного общения, приемов ролевого регулирования социального поведения, методов проектирования предстоящей деятельности. Важно отметить, что в используемых для этого образовательных модулях содержатся приемы как логического, так и интуитивного поиска решений и оценки полученных результатов . Связанная с прогнозированием возможного и желаемого будущего работа сочетается с различными вариантами оценки полученных результатов при построении и реализации студентами индивидуальных программ саморазвития, при создании и воплощении различных персональных проектов. Такие проекты могут выполняться в рамках учебной, научной, досуговой деятельностью студентов, их хобби, участия в волонтерском движении, работы в строительных и педагогических отрядах и т.д. . Показатели успешности ТЛР с учетом их субъектогенетический ориентации подразделены нами на две группы. В группу субъективных показателей нами были включены признаки позитивного эмоционального реагирования учащихся на получаемые результаты и сопутствующие им события, увлеченность совершаемым, укрепление позитивных отношений с референтной группой, отношение к происходящему и достигнутому как к чему-то достойному, социально приемлемому и наполненному глубинным смыслом, а также общая удовлетворенность жизнью . В группу объективных показателей включены соответствие результатов замыслам, эффективность действий, величина и знак отклонения от нормы/эталонов благополучия (детальное описание выполняемых при этом процедур дано в работах ). Действенность описанного варианта ТЛР получила многократное подтверждение в целом ряде исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков, работающих над решением задач личностного развития в системе профессионального образования . Тем не менее, остается ряд принципиально важных вопросов, ответы на которые в значительной степени будут определять судьбу самой идеи включения ТЛР в отечественную систему профессиональной подготовки. Прежде всего нам предстоит определиться, готовит ли эта система натренированных исполнителей заданной извне деятельности или формирует и развивает деятелей. Вопрос этот перестает казаться риторическим, если учесть явную тенденцию считать нормой массированное информирование учащихся и стремление оценивать результаты работы системы образования исключительно по точности репродуктивного воспроизведения студентами сообщаемых им сведений. Уже имеющиеся методические разработки эффективных вариантов ТЛР найдут широкомасштабное применение только в том случае, если все без исключения звенья системы профессионального образования по-настоящему будут настроены на подготовку студентов к созидательному труду и в целом к успешной жизнедеятельности.

Использование инновационных моделей организации, содержания и технологий воспитательного процесса с целью обеспечения оптимальных условий для развития и самоопределения личности ребёнка.

Описание материала: статья предназначена для учителей начальных классов и классных руководителей. В данной статье рассказывается о создании условий для формирования социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, потребность вести здоровый образ жизни, гуманистическое отношение к миру.
Автор: Шикина Татьяна Ивановна
Место работы: учитель начальных классов МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа" городского округа Судак, Республика Крым

В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Исследователи проблем педагогической инноватики (О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и др.) пытаются соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, позитивное, современное, передовое.
В. Загвязинский считает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое дает возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задание воспитания и образования.
Различают понятие новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация – это само средство (новый метод, методика, технология, программа и тому подобное), а инновация – процесс его освоения.
Одни научные работники (В Сластенин, Л. Подимова) считают инновации комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства в отрасли техники, технологии, педагогики, научных исследований. Другие отрицают, что инновации не могут сводиться к созданию средств. Подласый считает, что инновации – это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в качестве качественного совершенствования педагогической системы.
Разногласия в толковании понятия вызваны неодинаковым виденьем их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновациями можно считать лишь то новое, которое имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие засчитывают к этой категории любые, даже незначительные, нововведение.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.
Сегодня в педагогический лексикон крепко вошло понятие педагогической технологии. Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия.
технология – это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
педагогическая технология – совокупность средств и методов воссоздания теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют успешно реализовывать задания образования (В. Безпалько);
педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установкой, что определяют специальный набор форм, методов, средств, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б. Лихачев);
педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели (Г. Кларин);
педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя (В. Монахов).
педагогическая технология - это системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с использованием компьютера и человеческих ресурсов, заданием которого является оптимизация форм образования.
Целый ряд авторов, в частности и В. Кукушкин, считают, что любая педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое, дидактичное и социально-педагогическое обоснование достижение образовательной цели.
Системность. Педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными за результатами и оптимальными за расходами, гарантировать достижение определенного стандарта образования.
Воспроизводимость. Возможность использования (повторение, воссоздание) педагогической технологии в других идентичных образовательных заведениях, другими субъектами.
Визуализация (характерная для отдельных технологий). Предусматривает использование аудиовизуальной и электронной техники, а также конструирование и применение разнообразных дидактичных материалов и оригинальных наглядных пособий.
Одним из важнейших стратегических заданий на сегодняшнем этапе модернизации образования есть обеспечение качества подготовки специалистов на уровне международных стандартов. Решение этого задания возможно при условии изменения педагогических методик и внедрения инновационных технологий обучения. Этому и служат развивающее и дистанционное обучение.
Одно из первых определений этого понятия связано с работами пионеров в области развивающего обучения, прежде всего с работами В.В. Давыдова: «...развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека».
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с этим учителю необходимо готовить обучающихся к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс постоянного творчества. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы; создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений образовательного процесса является усиление роли классного руководителя в школе. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Обучение и воспитание настолько тесно связаны друг с другом, что раз идет информатизация учебно-предметной деятельности, это не может не затронуть воспитательный процесс. Классный руководитель должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. Поэтому от классного руководителя ждут работы, наполненной как новым содержанием, так и новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. В решении воспитательных задач огромную роль играют информационно-коммуникационные технологии. Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности педагогического труда.
На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого обучающегося в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентно-способных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса школы на качественно новый уровень, отвечающий государственным задачам модернизации образовательной среды в пространстве современного информационного общества.
Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Это такая методология организации условий обучения и воспитания, которая предполагает включение собственно-личностных функций или востребование субъективного опыта каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход в условиях развивающего обучения в школе создает предпосылки для развития творческого мышления школьников, стимулирует обучающихся к поиску оригинальных решений поставленных в процессе обучения задач, способствует успешной самореализации детей в различных видах учебной и творческой деятельности.

Технология развития личности. Воспитательный проект "Чередование творческих поручений”(ЧТП) в системе формирования социально-активной, творческой личности.

Смагина Елена Пантелеймоновна
учитель начальных классов

ГОУ СОШ № 354
Московского района
г. Санкт-Петербурга

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, одним из которых является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Следовательно, строить педагогический процесс, важно так, чтобы педагог выступал, как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у детей складывается впечатление, что инициаторами деятельности являются они сами. Как указывал , "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.

Известно, что для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - мать, отец, учитель и… сверстник. Поэтому детский коллектив организуется взрослым как инструмент воспитания уже в младшем школьном возрасте. Важную роль играет характер взаимоотношений между детьми, которые складываются в изменяющейся системе постоянных и временных объединений. Это проводит всех детей через роль руководителей и исполнителей, учит организовывать товарищей и подчиняться товарищу, учит взаимопомощи и взаимоответственности, развивает у обучающихся регулятивные, коммуникативные и личностные умения.

Метод создания малых групп в рамках классного коллектива, которым поручается выполнение кратковременных дел, позволяет наилучшим образом реализовать поставленные задачи. Ребенок в этой малочисленной группе постоянно находится под воздействием мнения товарищей, ему сложнее уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим количеством сверстников. Лишь в этом случае каждый ребенок может определить для себя такое положение, при котором реализуются все его дарования, и он сможет достичь определенных личностных результатов.

Для реализации данных задач можно использовать методику ЧТП (чередование творческих поручений ). С первого класса ребята разбиваются на группы по пять-шесть человек. В 1 классе группы разбиваются учителем, далее дети делятся на группы сами по желанию. Выбирается командир группы, название, эмблема и девиз. Командиры групп меняются по прошествии времени с той целью, чтобы в роли руководителя побывал каждый из ребят и почувствовал ответственность не только за себя, но и за других.

Каждый день творческое поручение в группе меняется: сегодня - "дежурные”, завтра - "цветоводы”, послезавтра - "игровики” и т. д. Всего творческих поручений придумывается по количеству групп в классе. Это могут быть "дежурные по классу”, "журналисты”, "природоведы”, "санитары”, "игровики”, "дежурные по столовой”, "школяры”, которые смотрят готовность детей к уроку, проверяют правила, таблицу умножения, выученные стихи и. т. д.. Таким образом, каждый ребенок в течение недели ухаживает за цветами, организовывает игру на перемене, убирает класс, дежурит в столовой, записывает самое интересное событие из жизни класса в "Журнал”, проверяет выучил ли товарищ урок и др.

Конечно, не у каждого ребенка все получается, и не все получается хорошо, но поддержка товарищей, одобрение или неодобрение их и учителя стимулирует его деятельность. Необходимо использовать поощрения и небольшие призы детям той группы, которые успешно трудились всю неделю. Внутри группы задания для себя придумывают дети. Они составляют для себя список дел на неделю: позаниматься с ребенком, которому плохо дается учеба, проверить выполнение домашнего задания до урока у тех детей, которые часто забывают его приготовить, проконтролировать выучена ли таблица умножения и др.

Раз в неделю на классном часе отводится время для критериального самоанализа деятельности ребят. Они обсуждают, что из запланированного получилось, что не удалось, каковы причины неудачи, намечают новый план работы на неделю. В течение нескольких недель каждая группа "строит свой домик’, где кирпичики имеют определенные цвета, соответствующие критериям: красный - старались, и все получилось, зеленый - старались, но получилось не все, синий - не старались . Ведется "Журнал жизни класса”, куда заносятся рисунки, стихи, смешные случаи на уроках, итоги рейдов санитаров, результаты внутриклассных и школьных конкурсов и др.

Такая форма работы, хоть и требует от педагога больших затрат сил, времени и фантазии, дает положительную динамику в формировании личностных умений обучающихся, Дети в таком классе доброжелательные, активные, творческие и дружные. Они сами начинают придумывать сценарии для постановок, сами их разыгрывают на уроках чтения, внеклассных мероприятиях, классных часах и даже на переменах, готовят мини концерты. Среди них находятся режиссеры, ведущие и актеры.Такие дети быстрее решают проблемные ситуации без привлечения взрослых, они самостоятельны, мобильны, коммуникативны. Формируется коллектив единомышленников, где каждый ребенок находит свою социальную нишу.

Таким образом, для формирования социально активной личности необходимо организовать систему многопланового детского коллектива. При этом важно направленное включение каждого ребенка в социальную деятельность. Система чередования творческих поручений позволяет осуществить долгосрочный воспитательный проект , который создает условия для формирования способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты, развивает трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата, формирует основы нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Система ЧТП полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ниже приводятся несколько вариантов творческих заданий.

Чередование творческих поручений.

Санитары

Конкурс на "самого - самого” (самый чистый воротничок, самая аккуратная прическа, самый опрятный вид и т. д.).
. "Солнце воздух и вода, наши лучшие друзья”. Санитары приносят заметки из газет и журналов о гигиене.
. Рейд "Твой носовой платочек”. Рейд проводится так, чтобы дети не знали о нём заранее.
. Операция "Чистые руки”. Санитары проверяют руки перед входом в столовую.
. Конкурс на лучшее рабочее место. Во время перемены дети проверяют рабочие места.
. Отображение результатов в газете ("Ёжик”, "Колючка”).

Журналисты
. "Борт-журнал” ("Путевой дневник”). Каждый день дети делают заметки о жизни класса (это могут быть и смешные ситуации, и серьёзные дела).
. "Моя мама” Новая страничка тетради - сочинение о самом дорогом человеке. После того, как все побывают журналистами, тетрадь сохраняется до праздника мам. Как вариант - тетрадь со съёмными листами. На празднике эти листы в конверте дарятся мамам.
. "Маленькое интервью”. Ко дню учителя журналисты берут интервью у разных учителей ("Когда я был учеником…”). Материал идёт в школьную газету ко дню учителя. Как вариант - интервью у учеников "Если бы я был учителем…”.
. "Книга предложений”. Ребята записывают свои предложения к проведению каникул. Предложения записываются и обсуждаются в классе. Как вариант - рубрика "Наше свободное время”.
. "По секрету”. (Дневник откровений: Что тебя радует? Что огорчает?..). Ребёнок делится своими переживаниями с ребятами (проводится только тогда, когда в классе начинает складываться коллектив). Как вариант - в начале учёбы ребёнок делится своими переживаниями с учителем.
. "Почтовый ящик”. Ребёнок обозначает проблему в классе, записывает её и может без подписи опустить записку в ящик. На классном часе проблемы обсуждаются.

Игровики
. "Наши игры”.В подарок первоклассникам оформляется альбом (каждая страничка - игра, которую ребёнок выписал и оформил, либо вырезал и тоже оформил).
. "Наша игротека”.Ребенок вырезал (выписал) маленькую игру, принёс в класс, положил в ящик (в конверт).Собирается большая коллекция игр.
. "Поиграй с нами”. Ребенок на перемене организовывает игру. Игра берется из классной библиотеки. Помогает ему педагог. Игра разучивается. В следующий раз другой ребенок показывает новую игру. Можно играть и в наиболее понравившуюся игру.
. "Спортивный календарь”. Дети готовят сообщения о спортивных достижениях в стране, в школе, в классе.
. "Игра с карандашом”.Дети рисуют на ватманском листе на переменах свои кроссворды, ребусы, шарады, занимательные примеры и решают их.

Книголюбы
. "Книжкина больница”. Дети ремонтируют книжки из классной или домашней библиотеки.
. "Умеешь ли ты читать?” Ребята читают друг другу понравившиеся отрывки из книг или просто знакомят друзей с понравившейся им книгой.
. "Наша библиотечка”. Дети составляют картотеку классной библиотечки.
. "По дорогам сказки”. Ребята приносят рисунки-иллюстрации прочитанных сказок. Оформляется выставка. По рисункам может быть организована викторина.

Природоведы

. "Растения-врачи”. Дети приносят открытку лекарственного растения. Оформляется альбом.
. "Под нашей защитой”. Ребята приносят открытки, вырезки, рисунки растений и животных, которые занесены в Красную книгу. Составляется альбом.
. "Мои друзья”. Приносятся свои рассказы, сказки, сочинения о домашних питомцах. Здесь могут быть рисунки и фотографии. Оформляется альбом.
. "Поможем друзьям”. Дети с родителями готовят кормушки и вывешивают во дворах. Дежурный "природовед” сегодня следит за кормушкой.

Названия, девизы.
. "Дружные”- "Дружить всегда, дружить везде, дружить на суше и в воде!”
. "Почемучки”- "Мы, девчонки и мальчишки, дни просиживаем с книжкой.
На сто тысяч "Почему?” мы ответим что к чему!”
. "Дружба” - "Наш девиз простой и краткий: там, где дружба - все в порядке!”
. "Одуванчик” - "Держаться так, чтоб нас не сдуло!”
. "Исток” - "Ищет, строит, творит, открывает каждый!”
. "Пупс” - " Пусть ум победит силу!”
. "Бам” - "Будем активно мыслить!”
. "Искорка” - Искорка по искорке, вместе - костер!”
. "Веселый улей” - "Хоть пчела невелика, велики ее дела.”
. "Неунывайки” - "Дружба - да! Задор - всегда! В каждом деле помогать, трудно будет - не пищать!”
. "Солнышко” - "Чтобы солнышко светило, чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы, чтоб дружили я и ты!”
. "Бригантина” - "Пусть никогда не будет тины на борту у Бригантины!”