Основные подходы и методы психотерапии. Депрессия

Психологические подходы

2.3.1. Возникновение и поддержание панического расстройства

В последнее время было предложено достаточно много психологических моделœей для объяснения панического расстройства. Кларк (Clark, 1986) уже в 1986 году подчеркивал роль катастрофальных оценок физических ощущений при панических атаках. Согласно этой модели, панический приступ возникает из-за того, что интернальные или экстернальные раздражители - на базе не описываемых в этой модели детерминант - воспринимаются прежде всœего как угрожающие. На это угрожающее восприятие индивид реагирует страхом и физическими изменениями, которые сами в конце концов оцениваются как опасные и угрожающие жизни. Интерпретация физических ощущений как признаков физической катастрофы производит, со своей стороны, другие физические симптомы, которые вновь оцениваются как указание на физическую угрозу, и т. д. В случае если данный процесс будет всœе дальше нарастать, произойдет паническая атака. Согласно сложной объяснительной модели Барлоу (Barlow, 1988), паническое расстройство начинает развиваться после возникновения ложного сигнала тревоги на стресс. При этом ложный сигнал тревоги - в противоположность филогенетическим осмысленным сигналам тревоги - содержит элементы дисфункциональной реакции избегания. В результате ассоциации этого ложного сигнала тревоги с интернальными раздражителями, в дальнейшем интернальные раздражители сами могут вызвать уже заученную реакцию тревоги или паники. По Барлоу (Barlow, 1988), клиническое паническое расстройство развивается в том случае, в случае если у индивида возникают тревожные ожидания новых панических реакций. Этими тревожными ожиданиями объясняются вигильность и чувствительность по отношению к интернальным раздражителям, что понижает порог для дальнейших сигналов тревоги или паники.

Особенно хорошо обоснована психофизиологическая модель Элерса и Марграфа (Ehlers & Margraf, 1989, см. также Margraf & Schneider, 1996), тоже подчеркивающая роль интернальных раздражителœей для возникновения панической атаки (рис. 37.2.2).

Рис. 37.2.2. Психофизиологическая модель панического расстройства по Элерсу и Марграфу (Ehlers & Margraf, 1989)

Являясь следствием различных возможных пусковых факторов (возбуждения, кофеина, жара), приступ паники обычно начинается с физиологических (к примеру, сердцебиение, головокружение) или психических (к примеру, быстрая скачка мыслей, затрудненная концентрация внимания) изменений. В случае если индивид воспринимает эти изменения и ассоциирует их с непосредственной чрезмерной опасностью и угрозой, то он реагирует на это тревогой, которая, в свою очередь, вызывает другие физические и когнитивные изменения. И если эта эскалация симптомов вновь воспринимается пациентом и связывается с опасностью, то это приводит к росту тревоги. Эта обратная связь между изменениями, восприятием, ассоциацией с опасностью и тревожной реакцией может возникать многократно и в результате привести к процессу нарастания. Такая обратная связь в конце концов и приводит к панической атаке. Элерс и Марграф (Ehlers & Margraf, 1989) назвали данный процесс ʼʼпсихофизиологическим замкнутым кругомʼʼ; на рис. 37.2.2 представлена внутренняя часть этой модели. Οʜᴎ считают (Ehlers & Margraf, 1989), что крайне важно отделять внутренние раздражители от их восприятия, поскольку прямого соответствия между ними не существует. Так, индивид, находясь в состоянии покоя, к примеру лежа в постели, может чувствовать ускоренное сердцебиение только потому, что в данном положении тела удары сердца воспринимаются отчетливее. В этом случае позитивная обратная связь начнется не при изменении сердцебиения, а при его восприятии. Такое восприятие может ассоциироваться с опасностью, причем при ассоциативных связях задействованы процессы интероцептивного обусловливания и сознательной интерпретации.

Согласно психофизиологической модели, панические атаки могут прекратиться (уменьшение тревоги) в двух случаях: а) благодаря осознанию возможностей их преодоления и б) благодаря автоматически включающимся процессам негативной обратной связи. Как пример процесса негативной обратной связи, можно назвать габитуацию, утомление или респираторные рефлексы при гипервентиляции. Кратковременными, уменьшающими тревогу возможностями преодоления можно назвать, к примеру, избегающее поведение и поведение, связанное с поиском помощи. Другие способы поведения, которые могли бы привести к уменьшению тревоги, - это изменение дыхания, отвлечение от внешних раздражителœей или реатрибуция физических ощущений. В случае если попытка преодоления не удалась, то это может привести к повторному росту тревоги.

Модифицирующее влияние на эти процессы обратной связи может оказать большое число факторов. На рис. 37.2.2 эти факторы приведены вне центральной части модели. Так, на процессах обратной связи, приводящих к росту тревоги, кратковременно могут отражаться актуальные психические и физические состояния (к примеру, общий уровень тревоги, острое аффективное состояние, физическое истощение, гормональные колебания), а также актуальные ситуативные факторы (к примеру, переживание тревоги при физической активности, чрезмерное потребление никотина или кофеина, наркотиков и некоторых лекарственных препаратов). Долговременное воздействие могут оказывать ситуативные факторы (к примеру, длительные тяжелые жизненные ситуации) и индивидуальные диспозиции человека. В качестве индивидуальных диспозиций Элерс и Марграф (Ehlers & Margraf, 1989) называют обостренное внимание к опасным раздражителям, хорошую способность воспринимать физические ощущения и приобретенные в результате научения тенденции истолкования симптомов (к примеру, когнитивные стили / схемы о значении внутренних раздражителœей). Обеспокоенность тем, что паническая атака может повториться, также может привести к повышенному уровню тревоги и возбуждения.

Необходимо отметить, что психофизиологическая модель подкреплена большим количеством доказательств (Margraf & Schneider, 1996). Так, к примеру, было установлено, что панические атаки зачастую начинаются с восприятия определœенных физических ощущений и пациенты с паническим расстройством склонны к тому, чтобы ассоциировать эти ощущения с опасностью. Далее было показано, что пациенты с паническим расстройством по сравнению со здоровыми лицами из контрольной группы или лицами с другими тревожными расстройствами считают более вероятным, что физиологические реакции могут причинить им большой вред. Также было подтверждено, что пациенты с паническим расстройством демонстрируют избирательное внимание к раздражителям, которые могут указывать на физическую опасность. Также существование позитивной обратной связи между воспринятыми физическими симптомами и тревожными реакциями было доказано с помощью неправильной обратной связи частоты сердцебиений. При этом эта модель не может ответить на один существенный вопрос, а именно почему вообще возникает самая первая паническая атака. Играет ли здесь роль специфическое генетическое наследование, нельзя с достаточной убедительностью вывести из выше рассмотренного накопления симптоматики в семье. Возможно, так передается только неспецифическая уязвимость, в то время как на формирование специфического расстройства, скорее всœего, оказывают влияние факторы внешней среды (Andrews, Stewart, Allen & Henderson, 1990; Kendler, Neale, Kessler, Heath & Eaves, 1992). Представление о том, как может происходить психологическая передача панического расстройства, дают исследования Элерса (Ehlers, 1993) и Шнейдера (Schneider, 1995). Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что эмпирические данные указывают на большое значение для возникновения панического расстройства специфического опыта͵ полученного пациентами в детском и подростковом возрасте. Важным средовым фактором для возникновения панического расстройства должна быть реагирование родителœей на релœевантные для паники симптомы. С точки зрения современной науки, большое значение для передачи имеет научение по моделям.

Другой важной теорией, получившей широкий отклик в научных кругах, является теория гипервентиляции (Ley, 1987). Эта теория предполагает, что причиной возникновения панического расстройства является гипервентиляция. Правда, основные гипотезы не получили эмпирического подтверждения. Ни хроническая, ни актуальная гипервентиляция не проявляется при панических атаках регулярно. Напротив, было замечено, что более существенную роль играют когнитивные факторы. Так, при гипервентиляции с помощью соответствующих инструкций бывают вызваны или устранены субъективные и физиологические тревожные реакции. Маграф и Шнейдер (Margraf & Schneider, 1996) указывают на то, что на сегодняшний день гипервентиляция обладает значимостью не столько как этиологическая теория, сколько как терапевтический подход. Гипервентиляция может использоваться для провокации у лиц с паническими расстройствами пугающих физических симптомов, с целью их переработки путем реатрибуции.

Другие авторы, к примеру Бек и Эмери (Beck & Emery, 1985), в рамках похожих гипотез, напротив, рассматривают когнитивные факторы в качестве решающих для возникновения и развития панического расстройства (когнитивные теории научения). Согласно этой концепции, неопасные ситуации неадекватно интерпретируются пациентами как опасные. В качестве особого фактора для агорафобического избегающего поведения принято называть скрытый страх перед ситуациями, которые и на самом делœе могут оказаться опасными (к примеру, тесное, замкнутое пространство, переполненный покупателями магазин, определœенные социальные ситуации и т. п.). При ситуативных стрессах лицам с паническим расстройством часто бывает сложно привести свои эмоциональные реакции в соответствие с ситуацией и проверить содержание возникающих (чрезмерных) страхов.

2.3.2. Подходы к объяснению агорафобии

В рамках психологических теорий научения наибольшим влиянием среди теоретических подходов к объяснению фобических расстройств, в т.ч. и агорафобии, пользуется, прежде всœего, так называемая ʼʼтеория двух факторовʼʼ (Zwei-Faktoren-Theorie). Еще и сегодня эта теория используется как основа для определœения показаний к терапии агорафобического избегающего поведения. Теория двух факторов (Mowrer, 1960) предполагает, что при фобиях изначально нейтральный раздражитель, возникший в результате травматического события, ассоциируется с основным мотивированным тревогой состоянием (классическое обусловливание) и следующее за этим избегание такого - уже аверсивного - раздражителя подкрепляется исчезновением этого неприятного тревожного состояния (оперантное обусловливание). При этом, несмотря на то, что это хорошо согласуется с данными, полученными в результате экспериментов на животных, эта теория оказалась не достаточной для объяснения клинических фобий и агорафобии. В первую очередь, многие пациенты с фобиями не помнят, чтобы у них происходили травматические события до начала расстройства, а во-вторых, у людей не удалось выработать соответствующей фобии (ср.
Размещено на реф.рф
невозможность повторить эксперимент с маленьким Альбертом из: Watson & Rayner, 1920).

В своей переработанной версии этой теории о возникновении агорафобии Гольдштейн и Чамблес (Goldstein & Chambless, 1978) пришли к выводу, что следует различать две формы агорафобии: 1) простую агорафобию ,связанную с травматическими событиями, и 2) существенно более распространенную комплексную агорафобию ,которую чаще всœего определяют как ʼʼстрах перед страхомʼʼ. Наблюдаемая при этом склонность оценивать физические ощущения как указание на опасность и болезнь и реагировать на это страхом описывается понятием ʼʼчувствительность к страхуʼʼ (Reiss & McNally, 1985). Вместе с тем, Гольдштейн и Чамблес подчеркивали роль интероцептивного обусловливания. Физические ощущения, такие как учащенное сердцебиение, становятся условными раздражителями для панических атак, которые вновь бывают связаны с внешней ситуацией путем обусловливания более высокого порядка. Хотя многие аспекты этого подхода прошли хорошую эмпирическую проверку, гипотеза о специфической предрасположенности и пусковых факторах по-прежнему остается спорной. Такие факторы, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, зависимость и неспособность адекватно идентифицировать пусковой механизм неприятных эмоций вполне способны оказывать диспозиционное воздействие, но всœе же у подавляющего большинства пациентов с этим диагнозом не встречаются. Не находит эмпирического подтверждения также и предположение, что панические расстройства вызываются преимущественно в конфликтных интерперсональных ситуациях. Хотя не всœе компоненты модели эмпирически подтверждены, переработанная теория двух факторов обладает всœе еще большим значением для лечения агорафобии, поскольку представляет собой простую, ориентированную на пациента͵ объяснительную модель, дающую показания к применению методов конфронтации (см. Margraf & Schneider, 1996).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исходная нейробиологическая гипотеза о том, что первоначальные неожиданные панические атаки имеют решающее причинное значение для развития агорафобии, остается важнейшей гипотезой, не противоречащей ни когнитивным теориям научения, ни эпидемиологическим данным (Wittchen & Vossen, 1996).

Психологические подходы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологические подходы" 2017, 2018.

2.1. Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии.

В системе наук психология играет особую роль, поскольку:
1) это наука о самом сложном, что известно человеку
2) в психологии сливаются субъект и объект познания
3) психологическая наука имеет уникальные практические наследия

Нелинейная классификация наук Б.М.Кедров:
Расположены по объекту изучения:
Естественные науки - объект - природа
Социальные науки - объект - общество
Гносеология - наука о познании - теория познания

Двухсторонняя связь - психология берет и дает из этих наук

Отрасли современной психологии возникают как междисциплинарные, на стыке психологии и других наук и научно-практических комплексов:

на стыке психологии и общественных наук существуют такие отрасли:

  • социальная психология (как то, что мы включены в определенную группу влияет на нашу психику)
  • экономическая психология
  • политическая психология
  • этническая психология
  • юридическая психология
  • психолингвистика
  • психология искусства
на стыке психологии и естественных наук существуют:
  • психофизиология (поиск физиологических оснований психических процессов)
  • психофизика (как энергия внешних воздействий преобразуется во внутренний опыт)
  • зоопсихология и сравнительная психология
  • психобиохимия (биохимические основания организма)
на стыке психологии и медицины возникли:
  • патопсихология (изучает различные отклонения, патология психического развития)
  • клиническая психология
  • нейропсихология (изучает мозговую локализацию психических процессов, где локализованы зрение, слух...)
  • психотерапия (лечение с помощью психологических средств)
  • психофармакология (влияние на психику фармакологических средств)
на стыке психологии и педагогики существуют:
  • возрастная психология (от зачатия до смерти человека)
  • педагогическая психология (разработка психологических основ обучения и воспитания)
на стыке психологии и технических наук:
  • инженерная психология (изучает приспособление техники к человеку)
  • эргономика
2.2. Основные теоретические подходы в современной психологии

Все теоретические направления, существующие в современной психологии, различаются по двум принципиальным положениям:

  1. Что признается главным источником поведения человека
  2. Насколько жестко поведение человека детерминировано внутренними или внешними причинами
Биологический подход

Источник: биологические программы. Человек - биологическое существо.

Различные формы поведения связывают с функционированием нервной и гормональной систем, исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенных от рождения программ.

К этому подходу принадлежат представители бихевиоризма, психофизиологии, этологии, социобиологии.

(социобиология - ценность воспроизведения потомства)

Психоанализ

Зигмунд Фрейд

Человека переполняют подавленные влечения, которые стремятся выйти наружу в виде оговорок, описок, ошибочных действий, в произведениях искусства, в выбранной профессии и в сновидениях

Гуманистическая психология

В 60-е годы ХХ века возникает "Третья сила" (третья сила по отношению к бихевиоризму и психоанализу) - гуманистическая психология.

Противовес механичности человека. Начали изучать ЗДОРОВОГО человека.

Движущая сила развития человека - стремление к самоактуализации , полноценному функционированию, поиску смысла жизни

Гуманистическая психология:

  • Личностно-ориентированная психология (А.Маслоу, Карл Роджерс). Стремление к самоактуализации - человек должен стать тем, кем он должен стать. Максимальное развитие способностей и потребностей.
  • Экзистенциальная психология (Ирвин Ялом). Существование определяет сущность. Источник: выборы, которые осуществляются в каждый момент времени. Тот выбор, который мы делаем, определяет то, кем мы являемся.
  • Трансперсональная психология (Станислав Гроф). Холотропное дыхание, области человеческого бессознательного.

Культурно-исторический подход

Лев Семенович Выготский

Формирование личности - это присвоение ребенком культурно-исторического опыта

Деятельностный подход

Сергей Леонидович Рубинштейн
А.Н. Леонтьев

Развитие человека - это смена его деятельностей , которая определяет характер психологических новообразований

Эклектический подход

Понемногу из всех направлений, то, что сейчас может сработать.

2.3. Методологические основы психологии

К общей теории, или методологическим основам науки относят такие понятия:

  • парадигма
  • категории
  • принцип
  • закон
Парадигма (гр. paradeigma - пример, образец) принятая определенным научным сообществом теоретико-методологическая структура, которая определяет способ постановки и решения исследовательских задач

Наличие парадигмы - методологическая основа единства научного содружества (школы, направления), которая значительно облегчает профессиональную коммуникацию. Парадигма имеет приоритет перед другими средствами регуляции научной деятельности и соединяет логически-атомарные компоненты (законы, стандарты, правила) и совокупную научную деятельность в единую функционирующую целостность.

В последние годы в отечественной психологии все больше распространяется гуманитарная парадигма как общий подход к человеку и исследовательская стратегия в отдельных отраслях психологии, в отличие от природно-научной парадигмы, которая доминировала раньше. Специфика гуманитарного знания состоит в том, что:
1) Объектом изучения в гуманитарных науках являются духовные и культурные феномены, т.е. феномены, так или иначе связанные с человеком и обществом, и выраженные с помощью текстов.
2) Непосредственным предметом гуманитарного познания является постижение (интерпретация) глубинного содержания текста.
3) Объект и предмет гуманитарного знания обусловливает ряд специфических черт последнего:
а) аксиологичность: ценности исследователя определяют содержание интерпретационных схем
б) рефлексивность: полученные путем исследования результаты могут изменять поведение объекта исследования
в) интенция исследователя на понимание того, что допускается диалог, столкновение, конфликт двух активных субъектов- исследователя и испытуемого
г) субъективность или субъективированная форма результатов
д) принципиальная невозможность извлечения текстов из мира культуры, вне которого они теряют свою значимость
е) необходимость установления отношений с объектом
ж) исследование единичных, уникальных и неповторимых объектов
4) Исходя из специфики гуманитарного знания, из того, что содержание текста скрыто от исследователя, на первое место выходят интерпретационные методы исследования.
Методы гуманитарной психологии - методы описания и понимания природы человека: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, беседа, клиническое обследование, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоаналитический метод.

Парадигма это:
образец для исследования,
какие проблемы и как их исследовать,
ставить исследовательские задачи и решать их.
(например: естественно научная парадигма - масса, исследование реакции. Гуманитарная парадигма - каждый человек уникален, исследовать - ценности, смысл жизни, уникальный единичный случай)

Парадигма - что я буду исследовать и какими методами.

Категории наиболее общие понятия, которые отражают свойства и закономерности явлений объективной реальности и определяют характер научно-теоретического мышления эпохи

1. Отражение - категория материалистической философии. Эта категория позволяет определить место психики в общем взаимодействии явлений окружающего мира. Недостаточно отнести психическое явление к категории отражения - необходимо выявить его специфику, отличие психического отражения от других уровней и форм. Высшая форма отражения - сознание.

Решение заданий выявления специфики психического отражения требует изучения деятельности человека, реального бытия психического отражения.

Из понимания деятельности как общественно-исторической категории выплывает необходимость исследовать не только индивидуальную, но и общественную деятельность - общение. Но ни деятельность, ни общение сами по себе не имеют никаких психологических характеристик. Их имеет общественный субъект деятельности и общения - личность.

Принципы

Принцип (лат.) - основа, в логике - основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции.
Принцип психологии - это кратко сформулированная теория психологии, отражающая ее закономерность , подытаживающая ее прошлый опыт и ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построения дальнейшей теории.

Основные принципы психологии
1) Принцип детерминизма : актуальное состояние психики и поведения индивида детерминировано (обусловлено) предыдущими событиями его жизни, а все разнообразие феноменов человеческой жизнедеятельности, которые можно наблюдать, определяются взаимодействием двух групп факторов: наследственностью и окружающей биосоциальной средой
2) Принцип единства сознания и деятельности: психика, сознание, личность развиваются в неразрывном единстве с деятельностью - сложной, специфической человеческой формой целенаправленной активности.
3) Принцип развития (историзма) или генетический принцип : при переходе психических феноменов от одного уровня организации к другому, при возникновении новых форм психических явлений и процессов происходит их изменение, которое имеет закономерный характер.
4) Принцип системности: явления действительности необходимо исследовать в их зависимости от того целого, которое они создают, приобретая при этом свойства целого.
5) Системно-структурный принцип
6)Принцип личностного подхода

Принципы глубоко связаны с закономерностями и законами.

Законы психологии

Закономерность - объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.

Психологическая закономерность - это еще недостаточно раскрытый психологический закон, который предусматривается, но еще не может быть точно сформулирован.

Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция.

Типы законов в психологии

  • относительно элементарные зависимости (например, основной психофизический закон);
  • законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.);
  • законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти);
  • законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения от уровня его психической регуляции (закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью выполнения поведенческих заданий; законы, которые характеризуют уровни работоспособности, стрессовые состояния);
  • законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабе его жизни;
  • законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека - законы нейродинамики (нейрофизиологические основания темперамента);
  • законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями организации в структуре личности).
Чисто научный подход требует не только определить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, при которых он может действовать, его ограничения.

2.4. Методы психологического исследования

“Метод - это путь познания. Это способ, посредством которого познается предмет науки” С.Л.Рубинштейн

Методы научного исследования - это те приемы и средства, с помощью которых получают факты, которые используются для доказательства положений, из которых, в свою очередь, складывается научная теория.

Б.Г.Ананьев предложил такую классификацию методов психологического исследования:

Организационные методы - определяют стратегию исследования

  • Метод срезов или сравнительный (сопоставление отдельных групп исследуемых с целью установления сходства и различия между ними) (дает информацию сейчас, развития не дает)
  • Лонгитюдный (многократное обследование тех же самых лиц с целью выявления динамики исследуемых качеств) (явление в развитии, дает динамику)
  • Комплексный (реализация междисциплинарных исследовательских программ, в которых берут участие представители разных наук, с целью установления связей между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности) (привлекает специалистов разных областей)
Эмпирические методы сбора данных
  • Обсервационные (наблюдение и самонаблюдение)
  • Экспериментальные: формирующий, природный и полевой эксперимент (позволяет изучать причинно-следственные связи, нет эксперимента без гипотезы, особенность зависит от факторов)
  • Психодиагностические методы: тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа.
  • Праксиметрический метод (анализ процесса и продуктов деятельности)
  • Моделирование (принятие решений, память)
  • Биографический (образец гуманистической парадигмы)
Методы обработки данных
  • Количественный (статистический) анализ
  • Качественный анализ (ближе к гуманитарной парадигме) (дифференциация и обобщение материала по качественным параметрам, по группам)
Обобщение - по качественным показателям (как нарисовал, с чем не справился)

Методы интерпретации

  • Генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований в филогенезе и онтогенезе) (определение закономерностей изменения данных) (лонгитюдный, сравнительный)
  • Структурный - (установление структурных взаимосвязей между исследуемыми характеристиками) построение типологий (построение профилей и изучение взаимоотношения между факторами)
Один и тот же тест - это информация о нескольких личностных факторах.

Основными методами эмпирического исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение и эксперимент
Применяются во всех науках.

Наблюдение - целенаправленное, специально организованное восприятие предметов и явлений внешнего мира, метод научного познания. Используется в психологии для изучения психической реальности и ее феноменов. Позитивная черта наблюдения - непосредственная связь с объектом исследования, негативная - пассивность исследователя, который не вмешивается в ход процесса, который изучается.

Эксперимент - способ чувственно-предметной деятельности в науке, метод познания психической реальности, при котором психические явления изучают в специально созданных или контролируемых исследователем условиях.

Во время проведения эксперимента необходимо быть уверенным, что переменные, то есть все изменяемые факторы, которые варьируются действительно связаны с изучаемым явлением, а не с какими-то другими факторами. Это:
1) Независимые переменные , которые введены экспериментатором и на которые не могут влиять испытуемые. Не зависят от испытуемого, ими варьирует экспериментатор.
2) Зависимые переменные , связанные с поведением испытуемого.
3) Промежуточные переменные , которые следует учитывать при интерпретации данных: психологическое состояние во время эксперимента, интерес или безразличие и т.д.
Эксперимент - главный метод для проверки причинно-следственных связей.
Эксперимент невозможен без существования гипотезы.
Экспериментировать - это варьировать независимые переменные, фиксировать изменение зависимых и учитывать промежуточные.

Эксперимент Милгрема.
-Велика роль экспериментатора в плане влияния получаемого результата (эффект Розенталя, эффект предубежденности), влияния экспериментатора на результат. Трансляция правильного поведения (неосознанно, мимикой и т.д.)
-Испытуемый знает гипотезу. Если испытуемый знает гипотезу, он может вести себя в соответствии с ней.

Слепой метод
- наблюдатель не знает какая группа контрольная
Двойной слепой метод - испытуемые не знают гипотезы, наблюдатель не знает, какая группа контрольная.

К вспомогательным методам исследования относятся опросы и тесты.

Опрос - метод получения первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом)

Тесты (от англ. test - проба, испытание, экзамен) - система приемов для испытания и оценивания отдельных психических особенностей человека. Используется как в научных, так и в практических целях.

Виды тестов:
По содержанию: тесты успешности, тесты способностей, тесты личности
По материалу: вербальные, действующие
По форме поведения: групповые, индивидуальные

Психодиагностические методы (тесты)

Это методы исследования, которые стандартизированы.
Стандартизирована процедура проведения, обработки, получения информации, интерпретации.
Психодиагностика занимается проведением тестов. Основные формы проявления психики

  • Психические процессы
  • Психологические состояния
  • Психологические свойства

Психологические состояния

  • устойчивый интерес
  • творческое вдохновение
  • сомнение
  • апатия
  • угнетенность
  • утомление
Психологические свойства (вошли в структуру личности человека)
  • темперамент
  • направленность
  • характер
  • способности

В современной западной социально-психологической науке принято выделять следующие основные теоретические подходы: социокультурный, эволюционный, социальное научение, феноменологический и социально-когнитивный (Kenrick, Neuberg and Cialdini, 2002). Каждый из этих подходов представляет собой совокупность теорий, объединенных общей методологической позицией.

Социокультурный подход. Основы такого подхода были заложены в одном из первых учебников по социальной психологии Э. Росса, опубликованном в 1908 г. По его мнению, источники социального поведения людей присущи не отдельной личности, а социальной группе. Росс рассматривал группу как своеобразную целостность , обладающую свойственным ей сознанием. В самом начале своей книги Росс определил социальную психологию как науку о "психических стадиях и течениях, которые возникают среди людей вследствие их связей" (Ross, 1908. P. 1). Наряду с Россом другие социологически ориентированные теоретики также подчеркивают роль социального окружения в психических проявлениях отдельных индивидов. В соответствии с современным социокультурным подходом считается, что убеждения, ценности и предрассудки человека обусловлены прежде всего факторами группового уровня (нация, социальный класс , нормы культуры).

В центре данного теоретического подхода находится концепция культуры, которую мы самым общим образом можем определить как знания, убеждения, обычаи и язык, передаваемые из поколения в поколение в пределах определенного общества. Итак, можно сказать, что социокультурный подход объясняет социальное поведение влиянием больших социальных групп.

Эволюционный подход . Если исследователи социокультурного направления рассматривают в первую очередь различия в поведении людей, представляющих разные культуры, то сторонники эволюционного подхода, наоборот, интересуются явлениями сходства как в разных культурах, так и среди различных представителей живых организмов (включая человека). Начала такого подхода были представлены в другом раннем учебнике по социальной психологии У. Макдугалла, также вышедшем в 1908 г. Его автор ищет корни социального поведения человека в его физической и психической предрасположенности, которая помогала нашим предкам выживать и давать потомство. Центральной для эволюционного подхода является идея естественного отбора, выдвинутая Ч. Дарвином. В соответствии с ней предполагается, что животные, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды, имеют больше шансов выжить и произвести на свет жизнеспособное потомство, передав ему по наследству соответствующие свойства. Со временем новые свойства живых организмов, больше подходящие для определенной среды, приходят на смену менее пригодным для жизни и т.д.

Конечно, было бы ошибкой полагать, что эволюция могла привести к формированию лишь негативных "инстинктов", которые "запрограммированы при рождении" и не могут подвергаться сильному влиянию среды. Имеется немало современных данных, убедительно говорящих о том, что биологические факторы оказывают разное влияние на человека и другие животные организмы, и эти факторы связаны также с воздействием окружающей среды. Даже самые основные биологические потребности, такие как голод, приводятся в действие факторами окружающей среды. Итак, эволюционный подход направлен на поиск причин социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство.

Теория социального научения. Гораздо более современной и популярной, чем два предыдущих направления, является сейчас на Западе, особенно в США, теория социального научения. Этот подход к исследованию социального поведения обязан своим происхождением трудам А. Бандуры и Р. Уолтерса, в которых социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивида и его научения в процессе получения вознаграждений и наказаний. При этом особенно подчеркивается роль подражания в развитии тех или иных поведенческих форм. Широкую известность приобрели эксперименты Бандуры по моделированию обучения детей посредством использования наблюдения. Так, например, было обнаружено, что дети могут научиться агрессии, наблюдая за различными формами агрессивного поведения взрослых. Эти важные выводы поддерживают положение о том, что агрессия не является свойством, непременно присущим человеку (как полагают многие), но может оказываться результатом влияний со стороны окружения. Бандура также подчеркивал роль убеждений, ожиданий, возможности выбора и самоподкрепления как важных факторов, определяющих индивидуальное поведение. Итак, можно заключить, что данный подход уделяет основное внимание опыту научения в прошлом как детерминанту социального поведения индивида.

Феноменологический подход. В отличие от всех трех упомянутых выше подходов, уделяющих определенное внимание окружающей среде, феноменологический подход, наоборот, делает акцент на уникальной точке зрения индивида, или его феноменологии. В соответствии с таким подходом, который ведет свое начало от работ К. Левина, социальное поведение человека направляется именно его субъективной интерпретацией событий социального мира. Центральным в системе взглядов Левина на социальное поведение человека является понятие "жизненного пространства". В это " пространство " входит вся сумма возможных событий, которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется. При этом поведение человека являет собой его движение сквозь участки данного жизненного пространства. Одни из этих участков привлекательны, а другие - не привлекательны. Левин полагал, что интерпретация человеком той или иной ситуации связана с его целями в данный момент. Так, если фанату какой-либо футбольной команды не терпится ввязаться в драку с поклонниками "чужой" команды, он может интерпретировать случайный толчок как агрессивный выпад с другой стороны. Общепризнано, что подход Левина, основанный на целях, взаимодействии человека и ситуации и феноменологии, оказал огромное влияние на социальную психологию. Итак, суть феноменологического подхода состоит в том, что социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды.

Социально-когнитивный подход. Считается, что внимание сторонников предыдущего, феноменологического, подхода к внутреннему опыту человека привело естественным образом к тесным связям между социальной и когнитивной психологией, подчеркивающей роль "внутренних", ментальных процессов. Основная проблематика когнитивной психологии - это процессы ощущения, восприятия, интерпретации, суждения и запоминания событий окружающей среды. За последние двадцать лет число социальных психологов, обратившихся к социально-когнитивному подходу, значительно возросло. Сторонники этого подхода изучают психические процессы, связанные с тем, какие именно события привлекают внимание человека, как он интерпретирует эти события и хранит в своей памяти. Предполагается, что социальное поведение человека направляется его вниманием к тому или иному аспекту ситуации, его пониманием этой ситуации и, наконец, возникшими у него ассоциациями данного события с аналогичным опытом прошлого, сохранившимся в памяти. Итак, социально-когнитивный подход сосредоточивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти.

Рассмотренные выше различные подходы к пониманию социально-психологических явлений не противоречат друг другу. Каждый из них представляет собой лишь одну из граней социально-психологического анализа. Поэтому указанные подходы можно рассматривать как взаимодополняющие. Лишь сочетание всех этих подходов, их комплексное использование обеспечивают всестороннее изучение того или иного явления социальной психологии.

К исследованию личности

В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзистенциальный и трансперсональный. Последние два часто объединяются термином «гуманистический подход».

Каждое из указанных направлений содержит более или менее сложные теоретические построения, экспериментальную и опытную основу присущих им воззрений. Некоторые из подходов представляют собой весьма устойчивые концепции, т.е. системы взглядов на психологическую природу личности (психодинамический, гуманистический, деятельностный подходы). Другие представляют собой научные теории, т.е. подкрепленные экспериментальным путем гипотезы относительно научно постигаемых истин, отражающих психологическую природу личности (поведенческий и когнитивный подходы).

Кроме того, в рамках указанных подходов разработаны в развитие или в противовес им многочисленные смежные теории и методы исследования личности. Так что современная психология личности выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Психодинамический подход к исследованию личности. Этот подход представляет собой первую теоретическую концепцию личности в психологии. Его автором является Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), великий австрийский психолог, основатель психоанализа. Согласно З.Фрейду, человек – существо, управляемое динамикой неосознаваемых влечений (отсюда термин – «психодинамический»), а личность – это устойчивое человеческое «Я», которое имеет следующую структуру: Id («Оно» по-латыни) – Ego (собственно «Я» по-латыни) – SuperEgo (сверх-Я). Id – вместилище инстинктивных влечений и подчиняется принципу удовольствия. Ego – центральная инстанция саморегуляции и руководствуется принципом реальности. SuperEgo – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий человека с точки зрения их социальной приемлемости. По З.Фрейду, Ego защищает себя от неприемлемых переживаний со стороны Id или SuperEgo с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы суть психологические действия, снимающие напряжение с Ego. Их насчитывается всего около двух десятков: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, отрицание, регрессия, компенсация, сублимация и др.. Поскольку у человека имеется два основных влечения – к жизни (libido) и к смерти (mortido), именно динамика этих влечений в ходе жизни и искажение восприятия реальности под действием защитных механизмов составляют подлинную интригу существования личности (в психодинамическом подходе). Вместе с З.Фрейдом большой вклад в исследования психологии личности в рамках данного подхода внесли такие ученые как Карл Юнг, Альфред Адлер, Мелани Клайн, Хайнц Когут, Карен Хорни, Вильгельм Райх, Эрик Эриксон и др.

Поведенческий подход. В отличии от психодинамического, в котором главное внимание уделяется истории развития личности и ее внутренним переживаниям, поведенческий подход сосредоточен на трактовке личности как набора поведенческих стереотипов, обусловленных сочетанием обучения и реакций на стимулы. Основатели поведенческого подхода американец Джон Уотсон (1878 – 1958), русский физиолог И.П. Павлов (1868 – 1936), американец Бэррес Скиннер (1904 – 1988) и др. Особенно радикальными вкладами на психологическую природу личности отличался Б. Скинннер. Понятие личности Б. Скипнер относил к группе надуманных наряду с понятиями воли, творчества, свободы, достоинства . Согласно Б.Скиннеру, «личность – это поведенческий репертуар , соответствующий определенному набору обстоятельств». А человеческое поведение есть лишь функция, производное от социальных условий. В поведенческом подходе личность, таким образом, трактуется не как универсальное качество человека, а как продукт обстоятельств. Качества же самой личности (честность, самоконтроль, общительность и т.п.) суть продукты социального подкрепления в конкретных обстоятельствах.

Деятельностный подход. Разработанный в 30-е годы советскими учеными Л.С. Выготским (1896 – 1938), С.Л. Рубинштейном (1880 – 1959) и А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979), деятельностный подход отличается от поведенческого в трактовке личности несколькими принципиальными моментами. Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов человека, иерархия которых определяет направленность личности. Во-вторых, трактует личность как иерархию деятельностей , выводя ценность личности из социальной и духовной значимости ее деятельности и средств, которыми она пользуется. В-третьих, деятельностный подход придавал и придает большое значение именно способностям как средству формирования функциональных органов (см.20.2) и создающих, собственно говоря личность в процессе персонализации индивида т.е. выделяя его из изначально полной и безраздельной социальной зависимости (младенец) в полноправного деятеля . Масштабность деятельности индивида, ее социальная и духовная ценность для живущих и будущих поколений выступает в деятельностном подходе мерилом личности. Личностная структура здесь включает в себя: биологический компонент личности (темперамент, характер, задатки-способности), компонент опыта (приобретенные и наработанные знания, умения и навыки) и компонент направленности (система мотивов, убеждений, ценностных смыслов).

Когнитивный подход. Представленный в психологии теорией личностных конструктов Джорджа Келли (1905 – 1965), факторной теорией черт личности Раймонда Кэттелла (1905 – 1994), факторной теорией личностных типов Ганса Айзенка (1916 – 1997) и рядом других, когнитивный подход использует способность логического размышления человека при создании (конструировании) картины мира, а также различные процедуры измерения психических черт личности.

Так, американский психолог Дж. Келли в своей теории личностных конструктов исходил из того, что личность не является некой фиксированной сущностью. Наоборот: что человек делает, как делает, определяет собой его личность. В теории Дж. Келли три основных момента являются базисными для понимания личности: роль, конструкт и конструирование . Личность, таким образом, в теории Дж. Келли представляет собой набор ролей (отец, сын, учитель и т.д.), набор конструктов (значимых утверждений, касающихся оснований классификации жизненно важных отношений) и преобладающие способы создания конструктов. Чтобы понять сущность этой теории, достаточно взять несколько маленьких листочков бумаги (3 см х 4 см) и написать на каждом из них «роль» наиболее значимых для вас людей: отец, мать, друг, учитель, брат и т.д. Затем следует брать в любом сочетании по три таких листочка и отвечать всякий раз на один вопрос: чем двое из этих людей похожи и чем отличны от третьего? По существу, всякий раз, вы или испытуемый следуете логическому правилу исключения третьего, формулируя конструкт , т.е. базисное правило в собственной интерпретации мира. Количество и разнообразие конструктов – это и есть важнейший критерий в трактовке личности.

Американец Р. Кэттел полагал, что личность – это то, что позволяет предсказать, как человек себя поведет в той или иной ситуации, т.е. совокупность правил, которым подчиняется поведение человека во всех видах ситуаций. Р. Кэттелл путем математических измерений выделил общие, уникальные, основные и поверхностные черты личности. Затем он классифицировал их на темпераментальные, мотивационные и способностные. В итоге, в его структуре личность включает следующие компоненты: 35 личностных черт первого порядка (23 нормальных и 12 патологических), 8 второго порядка, 10 основных мотивационных побуждений (голод, гнев, любопытство и т.п.) и два типа интеллекта – подвижный и кристаллизировавшийся (результат обучения). Обобщенная в наиболее распространенной 16-ти факторной схеме личностных черт (свойств), данная теория получила широкое практическое распространение благодаря одноименному личностному тесту Р. Кэттела.

Британский психолог Г. Айзенк, как и Р. Кэттел, опираясь на математические методы анализа, выделил в структуре личности несколько десятков черт, однако, в отличии от Р. Кэттела, установил их зависимость от высших уровней организации поведения личности – личностных типов. Последних он выделил три: экстраверсивный, невротический и психотический. Иерархичность личностной структуры является отличительной стороной теории Г. Айзенка. Психотический тип личности характеризуется такими чертами как: агрессивность, эгоцентричность, импульсивность и др. Экстраверсивный – общительностью, активностью, смелостью, беззаботностью и т.п. Невротический – тревожностью, подавленностью, низкой самооценкой, застенчивостью и т.п. По мнению Г. Айзенка, генетические факторы являются определяющими для поведения личности.

Теории личности Р. Кэттела и Г. Айзенка называют еще теориями личностных черт .

Экзистенционально – трансперсональный (гуманистический подход ). Данный подход к анализу и пониманию личности исходит из того, что в каждом человеке заложена потребность в личностном развитии, т.е. в раскрытии потенциала всех своих способностей в стремлении к некоему идеалу. Основателем гуманистического подхода к личности является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Одно из главных понятий для характеристики личности, по А. Маслоу, – понятие «самоактуализация», т.е. всемерное раскрытие и применение своих талантов. Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами: принятием себя и других; непосредственностью (естественностью), потребностью в уединении; независимостью, демократичностью, свежестью восприятия, доброжелательностью, креативностью, способностью к интенсивным (пиковым) переживаниям.

Позже идеи А Маслоу получили развитие в работах Карла Роджерса, Станислава Грофа. А собственно экзистенциальный взгляд на проблемы личности разрабатывался в трудах американского психолога Ролло Мея (1909 –1994), который, опираясь на труды европейских философов, разработал концепцию личности, в которой ключевые понятия – тревога, вина, свобода, миф, судьба, интенциональность (способность к активному действию) составили каркас личностной структуры.

Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни. При этом можно по-разному трактовать природу и свойства личности. Но на самом деле реальные перспективы для становления и расцвета личности человека определяются усилиями людей по созданию истинно справедливого и гуманного человеческого общества.

Становление личности

Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое представление о развитии личности. Психоаналитическая концепция понимает развитие как адаптацию биологической по природе сущности человека к нормам и требованиям социума, выработку у человека компенсаторных способов действий, примиряющих его с запретами и нормами общества. Поведенческая концепция исходит из того, что главное для развития личности – это организация таких стимулов, которые бы модифицировали поведение человека в сторону приобретения социально желательных стереотипов. Когнитивные теории (в том числе теории черт личности) основывают свои гипотезы о развитии личности на том, что часть черт личности является генетически детерминированными и врожденными, а другие формируются прижизненно путем определенного межличностного взаимодействия. При этом и поведенческая, и когнитивная концепции объединяются в понятии «социализация», подчеркивая основополагающее значение общественных институтов в их влиянии на становление и формирование личности. Гуманистический подход трактует процесс становления личности как реализацию собственных потенций, способностей. Вместе с тем нельзя не заметить, что большинство этих концепций и теорий абстрагируются от реальных процессов в социуме, от реального места конкретного человека в общественной жизни, в производственных отношениях, отношениях собственности. Они абстрагируются от фактической беззащитности человека перед чудовищной мощностью современных индустриально – бюрократических корпораций, систем. Не рассматривают реальных зависимостей человека и возможностей его развития с учетом конкретных социальных условий, в которых он находится. Поэтому, скорее всего, именно деятельностный подход , во главу угла ставящий человека как деятеля, а систему производства как воплощение реальных властных и собственнических отношений, способен объективно и непредвзято анализировать и разрабатывать теорию и практику полноценного личностного развития. Ведь совершенно ясно, что если в обществе не будут решаться вопросы справедливого распределения отношений собственности, предоставления всем детям возможности учиться по их способностям, а не по финансовым ресурсам родителей, бессмысленно говорить о личностном развитии как о перспективе для всех. Лишь приобщение всех членов общества, с раннего детства к высокой человеческой культуре, подлинной науке и разнообразным видам социально значимой деятельности может выступить залогом полноценного личностного развития каждого нового человека, рождающегося беспомощным младенцем и могущего персонализироваться во всесторонне развитую личность. Личность, двигающую вперед, к новым идеалам истины, добра и красоты все человечество.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Психологический подход направлен на выделение человека в политике, на его интересы, потребности, мотивы деятельности, эмоции. Психологическое направление в качестве самостоятельного складывается к началу ХХ века. Пониманию важности изучения человека как "двигателя" политики способствовали такие факторы, как значительное увеличение массы людей, принимающих участие в политических и общественных движениях ХХ века, усложнение политических процессов во многих странах мира, повышение роли индивида и цены его поступка в политической сфере.

Политической науке близок относительно небольшой спектр направлений психологии: бихевиоризм и необихевиоризм (или "теория стимулов – ответных реакций"); фрейдизм и его социологизированные версии.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – направление в американской психологии. Наиболее известные его представители Дж. Уотсон, К. Лешли, Э. Торндайк. Бихевиоризм возник на рубеже XIX-XX вв. под влиянием изучения психики животных (исследование условных и безусловных рефлексов). В основе бихевиоризма лежит анализ психики через исследование поведения. Поведение понимается как реакции – ответы (R) на стимулы внешней среды (S). Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие внешней среды. Бихевиористы искали законы, описывающие взаимодействие между S и R. Представители политического бихевиоризма (Дж. Доллард, Р. Лейн, Б. Скиннер, Р. Уолтерс) предлагали производить исследование по схеме: социально-политические условия порождают определенное политическое поведение. Слабость этой концепции состоит в том, что трудно оценить влияние конкретных политических условий, абстрагируясь от индивидуальных качеств личности. Исходя из этой концепции, человек представал как объект манипуляции политиков.

Как реакция на недостатки бихевиоризма, в 30-х годах ХХ в. в США возник необихевиоризм. Его представители Э. Толмен, К. Халлрасширили традиционную формулу "стимул-реакция", введя между ними понятие "промежуточные переменные". Получилась формула S – O – R. Промежуточные переменные – это факторы, служащие опосредующим звеном между S и R, это наблюдаемые, мотивационные компоненты поведения.

Психологический бихевиоризм в политологии не слишком распространен из-за невозможности объяснить богатство человеческого поведения. Одним из наиболее известных ученых, исследовавших политическое участие с использованием методологии бихевиоризма, является Лестер Милбрат. Он исходил из того, что чем большее количество стимулов получает человек, тем выше вероятность его участия в политике. Однако из этого нельзя понять, от чего все же зависит предрасположенность к участию в политике. Поэтому многие политологи используют другие направления психологии, объясняющие поведение людей из внутренних факторов. Одним из таких направлений является психоанализ.

Теория психоанализа разработана Зигмундом Фрейдом(1856-1939 гг.) и является одним из наиболее влиятельных течений гуманитарной мысли ХХ века. Первоначально психоанализ возник как медико-биологическое учение. Однако с утверждением в науке идей о разделении и взаимодействии неосознанных и сознательных уровней психики, психоанализ становится и социально-политическим учением. Широко распространенные сегодня фрейдистские и неофрейдистские концепции исследуют роль бессознательного в политическом поведении.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющих: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. "Я" – это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Сверх-Я" является итогом воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Сверх-Я – это властный представитель общества в личности.

В психике нет ничего случайного. Помимо осознаваемых процессов, в ней есть и бессознательные. Бессознательные процессы обусловлены "первичными влечениями" (прежде всего либидо – сексуальными влечениями). Эти влечения пытаются проникнуть в сознание, но подавляются и вытесняются им, так как сознание впитало господствующие социальные нормы и запреты. Стремясь избавиться от неприятных психических состояний, человек с помощью "Я" вырабатывает защитные механизмы: неприятие критики в свой адрес, подавление мыслей и желаний, противоречащих принятым нормам, оправдание неспособности сделать что-то.

В работах "Тотем и табу" (1913), "Массовая психология и анализ человеческого "Я" (1921) и др. Фрейдисследует социально-политическую структуру общества. Его схема социальной структуры такова: вождь – элита – массы. Человек в понимании Фрейда – это изолированный атом. Потребность в объединении с другими людьми принуждает человека сдерживать свои естественные устремления. Массы всегда ищут вождя, поклоняются ему и жаждут отказа от самостоятельной ответственности. В основе связей, которые объединяют массу, лежит идентификация ребенка с отцом. Отождествление вождя с отцом идет из семейных отношений.

Таким образом, для фрейдизма характерно сведение социальной организации к патриархальному семейству. Эта концепция работает лишь в тех случаях, когда происходит политизация массы, когда идеальный образ лидера проецируется на творимого кумира.

Неофрейдисты пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести в некоторые его положения общественно-политический контекст. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. Так, Эрих Фроммсчитал, что психика человека социально обусловлена. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни. Там где подавляется свобода личности, возникают патологические проявления: садизм, мазохизм, склонность к разрушению. В работе "Бегство от свободы" Фроммисходит из того, что в капиталистическом обществе человек выделяется из социальной среды. Он предоставлен самому себе, изолирован и свободен. Одни люди стремятся использовать возможности для индивидуального развития, а другие стремятся убежать от свободы. Бегство от свободы характерно для авторитарной личности, которая одновременно стремится и к подчинению, и к господству. Это явление Фроммназвал садо-мазохизмом. Мазохизм проявляется в наслаждении от подчинения сильной деспотической власти. Садизм – в стремлении к господству над другими. Общая черта в мазохизме и садизме – слияние индивидуального "Я" с другими "Я". Формирование авторитарной личности происходит под влиянием социальных условий: экономической и политической нестабильности, падения жизненного уровня.

На основании психоанализа разработан жанр психоаналитического портрета. Впервые этот жанр был применен в совместной работе З. Фрейда и американского дипломата У. Буллита. Ими был создан портрет американского президента Вудро Вильсона. Г. Лассуэллиспользовал этот метод в работе "Психопатология и политика", где он сделал вывод, что стиль политического деятеля напрямую связан с его психологическими особенностями. Лассуэллвыделил три типа политиков: агитатор, администратор, теоретик. Л. Милбрат, проанализировав психику американского президента Р. Никсона, сумел объяснить его отставку.

Многие исследователи критикуют сторонников психоанализа за некорректные аналогии индивидуального и группового поведения, за упрощенческий подход при описании поведения. Другие же, наоборот, считают психоанализ весьма продуктивным методом исследования в политологии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

После фундаментальных методологических основ в книге рассматриваются проблемы сущности и структуры политических процессов

Структура книги базируется на основе системного метода который охватывает основные сферы политического процесса и связывает части политической.. в разделе раскрываются фундаментальные основания политологии.. важным фрагментом системного анализа является предположение что политика может рассматриваться как комбинация..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение политической науки
Политическая наука занимает видное место в современном обществознании. Это объясняется первостепенной ролью политики в жизни общества. С древних времен политика выделяется как одна из важных сфер ч

Политология как самостоятельная дисциплина
Собственно политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относи

Политология в СССР и СНГ
Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные по

Понятие и сущность политики
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя п

Политика как наука и искусство
Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспек

Предмет политологии
Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногла

Структура политологии
Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы: 1) теория и метод

Закономерности и категории политологии
Политология как наука имеет своей целью познание объективных закономерностей, действующих в сфере политики. Закономерности политологии отражают объективно существующие, повторяющиеся связи и отноше

Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляе

Функции политологии
Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, ме

Методы политологии
В современной литературе методология определяется как система норм и связанных с ними методов научного мышления, как постановка проблем и стратегия научного поиска. Научный метод – это систе

Исследовательские подходы в политологии
Наиболее общие, фундаментальные политологические методы часто называют исследовательскими подходами или методологиями. В политологии существуют разнообразные методологические подходы: бихевиоральны

Бихевиоральный подход
Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина "политическое поведение" принадлежит американскому журналисту Фра

Системный и структурно-функциональный подходы
И системный подход, и структурный функционализм являются производными от общей теории систем. У истоков общей теории систем находятся, прежде всего, биология и кибернетика. Еще в 20-е годы биолог Л

Системный подход
Системный подход является составляющей общей теории систем и также исходит из ключевого понятия – системы. Система как целостное множество взаимосвязанных элементов не сводится к простой сумме свой

Марксизм как методология анализа политики
Марксизм, как и системный подход, является глобальным подходом к социальной действительности. Преобладание целого над частями образует сущность марксистского метода. В советской социальной

Основные этапы развития марксизма
На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу пришла группа теоретиков, действовавших в период относительного социального затишья – А. Лабриола, Ф. Меринг, К. Каутский, Г. Плеханов. Следующее поколение марксист

Критика марксизма К. Поппером
Серьезной критике марксизм был подвергнут со стороны Карла Поппера – немецкого философа и методолога науки. Марксизм – это чистейшая и наиболее опасная форма историцизма, считает К. Поппер. Под ист

Подходы к пониманию политической системы
В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но вс

Компоненты политической системы
Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической и

Модель политической системы
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются "в

Функции политической системы
Политическая система – это общественная система особого рода. Обладая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие чаяния людей, мобилизует и

Политическая система и государственная политика
Государственная политика – это выражение целей политической системы и средств, с помощью которых они достигаются. Традиционно государственную политику делят на внутреннюю и внешнюю. Если за основу

Понятие политического режима
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая сис

Факторы дифференциации политических режимов
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев: - характер и мера осуществления власти; - механизм формирования власти; - взаимоотношения общества и

Тоталитарный режим
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демокра

Роль идеологии в обществе.
Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – "идеология у власти".

Положение средств массовой информации.
Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно "закрытое

Изменения в политической системе общества.
Между компонентами политической системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в соб

Политическая культура.
Для тоталитарного режима характерно стремление создать "нового человека" с особым политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации,

Авторитарный режим
Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Среди ученых до сих пор продолжа

Демократический режим
Понятие "демократия" в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власт

Исторические формы и модели демократии.
Поскольку понятие демократия шире, чем понятие демократический политический режим, следует более подробно остановиться на исторических формах и моделях демократии. Проблема классификации д

Основные характеристики власти
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населен