Тест по обществознанию "личность". Мировоззрение в жизни человека - это. Форма научного знания - теория. Это

Урок на тему: «Индивид, индивидуальность, личность».

10 класс

финал городского конкурса «Прорыв 2011 - 2012»

22. 05.2012 г. учитель обществознания МБОУ «СОШ № 17»

Шарова Татьяна Николаевна

Тема урока : «Индивид, индивидуальность, личность».

Тип урока: изучение нового материала

Форма: урок с использованием мультимедиа презентации

Задачи урока:

    Познакомиться с особенностями структуры личности.

    Продолжить развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы.

1. Организационный момент.

2. Понятие личности, разновидности личности.

3. Индивид и индивидуальность.

4. Структура личности по З.Фрейду.

5. Закрепление изученного на уроке.

Деятельность учащихся на уроке:

- Групповая.

Индивидуальная.

Аналитическая.

Оборудование урока :

1. Учебник: Обществознание 10 кл. Профильный уровень Учебник. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. , Смирнова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 2009 - 416с.

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию для 10 класса (профильный уровень) по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: ВАКО, 2010, - 512 с.

3. Компьютер, мультимедийное оборудование.

5. Раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.

Ход урока.

Организационный момент :

Тема нашего урока «Индивид, индивидуальность, личность».

В рамках урока изучим такие разделы как

1. Понятие и разновидности личности.

Такие понятия и термины как «индивид», «индивидуальность», «личность», «структура личности», «ид», «эго», «супер-эго». А также продолжим развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы. Мы поработаем в группах, с учебником над поставленными вопросами, индивидуально, и попробуем самостоятельно сделать вывод по пройденному на уроке материалу.

Сегодня ближе к концу урока, мы с вами постараемся дать определения и характеристики понятиям Индивид, Индивидуальность, Личность. Для этого нам необходимо заполнить вот такую таблицу.

Индивид

Индивидуальность

Личность

И я попрошу вас зарисовать ее к себе в тетрадочку. И начнем мы заполнение с понятия «Личность».

1. Понятие и разновидности личности.

Так что же такое личность? Еще в 1937 году исследователь Гордон Олпорт насчитал более 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Давайте и мы с вами попробуем в этом разобраться.

Для этого я предлагаю в вашем раздаточном материале выделить три ключевых аспекта, характеризующих личность.

Проходит коллективная работа по заполнению графы «Личность».

ЛИЧНОСТЬ

Внутренний мир личности:

    ценностные ориентации

    самостоятельность

    ответственность

  • достоинство

При всем разнообразии толкований понятия «личность» все ученые согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Какие же бывают разновидности личности, и кого мы можем ей назвать? А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник?
Давайте мы это проанализируем по страницам параграфа и попробуем сделать выводы.

Чтение и анализ текста. Выделение понятий и запись их в тетрадь.

1) формирующаяся личность;

3) асоциальная личность;

4) зрелая личность.

Так вот, мы получили, что личность - это индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт; личностью становятся в процессе социализации; характеристика личности зависит от внутреннего мира. Кроме этого, имеются разновидности личности – формирующаяся личность, патологическая или аномальная, асоциальная и зрелая личность. Но так же существуют и близкие к понятию личность – понятия индивид и индивидуальность. Попробуем разобраться, чем же они отличаются.

2. Индивид, индивидуальность.

Поработаем также в группах. 1 группе я предлагаю материал по определению индивида, а 2 – по определению индивидуальности. Вам необходимо выделить три ключевых аспекта, характеризующих данные понятия.

Учащимся раздается материал для изучения и анализа.

Работа по заполнению граф «Индивид», «Индивидуальность».

На основе вашего обсуждения и выводов, заполним вот такую таблицу (слайд). Время на обсуждение – (во время обсуждения оказывается консультационная помощь)

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

темперамент

характер

интеллект

потребности

интересы

способности

Социальные отличия:

Философские отличия:

На основе обсуждения составляется таблица

Индивид

Индивидуальность

Личность

Так вот, проанализировав нашу таблицу, мы можем подвести итог: Индивид - представитель человеческого рода, а индивидуальность – это некое уникальное, неповторимое качество индивида, отличающее его от других индивидов. И когда индивид, в процессе социализации приобретает свою индивидуальность, он становится личностью.

И, как вы уже понимаете, личность – это некая сложная система, а следовательно, она состоит из определенных элементов. Они-то и составляют структуру личности. У разных ученых – разные взгляды на структуру личности, но наиболее точно и просто, на мой взгляд, ее передает структура по Зигмунду Фрейду.

3. Структура личности по З.Фрейду: (минут)

Запишем определение структуры личности.

Структура личности - специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
Рассмотрим ее структуру, которую предложил основатель психоанализа З. Фрейд.

ИД - примитивные, инстинктивные аспекты личности

ЭГО – часть психики, ответственная за принятие решений, социальная составляющая человека.

СУПЕР-ЭГО – совесть и идеал

Так вот, структура личности – это наша биологическая сущность, ограниченная социальными рамками и нормами, т.е. тем мной, который я есть. А еще каждый индивид имеет некое представление о себе идеальном, к которому индивид стремиться, а вот если не получается в каких-то ситуациях быть идеальным, человека мучает совесть.

4. Закрепление изученного на уроке:

А теперь я предлагаю закрепить пройденный материал с помощью небольшого теста.

1. Индивид – это:

А) представитель человеческого рода;

А) природной среды; Б) биологической программы;

В) социализации; Г) собственных убеждений

В) неповторимое своеобразие качеств;

А) зрелой; Б) индивидуальной; В) биологической; Г) формирующейся

5. Часть психики, ответственная за принятие решений:

А) ид; Б) эго; В) супер-эго; Г) идеал

Ответы: 1 – А; 2 – В; 3 – В; 4 – Г; 5 – Б

«Урок окончен, всем спасибо…»


«раздаточный материал 1»

§ 28. Индивид, индивидуальность, личность

….

……..

Правомерными являются вопросы: а может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник?
Однозначного ответа на эти вопросы не существует, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения. Однако большинство ученых склонны признавать за всеми людьми право называться личностью; хотя иногда - с определенными оговорками. Ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему.
Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений по сравнению с нормой до значительных разрушений личности при заболеваниях разной тяжести. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая», или «аномальная», личность.
Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и во времени и т. п. В этом случае можно говорить о деградации личности.
Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью. Целостность означает, что человек в разных условиях ведет себя предсказуемо. А под иерархичностью понимается способность человека управлять своими биологическими потребностями. Иными словами, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.
Еще одна характеристика зрелой личности состоит в том, что человек всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой он занимается. Личность способна сама определять для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа приносит ей удовлетворение. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой преследования (например, со стороны властей) и потери многих жизненных благ.

Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал 2»

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

    ценностные ориентации

    мораль, честь, достоинство

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

    ценностные ориентации

    самостоятельность, ответственность

    мораль, честь, достоинство

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

    ценностные ориентации

    самостоятельность, ответственность

    мораль, честь, достоинство

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

    ценностные ориентации

    самостоятельность, ответственность

    мораль, честь, достоинство

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

    ценностные ориентации

    самостоятельность, ответственность

    мораль, честь, достоинство

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

    ценностные ориентации

    самостоятельность, ответственность

    мораль, честь, достоинство

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

    ценностные ориентации

    самостоятельность, ответственность

    мораль, честь, достоинство

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

    ценностные ориентации

    самостоятельность, ответственность

    мораль, честь, достоинство

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

    ценностные ориентации

    самостоятельность, ответственность

    мораль, честь, достоинство

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социальнозначимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

    ценностные ориентации

    самостоятельность, ответственность

    мораль, честь, достоинство

Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, то есть единичный представитель человеческого рода.

Понятие «индивид» употребляется:

для обозначения всякого представителя человеческого рода;

индивид – не просто один, а всегда «один из нас»;

каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает печать на поведение индивида.

Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, то есть единичный представитель человеческого рода.

Понятие «индивид» употребляется:

для обозначения всякого представителя человеческого рода;

индивид – не просто один, а всегда «один из нас»;

каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает печать на поведение индивида.

Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, то есть единичный представитель человеческого рода.

Понятие «индивид» употребляется:

для обозначения всякого представителя человеческого рода;

индивид – не просто один, а всегда «один из нас»;

каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает печать на поведение индивида.

Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, то есть единичный представитель человеческого рода.

Понятие «индивид» употребляется:

для обозначения всякого представителя человеческого рода;

индивид – не просто один, а всегда «один из нас»;

каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает печать на поведение индивида.

Человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, то есть единичный представитель человеческого рода.

Понятие «индивид» употребляется:

для обозначения всякого представителя человеческого рода;

индивид – не просто один, а всегда «один из нас»;

каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

Общество не просто окружает индивида, а живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, социальная группа, к которой он принадлежит – все это накладывает печать на поведение индивида.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интеллект, потребности, способность и интересы, т.е.его неповторимые качества

темперамент

характер

интеллект

потребности

интересы

способности

Социальные отличия:

Место в социально – классовой структуресоциальный статус

Философские отличия:

Неповторимое своеобразие мышления.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интеллект, потребности, способность и интересы, т.е.его неповторимые качества

темперамент

характер

интеллект

потребности

интересы

способности

Социальные отличия:

Место в социально – классовой структуре – социальный статус

Философские отличия:

Неповторимое своеобразие мышления.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интеллект, потребности, способность и интересы, т.е.его неповторимые качества

темперамент

характер

интеллект

потребности

интересы

способности

Социальные отличия:

Место в социально – классовой структуре – социальный статус

Философские отличия:

Неповторимое своеобразие мышления.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интеллект, потребности, способность и интересы, т.е.его неповторимые качества

темперамент

характер

интеллект

потребности

интересы

способности

Социальные отличия:

Место в социально – классовой структуре – социальный статус

Философские отличия:

Неповторимое своеобразие мышления.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интеллект, потребности, способность и интересы, т.е.его неповторимые качества

темперамент

характер

интеллект

потребности

интересы

способности

Социальные отличия:

Место в социально – классовой структуре – социальный статус

Философские отличия:

Неповторимое своеобразие мышления.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация на тему Индивид, индивидуальность, личность»



Урок на тему: «Индивид, индивидуальность, личность».

учитель обществознания

МБОУ «СОШ № 17» г. Чебоксары Шарова Татьяна Николаевна

22. 05. 2012 г.



  • 1. Понятие личности, разновидности личности.
  • 2. Индивид и индивидуальность.
  • 3. Структура личности по З.Фрейду.


  • изучить понятия и термины: «индивид», «индивидуальность», «личность», структура личности, «ид», «эго», «супер-эго».
  • Задачи урока:
  • 1. Познакомиться с особенностями структуры личности.
  • 2. Продолжить развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы.


Индивид

Индивидуальность

Личность



Индивид

Индивидуальность

Личность

1) индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт;



Индивид

Индивидуальность

Личность

1) индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт;

2) личностью становятся в процессе социализации;



Индивид

Индивидуальность

Личность

1) индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт;

2) личностью становятся в процессе социализации;

3) характеристика личности зависит от внутреннего мира.



  • 1) формирующаяся личность;


  • 1) формирующаяся личность;
  • 2) патологическая или аномальная личность;


  • 1) формирующаяся личность;
  • 2) патологическая или аномальная личность;
  • 3) асоциальная личность;


  • 1) формирующаяся личность;
  • 2) патологическая или аномальная личность;
  • 3) асоциальная личность;
  • 4) зрелая личность.


Индивид

Индивидуальность

1) представитель человеческого рода;

Личность

1) индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт;

2) личностью становятся в процессе социализации;

3) характеристика личности зависит от внутреннего мира.



Индивид

Индивидуальность

1) представитель человеческого рода;

2) зависим от социальных условий;

Личность

1) индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт;

2) личностью становятся в процессе социализации;

3) характеристика личности зависит от внутреннего мира.



Индивид

Индивидуальность

1) представитель человеческого рода;

2) зависим от социальных условий;

3) общество, в котором живет индивид, накладывает отпечаток на его поведение.

Личность

1) индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт;

2) личностью становятся в процессе социализации;

3) характеристика личности зависит от внутреннего мира.



Индивид

Индивидуальность

1) представитель человеческого рода;

2) зависим от социальных условий;

3) общество, в котором живет индивид, накладывает отпечаток на его поведение.

Личность

1) неповторимое качество человека;

1) индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт;

2) личностью становятся в процессе социализации;

3) характеристика личности зависит от внутреннего мира.



Индивид

Индивидуальность

1) представитель человеческого рода;

2) зависим от социальных условий;

3) общество, в котором живет индивид, накладывает отпечаток на его поведение.

Личность

1) неповторимое качество человека;

2) зависит от социального статуса;

1) индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт;

2) личностью становятся в процессе социализации;

3) характеристика личности зависит от внутреннего мира.



Индивид

Индивидуальность

1) представитель человеческого рода;

2) зависим от социальных условий;

3) общество, в котором живет индивид, накладывает отпечаток на его поведение.

Личность

1) неповторимое качество человека;

2) зависит от социального статуса;

3) неповторимое своеобразие мышления

1) индивид, обладающий совокупностью социально- значимых черт;

2) личностью становятся в процессе социализации;

3) характеристика личности зависит от внутреннего мира.



Структура личности -

специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.



Структура личности по З.Фрейду :



  • 1. Индивид – это:
  • А) представитель человеческого рода;
  • Б) представитель конкретной профессии;
  • В) член какой-либо корпорации;
  • Г) человек, получивший хорошее воспитание.


  • 1. Индивид – это:
  • А) представитель человеческого рода;
  • Б) представитель конкретной профессии;
  • В) член какой-либо корпорации;
  • Г) человек, получивший хорошее воспитание.


  • 2. Личность формируется под воздействием:
  • А) природной среды;
  • Б) биологической программы;
  • В) социализации;
  • Г) собственных убеждений


  • 2. Личность формируется под воздействием:
  • А) природной среды;
  • Б) биологической программы;
  • В) социализации;
  • Г) собственных убеждений


  • 3. В индивидуальности человека выражается:
  • А) его принадлежность к человеческому роду;
  • Б) принадлежность к определенной социальной группе;
  • В) неповторимое своеобразие качеств;
  • Г) наличие прав и обязанностей.


  • 3. В индивидуальности человека выражается:
  • А) его принадлежность к человеческому роду;
  • Б) принадлежность к определенной социальной группе;
  • В) неповторимое своеобразие качеств;
  • Г) наличие прав и обязанностей.


  • 4. Подросток является личностью:
  • А) зрелой;
  • Б) индивидуальной;
  • В) биологической;
  • Г) формирующейся


  • 4. Подросток является личностью:
  • А) зрелой;
  • Б) индивидуальной;
  • В) биологической;
  • Г) формирующейся


  • А) ид;
  • Б) эго;
  • В) супер-эго;
  • Г) идеал


  • 5. Часть психики, ответственная за принятие решений:
  • А) ид;
  • Б) эго ;
  • В) супер-эго;
  • Г) идеал

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие«человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), a также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин,слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус.Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.

Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

Билет 13

Проблема общественного прогресса

Понятие прогресса (от лат. progressus - движение вперед, успех) характеризует определенный тип, направленность развития как переход от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.
Применительно к обществу, понятие общественный прогресс традиционно означает признание восходящего, поступательного развития человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Однако такое толкование общественного прогресса связано с различными подходами к пониманию человеком как самого мира, так и общества, критериев ценности, лежащих в основе того или иного миропонимания и жизнедеятельности человека.
Так, в мифическом миропонимании, господствующем в первобытный период истории человечества, не было понятия общественного прогресса. В нем отсутствовало представление о будущем как о развертывающейся последовательности промежутков времени, смене эпох. Мышление первобытного человека не простиралось вперед, земля и человечество рассматривались как вечные и неизменные, сотворенные сверхъестественными, дочеловеческими предками, к чудодейственной силе которых он приобщался через миф, обряд, ритуал.
В Библейской священной истории, изложенной в форме религиозных символов, образов и сюжетов, идея регресса и прогресса связана с описанием божественного сотворения мира и человека, блаженного состояния первых людей, их грехопадения, выпадения в земную “смертную”, “трудовую” историю (с обещанием будущего избавления) . В Новом Завете идея прогресса связывается с рождением, жизнью, деятельностью, смертью, воскресением и вознесением Иисуса Христа, как символического прообраза будущей судьбы человечества - концом земной, смертной жизни и возвращением в жизнь вечную, духовную, “царство небесное”.
В Новое время идея прогресса связана с процессом становления исторического взгляда на развитие общества, нашедшего свое воплощение в трудах философов, историков XVIII в. (Вольтер, Д. Вико, И. Г. Гердер) . Однако наиболее глубокое и яркое воплощение идея прогресса в Новое время нашла в трудах немецкого философа конца XVIII - первой трети XIX в. Г. В. Ф. Гегеля, а также в трудах немецких философов XIX в. К. Маркса и Ф. Энгельса.
Идея прогресса связана в философии Гегеля с главным отличием человека от животного - наличием мышления, разума. В силу этого в основе исторического прогресса, с точки зрения Гегеля, лежит развитие разума, его переход из внутреннего мира природы во всемирную историю. При этом главной формой реализации является государство, а конечной целью - осознание свободы. Эти два фактора (государство и свобода) , их взаимосвязь, развитие и определяют исторический прогресс, “шествие” всемирной истории от Китая, Индии, Персии, Греции, Рима в Германию, а также уровень развития отдельных стран и народов, сохранение одних (Китай, Индия) и гибель других (Персия, греческий мир) . Соотношение государства и свободы - это, по убеждению Гегеля, критерий, стержень прогрессивного развития различных стран и народов. При этом в понимании направленности исторического прогресса Гегель занимает позицию европоцентризма, ибо всемирная история, по его мнению, развивается с Востока на Запад, находя свое завершение в немецкой государственности, философии, поэзии и т. д.

Самопознание и развитие личности

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Личность-это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества).

Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе социализации, т.е.

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненноважных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов,переживаний, действий.

Невозможно переоценить эти процессы, которые начинаются с момента рождения и продолжаются всю нашу сознательную жизнь.

В психологии самосознание понимается как, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный "образ Я ".

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как "Я"; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Открытие "Я " происходит в возрасте 1 года.

К 2-м - 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

Оценка результатов своей деятельности

Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет.

К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.

Самопознание в отличие от других видов познания:

Направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;

В отличие от научного познания, в социальном познании присутствует субъективность;

Большое значение в познании собственного "Я" имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.

В отличие от других видов познания присутствует творческое "Я" (стремление субъекта к самосовершенствованию).

2. "Я" - концепция и образ "Я" (слайды 11-13)

А) - "Я" человека как объект познания - сложное и динамичное образование.

Образ "Я" - совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах.

Мы можем рассматривать наше "Я" как: "Я" - физическое; "Я" - многогранное; "Я" - личность; "Я" - и жизненные роли и т. д.

Для того, чтобы лучше понять пути самопознания, представим себе наше сознание ("Я") в виде круга, разделенного на четыре части. (

ВАРИАНТ 1

слово.

1) игра 2) общение 3) деятельность 4) труд 5) познание.

3. Ниже приведен перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

1) инициативность; 2) темперамент; 3) толерантность; 4) ответственность; 5) задатки; 6) трудолюбие.

Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры , под которыми они указаны:

1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.

2) Индивид – единичный представитель человечества.

3) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира.

4) Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям.

5) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

6. Галине 16 лет. Найдите в приведенном списке ее черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) У Галины светлые волосы и карие глаза.

2) Галина добрая и отзывчивая.

3) Галина – внешне привлекательная девушка.

4) Рост Галины ниже среднего.

5) Галина – честный человек.

6) Галина дружит со многими своими одноклассниками.

«Мотивом __________ (А) называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________ (Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определенная форма связи живых организмом с внешним миром, необходимая для существования __________ (В), социальной группы, общества в целом.

__________ (Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития и производства. __________ (Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит обществу, занимает в нем определенное место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________ (Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Список терминов:

    Потребность

    Деятельность

  1. Социальный

    Естественный

    Подлинный (разумный)

    Индивидуальность

  2. Идеальный (духовный)

ВАРИАНТ 2

1.Запишите слово, пропущенное в таблице:

Структура деятельности

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это слово .

1) способности 2) мировоззрение 3) характер 4) интересы 5) личность.

3. Ниже приведены потребности человека. Все они, за исключением двух, являются социальными потребностями.

1) в трудовой деятельности 2) в созидании 3) в творчестве 4) во взаимопонимании 5) в отдыхе 6) в пище

цифры , под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

2) Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

3) В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.

4) Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

5) Структура деятельности предполагает наличие цели и средств ее достижения.

5. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6. Кириллу 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Кирилла – 180 см.

3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Кирилл занимается легкой атлетикой.

5) Кирилл – добрый и отзывчивый человек.

6) Кирилл хорошо учится в школе.

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек живет в __________ (А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определенные __________ (Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых __________ (В) отношений, рыночной __________ (Г) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения в другими людьми и общественными __________ (Д). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает закономерности психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль _________ (Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. Общество

  2. Отношение

    Общественный

    Поведение

    Экономика

ВАРИАНТ 3

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Потребности человека

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это слово.

1) индивид 2) индивидуальность 3) человек 4) личность 5) талант.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют духовные (идеальные) потребности человека.

1) потребность в приобретении новых знаний 2) потребность в художественном творчестве 3) потребность в нравственном поведении 4) потребность в труде 5) потребность в общественном признании 6) поиск смысла жизни.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры , под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные нормы.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

5. Установите соответствие между характеристиками человека и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры , под которыми они указаны.

4) способности

5) результаты

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является ______ (А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными _____ (Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что _____ (В) в совместной деятельности с другими людьми познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _____ (Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _____ (Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя ____ (Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт ответственность за свой выбор».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) индивид

2) качество

3) потребность

4) воспитание

5) позиция

6) социализация

7) личность

8) активность

9) индивидуальность

ВАРИАНТ 4

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это словосочетание .

1) субъект деятельности 2) цель деятельности 3) структура деятельности 4) средства деятельности 5) объект деятельности.

3. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением двух, относятся к биологическим потребностям человека.

1) потребность в питании 2) потребность в движении 3) потребность в самореализации 4) потребность в самосохранении 5) потребность в общении 6) потребность в продолжении рода

Найдите два примера, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры , под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5) Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

5. Установите соответствие между видами деятельности и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6. Ивану – 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы.

2) Рост Ивана – 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается легкой атлетикой, серьезно относится к тренировкам.

5) Иван – добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Особенности характера, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности _____ (А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы _____ (Б) (игровой, спортивной, учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессов, главнейшими из которых являются _____ (В) и 􀀀т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ______ (Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним _____ (Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ______ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) общество

2) человек

3) конфликтные ситуации

4) межличностные отношения

5) деятельность

6) личность

7) регулятор

Материал содержит тестовые задания по теме «Личность и общество»

Представленные контрольно-измерительные материалы для 8 класса написаны к учебнику «Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» /Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой (М.: Просвещение).

Тест 1. Быть личностью

Тест 2. Общество как форма жизнедеятельности людей.

Тест 3. Развитие общества.

Тест 4. Обобщение по теме.

Тематическме КИМы составлены к каждому параграфу темы и содержат задания базового и повышенного уровня сложности. Они расположены по принципу нарастания от базовых в части А к усложненным в части В и сложным, требующим развернутого ответа в части С.

На выполнение тестовых тематических заданий отводится 7-15 минут.

На выполнение заданий к обобщающему уроку отводится 40-45 минут.

Целесообразность проведения таких тестовых работ вызвана необходимостью подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.

В зависимости от формы задания используется различная система оценок. Все правильно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В с выбором нескольких вариантов ответа оценивается в 1-2 балла: 2 за правильный ответ, 1 балл при наличии одной ошибки.

За ответы на задания уровня С может быть выставлена отдельная оценка по пятибалльной системе.

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60-80% - оценка «4»

40-60%-оценка «3»

0-40% - оценка «2»

Для подготовки материала использована работа:

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание:8 класс/сост. А.В.Поздеев.-М.: ВАКО, 2011./

Тест 4. Обобщение темы «Личность и общество»

Вариант 1

А 1. Человек как один из людей:

А 2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества:

1. Адаптация 2. Индивидуализация 3. Интеграция 4.дезинтеграция

А 3. Верны ли суждения о социализации?

А. К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека.

Б. Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни.

А 4. К числу наиболее древних социальных норм относятся:

1. Указ 2. Право 3. Закон 4. Обычай

А 5. Проявление преемственности в развитии общества служит примером:

1. Резкого скачка в развитии общества 2. Эволюции 3. Революции

4. Глобальной проблемы развития общества

А 6. Верны ли суждения о глобализации?

А. Глобализация проявляется во всех сферах жизни общества.

Б. Глобализация приводит к изоляции государств Европы от остального мира.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 7. Индустриальное общество характеризует:

1. Развитие крупного машиностроения 2. Накопление знаний

3. Преобладание сферы услуг над производством товаров 4. Натуральное хозяйство

А 8. Верны ли суждения об обществе?

А. Общество – часть мира, отличающаяся от природы.

Б. Общество имеет сложную структуру.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 9. Верны ли суждения об информационной революции?

А. Информационная революция в ХХ веке завершилась.

Б. Примером информационной революции можно считать увеличение числа пользователей

Интернетом.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 10. Верны ли суждения об экологических проблемах?

А. Экологические проблемы всегда связаны с политическими реформами.

Б. Развитие техники и технологии не может влиять на экологическую ситуацию в стране.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «экономическая

Сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1. Производство 2. Торговля 3. Религия 4. Обмен 5. Потребление

В 2. Какие из приведенных ниже примеров соответствуют постиндустриальному обществу?

1. Преобладание сельскохозяйственного производства.

2. Преобладание сферы услуг над производством товаров.

3. Высокая роль творческого потенциала людей.

4. Рост численности городского населения.

5. Промышленный переворот.

6. Главный фактор производства – информационные технологии.

1. Индивид А. человек, как носитель определенных свойств, качеств, которые общество

Признает важными.

2. Индивидуальность Б. отдельный представитель человечества

3. Личность В. признаки, свойственные конкретному человеку.

Вариант 2

А 1. Характеристика человека в обществе:

1. Индивид 2. Индивидуальность 3. Гражданин 4. Личность

А2 . Фаза становления личности, во время которой человек усваивает образцы поведения в группе:

1. Адаптация 2. Индивидуализация 3. Интеграция 4. Дезинтеграция

А 3. Верны ли суждения о мировоззрении?

А. Разнообразие мировоззрений обогащает общество.

Б. Мировоззрение – это одновременно продукт и выражение духовной личности.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Что из перечисленного характеризует традиционное общество?

1. Взгляды философов 2. Накопленные обществом знания

3. Составленные государством законы 4. Проживание основной массы населения в деревне

А 5. Традиция праздновать новый год как социальная нормы имеет форму:

А 6. Верны ли суждения о реформе?

А. реформа – это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.

Б. Чаще всего реформы проводят верхи общества.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 7. В политическую сферу жизни общества входит:

1. Производство 2. Религия 3. Нация 4. Власть

А 8. Верны ли суждения о социализации?

А. Семья составляет формальное окружение человека.

Б. К агентам социализации относят только самое ближайшее окружение человека.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 9. Верны ли суждения об обществе?

А. Объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания.

Б. Общество состоит из больших и малых групп.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 10. Верны ли суждения о глобальных проблемах7

А. Решение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества.

Б. Глобальной проблемой человечества является разница в уровне жизни между странами

«богатого Севера» и «бедного Юга»

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «духовная сфера».

Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1. Искусство 2. Архитектура 3. Религия 4. Нравственность 5. Закон 6. Наука

В 2. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества7

1. Господство общинных принципов

2. Важная роль религии и армии

3. Государственный контроль над технологическими изменениями

4. Урбанизация

5. Научно-техническая революция

6. Натуральное хозяйство

В 3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбика (составьте пары)

1. Эволюция А. радикальное, коренное, глубокое качественное изменение, скачок в

Развитии природы, общества или познания

2. Революции Б. преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны

Общественной жизни (экономики), порядков (институтов, учреждений)

3. Реформа В. процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе

С 1. Что такое социализация? Назовите агентов первичной социализации.

С 2. Что такое реформа? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.

Ключ

Вариант 1 Вариант 2

А 1. 1 А 1. 2

А 2. 3 А 2. 1

А 3. 3 А 3. 3

А 4. 4 А 4. 4

А 5. 2 А 5. 1

А 6. 1 А 6. 2

А 7. 3 А 7. 4

А 8. 3 А 8. 4

А 9. 2 А 9. 3

А 10. 4 А 10. 3

В 1. 3 В 1. 5

В 2. 2,3,6 В2. 1,2,6

В 3. 1Б, 2В, 3А В 3. 1В, 2А, 3Б

Т. Д. Шипилова, МБОУ " Повалихинская СОШ", Первомайский район, Алтайский край