Использование интерактивной доски на музыкальном занятии. Игры на уроках слушания музыки

Мы живем в стремительно развивающемся обществе. В связи с этим предъявляются особые требования к системе образования. В последнее время большое внимание уделяется внедрению инновационных технологий в образовательно-воспитательный с целью улучшения качества образования, создания комфортных условий обучения при активном взаимодействии всех обучающихся. Определяющими факторами результативности образования становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача встает перед учителем, который должен организовать такую деятельность учащихся. С применением новых технологий меняется и методика преподавания. Современная педагогика использует интерактивные методы, которые должны способствовать оптимизации процесса обучении школьников. Недостаточная разработанность применения интерактивных методов в музыкальном обучении определяет ее актуальность.

Актуальность данной проблемы вызвана также противоречием между социальным заказом воспитания творческого, активного члена общества и реальным преобладанием в школьном образовании традиционных способов передачи учащимся готовых знаний. Разрешение этого противоречия мы видим в разработке и применении интерактивных методов отражающих специфику музыкально-образовательной деятельности учащихся на уроках музыки.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает достижения обучающимися метапредметных, предметных и личностных результатов. Если метапредметные и предметные результаты могут быть получены отчасти путем передачи готовой информации, то личностные результаты обучения возможны только путем применения интерактивных методов и форм, где каждый учащийся имеет возможность высказать самостоятельное суждение, участвовать в поиске знаний, быть активным соучастником формирования своих умений и навыков.

Интерактивное обучение по мнению А. Пометун и Л. Пироженко - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретно предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, в которых каждый ученик должен чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что активность преподавателя уступает место активности обучаемых, но роль преподавателя при этом не падает, а возрастает. Преподаватель должен быть инициатором, а обучающийся должен сам управлять своим учением, сам выбирать траекторию учения, темп учения.

Спектр современных методов и технологий обучения чрезвычайно широк. В педагогике существуют многочисленные, взаимно переплетающиеся классификации методов обучения. Традиционно они подразделяются на пассивные, активные и интерактивные методы.

1. Пассивные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет свои преимущества. Это возможность преподнести большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока, а также относительно быстрая подготовка к уроку со стороны опытного учителя. Поэтому многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Лекция - самый распространенный вид пассивного занятия. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

2. Активные методы - это форма активного взаимодействия учащихся и учителя, при которой они находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

3. Интерактивные методы («inter» - взаимный, «act» - действовать) - означают взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не столько закрепляют уже изученный материал, сколько самостоятельно изучают новый.

С. С. Кашлев классифицирует интерактивные методы по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на каждом этапе:

  1. Методы создания благоприятной атмосферы, благодаря которым выстраиваются доверительные отношения друг к другу.
  2. Методы организации обмена деятельностями, объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности
  3. Методы организации мыследеятельности и смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания, своего индивидуального смысла, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смыслового опыта.
  4. Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ участниками своей деятельности, ее результатов, для фиксации состояния своего развития.

Методика интерактивного музыкального обучения опирается на систему принципов, разработанных в музыкальной педагогике Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским, Н. Я. Брюсовой; на творческое наследие К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, на концепцию преподавания искусств Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского, Л. В. Горюновой и других.

При интерактивном обучении в системе музыкального образования следует говорить о наглядно-слуховом, двигательно-слуховом, музыкально-игровом методе обучения.

Наглядно-слуховой метод реализуется в процессе контакта обучающегося с музыкальным произведением. По содержанию этот метод опирается на сформулированный Б. Асафьевым «метод наблюдения за музыкой», который формирует способность осмысленно воспринимать музыкальное произведение, наблюдая и усваивая изменения его интонации.

Двигательно-слуховой метод нацелен на развитие музыкально-пластической деятельности. Музыка и пластика имеют общую интонационную основу. Как в музыке, так же как и в искусстве движения, носителем смысла является интонация. Но если в музыке это - музыкальная интонация, то в искусстве движения - ритмопластическая интонация. В силу этого характеристика музыкально-пластической деятельности опирается на характер взаимосвязи музыкальной и ритмопластической интонаций.

Музыкально-игровой метод представляет собой синтез музыки, пластики и театрального действия. Этот метод находит свое воплощение не только в различных жанрах хореографического искусства, но и в драматических постановках.

Интерактивные технологии предусматривают различные формы организации взаимодействия учащихся в учебной деятельности: работа в парах, малых и больших группах с использованием метода проектов. На уроках музыки в общеобразовательной школе с целью формирования навыков общения и взаимодействия целесообразно чередовать перечисленные формы совместной деятельности учащихся в зависимости от поставленных дидактических и воспитательных задач. Групповая и коллективная работа естественно возникает в исполнении народных обрядов, в процессе разыгрывания театрализованных диалогов.

Метод проектов применяется на этапах ввода в тему (преимущественно информационный тип), раскрытие основного содержания темы (исследовательский и информационный типы), в ходе обобщения темы (игровой или художественно-творческий типы). При формировании малых и больших групп целесообразно учитывать специальные способности и эстетические интересы учащихся, их предыдущий художественный опыт и знания из различных видов искусств.

Подчеркнем, что постепенно, от класса к классу, увеличивается удельный вес групповой работы, ведь ученики приучаются работать в команде, получают элементарные коммуникативные навыки. Работа в группах способствует воспитанию у учащихся толерантности, коллективизма, взаимопомощи, она стимулирует процесс художественного познания

Основополагающим принципом организации интерактивного взаимодействия в системе музыкального обучения является паритетное равенство всех составляющих учебного процесса, которое позволяет соединить традиционность и инновационность в педагогическом процессе и направить его на личностный рост и творческое саморазвитие обучающихся в условиях сегодняшнего дня. В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности.

Интерактивные методы обучения прошли длительный путь становления. Главное требование гуманистической идеи состоит в том, чтобы обеспечить единство педагогического взаимодействия, опирающегося на дидактические принципы, и внутреннего состояния саморазвивающегося ученика, которое соответствует новым методам организации педагогического процесса.

Литература

Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика, конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Т.А. Затямина - М.: Глобус, 2008. - 170с.

Кашлев С. С., Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / С. С. Кашлев. - Минск: Тетра Системс, 2011. - 223 с. - 978-985-536-150-4. Режим доступа:

Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учеб. пособие / Г. П. Сергеева. - М. : Педагогическая академия, 2010. - 87 с.

В настоящее время дети предпочитают видеоизображение аудио-носителям. Часто ученики в поисках ответа на вопрос используют поисковые системы интернета, не проверив достоверности источников.Учащиеся предпочитают использовать современные технологии и активное обучение.

Внимательно изучите все возможности интерактивной доски, прежде чем приступить к её эксплуатации. Попросите отдел технического обеспечения подключить интернет для доступа к поисковым медиа системам, к видео площадке YouTube и другим информационно-познавательным сайтам.

Позволяйте детям самим пользоваться интерактивной доской, вовлекайте их в творческий процесс. Они могут помочь вам включить музыку или презентацию. Не всегда будьте «ведущими», пусть ученики проявляют самостоятельность.

Задания для музыкального занятия

  1. Подключите интерактивную доску к порталу онлайн-игр и запустите Guitar Hero или Rock Band. Эти учебно-развлекательные игры помогут сформировать у обучающихся понимание терминов: ритм, темп и музыкальный метр. Пройдите приложение самостоятельно, затем привлеките к игровому процессу детей.
  2. Продемонстрируйте учащимся две различные версии одного и того же музыкального произведения. На портале «YouTube видео» можно подобрать версии исполнения на различных музыкальных инструментах или в современных аранжировках. Учащиеся могут составлять описания услышанного. После прослушивания следует сравнить и сопоставить данные версии.
  3. Анализ музыкального произведения. После ознакомления с музыкальным произведением, представленным в форме презентации на интерактивной доске, ученикам предлагается «нарисовать музыку». С помощью цветных маркеров или фломастеров дети рисуют своё восприятие музыки, составляют ритмические рисунки, изображают .
  4. Изучение названий инструментов. Разделите экран интерактивной доски пополам. На одной из частей поместите список названий инструментов, на другой – их изображения. Добавьте звуковой файл для музыкального сопровождения задания. Предложите детям сопоставить названия и изображения инструментов.
  5. Классификация: струнные, медные духовые, и ударные инструменты. Разделите экран на 4 части и подпишите вид инструмента. Дети предлагают название инструмента для той или иной категории, преподаватель добавляет их изображения на доску.
  6. Расположите на доске предложения или отдельные слова из песни в неверном порядке. Дети должны записать их в соответствующей последовательности. Для проверки запустите музыкальный файл с исполнением данной песни.

«Я стараюсь, чтобы дети принимали активное участие в проведении урока и использовали поисковые приёмы. С помощью современных технологий программные требования усваиваются быстрее. Дети привыкли к быстрому темпу занятий и частой смене деятельности во время урока. Современные инновации позволяют соответствовать потребностям сегодняшних учеников».

«Использование информационных технологий на уроках» - Создавать презентации, проекты. Овладение компьютерными технологиями ведёт: Для учащихся 1 и 2 класса подходят фонотека, фонограммы, караоке DVD с мультипликацией. Расширение возможностей получаемой учебной информации (осуществляется познавательное развитие уч-ся). Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях.

«Музыкальные занятия» - Приветствие как ритуал; Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания); Коррекционно – развивающие упражнения (основной блок); Прощание как ритуал. 1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.

«УУД по музыке» - Логические универсальные действия. Личностные УУД. Разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка. Понимание социальных функций музыки. Формирование навыков раз­вернутого речевого высказывания. Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета «Музыка». Виды УУД. Личностные действия.

«Уроки музыки» - Приобщение современного школьника к вопросам искусства в 21 веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Учитель перестает быть единственным источником информации, а становится организатором учебно – познавательной деятельности школьников.

«Творческие задания по музыке» - Способность предвидения или интуиция. Сформированнность у обучаемых ключевых компетенций и целостной картины мира. Оригинальность мышления. Целостность восприятия. Песня, нота, рояль, пластинка, струна, строка, оркестр. Повышение учебной мотивации учеников. Гибкость мышления. Воображение и фантазия.

«Музыкальная одарённость» - Одаренные девочки. Множество свидетельств. Биографы. Биографические данные. Потребность. Музыкальные способности. Проявление музыкальных способностей. Сдержанные дети. Людвиг Ван Бетховен. Римский-Корсаков. Соотношение музыкальных способностей. Случаи. Способность точно интонировать. Общие характеристики детей.

Всего в теме 21 презентация

Использование интерактивных методов в преподавании

музыки и МХК

В условиях введения ФГОС одной из ведущих для современной школы выступает задача формирования у учащихся ключевых компетенций. Наиболее значимыми среди них являются:

Умение брать на себя ответственность при принятии решений;

Толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, - религий, языков;

Умение работать с различными видами информации;

Способность постоянно повышать свое образование и т.д.

Таким образом, необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально - активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках музыки и МХК для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного?

Как с помощью музыки и МХК развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать произведения прошлого и настоящего, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников способных:

Ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

Грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к уроку весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “ интерактив ” образовано от слова“interact” (англ.), где “inter” - взаимный, “act” -действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель - ученик” или “учитель - группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик - ученик» (работа в парах), “ученик - группа учащихся”(работа в группах), “ученик - аудитория” или“ группа учащихся - аудитория” (презентация работы в группах), “ученик - компьютер” и т.д.

Интерактивное обучение

- это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлек c ировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.

Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках музыки и МХК. Это: “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”, “Три предложения ” и другие.

Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель метода

: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.

Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей.

Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом

Называя идеи, нельзя повторяться;

Чем больше список идей, тем лучше;

Подходить к решению проблемы с разных сторон.

Вторая группа – аналитики , получают от первой группы списки вариантов и не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по их мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наиболее большее количество голосов, и есть – решение.

Задачами мозгового штурма являются:

Включение в работу всех членов группы;

Определение уровня знаний и основных интересов участников;

Активизация творческого потенциала участников.

Существует несколько способов формирования групп. Размер групп можно выбирать в зависимости от целей занятия и отведенного на него времени.

В паре каждому предоставляется право говорить. Если группа состоит из трех участников, то существует большое разнообразие мнений. Группе из четырех человек присуще большая гибкость, так как они могут быть образованы путем слияния двух пар. Таким образом, каждый уже будет знаком с позицией одного участника, прежде чем начать разговор с большим количеством человек. Группа из 5-6 участников увеличивает возможность обмена опытом и обеспечивает более высокий творческий потенциал в построении проектов или решении проблем.

Для создания групп можно предложить следующие способы:

Пожалуйста, огляните комнату и найдите себе партнера, с кем бы вам хотелось работать в течение следующих десяти минут;

Выберите того, с кем вы еще не работали вместе;

Выберите того, кто родился в том же месяце, что и вы;

Примерно того же роста, как и вы;

Выкиньте пальцы на одной руке и теперь найдите четырех человек, показывающие такое же количество, что и вы и др.

Во время проведения мозгового штурма педагог выступает в роли “заказчика”. Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны учителя запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается разнообразие идей.

При построении уроков музыки и МХК я стараюсь создавать проблемные ситуации. Создавая проблемную ситуацию, предлагаю найти выход из нее, используя метод мозгового штурма. При этом стараюсь давать такие задания, обогащающие личный опыт учащихся. Например: «Какое отношение геометрия Эвклида имеет к искусству?» Эту проблему ставлю при изучении темы: «Архитектура. Пространство Эвклида».

- Элементарная школьная геометрия – это и есть геометрия Эвклида. На одной из фресок папского дворца в Ватикане («Афинская школа») наряду с Платоном, Аристотелем и другими древнегреческими философами и учёными Рафаэль изобразил Эвклида (в правом углу циркулем он измеряет геометрический чертёж в окружении своих учеников). У вас никакого вопроса не возникает? Урок МХК, и вдруг геометрия Эвклида?

Решение проблемы происходит в группах. Учащимся дается время для предложения идей и для анализа наилучших вариантов. Дети после обсуждений обычно приходят к правильному выводу: «Архитектура издавна тесно связана с областью точных наук. И, несомненно, ее основное свойство – структурообразование – относится или, вернее, подчинено геометрии, целью которой является описание подобных структурообразований окружающего мира».

Другой пример. При изучении темы: «Фрески Софии Киевской» так же можно использовать метод мозгового штурма, где учащиеся (генераторы) должны вписать то, что с их точки зрения может быть включено в понятие «музыкальный орнамент» в произведении В. Г. Кикты «Фрески Софии Киевской», а группа аналитиков выбирает наиболее разумные варианты идей. Выполняя эти задания, дети опирались на свои знания, личный опыт в области музыкальных познаний. После обсуждения приходят к выводу: «Орнамент может быть не только изобразительным, но еще и музыкальным, так как и в живописи и в музыке используются элементы повторения через определенный промежуток рисунка или звучания, что и создает ощущение ажурности, которое присуще орнаменту».

Одной из форм обучения, которые могут развить навыки умения логично, доказательно отстаивать свою точку зрения по той или иной позиции является метод дискуссии.

Дискуссия

специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.

Цели дискуссии: решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.

Групповая дискуссия решает следующие задачи :

Обучение участников анализу реальных ситуаций;

Формирование навыков создания проблемы;

Развитие умения воздействовать с другими участниками;

Демонстрация многозначности решения различных проблем.

Участники групповой дискуссии должны:

Слушать и слышать друг -друга;

Не перебивать;

Не оценивать друг-друга;

Не обижать и не обижаться;

Умолкнуть по знаку;

Участвовать всем;

Соблюдать регламент.

При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении некоторых тем по музыки и МХК:

Круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);

Экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)

Форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);

Симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);

Дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);

- “аквариум” (учитель делит класс на 3 группы. Обычно они располагаются по кругу в виде аквариума. При обсуждении первая группа говорит, вторая - слушает, третья - замечают их ошибки, добавляют, исправляют).

Роль учителя в организации групповой дискуссии:

Обозначение проблемы;

Побуждение к дискуссии всех участников;

Сбор различных мнений и аргументов;

Подведение итога групповой работы;

Сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария;

Главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии :

    Я критикую идеи, а не людей.

    Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

    Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

    Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.

    Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

    Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

    Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Приведу пример урока дискуссии по теме: «Мотив крика в искусстве» (Э. Мунк). Каждая группа обсуждает проблему: Какова, по вашему мнению, причина крика?

В ходе обмена мнениями вырисовываются картины реальной обстановки того времени: становления стиля в искусстве экспрессионизма, который находил психологическое воздействие цвета на зрителя, так и в картине Э. Мунка (1893) цвета передают эмоциональную глубину человеческой катастрофы: пронзительно-жёлтый – испепеляющий душу, предупреждающий о грозящей беде; кроваво-красный – тревожный, надрывный; безжизненно-голубой – одинокий, потерянный; волнисто-изумрудный – безысходный. (Как не вспомнить Достоевского и его героя Мармеладова: «Когда идти некуда»). Чтобы продолжить обсуждение в нужном направлении, я предлагаю ряд вопросов, которые помогут ощутить суть проблемы: Что же изобразил автор? Какой смысл вложил он в свою неоднозначную работу? Что хотел сказать миру?

Учащиеся приходят к различным выводам, каждая группа доказывает свою позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, “пропускает” через себя иную точку зрения.

Хочу отметить, что элемент дискуссии необходимо включать на разных этапах урока. Ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших учащихся развито еще слабо. И над этой проблемой в будущем еще предстоит активно работать.

Следующий интерактивный метод, используемый на музыки и МХК это – ролевая игра.

Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.

Компонентами ролевой игры выступают:

Моделирование -

формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж -

вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

Подкрепление -

поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Положительные стороны ролевой игры:

    В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются знания учащихся, расширяется круг источников постижения музыки и МХК.

    Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника.

    Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.

    Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.

    Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

    Ролевая игра дает возможность отличаться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

Роль учителя заключается в том, что он предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли.

Какие роли могут играть учащиеся на уроках музыки и МХК?

    Реально существовавшее лицо (композитор, поэт, художник, дирижер, сценарист и т.д.)

    Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи.

Ролевую игру можно использовать на различных этапах урока. Например: бинарный урок по теме: «Русский портрет 19 века в музыке и живописи»

    Экскурсовод по музею Третьяковская галерея.

    Музыкальный критик

Еще несколько приемов использования ролевой игры на уроках музыки или МХК:

    Кто я?”. Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он. Например, урок “Духовная музыка Руси ”: “Я крестил Русь в 988 году. По моему указу был возведен в стольном граде Киеве первый храм. Именно я ввел десятину и сам стал регулярно ее платить, кто я?»

    «Интервью” - ученики задают вопросы композитору, художнику, поэту, писателю другой эпохи.

В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

На уроках музыки и МХК в этапе рефлексии, обобщения я часто применю метод “Синквейна”.

Синквейн -

это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – название темы

2 строка – это определение темы в двух прилагательных

3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.

Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

В 6-8 классах для активизирования познавательной деятельности учащихся можно использовать различные игры. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста (быстрая утомляемость, небольшой запас представлений), отвечает их познавательным потребностям.

Игра для школьника важна, понятна – это часть его жизненного опыта. Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих соображений удобства и порядка.

Игра позволяет сделать динамичным и интересным процесс запоминания исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое лицо или события. Она исключает нежелательную зубрешку. Знания в игре усваиваются через практику. Учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды. Многие игры бывают просты в исполнении. По времени они могут занимать в среднем от 10 до 30 минут. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.

Игра “Три предложения”.

Учитель зачитывает короткий рассказ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Вариантов игровых ситуаций можно привести множество: кроссворды, “Интервью с композитором, художником, поэтом», “Найди ошибку”, “Аукцион имен”,“ Отгадай термин, композитора, художника, произведения”. Творческий работающий учитель всегда может выбрать себе то, что ему подходит, и сам придумает множество новых игр.

Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьезное. Методически верно организованная игра, требует от ее участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Использование компьютерной техники и информационных технологии значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках музыки и МХК, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

В настоящий момент, я считаю наиболее удобным использование на уроках музыки и МХК мультимедийных технологий, в форме презентаций. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Большую пользу может принести использование виртуальных экскурсий, обучающих программ и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Здесь важен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту.

Заключение

В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания музыки и МХК интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:

Умение брать на себя ответственность при принятии решений,

Статья «Интерактивные игры на уроках литературы».

Описание материала: Предлагаю Вам статью «Интерактивные игры на уроках литературы». Данный материал будет полезен преподавателям литературы 5 - 11 классов, также информацию можно использовать во время проведения предметной недели по литературе и русскому языку. Играя, ученик невольно проникается духом времени, глубже начинает понимать литературные процессы, происходящие в то или иное время, увлекается чтением художественных произведений.
Цель: Расширить представление участников об интерактивных играх на уроках литературы и их роли в образовательном процессе.

Задачи:
1.Продемонстрировать эффективные приемы проведения интерактивных игр для учащихся среднего звена и старшеклассников.
2. Сформировать представление о позитивном влиянии игры на усвоение литературного материала учащимися.

Игра, как всем известно, самое увлекательное занятие. Именно в процессе игры проявляются индивидуальные способности ребенка, скромные могут раскрепоститься, а активные – проявить свой незаурядный талант еще больше, а главное - абсолютно все учащиеся подходят к процессу игры творчески, часто привносят что-то свое в правила, тем самым еще быстрее достигается цель каждого учителя литературы - увлечь детей чтением.
Интерактивные игры необходимо использовать в процессе преподавания литературы, ведь они формируют у учащихся умение правильно формулировать и обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию, находить компромиссы в подходе к тому или иному поступку литературного персонажа. А в итоге ученики на таких уроках не только вспоминают факты из текста произведения, но и сами готовятся к реалиям самостоятельной жизни.

Примеры интерактивных игр.

"Что ответил писатель?"
Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем.
Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ.
Что ответил американский писатель анониму?
Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
«Продолжите фразу».
Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.
Ученикам предлагается продолжить фразу типа:
Я знаю о Владимире Маяковском, что он …. .
Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…..
Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков….
Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.

«Задай вопрос другу, а он – тебе».
Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини?
Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.

«Напиши письмо литературному герою»
Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба.
В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.

«Коллективное творчество»
На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.

«Виртуальная встреча»
Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику.
Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

«Таинственный сундук»
Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи.
Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая).
Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).

«Интерьер»
Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании.
«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).
«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». (Н.В. Гоголь «Ревизор»).

«Пословицы – перевертыши»
Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.
Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).
Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).
Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).
Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

«Дальше, дальше, дальше».
Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.
1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).
2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).
3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).
4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).
5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов).
6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).
7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.)
9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?
(Хамелеон).
"Пантомима".
Еще одна групповая игра. Ребята получают иллюстрацию к художественному произведению и изображают без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда - соперница старается угадать, что это за произведение?

Итак, подводя итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли достойное место на уроках в школе, потому что в процессе самой игры расширяется кругозор учащихся, приобретаемые знания становятся значимыми, так как ученик побывал в роли литературного персонажа.
На уроке создается атмосфера доверительности, свободного мышления, учитель в роли зрителя равняется в правах с учеником. Коллективная работа помогает учащимся лучше узнать друг друга, вовремя прийти на помощь товарищу.