Правила по русскому языку начальная школа. Русский язык начальной школы

Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку , раскрывающую характеристику и место учебного предметав базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность

(приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный подготовительный; букварный – основной, послебукварный -завершающий. Последовательность работы, характер упражнений накаждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому

языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса,

пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над

группами букв в порядке усложнения их начертания. Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с I по IV класс. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени (10%), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельностииспользоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Виды речевой деятельности

(135-130 час)

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать,

поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме . Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышцпальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо . Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста . Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика и графика

(135-130 час)

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

Состав слова

(105-110 час)

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того жеслова.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Морфология

(160-170 час)

Имя существительное . Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний . Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь,нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь) . Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин ).

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных,

кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц ).

Местоимение . Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонениеличных местоимений . Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в на-

стоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь ). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и IIспряжения), не с глаголами.

Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте,

употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Синтаксис и пунктуация

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

  • значимые части слова;
  • признаки изученных частей речи;
  • типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

уметь

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
  • различать произношение и написание слов;
  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

1. Глаголы - исключения.
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.
Падежные предлоги.

2. Падежные предлоги.
И.п. -
Р.п. - около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. - по, к (а).
В.п. - через, в, на, за, про.
Т.п. - перед, с, над, за, под, между.
П.п. - при, в, об, о, на.

3. Род имён существительных.
К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род - запомню я -
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» -
Вот и выучил я всё.

4. Правописание большой буквы.
Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей -
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

5. Правописание гласных после шипящих.
Знаем твердо, что жи - ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу - щу,
То напишем с буквой у.

6. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем -
Ничего не забываем.

7. Что такое склонение?
Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

8. Правописание не с глаголами.
Всякий школьник это знает -
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9. Правописание парных согласных в середине и конце слова.
Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10. Состав слова.
Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется -
Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком -
Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Правописание непроизносимых согласных.

11. Непроизносимые согласные
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

12.Имя существительное.
Часть речи удивительна -
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно - кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

13. Имя прилагательное
Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.

14. Глагол.
Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

15. Три склонения имён существительных.
Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение - с окончаньем - А и Я -
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение - род мужской без окончанья,
А средний род - О - Е - плавное звучанье.
3 склонение - род женский с Ь на конце всех слов
Запомни - это правило для всех учеников!

16.Падежи.
Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? - волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж - добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей -
По к (а) - предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про -
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на - он громко восклицает.

РУССКИЙ ЯЗЫК в начальной школе (из опыта работы).

1. Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку русский язык как предмет открывает учащимся мир знаний; овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов в школе в русским и многонациональным составом учащихся.

На самом же деле, это один из самых трудных предметов школьной про граммы. Несмотря на то, что мы занима емся русским языком в течение одиннадцати лет, наши дети, оканчивая школу и поступая в высшие учебные заведения, делают в своих письменных работах те же орфографические ошибки, что и в начальной школе, обнаруживая отсут ствие языкового чутья и скудный сло варный запас.

Как с этим бороться? С нашей точки зрения, учебник может сыграть здесь немаловажную роль. Надо брать те учебники русского языка, которые построены таким образом, чтобы пробудить в ученике ин терес к изучаемому предмету, развить его природные языковые способности, сделать процесс повышения практиче ской грамотности творческим. Такие учебники, в которых

реализуется технология проблемно-диалогическо го обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно «откры вать» знания. (например, учебник русского языка Р.Н. Буне ева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаро вой, О.В. Прониной)

В самом определении «проблемно- диалогическое» первая часть означа ет, что на уроке изучения нового ма териала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проб лемы и поиск ее решения . Постановка учебной проблемы - это этап форму лирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуще ствляют в ходе специально выстро енного учителем диалога. Следует различать два вида диалога: побуж дающий и подводящий. Они по-раз ному организованы, обеспечивают разную учебную деятельность и раз вивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог (как показывает наш опыт) помогает учащимся работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает их творческие способности. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специ альные реплики, приводящие учени ков к осознанию противоречия и формулированию проблемы. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипо тезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Например, возьмем урок русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» (по материалам учебника Р. Н., Е. В. Бунеевых и О.В. Прониной). Одновременно предъявляем классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

На отдельном листе –заготовке записаны слова:

весть, известие, известный, известно

Учитель

- Прочитайте вслух слова

(предъявляю одновременно два противоречивых факта: в одних словах «т» произносится, а в других нет)

Учащиеся

Ученики удивлены

(возникает проблемная ситуация)

Разворачивается проблемный диалог

Учитель

- Что можете сказать об этих словах?

-Что интересного вы заметили?

( побуждение к осознанию противоречия)

- Какой возникает вопрос?

(побуждение к формулированию проблемы)

- И какова же будет тема урока сегодня?

Учащиеся

Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия)

Почему в некоторых словах «т» не произносится?

Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема)

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые активно задействуют и соот ветственно развивают логическое мышление учащихся. На этапе поста новки проблемы мы пошагово подводим класс к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваем логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведем учащихся к «открытию». Например, рассмотрим урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».

Учитель

Ученики

- Прочитайте слова на доске.

читают:

душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

- Чем все эти слова похожи?

(- Это существительные с шипящими .)

- А чем слова различаются?

(- В одних на конце есть мягкий знак, в других нет.)

- Кто скажет, над какой темой мы по работаем?

(- Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных ) -тема

Таким образом, проблемно-диало гические уроки способствуют возник новению у учащихся интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

2. Традиционное обучение ориенти ровано, прежде всего на репродуктив ное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообще нию учителем темы урока, что никак не способствует возникновению по знавательного интереса у школьни ков. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объ яснения материала, что не гаранти рует понимания материала большин ством учащихся.

Учебники Р. Н., Е. В. Бунеевых и О.В. Прониной , содержат боль шое количество теоретического материала, но достоинством их , по нашему мнению, является способ по дачи материала. Большинство тем дается путем «открытия нового знания», чтобы каждый учащийся ощуща л себя первооткрывателем правил или определений. В большин стве разделов предусмотрено, что учащиеся должны самостоятельно вывести то или иное правило или определение, уточнив его с по мощью учебника, что дает возмож ность сделать процесс обучения более осмысленным и увлекательным для учащихся. Учебник содержит алгоритмы применения правил, что способствует повышению практической грамотности учащихся.

Содержание каждого раздела в этих учебниках четко сформулировано, требует твор ческого подхода к вопросу. Причем для обозначе ния составных частей в учеб нике есть условные знаки («очки», «перо», «микрофон», «знак вопроса», «домик»), что существенно облегчает работу и учителя и учащихся.

Особого внимания заслуживает под заголовок «ключевые слова». Он помо гает учащимся проанализировать по лученные на уроке знания, обобщить и систематизировать их, вычленить главное. Отсутствие в ряде разделов «ключевых слов» ставит учащихся перед необходимостью са мостоятельно назвать их, а это стимули рует их аналитические способности.

Весьма продуманной является, по нашему мнению, система упражнений по развитию раз личных видов письменной речи и устной речи . Составле ние предложений определенной струк туры, использование в речи тех или иных синтаксических конструкций или лексики определенного стиля, на писание свободных диктантов, диктантов с продолжением или другим творческим заданием, сочинений и мини-сочинений различного характе ра, безусловно, способствуют развитию устной и письменной речи учащихся.

Не менее интересными, по нашему мнению, являются предлагаемые авторами учебников свободные диктанты. Вообще, в учебниках под редакцией Р.Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой большое внимание уделяется работе с текстами художественных произведений. Причем эта работа соотнесена с изучением соответствующих произведений на уроках литературного чтения. Учащиеся получают возможность не толь ко познакомиться с языко вым явлением, но и увидеть его в текс те, осмысливая их роль в языке.

Орфографическая зоркость - одно из важнейших умений, которое необхо димо вырабатывать у учащихся в процессе изуче ния курса русского языка, и этому в значительной мере способствует подбор языкового материала из учебника. Необходимо обратить внимание на содержа тельную и познавательную ценность включенных в учебники художествен ных и научно-популярных текстов (отрывки из русской классики; расска зы о русских и зарубежных писателях, художниках, языковедах, деятелях на уки и искусства; увлекательные сведе ния из истории языка и т.д.)

Учебник, даже самый за мечательный, не сделает учеников абсолютно грамотными и об разованными людьми. Для повыше ния качества нашей работы с ними необходимо сочетание многих факторов (толковых, проду манных, «нескучных учебников» и учебных пособий, на которые может опереться и учитель и ученик).

Я считаю, что наиболее полно учитель раскрывается на уроке изучения нового материала. И для меня важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо: « Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Это означает, что учитель осуществляет проблемное обучение. И мне хочется ратовать за проблемное обучение не в смысле «агитации за советскую власть», поскольку эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо осознана мною, мои коллегами, работающими в этой технологии (т.е. практиками)

Технология проблемного обучения заложена в учебниках образовательной системы « Школа 2100», но хочется сказать, что данная технология необходима каждому учителю, независимо от того, какой предмет он преподаёт, в каком классе и по каким программам он работает.

Учебники русского языка, математики, естествознания целе направленно выстроены так, что обеспечивают открытие знаний учащимися. А методические рекомендации для учителей предлагают готовые разработки проблемных уроков. От учителя требуется понять и грамотно воплотить авторский замысел.

Вообще-то в жизни так не бывает, чтобы один рецепт годился для всех. Но технология проблемного обучения действительно универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях . Необходимо, чтобы педагог захотел пользоваться этой технологией, чтобы проблемный диалог стал личностной ценностью учителя, его профессиональным убеждением. Для осознанного освоения технологии проблемного обучения учителю нужны всего две вещи: знания и желания их применять. В связи с этим следует отметить, что учеба в начальных классах сродни парусному кораблю, на котором дети на чинают путешествие в страну знаний. Учитель - капитан, и ему нужно так ор ганизовать обучение, чтобы курс был правильным, а результаты - хорошими.

Очень важно восприятие младшими школьниками первичной информации, об изучаемых явлениях и процессах,.оно у каждого человека индивидуально.

Например, наглядно-иллюстративный матери ал из школьного «Картинного словаря» привлекает внимание уча щихся к работе, но запоминанию непро веряемого написания не способствует. Поэтому перед нами встал вопрос об усовершенствовании этой методики. Необходимо на наш взгляд, так организовать работу, чтобы учащиеся сами находили материал, кото рый привлекает их внимание и будет способствовать прочному запомина нию трудных слов.

Мы включаем учащихся в посильную поисковую, познавательную дея тельность, чтобы они стали способ ными к саморазвитию.

Главная цель этой концепции - обу чать, развивая каждого учащегося.

Основные задачи:

    Формирование орфографической грамотности;

    повышение интереса к урокам русского языка;

    развитие творческого мышления ;

    обогащение словарного запаса.

В «море» теоретического материала нужно выбрать оптимальные методы, добавить свои конкрет ные наработки с учетом психологиче ских возможностей и особенностей младшего школьника.

Мы начали свою работу совместно с психологом с тестирования учащихся для выявления ведущего способа вос приятия информации. Учащихся разделили на три группы:

    визуалы (зрители)- 54%;

    кинестетики (деятели) -20%;

    аудиалы (слушатели) -26%.

Научить нужно всех. Работа по изучению слов с непроверяемыми написаниями прохо дит в три этапа, каждый из которых призван решать конкретную задачу:

1) введение слов с непроверяемым написанием;

    закрепление написаний;

    контрольно-оценочный.

На первом этапе мы взбираемся по « канатной лестнице вверх». Это многоступенчатая работа. Она слагается из пяти ступенек.

1-я ступенька-это предъявление слова.. Слово не дается в готовом виде, оно составляется из букв, расшифровывается с помощью символов, шифров, кодов. Это развивает логическое мыш ление, пространственное воображение, слуховую память, речь, наблюдатель ность детей, оживляет урок, повышает интерес к предмету.

Например, +ЩИ (В ребусе зашифровано слово –овощи)

2-я ступенька- запись слова с « про пуском» в блокнотик-словарик (поста новка орфографической задачи)

3-я ступенька же - работа над зритель ным образом слова.

В своей работе,в третьей ступени, с младшими школьниками мы пользуемся ассоциативным методом, ориентируя их на интеллектуальное, речевое творчество, развитие орфографической интуиции.

4-я ступенька- это исследование слова учащимися в группах по плану (пути решения орфографической задачи):

1)Лексическое значение слова (по толковому словарю С. И. Ожего ва,

Н.Ю. Шведовой;

2.) к истокам слова (этимологиче ская справка);

3) однокоренные слова (наблюдение над единообразным написанием корня);

4) сочетаемость слов;

5) пословицы, поговорки, считалки;

6) частушки, песни, потешки, драз нилки;

7) загадки;

8) синонимы, антонимы;

9).. поиск предложений. (Дети выпи сывают предложения из художествен ных текстов, стихотворений (4 строчки) со словом с непроверяемым написанием, указыва ют название произведения и автора. Этот материал потом используем для уроков в словарной работе, при отработке орфографической зоркости и т.д.)

Исследовательская работа учащихся не может быть ограничена временем урока. Работа идёт как в классе (по усмотрению учителя) так и во внеурочное время (самостоятельно или совместно с родителями).

5-я ступенька-это н аписание нужной буквы (решение орфографической задачи) и выделение буквы цветом для лучшего запоминания.

Проверка записанного с послоговым орфографическим проговариванием с лупой. Ее используют для увеличения масштаба слова. Такой прием помогает зрительному восприятию и прочному запоминанию, стимулирует познавательный ин терес учащихся.

Второй этап - тренировочный.

Цель: добиться правильности и осо знанности написания слова.

По нашему мнению, при емы работы необходимо разделить на две группы:

    Направленные на запоминание орфографического облика слова, в
    центре внимания - написание;

    направленные на развитие речи, в центре внимания - значение слова
    (синонимы, антонимы).

Для закрепления правописания слов с непроверяемыми гласными на уроке могут быть использованы:

Метод графических, звуковых ассоциаций ;

Занимательные риф мовки

Групповая форма работы со словарями;

Лек сико-орфографические упражнения ;

Послоговое орфо графическое проговаривание ;

Группировка по орфографическо му признаку ;

- подбор однокоренных слов и форм ;

Запись слов по алфавиту; подбор слов с иноязычными элементами;

Подбор синонимов, антонимов;

Вы борочный ответ;

Письменный пересказ текста с исполь зованием данных слов;

Выборочное списывание;

Сочинение по опорным словам.

Третий этап контрольный.

Учащиеся пишут диктанты, тестовые работы, выполняют творческие задания.

Мы уверены, что целенаправленная, систематиче ская, умело организованная поиско вая деятельность повышает орфогра фическую грамотность учащихся, способствует развитию интереса к урокам русского языка, углублению знаний о языке, обеспечивает разви тие творческих способностей , учит создавать собственные вы сказывания учащимися.

Компьютер существенно изменяет методы учебной работы благодаря то му, что имеет возможность показать явления в их развитии, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Компьютер все шире используется в начальной школе на уроках обучения грамоте, математики, русского языка, литературы.

Мы, в своей работе используем различные компьютерные программы (управляющие и диагностирующие, которые предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы). Они позволяют последовательно задавать учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в про цесс обучения. Например, на уроке русского языка при изучении новой те мы мы используем такие задания-тесты, где часть объяснения учителя заменя ет компьютер, он же исправляет ошиб ки и дает подсказки (серия «Компью терное обучение. Семейный настав ник. Русский язык, 3 класс»). Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дис плея красочные, динамичные иллюст рации к излагаемому учителем матери алу.

Чаще используем компьютер как:

а) средство организации контроля усвоения учебного материала, получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;

б) электронную доску при повторении, объяснении нового материала, закреплении.

К сожалению, нет возможности использовать компьютер как индивидуальное средство обучения. Но с оптимизмом думаю, что скоро мои мечты воплотятся в жизнь.

Много различных заданий к урокам составляю в программе Microsoft Word .,включаю в работу мультимедийные учебные приложения и «Детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия», осваиваю обучающие игровые приложения «Дракоша».

Приведу фрагмент урока русского языка во 2 классе.

Ход урока.

Этап урока: Словарная работа.

- Назовите слово. Запишите его. Обозначьте орфограмму. В случае за труднения можете заглянуть в « Сло варь синонимов».

Человек , который выиграл сражение . ( Победитель )

Антоним слова «мир» . ( Война )

Награда за боевые заслуги во время войны . ( Орден )

Человек , совершающий подвиг . ( Герой ) опытный воин ;

участник про шедшей войны . ( Ветеран )

    Какие слова вы записали? Что их объединяет?

    На какие две группы можно разде лить эти слова? (С безударной гласной,
    проверяемой ударением, и не проверяемой ударением.)

    Какие слова вызвали затруднения в написании?

    Как убедиться, что слово записано верно? (Подобрать проверочное слово
    или воспользоваться «Орфографиче ским словарем».)

    Проверьте, верно ли вы выполнили задание. (Ученик отвечает на оценку.)

    Сверьте свои записи с записью на мониторе компьютера.

Экран компьютера очень мощно притягивает внимание детей. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные пред ложения в связный рассказ. То, что му чительно долго достигается с помощью классной доски (дети в начальной шко ле пишут крайне медленно), легко вы полняется с помощью текстового редак тора Word . Примеры подобных заданий:

1 . Ты - редактор .

Замени выделенные существительные мес тоимениями .

Лиса.

Про лису дурная слава ходит , будто лиса кур таскает . Но на деле редко лисе это удается . Ча ще всего лиса охотится за мышками . У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

1 2 3 4



Дети видят задание на экране компьютера, рассуждают и записывают в тетрадях только цифры в нужном порядке.



Компьютер я использую также в своей методической работе. Таким образом, компьютер стал для меня незаменимым помощником.

При очевидных успехах в работе я сталкиваюсь и с трудностями. Это, в первую очередь, недостаточная освещенность в научно- педагогической литературе опыта обучения с использованием компьютерных технологий, а во-вторых-недостаточное финансирование данного вопроса.

Современный человек уже вряд ли сможет обойтись без всемирной сети Интернет.