Селевко г к энциклопедия образовательных технологий том 1. Предисловие к первому тому

Селевко Г.К.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Москва Народное образование

Рецензенты:

В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. МоскваК.Я. Вазина – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, пе-

дагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород А.Г. Каспржак – кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва

А.М. Кушнир – доктор психологических наук, МоскваО.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный

колледж», г.Ярославль Р.В. Овчарова – академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой

общей и социальной психологии КГУ, г. Курган Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики вос-

питания ИПКРО, г. Псков

Селевко Г.К.

Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.

Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.

В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, фор- мально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

© Селевко Г.К.

© Народное образование

Предисловие к первому тому........................................................................................................

Введение: Технологический подход в образовании..................................................................

I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий.................

1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии............................

1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН).............................................................................................

1.4. Способы умственных действий (СУД).................................................................................

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)................................................................

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)...........................................

1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)...............................................................

1.8. Сфера творческих качеств (СТК)..........................................................................................

1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)...............................................................

1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности.....................................................

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических

технологий.......................................................................................................................................

2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии...........................................

2.2. Структура педагогической технологии................................................................................

2.3. Терминологические взаимоотношения................................................................................

2.4. Основные качества современных педагогических технологий...........................................

2.5. Научные основы педагогических технологий.....................................................................

2.6. Классификация педагогических технологий.......................................................................

2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии..............................................

III. Современное традиционное обучение (ТО).......................................................................

3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения.................................

3.2. Технология классического и современного урока...............................................................

Урок в малочисленной сельской школе...........................................................................................

3.3. Пути совершенствования традиционной технологии..........................................................

Вопросы и задания для самоконтроля..............................................................................................

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации

педагогического процесса............................................................................................................

4.1. Педагогика сотрудничества..................................................................................................

4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.......................................................

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин).........................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

учащихся (активные методы обучения) ................................................................................

5.1. Игровые технологии............................................................................................................

Игровые технологии в дошкольном периоде................................................................................

Игровые технологии в младшем школьном возрасте...................................................................

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте..................................................

5.2. Проблемное обучение.........................................................................................................

5.3. Технология современного проектного обучения...............................................................

5.4. Интерактивные технологии................................................................................................

5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного

материала (В.Ф. Шаталов).........................................................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации

учебного процесса........................................................................................................................

6.1. Технология программированного обучения......................................................................

6.2. Технологии уровневой дифференциации...........................................................................

Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик).......................

Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В.

Фирсов).............................................................................................................................................

Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель

сводных групп», «стратовая» дифференциация)...........................................................................

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)........

Модель «Профильное обучение»..................................................................................................

6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)....

Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного

образования.....................................................................................................................................

Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении........................

6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).................................

Вертикальный вариант (Красноярский).........................................................................................

Горизонтальные варианты..............................................................................................................

6.6. Технологии групповой деятельности................................................................................

Модель: групповая работа в классе...............................................................................................

Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ)..................................................

Модели коллективного творческого решения проблем................................................................

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием

опорных схем при комментируемом управлении.....................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и

реконструирования материала.................................................................................................

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)...........................................................................

7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)..............................................................

7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев).............................................

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,

Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)..................................................................................................

7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов).287

7.6. Технологии интеграции в образовании

Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева.............................................................

Модель «Технология воспитания экологической культуры».......................................................

Модель глобального образования..................................................................................................

Концепция холистической педагогики..........................................................................................

Концепция гражданского образования..........................................................................................

7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах................................................

Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» ................................................

Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем...............................

Модель межпредметных связей......................................................................................................

7.8. Технологии концентрированного обучения.......................................................................

Особенности идеографических моделей........................................................................................

7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга..............................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

VIII. Частнопредметные педагогические технологии..........................................................

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)............................

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

.....................................................................................................................................................

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)..................

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).....

8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)..................................................

8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского..........................

8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе.....................................

А.Е. Сутормина................................................................................................................................

года – 91» В.А. Гербутова...............................................................................................................

А.В. Зарубы......................................................................................................................................

О.Г. Парамонова..............................................................................................................................

...........................................................................................................................................................Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95»

З.В. Климентовской.........................................................................................................................

«Учителя года России - 96» Е.А. Филипповой..............................................................................

А.Е. Глозмана...................................................................................................................................

В.А. Морара.....................................................................................................................................

А.В. Крылова....................................................................................................................................

И.Б. Смирнова..................................................................................................................................

И.А. Карачевцева.............................................................................................................................

Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004»

Е.И. Славгородского........................................................................................................................

8.9. Технологии учебников и учебно-методических комплексов............................................

Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»........................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

IX. Альтернативные технологии..............................................................................................

9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning).........................................

9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)....................................................

Альтернативная технология усвоения математики «Другая математика» А.М. Лобка.............

9.3. Технология мастерских.......................................................................................................

9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской).............................................

Предтечи, разновидности, последователи.....................................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

X. Природосообразные технологии.........................................................................................

10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья...................

10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (А.М. Кушнир)...............

Природосообразная модель обучения чтению А.М. Кушнира....................................................

Модели природосообразного обучения письму А.М. Кушнира..................................................

10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира...........

10.4. Технология обучения детей с признаками одаренности..................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

XI. Технологии свободного образования.................................................................................

11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)..................................................

11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого..................................................................................

11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)...........................................................................

11.4. Технология саморазвития (М. Монтессори)....................................................................

11.5. Технология Дальтон-план (Е. Паркхерст)........................................................................

11.6. Технология свободного труда (С. Френе)........................................................................

11.7. Школа-парк (М.А. Балабан)..............................................................................................

11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко......................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

Предметный указатель для 1 и 2 тома.....................................................................................

Именной указатель для 1 и 2 тома...........................................................................................

Ответы на вопросы и задания для самоконтроля..........................................................................

Предисловие к первому тому

Со времени издания книги «Современные образовательные технологии» (Г.К. Селевко, Народное образование, 1998) прошло уже более пяти лет. Мир вступил в новое тысячелетие.

В российском образовании провозглашены сегодня принципы гуманизации ,демократизации ,развития ,вариативности , которые дают возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по своей модели, учитывающей региональные и местные условия. Прогресс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий, использования возможностей современной дидактики и теории воспитания в повышении эффективности образовательных структур.

Появилось множество новых педагогических течений, обучающих и воспитательных систем, технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ори-

ентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и предназначена эта книга, названная нами «Энциклопедией».

Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала. Обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок представлен в классифицированном и обобщенном виде, в котором нашли отражение:

а) все основные направления развития образования; б) все иерархические уровни образования: от метатехнологий государственного уровня до

микротехнологий самовоспитания индивида; в) все возрастные категории образовательных объектов: от младенчества до взрослого, со-

циально зрелого возраста.

В каждой из технологий четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания технологии и применяемых методик, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.

Описания технологий заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного многолетнего опыта работы автора. Авторскими являются и анализ, и интерпретация этих технологий. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую классификационную характеристику технологии, анализ ее особенностей, рекомендательный список доступных литературных источников.

Первая глава представляет описание договоренностей относительно терминологии и структуры основных психолого-педагогических понятий, которые используются в дальнейшем изложении.

Во второй главе приведен анализ понятия образовательной технологии. Рассмотрены различные толкования этого понятия, его связь с родственными понятиями педагогики. На основе критического анализа имеющейся литературы и обобщения образовательной практики предложена авторская концепция понятия «педагогическая технология ».

Получили развитие идеи о многомерной, многоаспектной структуре образовательных технологий и их классификации, предложен аналитический аппарат широкого технологического подхода к образовательному процессу.

В последующих 15 главах даются краткие (концентрированные) описания образовательных технологий в системе классификации, основанной на выделенных автором направлени-

ях модернизации традиционной технологии. «Энциклопедия» содержит 36 таблиц и 125 ри- сунков-схем.

В двухтомнике описано около 500 образовательных технологий, включая воспитательные

и социально-воспитательные технологии. Сделаны ссылки на технологии и системы, являющиеся предтечами, разновидностями или последователями описанных технологий. В заключение раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.

Особенностью книги «Энциклопедия образовательных технологий» является ее дидактическая направленность. К каждой главе даются контрольные вопросы с выборочными ответами, правильные ответы приводятся отдельно. Навигационный библиографический аппарат книги включает: колонтитулы, подробный предметный и именной указатели, списки рекомендуемой литературы, к некоторым параграфам даны краткие «словарики». Кроме чисто информационно-справочной функции, «Энциклопедия» может использоваться:

как учебное пособие;

для организации отдельных учебных курсов по педагогическим технологиям;

при изучении отдельных разделов педагогики;

для повышения квалификации педагогических работников и т.д.

при организации методической работы;

для анализа и обобщения педагогического опыта (в том числе собственного);

при построении индивидуальных образовательных программ;

при разработке программ развития образовательных учреждений;

при освоении и использования образовательных технологий в практике.

Пособие предназначено в основном для практических работников образования, поэтому рекомендованные литературные источники относятся к наиболее доступным изданиям Московских и Санкт-Петербургских издательств.

Автор выражает глубокую благодарность коллективам и руководителям инновационных школ и территорий Российской Федерации, которые вели и сегодня ведут работу по применению и дальнейшей разработке многих из описанных технологий:

– г. Ярославль – № 26 (Сибриков А.В., Бройде Б.А.), № 59 (Квитницкая Г.Л., Закатова И.Н.), № 70 (Маслов Д.Е., Игнатченко Г.В.)

Ярославская область – г. Рыбинск – № 2 (Богачев Б.Н., Беляева Л.А.), № 8 (Смирнова С.В., Селезнева Н.Н.), № 18 (Горева Н.В., Ульянова Т.С., Короткова З.М.), № 19 (Журавлев В.В., Озеров В.А., Худякова М.Н.)

г. Углич – № 8 (Тихомирова Н.А., Курзина Т.Н.)

Первомайский МО (Лебедева Т.Н.), Пречистенская СОШ (Курсо Т.И., Горчагова Г.А.)

г. Архангельск – СОШ № 36 (Пантелеева Г.Н.)

г. Воркута – гимназия № 5 (Мурасова А.М., Куйдан Г.В.)

г. Иваново, частная школа «Шанс» (Замыслов С.В., Замыслова Н.Н.)

г. Котлас Архангельской обл. – СОШ № 75 (Дунаева Н.В.)

г. Калининград – лицей № 10 (Петропавловская С.М.), СОШ № 47 (Гнатенко О.А.)

ст. Каневская Краснодарского края – СОШ № 2 (Колесник Т.А.)

г. Муром Владимирской обл. – СОШ № 5 (Филоненко Л.Т.)

г. Орск Оренбургской обл. – с.ш. № 32 (Устиченко Л.И.)

г. Шарья Костромской обл. – СОШ № 7 (Толстоброва Т.С., Бурлакова Е.П.)

г. Енисейск Красноярского края – СОШ № 2 (Шароглазова А.В.)

Особую благодарность автор высказывает ученым, принимавшим участие в обсуждении и рецензировании книги: член-корреспонденту РАО В.Г. Бочаровой, профессорам В.В. Новикову, Е.Н. Степанову,Р.В. Овчаровой, К.Я. Вазиной, Я.С. Турбовскому, П.И. Третьякову, А.Г. Каспржаку, Н.Л. Дашниц, А.М.Кушниру,О.Г.Левиной.

Посвящаю своей жене, воплотившей образ Учителя с большой буквы, матери двоих замечательных детей, бабушке троих внуков, заботливой и умелой хозяйке – Заслуженному учителю школ РФ – Альбине Николаевне Селевко

Введение: Технологический подход в образовании

Системы образования наиболее развитых стран мира (к которым относился и бывший

СССР) в последние десять-двадцать лет перешли к новому этапу, который характеризуется изменением:

– отношения к «знаниям, умениям и навыкам» как к приоритетной цели образования; это место начинают занимать ценности мышления, творчества, компетентностей личности;

– традиционных подходов к его содержанию – переход к сообразному с современным

уровнем развития общества компетентностному подходу;

– иерархии целей образования : интегративные цели обучения доминируют над предметными, деятельностный подход вытесняет преподносящий;

образовательных ценностей и смыслов: не «вы должны выучить и воспроизвести…»,

а «мы поможем вам овладеть и применить…»;

характера педагогических отношений : авторитаризм уступает место сотрудничеству,

вдалбливание знаний «сверху» – партнерству в познании и деятельности.

Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, происходит дальнейшее развитие: предлагаются иное содержание, новые подходы, новое право, новые отношения, новое поведение.

Формируется новый педагогический менталитет:

Формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь ».

Методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом наиндивидуализацию образовательных программ.

Информационно-телекоммуникационные средства обучения и воспитания охватыва-

ют все большее образовательное пространство.

Личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками становится важнейшей составляющей педагогического процесса.

В воспитании взят ориентир на общечеловеческие духовные ценности , становление

нравственного облика выпускника.

Происходит дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, средств массовой коммуникации, микро- и макросоциума.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного развития.

В психолого-педагогическом планеосновные тенденции совершенствования образова-

тельных технологий характеризуются переходом:

от образования как трансляции к образованию как диалогу с культурой ;

от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития ,

позволяющего использовать усвоенное;

от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий, к компетентностным характеристикам личности;

от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным, профильным ииндивидуализированным программам обучения;

от внешней мотивации учения к внутренним мотивам самосовершенствования;

от дисциплинарно-знаниевой и принудительно-нормативной доминанты образования к доминантесаморазвития, самостроительства и самосовершенствования ребенка.

Вхождение России в мировое образовательное пространство сталкивается со многими трудностями: социальными, политическими, экономическими и др. Процессы модернизации образования не поспевают за требованиями времени.

Вместе с тем в современном российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.

Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход , применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания

технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. В ХХ веке технологии, основанные на достижениях физики, химии, энергетики, биологии, математики, информатики и других наук, произвели технологическую революцию.

Технологический подход в производственной сфере – представление производственных процессов как технологий – стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, как важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Применение технологического подхода и термина « технология » к социальным процессам , к области духовного производства – образованию, культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране.

Понятия «образовательный процесс», « образовательная технология » (технология в сфере образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс»,« педагогическая технология » , ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование – ещё и развитие ребёнка. Однозначного толкования этих терминов не существует; так, образовательная технология иногда понимается узко – как технология учебного процесса. С другой стороны, понятие «педагогическая технология» относится, очевидно, ко всем разделам и видам непрерывного образования (дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное, семейное, профессиональное, производственное, специальное и др.). В зарубежной литературе применение этих терминов имеет близкие написания: «technology in education» («технологии в образовании»), «technology of education» («технологии образования»), «educational technology» («педагогические технологии»). В дальнейшем изложении мы будем, иногда пренебрегая их различиями, применять и тот и другие термины как взаимозаменяющие.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:

с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт

и его использование;

комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем

Технологический подход к обучению, предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей; сегодня он активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, Е.С. Полат, А.Я. Савельева, Г.К. Селевко, А.И. Умана и других ученых, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и других).

По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.

Конечно, следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и др. направлений науки и практики.

В данной работе представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. В работе описаны эффективные педагогические технологии обучения и воспитания, снижающие энергозатраты со стороны педагогов, развивающие мотивацию учащихся за счет изменения позиции ученика с пассивной на активную. Особое внимание в работе уделено проблеме оценки знаний. Книга предназначена педагогам и руководителям системы образования.

Издательство: "КАРО" (2008)

Формат: 60x88/16, 368 стр.

ISBN: 978-5-9925-0049-3

На Озоне

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    А. К. Колеченко В данной работе представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной… - КАРО, (формат: 60x88/16, 368 стр.) 2008
    299 бумажная книга
    Александр Колеченко В книге представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. В… - КАРО, (формат: Твердая глянцевая, 348 стр.) Педагогический взгляд (Каро) электронная книга 2008
    525 электронная книга
    Шарков Ф. Реклама в коммуникационном процессе Учебник известного в стране и за рубежом ученого, доктора социологических наук, профессора, академика, члена президиума секции "Российская энциклопедия" РАЕН, Международной академии наук информации… - Дашков и К, (формат: Твердая глянцевая, 348 стр.) 2007
    232 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Средняя общеобразовательная школа № 6 … Википедия

      - (англ. educational logistics) поддисциплина логистики, которая занимается менеджментом (управлением) педагогических потоков, исходя из принципов логистики (особенно «Точно в срок») и принципа простоты реальных систем Э. М. Голдратта (Eliyahu… … Википедия

      Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

      Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия

      Город Набережные Челны Яр Чаллы Флаг Герб … Википедия

      Вирумааский колледж Таллинского технического университета (ВК ТТУ) (эст.Tallinna Tehnikaülikooli Virumaa Kolledž) является высшим учебным заведением по подготовке специалистов с прикладным инженерным образованием для предприятий топливной,… … Википедия - Оригинальное название Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы Г … Википедия

      Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    В книге представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. В работе описаны эффективные педагогические технологии обучения и воспитания, снижающие энергозатраты со стороны педагогов, развивающие мотивацию учащихся за счет изменения позиции ученика с пассивной на активную. Особое внимание в работе уделено проблеме оценки знаний. Книга предназначена педагогам и руководителям системы образования.

    Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2008 году издательством Каро. Книга входит в серию "Педагогический взгляд (Каро)". На нашем сайте можно скачать книгу "Энциклопедия педагогических технологий. 2-е издание" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

    Селевко Г.К.

    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
    ТЕХНОЛОГИЙ

    Москва
    Народное образование
    2005

    Рецензенты:
    В.Г. Бочарова - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва
    К.Я. Вазина - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород
    А.Г. Каспржак - кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва
    А.М. Кушнир - доктор психологических наук, Москва
    О.Г.Левина - кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный
    колледж», г.Ярославль
    Р.В. Овчарова - академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой
    общей и социальной психологии КГУ, г. Курган
    Е.Н. Степанов - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков

    Селевко Г.К.
    Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование,
    2005.
    Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.
    В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий
    по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу
    педагогические технологии на основе применения современных информационных средств
    Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно
    которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.
    В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и осо бенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики
    технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.
    Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также
    представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

    Селевко Г.К.
    Народное образование

    Оглавление
    Предисловие к первому тому........................................................................................................ 7
    Введение: Технологический подход в образовании..................................................................9
    I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий.................12
    1.1. Основные категории и закономерности педагогики............................................................12
    1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии............................16
    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)............................................................................................. 20
    1.4. Способы умственных действий (СУД).................................................................................22
    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)................................................................23
    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)...........................................25
    1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)...............................................................26
    1.8. Сфера творческих качеств (СТК)..........................................................................................27
    1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)...............................................................28
    1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности.....................................................28
    Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 32

    II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических
    технологий.......................................................................................................................................34
    2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии...........................................35
    2.2. Структура педагогической технологии................................................................................37
    2.3. Терминологические взаимоотношения................................................................................39
    2.4. Основные качества современных педагогических технологий...........................................43
    2.5. Научные основы педагогических технологий..................................................................... 46
    2.6. Классификация педагогических технологий....................................................................... 53
    2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии.............................................. 59
    Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 65

    III. Современное традиционное обучение (ТО)....................................................................... 66
    3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения................................. 68
    3.2. Технология классического и современного урока...............................................................75
    Урок в малочисленной сельской школе........................................................................................... 81

    3.3. Пути совершенствования традиционной технологии..........................................................84
    Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 89

    IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации
    педагогического процесса............................................................................................................ 90
    4.1. Педагогика сотрудничества.................................................................................................. 92
    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили....................................................... 107
    4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
    .....................................................................................................................................................110
    4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин).........................................................113
    Предтечи, разновидности, последователи..................................................................................... 116
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 123

    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
    учащихся (активные методы обучения) ................................................................................ 124
    5.1. Игровые технологии............................................................................................................127
    Игровые технологии в дошкольном периоде................................................................................ 130
    Игровые технологии в младшем школьном возрасте................................................................... 132
    Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.................................................. 133

    5.2. Проблемное обучение......................................................................................................... 140
    5.3. Технология современного проектного обучения...............................................................145
    5.4. Интерактивные технологии................................................................................................ 153
    Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).................155

    4
    Технология проведения дискуссий................................................................................................ 158
    Технология «Дебаты»...................................................................................................................... 161
    Тренинговые технологии................................................................................................................ 168

    5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)..............181
    5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
    материала (В.Ф. Шаталов)......................................................................................................... 186
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 191

    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
    учебного процесса........................................................................................................................193
    6.1. Технология программированного обучения...................................................................... 196
    6.2. Технологии уровневой дифференциации...........................................................................203
    Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик).......................205
    Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В.
    Фирсов)............................................................................................................................................. 207
    Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель
    сводных групп», «стратовая» дифференциация)........................................................................... 208

    6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)........213
    Модель «Профильное обучение».................................................................................................. 216

    6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)....224
    Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного
    образования..................................................................................................................................... 229
    Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении........................230

    6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).................................240
    Вертикальный вариант (Красноярский)......................................................................................... 242
    Горизонтальные варианты.............................................................................................................. 244

    6.6. Технологии групповой деятельности................................................................................ 250
    Модель: групповая работа в классе............................................................................................... 252
    Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ).................................................. 256
    Модели коллективного творческого решения проблем................................................................ 258

    6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием
    опорных схем при комментируемом управлении.....................................................................261
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 264

    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и
    реконструирования материала.................................................................................................266
    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)........................................................................... 269
    7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).............................................................. 274
    7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев).............................................279
    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,
    Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)..................................................................................................282
    7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов). 287
    7.6. Технологии интеграции в образовании.............................................................................. 293
    Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева............................................................. 294
    Модель «Технология воспитания экологической культуры» ....................................................... 298
    Модель глобального образования.................................................................................................. 302
    Концепция холистической педагогики.......................................................................................... 304
    Концепция гражданского образования.......................................................................................... 307

    7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах................................................310
    Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» ................................................ 311
    Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем...............................312
    Модель межпредметных связей...................................................................................................... 312

    7.8. Технологии концентрированного обучения.......................................................................314
    Модель суггестивного погружения............................................................................................... 316
    Модель временнóго погружения М.П. Щетинина........................................................................ 317
    Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур.................319

    5
    Особенности идеографических моделей........................................................................................ 322

    7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга..............................................326
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 333

    VIII. Частнопредметные педагогические технологии..........................................................335
    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)............................ 337
    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
    .....................................................................................................................................................339
    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)..................342
    8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).....345
    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев).................................................. 348
    8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского.......................... 350
    8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе.....................................356
    8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России».................................... 362
    Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года - 90»
    А.Е. Сутормина................................................................................................................................ 365
    Авторская технология преподавания физики на основе интегративного принципа «Учителя
    года - 91» В.А. Гербутова............................................................................................................... 366
    Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России - 92»
    А.В. Зарубы...................................................................................................................................... 368
    Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93»
    О.Г. Парамонова.............................................................................................................................. 371
    Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
    ........................................................................................................................................................... 373
    Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95»
    З.В. Климентовской......................................................................................................................... 374
    Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка
    «Учителя года России - 96» Е.А. Филипповой.............................................................................. 375
    Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России - 97»
    А.Е. Глозмана................................................................................................................................... 376
    Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина..................378
    Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова. .380
    Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000»
    В.А. Морара..................................................................................................................................... 381
    Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России - 2001»
    А.В. Крылова..........................................................................................................................

    Селевко Г.К.

    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

    ТЕХНОЛОГИЙ

    Том 1

    Москва


    Народное образование

    Рецензенты:

    В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

    К.Я. Вазина – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород

    А.Г. Каспржак – кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва

    А.М. Кушнир – доктор психологических наук, Москва

    О.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный колледж», г.Ярославль

    Р.В. Овчарова – академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии КГУ, г. Курган

    Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков

    Селевко Г.К.

    Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.


    Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.

    В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

    Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

    В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

    Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

    © Селевко Г.К.

    © Народное образование

    Введение: Технологический подход в образовании 10

    I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий 13

    1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии 17

    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН) 21

    1.4. Способы умственных действий (СУД) 23

    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) 25

    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) 26

    1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП) 27

    1.8. Сфера творческих качеств (СТК) 28

    1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР) 29

    1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности 29

    Вопросы и задания для самоконтроля 34

    II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий 35

    2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии 36

    2.2. Структура педагогической технологии 39

    2.3. Терминологические взаимоотношения 41

    2.4. Основные качества современных педагогических технологий 44

    2.5. Научные основы педагогических технологий 47

    2.6. Классификация педагогических технологий 55

    2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии 61

    Вопросы и задания для самоконтроля 67

    III. Современное традиционное обучение (ТО) 68

    3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения 70

    3.2. Технология классического и современного урока 77

    Урок в малочисленной сельской школе 83

    3.3. Пути совершенствования традиционной технологии 86

    Вопросы и задания для самоконтроля 91

    IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса 92

    4.1. Педагогика сотрудничества 94

    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили 109

    4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 112

    4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин) 115

    Предтечи, разновидности, последователи 118

    Вопросы и задания для самоконтроля 125

    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) 126

    5.1. Игровые технологии 129

    Игровые технологии в дошкольном периоде 132

    Игровые технологии в младшем школьном возрасте 134

    Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 135

    5.2. Проблемное обучение 142

    5.3. Технология современного проектного обучения 147

    5.4. Интерактивные технологии 155

    Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 158

    Технология проведения дискуссий 160

    Технология «Дебаты» 163

    Тренинговые технологии 170

    5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 184

    5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) 189

    Вопросы и задания для самоконтроля 194

    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса 196

    6.1. Технология программированного обучения 199

    6.2. Технологии уровневой дифференциации 206

    Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) 208

    Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) 210

    Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) 212

    6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 217

    Модель «Профильное обучение» 220

    6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) 227

    Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования 232

    Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении 233

    6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 243

    Вертикальный вариант (Красноярский) 246

    Горизонтальные варианты 247

    6.6. Технологии групповой деятельности 254

    Модель: групповая работа в классе 255

    Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ). 259

    Модели коллективного творческого решения проблем 261

    6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении 265

    Вопросы и задания для самоконтроля 268

    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала 269

    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) 272

    7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 277

    7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев) 282

    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 286

    7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 290

    7.6. Технологии интеграции в образовании 296

    Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева 298

    Модель «Технология воспитания экологической культуры» 302

    Модель глобального образования 306

    Концепция холистической педагогики 308

    Концепция гражданского образования 311

    7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах 314

    Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» 315

    Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем 316

    Модель межпредметных связей 316

    7.8. Технологии концентрированного обучения 319

    Модель суггестивного погружения 320

    Модель временнóго погружения М.П. Щетинина 322

    Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур 324

    Особенности идеографических моделей 326

    7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга 330

    Вопросы и задания для самоконтроля 338

    VIII. Частнопредметные педагогические технологии 339

    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 341

    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 343

    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 347

    8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 350

    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 352

    8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского 355

    8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе 361

    Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004» Е.И. Славгородского 392

    8.9. Технологии учебников и учебно-методических комплексов 394

    Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100» 397

    Вопросы и задания для самоконтроля 410

    IX. Альтернативные технологии 412

    9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 413

    9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) 420

    Альтернативная технология усвоения математики «Другая математика» А.М. Лобка 424

    9.3. Технология мастерских 426

    9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) 432

    Предтечи, разновидности, последователи 436

    Вопросы и задания для самоконтроля 437

    X. Природосообразные технологии 438

    10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья 440

    10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (А.М. Кушнир) 453

    Природосообразная модель обучения чтению А.М. Кушнира 454

    Модели природосообразного обучения письму А.М. Кушнира 457

    10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира 463

    10.4. Технология обучения детей с признаками одаренности 466

    Вопросы и задания для самоконтроля 475

    XI. Технологии свободного образования 476

    11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 478

    11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого 482

    11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 486

    11.4. Технология саморазвития (М. Монтессори) 490

    11.5. Технология Дальтон-план (Е. Паркхерст) 495

    11.6. Технология свободного труда (С. Френе) 498

    11.7. Школа-парк (М.А. Балабан) 500

    11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко 505

    Вопросы и задания для самоконтроля 510

    Предметный указатель для 1 и 2 тома 511

    Именной указатель для 1 и 2 тома 554

    Ответы на вопросы и задания для самоконтроля 562



    с. 1