М.: Айрис-пресс, 2006. — 256с.Педагогика, ох педагогика! Сколько людей с тоской и горечью вспоминают тот ужас, который вызывали у них толстые и сложные учебники по этой дис-циплине. А в схемах, таблицах и опорных конспектах она выглядит вполне доступно, понятно, можно разобраться и выучить гораздо легче. Кому-то педагогика после такого изучения, может быть, станет интересной, осознается ее необходимость в педагегической деятельности. Пособие представляет собой краткий курс по педагогике, изложенный логико-графическим языком схем, таблиц и опорных конспектов. Заключает пособие список рекомендуемой литературы. Приложение содержит основные международные и отечественные документы по защите и реализации прав детей, которые должен знать каждый работающий с детьми.
Материалы пособия составлены на основе анализа учебников по педагогике последних лет, ряда словарей, современных педагогических и психологических источников с ориентацией прежде всего на Государственные стандарты по педагогике для вузов и средних педагогических учебных заведений. Курс педагогики разработан на основе целостного и личностно-ориентированного подходов к педагогическому процессу.
Пособие целесообразно использовать в сочетании с любыми учебными пособиями по педагогике и авторскими учебниками «Педагогика» (М. , 2003, 2004). Необходимые определения можно найти в издании «Словарь по педагогике: междисциплинарный» Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова (М. , 2005).Схемы помогают выделить конкретные составляющие того или иного педа-гогического явления или категории, обозначить их связи. В таблицах представ-лен сопоставительный материал или дано раскрытие общего через совокупность его частей. Опорные конспекты и конспект-схемы — это тезисное обозначение узловых вопросов темы. Они включают в себя не только текстовой материал, но и небольшие схемы и таблицы.
Таблицы, опорные конспекты и схемы могут быть использованы как препо-давателем в ходе лекции, объяснения нового материала, так и студентами для выступления с сообщением на семинаре, самостоятельно проработавшими ту или иную тему; для самопроверки. Предложенные наглядные средства могут применяться в качестве контрольных материалов на экзаменах, коллоквиумах, зачетах, при написании контрольных работ.Содержание:
Педагогика как наука о воспитании.
Позиция личности в воспитании.
Система образования и воспитания.
Методология педагогики и методы педагогических исследований.
Педагогический процесс.
Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса.
Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса.
Содержание образования и воспитания.
Методы целостного педагогического процесса.
Выбор методов целостного педагогического процесса.
Формы организации целостного педагогического процесса.
Субъекты целостного педагогического процесса.
Управление образовательными системами.
Нормативные документы Российской Федерации.
Международные нормативные документы.
Название:
Педагогика в схемах и таблицах
А.М. Руденко
Страниц:
178
Формат:
PDF
Размер:
11 mb
Качество:
Отличное
Язык:
Русский
Год издания:
2016
В данном учебном пособии, написанном в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, представлены все необходимые для изучения вопросы и проблемы, рассматриваемые в рамках педагогики. В книге доступно и в увлекательной форме раскрываются основы современной педагогики.В ней описаны общие основы педагогики как науки, рассматриваются педагогические способы развития личности, дается характеристика профессии и личности педагога. Особое внимание уделяется изложению основ теории, методики и технологий обучения и воспитания, методическим особенностям воспитания личности в различных социокультурных средах. В книге дается анализ сущности образования и управления образовательными системами, раскрывается специфика педагогики среднего профессионального образования.
Содержание курса педагогики представлено в виде удобочитаемых схем и таблиц, сопровождающихся комментариями. Весь материал книги легко усваивается и быстро запоминается. Каждая глава заканчивается тестами для самоконтроля. В конце книги приводятся ключи к тестам, глоссарий и рекомендуемая литература.
Для обучающихся, студентов и преподавателей средних учебных заведений, педагогов и всех интересующихся вопросами педагогики.
Содержание:
Введение
Глава 1. Общие основы педагогики как науки
Глава 2. Развитие личности как основная проблема
педагогики
Глава 3. Педагог: профессия и личность
Глава 4. Основы теории и методики обучения
Глава 5. Современные педагогические технологии
обучения
Глава 6. Теория и методы воспитания
Глава 7. Методические особенности воспитания
личности
Глава 8. Особенности воспитания в различных
социокультурных средах
Глава 9. Образование и образовательные системы:
сущность и особенности управления
Глава 10. Педагогика среднего профессионального
образования
Заключение
Глоссарий
Ключи к тестам
Литература
С этой книгой бесплатно скачивают:
Благодаря электронной библиотеке сайт вы получите доступ к необходимым книгам в любое удобное время и совершенно бесплатно. Разделы сайта постоянно обновляются, навигация совершенствуется, а выбор изданий растет - вот почему стоит обратиться именно к нам. Библиотека позволяет скачивать литературу в различных форматах. сайт - настоящая находка для книголюбов вне зависимости от возраста и предпочтений. В разделе «Наука и образование» можно найти такие интересные издания, как «Педагогика в схемах и таблицах», а также погрузиться в увлекательный мир эзотерики, психологии и истории.
HTML ссылка:
Педагогика в понятиях и схемах
Учебно-методическое пособие для студентов, изучающих педагогику
Пособие адресовано студентам, изучающим педагогику, преподавателям, а также практическим работникам сферы образования. Оно составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, нацелено на развитие творческого мышления, самостоятельное изучение материала.
Пояснительная записка.
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине "" Педагогика "" и включает основные разделы программы изучения дисциплины: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания.
Изучение педагогики важно для понимания студентами процессов обучения и воспитания в современных образовательных структурах нашего общества и за рубежом. Критическое осмысление изучаемого курса позволит им сориентироваться в существующих оценках, методах, формах, подходах в обучении и воспитании учащихся, накапливать свой опыт в преодолении трудностей педагогического общения, осознанно выбирать способы взаимодействия в образовательном процессе, жизненных ситуациях, быть готовым к педагогической деятельности.
Освоение курса педагогики способствует становлению студента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятельным размышлениям, поиску и творческому решению фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем в педагогической науке и практике.
В пособии представлены ключевые вопросы, знание которых необходимо и достаточно для успешной сдачи экзамена по дисциплине «Педагогика». Материал оформлен в виде определений, схем, таблиц.
РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕМА №1:Общая характеристика педагогической профессии
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Характеристики группы профессий типа "человек-человек"
Основные особенности педагогической профессии
Цель – предвосхищение в сознании‚ мышлении результата деятельности и путей‚ способов ее достижения.
Педагогическая цель – прогнозируемый результат педагогической деятельности.
Цель педагогической деятельности:
· Становление и преобразование личности учащегося;
· Управление процессом интеллектуального‚ эмоционального‚ физического‚ духовного развития человека.
· Особенности профессии:
· Социальная значимость;
· Двойственность предмета педагогического труда;
· Гуманистический характер;
· Коллективный характер деятельности;
· Творческая природа труда учителя.
Требования к профессиональной подготовке учителя
Профессиональная готовность к педагогической деятельности – совокупность профессионально обусловленных требований к учителю.
Готовность к учебно-воспитательной работе – цель и результат подготовки; состояние индивидуальности учителя-воспитателя, заключающееся в определенном уровне конкретных знаний и умений, сочетающихся с профессиональным интересом к учебно-воспитательной работе и основывающихся на мобильности, как интегративном и ведущем качестве личности.
Подготовка к учебно-воспитательной работе – процесс формирования конкретных знаний, умений, качеств и свойств личности на фоне положительного отношения к этому виду деятельности.
Требования к подготовке учителя отражены в государственных образовательных стандартах и реализуются через систему подготовки специалиста в вузе.
Професииограмма – сводка знаний о профессии и о системе требований‚ предъявляемых к человеку‚ той или иной специальностью‚ профессией.
I. Основные области и виды деятельности
Область деятельности:
1. Образование
2. Управление
Виды деятельности
1. Учебная
2. Методическая
3. Воспитательная
4. Организационная
5. Научная. Административная
6. Работа с кадрами (персонал-технологии)
7. Экспертная
Требования к личностным качествам
· Психологические
· Мыслительные
· Поведенческие
Требования к умениям и способам деятельности…
Перечень должностных обязанностей…..
* Многоточия означают, что работа в этой области еще не закончена, и это повод для исследований и размышлений.
ТЕМА №2: Профессиональная деятельность и личность педагога.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности‚ направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта‚ создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Система общепедагогических знаний – диалектическая взаимосвязь теоретического знания о закономерностях, сущности, принципах организации обучения и воспитания и эмпирического знания о педагогических фактах как конкретного отражения реальной педагогической практики, эмпирического базиса педагогической теории. Эта система знаний создает основу для владения учителем механизмами профессиональной деятельности, ее содержательной и операционной сторонами.
Искусство – любая форма практической деятельности, осуществляемой умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. В расширительном смысле слова искусство обозначает высокий уровень мастерства в любой деятельности (в т.ч. и нехудожественной), указывает на ее красоту, эстетическую значимость (красивое решение). (философский энциклопедический словарь).
Педагогика как искусство – практическая педагогика; деятельность педагога, где основу составляет творчество; всегда идентифицируется с конкретным учителем, его индивидуальным стилем.
Педагогическая наука – это наука о законах образования и воспитания детей и взрослых.
Объект педагогики – человек (как часть объективной реальности).
Предмет педагогики – воспитание человека (как целостность выделенная из мира объектов) в его интегральном и дифференцированном понимании. Отсюда и самое общее определение педагогики как науки о воспитании человека.
Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. У педагогики есть собственные методы исследования и достаточно широко используются другие общественно-научные методы.
Принципы выбора методов для решения конкретных исследовательских задач:
1. Принцип совокупности – применение нескольких методов; их конструирование в расчете на согласование с природой исследуемого явления.
2. Принцип адекватности – метода существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который должен быть получен.
Законы и закономерности вскрытые, описанные, доказанные теоретически и подтвержденные экспериментально связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами; основной фонд интеллектуально-педагогического богатства науки о воспитании.
Функции педагогической науки :
1. Теоретическая функция:
· обогащение, систематизация научных знаний;
· обобщение опыта практики (как позитивного, так и негативного);
· выявление устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях.
· повышение качества воспитания;
· создание эффективных педагогических технологий;
· внедрение результатов педагогических исследований в практику;
· оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.
3. Прогнозирование – одна из форм научного предвидения в социальной сфере; находится во взаимосвязи с целеполаганием – исходным компонентом целостного педагогического процесса и оценкой достоверности прогнозов, т.е. соотношение цели и результата. В педагогическом прогнозировании реализуется известный кибернетический постулат: любая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость двуаспектного управления ею: управления функционированием и управления ее развитием.
Виды развития
Личность – субъект и объект общественных отношений. Это конкретный человек, представитель определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
Формирование личности человека – это процесс её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств.
Личность человека – результат действия и взаимодействия различных факторов .
Первая группа – факторы, которые действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды.
Вторая группа факторы, которые в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений.
Третья группа факторов предполагает организованное развитие.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в широком и узком социальном смысле, а, также в широком и узком педагогическом значении.
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение –э то специально организованный целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Образование – процесс и результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Педагогический процесс – целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком, специальном смысле). Синоним – образовательный процесс.
Педагогический процесс –этоцеленаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменения личности воспитанника в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.
Основные функции (функция-назначение) целостного педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная.
Развивающая функция. Во-первых, являясь искусственным, педагогический процесс имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию, т. е. опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии. Во-вторых, педагогический процесс строится с учетом достигнутого на определенном этапе уровня развития учащихся. В-третьих, педагогический процесс ориентируется на завтрашний день развития учащегося.
Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной, двигательной сфер.
Реализация образовательной функции более способствует формированию знаний, суждений, менее – убеждений; следовательно, необходима дополнительная специальная деятельность для целостности развития сознания, которая предусмотрена воспитательной функцией педагогического процесса .
Именно воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии. Реализация функций происходит и в обучении и в воспитании.
Самовоспитание – целенаправленная, активная личная деятельность, способствующая формированию и развитию у человека положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.
Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений и навыков.
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Система педагогических наук
история педагогики – изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи;
общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
возрастная педагогика – изучает особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития в условиях учебно-воспитательных учреждений;
коррекционная педагогика (дефектология) – изучает особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей:
сурдопедагогика – занимается вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей,
тифлопедагогика – занимается вопросами воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей,
олигофренопедагогика – занимается вопросами воспитания и обучения умственно отсталых детей;
логопедия – занимается вопросами воспитания и обучения детей с расстройствами речи при нормальном слухе;
частная методика – исследует специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Образование – это процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, теоретической и практической подготовке человека.
Сущность образования
Ценностная характеристика образования: образование– это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образовательных уровней.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Методология – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.
Теория – это совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.
сферы методологии: практическая деятельность и наука
В сфере практической деятельности методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
В науке методология рассматривается как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.
Уровни методологии
1. философский – общие принципы познания
2. общенаучный – научные концепции, воздействующие на большую совокупность наук (системный подход, синергетический – согласование, объединение)
3. уровень конкретно-научной методологии – (связь с более высокими уровнями) см. п.II.
4. методика и техника исследования – конкретные методы исследования.
Культура (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие, почитание) – это сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие.
Культура в общенаучном понимании . Понятие культуры указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности.
В более узком смысле культура это сфера духовной жизни людей.
Это динамичный творческий процесс, синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, гармоничных форм отношений человека к природе, обществу, к самому себе, результат его связи с миром и утверждения в нем.
Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.
Сущность педагогической культуры (по Е.В. Бондаревской) – это часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.
Слагаемые педагогической культуры:
Культура своей науки
Психолого-педагогическая культура
Культура педагогического мастерства
Культура общения
Методологическая культура
Методологическая культура учителя – это особая форма деятельности педагогического сознания, «живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального мировоззрения» (Е.В. Бондаревская).
Составляющие методологической культуры:
1. методологическая рефлексия (анализ своей научной деятельности)
2. способность к научному обоснованию
3. способность к критическому осмыслению
4. способность к творческому применению (концепций, форм, методов).
Методологические умения:
1) видеть проблему и соотносить с ней фактический материал
2) выдвигать предположения и мысленно себе последствия их реализации
3) распределять решения на шаги.
Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки).
Уровни научного исследования : эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Основные компоненты научного исследования :
· постановка задачи;
· предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;
· формулировка исходных гипотез;
· теоретический анализ гипотез;
· планирование и организация эксперимента;
· проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов;
· проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
· окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Для прикладных исследований выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов в практику.
Методологические характеристики исследовательской деятельности учителя :
Проблема :
1) синоним практической задачи (например, проблема повышения успеваемости, проблема устранения перегрузки, проблема совершенствования качества урока и т.д.);
2) нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний о действительности.
Тема исследования очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе, реализовано в опыте учителей и педагогических коллективов.В формулировке темы исследования важно отразить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования – это педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом педагогического исследования в широком смысле является весь педагогический процесс, связанный с целенаправленной образовательной деятельностью.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Формулирование предмета исследования – результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования.
Гипотеза – это некоторое допущение, предположение, догадка. О ней можно сказать, что она неопределенна, лежит между истиной и ложью. Гипотеза – недоказанный тезис, представляющий собой возможный ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоящий из предполагаемых связей между изучаемыми явлениями и фактами. В гипотезе сливаются два момента: выдвижение некоторого положения и его логическое и практическое доказательство.
Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. Это инструмент проникновения в глубину исследуемых явлений.
Метод педагогического исследования – это способ изучения педагогических явлений, получения научной (объективной) информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения теории и организации практики (Сластенин).
Методы изучения педагогического опыта – способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.
Теоретические методы исследования:
1. теоретический анализ или анализ психолого-педагогической литературы
2. составление библиографии
3. реферирование
4. конспектирование
5. аннотирование
6. моделирование
7. дедукция
8. индукция
9. систематизация
Эмпирические методы исследования:
1. Наблюдение – целенаправленное восприятие педагогического явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал.
Этапы :
1. определение цели
2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать)
3. выбор способа наблюдения (как наблюдать)
4. выбор способа регистрации
5. обработка и интерпретация данных
Виды наблюдения:
1) включенное – невключенное
2) открытое – скрытое (конспиративное)
3) непосредственное – опосредованное
4) краткосрочное – лонгитьюдное – дискретное
5) сплошное – выборочное
6) ретроспективное.
2. Опросные методы:
анкетирование – метод массового сбора информации (контактное, заочное, прессовое – в прессе),
беседа – диалог по заранее намеченной программе («поглаживание», «вопросы в лоб», со скрытым смыслом),
интервьюирование (четкая постановка вопросов, ответы могут фиксироваться открыто),
незаконченные предложения .
3. Изучение продуктов деятельности учащихся.
4.Изучение школьной документации.
5.Педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы. Направлен на изучение поставленного вопроса путем активного воздействия исследователя на протекание изучаемого явления.
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Дидактика (от греч. дидактос – поучающий ) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (Подласый). Наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах организации, достигаемых результатах (Подласый).
2. Объект дидактики – содержание и процесс обучения.
3. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения; взаимодействие преподавания и учения в их единстве.
4. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели (Подласый). Это самый важный и надежный способ получения систематического образования; специфический процесс познания, управляемый педагогом.
5. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления (Подласый). Результат целенаправленного обучения. Его компоненты: способы деятельности и поведения; мировоззрение; кругозор и эрудиция; интеллект; навыки самообразования; активность; работоспособность; воспитанность; подготовка к выбору профессии и другие.
а). Образование общее – овладение знаниями основ наук по циклам учебных предметов в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, колледжах.
б). Образование политехническое – знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Приобретается в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях.
__________________________________
1 См.: Бим – Бад Б.М. Петровский А.В. Образование // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т.2. С. 62
2 См.: Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. С.24.
3 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 202.
4 См.: Большой Энциклопедический словарь. М., 1998. С. 826.
5 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.8.
6. Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия (Подласый).
7. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели (Подласый).
8. Результаты (продукты обучения) – то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
9. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
10. Методологические основы обучения – это принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения.
11. Бихевиоризм – научение человека сводит к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения. Основной механизм развития мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний. Обучение – это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. Стимул → реакция.
12. Прагматизм – обучение, расширение личного опыта ученика, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю (Дж. Дьюи – основоположник).
13. Экзистенциализм – учение, которое отрицает объективные всеобщие ценности и считает, что личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности путем полного проживания каждого момента бытия.
14. Неотомизм – философское течение, согласно которому человек является неотъемлемым звеном в иерархии форм бытия, сотворенным Богом. Человек состоит из двух величин – души и тела. Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Закономерность – связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека.
2. Закономерность обучения – отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. Это теоретическая основа для разработки и совершенствования технологий обучения.
3. Общие закономерности обучения – охватывают своим действием всю дидактическую систему, обуславливают общую продуктивность (эффективность) обучения. Закономерности цели, содержания, качества обучения, методов обучения, управления обучением, стимулирования.
4. Частные закономерности – закономерности, действия которых распространяются на отдельный компонент системы (учебного процесса). Дидактические, гносеологические, социологические, психологические, организационные закономерности.
5. Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Выражают нормативные основы обучения, взятого в конкретно-историческом виде. Это практические указания по обучению. Принципы реализуются через правила. Система дидактических принципов: сознательности и активности; наглядности; систематичности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.
___________________________________
1 См.: Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. М., 1960
2 См.: Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1981.
3 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.41.
4 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 287.
5 См.: Краевский В.В., Скаткин М.Н. Принципы обучения // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т2. С. 191.
6. Правила обучения – это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Правила обеспечивают выполнение принципов обучения, имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.
2. Дидактическая концепция – определенный способ понимания, трактовки дидактических явлений, основная точка зрения на предмет дидактики; руководящая идея для их систематического освещения; система взглядов ученого. Качества: краткость, логичность, обоснованность, конкретность, доступность, завершенность.
3. Дидактическая система – выделенное по определенным критериям целостное образование, характеризующееся внутренней целостностью структур, образованных единством целей, принципов, содержания, форм и методов обучения (Подласый).
Система И.Гербарта – цель обучения – передача готовых знаний, подлежащих заучиванию. Активность в учебном процессе педагога, пассивность ученика. Авторитаризм. Вербальное обучение. Традиционная дидактика.
Система Д. Дьюи – акцент в обучении – на развитие собственной активности обучаемых, учет интересов и потребностей школьников, проблемное обучение. Прогрессивистская дидактика. Педоцентристская концепция.
Современная дидактическая система – разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьников. Дифференцированные учебные планы. Новая дидактика.
4. Результативность обучения – полнота и степень приближения к заданным нормам. Нормы определяются через цели обучения и результаты обучения.
5. Эффективность обучения – трудоемкость, время и затраченные ресурсы (материальные, экономические, человеческие) по достижению образовательной цели.
6. Концепция дидактического энциклопедизма (Я. А. Каменский, Дж. Мильтон, И.В. Беседов). Основная цель образования – передача обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.
7. Концепция дидактического формализма (Песталоцци И., Дистервег А., Добровольский А.Б.). Цель обучения – развитие способностей и познавательных интересов обучающихся. Главный принцип сторонников дидактического формализма – многознание уму не научает.
8. Концепция дидактического прагматизма (Дж. Дьюи) – освоение всех видов деятельности современной цивилизации. Формирование новых отношений и типов поведения через погружение обучающихся в разные виды деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Педагогический процесс (учебно-воспитательный) – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Компоненты педагогического процесса: педагоги, воспитанники (главные компоненты), содержание образования и средства.
2. Целостность педагогического процесса – внутреннее единство составляющих компонентов, их гармоническое взаимодействие. Предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая оказывала бы сбалансированное воздействие на все стороны личности.
3. Задача педагогическая – осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности, по наиболее оптимальному пути.
4. Образовательная функция – связана с расширением объема знаний. Вооружение учащихся системой научных знаний, формирование умений, навыков их использования на практике.
УДК 37.015.3 ББК 88.8
Серия основана в 1998 году
Р е ц е н з е н т ы:
Н. И. Конюхов, доктор психологических наук, профессор
А. В. Иващенко, доктор педагогических наук, профессорИ. В. Шаравов, кандидат психологических наук, доцент
А. А. Шиверскнх, кандидат психологических наук, доцент
Крысько В. Г.
К 85 Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест, 1999. - 384 с. - (Библиотека практической пси хологии).
ISBN 985-433-498-8.
Все темы этих предметов сведены в пособии до того минимума, знание которого необходимо и достаточно для успешной сдачи экзаменов. Суть каждой темы отображена в схеме или таблице, снабженной краткими комментариями. Пособие может также служить
П Р Е Д И С Л О В ИЕ
Психология и педагогика - очень сложные отрасли знаний, ис следующие чрезвычайно многогранные явления и процессы, охваты вающие своим вниманием большой объем совершенно специфичес ких понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со мно гими областями общественных и естественно-научных дисциплин. Вот почему психология и педагогика не поддаются быстрому освое нию, их содержание трудно запомнить с первого раза.
Для их изучения нужна определенная система, облегчающая про цесс овладения обширным материалом. Важнейшая характеристика любой системы - ее внутренняя упорядоченность. И здесь на помощь приходят прежде всего сами психология и педагогика, так как они достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и вы являют зависимости между ними. Остается лишь эти зависимости обобщить и представить в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде. Так появляется схема - наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоен ные знания и информацию.
Включенные в содержание книги схемы позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий психологии и педагогики. Каждая из этих схем несет оп ределенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним элемен там каркаса психолого-педагогических знаний, которые могут за тем наращиваться и расширятся, но уже всегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Приданные же схемам комментарии разъясняют и закрепляют заложенную в них информа цию.
В то же время представленная книга:
- показывает, в каком направлении и как нужно ов ладевать психолого-педагогическими знаниями;
- выражает основные принципы подхода к их анали зу и изучению;
- содержит информацию, изложенную в обобщенном
и систематизированном виде;
- включает сведения, являющиеся результатом осмыс ления многих научных исследований и публикаций по психологии и педагогике;
ПСИХОЛОГИЯ
Глава первая
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
«Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения - научить чело вечество обращаться с этим сокрови щем».
Н. К. Рерих
Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом - специфика фор мирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология - это особая область знаний, в которой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой - своеобразные объекты: лич ность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и дея тельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.
Задачами любой науки выступают основные направления её ис следования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных резуль татов.
Психология - достаточно молодая отрасль знаний. Она выдели лась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не ис черпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширя ет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психи ки.
Комментарии
Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Психика- это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика че ловека - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляет ся в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Сознание человека - высший этап развития психики и продукт об щественно-исторического развития, результат труда.
Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознатель ное, личность, деятельность и поведение.
Бессознательное - это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реаль ность сливается с его переживаниями.
Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и соци ально-психологическими особенностями.
Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Поведение - внешние проявления психической деятельности.
Основной задачей психологии как науки является изучение объек тивных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.
При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:
1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;
2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными ус ловиями жизни и деятельности людей;
3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе пси хических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно ов ладеть практическими средствами их формирования и развития;
4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психо логии в практику (разработка научных и практических методик обуче ния и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).
1.1. Предмет и задачи общей психологии
Комментарии
Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний про чны и закономерны.
С одной стороны, философия, социология и другие социальные на укипредоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания че ловека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.
Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.
ФИЗИОЛОГИЯ Иантропология "позволяют психологии более точно по нять строение и функции нервной системы, их роль и значение в форми ровании механизмов функционирования психики.
Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направ лениях правильного осмысления функционирования психики и созна ния в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и со циально-психологическим качествам людей.
Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси хотерапии.
Педагогические науки предоставляют психологии информацию о основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.
С другой стороны, психология, изучая условия и специфику проте кания психических явлений и процессов,позволяет естественным и об щественным наукам более правильно интерпретировать законы отраже ния объективной действительности, конкретизировать причинную обус ловленность социальных и иных явлений и процессов.
Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает оп ределенную помощь и историческим наукам.
Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болез-
1.2. Связь психологии с другими отраслями научных знаний
ни, как показывают результаты самых новейших исследовании, имеют психологическое происхождение.
Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности лю дей, снизить конфликтность в ходе нее и т.д.
Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработ ки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.