Отрицательные стороны урока. Современный и традиционный урок: плюсы и минусы

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.

Цель:

Задачи:

  • Рассмотреть психологию и педагогику по данной проблеме
  • Проанализировать современный урок
  • Раскрыть понятие качественного образования
  • Описать модель урока
  • Рассмотреть методики обучений

Требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:

  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
    • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
    • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
    • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
    • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
    • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
  2. Особенности самоорганизации учителя:
    • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
    • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
    • педагогический такт (случаи проявления);
    • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

  1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
    • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
    • использование установок в форме убеждения, внушения;
    • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
    • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
  2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
    • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
    • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
    • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
    • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
    • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
  3. Закрепление результатов работы:
    • формирование навыков путем упражнений;
    • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  1. температурный режим;
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. освещение;
  4. предупреждение утомления и переутомления;
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

  1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

Достоинства и недостатки современного урока

Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

  • В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока. На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение. Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.
  • Другое достоинство - гибкость, пластичность урока. Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное.
  • К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.
  • Логическая завершенность урока - еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный - только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.
  • Урок - система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.
  • Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока.
  • Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
  • И, наконец, урок - стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю - провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.

Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе - зачем его улучшать.

«Деление отрицательных чисел» - Верно ли выполнено деление? При делении чисел с разными знаками получиться отрицательный ответ. Думать нужно лучше. Найдите частное. Для любознательных... Запомни! ДЕЛЕНИЕ положительных и отрицательных чисел. Модуль числа. Решите уравнение: Ребята! При делении двух отрицательных чисел получится положительное число.

«Отрицательные числа» - Мы считаем отрицательные числа чем-то естественным, но так было далеко не всегда. Бомбелли и Жерар, напротив, считали отрицательные числа вполне допустимыми и полезными, в частности, для обозначения недостачи чего-либо. Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского ученого Рене Декарта.

«Сложение отрицательных чисел» - С помощью координатной прямой вычислите: 7 + (-5) = 1) 2 2) -2 3) 12 -1 + (-3) = 1) - 4 2) -2 3) 4. Сумма двух отрицательных чисел всегда меньше каждого из слагаемых. Физкультминутка. История возникновения отрицательных чисел. Сумма двух отрицательных чисел всегда больше каждого из слагаемых. Пример: -8,7 + (-3,5) = - (8,7 + 3,5) = - 12,2.

«Отрицательное число» - Из глубины времен… Задача о бережливом хозяине. Древняя Индия. История возникновения отрицательных чисел. Правила действий с положительными и отрицательными числами. Правила Брахмагупты (VII век н.э.) и Бхаскары(XII век н.э.). Древний Восток. Классная работа. Отрицательные числа в Древней Греции. Найдите значения выражений:

«Отрицательные местоимения» - Правописание (слитно, раздельно). НИ Без ударения ничего. Изменение по падежам. Обозначают отсутствие предмета, признака, количества. НЕ Под ударением нечего. слитно нет ПРЕДЛОГА НЕКЕМ. Некем (с), ничто (во), ничего (для), ничем (перед). Отрицательные местоимения. Вопросительно- относительные местоимения.

«Положительные и отрицательные числа» - Дома: Повторить правила сложения и вычитания; № 1109 (2 столбик); № 1111. Сумма двух противоположных чисел равна нулю. Вычислите. Небольшие недочеты, есть над чем работать. Решение самостоятельной работы. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 6 класс. Сумма отрицательных чисел всегда меньше каждого из слагаемых.

  • Вопрос 10. Уважение чести и достоинства личности. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
  • Вопрос 5. Теория ХУ МакГрегора: характеристика, преимущества, недостатки
  • Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

    Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

    Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

    Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

    · В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока . На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение.
    Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.

    · Другое достоинство – гибкость, пластичность урока . Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное.

    · К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.

    · Логическая завершенность урока – еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный – только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.

    · Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.

    · Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока.

    · Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.

    · И, наконец, урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.

    Другое направление в совершенствовании классно-урочной системы было связано с поисками таких форм организации учеб­ной работы, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержа­ния и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры: опрос, изложение нового, задание на дом. След­ствием недостатков традиционного урока явилось и то, что он сдерживал развитие познавательной активности и самостоятель­ности учащихся.

    Дидактические требования к современному уроку:

    Урок- это логический законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно- воспитательного процесса. Основные требования к уроку:

    -​ четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

    -​ определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

    -​ прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

    -​ выбор наиболее рациональных методов и приемов, и средств обобщения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

    -​ реализация на уроке всех дидактических принципов;

    -​ создание условий успешного учения учащихся.

    Условия организации урока : социально-педагогические и психолого-дидактические.

    Социально-педагогическим условиям относятся:

    -​ наличие квалифицированного, творчески работающего условия с хорошей дидактической и методической подготовкой;

    -​ наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;

    -​ наличие учебника, учебных и наглядных пособий, ТСО и соответствующим образом оборудованного помещения;

    -​ наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.

    Психолого-дидактическим условиям относятся:

    -​ высокий уровень обученности учащихся соответствующий данному моменту, этапу обучения;

    -​ наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и труда, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности под руководством данного преподавателя;

    -​ соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.

    А) 2. Основные структурные элементы (этапы) урока:

    Организационный момент,

    Проверка домашнего задания,

    Переходный момент,

    Изучение новой темы,

    Закрепление материала,

    Рефлексия,

    Выставление оценок,

    Домашнее задание.

    Б) Анализ заданий:

    Вопросы и задания Какие знания и умения проверяются? Приемы и средства учебной работы(в какой форме ученики отвечают) На каком уровне познавательной деятельности?
    1. Вопросы на с.19 учебного пособия: раздел 2.1 Проверяются знания учащихся по теме «Основы конституционного строя РБ» ; умения находить ответы на вопросы из учебника. Устный опрос.
    2. Обсуждение сообщения о гос. символах Беларуси Проверяются знания учащихся о гос. символах Беларуси; умения выполнять творческие задания, поиск материала, и отбор сообщений. Устный доклад(сообщение) с последующим обсуждением.
    3. Письменные задания (приложение 2, с. 339-340) Проверяются знания по теме; умения в письменной форме фиксировать полученные знания, выполнять задания. Интерпретирующая активность.
    4. Работа с текстом на с 20 учебного пособия и заполнение таблицы Проверяются умения работы с текстом. Работа с текстом, заполнение таблицы.
    5. Заполнение конспекта по изучению избирательного права в Беларуси Проверяются умения вести конспекты по материалам. Ведение конспекта Воспроизводящая деятельность.
    6. Заполнение таблицы «Основные стадии избирательного права» Проверяются умения заполнять таблицы. Заполнение таблицы. Воспроизводящая деятельность.
    7. Работа со статьей 69 Конституции РБ Работа с документом. Интерпретирующая деятельность.
    8. Игра «Выборы» Проверяются усвоенные во время знания о избирательном процессе; умения организации игровых форм обучения. Игровая форма обучения. Творческая деятельность.
    9. Работа по группам с документами(1- со 2 главой Конституции, 2- с выдержками их Избирательного кодекса.) Проверяются умения самостоятельной работы с документами, изучение их и ответы на поставленные вопросы. Работа с документами, устный опрос. Интерпретирующая деятельность.
    10. Работа с документами 5,6 на с.51-53 учебного пособия. Проверяются умения самостоятельной работы с документами. Работа с документами. Интерпретирующая деятельность.
    11. Ответы на вопросы учителя. Проверяются усвоенные знания учащихся. Фронтальный опрос. Воспроизводящая деятельность.
    12. Работа по вариантам: 1 вар.- карточки с вопросами. 2 вар.- написание памятки. Проверяются знания учащихся; умения написания творческо работы. Рефлексивный опрос. Написание памятки. Интерпретирующая деятельность. Творческая деятельность.

    4. Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться. Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителей глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.

    5. В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

    При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

    При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

    Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной . С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой .

    6. Главное в подготовке к уроку - осмысление цели, задач, содержания, структуры и хода урока вплоть до деятельности учащихся, которая стимулируется, управляется и контролируется учителем.

    Различают два этапа в процессе подготовки учителя к уроку: предварительный, непосредственный.

    Предварительная подготовка к уроку учителя включает в себя:

    1) изучение специальной, методической, психолого-педагогической литературы;

    2) тщательное знакомство с учебными планами, программами; 3)разработку индивидуального (авторского, собственного)

    плана или конспекта урока.

    Для более тщательной и эффективной подготовки к уроку учитель должен всегда быть в курсе современного состояния и развития той области знаний, которую он преподает. Не будет полной подготовка к уроку с привлечением литературы, написанной и изданной давно. Наука не стоит на месте, она пополняется новыми открытиями и достижениями. И учитель должен обо всем этом знать, чтобы донести знания до учащихся.

    Учитель обществознания должен систематически и повседневно анализировать различные педагогические явления и факты из своей практики. Это позволяет ему выявлять положительные и отрицательные моменты в организации и проведении различных видов работы с учащимися, устанавливать причины успеха или неудачи и давать обоснованную оценку эффективности своей работы. Все это поможет каждый последующий урок сделать лучше предыдущего. Кроме всего указанного, начинающему учителю не будет лишним заранее продумать, каких учащихся и по какому материалу спрашивать, учитывая при этом индивидуальные особенности класса.

    Важной для начинающего учителя будет самостоятельная проработка всех заданий, которые будут им предложены учащимся. Это поможет учителю не запутаться, не допустить ошибки при проведении урока, вовремя заметить ошибку учащегося.

    Кроме вопросов, которые должны быть обязательно рассмотрены па уроке, учителю необходимо проработать и вопросы, которые могут возникнуть в ходе урока. Ведь часто урок складывается совсем не так, как планировал учитель, поэтому к неожиданностям и отклонениям от плана учитель должен быть всегда готов, хотя истинное мастерство учителя заключается именно в том, чтобы вести урок в том русле, в каком он запланирован. Часто учитель разрабатывает собственную программу проведения уроков -авторскую. В таком случае учитель также соблюдает все требования, предъявляемые к подготовке к уроку, но здесь ему предоставляется большая свобода.

    «Современный и традиционный урок: плюсы и минусы»

    Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного. Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

    Но для начала попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

    Структура традиционного урока:

      организационный момент;

      проверка домашнего задания;

      проверка знаний и умений учащихся;

      постановка цели занятия перед учащимися;

      организация восприятия новой информации;

      первичная проверка понимания;

      организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;

      творческое применение и добывание знаний;

      обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

      контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

      домашнее задание к следующему уроку;

      подведение итогов урока.

    Проблема данной структуры (хотя она привычна) заключается в том, что педагог всегда ограничен во времени, он выполняет функцию передатчика информации. Высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, поддерживать интерес к проблеме на протяжении всего урока. Учитель работает с учащимися, обладающими средними способностями, не учитывая запросы отличников и не умеет заинтересовать детей со слабой мотивацией.

    Итак, традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

    Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Так может и не стоит ничего менять?

    Однако, как говорилось выше, современному педагогу необходимы изменения, т.к. требования, предъявляемые к качеству образования, уроку, выпускнику, высоки. Детям интересен педагог, умеющий думать, чувствовать, понимать мир как они, постигающие его стремительно.

    В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

      демонстрирует универсальные и предметные способы действий

      инициирует действия учащихся

      консультирует и корректирует их действия

      находит способы включения в работу каждого ученика

      создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

      применяет развивающие технологии.

      обладает информационной компетентностью

    В современном уроке меняется сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

    Сравним основные элементы традиционного и современного уроков:

    Требования к уроку

    Традиционный урок

    Современный урок

    Объявление темы урока

    Учитель сообщает учащимся

    Учитель выдвигает перед учащимися проблему

    Сообщение целей и задач

    Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

    Совместно с учениками четко сформулировать тему, цель, задачи урока по наводящим вопросам

    Планирование

    Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

    Совместное планирование по образцу/памятке

    Практическая деятельность учащихся

    Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

    Дифференцированный подход совместно с групповыми методами подготовки

    Осуществление контроля

    Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

    Выработать критерии проверки совместно с учащимися (алгоритмы проверки)

    Осуществление коррекции

    Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

    По выявленным затруднениям учеников заполняются листы самооценки

    Оценивание учащихся

    Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

    Заполнение листов самооценки по выбранным критериям, акцентируя внимание на объективности оценивания

    Итог урока

    Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

    Рефлексия (инициатива исходит от ученика)

    Домашнее задание

    Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

    Домашние задания должны содержать креативную составляющую, которые позволят проявить ученику свои творческие возможности (не более трети от пройденного в классе)


    Современный урок это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно- ориентированный подходы в обучении к своим ученикам, а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.

    Современный урокэто не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем.

    Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

      Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.

      Знание типологии урока

      Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.

      Планирование воспитательной функции урока.

      Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

      Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

      Практическая направленность учебного процесса.

      Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

      Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

      Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.

      Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

      Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

      Включение компьютеров в педагогические технологии.

      Дифференциация домашних заданий.

      Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

      Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

      Обеспечение эстетических условий

      Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

      Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

      Технологическая карта урока – что это.

    Остановимся на одном из самых проблемных этапах урока: составлении технологической карты урока по ФГОС.

    Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

    Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

    От стиля преподавания учителя тоже многое зависит. Остановимся на этом более подробно.

    Демократический стиль деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

    Попустительский стиль деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

    Авторитарные тенденции в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

    Каждый педагог должен понимать, что качество преподавания предмета, качество знаний учащихся зависят от многого, в том числе и стиля преподавания.

    Так что же для нас современный урок?Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.

    Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

    Время «готовых» уроков постепенно отходит.Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо просто провести урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

    Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя, который должен СЛЫШАТЬ- СЛУШАТЬ-ПОНИМАТЬ.

    Положительные и отрицательные моменты введения ФГОС в систему начального образования.

    В соответствии с решением Правительства Российской Федерации был разработан стандарт общего образования, который называется «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)».

    Как утверждают авторы стандарта, он направлен на модернизацию российского образования. Однако в процессе введения и реализации ФГОС у практикующих учителей и администрации образовательной организации возникла масса нерешенных вопросов, проблем и идей по их решению.

    Прежде чем перейти к раскрытию проблем введения ФГОС, представлю основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта.

    Если сравнить стандарты первого поколения и стандарты второго поколения, то можно увидеть переход от школы формирования ЗУНов к школе формирования мышления и универсальных учебных действий, принципиальную разницу в предметном и личностном развитии ученика, в постановке целей и задач урока.

    Идея, же положенная в основу Стандарт нового поколения, заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда».

    Данная идея весьма актуальна в нашем развивающемся обществе, так как традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться.

    Целесообразность введения стандартов нового поколения кроется еще и в том, что у многих выпускников просматривается парадокс отличника. Практика показывает, что многие отличники не способны адаптироваться к реальному миру. Они знают и (теоретически) умеют больше своих сверстников, но производят впечатление менее развитого, менее самостоятельного, значительно более зависимого человека. В то время как неуспевающие ученики, наоборот, чаще добиваются в жизни большего только за счет развитых коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и т.д.

    Делаем вывод, что, за последние десятилетия в обществе произошли значительные изменения в постановке целей образования и путях их реализации. Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, но упор делается на развитие личностных и метапредметных знаний, в то время как предметным знаниям уделяется меньшее значение. И в этом самый главный минус современной системы образования. Хотелось бы уточнить основные принципы ФГОС,то есть рассказать подробнее о личностных и метапредметных результатах образования.

    Под личностными результатами образовательной деятельности в Стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе .

    К личностным результатом принято относить такие характеристики как:
    . самоопределение;
    . мотивацию к учебной деятельности;
    . любовь к семье;
    . нравственно-эстетическое оценивание;
    . патриотизм и т.д.

    Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Другими словами, метапредметные результаты - универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., то есть «делать», а не «знать».

    Исходя из этого можно выделить положительные стороны введения стандарта.

    Первый плюс - это переход от простой передачи знаний школьнику, к проектирующей творческие способности личности. Поэтому во главе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает широкое внедрение в обучение проектной и исследовательской деятельности.

    Второй плюс ФГОС - воспитательная функция. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.

    Третий плюс - преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы:

    Начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

    Основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;

    Старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне (6)

    Четвертый плюс - материально - техническая база кабинетов начальных классов соответствует требованиям ФГОС.

    Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается:

    спортивно-оздоровительная деятельность;

    духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина;

    общеинтеллектуальное развитие посредством решения специальных задач;

    социальное направление;

    общекультурное развитие.

    При этом содержание занятий составляется исходя из опыта ведущих специалистов, пожеланий родителей обучающихся и самих детей. В занятия внеурочной деятельностью входят индивидуальные занятия с логопедом (для постановки устной, письменной речи, почерка), педагогом-психологом и пр. Встреча с такого рода специалистами никогда не проходит даром, дети получают особые знания, необходимую психологическую поддержку, которую может обеспечить только настоящий профессионал. Групповые и индивидуальные консультации для школьников различного возраста проводятся экскурсии, круглые столы, секции, диспуты, конференции, олимпиады, соревнования, научные исследования. Все это позволяет оторваться от занудных учебников и максимально заинтересовать ребенка.

    А теперь представим минусы внедрения ФГОС, с которыми сталкивается учитель во время работы.

    В процессе введения ФГОС обозначились следующие проблемы:

    1. Недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно - звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно - практического и учебно - лабораторного оборудования, натуральных объектов.

    2. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий.

    3. Проблемой для школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

    Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

    Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само - рефлексии конкретной деятельности),

    Результаты учебных проектов,

    Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

    4. Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно - деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

    5. По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. А это самая основная проблема. Ведь есть ученики, которые действительно способны к такому обучению, а есть такие которые просто не могут быть самостоятельными и активными. Так же здесь возникает проблема в том, что не у всех детей есть возможность выхода в интернет в домашних условиях.

    Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Но у многих детей нет возможности даже усвоить элементарный предметные знания, когда учитель является, как и в традиционной системе, источником передачи знаний.

    Нельзя упускать тот факт, что учащиеся в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

    Следовательно, учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»

    Кроме этого, следуя требованиям нового стандарта, учителю необходимо освоить современные образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально - технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.

    Наиболее значимым минусом внедрения ФГОС в образовательный процесс является сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.

    В целом, если государство сможет выполнить свою часть обязанностей для удачного внедрения ФГОС эта система сможет стать настоящим прорывом. Преимуществ у данного стандарта много, главное правильно организовать учебный процесс. В таком случае эта задача полностью ложится на плечи ведущих педагогов, которых, к большому счастью, в нашей стране достаточно. Они смогут поэтапно внедрить ФГОС, вычленить из него плюсы и избавится от недостатков.

    Решение представленных выше проблем учителя видят в реализации следующих идей:
    . разработки учебников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
    . разработки к каждому учебнику методических рекомендаций для учителей;
    . сокращении количества учеников в классе;
    . сокращении учебной нагрузки учителей;
    . введении доплат к заработной плате учителей за курирование проектной деятельности школьников;
    . усовершенствовании образовательной среды.

    В заключении хотелось бы сказать, что высказанные в статье мысли - это всего лишь предположения. На данной стадии внедрения ФГОС наверняка ответить на вопрос: «Положительные или отрицательные результаты достигнуты введением ФГОС основного общего образования?» нельзя, до тех пор, пока Стандарт второго поколения не начнет работать в полную силу, пока не будут соблюдены все требования и нормы ФГОС.

    Список используемой литературы:

    3. Евплова Е. В. ФГОС основного общего образования: проблемы и их решение / Е.В. Евплова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 3. - С. 62-64

    4. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230 .

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г., № 1897.

    6. Каблашова О. В. Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО// Социальная сеть работников образования. - nsportal.ru .